Фрагмент документа "О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА".
2.3. Режимы формирования и развития СГП 2.3.1. Стадийность развития Как свидетельствует зарубежный опыт создания и эксплуатации систем, содержательно и функционально подобных СГП, наиболее эффективной стратегией их практического формирования является стадийная интеграция. Это, прежде всего, диктуется естественным многообразием возможных информационных взаимодействий различных категорий пользователей (жителей, бизнеса, приезжих) с отдельными структурами достаточно сложной системы городской власти и хозяйства. Кроме того, сама административно-хозяйственная система крупного города обычно находится в постоянном, достаточно динамичном процессе усовершенствования и структурной оптимизации. В частности, сегодняшняя динамика развития экономики и социальной сферы крупных городов объективно обуславливает необходимость быстрого организационного реагирования на постоянно изменяющие условия и требования. В результате, в системе власти и хозяйствования достаточно оперативно происходят как структурные изменения, так и перераспределение функций между различными структурами. В этом смысле административно - хозяйственная структура Москвы, естественно, не является исключением. Поэтому формирование СГП на основе изначально жесткой, иерархической логики (т.е., сразу как единой, функционально сложной и широкомасштабной системы) едва ли представляется оптимальным. Такой подход труднореализуем как с технической, так и финансовой точек зрения. Также важно, что принцип эволюционного (стадийного) развития представляется наиболее приемлемым и по отношению к функциональному дизайну отдельных порталов системы, особенно, если учесть, что одними из ключевых их элементов должны в перспективе стать интерактивные пользовательские сервисы типа "правительство - жители" и "правительство - бизнес". В этом смысле дополнительным аргументом в пользу стадийности развития является то, что практическая разработка указанных сервисов должна быть неизбежно увязана с результатами и динамикой формирования Метасистемы "Электронная Москва". Т.е. СГП рассматривается в качестве гибкой, эволюционно формируемой структуры Интернет ресурсов, органично связанной с результатами реализации основных мероприятий ГЦПЭМ и, в частности, этапами развития МЭМ. В этой связи рассматриваются три условных этапа развития СГП. Предполагается, что по завершению каждого из этапов (стадий) должно происходить качественное повышение уровня функциональности, как отдельных порталов, так и всей структуры СГП в целом. Указанный подход может быть условно проиллюстрирован с помощью представленной ниже качественной диаграммы стадийного развития функциональности городских порталов. Условные стадии формирования системы городских порталов ---------------------------------------------------------------------- См. подлинник. ---------------------------------------------------------------------- На начальном этапе предлагается интеграция городских Интернет ресурсов, не предполагающая использование функциональных возможностей МЭМ и основанная на мероприятиях, не требующих значительных ресурсных затрат. Основным практическим результатом данного этапа должно стать повышение уровней общей доступности и комплексности представления городской информации в Интернет за счет оснащения функциональных дизайнов всех Интернет ресурсов СГП: - простейшими функциональными элементами, обеспечивающими единый содержательный контекст СГП (в частности, элементами, содержащими взаимоувязанные ссылки на другие ресурсы СГП, соответствующими декларациями о принадлежности ресурса к тематической сети, общими логотипами, единой системой баннеров и т.п., см. подробнее Раздел 2.4.1); - функциональными компонентами, обеспечивающими тематический, а также предметно- и проблемно-ориентированный поиск информации и услуг в рамках всех включаемых в СГП Интернет ресурсов (см. Раздел 2.4.3); - функциональными компонентами базового информационного обмена СГП, в том числе формируемыми на основе данных внутренней рейтинговой системы СГП (см. Раздел 2.4.3); Второй этап предполагает реализацию в функциональных дизайнах отдельных Интернет ресурсов СГП персонифицированных интерактивных услуг по схеме "отдельный Интернет ресурс - пользователь". Основным практическим результатом этапа должна стать отработка и практическая реализация единых технологических и организационных механизмов предоставления услуг на основе функциональных возможностей МЭМ, включая единые процедуры авторизации пользователей и обеспечение режимов информационной безопасности. Наконец, третий этап предусматривает построение единого информационного пространства СГП, включая возможность перехода от одной услуги к другой без необходимости повторной авторизации пользователя, т.е. предоставление комплекса сервисов, функционально сходных с режимом "одного окна". На этом уровне развития СГП первостепенное значение приобретает реализация организационных механизмов согласованного взаимодействия операторов локальных ИС порталов, соответствующих ведомственных ИС городских структур и МЭМ, а также обеспечение интероперабельности процедур поиска, навигации, авторизации пользователей, соблюдения режима информационной безопасности. 2.3.2. Относительная автономность Интернет ресурсов Как отмечалось, в перспективе СГП рассматривается в качестве основного инструментального средства для предоставления Интернет пользователям информации и интерактивных услуг на основе информационных ресурсов формируемой МЭМ. В то же время одним из основных принципов ее формирования должна стать относительная автономность локальных информационных систем (ИС), обеспечивающих информационное наполнение отдельных Интернет ресурсов. Т.е. наряду с публикацией информации и предоставлением услуг, основанных на использовании информационных ресурсов МЭМ, на всех этапах развития СГП предполагается наличие части информационного наполнения, формируемой и актуализируемой соответствующими редакциями непосредственно в рамках локальных ИС городских Интернет ресурсов. Подобная относительная автономность не представляется критическим ограничением, препятствующим практической интеграции ресурсов в единую систему, причем как с технической, так и с организационной точек зрения. В пользу этого свидетельствует положительный опыт создания и эксплуатации зарубежных функциональных аналогов СГП, подавляющая часть Интернет ресурсов которых публикует существенную часть контента, связанную с относительно автономными локальными ИС и актуализируемую непосредственно соответствующим персоналом отдельной городской структуры или уполномоченным оператором. При этом практика непосредственного использования контента локальных информационных систем не исключает создание и коллективную эксплуатацию общих dataцентров, в которых содержится и актуализируется информация, потенциально востребованная многими или всеми Интернет ресурсами, составляющими систему. Это, например, официально классифицируемая адресная информация, относящаяся к объектам городской администрации и хозяйства, предприятиям торговли, сферы услуг, жилым зданиям, различные географические и транспортные схемы, публичная городская статистика и нормативно-правовые документы, и т.п. Другими словами, в идеальной ситуации это - вся официально и легитимно актуализированная "общегородская информация", пригодная с юридической точки зрения для публичного использования. (Достаточно очевидно, что указанный data-центр не должен содержать потенциально закрытую информацию, например персонального и отраслевого характера). Важно отметить, что подобные информационные системы общего пользования эксплуатируются одним, эксклюзивно уполномоченным городской властью оператором, обеспечивающим информационное взаимодействие с локальными ИС отдельных порталов и связанными с ними ведомственными ИС. В этом контексте наличие общего data-центра СГП (т.е. МЭМ и ее узко специализированных к потребностям СГП компонент, в частности, общепортальной информационной системы - ОИС) не противоречит принципу относительной автономности локальных систем: МЭМ ни организационно, ни технологически не используется в качестве интегрирующего ядра, по отношению к которому локальные ИС Интернет ресурсов являются лишь распределенными компонентами. В данном случае ОИС, как специализированный компонент МЭМ (см. далее), рассматривается лишь как обязательное технологическое звено, необходимое для обеспечения информационного взаимодействия различных Интернет ресурсов, составляющих СГП (см., подробнее, в Разделе 3). Следует подчеркнуть, что в недалеком прошлом в рамках отдельных зарубежных проектов предпринимались попытки создания систем городских Интернет ресурсов, основанных исключительно на использовании единой (интегрированной) информационной системы, различные блоки которой согласованно актуализируются либо meonqpedqrbemmn отдельными городскими структурами, либо их уполномоченными операторами. Очевидно, что с чисто технической точки зрения, подобный подход представлялся весьма перспективным, поскольку предполагал полную технологическую унификацию и, в конечном итоге, фактическое слияние всех информационных систем, связанных с обеспечением официального Интернет представительства и предоставлением услуг со стороны городских административных и хозяйственных структур. Более того, в отдельных случаях подобные "гипер-системы" даже были реализованы в виде демонстрационных версий (как, например, в случае начальной версии городского портала Сингапура). Однако переход в режим реальной эксплуатации и развития подобных систем оказался практически невозможным, причем не только по технико-экономическим и организационным причинам, но также и по соображениям юридически - правового характера, связанным с обеспечением информационной безопасности и соблюдением гуманитарных прав личности. Именно поэтому современная зарубежная практика создания систем официальных правительственных Интернет ресурсов основывается на принципе относительной автономности ее составляющих. При этом, наряду с вопросами оптимизации информационного взаимодействия локальных ИС и общих data-центров (см. Раздел 2.5), важным аспектом формирования указанных систем является обязательное соблюдение общих принципов формирования функционального дизайна отдельных Интернет ресурсов, включаемых в общую тематическую структуру. |
Фрагмент документа "О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА".