ОБ ОРГАНАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство обороны РФ (Минобороны России). 11.03.04 70

Фрагмент документа "ОБ ОРГАНАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
                 ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Эффективность   воспитания   следует   понимать   как  достижение
планируемого   уровня  воспитанности  военнослужащих  в  установленные
воспитательным процессом сроки. Уровень воспитанности военнослужащих и
воинских  коллективов  определяется  на  основе  объективных критериев
(показателей)  путем последовательного накопления, анализа и обобщения
сведений  о  новых  качествах  военнослужащих,  воинских  коллективов,
полученных в результате воспитательного воздействия.
     При  оценке  эффективности  воспитания военнослужащих Вооруженных
Сил  учитываются оценка воспитательной работы должностных лиц и оценка
морально-психологического состояния военнослужащих.
     Основными    критериями   эффективности   воспитательной   работы
выступают:
     степень  обеспечения целенаправленности воспитательного процесса:
представление  воспитателя  о  системе  и  конечных  целях воспитания;
умение воспитателя ставить конкретные воспитательные задачи, исходя из
целей,   и  добиваться  желаемого  результата;  преемственность  задач
воспитания;  направленность  планирования  и  характер  воспитательных
мероприятий; умение анализировать и оценивать достижение целей;
     степень   развития  личностных  качеств  воспитателя:  наличие  и
степень  развития  психолого-педагогической  культуры, педагогического
мастерства      и     педагогической     этики;     степень     личной
дисциплинированности;    наличие    мотивов    к    самовоспитанию   и
самообразованию;
     степень  обеспечения  единства  процесса  обучения  и воспитания:
использование   воспитательного   воздействия   занятий  по  боевой  и
общественно-государственной    подготовке,    правильной   организации
повседневной деятельности воинской части (подразделения);
     степень    дифференциации   и   индивидуализации   воспитательной
деятельности:   знание   психофизиологических  особенностей  личности;
знание  национальных  черт  и традиций личного состава; учет условий и
результатов  воспитания  до  службы  в  армии и во время нее; оказание
конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи;
     степень   развития   коллективистских  начал  в  воинских  частях
(подразделениях):  наличие  инициативы снизу; подготовленность младших
командиров   к   проведению   воспитательной  работы  с  подчиненными;
направленность    актива;    развитость    самодеятельных    начал   у
военнослужащих;   контроль   за  выполнением  общественных  заданий  и
поручений и другое;
     степень сплочения воинских коллективов: отношение военнослужащего
к  коллективу  и  воинского коллектива к военнослужащему; коллективная
оценка  поступков  и проступков военнослужащих; степень взаимопомощи в
коллективе;  степень  сформированности общественного мнения, традиций,
обычаев; занимаемое место военнослужащего в коллективе;
     степень  взаимосвязи  и  взаимодействия  субъектов  воспитания  в
воспитательном   процессе:  осуществление  планирования,  исключающего
формализм  в  воспитательной  деятельности; координация воспитательной
работы;    использование   воспитательного   потенциала   общественных
организаций  и  родителей  военнослужащих; взаимодействие с военными и
региональными средствами массовой информации; личные контакты с самими
военнослужащими и другое;
     степень  взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания:
соотношение  в  воспитательной  работе  мер  поощрения  и принуждения;
уважение  к  личному  и  коллективному мнению; степень педагогического
сотрудничества    и    сотворчества;   доминирующая   тональность   во
взаимоотношениях;   гуманизация   военно-служебных  взаимоотношений  и
другое;
     степень  воспитательного  аспекта  в  организации различных видов
воинской    деятельности   военнослужащих,   обеспечивающих   развитие
активности  и  творчества  субъектов  воспитания: создание условий для
формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской деятельности;
степень  вовлечения  всех  военнослужащих  в  совместную, коллективную
деятельность;  осуществление  периодической сменяемости видов воинской
деятельности; стимулирование инициативы и творчества и другое;
     степень   рационального   использования  времени,  отводимого  на
воспитание:  способность  выделить  главное  в  воспитательной работе;
умение  оптимально  использовать  все  имеющиеся  средства воспитания;
недопущение  шаблонов  в  воспитательной  работе;  участие  командиров
(начальников),   должностных  лиц  Вооруженных  Сил  всех  степеней  в
воспитательной  работе; достижение поставленных воспитательных целей в
установленные сроки.
     Оценивая  вышеназванные  критерии,  можно  с достаточной степенью
достоверности  охарактеризовать  эффективность  воспитательной работы,
при этом необходимо проанализировать и установить:
     а) в информационно-воспитательной работе:
     являются  ли  занятия  по  общественно-государственной подготовке
(гуманитарным  и  социально-экономическим дисциплинам в военно-учебных
заведениях)  основной  формой  информационно-воспитательной работы для
военнослужащих;
     в   какой   степени   удается  формировать  у  обучаемых  научное
мировоззрение,  убеждения,  представления,  моральные нормы и принципы
поведения;
     наличие системы взаимодействия с органами государственной власти,
органами  местного  самоуправления,  средствами  массовой  информации,
ведомственными,   общественными  и  иными  организациями  в  интересах
формирования   у   военнослужащих   высоких   духовно-нравственных   и
психологических  качеств,  гордости  за  принадлежность  к Вооруженным
Силам,  готовности  выполнить воинский долг, стремления в совершенстве
овладеть военными знаниями и навыками;
     качество   проведения  конкретных  мероприятий,  направленных  на
повышение   престижа   военной  службы,  авторитета  Вооруженных  Сил,
объективность    информации    о    примерах   мужества   и   героизма
военнослужащих;
     организацию   проведения   воинских   ритуалов   и   мероприятий,
посвященных  дням  воинской  славы  (победным  дням) России, традициям
вооруженной   защиты   Отечества,   памятным   датам  в  истории  вида
Вооруженных   Сил,   рода   войск   Вооруженных  Сил,  военно-учебного
заведения;
     соответствие   тематики  текущего  информирования  информационным
потребностям военнослужащих;
     участие руководящего состава в информировании подчиненных;
     наличие  в  распорядке  дня  времени  для ежедневного просмотра и
прослушивания информационных программ российского радио и телевидения;
     организацию   подписки   на   периодические   печатные   издания,
регулярность   их   получения   и  распространение  в  воинской  части
(подразделении), военно-учебном заведении;
     отражение   в   стенной   печати  наглядной  агитации  военной  и
государственной   символики  России,  боевых  традиций,  отечественной
военной истории, опыта обучения и воспитания военнослужащих.
     Состояние    информационно-воспитательной    работы   оценивается
"удовлетворительно" или "неудовлетворительно";
     б) в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины:
     эффективность    работы    должностных    лиц    воинской   части
(подразделения),  военно-учебного заведения по укреплению правопорядка
и  воинской  дисциплины,  объективность  в  оценке  состояния воинской
дисциплины;
     деятельность   командования   по   сохранению  жизни  и  здоровья
военнослужащих,  недопущению  совершения  правонарушений  в  отношении
местного населения, профилактике преступлений, связанных с хранением и
сбытом  наркотических  средств,  а  также  употребления  наркотиков  и
спиртных напитков;
     наличие  практической  помощи  должностным  лицам  воинской части
(подразделения), военно-учебного заведения в поддержании правопорядка,
укреплении  воинской дисциплины, проведении анализа состояния воинской
дисциплины и правопорядка, вскрытии причин происшествий, преступлений,
грубых  дисциплинарных проступков, подготовке выводов и предложений по
их профилактике.
     Состояние работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины
оценивается   в  соответствии  с  требованиями  Инструкции  о  порядке
проведения   проверок   в   Вооруженных   Силах  Российской  Федерации
"удовлетворительно" или "неудовлетворительно";
     в) в военно-социальной работе:
     является    ли    военно-социальная   работа   составной   частью
воспитательной  работы  и  степень  ее  соответствия  законодательству
Российской   Федерации,   правовым   актам   Министерства  обороны  по
социальным вопросам;
     деятельность   командования   воинской   части   (подразделения),
военно-учебного  заведения  по  обеспечению  прав,  гарантий  и  льгот
военнослужащих  и  членов  их семей, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
     организацию  изучения  социальных  процессов среди военнослужащих
воинской  части  (подразделения), военно-учебного заведения, выработку
предложений   командованию  по  предупреждению  негативных  социальных
явлений   и   участие  должностных  лиц  воспитательной  работы  в  их
реализации;
     проведение  работы  по  разъяснению  правовых  актов Министерства
обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию военнослужащих;
     своевременность рассмотрения жалоб и предложений;
     проведение  юридических консультаций и оказание адресной помощи в
случае нарушения социальных прав военнослужащих.
     Кроме  того,  проверяется наличие должностей и укомплектованность
органов воспитательной работы специалистами военно-социальной работы.
     Целью   оценки   состояния   военно-социальной   работы  является
определение  уровня  реализации установленных законодательством прав и
льгот военнослужащих и членов их семей воинской части (подразделения),
военно-учебного заведения.
     Состояние        военно-социальной       работы       оценивается
"удовлетворительно" или "неудовлетворительно";
     г) в психологической работе:
     влияние      психологической      работы      на     формирование
морально-психологической  устойчивости  и  готовности военнослужащих к
выполнению  задач  в  любых  условиях  обстановки, высокой мотивации к
овладению  воинской специальностью (профессией), поддержание здорового
морально-психологического  климата  в  воинской части (подразделении),
военно-учебном заведении;
     психологический        анализ       служебной       деятельности,
учебно-воспитательного  процесса  и  выработку  мер  по  повышению  их
эффективности;
     изучение        индивидуально-психологических        особенностей
военнослужащих,   социально-психологических   процессов   в   воинских
коллективах и прогнозирование их развития;
     организацию психологической помощи и психологической реабилитации
военнослужащих, получивших психическую травму;
     психологическую   профилактику   нарушений  воинской  дисциплины,
девиантного поведения;
     организацию мероприятий психологического обеспечения караульной и
внутренней служб;
     методическое обеспечение занятий по боевой подготовке в интересах
формирования психологической устойчивости военнослужащих;
     наличие  подразделений  психологической  помощи  и  реабилитации,
укомплектованность     специалистами    психологической    работы    и
эффективность их деятельности.
     Психологическая   работа   оценивается   "удовлетворительно"  или
"неудовлетворительно";
     д) в культурно-досуговой работе:
     организацию и эффективность работы по формированию эстетическими,
художественными средствами нравственно-этических и культурных качеств,
воспитанию   военнослужащих   в  духе  патриотизма,  верности  Военной
присяге,  воинскому  долгу,  беззаветной  преданности  своему народу и
Отечеству;
     наличие  материально-технической  базы культурно-досуговой работы
(клуба,  библиотеки,  музея,  читального  зала)  и  ее использование в
культурном обслуживании военнослужащих;
     систему  взаимодействия военных учреждений культуры со средствами
массовой    информации,    ведомственными,   общественными   и   иными
организациями    в    интересах    культурно-досугового   обслуживания
военнослужащих;
     уровень  работы  по приобщению военнослужащих и членов их семей к
национальным  и  общечеловеческим культурным и нравственным ценностям,
самодеятельному  творчеству, организацию полноценного досуга курсантов
и  слушателей  в  целях поддержания на должном уровне их физического и
морально-психологического состояния;
     периодичность    демонстрации    художественных    фильмов,    их
репертуарно-тематическую   направленность   в   интересах   воспитания
военнослужащих,   посещение   театров,   музеев,   концертных   залов,
стадионов, других культурно-зрелищных и спортивных учреждений;
     обеспеченность  воинской  части  (подразделения), военно-учебного
заведения   техническими   средствами   воспитания,  оборудованием  по
закрепленной номенклатуре, применение технических средств воспитания в
воспитательном процессе;
     правильность   расходования   денежных   средств,  выделенных  на
проведение  воспитательной  работы  по  соответствующим  статьям сметы
Министерства обороны.
     Состояние       культурно-досуговой       работы      оценивается
"удовлетворительно" или "неудовлетворительно".
     Морально-психологическое состояние военнослужащих - это состояние
психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива
(формирования) в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся
в боевой (служебной) активности военнослужащих, их готовности к боевым
действиям.
     Морально-психологическое  состояние военнослужащих определяется и
оценивается по специальным методикам.
     Основные  параметры  и  методики оценки морально-психологического
состояния  военнослужащих как в мирное, так и в военное время включены
в   проект  наставления  по  морально-психологическому  обеспечению  и
проходят апробацию в войсках.
     Морально-психологическое  состояние  военнослужащих оценивается в
соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения проверок в
Вооруженных   Силах   Российской   Федерации  "удовлетворительно"  или
"неудовлетворительно".

     При  разработке  настоящей  Концепции  был  использован имеющийся
отечественный  опыт  по проблемам воспитания военнослужащих. Концепция
ориентирована  на  дальнейшее  совершенствование  научных  положений и
практических  подходов  к  системе  воспитания военнослужащих с учетом
требований  современного  этапа  строительства  и развития Вооруженных
Сил.

Начальник Главного управления
воспитательной работы
Вооруженных Сил
Российской Федерации,
генерал-полковник
                                                              Н.РЕЗНИК

Фрагмент документа "ОБ ОРГАНАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа