ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Приказ. Министерство природных ресурсов РФ. 22.04.03 342

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

8. Экологическое просвещение и работа с населением

     Эколого-просветительская  деятельность  государственных природных
заповедников и национальных парков даст ощутимый результат, если будет
носить   долговременный,  целенаправленный,  системный  и  комплексный
характер,   оказывать  влияние  как  на  интеллектуальную,  так  и  на
эмоциональную   сферу  личности  человека,  развивать  соответствующие
практические  умения  и  навыки  людей,  а  также строиться на хорошей
методической и материальной базе.
     Эколого-просветительская деятельность заповедников и национальных
парков  призвана,  в  первую  очередь,  формировать  у  широких  слоев
российского  общества  понимание  современной  роли  особо  охраняемых
природных   территорий  в  сохранении  биологического  и  ландшафтного
разнообразия    как    основы   биосферы,   а   также   их   места   в
социально-экономическом   развитии  регионов.  Это  должно  обеспечить
действенную  общественную поддержку заповедников и национальных парков
как объектов национального достояния.
     Системная     организация     эколого-просветительской     работы
заповедников  и  национальных  парков  возможна  при решении следующих
задач:
     - формирование     научно-обоснованной     базы    для    ведения
эколого-просветительской   работы   на   основе   имеющихся   научных,
исторических  и других архивных материалов, а также опыта и потенциала
научных отделов заповедников и национальных парков;
     - организация  целенаправленной  систематической  работы со всеми
основными группами населения в каждом конкретном регионе;
     - организация  работы  с  посетителями особо охраняемых природных
территорий;
     - обеспечение    тесного    сотрудничества   с   образовательными
учреждениями,    органами    государственной    власти    и   местного
самоуправления,     средствами     массовой     информации,    другими
заинтересованными организациями;
     - содействие    в    профессиональной   подготовке   специалистов
соответствующего профиля;
     - участие   в   создании  единого  информационного  пространства,
обеспечивающего  обмен  эколого-просветительской  информацией и опытом
работы, как на российском, так и на международном уровне;
     - совершенствование  и  повышение  роли текущего и перспективного
планирования  в  организации  эколого-просветительской работы в каждом
заповеднике и национальном парке;
     - формирование   в  заповедниках  необходимой  организационной  и
материально-технической базы эколого-просветительской деятельности;
     - постоянное   развитие   и   укрепление  методической  базы  для
проведения  эффективной эколого-просветительской работы на современном
уровне:  аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного
опыта, а также разработка собственных методических материалов.
     В  сфере  эколого-просветительской  деятельности  заповедников  и
национальных парков представляется необходимым:
     1.  Продолжить  реализацию  основных идей, изложенных в Концепции
работы  государственных  природных  заповедников и национальных парков
Российской   Федерации   по   экологическому   просвещению  населения,
утвержденной Госкомэкологией России и Рослесхозом в 1998 году.
     2.   Внедрить   практику   проведения   в  каждом  заповеднике  и
национальном  парке  до  начала  планирования эколого-просветительской
деятельности оценки ее эффективности за предыдущий период, в том числе
с привлечением независимых (внешних) экспертов.
     3.  Разработать пакеты просветительских программ, ориентированных
на   конкретные  группы  населения,  с  использованием  всего  спектра
современных форм и методов эколого-просветительской работы.
     4.  Осуществлять в каждом заповеднике и национальном парке сбор и
обобщение  информации об истории, хозяйственных, культурных и духовных
традициях  местного  населения  для  использования этой информации при
планировании эколого-просветительской работы.
     5. Обеспечить создание и функционирование самостоятельных отделов
экологического просвещения во всех заповедниках и национальных парках.
     6.   Увеличить   фактическую   численность  специалистов  отделов
экологического  просвещения  с  учетом специфики каждого заповедника и
национального парка.
     7.  Внести  дополнение  в действующее Положение о порядке выплаты
ежемесячных  надбавок  к должностному окладу за выслугу лет работникам
заповедников   и   национальных   парков,   предусмотрев  включение  в
исчисляемый  стаж сотрудников отделов экологического просвещения время
работы  в  образовательных,  культурно-просветительских  учреждениях и
средствах массовой информации.
     8.  Повысить  эффективность  использования наработок и потенциала
научных  отделов в осуществлении эколого-просветительской деятельности
и   повышении   профессиональной   квалификации  специалистов  отделов
экологического просвещения.
     9.  Расширить  участие  в  эколого-просветительской  деятельности
заповедников   и  национальных  парков  работников  службы  охраны  их
территорий.
     10.  Продолжить  практику  проведения  методических  семинаров  и
курсов  повышения  квалификации  для работников отделов экологического
просвещения   заповедников,   в  том  числе  под  эгидой  региональных
ассоциаций заповедников и национальных парков.
     11.  Расширить  практику  зарубежных  семинаров  и стажировок для
изучения  работниками  российских  заповедников  опыта  экологического
просвещения и работы с населением в зарубежных природных резерватах, а
также  стажировок  в  российских  заповедниках  и национальных парках,
имеющих     значительный     опыт     в     различных     направлениях
эколого-просветительской деятельности.
     12.   Усилить  взаимодействие  в  сфере  эколого-просветительской
деятельности    между    заповедниками,    национальными   парками   и
территориальными природоохранными органами.
     13.  Систематически  информировать  о результатах, возможностях и
перспективах   эколого-просветительской  деятельности  заповедников  и
национальных парков органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления.
     14.  Уделить  особое  внимание  работе  с электронными средствами
массовой   информации,  в  том  числе  с  телевидением,  приступить  к
координации этой деятельности на уровне федерального Центра.
     15.  Систематически проводить федеральные и региональные конкурсы
для  журналистов  на лучшие статьи, передачи и фильмы о заповедниках и
национальных парках.
     16.  Расширить  практику самостоятельного издания заповедниками и
национальными  парками  информационных бюллетеней, газет, приложений к
региональным   и   местным  периодическим  изданиям,  рассчитанных  на
различные слои населения, а также обеспечивать систематическое ведение
заповедниками  и  национальными  парками собственной рубрики в местной
печати.
     17.   Расширять  выпуск  заповедниками  и  национальными  парками
буклетов,  брошюр,  плакатов, календарей и иной печатной продукции для
распространения среди населения.
     18.   Усилить   работу   со  школьниками  как  одно  из  ключевых
направлений эколого-просветительской деятельности.
     19.  Ввести  в  практику оформление заповедниками и национальными
парками  своих  информационных  стендов  в  местах, посещаемых большим
количеством людей (вокзалы, аэропорты, административные здания и др.).
     20. Стремиться к формированию групп поддержки каждого заповедника
и  национального  парка  среди  местного  населения,  в  том  числе  с
приданием  этим группам определенного статуса (клубы и общества друзей
заповедника  и  т.д.), всемерно содействовать активизации практической
деятельности таких групп.
     21.  Шире  привлекать  местных жителей к участию в организуемых и
проводимых  заповедниками и национальными парками экологических акциях
и иных мероприятиях природоохранной направленности.
     22.  Практиковать  включение  представителей региональных органов
власти  и  местного  самоуправления, иных региональных и муниципальных
структур   в   состав   научно-технических   советов   заповедников  и
национальных парков.
     23.   Выявлять   отношение   разных  групп  населения  к  каждому
конкретному заповеднику или национальному парку, уровень понимания его
роли  в  деле охраны природы и значимости для региона в целом, проводя
соответствующие социологические исследования.
     24. Расширять сотрудничество заповедников и национальных парков с
неправительственными  организациями,  в  том  числе  региональными, по
вопросам  развития  эколого-просветительской  деятельности  и работы с
населением.
     25.  Развивать  институт  волонтеров  для работы в заповедниках и
национальных парках.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа