О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА. Постановление. Правительство Москвы. 14.06.05 439-ПП

Фрагмент документа "О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2.4. Общие принципы формирования
                       функционального дизайна

     2.4.1. Единый содержательный контекст

     С точки зрения пользователя  любой  из  компонентов  СГП,  должен
содержательно   позиционироваться,  как  элемент  единой  тематической
подсети  городских  Интернет  ресурсов.  В   этом   смысле   указанная
"содержательная    интеграция",    является    в    большей    степени
организационной,  чем технической  проблемой,  и  не  требует  больших
ресурсных    затрат    для   своего   решения.   Например,   оснащение
пользовательского интерфейса каждого из  городских  Интернет  ресурсов
простейшим  меню,  содержащим взаимоувязанные ссылки на другие ресурсы
СГП,  наличие соответствующих деклараций о  принадлежности  ресурса  к
тематической сети, общих логотипов, единой системы баннеров и т.п. уже
во многом обеспечивают единый содержательный контекст по  отношению  к
пользователю   и,   как   следствие,   повышает  общую  доступность  и
комплексность представления городской информации в сети. Очевидно, что
соблюдение    подобных   простейших   условий   является   тривиальной
технической задачей.  Более того,  не существует серьезных технических
ограничений  при  реализации более сложных схем доступа пользователя к
информации,  хранимой и актуализируемой в  рамках  различных  ресурсов
СГП:  например, использование многокомпонентного обмена между Интернет
ресурсами локально хостируемыми Web-сервисами или портлетами.
     Однако, с   организационной   точки   зрения,   даже   упомянутый
простейший вариант содержательной интеграции уже, как минимум, требует
согласования   функциональных   дизайнов  и  регламентов  эксплуатации
отдельных Интернет ресурсов.  В этой связи особо  следует  подчеркнуть
необходимость   создания  организационно  -  координирующего  рабочего
органа,  деятельность которого должна быть направлена  на  комплексное
рассмотрение  вопросов  создания  и функционирования СГП,  в том числе
связанных с соблюдением обязательных функциональных  требований  к  ее
отдельным составляющим,  обеспечивающим единый содержательный контекст
всей тематической сети,  как целого.  (Более детально задачи и функции
упомянутого   рабочего   органа  рассмотрены  в  Разделе  4  настоящей
Концепции).  При  этом  в  зависимости  от  специфики  функционального
назначения  отдельных  Интернет  ресурсов  в  общей системе конкретные
механизмы реализации указанного требования по  отношению  к  различным
компонентам СГП могут заметно различаться.  Например, применение одних
и тех же критериев оценки уровня содержательной интеграции в отношении
полнофункционального общегородского портала и Интернет ресурса системы
"Инфоград" уровня районной управы едва  ли  представляется  возможным.
Однако,  даже  в  случае  наименее  функционально  насыщенных ресурсов
наличие простейших указаний на их принадлежность  к  СГП  (деклараций,
ссылок,  общих  логотипов,  общей  системы баннеров,  и т.п.) является
абсолютно необходимым.

     2.4.2. Приоритет персонифицированных интерактивных сервисов

     Наличие в    функциональном    дизайне     городских     порталов
персонифицированных    сервисов    типа    "правительство-жители"    и
"правительство-бизнес" является основным фактором повышения уровня  их
пользовательской  посещаемости  (см.,  Раздел  1.2) и,  как следствие,
экономической эффективности  эксплуатации.  Исходя  из  этого  уже  на
начальном   этапе   формирования  СГП  при  разработке  функциональных
дизайнов порталов должен быть обеспечен  соответствующий  тематический
акцент,  хотя,  как отмечалось выше,  на этой стадии развития порталов
предоставление  реальных  Интернет  услуг  указанного  типа  не  может
реализовано практически. Предполагается, что на данном этапе указанный
тематический приоритет должен реализовываться,  в  основном,  за  счет
предоставления   справочно-информационных   (описательных)   данных  о
потенциальных сервисах,  а  также,  по  возможности,  их  практической
реализации  в  демонстрационном варианте (например,  предоставление по
запросу  электронных  копий  различных   бланков,   образцов   готовых
документов,  инструкций  по их заполнению и т.п.).  В этой связи также
крайне желательной является реализация  целевой  PR-кампании  в  среде
потенциальных  пользователей  СГП  (например,  с  помощью  организации
электронных  опросов,  голосований,  форумов,  тематических   Интернет
публикаций,   и   т.п.),   направленной  на  формирование  позитивного
отношения различных категорий пользователей к реализации основных идей
концепции "электронного правительства".
     В дальнейшем,  по  мере  прогресса  в  формировании   Метасистемы
"Электронная  Москва",  а  также  реализации мероприятий,  связанных с
практическим   внедрением    системы    удостоверяющих    центров    и
сертифицированных   электронных   подписей,   может  быть  осуществлен
постепенный ввод данных сервисов в реальную эксплуатацию (в том  числе
тех из них, которые связаны с взаимодействием в режиме "одного окна").
При этом  предполагается,  что  эффективность  внедрения  должна  быть
достаточно  высокой,  поскольку  к  этому  моменту  большинство  чисто
технических  вопросов,  связанных  с  их  обеспечением,  должны   быть
детально отработаны и верифицированы,  а пользовательское общественное
мнение достаточно подготовлено.

     2.4.3. Проблемно-ориентированный общесетевой поиск

     Как свидетельствует  зарубежный  опыт   создания   функциональных
аналогов   СГП,   реализация   эффективного   доступа   к  необходимой
пользователю информации и сервисам вне зависимости от используемого  в
качестве  "точки входа" конкретного Интернет ресурса является одним из
ключевых признаков тематической сети.  Однако  в  контексте  поиска  и
навигации  в  системах  Интернет  ресурсов,  связанных с деятельностью
правительственных    структур,    существует     ряд     специфических
детализирующих требований к типам применяемых поисковых механизмов.  В
частности,  наличие в дизайне государственных порталов  функциональных
компонент    общесетевого   поиска,   основанного   исключительно   на
тематической  классификации  информации  и  ресурсов   (например,   по
основным   сферам   жизнедеятельности   города   или   по   формальной
принадлежности информации к компетенции конкретной  структуры  власти)
считается необходимым,  но не достаточным условием их востребованности
со стороны пользователей. В настоящее время зарубежные государственные
Интернет   ресурсы  также  широко  используют  схемы  структурирования
информации,  основанные  на   проблемной   и/или   предметной   схемах
классификации  данных,  сервисов  и  ресурсов.  При  этом  применяемые
проблемно-  и   предметно-   ориентированные   системы   классификации
максимально  адаптированы к обычным (интуитивно понятным) потребностям
наиболее широкой аудитории пользователей (см. ниже). Следует заметить,
что  использование проблемно-ориентированных процедур поиска не только
не исключает,  но и в обязательном  порядке  предполагает  изначальное
наличие  и использование систем тематической классификации.  Последнее
положение качественно иллюстрируется приведенной  в  качестве  примера
принципиальной  схемой  построения  систем  проблемно  ориентированных
классификаторов городской информации.

               Принципиальная схема построения системы
              проблемно-ориентированных классификаторов
                         городской информации

----------------------------------------------------------------------
     См. подлинник.
----------------------------------------------------------------------

     С учетом   наличия   обычно   многоуровневых   логических  связей
"проблем" с различными "сферами жизнедеятельности города",  построение
и,  особенно, практическое внедрение унифицированных систем проблемной
классификации  городской  информации  представляют  собой   достаточно
сложную  техническую  и  организационную задачу.  Кроме того,  следует
подчеркнуть   необходимость   достаточно    регулярной    актуализации
проблемно-ориентированных    систем    классификации,    обусловленную
объективно высокой динамикой развития  экономики  и  социальной  сферы
крупных  городов  (в  том числе Москвы).  Поэтому предполагается,  что
внедрение    функциональных    компонент    общесетевого    проблемнои
предметно-ориентированного  поиска  информации  и сервисов должно быть
реализовано на основе  использования  единых  для  всех  ресурсов  СГП
Web-сервисов, предоставляемых соответствующими компонентами ОИС. Кроме
того,  подразумевается, что одним из назначений ОИС также должно стать
сопровождение  (в  том  числе  актуализация)  указанной единой системы
тематической,  предметной и  проблемной  классификации  (в  частности,
рубрикаторов,  словарей,  структур метаданных и т.п.) и обеспечение на
этой основе автоматического индексирования  публикуемого  на  ресурсах
СГП  контента  и  предоставляемых сервисов.  В свою очередь индексация
должна   обеспечиваться   на   основе   обязательного    использования
унифицированных структур метаданных для любых информационных объектов,
предоставляемых пользователям отдельных Интернет ресурсов  СГП.  Особо
следует выделить организационный аспект реализации указанного условия.
Очевидно,  что реализация единых поисковых компонент в  функциональном
дизайне   Интернет   ресурсов  и  обязательное  использование  для  их
обеспечения  стандартизованных  систем  классификации   информационных
объектов  (в частности,  структур метаданных) требует организационного
согласования, как b части разработки самих ресурсов, так и регламентов
их последующей эксплуатации.  В этой связи необходимо подчеркнуть, что
указанный  аспект  должен  быть  в  обязательном  порядке  отражен   в
предполагаемом  к  разработке  перечне  технических  и организационных
требований по реализации  настоящей  Концепции  в  рамках  мероприятий
ГЦПЭМ.

     2.4.4. Базовый  информационный  обмен  и  внутренняя  рейтинговая
система

     Еще одним общим принципом  формирования  функционального  дизайна
ресурсов  СГП  является  использование  различных  компонент  базового
информационного  обмена  (КБИО).  В  данном  случае  имеется  в   виду
предоставление   пользователям   различных   Интернет   ресурсов   СГП
синхронного доступа к идентичной информации (включая,  в  перспективе,
интерактивные Web-сервисы), которая является наиболее актуальной и/или
востребованной на текущий момент времени.  Как правило, это - наиболее
важные  событийно  -  новостные  блоки,  имеющие  большой общественный
резонанс,  анонсы различных  мероприятий  или  событий  общегородского
масштаба,  актуальные  тематические  материалы  и т.д.  Кроме того,  в
практике  функционирования  зарубежных  функциональных  аналогов   СГП
широко    используются   динамически   обновляемые   анонсы   наиболее
востребованных сервисов типа "правительство - жители", предоставляемых
различными Интернет ресурсами общей системы порталов.  Важно отметить,
что указанные анонсы обычно реализуются  в  виде  основных,  постоянно
отображаемых   элементов   стартовой   страницы   Интернет   ресурсов,
подчеркивая   тем   самым   основной   приоритет   их   содержательной
направленности.
     Как известно,  чисто  технически  существует   достаточно   много
различных  механизмов,  обеспечивающих  базовый  (в  указанном смысле)
информационный обмен между различными составляющими тематической сети.
Однако   с   организационной   и  технической  точек  зрения  наиболее
оптимальной представляется  технология,  основанная  на  использовании
данных  внутренней  (т.е.  действующей  только  в рамках ресурсов СГП)
рейтинговой системы.  Создание  и  практическое  использование  данной
системы   определяется   в  качестве  одного  из  необходимых  условий
эффективного  формирования  СГП.   Предполагается,   что   обеспечение
функционирования  указанной  системы в рамках СГП также является одним
из  назначений  ОИС.  Следует  отметить,   что   технические   аспекты
реализации   такой  системы  не  являются  критическими,  поскольку  в
настоящее время в российском  сегменте  Интернет  они  уже  достаточно
хорошо   проработаны   и,   следовательно,   разработка   и  внедрения
внутреннего   рейтингового   сервиса   СГП   не   должны   потребовать
значительных ресурсных затрат.  Однако организационная реализация, как
самой рейтинговой системы,  так и технологии использования  ее  данных
для эффективного обеспечения КБИО требует соответствующих согласований
при разработке и последующей эксплуатации отдельных Интернет  ресурсов
СГП.   Предполагается,   что   указанный   аспект  должен  быть  также
соответствующим   образом   отражен   в    перечне    технических    и
организационных  требований по реализации настоящей Концепции в рамках
мероприятий ГЦПЭМ.

Фрагмент документа "О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа