https://st-tr.ru/arenda-jcb/ Аренда и услуги экскаваторов погрузчиков. . получить займ онлайн на карту сейчас

Просмотр аналитического материала

12.03.2003  Срок давности для налоговых взысканий
   Последовательность действий налоговиков при взыскании недоимки и пеней, а также при привлечении к ответственности такая. Если проведена выездная проверка налогоплательщика, по ее результатам составляется справка. На основании этой справки составляется акт, по которому руководитель налогового органа принимает решение. При выявлении недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога, пеней и штрафа. Если требование не исполняется в указанный в нем срок, налоговики могут в бесспорном порядке списать недоимку и пени со счетов налогоплательщика, а за взысканием штрафа обратить в суд.
   Отметим, что, если недоимку находят не после выездной проверки, а, например, после камеральной, из вышеуказанных этапов действий налоговиков исключается составление справки и акта и иногда вынесение решения (если налогоплательщика не привлекают к ответственности). Все остальные действия - без изменений.
   Для каждого из приведенных действий НК РФ установил предельные сроки.
   СОСТАВЛЕНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ АКТА
   На составление акта выездной налоговой проверки Налоговый кодекс отводит два месяца. Этот срок «стартует» с момента составления справки по результатам выездной налоговой проверки (ст. 100 НК РФ). В то же время
   
   кодекс не установил неблагоприятных последствий для налоговых органов за нарушение этого срока. К сожалению, суды также не обращают внимания на сроки составления акта выездной налоговой проверки. Поэтому волокита при составлении акта проходит для налоговиков абсолютно безнаказанно.
   После того как акт составлен, налогоплательщику даются две недели на то, чтобы представить в налоговый орган свои возражения по акту. Как только истекают эти две недели, начинается отсчет следующих 14 дней, отведенных налоговикам на вынесение решения по акту (п. б ст. 100 НК РФ).
   И вот тут уже суды пристально следят за соблюдением этого срока.
   В частности, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа заметил, что суд должен проверять, соблюден ли налоговиками срок вынесения решения даже если налогоплательщик не представлял возражений на акт проверки. Также суд пришел к выводу, что если налоговый орган пропустит 14-дневный срок для вынесения решения, то после двух недель он уже не может вынести такое решение. Иначе суд должен признать его незаконным (постановление от 18.12.2000 по делу № А56-18445/00).
   ТРЕБОВАНИЕ
   Если по результатам проверки у налогоплательщика выявлена недоимка по налогам, налоговики обяза-
   
   ны направить ему требование об уплате налога. Причем направляется оно независимо от факта привлечения налогоплательщика к ответственности (п. 2 ст. 69 НК РФ).
   На направление требования кодекс отводит налоговикам три месяца. За точку отсчета берется дата уплаты соответствующего налога, установленная в законе. Но если требование направляется по результатам налоговой проверки, срок сокращается до 10 дней и отсчитывается с момента вынесения решения по акту (ст. 70 НК РФ).
   Большинство судов придерживается мнения, что пропуск этих сроков лишает налоговиков права на бесспорное взыскание недоимки и пеней с налогоплательщика (постановление ФАС МО от 13.03.02 по делу № КА-А40/1222-02, ФАС ЗСО от 16.07.01 по делу № Ф04/2082-415/А70-2001). А если спорные суммы все-таки списаны со счетов организации, то налоговый орган обязан их вернуть организации (постановление ФАС МО от 04.01.02 по делу № КА-А40/7817-01).
   Но иногда суды в такой ситуации трактуют НК РФ по-другому. Так, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа указал, что пропуск срока для направления требования не лишает налоговиков возможности взыскать суммы недоимки и пеней в бесспорном порядке (постановление от 21.02.02 по делу № А28-5621/01-227/18). Но это решение суда скорее исключение, чем правило.
   Примечательно, что нарушение срока направления требования всего-навсего лишает налоговиков права взыскать недоимку и пени в бесспорном порядке. В этом случае налоговики могут подать исковое заявление в суд и взыскать эти суммы по судебному решению (постановление ФАС МО от 27.12.01 по делу № КА-А41/7846-01). Однако все равно нало-гивикам придется сначала направить
   
   требование об уплате налога. Без этого суд не примет исковое заявление (постановление ФАС ЗСО от 18.06.01 по делу № Ф04/1732-271/А75-2001).
   БЕССПОРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
   Если налогоплательщик не выполнил требование об уплате недоимки и пеней добровольно, налоговые органы могут списать эти суммы со счетов организации в бесспорном порядке. Для этого им надо вынести соответствующее решение. Срок, в течение которого можно принять это решение, равен 60 дням с момента истечения срока добровольной уплаты, указанной в требовании (ст. 46 НК РФ).
   В этом случае суды подтверждают, что при пропуске этого срока последствия будут такими же, как и при нарушении сроков направления требования об уплате налога.
   Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа указал, что пропуск срока на вынесение решения о бесспорном списании недоимки и пеней со счета налогоплательщика влечет за собой невозможность принятия такого решения. И для взыскания недоимки и пеней налоговикам придется обратиться в суд (постановление от 25.10.01 по делу № КА-А40/6014-01).
   В то же время в срок для принятия решения о бесспорном списании не включается период, в течение которого налоговому органу было запрещено по определению суда списывать суммы со счета налогоплательщика (постановление ФАС СЗО от 26.12.01 по делу № А05-7192/01-355/22).
   ОБРАЩЕНИЕ В СУД
   Наконец, еще один срок, которым Налоговый кодекс ограничивает налоговиков, - срок обращения в суд с иском о взыскании штрафа. На это НК РФ отводит шесть месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 115 НК РФ).
   
   Наибольшее количество споров в применении этой нормы вызывала начальная точка отсчета этого срока давности взыскания санкций. Если при выездных налоговых проверках все ясно -такой срок начинает исчисляться с момента составления акта (постановление ФАС СЗО от 03.04.02 № А05-10876/01-579/10, постановление ФАС ЗСО от 18.02.02 № Ф04/569-56/А70-2002), то при проведении камеральных проверок ясности нет.
   В феврале 2001 года судам помог Пленум ВАС РФ (постановление от 28.02.01 № 5) - он подсказал, что шестимесячный срок потем видам контроля, где акт не составляется, исчисляется со дня обнаружения правонарушения. Большинство судов восприняли эту точку зрения (постановление ФАС ЗСО от 29.10.01 по делу № Ф04/3320-1105/А45-2001, постановление ФАС СЗО от 29.05.01 № 4659).
   Но суды немного подкорректировали это разъяснение - применительно к конкретным правонарушениям и обстоятельствам их обнаружения.
   Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа указал, что срок давности при привлечении к ответственности за непредставление декларации начинает течь строго с того момента, как закончился срок, установленный законом для представления декларации (постановление от 16.05.01 по делу № КА-А40/2268-01).
   Если же правонарушение обнаружено в результате камеральной проверки, то точкой отсчета срока давности для привлечения к ответственности будет момент окончания этой проверки. Причем, как отметил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, если проверка затянулась больше, чем положено, то срок исковой давности все равно следует считать с даты, когда истекли три месяца, отведенные НК РФ на ее проведение (постановление ФАС ЗСО от 29.10.01 по делу № Ф04/3320-1105/А45-2001).

Источник: Российская налоговая карта