Фрагмент документа "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА, МОДЕРНИЗАЦИИ, РЕКОНСТРУКЦИИ И РЕНОВАЦИИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, А ТАКЖЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ СЛОЖИВШЕЙСЯ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 25.10.2005)".
1.1. Проблемный анализ и обоснование В Москве объемы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложившейся застройки явно не соответствуют потребностям города, темпам физического и морального старения жилищного фонда, постоянно растущим запросам населения к качеству жилья и благоустройства территории. В течение длительного времени капитальный ремонт жилых помещений проводился в недостаточных объемах. При общих объемах жилья, находящегося в неудовлетворительном состоянии, 28 млн. кв. м в этом году запланировано осуществить комплексный капитальный ремонт жилых домов с отселением граждан на площади 36,8 тыс. кв. м, а капитальный ремонт и модернизацию жилищного фонда без отселения жителей - на площади 281,4 тыс. кв. м. Необходим переход к масштабному осуществлению капитального ремонта и модернизации жилищного фонда, ведению комплексной реконструкции градостроительных образований. В капитальном ремонте, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки нуждается порядка 500 городских кварталов, что составляет около 30% общего числа кварталов жилой застройки города. Ежегодная потребность в проведении этих работ составляет порядка 50 кварталов. Работы по реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки могут быть проведены только с привлечением внебюджетных инвестиционных источников. К этому сектору рынка имеется большой интерес инвесторов, однако объем инвестиций в работу по реконструкции и реновации сложившейся застройки остается недостаточным. В столице резко обостряется дефицит свободных от застроек земельных участков, на которых можно вести новое строительство. Теперь строительство жилых домов преимущественно связано со сносом старых домов и с необходимостью решения проблемы переселения жителей, систематического исследования их потребностей. Сложившаяся ранее практика точечного ведения работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений приводит к ухудшению архитектурно-пространственной выразительности сложившейся застройки, уменьшению социально-психологического и экологического комфорта, снижению инвестиционной привлекательности проектов. Реконструкция и реновация, капитальный ремонт и модернизация сложившейся застройки проводятся в кварталах, которые, как правило, имеют сильно изношенное инженерное обеспечение (водопровод, газ, канализация, электричество, тепло). Решение вопросов инженерного обеспечения существенно влияет на затраты и порядок проведения реконструкционных работ. Введение новых норм на электроснабжение жилых помещений пока оставляет открытыми вопросы по дополнительной передаче электрической мощности и, как следствие, приводит к необходимости усиления распределительных магистральных электрических сетей. Реконструкция и реновация, капитальный ремонт и модернизация зданий, сооружений, а также реорганизация территорий сложившейся застройки проводятся одновременно по нескольким программам, финансируемым из различных источников (федеральный бюджет, московский бюджет, иные источники). Указанные работы контролируются различными ведомствами, и их общая координация в рамках отдельных территориальных единиц (например, кварталов) практически отсутствует. Ведомственная разобщенность ведения работ исключает возможность вариационного выбора варианта реконструкции с учетом множества заинтересованных сторон, включая органы власти, инвесторов и жителей. В условиях межведомственной разобщенности затруднено решение вопросов определения освобождающихся от застроек территорий, в частности, при реорганизации производственных территорий, общий высвобождаемый ресурс которых только на 2004-2006 годы составляет порядка 370 га. Таким образом, в области организации работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы обострены следующие проблемы: - работы проводятся в крайне недостаточных объемах; - не проводится комплексный анализ требований жителей, предприятий и организаций, органов государственной власти, префектур к проведению комплексной реконструкции сложившейся застройки; - отсутствует плановое начало, обеспечивающее эффективное межведомственное взаимодействие при осуществлении комплексной реконструкции сложившейся застройки города; - остается высоким риск вложения инвестиций, ограничены возможности инвестора в реализации проектов комплексной реконструкции градостроительных образований; - чрезвычайно медленно идет процесс согласования исходно-разрешительной и проектной документации; - отсутствуют управленческие механизмы, обеспечивающие постоянное снижение издержек (себестоимости) работ, как при реализации строительных программ, так и при эксплуатации жилищного фонда; - устарели нормативы, определяющие требования к работам по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений. Актуальность и важность перечисленных проблем потребовали от Правительства Москвы принятия мер по стимулированию их решения. Так, разработана концепция программы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки начиная с 2003 года и основных объемных показателей на 2003-2004 годы (постановление Правительства Москвы от 21 января 2003 года N 28-ПП, постановление Правительства Москвы от 5 августа 2003 года N 658-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 21 января 2003 года N 28-ПП"). Концепция направляет работы по комплексной реконструкции (реновации), модернизации и благоустройству жилых районов на переход от территориального роста города к качественному преобразованию сложившейся застройки. Приняты Законы города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы" и от 11 июня 2003 года N 41 "Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве". Постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 597-ПП "О порядке формирования адресных перечней строек и городских программ жилищного строительства" определен состав работ и исполнителей по этапам формирования адресных перечней строек на 4-летний период и городских программ на 3-летний период. Постановлением Правительства Москвы от 13 мая 2003 года N 365-ПП определен порядок организации и проведения конкурсов комплексной реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки в городе Москве. Постановлением Правительства Москвы от 19 августа 2003 года N 698-ПП утверждена Методика определения размера компенсации инвесторами городу за социальную и инженерную инфраструктуру при строительстве и реконструкции жилых объектов. Постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2003 года N 230-ПП утверждена структура городской программы ежегодного строительства жилья в г. Москве. Однако принимаемых Правительством Москвы мер в сфере ведения работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложившейся застройки недостаточно для решения вышеперечисленных обострившихся проблем. Улучшению ситуации мешают, прежде всего, следующие причины: - обострение дефицита свободных от застроек земельных участков и недостаток бюджетного финансирования; - отсутствие ясных и открытых правил организации переселения, участия населения в творческом процессе капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложившейся застройки; - отсутствие эффективной городской системы отраслевого управления процессами, большая трудоемкость согласования документации; - отсутствие эффективных систем информирования инвесторов об инвестиционных конкурсах; - неэффективная система управления территорией, развитием и эксплуатацией жилищного фонда. Вместе с тем в Москве есть необходимый потенциал (возможности) для развития работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий на основе комплексного подхода. Эти возможности характеризуется следующими факторами: - большинство проектов по реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий являются высокорентабельными и привлекательными для инвесторов; - сложилась устойчивая тенденция снижения рисков инвестирования за счет совершенствования организации работ, улучшения нормативно-правовой базы, внедрения в работу строительного комплекса информационных технологий управления ресурсами; - накоплен большой опыт планирования и организации строительных работ, разработки исходно-разрешительной и проектной документации, проведения экспертизы, формирования стоимости и проведения тендеров по новому строительству; - имеется исходная информационная база по составу первоочередных объектов и номенклатуре задач для комплексной реконструкции сложившейся застройки; - имеются стартовые материально-технические, финансовые и трудовые ресурсы, а также ресурсы ведомств федерального подчинения, других территорий; - имеются новые возможности использования продуктов стройиндустрии и промышленности строительных материалов, позволяющие существенно повышать качество капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений; - имеются технологии, позволяющие за счет реконструкции зданий и сооружений достигать существенно более низкой себестоимости по сравнению с реновацией, включающей снос зданий и новое капитальное строительство и др. Однако существующий организационно-управленческий механизм обеспечения комплексности работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложившейся застройки города Москвы (далее по тексту - комплексной реконструкции сложившейся застройки) эти возможности использует недостаточно. |
Фрагмент документа "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА, МОДЕРНИЗАЦИИ, РЕКОНСТРУКЦИИ И РЕНОВАЦИИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, А ТАКЖЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ СЛОЖИВШЕЙСЯ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 25.10.2005)".