ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006 - 2010 ГОДЫ)"). Распоряжение. Правительство РФ. 05.09.05 1355-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006 - 2010 ГОДЫ)")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

III. Характеристика и прогноз сложившейся
                 ситуации в рассматриваемой сфере без
               использования программно-целевого метода

     В настоящее   время   отсутствие   институциональных   механизмов
реализации Программы приводит к следующим последствиям:
     угроза разрушения  единого   информационного,   образовательного,
социально-культурного   и   экономического   пространства   Российской
Федерации;
     снижение престижа России в мировом сообществе;
     ущемление прав   личности    российских    граждан,    касающееся
дискриминации по языковому признаку;
     ослабление национальной самоидентификации россиян;
     снижение активности  интеграционных  процессов  в  государствах -
участниках СНГ.
     После распада  СССР  за  пределами  России  -  в  государствах  -
участниках СНГ и странах  Балтии  осталось  проживать  более  20  млн.
этнических русских,  а также 2 - 3 млн. русскоязычных этнических групп
(украинцы, белорусы, татары, армяне, евреи, немцы, молдаване и др.). С
объявлением  национальных  языков  государственными  у  русскоязычного
населения в этих странах возникли затруднения  социального  характера,
связанные с их гражданским,  трудовым,  профессиональным, культурным и
образовательным статусом.
     К 2004   году   русский   язык  остался  государственным  лишь  в
Республике  Белоруссия.  Русский  язык   по-прежнему   преобладает   в
белорусских средствах массовой информации, 75 процентов детей учатся в
русскоязычных школах.  В вузах доля  учебных  предметов,  обучение  по
которым  ведется  на  русском  языке,  составляет  около 90 процентов.
Достаточно сильны позиции русского языка в Республике  Казахстан,  где
он  имеет  статус  языка  официального  общения и на нем выходит более
половины  местных  печатных  изданий  и  телепередач.  Государственные
служащие  обязаны  знать  оба  языка.  Сходной  является  ситуация и в
Киргизской  Республике,  где  русскому  языку  с  2000   года   придан
официальный  статус.  Сделано  это  в немалой степени для того,  чтобы
приостановить поток выезда из  страны  русскоязычных  специалистов.  В
этом   государстве   русский  язык  объявлен  обязательным  в  органах
государственной  власти  и  местного  самоуправления.  Кроме  того,  в
большинстве киргизских вузов преподавание ведется на русском языке.
     В остальных государствах -  участниках  СНГ  русский  язык  имеет
статус языка межнационального общения, языка национального меньшинства
или иностранного.  Языком национального меньшинства русский является в
Республике  Армения,  Грузии и Украине.  В странах Балтии русский язык
является  иностранным  -  в  Латвийской  Республике  с  1999  года,  в
Литовской Республике и Эстонской Республике - с 1995 года.
     Непоследовательность реализации политики  государства  в  области
русского   языка   как  мирового  языка  снижает  авторитет  страны  в
международном сообществе,  ее конкурентоспособность на  мировом  рынке
труда,  ослабляет патриотизм подрастающего поколения и его гражданское
самосознание.
     Сужение сферы    употребления    русского    языка    как   языка
межнационального общения ведет к этнокультурному разобщению  населения
России и государств - участников СНГ.
     Снижение уровня  владения  русским  языком  приводит   к   утрате
интереса к русской культуре в стране и мире.
     Сужение сферы распространения русского языка в  мире  приводит  к
снижению   статуса  его  как  мирового,  ассимиляции  и  дезинтеграции
соотечественников,  проживающих за рубежом,  ограничению  культурного,
политического  и  экономического  присутствия  России  в регионах,  на
которые распространяются ее жизненные интересы.
     В настоящее  время  недостаточно  развиты  механизмы  привлечения
некоммерческих, общественных и профессиональных организаций к вопросам
формирования и реализации Программы.
     Отсутствие нормативной     правовой     базы     функционирования
национальной   системы   оценки   качества   владения  русским  языком
российскими   гражданами   приводит,   в   частности,    к    снижению
профессионального   уровня   работников   во   всех  сферах  народного
хозяйства.
     Отсутствие нормативной   правовой  базы  оценки  уровня  владения
русским  языком  иностранными  гражданами  снижает  мотивацию  к   его
изучению и сужает сферу его применения в образовательной,  культурной,
политической и предпринимательской деятельности.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006 - 2010 ГОДЫ)")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа