Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЕНСТВОВАНИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА (РЕДАКЦИЯ НА 01.02.2000)".
Работа с ведомственными архивами и совершенствование управления архивным делом в городе Качество комплектования учрежденческой части архивного фонда зависит главным образом от уровня деятельности ведомственных архивов. В настоящее время в Москве действует 41 объединенный ведомственный архив, сохраняющий всю совокупность кадровой документации отраслей городского хозяйства, а также 830 архивов учреждений, организаций, предприятий. В их хранилищах в общей сложности сосредоточено около 15,5 млн.дел. Общественной значимости ведомственных архивов далеко не отвечает их современное материально - техническое состояние (см. таблицу). Практически все архивы размещаются в неприспособленных подвальных, полуподвальных помещениях с водопроводными, канализационными коммуникациями. Остро нуждаются в дополнительных площадях архивы Департамента промышленности и Департамента потребительского рынка услуг, Департамента образования, Москомархитектуры. Из - за аварий центральной отопительной системы дважды в течение зимы 1991 - 1992 гг. заливало архив Комитета по культуре. Со стороны городских и местных органов управления участились случаи изъятия помещений архивов в угоду различным коммерческим структурам, установления размеров арендных платежей за помещения по рыночным расценкам. Так, в 1991 г. был выселен из помещения архив бывшего Мосторга, под аналогичной угрозой в настоящее время находятся архивы Комитета по культуре, Главного медицинского управления. В этой ситуации закономерны факты утраты документов, которые зафиксированы, например, в бывшем объединении "Мосжилремэксплуатация", подведомственных организациях Главного медицинского управления, Департамента народного образования, Департамента промышленности, Департамента потребительского рынка и услуг, Москомархитектуры и других. Нарастание негативных явлений в работе с ведомствами в конечном итоге связано с коренными изменениями условий архивной деятельности, которые пока не нашли адекватных управленческих решений. Ранее абсолютное большинство учреждений, организаций, предприятий выступали субъектами государства и соответственно подпадали под четкое государственное регулирование. Тогда главными рычагами воздействия на состояние архивного дела являлись нормативно - распорядительные документы московских органов власти, которые определяли и в целом обеспечивали выполнение мер по поддержанию должного уровня работы. Сегодня сферу деятельности архивов все в большей степени составляют негосударственные организации. Во - первых, активизируется процесс разгосударствления подразделений правительства Москвы, учреждений, предприятий городского хозяйства, являющихся на протяжении многих лет источниками комплектования архивов Москвы. Во - вторых, бурно развиваются новые коммерческие структуры - банки, фирмы, акционерные общества и пр. Все более видная роль негосударственных организаций в жизни общества должна найти адекватное отражение в документальной истории города. Это достигается формированием на базе всей совокупности документов их репрезентативной выборки, систематическим изучением широкого разнообразия оргструктур. Кроме того, в каждой из организаций требуется наладить четкое ведение и хранение кадровой документации для последующего пенсионного обеспечения работающих. Активизация архивной работы, необходимая в этом положении, на практике сдерживается рядом объективных факторов. Количество организаций в негосударственной сфере уже сегодня достигает десятков тысяч при сохранении высоких темпов создания новых структур. Работа с каждой из них сопряжена с большими трудностями: прикрываясь коммерческой тайной деятельности, негосударственные организации крайне неохотно допускают к своим документам. Увеличение объема работы с ведомствами вызывается также частыми реорганизациями управленческих структур городского хозяйства, образованием большого числа ликвидированных организаций. В результате ситуация в архивном деле перестает полностью контролироваться, управляемость в этой области начинает утрачиваться, а работа МГО архивов - единственного государственного архивного учреждения, уже не носит всеобъемлющего характера. Назрела система мер, направленных на улучшение управления, усиление контроля за соблюдением государственной дисциплины в архивном деле. В первую очередь управление архивной службой, саму работу по собиранию и формированию документальных фондов необходимо приблизить к местам. Этим интересам отвечает создание окружных архивов, предусмотренных распоряжением мэра Москвы от 24 апреля 1992 г. N 106-РМ "Об утверждении Положений об административном округе (районе) в г. Москве." Функциями окружных архивов должна стать организация всех аспектов делопроизводственной и архивной работы, главным образом с негосударственными образованиями на территории того или иного административного округа. Требует нормативного закрепления обязанность коммерческих, общественных структур проводить соответствующую архивную работу. В этих целях целесообразно фиксировать в уставах создающихся организаций при их государственной регистрации обязательств по должному ведению делопроизводства, обеспечению сохранности документов по личному составу, передаче отдельных видов документации (не затрагивающих коммерческой тайны) в государственные архивы. И, наконец, необходимым элементом реформы управления должно стать усилие контроля за соблюдением нормативных требований в области архивного дела. В этих целях в структуре МГО архивов в прошедшем году создана городская архивная инспекция. Однако полноценное функционирование этого подразделения возможно лишь при условии примения штрафных санкций к нарушителям установленного порядка хранения и использования документов. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЕНСТВОВАНИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА (РЕДАКЦИЯ НА 01.02.2000)".