Фрагмент документа "ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ".
Пункт 4 52. Облегченная процедура приобретения гражданства должна быть предусмотрена для всех лиц, принадлежащих к одной из категорий, перечисленных в подпунктах "a" - "g". Это касается не только натурализации, но и других форм приобретения гражданства, таких, как приобретение ex lege <11>. Для соблюдения положений данного пункта государству-участнику достаточно обеспечить льготные условия для приобретения гражданства лицами, принадлежащими к одной из категорий, перечисленных в упомянутых подпунктах. Примерами льготных условий являются сокращение продолжительности необходимого постоянного проживания, менее жесткие требования к знанию языка, упрощенная процедура, более низкие процессуальные сборы. За государствами-участниками все же сохраняется дискреционное право решать, предоставлять ли свое гражданство таким заявителям. Тем государствам, в которых обычно выдвигаемые условия уже являются весьма льготными (например, непродолжительный период постоянного проживания для всех лиц, подавших заявление о натурализации), не требуется принимать никаких дополнительных мер. -------------------------------- <11> См. также главу VI, ниже, о правопреемстве государств и гражданстве. 53. Что касается супругов, упомянутых в подпункте "a", то следует напомнить, что уже в 1977 году в своей Резолюции (77) 12 о гражданстве супругов, имеющих разное гражданство, Комитет министров Совета Европы рекомендовал, чтобы супругу-иностранцу или супруге-иностранке предоставлялся более благоприятный режим в целях содействия приобретению гражданства супруга / супруги. 54. Термин "усыновленные дети" в подпункте "d" охватывает случаи усыновления в соответствии с внутренним законодательством государства-участника и случаи усыновления, осуществленного за рубежом и признаваемого внутренним законодательством государства-участника. В этой связи делается ссылка на статью 11 Европейской конвенции 1967 года об усыновлении детей (ETS N 58), которая требует от участников этой Конвенции облегчать приобретение своего гражданства детьми, усыновленными их гражданами. 55. Подпункты "e" и "f" охватывают заявления преимущественно мигрантов второго и третьего поколений. Они в большей степени способны интегрироваться в жизнь общества принимающего государства в силу того, что они провели часть или все свое детство на территории этого государства, и поэтому им должна быть предоставлена возможность приобретения гражданства по упрощенной процедуре (см. в этой связи Второй протокол о поправках к Конвенции 1963 года). Государство-участник может ограничить сроки представления заявлений в соответствии с такой упрощенной процедурой приобретения гражданства. 56. Термин "признанные беженцы" в подпункте "g" охватывает - но не ограничивается этим - беженцев, признанных таковыми по Женевской конвенции 1951 года о статусе беженцев и Протоколу 1967 года к ней. Государства-участники вправе включить в эту группу другие категории беженцев. Статья 34 Конвенции 1951 года также предусматривает упрощенную процедуру приобретения гражданства признанными беженцами. 57. Лица, которые намеренно стали лицами без гражданства, независимо от принципов, закрепленных в Конвенции (например, лица, являющиеся выходцами из государства, внутреннее законодательство которого, в нарушение статьи 8 настоящей Конвенции, допускает отказ от гражданства без предварительного получения другого гражданства), не имеют права на получение гражданства по упрощенной процедуре. |
Фрагмент документа "ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ".