О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 30.11.2004). Постановление. Правительство Москвы. 20.04.04 245-ПП

Оглавление


Страницы: 1  2  3  4  5  6  



       О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
            РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ
                       (Редакция на 30.11.2004)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          20 апреля 2004 г.
                               N 245-ПП

                                (ЮИАИ)


   

     В  соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 29 июля
2003  года  N  632-ПП  "Об основных направлениях реализации социальной
политики  в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006
года"  и  от  30 декабря 2003 года N 1109-ПП "О предварительных итогах
выполнения  Программы  Правительства  Москвы  за  2003 год и Программе
Правительства  Москвы  на  2004  год",  в  целях  дальнейшего развития
потребительского  рынка  и  услуг  города  Москвы Правительство Москвы
постановляет:
     1.     Утвердить    Городскую    целевую    программу    развития
потребительского  рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы (далее
- Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
     2.  Департаменту  потребительского  рынка  и  услуг города Москвы
совместно  с  департаментами,  комитетами, управлениями и префектурами
административных  округов города Москвы, задействованными в реализации
Программы,   в  двухмесячный  срок  разработать  план  организационных
мероприятий по реализации Программы.
     Установить,   что   участники  реализации  мероприятий  Программы
представляют  в  Департамент  потребительского  рынка  и  услуг города
Москвы  ежегодно  до  10  июля и до 10 января полугодовую информацию о
ходе ее выполнения в установленном порядке.
     Координацию  работы по организации выполнения заданий Программы и
представление  в  Правительство  Москвы  обобщенной  информации о ходе
выполнения Программы возложить на Департамент потребительского рынка и
услуг города Москвы.
     3.    Префектурам   административных   округов   города   Москвы,
Москомархитектуре  совместно  с Департаментом потребительского рынка и
услуг  города  Москвы  и  Департаментом  поддержки  и  развития малого
предпринимательства города Москвы завершить в срок до 1 июля 2004 года
определение     функционального    назначения    нежилых    помещений,
расположенных  на  первых этажах строящихся жилых домов, планируемых к
сдаче в эксплуатацию в 2004-2006 годах.
     4. Департаменту имущества города Москвы:
     4.1.  Совместно  с  Департаментом  потребительского рынка и услуг
города   Москвы   и   Департаментом   поддержки   и   развития  малого
предпринимательства  города Москвы до 1 июля 2004 года разработать и в
установленном   порядке  утвердить  Порядок  предоставления  в  аренду
нежилых  помещений,  расположенных  на  первых этажах жилых домов, для
открытия предприятий потребительского рынка и услуг.
     4.2.  Обеспечить  сдачу  в  аренду  без  права перепрофилирования
нежилых    помещений    в   строгом   соответствии   с   установленным
функциональным  назначением,  предусмотрев предоставление не менее 50%
площадей    указанных    помещений    в    аренду   субъектам   малого
предпринимательства города Москвы.
     5.  Москомархитектуре,  Департаменту  градостроительной политики,
развития   и  реконструкции  города  Москвы  с  участием  Департамента
потребительского    рынка    и    услуг   города   Москвы,   префектур
административных  округов  города  Москвы ежегодно составлять адресные
перечни  объектов нового строительства для формирования инвестиционных
программ развития отрасли с целью разработки за счет бюджетных средств
предпроектной  и  исходно-разрешительной  документации  обеспечения на
системной основе конкурсного подбора инвесторов для строительства этих
объектов.
     6.   Государственной   городской   инспекции   по   контролю   за
использованием  объектов  нежилого  фонда  города  Москвы  с  участием
Департамента  потребительского  рынка  и  услуг города Москвы и других
заинтересованных   организаций   в   течение  2004  года  организовать
проведение  проверок использования нежилых помещений, сданных в аренду
для размещения продовольственных магазинов и других социально значимых
предприятий потребительского рынка и услуг.
     7. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы:
     7.1.  При  участии Департамента экономической политики и развития
города  Москвы  и  ГУП  "Московский  социальный  регистр" организовать
строгий   учет   льгот,   предоставляемых  населению  аккредитованными
магазинами  в соответствии с п. 21.2 настоящего постановления, а также
определить    количество    граждан,   реально   пользующихся   правом
приобретения товаров по сниженным ценам.
     7.2.   До   1   октября   2004  года  представить  в  Департамент
экономической  политики  и  развития  города  Москвы  итоги исполнения
поручения   по  п.  7.1  настоящего  постановления  и  предложения  по
совершенствованию льготного обслуживания населения в сфере торговли.
     8.  Департаменту  потребительского  рынка  и  услуг города Москвы
совместно  с  префектурами  административных  округов  города Москвы в
течение  2004 года внести на рассмотрение Межведомственной комиссии по
вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы предложения о
перспективе   дальнейшего  функционирования  рынков  (приложение  4  к
Программе)   с   учетом   завершения   к   2006  году  мероприятий  по
преобразованию их в современные торговые предприятия.
     9.  Москомархитектуре  при  разработке  проектной документации на
строительство  и  реконструкцию торговых комплексов, строящихся взамен
рынков,  согласовывать  технологическую  часть технического задания на
проектирование  с  Департаментом потребительского рынка и услуг города
Москвы.
     10.  Департаменту  потребительского  рынка  и услуг города Москвы
совместно  с  префектурами  административных  округов  города  Москвы,
Департаментом  земельных  ресурсов города Москвы, Москомархитектурой и
другими  заинтересованными  организациями в первом полугодии 2004 года
провести  обследование торговых объектов (торговых центров, ярмарочных
комплексов  и  др.)  с  целью  выявления  предприятий,  не  отвечающих
архитектурно-эстетическим  нормам,  а также требованиям по организации
торгового    процесса,   применению   современных   форм   и   методов
обслуживания, прогрессивных технологий и т.д.
     Результаты     обследования     направить     на     рассмотрение
Межведомственной  комиссии  по  вопросам  потребительского  рынка  при
Правительстве Москвы.
     11.     Одобрить    инициативу    префектуры    Северо-Восточного
административного     округа     города    Москвы    по    организации
специализированного   рынка   по   реализации   гражданами   бывших  в
употреблении товаров около платформы Марк.
     12. Префектурам административных округов города Москвы:
     12.1.  Проработать  вопросы создания специализированных рынков по
реализации  гражданами бывших в употреблении товаров ("сэконд хэнд") и
до   1   июля  2004  года  внести  предложения  по  их  размещению  на
рассмотрение  Межведомственной  комиссии  по вопросам потребительского
рынка при Правительстве Москвы.
     12.2.  В целях расширения межрегиональных связей принять меры для
развития  "ярмарок  выходного  дня"  по  продаже  москвичам  товаров в
широким  ассортименте  непосредственно  производителями  продукции  из
регионов России.
     13.  Департаменту  потребительского  рынка  и услуг города Москвы
совместно   с  префектурами  административных  округов  города  Москвы
рассмотреть  вопрос  о  привлечении  средств инвесторов для реализации
постановления  Правительства  Москвы  от  11  июня  1996 года N 493 "О
стабилизации  работы  бань и банно-прачечных комбинатов в г. Москве" в
части  строительства  и  реконструкции  муниципальных  бань  и  внести
предложения в Правительство Москвы.
     14.  Москомархитектуре при участии ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" по
заказу Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы:
     14.1.   В  2005  году  провести  актуализацию  Генеральной  схемы
размещения   крупных   торговых   объектов   городского  назначения  в
соответствии  с  п.  4.1.3 постановления Правительства Москвы от 8 мая
2001  года  N  436-ПП  "Об  утверждении  Генеральной  схемы размещения
крупных  торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года и
механизме ее реализации".
     14.2.   До   1   апреля  2005  года  разработать  и  утвердить  в
установленном   порядке   дифференцированные   нормативы   развития  и
размещения  сети  предприятий  питания  по районам Москвы, в том числе
предприятий быстрого питания.
     14.3.   До   1   апреля  2005  года  разработать  и  утвердить  в
установленном   порядке   дифференцированные   нормативы   развития  и
размещения сети предприятий бытового обслуживания по районам Москвы, в
том числе социально гарантированного уровня обслуживания.
     15.  Департаменту  потребительского рынка и услуг города Москвы в
развитие   Программы   внести  на  рассмотрение  Правительства  Москвы
вопросы:
     15.1.    О   совершенствовании   организации   питания   учащихся
общеобразовательных  учреждений  города  Москвы  на 2004-2006 годы (II
квартал 2004 года).
     15.2.   О   мерах   по   развитию   в   Москве  сети  предприятий
потребительского рынка и услуг "шаговой доступности" на 2004-2006 годы
(III  квартал  2004  года)  совместно  с префектурами административных
округов города Москвы.
     15.3.  О Концепции развития оптовой торговли непродовольственными
товарами в городе Москве на 2005-2007 годы (III квартал 2004 года).
     15.4.  О  совершенствовании  и  развитии  бытового обслуживания в
городе Москве (IV квартал 2004 года).
     16.  Департаменту  потребительского  рынка  и услуг города Москвы
совместно с заинтересованными организациями разработать предложения по
формированию   системы   контроля  качества  товаров  потребительского
назначения   и   защиты   прав   потребителей  в  условиях  реализации
Федерального  закона  "О  техническом  регулировании"  и  внести их на
рассмотрение  Межведомственной  комиссии  по вопросам потребительского
рынка при Правительстве Москвы в III квартале 2004 года.
     17.  Департаменту  потребительского  рынка  и услуг города Москвы
выступить  в качестве заказчика при разработке среднесрочной Программы
развития  потребительского  рынка  и  услуг города Москвы на 2007-2009
годы  и  представить  ее  на утверждение Правительства Москвы в первом
полугодии 2006 года.
     18.  Департаменту экономической политики и развития города Москвы
по  предложениям  Департамента  потребительского  рынка и услуг города
Москвы,   согласованным   с   городскими  инвесторами  и  заказчиками,
предусматривать  в адресных инвестиционных программах города Москвы на
2005-2006 годы средства на реализацию мероприятий Программы в пределах
лимитов  капитальных  вложений,  выделяемых из городских источников по
отраслям  "Прочие расходы - Торговля и общественное питание" и "Прочие
расходы - Бытовое обслуживание населения".
     19.  Установить, что показатели финансового обеспечения Программы
уточняются  ежегодно при формировании бюджета города Москвы и адресной
инвестиционной программы города Москвы.
     20.  Департаменту  науки  и  промышленной  политики города Москвы
совместно  с ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по заявке
Департамента  потребительского рынка и услуг города Москвы рассмотреть
вопрос о включении в планы НИОКР:
     20.1.   На  2005  год  финансирования  разработки  информационной
системы  "Выполнение  мероприятий  Программы развития потребительского
рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы".
     20.2.  На  2005-2006  годы  финансирования  разработки  Программы
развития потребительского рынка и услуг на 2007-2009 годы.
     21.  Департаменту  потребительского  рынка  и услуг города Москвы
предусмотреть:
     21.1.  Совместно  с  Управлением  информатизации города Москвы на
2004-2006  годы  выполнение  работ  согласно  ежегодно  направляемым в
установленном  порядке  заявкам  Департамента потребительского рынка и
услуг города Москвы по обеспечению выполнения программных мероприятий,
определенных  разделом  2.2.6  "ИКТ  в  сфере потребительского рынка и
услуг" городской целевой программы "Электронная Москва".
     21.2.  Совместно  с  Управлением  информатизации  города Москвы и
Департаментом  экономической политики и развития города Москвы за счет
средств,  выделенных на реализацию проекта "Социальная карта москвича"
(раздел  1.3.2.2  городской  целевой  программы "Электронная Москва"),
выполнение  работ  в  2004 году в объеме 1500000 рублей по созданию на
базовых  объектах  Департамента  потребительского рынка и услуг города
Москвы   "пилотного"   проекта  "Система  персонального  учета  льгот,
предоставляемых   предприятиями  потребительского  рынка  и  услуг,  с
использованием социальных карт".
     22.  Признать  утратившим силу постановление Правительства Москвы
от  14  мая  2002  года  N 359-ПП "Об итогах развития потребительского
рынка  и  услуг  г.  Москвы  в  2001  году  и основных направлениях на
2002-2003 годы".
     23. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра     Правительства     Москвы,    руководителя    Департамента
потребительского   рынка  и  услуг  города  Москвы  Малышкова  В.И.  и
префектов административных округов города Москвы.
     О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале
2005 года.

И.о. Мэра Москвы
                                                           В.П. Шанцев
20 апреля 2004 г.
N 245-ПП


                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                от 20 апреля 2004 года
                                                              N 245-ПП


                     ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
        РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
                          НА 2004-2006 ГОДЫ

                         1. Паспорт Программы

-----------------------------------------------------------------------
|  Наименование    | Городская целевая программа развития             |
|  Программы       | потребительского рынка и услуг города Москвы     |
|                  | на 2004-2006 годы (далее - Программа)            |
|------------------|--------------------------------------------------|
|  Основание       | Закон города Москвы от 09.12.98 N 29             |
|  для разработки  | "О торговой деятельности в городе Москве",       |
|  Программы       | постановление Правительства Москвы               |
|                  | от 29.07.2003 N 632-ПП "Об основных              |
|                  | направлениях реализации социальной политики      |
|                  | в сфере потребительского рынка и услуг города    |
|                  | Москвы до 2006 года"                             |
|------------------|--------------------------------------------------|
|  Государственный | Департамент потребительского рынка и услуг       |
|  заказчик -      | города Москвы                                    |
|  координатор     |                                                  |
|  Программы       |                                                  |
|------------------|--------------------------------------------------|
|  Разработчики    | Департамент потребительского рынка и услуг       |
|  Программы       | города Москвы,                                   |
|                  | отраслевые и функциональные департаменты,        |
|                  | комитеты и управления города Москвы,             |
|                  | префектуры административных округов города       |
|                  | Москвы,                                          |
|                  | Институт народно-хозяйственного прогнозирования  |
|                  | РАН,                                             |
|                  | Научно-исследовательский и маркетинговый центр   |
|                  | Министерства экономического развития и торговли  |
|                  | РФ,                                              |
|                  | ЗАО "Оптконсалт"                                 |
|------------------|--------------------------------------------------|
|  Сроки           | 2004-2006 гг.                                    |
|  реализации      |                                                  |
|  Программы       |                                                  |
|------------------|--------------------------------------------------|
|  Цель Программы  | Создание условий для наиболее полного            |
|                  | удовлетворения спроса жителей города Москвы      |
|                  | на потребительские товары, торговые и бытовые    |
|                  | услуги и услуги общественного питания в широком  |
|                  | ассортименте, по доступным ценам и в пределах    |
|                  | территориальной доступности при установленных    |
|                  | государством гарантиях качества и безопасности   |
|------------------|--------------------------------------------------|
|  Основные задачи | Реализация Концепции социальной политики         |
|  Программы       | в сфере потребительского рынка и услуг           |
|                  | города Москвы до 2006 года, создание системы     |
|                  | социального мониторинга и механизмов его         |
|                  | реализации.                                      |
|                  | Обеспечение прогрессивных структурных сдвигов    |
|                  | и изменений на потребительском рынке (сетевая    |
|                  | торговля, крупные объекты, малые предприятия     |
|                  | торговли и бытового обслуживания населения       |
|                  | в шаговой доступности и т.д.).                   |
|                  | Повышение технического уровня предприятий        |
|                  | потребительского рынка и услуг, новое            |
|                  | строительство, реконструкция и модернизация      |
|                  | объектов отрасли в соответствии                  |
|                  | с градостроительными концепциями и новейшими     |
|                  | научно-техническими достижениями, развитие       |
|                  | механизмов и инструментов инвестиционной         |
|                  | и инновационной деятельности.                    |
|                  | Совершенствование системы товародвижения,        |
|                  | развитие интеграции оптовой и розничной          |
|                  | торговли, совершенствование системы снабжения    |
|                  | предприятий общественного питания и бытового     |
|                  | обслуживания населения, развитие и укрепление    |
|                  | региональных, межрегиональных                    |
|                  | и межгосударственных связей потребительского     |
|                  | рынка и услуг.                                   |
|                  | Повышение культуры торгового и бытового          |
|                  | обслуживания и ведения предпринимательской       |
|                  | деятельности, совершенствование механизмов       |
|                  | защиты прав потребителей и предпринимателей.     |
|                  | Совершенствование форм и методов                 |
|                  | государственной координации, правового           |
|                  | регулирования и саморегулирования                |
|                  | потребительского рынка и услуг, устранение       |
|                  | административных барьеров, препятствующих        |
|                  | развитию предпринимательства                     |
|------------------|--------------------------------------------------|
|  Основные        | Нормативно-правовое регулирование                |
|  мероприятия     | потребительского рынка и услуг.                  |
|  Программы       | Развитие современных                             |
|                  | информационно-коммуникационных технологий        |
|                  | и систем.                                        |
|                  | Реализация социальной политики в торговле,       |
|                  | общественном питании и бытовом обслуживании      |
|                  | населения.                                       |
|                  | Развитие сети социально ориентированных          |
|                  | объектов потребительского рынка и услуг,         |
|                  | магазинов шаговой доступности и других           |
|                  | объектов социально гарантированного уровня       |
|                  | торгового и бытового обслуживания.               |
|                  | Внедрение социальной карты москвича.             |
|                  | Структурная перестройка системы товародвижения   |
|                  | и развитие оптовой торговли.                     |
|                  | Развитие предприятий потребительского рынка      |
|                  | и услуг на принципах сетевого ассоциирования     |
|                  | и интегрирования.                                |
|                  | Открытие новых стационарных предприятий          |
|                  | торговли, общественного питания и бытового       |
|                  | обслуживания населения.                          |
|                  | Реконструкция и модернизация предприятий         |
|                  | торговли, общественного питания и бытового       |
|                  | обслуживания населения.                          |
|                  | Реализация генеральной схемы размещения крупных  |
|                  | торговых объектов городского значения            |
|                  | и проектов создания современных предприятий      |
|                  | торговли и услуг на территориях, прилегающих     |
|                  | к МКАД и третьему транспортному кольцу.          |
|                  | Упорядочение сети и преобразование городских     |
|                  | рынков.                                          |
|                  | Упорядочение мелкорозничной торговли.            |
|                  | Совершенствование транспортного обслуживания     |
|                  | и развитие автостоянок для предприятий           |
|                  | потребительского рынка и услуг.                  |
|                  | Развитие систем быстрого питания.                |
|                  | Совершенствование организации питания учащихся   |
|                  | образовательных учреждений города Москвы.        |
|                  | Реализация инвестиционной программы              |
|                  | строительства и реконструкции объектов           |
|                  | похоронного назначения.                          |
|                  | Реализация инвестиционной программы              |
|                  | строительства и реконструкции муниципальных      |
|                  | бань.                                            |
|                  | Реализация инвестиционной программы              |
|                  | реконструкции и модернизации фабрик химической   |
|                  | чистки и фабрик-прачечных.                       |
|                  | Реализация мероприятий Комплексной целевой       |
|                  | программы реабилитации инвалидов в сфере         |
|                  | потребительского рынка и услуг.                  |
|                  | Техническое регулирование и саморегулирование    |
|                  | потребительского рынка и услуг.                  |
|                  | Формирование Торгового реестра.                  |
|                  | Повышение эффективности использования            |
|                  | государственной собственности в сфере            |
|                  | потребительского рынка и услуг.                  |
|                  | Поддержка малого предпринимательства.            |
|                  | Защита прав потребителей и организация контроля  |
|                  | в сфере потребительского рынка и услуг.          |
|                  | Региональная система контроля качества           |
|                  | и оборота алкогольной продукции.                 |
|                  | Обеспечение безопасных условий эксплуатации      |
|                  | объектов потребительского рынка и услуг.         |
|                  | Наука и технологическая политика.                |
|                  | Занятость и кадровое обеспечение.                |
|                  | Целевые программы и проекты                      |
|------------------|--------------------------------------------------|
|  Ожидаемые       | Прирост физических объемов розничного            |
|  результаты      | товарооборота на 4,0% и бытовых услуг            |
|  реализации      | на 1,5-2,5% в год.                               |
|  Программы       | Снижение среднегодового индекса потребительских  |
|                  | цен на товары и услуги с 113,5% в 2003 году      |
|                  | до 107,5% в 2006 году.                           |
|                  | Сохранение и расширение системы поддержки        |
|                  | малообеспеченных категорий населения             |
|                  | и действующих льгот в обеспечении их продуктами  |
|                  | питания, включенными в потребительскую           |
|                  | корзину.                                         |
|                  | Достижение в 2006 году нормативов социально      |
|                  | гарантированного уровня торгового и до 2008      |
|                  | года бытового обслуживания населения во всех     |
|                  | районах города.                                  |
|                  | Увеличение доли новых и модернизированных        |
|                  | предприятий торговли, общественного питания      |
|                  | и бытового обслуживания населения в общем        |
|                  | количестве предприятий потребительского рынка    |
|                  | и услуг на 10-12%.                               |
|                  | Привлечение инвестиционных ресурсов              |
|                  | из негосударственных источников (средства        |
|                  | предприятий, инвесторов и др.) в развитие        |
|                  | инфраструктуры, реконструкцию и строительство    |
|                  | предприятий потребительского рынка и услуг       |
|                  | в 2004-2006 гг. в объеме не менее                |
|                  | 170 млрд. руб.                                   |
|                  | Создание на предприятиях потребительского рынка  |
|                  | и услуг 46 тыс. новых рабочих мест.              |
|                  | Увеличение налоговых поступлений в бюджет        |
|                  | города Москвы от предприятий потребительского    |
|                  | рынка и услуг в 2006 году на 27-30%              |
|                  | по сравнению с уровнем 2004 года                 |
|------------------|--------------------------------------------------|
|  Финансовое      | Общий объем финансирования 77334,5 млн. руб., в  |
|  обеспечение     | том числе по годам реализации:                   |
|  Программы       |                                                  |
|                  | ----------------------------------------------   |
|                  | |                    |2004 г.|2005 г.|2006 г.|   |
|                  | |--------------------------------------------|   |
|                  | |По источникам финансирования:               |   |
|                  | |--------------------------------------------|   |
|                  | |городской бюджет    | 1189,8| 1955,3| 2017,3|   |
|                  | |--------------------|-------|-------|-------|   |
|                  | |федеральный бюджет  |   -   |   -   |   -   |   |
|                  | |--------------------|-------|-------|-------|   |
|                  | |средства предприятий|47870,3|61805,8|62496,0|   |
|                  | |и иные внебюджетные |       |       |       |   |
|                  | |источники           |       |       |       |   |
|                  | |--------------------------------------------|   |
|                  | |По направлениям расходов:                   |   |
|                  | |--------------------------------------------|   |
|                  | |НИОКР               |   43,0|   30,0|   26,0|   |
|                  | |--------------------|-------|-------|-------|   |
|                  | |капитальные вложения|49017,1|63731,1|64487,3|   |
|                  | |--------------------|-------|-------|-------|   |
|                  | |прочие расходы      |   -   |   -   |   -   |   |
|                  | |--------------------|-------|-------|-------|   |
|                  | |Итого               |49060,1|63761,1|64513,3|   |
|                  | ----------------------------------------------   |
|---------------------------------------------------------------------|
|             Исполнители основных мероприятий Программы              |
|---------------------------------------------------------------------|
|  Система         |                                                  |
|  организации     | Департамент потребительского рынка и услуг       |
|  управления      | города Москвы.                                   |
|  и контроля      | Департамент поддержки и развития малого          |
|  за исполнением  | предпринимательства города Москвы.               |
|  Программы       | Отраслевые и функциональные департаменты,        |
|                  | комитеты и управления города Москвы.             |
|                  | Префектуры административных округов города       |
|                  | Москвы.                                          |
|                  | Управы районов.                                  |
|                  | Предприятия и организации потребительского       |
|                  | рынка и услуг, организации оптовой торговли      |
|                  | и инфраструктуры торговой деятельности, другие   |
|                  | организации, в том числе финансовые,             |
|                  | участвующие в выполнении проектов и мероприятий  |
|                  | Программы                                        |
|------------------|--------------------------------------------------|
|                  |              Управление Программой               |
|------------------|--------------------------------------------------|
|                  | Департамент потребительского рынка и услуг       |
|                  | города Москвы.                                   |
|                  | Префектуры административных округов города       |
|                  | Москвы.                                          |
|                  | Управы районов                                   |
|------------------|--------------------------------------------------|
|                  |         Обеспечение конкурсного отбора           |
|------------------|--------------------------------------------------|
|                  | Департамент потребительского рынка и услуг       |
|                  | города Москвы                                    |
|------------------|--------------------------------------------------|
|                  |            Финансирование Программы              |
|------------------|--------------------------------------------------|
|                  | Департамент экономической политики и развития    |
|                  | города Москвы.                                   |
|                  | Департамент науки и промышленной политики        |
|                  | города Москвы.                                   |
|                  | ОАО "Московский комитет по науке и технологиям"  |
|------------------|--------------------------------------------------|
|                  |                Система контроля                  |
|------------------|--------------------------------------------------|
|                  | Управы районов.                                  |
|                  | Префектуры административных округов города       |
|                  | Москвы.                                          |
|                  | Департамент потребительского рынка и услуг       |
|                  | города Москвы                                    |
-----------------------------------------------------------------------

                     2. Общие положения Программы

         2.1. Состояние и проблемы развития потребительского
                            рынка и услуг

     Потребительский  рынок  города  Москвы  функционирует как одна из
составных   частей   единого   комплекса   городского   хозяйства.   В
деятельности  потребительского  рынка, обеспечивающего сферу конечного
потребления   населением  товаров  и  услуг,  находят  свое  отражение
социальные  и экономические проблемы мегаполиса, численность населения
которого  с  учетом  гостей столицы составляет порядка 12 млн. человек
или  около  8%  всего населения России. При этом удельный вес Москвы в
объемных  показателях  розничного  товарооборота  Российской Федерации
составляет  (по  данным  за  2003  год)  28%, оборота оптовой торговли
потребительскими товарами - 37%, реализации бытовых услуг - 17%.
     Московская региональная система торгового и бытового обслуживания
является  крупнейшей  в  России  и  насчитывает  в  своем  составе (по
состоянию  на  01.01.2004)  36,2  тыс.  предприятий  (торговли - 27,1,
общественного питания - 8,9 и бытового обслуживания - 6,2 тысячи), 135
рынков, 22 тыс. объектов мелкорозничной сети.
     В  сфере  торговли,  общественного питания и бытовых услуг занято
1,3   млн.  человек,  или  каждый  четвертый  работающий  в  городском
хозяйстве Москвы.
     В результате приватизации и коммерциализации ведущее положение на
потребительском  рынке  занял  сектор частного предпринимательства, на
долю  которого приходится более 99% от общих объемов оборота розничной
торговли  и  реализации  бытовых услуг. В новых экономических условиях
главными  средствами  взаимодействия  органов государственной власти с
субъектами хозяйственной деятельности в сфере потребительского рынка и
услуг    стали   методы   координации,   правового   регулирования   и
саморегулирования  участников  экономических  отношений, использование
информационно-коммуникационных технологий.
     Выполнение   задач   социально-экономического   развития  города,
установленных   Программой  Правительства  Москвы  на  2003  год  <*>,
обеспечило  рост  реальных  доходов москвичей на 126,0% по сравнению с
уровнем  2002  года. Денежные расходы населения (с учетом приезжих) на
покупку  товаров  и  оплату  услуг  на  территории  Москвы  возросли в
фактических    ценах   на   28,6%.   При   этом   весь   предъявленный
платежеспособный  спрос населения был полностью обеспечен предложением
основных потребительских товаров, торговых и бытовых услуг.

-----------------------------------
     <*> Постановление Правительства Москвы от 31.12.2002 N 1080-ПП.

     Объем  оборота  розничной  торговли  во всех каналах реализации в
Москве в 2003 году составил 1179,0 млрд. руб., что на 113,9% превысило
в   фактических  ценах  соответствующий  показатель  2002  года,  а  в
сопоставимых  ценах обеспечило рост на 104,1% (2002 г. - 103,1%). Доля
организованного   рынка  в  формировании  оборота  розничной  торговли
возросла  до 74% против 71% в 2000 году (крупные и средние предприятия
и организации - 25%, субъекты малого предпринимательства - 49%).
     В     структуре    розничного    товарооборота    удельный    вес
продовольственных    товаров    в    общем    объеме   составил   41%,
непродовольственных - 59%.
     На  крупных  торговых  предприятиях  Москвы  число ассортиментных
разновидностей    продовольственных    товаров   превысило   10   тыс.
наименований, промышленных - 30 тыс. наименований.
     Объем  товарооборота  общественного  питания в 2003 году составил
40,9 млрд. руб. и превысил показатели 2002 года в фактических ценах на
25,3%, а в сопоставимых ценах - на 0,1%.
     Объем  бытовых  услуг  населению  составил в 2003 году 29,2 млрд.
руб., что в сопоставимых ценах на 1,4% выше уровня 2002 года.
     По   сравнению  с  началом  90-х  годов  удвоилась  емкость  сети
предприятий   торговли,   общественного   питания   и  бытовых  услуг,
значительно   повысились   показатели   обеспеченности  сети,  которые
составляют  в  настоящее  время  в  части  торговых площадей 487 кв. м
торговых площадей (или общих 950 кв. м) в расчете на 1000 жителей.
     На основе развития материально-технической базы отрасли повысился
технический  уровень  торгового  и  бытового обслуживания. В 2003 году
введено  в  строй 2224 новых предприятия, в том числе 1332 - торговли,
365  -  общественного  питания, 423 - бытового обслуживания населения,
104  многопрофильных комплекса, и др. Реконструировано 931 предприятие
потребительского рынка. Потребительский рынок Москвы обеспечил высокую
привлекательность   для   вложений   капиталов   и   их   эффективного
использования.
     С  вводом  новых  объектов  несколько  улучшилось территориальное
размещение  сети предприятий потребительского рынка и услуг по районам
города (Южный, Юго-Восточный административные округа и др.).
     В   развитие  Генерального  плана  города  Правительством  Москвы
утверждены  Генеральная  схема  размещения  крупных  торговых объектов
городского значения до 2020 года и механизм ее реализации, что в корне
меняет сложившиеся подходы к развитию инфраструктуры отрасли торговли.
Определение  стратегии  ее градостроительного размещения на длительную
перспективу  приобретает  особую  актуальность  в  связи  с тем, что в
Москву  пришли  лидеры  мировой  торговли, такие как "Метро", "Спар" и
многие другие.
     Определенные   структурные   изменения   происходили   в  секторе
неорганизованной  торговли.  Они  были  связаны с упорядочением работы
сети  рынков,  а  также объектов мелкорозничной торговли на территории
Москвы.   За   период  2000-2003  гг.  общее  число  рынков  в  городе
сократилось с 240 до 135.
     В Москве широко внедряются лучшие мировые стандарты и технологии,
связанные   с   сетевыми  формами  организации  торгового  и  бытового
обслуживания.  Продолжают развиваться крупные торговые сети, такие как
"Седьмой   континент",  "Перекресток",  "Рамстор",  "БИН",  "Копейка",
"ДИКСИ"  и  др.  Сетевые  структуры,  в  том  числе  с  использованием
механизма  франчайзинга,  формируются в общественном питании и бытовом
обслуживании  населения  ("Елки-палки",  "Русское  бистро", "Ростикс",
"БФТ-Диана", "Лисичка", "А-Айсберг", "Алина-сервис" и др.). На сетевых
принципах   организации   строится   работа  магазинов  сниженных  цен
(дискаунтов), магазинов по предварительным заказам населения "Утконос"
и других видов социально ориентированных предприятий торговли.
     Развивается    нормативно-правовая    база    предпринимательской
деятельности,  призванная обеспечить защиту прав предпринимателей. Для
реализации недавно принятых федеральных законов в области технического
регулирования,  упорядочения  деятельности  контролирующих  органов  и
пресечения   необоснованных   административных   барьеров   необходимы
разработка  и  внедрение  новых  механизмов,  форм  и методов контроля
качества  и  безопасности  товаров  и  услуг, кардинальная перестройка
работы  контролирующих  и  надзорных  органов в сфере потребительского
рынка,   предусматривающая   оптимизацию   контрольной   деятельности,
сокращение  числа  контролирующих органов и устранение дублирования их
деятельности.
     Заметно   улучшилось   экономическое   положение   предприятий  и
организаций  потребительского  рынка  и услуг. Об этом свидетельствует
рост  налоговых  поступлений в городской бюджет по отрасли "Торговля и
общественное  питание",  которые составили в 2003 году 28,8 млрд. руб.
Доля предприятий торговли и общественного питания в доходах городского
бюджета составляет порядка 17,4%.
     Состояние  и  тенденции  развития  потребительского рынка и услуг
свидетельствуют  также  о  наличии  ряда  серьезных проблем, требующих
своего решения в рассматриваемой перспективе (2004-2006 гг.).
     На  фоне  роста  по  сравнению  с дореформенным периодом в семьях
москвичей  среднедушевого  потребления  большинства основных продуктов
питания  и  уровня  обеспеченности  горожан  в расчете на 1000 жителей
основными    потребительскими    товарами    длительного   пользования
(телевизоры,  холодильники,  стиральные  машины  и  т.д.)  имеет место
заметное    снижение    уровней   среднедушевого   потребления   услуг
общественного питания и бытового обслуживания.
     При очевидном замедлении темпов инфляции на потребительском рынке
в  последние  годы  ее  уровень  остается еще достаточно значительным.
Сводный  индекс потребительских цен на товары и услуги в Москве в 2003
году составил 113,0%.
     По   стоимости   жизни   Москва   относится   к  числу  "дорогих"
городов-мегаполисов  в мире, а московский прожиточный минимум является
одним  из самых высоких в Российской Федерации. Стоимость минимального
набора  продуктов  питания,  входящих  в  потребительскую корзину (для
мужчин  трудоспособного  возраста),  рассчитанного по среднероссийским
нормам  потребления,  оценивалась в конце декабря 2003 года в Москве в
1373 руб. 75 коп. и возросла по сравнению с началом года на 7,9%.
     Имеет  место  существенная  (до  15-20%)  дифференциация  цен  на
одноименные  товары,  в том числе первой необходимости, по территориям
административных округов города.
     Рост потребительских цен во многом обусловлен факторами, лежащими
в  сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых
услуг.  В  их числе высокие издержки обращения, наличие многочисленных
посредников,   высокая   импортная   зависимость  по  отдельным  видам
потребительских  товаров  ("наведенная"  инфляция,  связанная с ростом
курса  евро  по  отношению  к  рублю), недостаточная конкуренция между
предприятиями   на  локальном  уровне  в  случае  низкой  насыщенности
торговой сети и др.
     С  учетом  того,  что  одна  пятая  часть  населения Москвы имеет
денежные  доходы  ниже прожиточного минимума, одной из главных проблем
развития  потребительского  рынка города в рассматриваемой перспективе
является  обеспечение  экономической  (ценовой)  доступности товаров и
услуг для всех социальных групп населения.
     Поскольку  механизмы  рыночного саморегулирования эффективны лишь
для  покрытия  спроса  и  удовлетворения потребностей социальных групп
населения   с   высоким   и  средним  уровнями  доходов,  в  отношении
малообеспеченных  категорий  граждан  должны  быть реализованы меры их
прямой  адресной  поддержки,  а  также  мероприятия  по  приоритетному
развитию   социально   ориентированной   сети   торгового  и  бытового
обслуживания.
     При  высоких  темпах  развития  сети предприятий потребительского
рынка  и  услуг достигнутый уровень обеспеченности населения торговыми
площадями  в  Москве  еще заметно отстает от аналогичного показателя в
крупных  европейских  столицах, который превышает 1000 кв. м в расчете
на  1000  жителей.  Это  свидетельствует  о необходимости интенсивного
роста  емкости  торговой сети в городе в рассматриваемой перспективе и
наличии значительного потенциала для такого роста.
     Сложившееся  размещение объектов потребительского рынка и услуг в
Москве   не   полностью   отвечает   потребностям   населения.  Органы
территориального  и  городского  управления не реализуют в полной мере
свои  функции  по  сохранению  профиля  социально  значимых  объектов,
расположенных  в  пределах  пешеходной  доступности.  В  новых районах
города  ощущается  дефицит  стационарной  сети  торгового  и  бытового
обслуживания.  Продолжается вымывание объектов, предоставляющих товары
и услуги повседневного спроса, в центральной части города и на крупных
магистралях   городского   значения.   Недостаточно  развивается  сеть
небольших   магазинов   социально  гарантированного  уровня  торгового
обслуживания в местах проживания москвичей.
     По-прежнему    актуальной    остается   проблема   обеспеченности
предприятий  потребительского  рынка  и  услуг,  в  том  числе крупных
торговых объектов, автостоянками и парковками. В этих условиях в число
главных проблем перспективного развития потребительского рынка и услуг
входит  задача обеспечения территориальной доступности товаров и услуг
во   всех   районах   города   на   уровне   не   ниже   установленных
градостроительных и социальных стандартов (нормативов) обслуживания.
     Проблемы  в  сфере  имущественно-земельных отношений, связанные в
том числе с выделением земельных участков, замедляют процессы создания
в  городе  сетевых  распределительных  центров, магазинов-складов типа
"Кэш  энд  Кэрри"  и  других  крупных  торговых объектов в зоне МКАД и
третьего  транспортного  кольца.  Развитие социально значимых объектов
потребительского   рынка  и  услуг  сдерживается  из-за  трудностей  с
выделением нежилых помещений.
     Не  завершены  до конца процессы структурной перестройки оптового
звена  торговли  продовольственными товарами, направленные на создание
цивилизованного  конкурентного  оптового  рынка.  Неудовлетворительное
состояние   оптовой  торговли  непродовольственными  товарами  (состав
операторов,   система  товародвижения  и  др.)  требует  разработки  и
реализации   среднесрочной   городской   целевой   программы  развития
непродовольственного опта.
     Общей  стратегической  задачей для всех секторов потребительского
рынка  является  обеспечение  качества и безопасности товаров и услуг.
Наиболее  остро  она  стоит  в сфере неорганизованной торговли. Именно
здесь  -  на рынках и в мелкорозничной сети реализуется основная масса
фальсифицированной  и  некачественной продукции, доля которой, судя по
результатам  проверок,  проводимых контролирующими органами, достигает
по   отдельным  группам  товаров  (аудио-  и  видеопродукция)  75-90%.
Существование  "теневых"  каналов  товародвижения,  тесно  связанных с
неорганизованной  торговлей,  выводит  из  системы контроля качества и
безопасности,   а   также   налогового  контроля  значительные  объемы
потребительских товаров.
     В  целом  итоги  развития  потребительского  рынка и услуг города
Москвы  свидетельствуют  о  наличии  предпосылок  для  его дальнейшего
динамичного  качественного  и  количественного  роста на среднесрочную
перспективу.

               2.2. Макроэкономические условия развития
                    потребительского рынка и услуг

     Программа  развития  потребительского  рынка  и  услуг  города на
2004-2006  годы опирается на прогноз социально-экономического развития
Москвы, в соответствии с которым ожидаются:

------------------------------------------------------------------
|                                        |2004 г.|2005 г.|2006 г.|
|----------------------------------------|-------|-------|-------|
|Рост реальных располагаемых денежных    | 104,3 | 105,0 | 105,8 |
|доходов населения, %                    |       |       |       |
|----------------------------------------|-------|-------|-------|
|Среднегодовой индекс потребительских    | 112,0 | 108,0 | 107,5 |
|цен, %                                  |       |       |       |
|----------------------------------------|-------|-------|-------|
|Темп роста розничного товарооборота в   | 105,5 | 104,0 | 104,5 |
|сопоставимых ценах, %                   |       |       |       |
|----------------------------------------|-------|-------|-------|
|Темп роста оборота общественного питания| 103,5 | 103,5 | 104,0 |
|в сопоставимых ценах, %                 |       |       |       |
|----------------------------------------|-------|-------|-------|
|Темп роста объема реализации бытовых    | 101,5 | 102,0 | 102,5 |
|услуг населению, %                      |       |       |       |
------------------------------------------------------------------

               2.3. Цели, задачи и приоритеты Программы

     Программа  призвана  обеспечить  решение комплекса задач развития
потребительского  рынка  и  услуг  города  Москвы,  ориентированных на
наиболее  полное  удовлетворение  спроса  населения на потребительские
товары, торговые и бытовые услуги в широком ассортименте, по доступным
ценам  и  в  пределах  территориальной доступности при гарантированном
качестве и безопасности.
     При  соблюдении  преемственности  целей и задач торговой политики
Правительства   Москвы,   определенных  ранее  принятыми  программными
документами  (постановления Правительства Москвы от 04.06.96 N 477, от
31.03.98  N  248,  от  26.05.98 N 405, от 14.05.2002 N 359-ПП), период
2004-2006    гг.   следует   рассматривать   как   этап   качественных
преобразований  на  потребительском  рынке,  связанных  со структурной
перестройкой  отраслей  торговли,  общественного  питания  и  бытового
обслуживания   населения   в   направлении   усиления   их  социальной
ориентации,  обеспечивающей реализацию Концепции социальной политики в
сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года.
     Общими концептуальными задачами Программы являются:
     - обеспечение  в  сфере  потребительского  рынка  и услуг баланса
интересов  и  защиты прав потребителей, предпринимателей и государства
на  основе  совершенствования  правового регулирования, форм и методов
координации  и контроля, а также развития механизмов саморегулирования
рынка;
     - формирование оптимального размещения сети предприятий торговли,
общественного    питания    и    бытового    обслуживания   населения,
обеспечивающего  территориальную  доступность  товаров и услуг во всех
районах   города  на  уровне  не  ниже  принятых  градостроительных  и
социальных стандартов (нормативов) обслуживания;
     - формирование  социально  ориентированной  системы  торгового  и
бытового    обслуживания,   обеспечивающей   (экономическую)   ценовую
доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения;
     - развитие  инфраструктуры  потребительского рынка и услуг: новое
строительство,  реконструкция и модернизация объектов в соответствии с
градостроительными     схемами     и    планировками    и    новейшими
научно-техническими достижениями в организации торговли, общественного
питания и бытовых услуг, а также их логистики;
     - развитие   механизмов   и   инструментов   предпринимательской,
инвестиционной и инновационной деятельности.
     В  целях  повышения  системности  и  эффективности мер по решению
проблем   развития  потребительского  рынка  и  услуг  устанавливаются
следующие приоритеты на 2004-2006 годы.
     В области усиления социальной направленности:
     - развитие  сети предприятий торговли и услуг, ориентированных на
обслуживание  малообеспеченных категорий граждан, развитие социального
питания  (школьное,  диетическое  питание,  сеть  предприятий быстрого
питания)  и  бытового  обслуживания  в  части социально значимых видов
услуг (услуги муниципальных бань, похоронное обслуживание);
     - защита  прав  потребителей, обеспечение качества и безопасности
товаров   потребительского   назначения   и  услуг,  взаимодействие  с
общественными организациями потребителей;
     - организация   персонального   учета  предоставляемых  льгот  по
торговому    обслуживанию    предприятиями    потребительского   рынка
малообеспеченным категориям граждан;
     - развитие    системы    социального    мониторинга    в    сфере
потребительского рынка и услуг.
     В  области совершенствования правового регулирования, координации
и контроля:
     - реализация   комплекса  мер,  предусмотренных  административной
реформой,  защита  прав  предпринимателей,  ликвидация  необоснованных
административных барьеров, упорядочение контрольной деятельности;
     - поддержка   малого   бизнеса;   создание   равных  конкурентных
возможностей для развития крупных, средних и малых предприятий;
     - совершенствование  механизмов  координации в развитии оптовой и
розничной торговли, в обеспечении интеграционных процессов, укреплении
региональных,     межрегиональных    и    межгосударственных    связей
потребительского  рынка  и  развитии  инвестиционной  и  инновационной
деятельности;
     - защита  прав  потребителей,  развитие  механизмов  технического
регулирования, в том числе систем добровольной сертификации торговых и
бытовых услуг;
     - защита   регионального   алкогольного  рынка  города,  развитие
системы контроля качества и товародвижения алкогольной продукции;
     - развитие  организаций  саморегулирования  бизнеса,  ассоциаций,
союзов и иных представителей коллективных интересов предпринимателей;
     - решение вопросов занятости, повышение квалификации и подготовка
кадров в сфере потребительского рынка и услуг;
     - противодействие терроризму на объектах потребительского рынка и
услуг.
     В области развития инфраструктуры:
     - развитие  информационных  технологий  в  сфере потребительского
рынка и услуг, электронная торговля в сегментах "бизнес для бизнеса" и
"бизнес  для  потребителя",  создание  новых  и  развитие  действующих
автоматизированных   информационных  систем  (АИС  "Торговый  реестр",
"Социальная  карта  москвича",  СИОПР,  АИС "Ритуал", АИСК "Московские
рынки" и т.д.);
     - размещение   новых  и  реконструируемых  предприятий  торговли,
общественного   питания,   бытового  обслуживания  различных  типов  и
специализации,   в   том   числе  социально  значимых  предприятий,  в
соответствии  с  современными градостроительными требованиями, планами
развития  территорий,  Генеральной  схемой размещения крупных торговых
объектов городского значения в Москве до 2020 года и ее реализацией на
территориях, прилегающих к МКАД и третьему транспортному кольцу;
     - координация  размещения  крупных  торговых  объектов, повышение
уровня  обеспеченности  предприятий  потребительского  рынка  и  услуг
автостоянками и парковками;
     - упорядочение  работы  и сокращение числа рынков; преобразование
рынков   в  современные  торговые  комплексы;  сохранение  и  развитие
сельскохозяйственных рынков;
     - упорядочение        мелкорозничной       сети,       ликвидация
несанкционированной торговли;
     - разработка   новой   типологии  объектов  оптовой  и  розничной
торговли  и  дифференцированных  нормативов  обеспеченности  населения
услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

                       2.4. Структура Программы

     Программа  развития  потребительского рынка и услуг города Москвы
на   2004-2006   годы  представляет  собой  совокупность  мероприятий,
направленных  на решение актуальных проблем и реализацию установленных
приоритетов  с целью поддержки производителей социально значимых видов
торговых   и   бытовых  услуг,  защиты  прав  потребителей,  повышения
технического  уровня предприятий, улучшения обслуживания потребителей,
совершенствования   средств  правового  регулирования,  координации  и
контроля, развития механизмов саморегулирования рынка.
     В  соответствии  с целями, задачами и приоритетами перспективного
развития потребительского рынка и услуг в структуре Программы выделено
четыре основных направления:
     1.  Правовое  регулирование, защита прав потребителей и поддержка
предпринимательства.
     2. Социальная политика в сфере потребительского рынка и услуг.
     3. Развитие секторов потребительского рынка и услуг.
     4. Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг.

     1.  Раздел  "Правовое  регулирование,  защита прав потребителей и
поддержка  предпринимательства" включает комплекс мер, направленных на
совершенствование  нормативно-правового,  технического регулирования и
саморегулирования  потребительского  рынка  города.  В  рамках данного
направления Программа рассматривает:
     - современное    состояние   нормативно-правового   регулирования
потребительского рынка;
     - мероприятия  по внедрению в сфере потребительского рынка города
режима "одного окна";
     - внедрение   новых   подходов  к  техническому  регулированию  и
саморегулированию   деятельности   участников   рынка  потребительских
товаров  и  услуг:  добровольная  сертификация, принятие корпоративных
стандартов, развитие саморегулируемых организаций и т.п.;
     - проблемы формирования Торгового реестра города Москвы;
     - использование   информационно-коммуникационных   технологий   в
управлении  потребительским рынком (мониторинг потребительского рынка,
формирование  информационных систем различных секторов рынка товаров и
услуг, внедрение электронных торгов и т.п.);
     - совершенствование   форм   и   методов   управления   городской
собственностью в секторе потребительского рынка и услуг;
     - разработка  системы  мер  по  защите прав потребителей в городе
Москве;
     - совершенствование   организации   и   координации   контрольной
деятельности на потребительском рынке столицы;
     - совершенствование  региональной  системы  контроля  качества  и
оборота алкогольной продукции в городе Москве.

     2.  Раздел  "Социальная политика в сфере потребительского рынка и
услуг"  описывает  комплекс  мер, направленных на реализацию Концепции
социальной  политики  в  сфере  потребительского  рынка и услуг города
Москвы  до  2006  года.  В  качестве  основных составляющих социальной
политики в разделе представлены следующие:
     - развитие  механизмов  социальной  поддержки  льготных категорий
граждан, реализация проекта "Социальная карта москвича";
     - приоритетное   развитие   и   сохранение   профиля  предприятий
социально  гарантированного уровня обслуживания населения, реализующих
товары и услуги повседневного спроса;
     - развитие  системы социального, в том числе школьного питания, и
бытового обслуживания в части социально значимых видов услуг;
     - создание равного и социально справедливого доступа к торговым и
бытовым услугам на всей территории города;
     - защита  прав  потребителей, обеспечение качества и безопасности
товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке города.

     3.  Раздел  "Развитие  секторов  потребительского  рынка и услуг"
описывает  комплекс  мероприятий  по  реализации  средней долгосрочной
градостроительной  политики  в сфере потребительского рынка и услуг. В
рамках данного направления рассматриваются следующие аспекты развития:
     - новое  строительство,  реконструкция  и  модернизация  крупных,
средних  и  малых  объектов торговли, общественного питания и бытового
обслуживания   населения,   в  том  числе  объектов,  направленных  на
обслуживание малообеспеченных категорий граждан;
     - внедрение  прогрессивных  архитектурных  решений  при  создании
предприятий потребительского рынка и услуг;
     - внедрение  новейших торговых технологий (в том числе основанных
на  сетевых  принципах  организации торговли и логистике) и технологий
бытового обслуживания с учетом развития информатики, систем передачи и
обработки  данных,  средств  электронной  торговли  и  т.д.,  а  также
соответствующих инфраструктурных компонентов;
     - организация комплексного подхода к развитию оптовой и розничной
торговли  города,  координация  работ  по  формированию инфраструктуры
оптовой и розничной торговли;
     - упорядочение сети и преобразование городских рынков;
     - упорядочение мелкорозничной торговли;
     - совершенствование   транспортного   обслуживания   и   развитие
автостоянок для предприятий потребительского рынка и услуг.
     Данное  направление  представлено  в  Программе  в соответствии с
отраслевой  структурой потребительского рынка с выделением подпрограмм
и  проектов по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию
населения.

     4.  Раздел  "Развитие  инфраструктуры  потребительского  рынка  и
услуг"  посвящен  вопросам обеспечения внешних условий для нормального
развития и функционирования предприятий потребительского рынка и услуг
и включает разработку следующих направлений:
     - создание  условий  для  безопасной работы предприятий торговли,
общественного   питания   и   бытового  обслуживания:  планирование  и
проведение  антитеррористических  мероприятий, контроль за выполнением
мероприятий    городской    программы   борьбы   с   преступностью   и
соответствующих  постановлений  и  распоряжений в части, относящейся к
предприятиям потребительского рынка;
     - формирование  системы научного обеспечения процессов развития и
мониторинга  потребительского  рынка  и услуг, включая внедрение новых
технологий,   подготовку   инновационных  и  инвестиционных  проектов,
разработку  программ  подготовки  и  повышения  квалификации  кадров и
нормативно-правовых документов;
     - решение  проблем  занятости  в  сфере  потребительского  рынка,
формирование  многоуровневой  системы  обучения,  подготовки  кадров и
повышения  квалификации,  а также организация конкурсов, чемпионатов и
других    мероприятий,   способствующих   повышению   престижности   и
эффективности труда работников потребительского рынка и услуг.

                2.5. Финансовое обеспечение Программы

     Общий   объем   финансирования   мероприятий  Программы  развития
потребительского  рынка  и  услуг  города  Москвы  на 2004-2006 годы с
учетом   инвестиций  в  крупные  объекты  торговли  согласно  расчетам
составит  177,3  млрд.  руб.,  в  том числе 172,2 млрд. руб. (97,1% от
общего объема) - из средств предприятий и иных внебюджетных источников
и  5,162  млрд.  руб.  (2,9%)  -  из городских заимствований и бюджета
города Москвы.
     Бюджетные  ассигнования  на осуществление мероприятий в 2004 году
устанавливаются  в размере 1189,8 млн. руб., что соответствует объемам
средств,    предусмотренных    адресной    инвестиционной   программой
Правительства   Москвы,  включая  дополнительные  средства  бюджета  в
размере  760,9 млн. руб., и проектом плана развития науки и технологий
в интересах города на 2004 год.
     Размеры   финансирования   мероприятий   Программы  из  бюджетных
источников  в  2005  и  2006  гг.  в  объеме  3972,6  млн.  руб. носят
ориентировочный  расчетный  характер  и  подлежат  уточнению в годовых
инвестиционных программах Правительства Москвы.
     Выделение  бюджетных  средств  предусматривается  осуществлять на
конкурсной основе.

            2.6. Ожидаемые результаты реализации Программы

     Реализация основных направлений обеспечит:
     - прирост физических объемов розничного товарооборота на 4,0-5,5%
и бытовых услуг на 1,5-2,5% в год;
     - сохранение  и  расширение  системы  поддержки  малообеспеченных
категорий  населения  и  действующих льгот в обеспечении их продуктами
питания, включенными в потребительскую корзину;
     - повышение  доли  организованного  рынка  в формировании оборота
розничной торговли с 74% в 2003 году до 80% в 2006 году;
     - сокращение темпов инфляции на потребительском рынке в 1,5 раза,
в   том   числе  за  счет  мероприятий  по  совершенствованию  каналов
товародвижения  и  стабилизации  цен  на  товары  и  услуги:  снижение
среднегодового сводного индекса потребительских цен на товары и услуги
с 113,5% в 2003 году до 107,5% в 2006 году;
     - улучшение    территориального   размещения   сети   предприятий
потребительского  рынка  и  услуг;  достижение  в 2006 году нормативов
социально  гарантированного  уровня  торгового и до 2008 года бытового
обслуживания населения во всех районах города;
     - увеличение  доли  социально ориентированных предприятий в общем
количестве  предприятий по торговле продовольственными товарами с 7,2%
в 2003 году до 10-11% в 2006 году;
     - последовательное   замещение   рынков   современными  торговыми
центрами и комплексами;
     - увеличение доли новых и модернизированных предприятий торговли,
общественного  питания  и  бытового  обслуживания  населения  в  общем
количестве предприятий потребительского рынка и услуг на 10-12%;
     - привлечение   инвестиционных   ресурсов   из  негосударственных
источников   (средства  предприятий,  инвесторов  и  др.)  в  развитие
инфраструктуры,     реконструкцию    и    строительство    предприятий
потребительского  рынка и услуг в 2004-2006 гг. в объеме 170-180 млрд.
руб.;
     - увеличение числа занятых на предприятиях потребительского рынка
и  услуг  на  46  тыс. человек за счет мероприятий по созданию рабочих
мест;
     - увеличение  налоговых  поступлений  в  бюджет  города Москвы от
предприятий  потребительского  рынка  и услуг в 2006 году на 27-30% по
сравнению с уровнем 2004 года.

            3. Состав направлений и мероприятий Программы

           Раздел 1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
                   И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

                1.1. Нормативно-правовое регулирование
              в сфере потребительского рынка - состояние
              и основные направления развития в условиях
                 административной реформы "Одно окно"

     В  соответствии  с  Указом  Президента  РФ от 23.07.2003 N 824 "О
мерах  по  проведению  административной  реформы  в  2003-2004  годах"
первоочередной  задачей  ближайшей перспективы является новое качество
государственного регулирования и управления, при котором любые решения
власти должны:
     - носить  правовой характер (в том числе не допускать ограничений
прав  собственности и предпринимательской деятельности, кроме случаев,
когда такие ограничения установлены федеральными законами или право их
установления предоставлено субъектам Федерации);
     - учитывать,  анализировать  тенденции  развития потребительского
рынка и реагировать на них с опережением;
     - быть облечены в правовую форму конкретных документов и доведены
до  сведения  всех лиц, права и свободы которых затронуты (в отношении
документов    по    принципиальным   вопросам   развития   бизнеса   -
согласовываться с бизнес-сообществом на стадии проектов).
     В   этой  связи  вопросы  совершенствования  нормативно-правового
регулирования потребительского рынка приобретают особое значение.
     Общие   основы   правового   статуса   предпринимателей  в  сфере
потребительского   рынка   заложены  в  гражданском  законодательстве,
законодательстве  о  защите  прав  потребителей  и предпринимателей, о
техническом регулировании и лицензировании и т.д.
     Еще  свыше  600 подзаконных актов Российской Федерации регулируют
отдельные  вопросы  в сфере торговли, общественного питания и бытового
обслуживания населения, зачастую дублируя друг друга при одновременном
наличии  серьезных  пробелов  (вопросы мелкорозничной торговли, рынки,
крупные   объекты,   контрафактная   продукция  и  несанкционированная
торговля и т.д.).
     Долгое время органы власти города Москвы осуществляли собственное
правовое  регулирование в сфере потребительского рынка, опережающее во
многом принятие соответствующих решений на федеральном уровне.
     В  условиях  приведения  законодательства  субъектов  Федерации в
соответствие   с   федеральным,   прекращения   действия   договора  о
разграничении  полномочий  и  предметов  ведения между РФ и Москвой об
особых  полномочиях  Москвы  для  принятия  таких решений нет правовых
оснований.
     В  связи  с  этим  дальнейшее  развитие  нормативно-правовой базы
потребительского рынка требует изменений федерального законодательства
в этой сфере.
     Департаментом  был подготовлен пакет законодательных предложений,
направленных  на  преодоление  негативных  явлений  на потребительском
рынке, включая проект федерального закона "Об основах государственного
регулирования  внутренней  торговли"  (всего свыше 30 актов, требующих
пересмотра).
     Участие  в  их  обсуждении  и  принятии  в  установленном порядке
федеральными   законодательными   органами   -   приоритетная   задача
предстоящего периода.
     В  целях  создания  условий  для  реализации  принципа открытости
информации   об   обязательных   требованиях   для   предпринимателей,
установленного  Федеральным  законом  от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите
прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного   контроля  (надзора)",  по  поручению  Правительства
Москвы  были  разработаны,  утверждены  Департаментом потребительского
рынка   и   услуг   города  Москвы  Методические  указания  о  порядке
организации    торговой    деятельности,   содержащие   требования   к
предприятиям   розничной   торговли,   систематизированные  по  итогам
проработки свыше 300 основных документов РФ и г. Москвы.
     Необходимо   проведение   аналогичной   работы   для  предприятий
общественного   питания   и   бытового   обслуживания  населения,  что
запланировано на 2004-2006 годы.
     Практика  показывает,  что  наличие  одной "настольной книги" для
предпринимателей  позволяет снимать многие проблемы при взаимодействии
с контролирующими организациями.
     В  части дальнейшего совершенствования нормативного регулирования
в  сфере потребительского рынка на уровне города в пределах полномочий
Москвы  как субъекта Федерации особое внимание будет уделено упрощению
и оптимизации разрешительной практики.
     В   условиях   дебюрократизации  экономики  России  и  проведения
административной    реформы   политика   государства   направлена   на
минимизацию  степени  государственного  вмешательства  в хозяйственную
деятельность предпринимательского сообщества.
     Постановлением  Правительства  Москвы  от 05.08.2003 N 660-ПП "Об
организации   работы  органов  исполнительной  власти  города  Москвы,
городских  организаций  в режиме "одного окна" была создана основа для
поэтапного  упрощения разрешительной системы во всех сферах городского
хозяйства, в том числе в сфере потребительского рынка и услуг.
     Был  определен  перечень  различного  рода документов, подлежащих
выдаче  в  соответствии  с  требованиями  законодательства  Российской
Федерации и г. Москвы в сфере потребительского рынка.
     В    соответствии   с   требованиями   Федерального   закона   "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной  и спиртосодержащей продукции" в Москве выдаются следующие
документы:
     - аттестат   аккредитации   организации   на  оптовую  реализацию
алкогольной  продукции  для розничной торговли и общественного питания
или его продление;
     - согласование   федеральных   лицензий  на  право  производства,
оптовой и розничной продажи алкогольной продукции;
     - согласование на учреждение акцизного склада или его продление и
документы,   выдаваемые   в   рамках  проведения  субъектом  Федерации
специальных   защитных   мер   по  контролю  качества  и  безопасности
алкогольной  продукции  в  соответствии с постановлением Правительства
Москвы  от  11.03.2003  N  153-ПП  "О  мерах по выполнению федеральных
нормативных  правовых  актов  в области государственного регулирования
производства и оборота алкогольной продукции".
     В   сфере   ритуального  обслуживания  населения  рассматривается
возможность  погребения  отдельных  категорий  граждан, имеющих особые
заслуги  перед  Российской  Федерацией или городом, на ряде московских
кладбищ,  захоронение  на  которых  не может носить массовый характер,
таких   как  Ваганьковское,  Новодевичье  и  т.д.  (в  соответствии  с
распоряжениями Премьера Правительства Москвы от 06.07.92 N 1682-РП, от
28.01.94 N 164-РП).
     В   целях   сохранения   достаточной   сети   социально  значимых
предприятий   торговли  и  недопущения  их  массового  необоснованного
перепрофилирования   Правительством  Москвы  было  принято  решение  о
необходимости  согласования изменения целевого использования помещений
с   органами   исполнительной   власти   (префектурами  и  отраслевыми
департаментами).
     В  связи с поступающими жалобами населения в Правительство Москвы
на  неблагоприятные  условия  проживания  в  домах,  имеющих на первых
этажах и в подвальных помещениях предприятия общественного питания, на
Департамент   потребительского   рынка  и  услуг  города  Москвы  было
возложено   утверждение   проектной  и  строительной  документации  на
открытие таких объектов (распоряжение Премьера Правительства Москвы от
11.02.98 N 148-РП).
     Указанные   решения   в  предстоящий  период  сохраняются,  будут
прорабатываться  вопросы  об установлении жесткого контроля за сроками
рассмотрения обращений и недопущении необоснованных отказов.
     Будет   серьезно   реформирован   порядок  выдачи  разрешительных
документов на размещение объектов мелкорозничной сети.
     В  связи  с  выходом нового постановления Правительства Москвы от
27.01.2004  N  29-ПП  практика  выдачи  разрешительных  документов  по
мелкорозничной торговле в ближайшее время будет упрощена.
     Для   размещения   павильонов  и  киосков  планируется  исключить
дублирование   в   выдаче   разрешительных   документов  путем  отмены
городского торгового патента.
     Основными   документами   на   право  строительства,  открытия  и
функционирования  таких  объектов  будут  решения комиссий префектур и
управ   районов   с   указанием  профиля  деятельности  и  последующим
оформлением земельно-правовых отношений.
     Для  учета  и  ведения  дислокации  сети павильонов и киосков они
будут  внесены  в Торговый реестр в качестве временных объектов на тех
же условиях, как и стационарные предприятия.
     Прорабатываются  предложения  об упрощении системы лицензирования
деятельности  по  обороту  алкогольной  продукции,  сокращении  сроков
выдачи  лицензий,  освобождении  предпринимателя  от  подачи отдельных
документов и т.д.
     Для  реализации  принципа  "одного окна" в сфере потребительского
рынка  должны  быть  созданы дополнительные организационные и правовые
условия,  одним из которых является принятие Регламента работы органов
исполнительной  власти в режиме "одного окна" в сфере потребительского
рынка  с  решением  вопроса  об  их  взаимодействии  между  собой  и с
заявителем.
     В   целом   органы   власти  должны  взять  на  себя  функции  по
осуществлению   межотраслевых  согласований  в  рамках  осуществляемых
разрешительных   процедур,   а   не   перекладывать   эти  вопросы  на
предпринимателей  -  это  основной  принцип  "одного  окна"  наряду  с
сокращением сроков и отменой излишних согласований.

------------------------------------------------------------------
|N  |Наименование основных мероприятий             |Сроки        |
|п/п|                                              |выполнения   |
|---|----------------------------------------------|-------------|
| 1 |                      2                       |      3      |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|1. |Анализ действующего федерального              |2004-2005 гг.|
|   |законодательства в сфере потребительского     |             |
|   |рынка и подготовка проекта федерального закона|             |
|   |"Об основах регулирования внутренней торговли"|             |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|2. |Подготовка предложений о внесении изменений   |2004 г.      |
|   |и дополнений в Федеральный закон от 21.12.2001|             |
|   |N 178-ФЗ "О приватизации государственного     |             |
|   |и муниципального имущества" в части           |             |
|   |установления ограничения по сохранению профиля|             |
|   |социально значимых предприятий                |             |
|   |потребительского рынка и услуг и предприятий  |             |
|   |оптового продовольственного комплекса,        |             |
|   |выполняющих городской заказ, на весь период их|             |
|   |деятельности и установления преимущественного |             |
|   |перед третьими лицами права покупки субъектом |             |
|   |Федерации нежилых помещений, занимаемых       |             |
|   |предприятиями торговли и услуг,               |             |
|   |у собственников                               |             |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|3. |Подготовка предложений о внесении дополнений  |2004 г.      |
|   |в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ    |             |
|   |"О лицензировании отдельных видов             |             |
|   |деятельности" в части включения в перечень    |             |
|   |лицензируемых деятельности по распространению |             |
|   |пиротехнических изделий I-III классов         |             |
|   |и деятельности по оказанию отдельных видов    |             |
|   |ритуальных услуг                              |             |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|4. |Подготовка предложений о внесении изменений   |2005-2006 гг.|
|   |и дополнений в Федеральный закон от 12.01.96  |             |
|   |N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"       |             |
|   |в части:                                      |             |
|   |- уточнения правового режима использования    |             |
|   |  земель под кладбищами;                      |             |
|   |- введения новой схемы предоставления участков|             |
|   |  для захоронений на основе договоров аренды, |             |
|   |  в том числе заключаемых при жизни;          |             |
|   |- закрепления права субъектов Федерации       |             |
|   |  устанавливать правила работы кладбищ        |             |
|   |  и предоставления отдельных видов ритуальных |             |
|   |  услуг с учетом положений федерального       |             |
|   |  законодательства и местных условий          |             |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|5. |Подготовка предложений о внесении изменений   |2004-2006 гг.|
|   |и дополнений в Федеральный закон              |             |
|   |"О государственном регулировании производства |             |
|   |и оборота этилового спирта, алкогольной       |             |
|   |и спиртосодержащей продукции" (в ред.         |             |
|   |Федерального закона от 07.01.99 N 18-ФЗ)      |             |
|   |в части полномочий субъектов Федерации        |             |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|6. |Подготовка предложений о внесении дополнений  |2004-2005 гг.|
|   |в Закон Российской Федерации "О защите прав   |             |
|   |потребителей" (в ред. Федерального закона     |             |
|   |от 09.01.96 N 2-ФЗ) в части расширения        |             |
|   |полномочий субъектов Федерации по защите прав |             |
|   |потребителей                                  |             |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|7. |Подготовка предложений о внесении изменений   |2005-2006 гг.|
|   |и дополнений в Федеральный закон от 27.12.2002|             |
|   |N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части|             |
|   |распространения обязательности устанавливаемых|             |
|   |техническими регламентами требований на       |             |
|   |выполнение работ и оказание услуг             |             |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|8. |Подготовка проекта закона города Москвы       |Март - апрель|
|   |"Об отмене Закона города Москвы "О порядке    |2004 г.      |
|   |подготовки предложений и выдаче разрешений на |             |
|   |размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов |             |
|   |мелкорозничной торговли и услуг"              |             |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|9. |Подготовка Методических указаний о порядке    |2004-2006 гг.|
|   |организации деятельности предприятий бытового |             |
|   |обслуживания населения                        |             |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|10.|Подготовка Методических указаний о порядке    |2004-2006 гг.|
|   |организации деятельности предприятий          |             |
|   |общественного питания                         |             |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|11.|Актуализация перечня документов, выдаваемых   |2004-2006 гг.|
|   |в сфере потребительского рынка в режиме       |             |
|   |"одного окна"                                 |             |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|12.|Разработка Регламента работы Департамента     |II квартал   |
|   |потребительского рынка и услуг в режиме       |2004 г.      |
|   |"одного окна" и обучение служащих Департамента|             |
|   |работе в новых условиях                       |             |
|---|----------------------------------------------|-------------|
|13.|Анализ правоприменительной практики           |2004 г.      |
|   |по выполнению постановления Правительства     |             |
|   |Москвы от 27.01.2004 N 29-ПП "Об очередных    |             |
|   |мерах по упорядочению работы и размещению     |             |
|   |объектов мелкорозничной сети на территории    |             |
|   |города Москвы" и внесение предложений         |             |
|   |по дальнейшему совершенствованию нормативной  |             |
|   |базы в этой сфере, устранению необоснованных  |             |
|   |административных барьеров развития бизнеса    |             |
------------------------------------------------------------------

                        Ресурсное обеспечение

------------------------------------------------------------------
|Источник                          |Объем средств, млн. руб.     |
|                                  |-----------------------------|
|                                  |2004 г.|2005 г.|2006 г.|Итого|
|----------------------------------|-------|-------|-------|-----|
|Бюджет г. Москвы                  |       |   -   |   -   |     |
|----------------------------------|-------|-------|-------|-----|
|Средства предприятий и иные       |       |       |       |     |
|внебюджетные источники            |       |       |       |     |
|----------------------------------|-------|-------|-------|-----|
|Всего                             |       |       |       |     |
------------------------------------------------------------------

     Исполнители:  Департамент  потребительского  рынка и услуг города
Москвы,  префектуры  административных округов, Департамент поддержки и
развития малого предпринимательства города Москвы.

          1.2. Техническое регулирование и саморегулирование
                           участников рынка

     В   соответствии  с  Законом  РФ  "О  техническом  регулировании"
государство  оставляет за собой только контроль за нормами, связанными
с  безопасностью  людей  и  окружающей  среды,  требования  к качеству
продукции   и   услуг  переходят  в  разряд  механизмов  регулирования
свободного рынка и будут добровольными.
     Отменяется  обязательная  сертификация  всех видов услуг, включая
услуги  розничной  торговли  и  общественного  питания. Внедрение этой
системы  содержит  значительный риск для потребителя, так как проблема
выбора  качественной  продукции  и  услуг,  оправдания  его ожиданий в
соотношении  "цена  -  качество"  полностью  перекладывается  на  него
самого.
     Производители  товаров и услуг потребительского назначения в силу
недостаточно   высокой  степени  конкуренции  зачастую  злоупотребляют
доверием  потребителя  и  предлагают  продукцию по завышенной цене, не
соответствующей  реальной  стоимости  всех  качественных характеристик
товара (услуги).
     В  этих  условиях  за тот переходный период, который предусмотрен
законом  (7  лет),  необходимо  направить максимум внимания и ресурсов
государственных  органов  на  совершенствование  системы  защиты  прав
потребителей.
     Особое  значение  приобретает  дальнейшее  развитие  добровольных
систем сертификации.
     В  Москве  с  1996  года созданы и действуют системы добровольной
сертификации услуг общественного питания и торговли.
     За  это  время  они  доказали  свою  состоятельность.  В системах
аккредитовано  12  органов  на проведение работ по сертификации услуг,
сертифицированы  услуги порядка 7000 предприятий общественного питания
в  городе Москве и более 15000 предприятий торговли (свыше половины от
наличия сети).
     В сертифицированных предприятиях значительно снижается количество
нарушений,  улучшается  качество обслуживания потребителей, повышается
ответственность  предпринимателей  за  соблюдение  действующих  норм и
правил.
     В  ближайшее  время  планируется внедрение знака соответствия для
предприятий  торговли  и  общественного  питания,  прошедших процедуру
добровольной   сертификации,  который  является  визуальным  средством
информирования потребителей о высоком качестве предоставляемых услуг.
     Логическим   продолжением   деятельности   по   развитию   систем
добровольной  сертификации  услуг  в  городе  Москве является создание
системы  добровольной  сертификации  бытовых услуг, решение о создании
которой было принято Правительством Москвы в конце декабря 2003 года.
     Еще    одним   механизмом   саморегулирования   рынка,   создания
конкурентной   среды   и   использования   потенциала   добросовестных
предпринимателей   помимо   систем   добровольной  сертификации  услуг
является создание саморегулируемых организаций.
     Условием  их создания является принятие корпоративных стандартов,
по своим показателям превышающих минимальные требования к безопасности
продукции и услуг, установленные техническими регламентами.
     Принимая  на  себя  обязательства  по их соблюдению и обеспечению
высокого  качества обслуживания потребителей, такие организации в силу
Федерального  закона  "О  защите  прав предпринимателей при проведении

Страницы: 1  2  3  4  5  6  


Оглавление