О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ В 1998-2000 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 28.12.1999). Постановление. Правительство Москвы. 31.03.98 248

Фрагмент документа "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ В 1998-2000 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 28.12.1999)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ

     Бытовое  обслуживание  населения в Москве осуществляют более 4500
предприятий, расположенных во всех округах и районах города. Ожидаемый
объем услуг в 1997 году составит 7,2 млрд. рублей в новых ценах.
     Из  общего  количества предприятий сферы услуг только 35 являются
государственными,  остальные  -  хозяйственные общества и товарищества
различных  организационно - правовых форм. В отрасли работают около 40
тысяч  человек  непосредственно  на предприятиях и 10-15 тысяч человек
работают самостоятельно как индивидуальные мастера.
     В  силу  различных причин предприятия в городе расположены крайне
неравномерно.  Так, в Центральном округе с населением численностью 603
тыс. человек находится 811 предприятий, т.е. почти столько же, сколько
в Южном и Юго - Западном округах вместе взятых, хотя в них проживает в
общей  сложности  около  2400 тыс. человек, или в 4 раза больше, чем в
Центральном округе. В Зеленоградском округе нет предприятий по ремонту
трикотажных изделий, пунктов проката.
     Состояние   отрасли   определяется  несколькими  взаимосвязанными
характеристиками:
     1.  Население  в связи с известными экономическими трудностями не
имеет   возможности   обращаться   в   сферу   услуг.  По  результатам
обследования, 33% опрошенных заявили, что им не хватает денег на самое
необходимое.  Только  27%  опрошенных высказались, что они нуждаются в
услугах  химчистки  и  прачечных,  18,6% - в услугах ремонта одежды. В
структуре  платных  услуг  бытовое обслуживание составляет всего 8,9%,
или в 2 раза меньше, чем в 1990 г. Население вынуждено основные деньги
тратить на коммунальные и транспортные услуги (см. рис. 1).

     [На рис. 1 приводится график удельного веса расходов населения на
оплату услуг (по данным обследования бюджетов домашних хозяйств).]

     2.  Многие  предприятия  отрасли,  не  имея  заказов, оказываются
незагруженными.  Обследование  показало, что химчистки, ателье ремонта
одежды,  парикмахерские  загружены  менее чем на 70% (см. рис. 2). Это
приводит   к   резкому  снижению  экономической  эффективности  работы
предприятий,  заставляет их закрываться или менять профиль. Отсутствие
свободных   средств  не  позволяет  многим  предприятиям  осуществлять
техническое перевооружение.

                                                                Рис. 2
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Степень загрузки предприятий бытового обслуживания <*>                                               |
|  120 -                                                                                               |
|      |                                                                                               |
|      |                                                                                               |
|      |                                                                                               |
|      |                                                                                               |
|      |                                                                                               |
|      |                                                                                               |
|      |                                                                                               |
|      |                                                                                               |
|      | услуги бань  ремонт мебели                                                                    |
|  100 |   ---------------                                                                             |
|      |   | 100  | 100  |                                                                             |
|      |   |      |      |                                                                             |
|      |   |      |      |                                                                             |
|      |   |      |      |услуги фотоателье                                                            |
|      |   |      |      |-------                                                                      |
|      |   |      |      |  92  |                                                                      |
|      |   |      |      |      |                                                                      |
|      |   |      |      |      |                                                                      |
|      |   |      |      |      |услуги прачечных                                                      |
|   80 |   |      |      |      |-------                                                               |
|      |   |      |      |      |  87  |                                                               |
|      |   |      |      |      |      |ремонт металлоизделий                                          |
|      |   |      |      |      |      |-------                                                        |
|      |   |      |      |      |      | 78   |ремонт бытовой радиоаппаратуры                          |
|      |   |      |      |      |      |      |------- химчистка                                       |
|      |   |      |      |      |      |      |  73  |-------                                          |
|      |   |      |      |      |      |      |      |  70  |                                          |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |ремонт одежды                             |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |-------                                   |
|   60 |   |      |      |      |      |      |      |      | 63   |ремонт обуви                       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |-------услуги проката              |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      | 57   |-------рем. быт. техники    |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |  54  |-------парикмах.     |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      | 50   |-------       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |  48  |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|   40 |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|   20 |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|      |   |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |      |       |
|    0 -----------------------------------------------------------------------------------------       |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------
     <*>  Результаты  обследования  МЭСИ  мнений  работников  бытового
обслуживания Юго - Восточного округа.

     3.  Закрытие  и  перепрофилирование предприятий привело к резкому
снижению  уровня  обеспеченности  жилых  районов  города предприятиями
бытового обслуживания.
     По   сравнению   с  1990  г.  в  отрасли  произошли  существенные
изменения.  В  2  раза  сократилась численность работающих. Уменьшился
удельный  вес  работающих  в  швейной  подотрасли, возрос - по услугам
парикмахерских,  ритуальным  услугам,  химчистке,  ремонту  обуви.  По
остальным  услугам  их  доля  осталась на уровне 1990 г. (см. рис. 3).
Произошел естественный отбор услуг. Сворачиваются или трансформируются
услуги,  не нашедшие спроса или не дающие нормальную прибыль. Исчезают
такие   услуги,   как   обновление   одежды   и  трикотажных  изделий,
художественная  штопка,  перешив  взрослой  одежды  на детскую, ремонт
головных  уборов  и  чулочно - носочных изделий, выполнение отделочных
работ  и  др.  Значительно  сократились  объемы  услуг по изготовлению
одежды,  обуви,  мебели,  ювелирных  изделий  на  заказ,  по  прокату,
переплетно - картонажным и машинописным работам, присмотру за детьми и
больными,  обучению  "Сделай  сам" (курсы кройки и шитья, фотографии и
другие),  по самообслуживанию в химчистках и прачечных, оборудованию и
уборке  квартир  (навеска  карнизов,  картин, зеркал, вешалок и другие
мелкие   работы).  Сократилось  количество  мастерских  по  ремонту  и
изготовлению  зеркал,  обработке стекла, др. Расширился спектр услуг в
мастерских  по  ремонту  металлоизделий,  в  то  же время спрос на них
сократился.

                                                                Рис. 3

             Структура предприятий бытового обслуживания
          (по удельному весу работающих в процентах 1997 г.)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|    %                                                                                                                             |
|   30 -                                                                                                                           |
|      |                                                                                                                           |
|      |Парикмахерские                                                                                                             |
|      |                                                                                                                           |
|      |                Пошив одежды                                                                                               |
|      |                                                                                                                           |
|   25 |               24,6                                                                                                        |
|      | 24,3          -----                                                                                                       |
|      | -----         |ХХХ|                                                                                                       |
|      | |   |         |ХХХ|                                                                                                       |
|      | |   |         |ХХХ|                                                                                                       |
|      | |   |         |ХХХ|                                                                                                       |
|   20 | |   |         |ХХХ|                                                                                                       |
|      | |   |         |ХХХ|                                                                                                       |
|      | |   |18,7     |ХХХ|                                                                                                       |
|      | |  -----      |ХХХ|                                                                                                       |
|      | |  |ХХХ|  15,9|ХХХ|                                                                                                       |
|      | |  |ХХХ|   ---|ХХХ|                                                                                                       |
|   15 | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|  Ритуальные                                                                                           |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|  услуги      Ремонт                                                                                   |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   11,6       быт. техники                                                                             |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   -----         11,2                                                                                  |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |   |         -----                                                                                 |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |   |     10,2|ХХХ|             Стирка белья                                                        |
|   10 | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |   |      ---|ХХХ|  Химчистка         8,3                                                          |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |   |      |  |ХХХ|    7,9       7,9-----                                                           |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |   |      |  |ХХХ|   -----      ---|ХХХ| Ремонт обуви                                              |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |   |      |  |ХХХ|   |   |      |  |ХХХ|   6,3                                                     |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |   |      |  |ХХХ|   |   |      |  |ХХХ|   -----      Услуги     Ремонт                            |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |   |      |  |ХХХ|   |   |4,7   |  |ХХХ|   |   |      бань       одежды               Ремонт       |
|е   5 | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |   |4,0   |  |ХХХ|   |  -----   |  |ХХХ|   |   |4,0     3,9                           изготовл.    |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  -----   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  -----   -----          3,6   Услуги     мебели       |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |   |      2,9-----  фотоателье     2,6      |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |   |2,3   ---|ХХХ|  2,3   2,2   2,2-----    |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  -----   |  |ХХХ|   --------   ---|ХХХ|    |
|      | |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|   |  |ХХХ|    |
|    0 -----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|  |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Увеличился  спрос  населения  на  услуги  ювелирных мастерских по
повторной  переработке  ювелирных  изделий  (в  основном в обручальные
кольца).  Однако  введение  акцизного  налога  на  переработку  золота
существенно  сдерживает  развитие  этих  услуг,  так как изделие после
переработки становится дороже нового.
     Остается  актуальным  вопрос  по предоставлению услуг ломбардами,
которыми пользуются все слои населения. У граждан со средним достатком
особой  популярностью пользуется услуга по приему вещей на хранение. У
малоимущих  -  услуга  по  приему  изделий под ссудный залог. С учетом
спроса   сеть   ломбардов   расширилась   до   60  единиц,  но  только
Государственное  унитарное  предприятие  "Мосгорломбард"  принимает от
населения в залог всю номенклатуру изделий. Коммерческие ломбарды, как
правило,  специализируются  на  изделиях  из  драгоценных  металлов  и
камней.
     Высокий  уровень  спроса  сохраняется  на  услуги парикмахерских,
ремонт  обуви,  чистку  изделий из кожи и меха, услуги фотолабораторий
быстрого обслуживания. По этим услугам наименьший отток специалистов в
другие отрасли экономики.
     Увеличилось   количество  организаций  ритуального  обслуживания,
возрос объем предоставляемых ими услуг. Полностью ликвидирован дефицит
на  ритуальные принадлежности, катафальные перевозки, услуги обрядовых
и  поминальных  залов. Правительством Москвы определен гарантированный
стандартный набор ритуальных услуг.
     Оценивая  экономическую  ситуацию  на  рынке  бытовых услуг, надо
отметить,   что   предприятия,  предоставляющие  услуги  состоятельным
гражданам,   работают   стабильно,   имеют   средства   на  расширение
производства,   обновление   оборудования,   подготовку   кадров.  Они
полностью    адаптировались    в   рыночных   условиях.   Предприятия,
обслуживающие  население со средним уровнем доходов, зачастую являются
малорентабельными  (от  1  до  12%),  их  прибыль  не всегда позволяет
самостоятельно   расширять  производство,  проводить  реконструкцию  и
обновлять  основные  фонды.  Отдельные  виды  услуг  вообще  убыточны.
Зачастую   рентабельность   предприятия  достигается  за  счет  прочих
доходов, в т.ч. полученных от сдачи помещений в субаренду, организации
торговли и совместной деятельности с другими предприятиями.
     Самый  большой  удельный  вес  в  себестоимости  услуг составляет
арендная  плата, коммунальные услуги, налоги (до 40-50%). Особенно это
относится  к  предприятиям,  которые  имеют  большие  производственные
помещения, котельные, промышленное оборудование, широкую сеть приемных
пунктов  с  большими  площадями.  Это в основном фабрики - прачечные и
фабрики - химчистки, банно - прачечные комбинаты.
     Учитывая  это,  Правительство  Москвы  предоставило  существенные
льготы  предприятиям  отрасли по арендной плате, налогам, коммунальным
платежам.     Большинство    предприятий    отрасли    воспользовались
предоставленными  им  хозяйственной самостоятельностью и льготами. Они
сумели  перестроиться  на  рыночные  условия,  сократить свои расходы,
более  рационально использовать нежилые помещения, земельные участки и
направить  высвободившиеся  средства  на  реконструкцию  и техническое
перевооружение.
     Однако  ряд предприятий не использовал предоставленные льготы, не
смог   привлечь  для  замены  оборудования  средства  заинтересованных
инвесторов  или  собственные  средства.  В  результате,  из-за низкого
качества   услуг  и  высоких  цен  такие  предприятия  потеряли  своих
заказчиков  и  оказались  в сложной финансовой ситуации. Так, на грани
банкротства  находится  фабрика  -  химчистка  N  3,  не функционируют
химчистки  на  улицах Талдомская, Веселая, Тихая. Производят серьезную
реструктуризацию  производства  "большая"  фабрика  -  прачечная N 24,
Первомайский банно - прачечный комбинат.
     Префектурам,   Департаменту   потребительского   рынка   и  услуг
предстоит  разобраться  с  каждым  из  таких предприятий и совместно с
Москомимуществом решить в уставленном порядке их дальнейшую судьбу.
     Анализ  показывает,  что затраты на арендную плату и коммунальные
платежи  становятся  ключевыми  для развития отрасли. Их снижение даст
хороший  импульс для стимулирования дальнейшего развития сферы бытовых
услуг  с учетом возрастающего спроса населения. И наоборот, увеличение
затрат   может   привести  к  существенному  ухудшению  экономического
состояния предприятий вплоть до их закрытия.
     Оценивая  состояние  отрасли, руководящие работники предприятий с
пониманием  относятся  к  имеющимся  трудностям и стоящим задачам (см.
табл. 1). Оценивая критически работу своего предприятия, они планируют
увеличить   его   мощности,  активно  привлекать  клиентов,  расширять
ассортимент услуг, улучшать рекламу.

                                                             Таблица 1

             ОЦЕНКА РУКОВОДЯЩИМИ РАБОТНИКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ
                    СЛУЖБЫ БЫТА РАБОТЫ СФЕРЫ УСЛУГ
               (по результатам опроса 195 человек) <*>

-----------------------------------------------------------------
|N  |            Вопросы, показатели                |Ответы (%) |
|п/п|                                               |-----------|
|   |                                               |  Да | Нет |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
| 1 |                       2                       |  3  |  4  |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
| 1 |На Ваш взгляд, объем услуг, предоставляемых    |     |     |
|   |Вашим предприятием в последние годы:           |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               увеличился                      |18,46|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               уменьшился                      |55,90|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               сохранился на прежнем уровне    |22,05|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|2  |Стало ли больше предприятий бытовых услуг      |     |     |
|   |Вашего вида:                                   |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               больше                          |29,74|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               меньше                          |40,00|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               столько же, что и раньше        |17,44|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|3  |Ваше предприятие полностью удовлетворяет спрос |     |     |
|   |населения микрорайона в услугах:               |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               полностью                       |60,51|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               не полностью                    |20,00|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|4  |Ваше предприятие могло бы обслуживать большее  |90,26|2,56 |
|   |количество клиентов                            |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|5  |Планируете ли Вы увеличить мощности Вашего     |22,56|42,05|
|   |предприятия                                    |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|6  |Считаете ли Вы, что цены на Ваши услуги:       |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               соответствуют себестоимости     |52,82|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               цены ниже себестоимости         |22,56|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|7  |Будет ли расти спрос на услуги, которые Вы     |     |     |
|   |предоставляете населению:                      |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               будет расти                     |29,74|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               будет снижаться                 |18,46|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               останется на прежнем уровне     |22,56|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|8  |Что помогает Вам удерживаться "на плаву":      |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               высокие цены                    |3,08 |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               высокое качество услуг          |17,92|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               работа не считаясь со временем  |17,44|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|   |               дружный коллектив               |35,90|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
| 9 |Легко ли найти телефон Вашего предприятия      |75,90|6,67 |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|10 |Вы стремитесь к тому, чтобы телефон Вашего     |83,59|12,82|
|   |предприятия был в различных справочниках       |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|11 |Удовлетворены ли Вы работой своего предприятия |44,10| 8,21|
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|12 |Имелись ли конфликты с Вашими клиентами        |60,00|29,23|
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|13 |Вы с каждым годом обслуживаете все больше      |17,95|51,23|
|   |клиентов                                       |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|14 |Бывает ли брак в Вашей работе                  |61,03|30,77|
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|15 |Есть ли у Вас претензии к клиентам             |37,95|35,38|
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|16 |Удовлетворяет ли клиентов распорядок дня       |71,28|0,51 |
|   |Вашего предприятия                             |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|17 |Ваше предприятие работает на полную мощность   |18,97|63,59|
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|18 |Приходилось ли Вашему предприятию выплачивать  |14,87|85,13|
|   |какие - либо суммы по требованию клиентов (по  |     |     |
|   |суду и пр.)                                    |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|19 |Планируете ли Вы расширять ассортимент услуг   |37,95|20,51|
|   |населению                                      |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|20 |Работаете ли Вы над привлечением дополнительных|76,92|20,51|
|   |клиентов                                       |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|21 |Удовлетворяет ли клиентов качество Ваших услуг |75,90|     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|22 |Удовлетворены ли Вы правовым обеспечением Вашей|23,59|25,64|
|   |деятельности                                   |     |     |
|---|-----------------------------------------------|-----|-----|
|23 |Придерживаетесь ли Вы принципа "клиент всегда  |71,79|5,1  |
|   |прав"                                          |     |     |
-----------------------------------------------------------------

------------
     <*> По данным МЭСИ.

Фрагмент документа "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ В 1998-2000 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 28.12.1999)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа