Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004)".
СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ Можно выделить несколько проблем, на решение которых направлена ГЦП "Электронная Москва". 1. Масштабные работы по информатизации, проводимые в Москве последнее десятилетие, недостаточно скоординированы. Помимо ежегодно принимаемого городского плана информатизации, подразделения Правительства Москвы и территориальные образования имеют собственные программы, планы и проекты информатизации, есть разделы, связанные с информатизацией, в различных городских целевых программах. Несогласованность и слабая координация этих работ приводят к тому, что остается низким уровень интеграции существующих систем городского управления и местного самоуправления; происходит неоправданное дублирование функций в различных системах; отсутствует общегородской комплекс стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т.п., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих систем. Москва нуждается в разработке единой стратегии информатизации города, в новых действенных механизмах координации этой деятельности, в реализации мероприятий по общесистемному обеспечению городской информационно-коммуникационной инфраструктуры. 2. Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение во все сферы жизнедеятельности города и горожан породили новые проблемы - проблемы обеспечения информационной безопасности города. Кибертерроризм и киберпреступность - новые явления, требующие координации и объединения усилий всех заинтересованных в противодействии им лиц. В этой ситуации крайне актуальной становится разработка современной, учитывающей мировой опыт системы информационной безопасности города и содержащей комплекс технических и организационно-административных мер. 3. Последние годы характеризуются повышенным вниманием, которое правительства разных стран и регионов уделяют более оперативному и эффективному взаимодействию с гражданами и организациями на основе широкомасштабного применения ИКТ, идет процесс создания так называемых "электронных правительств". Проводимые в Москве работы по информатизации были в основном направлены на информационное обеспечение управленческих задач и делопроизводство. Взаимодействию органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе новых информационно-коммуникационных технологий не уделялось должного внимания. Программа информатизации городского управления должна строиться в соответствии с общей концепцией "электронного правительства", содержать систему организационных, нормативно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих переход на электронную форму взаимодействий органов власти с населением и организациями. Реализация концепции "электронного правительства" направлена на повышение качества государственных услуг, постоянный рост эффективности деятельности органов власти, в частности, за счет встраивания успешных корпоративных методов управления в государственную сферу. Реализация концепции "электронного правительства" обеспечит большую информационную открытость власти, будет стимулировать широкомасштабное использование ИКТ во всех сферах деятельности, обеспечит важный канал обратной связи для органов власти и организаций города и должна стать одним из первоочередных направлений Программы "Электронная Москва". 4. Несмотря на заметный прогресс в области законодательного регулирования процессов информатизации, московское законодательство отстает от мировых процессов развития информационного общества. В рамках Программы "Электронная Москва" должен быть разработан и реализован план мероприятий по созданию полноценной нормативно-правовой базы движения города к информационному обществу. 5. ИКТ сегодня являются мощным инструментом обновления и повышения эффективности всех сфер деятельности. Уровень информатизации школ, музеев, библиотек и других учреждений культуры, образования и науки, находящихся в ведении Москвы, остается низким. В качестве одной из стратегических задач движения города к информационному обществу должны стать разработка и реализация комплекса мероприятий по информатизации соответствующих сфер городской жизни. 6. Последнее десятилетие экономический рост и создание рабочих мест в экономически развитых странах все в большей степени зависят от инновационной активности, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок. Причем наибольшей инновационной активностью отличаются предприятия ИКТ сектора, в котором разработка и коммерциализация новых технологий является важнейшим условием конкурентоспособности. Во времена СССР Москва была центром национальной инновационной системы, которая формировалась в условиях тотальной государственной собственности и централизованного управления экономикой. Ликвидация союзных отраслевых министерств, приватизация и острый экономический кризис разрушили эту систему. Инновационный процесс, налаженный в рамках ведомственной системы, был сломан, - исчезла организационная структура, административно связывающая производство и науку и обеспечивающая внедрение разработок, рыночные же инновационные механизмы полноценно пока не заработали. Резко снизилась и общая инновационная продуктивность Москвы. По данным Госкомстата, если в 1992 г. в Москве создавалось 14,7% образцов новых машин, оборудования, приборов и средств автоматизации, то к концу 1990-х г. эта доля упала ниже 4% от общероссийских показателей. Для Москвы жизненно важно не просто сохранить свой инновационный потенциал, но и сформировать в Москве функционально полную и эффективно действующую инфраструктуру поддержки инноваций, прежде всего, в самом ИКТ-секторе и за счет внедрения ИКТ в другие сферы. 7. Социальная дифференциация по доступу к возможностям ИКТ является общей проблемой для всех городов и стран, вступивших на путь движения к информационному обществу. Эта проблема, актуальная и для Москвы, получила название проблемы информационного неравенства. Важность ее признается всеми государствами и международными организациями. Доступ к базовым информационно-коммуникационным услугам и социально значимой информации должен быть обеспечен всем гражданам независимо от места их проживания и социально-экономического положения. Без решения этой сложной проблемы, связанной с техническими, экономическими, культурными и социально-психологическими барьерами на пути массового использования ИКТ, успешное продвижение к информационному обществу невозможно. 8. В условиях развития глобального информационного общества и ориентации России на открытость экономики и полноценную интеграцию в мировую хозяйственную систему актуальной проблемой является выработка экономической и промышленной политики Москвы, отвечающей новым условиям. Важными направлениями этой политики должны стать стимулирование информационной индустрии города (производства информационных технологий, контент-индустрии и телекоммуникаций) как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях, а также стимулирование использования ИКТ в экономике, в частности, развития различных форм электронной торговли. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 22.06.2004)".