О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2006-2010 ГОДЫ)". Постановление. Правительство РФ. 08.12.05 740

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2006-2010 ГОДЫ)"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Характеристика проблемы, на решение которой
                       направлена Программа

     В 2001-2005   годах   в   стране   наблюдалась   политическая   и
экономическая стабильность.  Укрепился институт частной собственности,
осуществлялся   процесс   реформирования   бюджетного   и   налогового
законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
     Общество и государство вновь  обратились  к  проблемам  культуры.
Важным  шагом  стало  принятие федеральной целевой программы "Культура
России (2001-2005  годы)",  благодаря  реализации  которой  удалось  в
основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия
государства в ее поддержке,  увеличения финансирования.  Это позволило
предотвратить   утрату   целого  ряда  памятников  культуры,  укрепить
межнациональные и межрегиональные связи.
     Вместе с  тем накопившиеся за время экономического спада проблемы
в сфере культуры значительно превышают возможности государства  по  их
решению.   Отрасль,  традиционно  ориентированная  на  государственную
финансовую поддержку,  оказалась наименее  подготовленной  к  рыночной
экономике.  Темпы  износа особо ценных недвижимых объектов культурного
наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная
ситуация   складывается   с   музейными   фондами.  По  сути,  сегодня
продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны
(как   материального,   так  и  духовного),  накопленного  предыдущими
поколениями.  До  настоящего  времени  отсутствуют  рыночные  критерии
оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
     По мере возрастания роли культуры в обществе она  перестает  быть
просто  одной  из форм удовлетворения потребностей.  Вывод культуры на
уровень,     позволяющий     ей     стать     активным      участником
социально-экономических  процессов,  требует  определенных  усилий  со
стороны государства.  Инвестирование государства в  культуру  означает
инвестирование в "человеческий капитал".
     Реформирование в  сфере  культуры  является   прямым   следствием
происходящих  экономических  и политических преобразований.  Необходим
поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить
сохранность культурных ценностей,  а с другой, - создать экономические
механизмы,  позволяющие  культуре  эффективно  развиваться   в   новых
рыночных условиях.
     Важным фактором,  способствующим   развитию   отрасли,   является
создание   институтов   государственно-частного  партнерства,  которое
предусматривает:
     развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
     развитие рынка   культурных   ценностей,    совместное    участие
государства  и бизнеса в развитии этого рынка,  а также в экономически
эффективных проектах в сфере культуры.
     Развитие рынка    культурных   ценностей   предполагает   решение
вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.
     Усиление позиций  российской  культуры  за рубежом,  формирование
имиджа России как страны великих культурных традиций - составная часть
государственной   стратегии   интеграции   в   систему   международных
отношений.
     Тесная взаимосвязь  процессов,  происходящих в сфере культуры,  с
процессами,   происходящими   в   обществе,    делает    использование
программно-целевого  метода  необходимым условием дальнейшего развития
отрасли.
     Значительная часть  затрат,  связанных  с  реализацией Программы,
приходится   на   проведение    реконструкции,    реставрационных    и
противоаварийных  работ  на объектах культурного наследия федерального
значения.   Программно-целевой   метод   позволяет    сконцентрировать
финансовые   ресурсы  на  проведении  работ  на  конкретных  объектах,
предотвратить их распыление.
     Использование программно-целевого   метода   необходимо   и   при
реализации других направлений  Программы,  охватывающих  все  основные
сферы  культурной  жизни:  театр,  музыку,  современное и традиционное
искусство.  Сложившаяся практика предусматривает  активное  участие  в
конкурсах   и   фестивалях   как   региональных   и  сельских,  так  и
общепризнанных коллективов и деятелей культуры.
     Отказ от  применения  программно-целевого метода может привести к
негативным последствиям,  например,  к ограничению влияния государства
на проведение культурной политики в регионах страны.
     К наиболее   серьезным   рискам    можно    отнести    сокращение
финансирования  и  неэффективное  управление Программой,  что,  в свою
очередь, повлечет:
     потерю части  недвижимых объектов культурного наследия вследствие
опережения  темпов  их  износа  над  темпами   их   восстановления   и
консервации;
     финансовые потери  от  неэффективного  использования   недвижимых
объектов культурного наследия;
     финансовые потери от сокращения использования музейного  фонда  и
архивных документов, гастрольной деятельности;
     сокращение доли национальных фильмов на российском кинорынке;
     сокращение влияния  государства  на  формирование  "человеческого
капитала", потерю квалифицированных кадров в отрасли;
     нарушение единого информационного и культурного пространства;
     нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям  и
информационным ресурсам различных групп граждан.
     Досрочное прекращение Программы  может  произойти  при  изменении
социальной   и   экономической  ситуации  в  стране,  выявлении  новых
приоритетов  при  решении  общегосударственных  задач,   неэффективном
управлении  Программой.  Достижение целей Программы при таких условиях
будет невозможно.

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2006-2010 ГОДЫ)"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа