О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 30.11.2004). Постановление. Правительство Москвы. 20.04.04 245-ПП

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 30.11.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2.1. Состояние и проблемы развития потребительского
                            рынка и услуг

     Потребительский  рынок  города  Москвы  функционирует как одна из
составных   частей   единого   комплекса   городского   хозяйства.   В
деятельности  потребительского  рынка, обеспечивающего сферу конечного
потребления   населением  товаров  и  услуг,  находят  свое  отражение
социальные  и экономические проблемы мегаполиса, численность населения
которого  с  учетом  гостей столицы составляет порядка 12 млн. человек
или  около  8%  всего населения России. При этом удельный вес Москвы в
объемных  показателях  розничного  товарооборота  Российской Федерации
составляет  (по  данным  за  2003  год)  28%, оборота оптовой торговли
потребительскими товарами - 37%, реализации бытовых услуг - 17%.
     Московская региональная система торгового и бытового обслуживания
является  крупнейшей  в  России  и  насчитывает  в  своем  составе (по
состоянию  на  01.01.2004)  36,2  тыс.  предприятий  (торговли - 27,1,
общественного питания - 8,9 и бытового обслуживания - 6,2 тысячи), 135
рынков, 22 тыс. объектов мелкорозничной сети.
     В  сфере  торговли,  общественного питания и бытовых услуг занято
1,3   млн.  человек,  или  каждый  четвертый  работающий  в  городском
хозяйстве Москвы.
     В результате приватизации и коммерциализации ведущее положение на
потребительском  рынке  занял  сектор частного предпринимательства, на
долю  которого приходится более 99% от общих объемов оборота розничной
торговли  и  реализации  бытовых услуг. В новых экономических условиях
главными  средствами  взаимодействия  органов государственной власти с
субъектами хозяйственной деятельности в сфере потребительского рынка и
услуг    стали   методы   координации,   правового   регулирования   и
саморегулирования  участников  экономических  отношений, использование
информационно-коммуникационных технологий.
     Выполнение   задач   социально-экономического   развития  города,
установленных   Программой  Правительства  Москвы  на  2003  год  <*>,
обеспечило  рост  реальных  доходов москвичей на 126,0% по сравнению с
уровнем  2002  года. Денежные расходы населения (с учетом приезжих) на
покупку  товаров  и  оплату  услуг  на  территории  Москвы  возросли в
фактических    ценах   на   28,6%.   При   этом   весь   предъявленный
платежеспособный  спрос населения был полностью обеспечен предложением
основных потребительских товаров, торговых и бытовых услуг.

-----------------------------------
     <*> Постановление Правительства Москвы от 31.12.2002 N 1080-ПП.

     Объем  оборота  розничной  торговли  во всех каналах реализации в
Москве в 2003 году составил 1179,0 млрд. руб., что на 113,9% превысило
в   фактических  ценах  соответствующий  показатель  2002  года,  а  в
сопоставимых  ценах обеспечило рост на 104,1% (2002 г. - 103,1%). Доля
организованного   рынка  в  формировании  оборота  розничной  торговли
возросла  до 74% против 71% в 2000 году (крупные и средние предприятия
и организации - 25%, субъекты малого предпринимательства - 49%).
     В     структуре    розничного    товарооборота    удельный    вес
продовольственных    товаров    в    общем    объеме   составил   41%,
непродовольственных - 59%.
     На  крупных  торговых  предприятиях  Москвы  число ассортиментных
разновидностей    продовольственных    товаров   превысило   10   тыс.
наименований, промышленных - 30 тыс. наименований.
     Объем  товарооборота  общественного  питания в 2003 году составил
40,9 млрд. руб. и превысил показатели 2002 года в фактических ценах на
25,3%, а в сопоставимых ценах - на 0,1%.
     Объем  бытовых  услуг  населению  составил в 2003 году 29,2 млрд.
руб., что в сопоставимых ценах на 1,4% выше уровня 2002 года.
     По   сравнению  с  началом  90-х  годов  удвоилась  емкость  сети
предприятий   торговли,   общественного   питания   и  бытовых  услуг,
значительно   повысились   показатели   обеспеченности  сети,  которые
составляют  в  настоящее  время  в  части  торговых площадей 487 кв. м
торговых площадей (или общих 950 кв. м) в расчете на 1000 жителей.
     На основе развития материально-технической базы отрасли повысился
технический  уровень  торгового  и  бытового обслуживания. В 2003 году
введено  в  строй 2224 новых предприятия, в том числе 1332 - торговли,
365  -  общественного  питания, 423 - бытового обслуживания населения,
104  многопрофильных комплекса, и др. Реконструировано 931 предприятие
потребительского рынка. Потребительский рынок Москвы обеспечил высокую
привлекательность   для   вложений   капиталов   и   их   эффективного
использования.
     С  вводом  новых  объектов  несколько  улучшилось территориальное
размещение  сети предприятий потребительского рынка и услуг по районам
города (Южный, Юго-Восточный административные округа и др.).
     В   развитие  Генерального  плана  города  Правительством  Москвы
утверждены  Генеральная  схема  размещения  крупных  торговых объектов
городского значения до 2020 года и механизм ее реализации, что в корне
меняет сложившиеся подходы к развитию инфраструктуры отрасли торговли.
Определение  стратегии  ее градостроительного размещения на длительную
перспективу  приобретает  особую  актуальность  в  связи  с тем, что в
Москву  пришли  лидеры  мировой  торговли, такие как "Метро", "Спар" и
многие другие.
     Определенные   структурные   изменения   происходили   в  секторе
неорганизованной  торговли.  Они  были  связаны с упорядочением работы
сети  рынков,  а  также объектов мелкорозничной торговли на территории
Москвы.   За   период  2000-2003  гг.  общее  число  рынков  в  городе
сократилось с 240 до 135.
     В Москве широко внедряются лучшие мировые стандарты и технологии,
связанные   с   сетевыми  формами  организации  торгового  и  бытового
обслуживания.  Продолжают развиваться крупные торговые сети, такие как
"Седьмой   континент",  "Перекресток",  "Рамстор",  "БИН",  "Копейка",
"ДИКСИ"  и  др.  Сетевые  структуры,  в  том  числе  с  использованием
механизма  франчайзинга,  формируются в общественном питании и бытовом
обслуживании  населения  ("Елки-палки",  "Русское  бистро", "Ростикс",
"БФТ-Диана", "Лисичка", "А-Айсберг", "Алина-сервис" и др.). На сетевых
принципах   организации   строится   работа  магазинов  сниженных  цен
(дискаунтов), магазинов по предварительным заказам населения "Утконос"
и других видов социально ориентированных предприятий торговли.
     Развивается    нормативно-правовая    база    предпринимательской
деятельности,  призванная обеспечить защиту прав предпринимателей. Для
реализации недавно принятых федеральных законов в области технического
регулирования,  упорядочения  деятельности  контролирующих  органов  и
пресечения   необоснованных   административных   барьеров   необходимы
разработка  и  внедрение  новых  механизмов,  форм  и методов контроля
качества  и  безопасности  товаров  и  услуг, кардинальная перестройка
работы  контролирующих  и  надзорных  органов в сфере потребительского
рынка,   предусматривающая   оптимизацию   контрольной   деятельности,
сокращение  числа  контролирующих органов и устранение дублирования их
деятельности.
     Заметно   улучшилось   экономическое   положение   предприятий  и
организаций  потребительского  рынка  и услуг. Об этом свидетельствует
рост  налоговых  поступлений в городской бюджет по отрасли "Торговля и
общественное  питание",  которые составили в 2003 году 28,8 млрд. руб.
Доля предприятий торговли и общественного питания в доходах городского
бюджета составляет порядка 17,4%.
     Состояние  и  тенденции  развития  потребительского рынка и услуг
свидетельствуют  также  о  наличии  ряда  серьезных проблем, требующих
своего решения в рассматриваемой перспективе (2004-2006 гг.).
     На  фоне  роста  по  сравнению  с дореформенным периодом в семьях
москвичей  среднедушевого  потребления  большинства основных продуктов
питания  и  уровня  обеспеченности  горожан  в расчете на 1000 жителей
основными    потребительскими    товарами    длительного   пользования
(телевизоры,  холодильники,  стиральные  машины  и  т.д.)  имеет место
заметное    снижение    уровней   среднедушевого   потребления   услуг
общественного питания и бытового обслуживания.
     При очевидном замедлении темпов инфляции на потребительском рынке
в  последние  годы  ее  уровень  остается еще достаточно значительным.
Сводный  индекс потребительских цен на товары и услуги в Москве в 2003
году составил 113,0%.
     По   стоимости   жизни   Москва   относится   к  числу  "дорогих"
городов-мегаполисов  в мире, а московский прожиточный минимум является
одним  из самых высоких в Российской Федерации. Стоимость минимального
набора  продуктов  питания,  входящих  в  потребительскую корзину (для
мужчин  трудоспособного  возраста),  рассчитанного по среднероссийским
нормам  потребления,  оценивалась в конце декабря 2003 года в Москве в
1373 руб. 75 коп. и возросла по сравнению с началом года на 7,9%.
     Имеет  место  существенная  (до  15-20%)  дифференциация  цен  на
одноименные  товары,  в том числе первой необходимости, по территориям
административных округов города.
     Рост потребительских цен во многом обусловлен факторами, лежащими
в  сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых
услуг.  В  их числе высокие издержки обращения, наличие многочисленных
посредников,   высокая   импортная   зависимость  по  отдельным  видам
потребительских  товаров  ("наведенная"  инфляция,  связанная с ростом
курса  евро  по  отношению  к  рублю), недостаточная конкуренция между
предприятиями   на  локальном  уровне  в  случае  низкой  насыщенности
торговой сети и др.
     С  учетом  того,  что  одна  пятая  часть  населения Москвы имеет
денежные  доходы  ниже прожиточного минимума, одной из главных проблем
развития  потребительского  рынка города в рассматриваемой перспективе
является  обеспечение  экономической  (ценовой)  доступности товаров и
услуг для всех социальных групп населения.
     Поскольку  механизмы  рыночного саморегулирования эффективны лишь
для  покрытия  спроса  и  удовлетворения потребностей социальных групп
населения   с   высоким   и  средним  уровнями  доходов,  в  отношении
малообеспеченных  категорий  граждан  должны  быть реализованы меры их
прямой  адресной  поддержки,  а  также  мероприятия  по  приоритетному
развитию   социально   ориентированной   сети   торгового  и  бытового
обслуживания.
     При  высоких  темпах  развития  сети предприятий потребительского
рынка  и  услуг достигнутый уровень обеспеченности населения торговыми
площадями  в  Москве  еще заметно отстает от аналогичного показателя в
крупных  европейских  столицах, который превышает 1000 кв. м в расчете
на  1000  жителей.  Это  свидетельствует  о необходимости интенсивного
роста  емкости  торговой сети в городе в рассматриваемой перспективе и
наличии значительного потенциала для такого роста.
     Сложившееся  размещение объектов потребительского рынка и услуг в
Москве   не   полностью   отвечает   потребностям   населения.  Органы
территориального  и  городского  управления не реализуют в полной мере
свои  функции  по  сохранению  профиля  социально  значимых  объектов,
расположенных  в  пределах  пешеходной  доступности.  В  новых районах
города  ощущается  дефицит  стационарной  сети  торгового  и  бытового
обслуживания.  Продолжается вымывание объектов, предоставляющих товары
и услуги повседневного спроса, в центральной части города и на крупных
магистралях   городского   значения.   Недостаточно  развивается  сеть
небольших   магазинов   социально  гарантированного  уровня  торгового
обслуживания в местах проживания москвичей.
     По-прежнему    актуальной    остается   проблема   обеспеченности
предприятий  потребительского  рынка  и  услуг,  в  том  числе крупных
торговых объектов, автостоянками и парковками. В этих условиях в число
главных проблем перспективного развития потребительского рынка и услуг
входит  задача обеспечения территориальной доступности товаров и услуг
во   всех   районах   города   на   уровне   не   ниже   установленных
градостроительных и социальных стандартов (нормативов) обслуживания.
     Проблемы  в  сфере  имущественно-земельных отношений, связанные в
том числе с выделением земельных участков, замедляют процессы создания
в  городе  сетевых  распределительных  центров, магазинов-складов типа
"Кэш  энд  Кэрри"  и  других  крупных  торговых объектов в зоне МКАД и
третьего  транспортного  кольца.  Развитие социально значимых объектов
потребительского   рынка  и  услуг  сдерживается  из-за  трудностей  с
выделением нежилых помещений.
     Не  завершены  до конца процессы структурной перестройки оптового
звена  торговли  продовольственными товарами, направленные на создание
цивилизованного  конкурентного  оптового  рынка.  Неудовлетворительное
состояние   оптовой  торговли  непродовольственными  товарами  (состав
операторов,   система  товародвижения  и  др.)  требует  разработки  и
реализации   среднесрочной   городской   целевой   программы  развития
непродовольственного опта.
     Общей  стратегической  задачей для всех секторов потребительского
рынка  является  обеспечение  качества и безопасности товаров и услуг.
Наиболее  остро  она  стоит  в сфере неорганизованной торговли. Именно
здесь  -  на рынках и в мелкорозничной сети реализуется основная масса
фальсифицированной  и  некачественной продукции, доля которой, судя по
результатам  проверок,  проводимых контролирующими органами, достигает
по   отдельным  группам  товаров  (аудио-  и  видеопродукция)  75-90%.
Существование  "теневых"  каналов  товародвижения,  тесно  связанных с
неорганизованной  торговлей,  выводит  из  системы контроля качества и
безопасности,   а   также   налогового  контроля  значительные  объемы
потребительских товаров.
     В  целом  итоги  развития  потребительского  рынка и услуг города
Москвы  свидетельствуют  о  наличии  предпосылок  для  его дальнейшего
динамичного  качественного  и  количественного  роста на среднесрочную
перспективу.

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 30.11.2004)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа