государственного контроля (надзора)" переходят на льготный режим проведения проверок со стороны контролирующих органов. Одним из способов обеспечения качества продукции и услуг, активно используемых сетевыми компаниями (например, "Перекресток", "Седьмой континент" и т.д.), является также использование возможностей внутреннего производственного контроля на всех этапах технологического процесса. Все эти механизмы: добровольная сертификация услуг, принятие корпоративных стандартов, внутренний производственный контроль, создание саморегулируемых организаций и целый ряд других - должны получить дальнейшее развитие до 2006 года. ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Внедрение знака соответствия для предприятий |2004-2006 гг.| | |торговли и общественного питания, прошедших | | | |процедуру добровольной сертификации, который | | | |является визуальным средством информирования | | | |потребителей о высоком качестве | | | |предоставляемых услуг | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Регистрация Системы добровольной сертификации |I полугодие | | |бытовых услуг и систем качества в сфере |2004 г. | | |оказания бытовых услуг в федеральном органе | | | |исполнительной власти по техническому | | | |регулированию в установленном порядке | | |---|----------------------------------------------|-------------| |3. |Аккредитация органов по сертификации бытовых |2004-2006 гг.| | |услуг и систем качества в сфере оказания | | | |бытовых услуг | | |---|----------------------------------------------|-------------| |4. |Внедрение Системы добровольной сертификации |2004-2006 гг.| | |бытовых услуг и систем качества в сфере | | | |оказания бытовых услуг в городе Москве | | |---|----------------------------------------------|-------------| |5. |Содействие развитию саморегулируемых |2004-2006 гг.| | |организаций в сфере торговли, общественного | | | |питания и бытового обслуживания населения | | ------------------------------------------------------------------ Ресурсное обеспечение ------------------------------------------------------------------ |Источник |Объем средств, млн. руб. | | |-----------------------------| | |2004 г.|2005 г.|2006 г.|Итого| |----------------------------------|-------|-------|-------|-----| |Бюджет г. Москвы | - | - | - | - | |----------------------------------|-------|-------|-------|-----| |Средства предприятий и подлежат | | | | | |уточнению иные внебюджетные | | | | | |источники | | | | | |----------------------------------|-------|-------|-------|-----| |Всего | | | | | ------------------------------------------------------------------ Исполнители: Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, префектуры административных округов, аккредитованные органы по сертификации торговли, общественного питания, бытовых услуг. 1.3. Торговый реестр В целях получения полной и достоверной информации о торговых объектах и для принятия управленческих решений на различных уровнях в соответствии с Законом города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве" осуществляется ведение городского реестра объектов торговли и общественного питания - Торгового реестра в порядке, определенном постановлением Правительства Москвы от 27.03.2001 N 277-ПП "О Торговом реестре города Москвы". Перечень документов для получения свидетельства о внесении в Торговый реестр ограничен и включает в себя учредительные документы, правоустанавливающие документы на помещение и заключения тех организаций, без которых осуществление предпринимательской деятельности незаконно (органы Госсанэпиднадзора и Госпожнадзора). Оформление каких-либо дополнительных документов для внесения в Торговый реестр не требуется, взимание платы за внесение в реестр в какой-либо форме прямо запрещено. Для формирования Торгового реестра создана и функционирует информационная подсистема "Торговый реестр" в составе Системы информационного обеспечения потребительского рынка (СИОПР) во всех префектурах административных округов и управах районов города Москвы. В целях дальнейшего развития созданного информационного ресурса, обеспечения полной и достоверной информации о наличии сети предприятий потребительского рынка в 2004 году и в последующие годы будут реализованы очередные этапы формирования Торгового реестра и проработаны вопросы создания и формирования реестра предприятий бытового обслуживания населения в городе Москве на условиях, аналогичных условиям ведения реестра предприятий торговли и общественного питания. ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Реализация комплекса мер II этапа формирования|2004-2006 гг.| | |Торгового реестра города Москвы: | | | |- внесение в реестр предприятий оптовой | | | | торговли, входящих в компетенцию | | | | Департамента потребительского рынка и услуг | | | | города Москвы, и предприятий розничной | | | | торговли со сроком аренды помещений менее | | | | 1 года (кроме предприятий, расположенных | | | | в крупных торговых центрах); | | | |- внесение изменений в Методические | | | | рекомендации о порядке ведения Торгового | | | | реестра города Москвы, утвержденные | | | | Департаментом потребительского рынка и услуг| | | | города Москвы | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Проработка предложений о проведении III |II квартал | | |(завершающего) этапа формирования Торгового |2004 г. | | |реестра города Москвы (включающего объекты | | | |мелкорозничной сети - павильоны и киоски) | | | |и отработка механизмов его постоянной | | | |актуализации | | |---|----------------------------------------------|-------------| |3. |Разработка предложений и подготовка проекта |2004 г. | | |постановления Правительства Москвы | | | |о формировании реестра предприятий бытового | | | |обслуживания населения города Москвы | | ------------------------------------------------------------------ Исполнители: префектуры административных округов, управы районов, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы. 1.4. Развитие и использование информационно-коммуникационных технологий В настоящее время принципиально изменилась роль информации и информационных технологий в управлении социальным и экономическим развитием города. От масштабов и качества использования информационных технологий во многом зависит уровень развития всех сфер городского управления, включая потребительский рынок. Развитие информационных технологий послужило появлению такой новой формы коммерческой деятельности, как электронная торговля. В настоящее время электронная торговля развивается быстрыми темпами: доля электронной торговли в годовом обороте всей российской Интернет-экономики составляет свыше 30 млн. долларов. В сфере управленческой деятельности информационные технологии используются для обеспечения эффективности и открытости городского управления, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, а также для обработки и анализа большого объема разнородной информации. Для принятия обоснованных управленческих решений необходимо, чтобы информация о состоянии объектов регулирования была актуальной, достоверной, полной и доступной. В этих целях в органах исполнительной власти города Москвы начиная с 2000 года внедрена в промышленную эксплуатацию городская Система информационного обеспечения потребительского рынка и услуг СИОПР. Система ориентирована на получение полной и достоверной информации о предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания города, и на сегодняшний день ее база данных содержит информацию о более 50 тысячах объектов по 28 параметрам (например, адрес, вид и характеристики деятельности и т.п.). Кроме того, во исполнение Закона города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве" и в целях защиты прав потребителей и упорядочения размещения торговой сети в городе в автоматизированном режиме формируется единая база данных - Торговый реестр города Москвы с выдачей свидетельства о внесении в Торговый реестр. На основе этой информации решаются задачи анализа размещения предприятий потребительского рынка, обеспеченности торговыми площадями и удовлетворения населения в тех или иных видах услуг. Для повышения эффективности организации питания учащихся и ведения учета и контроля за расходованием бюджетных средств функционирует Городская информационная система "Школьное питание". Пользователями этой системы наряду со специалистами Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы являются специалисты префектур административных округов, Департамента образования города Москвы и других заинтересованных организаций. В целях формирования информационного ресурса похоронной отрасли города и автоматизации деятельности диспетчерской службы ГУП "Ритуал" по обеспечению качества и оперативности предоставляемых услуг создана Единая автоматизированная система похоронной отрасли ЕАС "Ритуал". Для организации эффективного контроля и координации деятельности рынков города Москвы разработана автоматизированная информационная система "Московские рынки", которая содержит информацию об основных характеристиках рынков столицы и сопряжена с системой учета торгующих на рынках через карточку продавца. В 2002 году Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа "Электронная Россия" на 2002-2010 годы. В ее развитие в Москве в 2003 году утверждена Городская целевая программа "Электронная Москва" на 2003-2007 годы. В этой программе предусмотрены вопросы разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий на потребительском рынке. С учетом задач Городской целевой программы "Электронная Москва" деятельность Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы в области развития информационно-коммуникационных технологий будет продолжена и направлена на дальнейшее совершенствование действующих и развитие новых информационных систем. Будут проведены работы по завершению внедрения действующих информационных систем и обеспечению эффективности их промышленной эксплуатации. Планируется дальнейшее развитие городской Системы информационного обеспечения потребительского рынка (СИОПР) в части решения задач упорядочения работы объектов мелкорозничной сети и ведения реестра предприятий бытового обслуживания и реестра сертифицированных предприятий. Кроме того, предполагается начать разработку новых информационных систем, таких как: - информационная система "Мониторинг выполнения программных мероприятий Программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 гг." и информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования развития потребительского рынка города Москвы в целом; - информационная подсистема "Учет предоставления мест захоронений на московских кладбищах" в рамках информационной системы учета с использованием пластиковых карт; - комплексная автоматизированная система, основанная на интеграции систем СИОПР Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы и ИС "Мослицензия" Комитета лицензирования города Москвы в целях повышения эффективности работы органов власти в сфере государственного регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Москве; - межрегиональная товаропроводящая информационная система "Московские контракты". Предусматривается также создание Интернет-портала Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы. Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы будет принимать участие в развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы по использованию информационно-коммуникационных технологий, в том числе в сфере потребительского рынка и услуг. ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Реализация программных мероприятий по ГЦП |2004-2006 гг.| | |"Электронная Москва" по разделу 2.2.6 "ИКТ | | | |в сфере потребительского рынка и услуг" <*> | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Выполнение тематического плана развития науки |2004-2006 гг.| | |и технологий в интересах города по разделу | | | |"Информационная поддержка обеспечения | | | |потребительского рынка и услуг" | | | |(финансирование указанных мероприятий | | | |предусматривается в рамках раздела 4.2 "Наука | | | |и технологическая политика") | | ------------------------------------------------------------------ ----------------------------------- <*> Конкретный перечень видов, объемов финансирования и сроков выполнения работ будет ежегодно уточняться на этапе формирования плана мероприятий ГЦП "Электронная Москва" на текущий год и утверждаться распорядительным документом Правительства Москвы. Ресурсное обеспечение ------------------------------------------------------------------ |Источник |Объем средств, млн. руб. | | |-----------------------------| | |2004 г.|2005 г.|2006 г.|Итого| |----------------------------------|-------|-------|-------|-----| |Бюджет г. Москвы | 29,5 | 15,0 | 10,0 | 54,5| |----------------------------------|-----------------------------| |Средства предприятий и иные |Подлежат уточнению | |внебюджетные источники | | |----------------------------------|-----------------------------| |Всего | 29,5 | 15,0 | 10,0 | 54,5| ------------------------------------------------------------------ Исполнители: Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, Управление информатизации города Москвы, организации-исполнители по конкурсу. 1.5. Повышение эффективности управления городской собственностью Практически все предприятия в сфере потребительского рынка были приватизированы на первом этапе проведения экономических реформ начала 90-х годов. Привлечение частной предпринимательской инициативы в условиях рынка позволило обеспечить насыщение потребительского рынка товарами и услугами в широком ассортименте. В государственной собственности сохранилось менее 1% предприятий. Из оставшихся в государственной форме будут сохранены комбинаты школьного питания, осуществляющие социальный городской заказ по организации горячего питания учащихся, предприятия, осуществляющие ритуальные услуги, фабрики по чистке и обработке белья и ряд других - всего 29 вместо 76 по состоянию на 01.01.2004 к концу 2006 года. Подготовлены и направлены в Департамент государственного имущества города Москвы предложения о приватизации 26 и ликвидации 21 государственного предприятия в 2004-2006 годах. Планируется повысить эффективность функционирования государственных предприятий, выполняющих социальные задачи: увеличение объема товарооборота на 16%, отчисления от прибыли за использование имущества на 15%. На конец 2003 года в ведомственном подчинении Департамента находится 39 хозяйственных обществ с долей города. Государственные предприятия, подлежащие приватизации на первом этапе акционирования, пополнят перечень акционерных обществ с долевым участием города, и их число возрастет к концу 2006 года до 56. Правительство Москвы уделяет большое внимание повышению эффективности управления городскими пакетами акций. Принят ряд нормативных документов по упорядочению системы учета, отчетности и анализа финансово-экономического положения хозяйственных обществ с долей города, повышению инвестиционной привлекательности Московского региона. В целях оценки эффективности управления долями города разработана и внедряется новая система отчетности хозяйственных обществ с участием города Москвы, созданы программные средства для проведения финансово-экономического анализа хозяйственных обществ с участием города Москвы, организована система обучения представителей интересов города в хозяйственных обществах с долей города в сфере потребительского рынка. Реализация перечисленных мер и других мер позволит в 2006 году увеличить общий объем оборота хозяйственных обществ с долей города на 42%, сумма ожидаемых дивидендов городу увеличится почти в два раза. ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Сокращение количества государственных |2004-2006 гг.| | |предприятий, находящихся в ведомственном | | | |подчинении Департамента имущества города | | | |Москвы, на 47 единиц (с 76 до 29) | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Приватизация 26 государственных предприятий |2004-2006 гг.| |---|----------------------------------------------|-------------| |3. |Ликвидация 21 государственного предприятия |2004-2006 гг.| |---|----------------------------------------------|-------------| |4. |Увеличение количества акционерных обществ |2004-2006 гг.| | |с долей города на 14 единиц (с 39 до 53) | | |---|----------------------------------------------|-------------| |5. |Продажа принадлежащих городу акций АОЗТ |2004 г. | | |"Квин-Хаус" и ОАО "Тушино-Плаза", завершение | | | |процесса ликвидации ОАО "ГУМ - реконструкция | | | |верхних торговых рядов" | | ------------------------------------------------------------------ Исполнители: Департамент имущества города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, предприятия. 1.6. Поддержка малого предпринимательства В рамках проведения в Российской Федерации административной реформы особую актуальность приобретают вопросы государственной поддержки и развития отдельных отраслей экономики, к которым относится малое предпринимательство. Федеральными органами государственной власти на постоянной основе осуществляется формирование правовой базы, включающей планирование и прогнозирование развития и поддержки малого предпринимательства, разработку комплекса мер по предоставлению гарантий и льгот для субъектов малого бизнеса. Правительство Москвы также реализует единую политику, направленную на поддержку малого предпринимательства во всех сферах городского хозяйства, включая потребительский рынок. В целях развития малого бизнеса в городе действует Закон города Москвы от 28.07.95 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве", которым определены условия деятельности субъектов малого предпринимательства в границах Москвы и направления их поддержки, включая дополнительные меры, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства в городе. На постоянной основе принимаются комплексные городские программы развития и поддержки малого предпринимательства. Постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N 78-ПП утверждена Городская целевая Программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы. Для субъектов малого бизнеса вводятся меры по кредитно-финансовой и имущественной поддержке (льготная система налогообложения, предоставление нежилых помещений, создание бизнес-инкубаторов и т.п.). В настоящее время на потребительском рынке города малых предприятий насчитывается более 100 тыс. объектов. Около 75% субъектов хозяйственной деятельности на потребительском рынке города Москвы являются субъектами малого предпринимательства. Их состояние и деятельность играют определяющую роль в обеспечении населения города продуктами питания, товарами и бытовыми услугами. Поэтому одной из основных задач Правительство Москвы считает поддержку и дальнейшее развитие малого предпринимательства на потребительском рынке города. Анализ состояния и функционирования субъектов малого предпринимательства показывает, что на сегодняшний день, несмотря на принятие ряда федеральных законов, направленных на дебюрократизацию предпринимательской деятельности, сильным сдерживающим фактором их развития остаются многочисленные административные и бюрократические барьеры. На потребительском рынке они связаны с несовершенством разрешительной и контрольной практики, что мешает развитию бизнеса, отвлекая предпринимателей от решения производственных задач, препятствует выходу на рынок новых и развитию действующих субъектов малого предпринимательства. В связи с изложенным основными направлениями развития малого предпринимательства в сфере потребительского рынка на период реализации программных мероприятий являются продолжение экономической и информационной поддержки малых предприятий по всем возможным направлениям и источникам финансирования, а также создание условий для ликвидации необоснованных административных барьеров их развития. ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Исследование состояния и причин возникновения |2004-2006 гг.| | |административных барьеров, препятствующих | | | |развитию малого предпринимательства на | | | |потребительском рынке города Москвы, | | | |подготовка и реализация мер по их устранению | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Проработка и внесение предложений о выдаче |2004 г. | | |разрешительных документов в сфере | | | |мелкорозничной торговли в режиме "одного окна"| | ------------------------------------------------------------------ Исполнители: Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, префектуры административных округов, Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москве. 1.7. Защита прав потребителей 1.7.1. Система мер по защите прав потребителей Система мер по защите прав потребителей реализуется в Москве на основе положений федерального законодательства и состоит в обеспечении государственного и общественного контроля за выполнением производителями (продавцами) обязательных требований к выполнению работ (оказанию услуг). Федеральное законодательство предоставляет достаточно гарантий потребителям по возврату, обмену или устранению недостатков некачественных товаров (услуг). Вместе с тем судебная система защиты прав потребителей не отвечает реальным потребностям населения в силу ее сложности и значительных издержек (временных, финансовых), которые могут быть несопоставимы с размерами нанесенного ущерба. По этой причине граждане обращаются в суды достаточно редко. Созданная в Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы линия оперативной связи с потребителями является инструментом консультирования населения и предоставления минимальной правовой защиты. Ежегодно в среднем поступает около 2,5 тыс. устных обращений, по которым даются необходимые консультации. Ведется просветительская работа по вопросам защиты прав потребителей с привлечением средств массовой информации и телекоммуникаций, в т.ч. сети Интернет. Во многих случаях невыполнение предпринимателями законных требований потребителей связано с элементарной правовой неосведомленностью. Проводимая разъяснительная работа позволяет снимать все поступающие жалобы в досудебном порядке. ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Организация информационно-просветительской |2004-2006 гг.| | |деятельности в области защиты прав | | | |потребителей посредством пропаганды | | | |потребительских знаний в печати, | | | |на радио, телевидении, в том числе оказание | | | |консультативных услуг через средства массовой | | | |информации и по линии оперативной связи | | | |с потребителями | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Организация и проведение семинаров, |2004-2006 гг.| | |конференций по вопросам защиты прав | | | |потребителей с участием специалистов | | | |органов исполнительной власти субъектов | | | |Российской Федерации, общественных объединений| | | |потребителей, предпринимателей и других | | | |заинтересованных лиц | | |---|----------------------------------------------|-------------| |3. |Участие в разработке правовых актов по |2004-2006 гг.| | |внесению изменений и дополнений | | | |в законодательные акты по вопросам защиты прав| | | |потребителей, работа в советах по защите прав | | | |потребителей МАП России и делам потребителей | | | |ТУ МАП по Москве и Московской области | | |---|----------------------------------------------|-------------| |4. |Проведение анализа письменных и устных |2004-2006 гг.| | |обращений граждан с точки зрения характера | | | |выявляемых нарушений, причин их возникновения;| | | |подготовка соответствующих информационных | | | |материалов и представление их в префектуры для| | | |принятия решений, обеспечивающих защиту прав | | | |потребителей | | ------------------------------------------------------------------ 1.7.2. Система организации и координации государственного контроля (надзора) на потребительском рынке города Москвы Основным механизмом, обеспечивающим соблюдение предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения установленных требований, является система государственного контроля (надзора). В сфере потребительского рынка и услуг одним из основных направлений работы органов государственной власти является упорядочение деятельности контролирующих структур. Из общего числа контролирующих органов в сфере потребительского рынка задействовано 18 структур, 11 из которых являются органами РФ. Координация деятельности всех контролирующих органов должна повысить эффективность надзора за потребительским рынком, ограничив при этом необоснованное административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов. Правительством Москвы в 2002 году была одобрена Концепция организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы, согласно которой одним из основных принципов организации и координации контрольной деятельности в городе Москве является поэтапный переход на проведение преимущественно плановых комплексных проверок с участием федеральных и московских контролирующих органов. Этот принцип реализуется через формирование планов работы группы по координации деятельности инспекций Оперативно-распорядительным управлением Мэра и Правительства Москвы, а также через организацию и проведение комплексных проверок Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, префектурами и управами районов. По инициативе Правительства Москвы с контролирующими органами заключаются соглашения о сотрудничестве в области координации контрольной деятельности. В 2003 году были подписаны соглашение между Правительством Москвы, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам о взаимодействии по защите прав потребителей и созданию условий для предупреждения и своевременного пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка в городе Москве и Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с ГУВД г. Москвы, Мосгосторгинспекцией, Центром госсанэпиднадзора в г. Москве по предупреждению и пресечению несанкционированной мелкорозничной торговли в городе Москве. В результате в 2003 году количество проверок сократилось в 2 раза по сравнению с 2002 годом. Доля предприятий потребительского рынка и услуг, в которых установлены нарушения, по сравнению с 2002 годом осталась без изменений и составляет 96% от общего числа проверенных предприятий. Отмечается рост доли правонарушений, связанных с реализацией продукции без подтверждения ее безопасности (отсутствие сертификатов или деклараций о соответствии): в 2001 г. - 43,6% от общего количества правонарушений, в 2002 г. - 47,9%, в 2003 г. - более 50%. Доля фальсифицированной продукции в 2003 году по различным секторам потребительского рынка составила от 30% до 75-90%. По данным органов государственного контроля (надзора) в структуре предприятий-нарушителей наибольшую долю составляют предприятия неорганизованных форм торговли: рынки и объекты мелкорозничной сети, а также предприятия малого и среднего бизнеса, которые не всегда оснащены на достаточном уровне и зачастую не располагают квалифицированными кадрами. 16.07.2003 в пределах компетенции субъекта Федерации был принят Закон города Москвы N 51 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы", которым предусматривается введение санкций за отдельные правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг, которые не вошли в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В качестве завершающего этапа создания нормативно-правовой базы для единой системы контроля в сфере потребительского рынка и услуг должно быть разработано и принято постановление Правительства Москвы "Об организации государственного контроля (надзора) в сфере потребительского рынка и услуг в городе Москве", где особое внимание должно быть уделено проведению мероприятий по контролю на объектах мелкорозничной сети и рынках. ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Практическая реализация Закона города Москвы |2004-2006 гг.| | |"Об административной ответственности за | | | |правонарушения в сфере потребительского | | | |рынка и услуг города Москвы" в части создания | | | |нормативно-правовой основы и координации | | | |деятельности органов исполнительной власти | | | |города, связанной с применением действующего | | | |законодательства в сфере потребительского | | | |рынка | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Совершенствование взаимодействия контрольных, |2004-2006 гг.| | |надзорных, правоохранительных, налоговых | | | |и лицензионных органов в соответствии | | | |с Федеральным законом N 134-ФЗ "О защите прав | | | |юридических лиц и индивидуальных | | | |предпринимателей при проведении | | | |государственного контроля (надзора)" | | |---|----------------------------------------------|-------------| |3. |Продолжение и активизация работы по |2004-2006 гг.| | |формированию банка данных осуществляемых | | | |проверок с целью исключения дублирования | | | |проверок и более четкой координации | | | |деятельности контролирующих органов | | ------------------------------------------------------------------ 1.7.3. Региональная система контроля качества и оборота алкогольной продукции В целях защиты потребительского рынка от некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции в 1998 году в городе Москве, первом из субъектов Российской Федерации, была введена региональная система идентификации качества алкогольной продукции. Все партии поступающей в город алкогольной продукции подлежали контролю на предмет их легальности (путем проверки товаросопроводительных документов) и безопасности продукции для жизни и здоровья населения (путем отбора проб от каждой заявленной партии с дальнейшим испытанием в аккредитованных Госсанэпиднадзором для этих целей лабораториях) с нанесением идентификационной марки. Разработаны и внедрены приборы определения подлинности идентификационных марок. В городе действовала автоматизированная система учета товародвижения, которая позволяла отслеживать алкогольную продукцию, поступающую в Москву, от производителя до конечного потребителя (объектов розничной торговли). К базе данных этой системы имели доступ правоохранительные, налоговые, контролирующие и надзорные органы. Практическая реализация системы идентификации качества алкогольной продукции показала ее высокую эффективность. Количество фальсифицированной и некачественной продукции сократилось с 60% от общего количества отобранных образцов на первом этапе введения системы (1998 г.) до 6-9% по итогам 2003 года. Объем производства московских предприятий-производителей вырос в 2,5 раза, а сумма акцизов, перечисленных в консолидированный бюджет, возросла в 5 раз. В 2003 году изъято из незаконного оборота более 1,6 млн. бутылок алкогольной продукции, 823 литра спирта на общую сумму свыше 216 млн. рублей. Направлено на переработку 61480 бутылок некачественной алкогольной продукции. Предъявлено штрафных санкций на сумму свыше 2,5 млн. рублей. Пресечена деятельность 32 подпольных производств по изготовлению и разливу алкогольной продукции и 2 подпольных типографий, где осуществлялось производство поддельных марок. Из незаконного оборота изъято свыше 104,5 тыс. штук поддельных региональных специальных марок. В 1999 году в связи с изменениями федерального законодательства началось реформирование системы контроля качества алкогольной продукции. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2001 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с начала 2002 года региональная система идентификации качества алкогольной продукции была отменена. Однако субъектам Федерации удалось отстоять свое право на проведение специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи, а также осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции на территории субъекта Федерации. Было принято постановление Правительства Москвы от 11.03.2003 N 153-ПП "О мерах по выполнению федеральных правовых нормативных актов в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции", которым утверждены Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и продления их действия, Порядок изготовления и приобретения региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, Порядок контроля качества алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации и предназначенной для розничной реализации в городе Москве. Суть системы контроля качества алкогольной продукции осталась без изменений, изменились лишь механизм ее финансирования и функции региональной специальной марки. Средства от реализации региональных специальных марок поступают в бюджет города Москвы и направляются в дальнейшем на возмещение затрат на изготовление региональных специальных марок, нанесение на них штрихкода, в том числе на техническое и программное обеспечение этого процесса, осуществление специальных мер, обеспечивающих безопасность алкогольной продукции, предназначенной для реализации на территории г. Москвы. В настоящее время региональная специальная марка является документом, подтверждающим не только легальность производства, оборота алкогольной продукции и уплаты налогов, но и проведение субъектом Федерации специальных защитных мер в отношении алкогольной продукции. Они состоят в том, что все партии отечественной алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежат проверке путем отбора проб с дальнейшим их испытанием в аккредитованных лабораториях, а также путем экспертизы товаросопроводительных документов. На партию, получившую положительное заключение, выдается разрешение на маркировку алкогольной продукции региональными специальными марками. В случае неудовлетворительных результатов исследований, свидетельствующих о том, что алкогольная продукция не соответствует показателям безопасности по нормативным документам Госсанэпиднадзора Минздрава России или требованиям ГОСТов, акцизному складу выдается уведомление о запрете реализации данной партии алкогольной продукции. Введение специальных защитных мер по контролю качества и безопасности алкогольной продукции позволило стабилизировать ситуацию на алкогольном рынке столицы и снизить показатель поступления некачественной продукции до 5% от общего количества производимой алкогольной продукции. С июня 2003 года для предприятий и организаций, имеющих акцизные склады, изготовлено 153,4 млн. штук региональных специальных марок. В бюджет города Москвы от реализации региональных специальных марок поступило 191,7 млн. руб., из них на лабораторные исследования израсходовано 19 млн. руб., на изготовление региональных специальных марок - 56 млн. руб. За 12 месяцев 2003 года поступление акцизов в консолидированный бюджет от московских предприятий и организаций составило 4,56 млрд. руб., или 102,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2004 году Правительством Москвы из бюджета города выделено на осуществление системы контроля качества и оборота алкогольной продукции 513 млн. руб., в том числе: - на осуществление защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для реализации на территории г. Москвы, 270 млн. руб.; - на лабораторные исследования качества и безопасности алкогольной продукции 49 млн. руб. На акцизных складах в настоящее время вводится единая система учета и контроля оборота алкогольной продукции, которая через систему штрихового кодирования позволит осуществлять контроль качества и оборота алкогольной продукции и обеспечит увеличение поступления акцизов в бюджеты всех уровней. За несколько лет работы системы контроля качества сформировалась уникальная база данных по алкогольной продукции, поступающей и реализуемой в городе Москве. Создается программно-информационный комплекс контроля качества и товародвижения алкогольной продукции на территории города Москвы как составной части Единой системы учета движения алкогольной продукции. Использование этой базы данных контролирующими, надзорными и правоохранительными органами позволяет осуществлять общегородской мониторинг качества и безопасности алкогольной продукции. ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Подготовка предложений по развитию |2004-2006 гг.| | |нормативно-правовой базы, регулирующей | | | |производство и оборот этилового спирта, | | | |алкогольной и спиртосодержащей продукции | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Взаимодействие с регионами Российской |2004-2006 гг.| | |Федерации по реализации федерального | | | |законодательства в части государственного | | | |регулирования производства и оборота этилового| | | |спирта, алкогольной и спиртосодержащей | | | |продукции | | |---|----------------------------------------------|-------------| |3. |Анализ экономической эффективности введения |2004-2006 гг.| | |федеральной программы по государственному | | | |регулированию оборота алкогольной продукции | | |---|----------------------------------------------|-------------| |4. |Участие органов городской исполнительной |2004-2006 гг.| | |власти в разработке системы контроля качества | | | |алкогольной продукции, произведенной на | | | |территории Российской Федерации | | | |и предназначенной для розничной реализации | | | |в городе Москве, в соответствии с Федеральным | | | |законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом | | | |регулировании" | | |---|----------------------------------------------|-------------| |5. |Разработка комплекса мероприятий |2004-2006 гг.| | |по предотвращению поступления и обращения | | | |на потребительском рынке города Москвы | | | |некачественной, фальсифицированной | | | |и находящейся в незаконном обороте алкогольной| | | |продукции | | |---|----------------------------------------------|-------------| |6. |Совершенствование взаимодействия органов |2004-2006 гг.| | |исполнительной городской власти | | | |с контролирующими и надзорными органами по | | | |вопросу соблюдения действующего порядка | | | |контроля качества на предприятиях | | | |и в организациях, реализующих алкогольную | | | |продукцию | | |---|----------------------------------------------|-------------| |7. |Участие органов городской исполнительной |2004-2006 гг.| | |власти в разработке | | | |информационно-аналитического комплекса по | | | |учету движения алкогольной продукции, | | | |реализуемой в городе Москве, с целью | | | |максимальной легализации оборота и роста | | | |суммарной величины акцизов в консолидированный| | | |бюджет | | |---|----------------------------------------------|-------------| |8. |Взаимодействие с субъектами Российской |2004-2006 гг.| | |Федерации по реализации федерального | | | |законодательства в части контроля качества | | | |и безопасности алкогольной продукции | | |---|----------------------------------------------|-------------| |9. |Анализ экономической эффективности программы |2004-2006 гг.| | |по введению защитных мер по контролю качества | | | |и оборота алкогольной продукции на территории | | | |города Москвы | | |---|----------------------------------------------|-------------| |10.|Проведение комплекса научно-практических |2004-2006 гг.| | |работ, направленных на повышение качества | | | |и безопасности алкогольной продукции | | |---|----------------------------------------------|-------------| |11.|Мониторинг качества и безопасности алкогольной|2004-2006 гг.| | |продукции, поставляемой на потребительский | | | |рынок г. Москвы | | ------------------------------------------------------------------ Исполнители: Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, управы районов, префектуры административных округов, контролирующие и надзорные органы. Раздел 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ Основные принципы и задачи социальной политики на потребительском рынке в среднесрочной перспективе определены Концепцией, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 632-ПП "Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года". Среди этих направлений особое место занимает социальная поддержка льготных категорий граждан. Начиная с середины 2001 года в городе реализуется проект "Социальная карта москвича", цель которого - предоставление адресной помощи гражданам. Апробация социальной карты на потребительском рынке осуществлялась при поддержке префектуры Южного административного округа в торговых предприятиях ЗАО ПФК "БИН" в районах Чертаново Южное, Чертаново Центральное, Бирюлево Западное. По результатам эксперимента принято постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 N 602-ПП "О внедрении социальной карты для жителей г. Москвы". В настоящее время социальная карта выдана около 1,2 млн. человек и продолжает выдаваться через районные управления социальной защиты населения. Всего планируется выдать карты 2,3 млн. граждан, состоящим на учете в органах социальной защиты населения, а также лицам, находящимся на учете в органах пенсионного обеспечения министерств и ведомств Российской Федерации, проживающим в Москве. В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" на льготное торговое обслуживание имеют право только инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица. Численность указанных категорий граждан, проживающих в Москве, составляет около 108 тыс. человек. Торговое обслуживание для них организовано через аккредитованные социальные магазины. Предприятиям потребительского рынка и услуг, имеющим собственные дисконтные программы, рекомендовано на добровольной основе предоставлять держателям социальной карты скидки при покупке товаров. По состоянию на 01.01.2004 такое обслуживание осуществляют 53 торговых предприятия. Обслуживание осуществляется за счет средств предприятий без возмещения затрат из бюджета города. В 2003 году к предоставлению льгот при обслуживании держателей социальной карты приступили предприятия сферы быта. В 23 предприятиях, 188 пунктах, а также при выезде на дом держателям социальной карты предоставляется скидка по химической чистке и стирке (Объединение "Диана") и ремонту бытовой техники (Компания МГСБС - торговая марка "А-Айсберг"). 2.1. Внедрение социальной карты москвича на предприятиях потребительского рынка и услуг ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Проведение организационно-практических |2004-2006 гг.| | |мероприятий по внедрению в городе Москве | | | |системы социальной защиты граждан, | | | |направленной на оказание адресной помощи через| | | |приобретение товаров и услуг со скидкой | | | |с использованием социальной карты | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Привлечение предприятий торговли и бытовых |2004-2006 гг.| | |услуг на добровольной основе к обслуживанию | | | |социально незащищенных граждан с применением | | | |социальной карты, в том числе в рамках | | | |реализации собственных дисконтных программ. | | | |Расчетное число предприятий | | | |по административным округам города приведено | | | |в таблице 2.1.1 | | |---|----------------------------------------------|-------------| |3. |Разработка Положения об обеспечении приема |I полугодие | | |социальной карты на предприятиях |2004 г. | | |потребительского рынка и услуг в качестве | | | |учетно-дисконтной | | |---|----------------------------------------------|-------------| |4. |Проведение работ по добровольному применению |2004-2006 гг.| | |в аккредитованных магазинах социальной карты | | | |в качестве учетной | | |---|----------------------------------------------|-------------| |5. |Отработка порядка компенсации торговым |2004 г. | | |предприятиям и предприятиям бытового | | | |обслуживания выпадающих доходов | | | |от предоставления льгот держателям социальной | | | |карты | | |---|----------------------------------------------|-------------| |6. |Проведение презентации терминала расчета |I полугодие | | |скидок |2004 г. | |---|----------------------------------------------|-------------| |7. |Проведение мероприятий по развитию сети |2004-2006 гг.| | |предприятий потребительского рынка и услуг, | | | |осуществляющих проведение расчетов за товары | | | |и услуги с использованием социальной карты | | |---|----------------------------------------------|-------------| |8. |Разработка системы персонального учета льгот |2004-2005 гг.| | |по торговому обслуживанию, предоставляемых | | | |предприятиями потребительского рынка и услуг, | | | |с использованием социальной карты <*> | | | | | | ------------------------------------------------------------------ ----------------------------------- <*> Объем средств уточняется годовой инвестиционной программой. 2.1.1. Внедрение в рамках реализации собственных дисконтных программ на предприятиях торговли и услуг социальной карты в качестве учетно-дисконтной ------------------------------------------------------------------ |Административный|Прогнозируемое количество предприятий торговли | |округ |и услуг, принимающих социальную карту | | |в качестве учетно-дисконтной | | |-----------------------------------------------| | |на 01.01.2005 |на 01.01.2006 |на 01.01.2007 | |----------------|---------------|---------------|---------------| |Центральный | 12 | 18 | 24 | |----------------|---------------|---------------|---------------| |Северный | 15 | 22 | 30 | |----------------|---------------|---------------|---------------| |Северо-Восточный| 17 | 25 | 34 | |----------------|---------------|---------------|---------------| |Восточный | 10 | 14 | 18 | |----------------|---------------|---------------|---------------| |Юго-Восточный | 7 | 15 | 24 | |----------------|---------------|---------------|---------------| |Южный | 26 | 137 | 194 | |----------------|---------------|---------------|---------------| |Юго-Западный | 12 | 18 | 24 | |----------------|---------------|---------------|---------------| |Западный | 13 | 19 | 26 | |----------------|---------------|---------------|---------------| |Северо-Западный | 8 | 12 | 16 | |----------------|---------------|---------------|---------------| |Зеленоградский | 5 | 7 | 10 | |----------------|---------------|---------------|---------------| |Всего | 125 | 287 | 400 | ------------------------------------------------------------------ Ресурсное обеспечение ------------------------------------------------------------------ |Источник |Объем средств, млн. руб. | | |-----------------------------| | |2004 г.|2005 г.|2006 г.|Итого| |----------------------------------|-------|-------|-------|-----| |Бюджет г. Москвы | - | - | - | - | |----------------------------------|-----------------------------| |Средства предприятий и иные |Подлежат уточнению | |внебюджетные источники | | |----------------------------------|-----------------------------| |Всего | | | | | ------------------------------------------------------------------ Исполнители: префектуры административных округов, управы районов, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, ГУП "Московский социальный регистр", ОАО "Банк Москвы", предприятия. 2.2. Торговля В сфере торгового обслуживания актуальной проблемой является сохранение профиля социально значимых объектов и создание благоприятных условий для их деятельности, в том числе на принципах ассоциирования и кооперирования, а также использования франчайзинга со стороны отечественных и иностранных сетевых структур, имеющих налаженную систему товароснабжения и высокие стандарты обслуживания. Анализ состояния потребительского рынка в Москве, имеющиеся обращения жителей свидетельствуют о наличии потребности москвичей осуществлять ежедневные покупки в непосредственной близости от места проживания и недостаточном уровне развития соответствующей сети. Для решения данной задачи с августа 2002 года в Южном административном округе проводится эксперимент по созданию сети многопрофильных предприятий потребительского рынка с учетом пешеходной доступности, комфортности и быстрого обслуживания. Разработанная в округе программа размещения предприятий шаговой доступности предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию до 2005 года 160 объектов потребительского рынка и услуг <*>. ----------------------------------- <*> Справочно: в 2003 году в ЮАО открыто 2 предприятия, 28 находятся в стадии строительства. В результате реализации программы в Южном административном округе ожидается привлечение инвестиций в объеме 5 млрд. руб.; будет построено более 80 тыс. кв. м торговых площадей, отвечающих современным требованиям и максимально приближенных к потребителю; предполагается создание 8,5 тыс. дополнительных рабочих мест. В настоящее время к работе по открытию магазинов шаговой доступности приступила также префектура Юго-Западного административного округа. Особенно остро проблема обеспечения населения товарами и услугами повседневного спроса в пределах пешеходной доступности стоит на территории Центрального административного округа, где большинство магазинов, особенно на центральных магистралях, перепрофилировано. Сложившуюся диспропорцию в инфраструктуре предприятий округа может решить только разработка и реализация специального комплекса мер по открытию магазинов шаговой доступности. Решением еще одной важной задачи поддержки малообеспеченных слоев населения является обслуживание инвалидов и участников ВОВ через аккредитованные социальные магазины. В настоящее время через 302 аккредитованных социальных магазина обслуживается 250 тыс. человек, из них около 108 тыс. инвалидов и участников ВОВ. Цены в аккредитованных социальных магазинах на товары потребительской корзины на 10-15% ниже среднегородских по данным Мосгоркомстата, а прикрепленным к магазинам лицам льготных категорий на эти товары предоставляется 10% скидка. В целях дополнительной поддержки пенсионеров и малообеспеченных граждан предусматривается дальнейшее развитие магазинов-дискаунтов (по состоянию на 01.01.2004 их количество в городе составило 233). В период 2004-2006 гг. предусматривается открытие более 600 магазинов данного формата, что подтверждается намерениями и инвестиционными возможностями розничных сетевых компаний (ООО "Агроаспект" - торговая марка "Пятерочка", ООО "Копейка-Москва" - "Копейка", ООО "ДИСКОНТцентр" - "ДИКСИ", ООО "Торкас" - "Дешево" и "Квартал" и др.). Кроме того, на решение проблемы ценовой доступности направлена программа развития магазинов заказов "Утконос", реализуемая ОАО "Новый импульс - Центр", реализация которой повысит также территориальную доступность торговых услуг, особенно в районах с низкой обеспеченностью населения предприятиями социально гарантированного уровня. Для снабжения сети магазинов в III квартале 2004 года намечается ввод в эксплуатацию нового распределительного центра в Московской области (на границе с районом Москвы Южное Бутово). До конца 2006 года планируется открыть еще 3 распределительных центра на территории Северного, Восточного, Западного административных округов, а также около 400 магазинов заказов. ГУП НИиПИ Генплана Москвы по заказу Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы разработаны дифференцированные нормативы развития и размещения сети предприятий торговли по районам Москвы, в том числе социально гарантированного уровня, по трем типам районов города, которые составляют от 170 до 300 кв. метров торговой площади на 1000 жителей (ранее он составлял 120 кв. метров торговой площади на 1000 жителей). Анализ существующей обеспеченности предприятиями социально гарантированного уровня показывает существенное отставание от нового норматива по многим районам города, особенно по предприятиям продовольственной торговли: в ЦАО - Тверской, Замоскворечье, Пресненский; СВАО - Останкинский; ВАО - Ивановское, Новокосино; ЮВАО - Капотня, поселок Некрасовка; ЮАО - Нагорный, Чертаново Центральное; ЮЗАО - Обручевский, Черемушкинский; ЗАО - Солнцево, Очаково-Матвеевское; САО - Левобережный, Тимирязевский. Одним из путей решения этой проблемы является использование первых этажей жилых домов для размещения предприятий потребительского рынка и услуг в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18.06.2002 N 457-ПП "О размещении на первых этажах строящихся жилых домов объектов социального и общественного назначения". ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Совершенствование организации работы |2004-2006 гг.| | |социальных магазинов по обслуживанию льготных | | | |и малообеспеченных категорий граждан | | | |(аккредитованные социальные магазины, | | | |ОАО "Ветеран") и предприятий по продаже | | | |товаров по сниженным ценам. | | | |Постановление Правительства Москвы | | | |от 28.05.2002 N 399-ПП, распоряжения Мэра | | | |Москвы от 07.03.2000 N 249-РМ, от 04.07.2000 | | | |N 513, от 13.03.2001 N 231-ПП | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Приоритетное развитие сети торгового |2004-2006 гг.| | |обслуживания населения по сниженным ценам | | | |(магазины-дискаунты, магазины-склады типа "Кэш| | | |энд Керри", магазины эконом-класса и др.) | | | |в соответствии с постановлениями Правительства| | | |Москвы от 04.07.2000 N 513, от 13.02.2001 | | | |N 150-ПП и программой Правительства Москвы на | | | |2004 год (постановление Правительства Москвы | | | |от 30.12.2003 N 1109-ПП). | | | |Открытие в период 2004-2006 гг. не менее 370 | | | |объектов торгового обслуживания населения по | | | |сниженным ценам в соответствии с показателями | | | |по административным округам (табл. 3.1.1) | | |---|----------------------------------------------|-------------| |3. |Осуществление контроля за соблюдением |2004-2006 гг.| | |предприятиями потребительского рынка и услуг -| | | |городскими операторами социальных магазинов | | | |целевого использования нежилых помещений | | | |в целях исключения случаев их | | | |перепрофилирования | | |---|----------------------------------------------|-------------| |4. |Распространение в административных округах |2004-2006 гг.| | |города Москвы опыта ЮАО и ЮЗАО по реализации | | | |схемы размещения объектов социально | | | |гарантированного уровня обслуживания населения| | | |(торговых объектов местного уровня, | | | |предприятий быстрого питания, предприятий | | | |гарантированного перечня социально необходимых| | | |видов бытовых услуг) | | |---|----------------------------------------------|-------------| |5. |Приоритетное развитие социально значимых |2004-2006 гг.| | |объектов торгового обслуживания в зонах | | | |пешеходной доступности, в том числе магазинов | | | |по предварительным заказам населения "Утконос"| | | |(табл. 3.1.2), постановление Правительства | | | |Москвы от 11.02.2003 N 86-ПП | | |---|----------------------------------------------|-------------| |6. |Использование механизмов поддержки предприятий|2004-2006 гг.| | |потребительского рынка и услуг, обеспечивающих| | | |социально гарантированный уровень обслуживания| | | |населения, в части льгот по арендной плате за | | | |объекты нежилого фонда в строгом соответствии | | | |с постановлениями Правительства Москвы | | | |от 28.08.2001 N 789-ПП, от 28.08.2001 N 778-ПП| | |---|----------------------------------------------|-------------| |7. |Осуществление комплекса мер, направленных на |2004-2006 гг.| | |сдерживание роста потребительских цен на | | | |товары и услуги (перестройка системы | | | |товародвижения с ликвидацией излишних | | | |посреднических звеньев, рациональное | | | |размещение торговой сети по территории города,| | | |внедрение современных, в том числе сетевых, | | | |форм организации обслуживания, развитие | | | |социально ориентированного бизнеса и его | | | |поддержка со стороны города, совершенствование| | | |правового регулирования и др.) | | |---|----------------------------------------------|-------------| |8. |Распространение на крупных предприятиях |2004-2006 гг.| | |торговли предпринимательской инициативы | | | |по продаже товаров в утренние часы со скидкой | | | |5-10% для пенсионеров и малообеспеченных | | | |категорий граждан | | ------------------------------------------------------------------ Ресурсное обеспечение Финансирование мероприятий данного подраздела Программы предусматривается в рамках раздела 3 "Развитие секторов потребительского рынка и услуг". Исполнители: префектуры административных округов, управы районов, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Москомархитектура, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, предприятия. 2.3. Общественное питание Одним из важных приоритетов в развитии общественного питания является совершенствование питания учащихся общеобразовательных школ города Москвы, основанное на улучшении рационов, внедрении современных форм и методов обслуживания. В этой области до настоящего времени остается нерешенным вопрос организации бесплатного горячего питания учащихся 5-11 классов. Другим социальным направлением развития отрасли является организация питания малообеспеченных слоев населения, в том числе в центрах социального обслуживания, а также с доставкой обедов на дом. ------------------------------------------------------------------ |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п| |выполнения | |---|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|----------------------------------------------|-------------| |1. |Координация работ, направленных на создание |2004-2006 гг.| | |экономических и финансовых (за счет | | | |благотворительной деятельности и других | | | |внебюджетных источников) условий для | | | |увеличения объемов услуг и расширения сети | | | |предприятий общественного питания, участвующих| | | |в обеспечении мер социальной защиты жителей | | | |Москвы: организации бесплатного питания | | | |и приготовления обедов с отпуском их через | | | |раздаточные пункты в центрах социального | | | |обслуживания для инвалидов, малообеспеченных | | | |категорий граждан, лиц без определенного места| | | |жительства и занятий | | |---|----------------------------------------------|-------------| |2. |Совершенствование организации питания учащихся|2004-2006 гг.| | |города на основе внедрения новых технологий | | | |приготовления пищи и форм обслуживания, в том | | | |числе в части реализации мероприятий | | | |Комплексной программы мер социальной защиты | | | |жителей Москвы по обеспечению: | | | |- бесплатным одноразовым питанием учащихся 1-4| | | | классов; | | | |- бесплатным двухразовым питанием учащихся из | | | | многодетных и социально незащищенных семей; | | | |- питанием учащихся 5-11 классов на сумму | | | | компенсационных выплат (3% минимальной | | | | оплаты труда); | | | |- питанием детей в период летних и зимних | | | | школьных каникул; | | | |- питанием учащихся профтехучилищ г. Москвы. | | | |Рассмотрение на заседании Правительства Москвы|I полугодие | | |городской программы "Совершенствование |2004 г. | | |организации питания учащихся образовательных | | | |учреждений города Москвы на период | | | |2004-2006 гг." | | |---|----------------------------------------------|-------------| |3. |Осуществление комплекса мер по поддержке |2004-2006 гг.| | |предприятий социального питания, организации | | | |горячего, диетического питания работников | | | |предприятий и организаций, в том числе | | | |льготного и бесплатного, в объемах, | | | |предусмотренных нормами, нормативами | | | |и коллективными договорами, в соответствии | | | |с трехсторонним соглашением между | | | |Правительством Москвы, московскими | | | |объединениями профсоюзов и московскими | | | |объединениями предпринимателей (работодателей)| | |---|----------------------------------------------|-------------| |4. |Координация развития сети общедоступных |2004-2006 гг.| | |предприятий (столовые, кафе, рестораны и т.д.)| | | |с организацией питания для населения | | | |с невысоким уровнем доходов по доступным ценам| | | |в течение всего дня или в отведенное время, | | | |в том числе предоставляющих комплексные обеды | | | |по отдельному меню с 10-20% скидкой. | | | |Ускоренное развитие в период 2004-2006 гг. | | | |сети предприятий быстрого питания различных | | | |форматов в соответствии с показателями по | | | |административным округам города (табл. 3.2.3) | | |---|----------------------------------------------|-------------| |5. |Утверждение Положения об аккредитации |I полугодие | | |социально ориентированных предприятий |2004 г. | | |общественного питания в г. Москве | | |---|----------------------------------------------|-------------| |6. |Разработка дифференцированных нормативов |2004-2005 гг.| | |развития и размещения сети предприятий питания| | | |по районам Москвы, в том числе быстрого | | | |питания | | ------------------------------------------------------------------ Ресурсное обеспечение Финансирование организации социально ориентированных услуг общественного питания предусматривается обеспечить за счет средств предприятий, управ районов, префектур административных округов, в части учащихся общеобразовательных школ города - в соответствии с ежегодно утверждаемой Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы. Исполнители: управы районов, префектуры административных округов, Департамент имущества города Москвы, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Москомархитектура, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, Московское объединение промышленников и предпринимателей, Московская федерация профсоюзов, предприятия. 2.4. Бытовое обслуживание населения Сложилась определенная система оказания бытовых услуг малообеспеченным категориям населения города Москвы. 1. Предоставление бытовых услуг в центрах социального обслуживания. В 2003 году в 119 центрах социального обслуживания и КСЖД "Митино" работали 143 точки бытового обслуживания, в том числе 93 парикмахерских, 16 пунктов приема белья в стирку (прачечных), 32 ремонтные мастерские (20 - по ремонту одежды, 9 - по ремонту обуви, 2 - по ремонту бытовой техники и др.). За 2003 год обслужено более 110 тысяч человек на сумму 2 млн. 279 тысяч рублей. 2. Оказание бытовых услуг городскими предприятиями в порядке благотворительности за счет собственной прибыли и частичной компенсации затрат префектурами и управами районов. В этой работе в 2003 году были задействованы более 2500 предприятий бытового обслуживания. В минувшем году ими было обслужено по льготным ценам более 400 тыс. малообеспеченных жителей столицы, в том числе 150 тыс. ветеранов ВОВ, предоставлено услуг на сумму более 20 млн. рублей. Скидки в среднем составили 70% от действующих цен. 3. Обслуживание малоимущих категорий населения государственными предприятиями за счет снижения затрат по арендной плате (помещения в хозяйственном ведении). Так, на ГУП "Фабрика химической чистки N 2" сложился уровень цен на 40% ниже среднего по городу, на ГУП "Фабрика химической чистки и крашения N 1" - на 15-20%, на ГУП "Фабрика-прачечная N 11" - на 5-10%. ГУП "Фабрика химической чистки и крашения одежды N 1" для малоимущих оказывает услуги по перекрашиванию одежды. 4. Ритуальные услуги. Система льгот по ритуальным услугам действует в полном объеме. Существуют льготы по выплате социального пособия на погребение из городского бюджета; безвозмездное захоронение для определенной категории граждан, при этом социальное пособие не выплачивается; предоставление гарантированного перечня ритуальных услуг на возмездной основе по твердым государственным ценам (стандартный набор услуг по государственной цене ниже среднего аналогичного набора услуг по коммерческим ценам почти в 2 раза). 5. Предоставление малоимущим гражданам сезонных скидок на услуги. Данные услуги предоставляются предприятиями химчисток, бань, прачечных. 6. Льготы по оплате услуг бань общего пользования установлены распоряжением Мэра Москвы: бесплатное посещение для инвалидов и участников войны, многодетных семей, граждан, получивших увечья на Чернобыльской АЭС; с 50% скидкой - для ветеранов труда, инвалидов независимо от групп инвалидности и семей опекунов, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей. Это распоряжение выполняется не в полной мере из-за недостатка бюджетных средств. ------------------------------------------------------------------- |N |Наименование основных мероприятий |Сроки | |п/п | |выполнения | |----|----------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |----|----------------------------------------------|-------------| |1. |Приоритетное развитие и увеличение объемов | | | |услуг социально ориентированных предприятий | | | |бытового обслуживания населения | | |----|----------------------------------------------|-------------| |1.1.|Обеспечение шаговой доступности бытовых |2004-2006 гг.| | |услуг, развитие сети предприятий сферы бытовых| | | |услуг в районах массовой жилой застройки | | |----|----------------------------------------------|-------------| |1.2.|Координация работ, направленных на обеспечение|2004-2006 гг.| | |ценовой доступности социально значимых видов | | | |бытовых услуг для малообеспеченных категорий | | | |граждан. | | | |Привлечение к льготному обслуживанию населения| | | |(по талонам, бесплатно или со скидкой за счет | | | |собственных средств предприятий по договорам | | | |с районными управами) не менее 2 тыс. | | | |предприятий бытового обслуживания | | |----|----------------------------------------------|-------------| |1.3.|Дальнейшее развитие сети пунктов бытового |2004-2006 гг.| | |обслуживания в учреждениях социальной защиты | | | |населения, предоставляющих малообеспеченным | | | |категориям граждан по сниженным ценам услуги | | | |парикмахерских, по ремонту одежды, обуви, | | | |бытовой техники, химчистке, стирке и др. | | | |(при условии выделения дополнительных | | | |помещений) | | |----|----------------------------------------------|-------------| |1.4.|В целях диверсификации бытовых услуг |2004-2006 гг.| | |и обеспечения шаговой доступности | | | |предприятий отрасли организация в каждом | | | |административном округе не менее 5 комплексных| | | |предприятий типа "Мультисервис", | | | |предоставляющих 3 и более видов услуг | | | |(химчистка одежды, стирка белья, ремонт | | | |одежды, обуви и бытовой техники и др.), | | | |оказывающих услуги льготным категориям граждан| | | |по сниженным ценам | | |----|----------------------------------------------|-------------| |1.5.|В целях социально-экономической поддержки |2004-2006 гг.| | |малообеспеченных категорий населения, а также | | | |в рамках мер по поддержке молодых семей, | | | |учащихся и студентов, предусмотренных | | | |постановлением Правительства РФ от 03.04.96 | | | |N 387, принять меры по организации химчисток | | | |и прачечных, работающих по методу | | | |самообслуживания | | |----|----------------------------------------------|-------------| |2. |Приоритетное развитие и обеспечение поддержки | | | |со стороны города отдельных социально значимых| | | |видов бытовых услуг | | |----|----------------------------------------------|-------------| |2.1.|Осуществление комплекса мероприятий |2004-2006 гг.| | |по развитию и улучшению похоронного | | | |обслуживания, предусмотренных постановлением | | | |Правительства Москвы от 15.08.2000 N 642, | | | |в том числе: | | | |- проведение работ по благоустройству | | | | и содержанию 68 кладбищ, приведение в | | | | порядок братских и воинских захоронений, | | | | подготовка кладбищ к религиозным праздникам;| | | |- развитие материально-технической базы ГУП | | | | "Ритуал"; | | | |- строительство и реконструкция объектов | | | | похоронного назначения и кладбищ | | | | в соответствии с инвестиционной программой | | | | развития похоронного обслуживания | | | | (табл. 3.3.3) | | |----|----------------------------------------------|-------------| |3. |Осуществление комплекса мероприятий по |2004-2006 гг.| | |развитию и совершенствованию услуг бань. | | | |В том числе: | | | |- строительство муниципальных бань за счет | | | | средств городского бюджета (табл. 3.3.4); | | | |- привлечение средств предпринимателей | | | | и инвесторов на строительство | | | | и реконструкцию муниципальных бань; | | | |- совершенствование системы компенсации | | |