О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ В 1998-2000 ГГ. (Редакция на 28.12.1999) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 31 марта 1998 г. N 248 (ЮИАИ) В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.12.94 N 1129 "О состоянии и мерах по поддержке предприятий бытового и коммунального обслуживания населения г. Москвы" в городе проведена работа по созданию широкой сети современных предприятий бытового обслуживания населения и повышению качества оказываемых ими услуг, приватизации объектов этой отрасли, развитию частного предпринимательства и конкуренции на рынке, увеличению объемов оказываемых населению Москвы бытовых услуг. За 1995-1997 гг. открыто 270 новых и реконструировано 397 действующих предприятий бытового обслуживания. На эти цели за счет различных источников привлечено более 650 млрд. рублей инвестиций, в т.ч. из внебюджетных источников - более 378 млрд. рублей. За счет средств городского бюджета финансируется развитие и содержание хозяйства кладбищ, оказывается финансовая поддержка крупным фабрикам - прачечным, на реконструкцию фабрик - химчисток направляются средства фонда занятости и фонда поддержки и развития малого предпринимательства. Введены льготы по отдельным направлениям деятельности предприятий бытового обслуживания. 500 из них освобождены от налога на прибыль, перечисляемого в городской бюджет, для 184 фабрик - прачечных, фабрик - химчисток и бань установлены льготные тарифы по водоснабжению и водоотведению, с 01.01.97 предприятиям бытового обслуживания установлена минимальная ставка арендной платы. Все это позволило за 1995-1997 годы обеспечить прирост объемов бытовых услуг в сопоставимых ценах в 1,6 раза. Вместе с тем объемы бытовых услуг в первые годы реформ в расчете на душу населения снизились втрое. Резко возросший уровень цен на них привел к снижению уровня обеспеченности москвичей этими услугами. Особенно не удовлетворяются их потребности в различных ремонтных видах услуг (одежды, обуви, радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники и т.д.), в связи с чем растет поток жалоб в городские организации на работу предприятий бытового обслуживания, нареканий на качество оказываемых услуг. Не развивается сеть предприятий бытового обслуживания населения в районах массовой жилой застройки, где уровень обеспеченности услуг от нормативов составляет только 25-30%. Низкий уровень рентабельности предприятий, высокие сроки окупаемости реконструируемых и строящихся объектов сокращают возможности привлечения инвестиций для дальнейшего развития отрасли. Массовый характер приобретает нецелевое использование нежилых помещений, ранее принадлежавших предприятиям бытового обслуживания населения. В связи с изложенным Правительство Москвы постановляет: 1. Считать приоритетными направлениями деятельности Департамента потребительского рынка и услуг, органов исполнительной власти г. Москвы, администраций районов: - укрепление и дальнейшее развитие частнопредпринимательской деятельности на потребительском рынке и в сфере бытовых услуг; - поддержку социально значимых видов услуг (услуги бань, прачечных, химчисток, ремонт обуви и одежды, ритуальные услуги); - защиту прав потребителей на потребительском рынке и в сфере услуг. 2. Одобрить Основные направления развития бытового обслуживания населения Москвы на 1998-2000 гг. (приложение 1). 3. Утвердить расчетные показатели реконструкции и модернизации предприятий бытового обслуживания населения на 1998-2000 гг. и ввода предприятий бытового обслуживания населения за счет нового строительства по административным округам Москвы (приложения 2 и 3). 4. Утвердить расчетные показатели создания и модернизации рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания населения Москвы на 1998-2000 гг. (приложение 4). 5. Комитету труда и занятости населения предусмотреть в Программе содействия занятости населения Москвы в период на 1998-2000 гг. выделение средств по долевому участию финансирования программы создания и модернизации рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания населения. 6. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы: - в соответствии с Инвестиционной программой Правительства Москвы на 1998 год выделить лимиты капитальных вложений на развитие предприятий бытового обслуживания в объеме 215,1 млн. руб.; - рассмотреть возможность выделения в 1999-2000 гг. на строительство, реконструкцию, техперевооружение и проектно - изыскательские работы для предприятий бытового обслуживания лимиты капитальных вложений согласно приложению 5. 7. Одобрить деятельность компании "БФТ - Диана - Фонд" и предприятий по реконструкции химчисток - прачечных в г. Москве. 8. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка: - осуществлять подготовку и предварительный отбор инвестиционных проектов, связанных с реконструкцией и модернизацией предприятий бытового обслуживания, организацией новых предприятий в районах массовой жилой застройки, восстановлением необходимых населению бытовых услуг; - готовить предложения о дифференцированном взимании процентной ставки за пользование средствами финансовых фондов городских облигационных займов и сроках их предоставления в соответствии с реальной окупаемостью объектов и с учетом социальной значимости услуг; - представлять проекты на рассмотрение Инвестиционного совета г. Москвы с целью их последующего финансирования за счет средств городских облигационных займов Москвы. 9. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства, префектам административных округов оказать содействие в создании малых предприятий по социально значимым бытовым услугам в районах массовой жилой застройки, совместно с Палатой ремесел Москвы обеспечить более эффективное использование потенциала индивидуальных мастеров - ремесленников, занятых в сфере бытовых услуг. 10. Одобрить перечень программ и мероприятий по развитию и совершенствованию бытового обслуживания населения г. Москвы на 1998-2000 гг. (приложение 6). 11. Дополнить приложение 1 (пункт 5.10) постановления Правительства Москвы от 13.08.96 N 689 "О поступлении средств по итогам первого полугодия 1996 г. от приватизации, аренды земли и нежилых помещений и дополнительных мерах по совершенствованию учета городского имущества и повышению эффективности его использования" следующими абзацами: "- передача прав аренды на помещения, освобождаемые предприятиями бытового обслуживания, производится в установленном порядке с условием их целевого использования под организацию бытовых услуг населению; - решение об изменении профиля предприятий бытового обслуживания принимается председателем Москомимущества с участием префекта административного округа по заключению Департамента потребительского рынка и услуг и учета плана приватизации предприятий". 12. Москомимуществу обеспечить проведение целевых конкурсов по продаже и аренде нежилых помещений для предприятий бытового обслуживания, оказывающих населению социально значимые виды услуг, с учетом мнений Департамента потребительского рынка и услуг и префектов административных округов. 13. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектам административных округов оказать необходимое содействие реконструированным и отвечающим современным требованиям предприятиям бытового обслуживания населения в выделении и рациональном использовании имеющихся в городе помещений для создания широкой сети приемных пунктов химчисток и прачечных, ремонта бытовой и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов. 14. Департаменту потребительского рынка и услуг, Комитету социальной защиты населения Москвы, префектам административных округов до 01.10.98 разработать порядок льготного предоставления услуг бань определенным категориям населения. 15. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектам административных округов, Мосгосторгинспекции и контролирующим органам города разработать до 01.07.98 целевые программы по пресечению нарушений на предприятиях бытового обслуживания населения, обратив особое внимание на обеспечение условий для гарантийного и послегарантийного ремонта бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, наличие инструкций по эксплуатации этой техники на русском языке. 16. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с заинтересованными организациями проанализировать состав имеющихся льгот для предприятий бытового обслуживания и до 01.07.98 подготовить предложения в Правительство Москвы по их упорядочению с целью сохранения ранее действующих экономических условий функционирования предприятий. 17. Москомимуществу, Государственной городской инспекции по контролю за использованием нежилых помещений, префектам административных округов в 1998-1999 гг. провести ревизию помещений, принадлежавших предприятиям бытового обслуживания и переданных сторонним организациям по вторичным сделкам. В случаях нецелевой эксплуатации подготовить предложения об их дальнейшем использовании. 18. Исключен. 19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Малышкова В.И. и префектов административных округов. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 31 марта 1998 г. N 248 Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 31 марта 1998 года N 248 ИТОГИ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ ЗА 1995-1997 ГОДЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НА 1998-2000 ГОДЫ 1. ВВЕДЕНИЕ Бытовое обслуживание - одна из важнейших социально значимых отраслей городского хозяйства, предоставляющая населению города около 700 различных видов услуг. Правительство Москвы постоянно поддерживает отрасль, используя различные формы и методы. Работа по поддержке и развитию бытового обслуживания проводилась в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.12.94 N 1129 "О состоянии и мерах по поддержке предприятий бытового и коммунального обслуживания населения г. Москвы", принятыми в его развитие постановлениями от 17.10.95 N 843 "О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в г. Москве" и от 20.05.97 N 376 о ходе выполнения этого постановления; от 09.01.96 N 22 "О реконструкции и модернизации химчисток - прачечных г. Москвы", от 11.06.96 N 493 "О стабилизации работы бань и банно - прачечных комбинатов в г. Москве". Департаментом потребительского рынка и услуг совместно с департаментами финансов, экономической политики и развития, поддержки и развития малого предпринимательства, комитетами социальной защиты населения, труда и занятости осуществляются городские программы развития по видам услуг. В рамках этих программ оказывается финансовая поддержка государственным предприятиям бытового обслуживания - в виде прямого финансирования и предоставления различных льгот для предприятий службы быта. Только по инвестиционной программе на 1997 г. на модернизацию и реконструкцию крупных государственных фабрик - прачечных и фабрик - химчисток было выделено 10,9 млрд. руб. на безвозмездной основе и 2,1 млрд. руб. на возвратной, на строительство и реконструкцию бань направлено 11,6 млрд. руб. На строительство новых и реконструкцию действующих кладбищ и крематориев - более 190 млрд. руб. Кроме того, направлено около 6,5 млрд. руб. бюджетных средств на благоустройство кладбищ (в ценах 1997 года). В городе введены льготы по отдельным направлениям деятельности предприятий. 500 предприятий освобождены от налога на прибыль, перечисляемого в городской бюджет, для 184 фабрик - прачечных, фабрик - химчисток и бань установлены льготные тарифы по водоснабжению и водоотведению, с 1 января 1997 года предприятиям бытового обслуживания населения установлена минимальная ставка арендной платы за пользование нежилыми помещениями. Департамент потребительского рынка и услуг совместно с префектурами административных округов и общественными формированиями предприятий сферы бытовых услуг осуществили анализ состояния и развития отрасли, уточнили дислокацию предприятий по районам, определили уровень обеспеченности бытовыми услугами по каждому району. По поручению Департамента Московский Государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Государственная академия сферы быта и услуг (ГАСБУ), Центральный научно - исследовательский институт бытового обслуживания (ЦНИИБыт) и институт Мосгорбытпроект провели исследование потребительского рынка бытовых услуг, проблем развития предприятий, изучили мнение москвичей и работников сферы услуг о состоянии бытового обслуживания. Результаты анализа и исследований показывают, что постановление Правительства Москвы от 13.12.94 N 1129 в основном выполнено и необходимо на уровне Правительства Москвы определить пути дальнейшего развития бытового обслуживания на 1998-2000 годы с учетом реально сложившегося положения дел в отрасли. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ Бытовое обслуживание населения в Москве осуществляют более 4500 предприятий, расположенных во всех округах и районах города. Ожидаемый объем услуг в 1997 году составит 7,2 млрд. рублей в новых ценах. Из общего количества предприятий сферы услуг только 35 являются государственными, остальные - хозяйственные общества и товарищества различных организационно - правовых форм. В отрасли работают около 40 тысяч человек непосредственно на предприятиях и 10-15 тысяч человек работают самостоятельно как индивидуальные мастера. В силу различных причин предприятия в городе расположены крайне неравномерно. Так, в Центральном округе с населением численностью 603 тыс. человек находится 811 предприятий, т.е. почти столько же, сколько в Южном и Юго - Западном округах вместе взятых, хотя в них проживает в общей сложности около 2400 тыс. человек, или в 4 раза больше, чем в Центральном округе. В Зеленоградском округе нет предприятий по ремонту трикотажных изделий, пунктов проката. Состояние отрасли определяется несколькими взаимосвязанными характеристиками: 1. Население в связи с известными экономическими трудностями не имеет возможности обращаться в сферу услуг. По результатам обследования, 33% опрошенных заявили, что им не хватает денег на самое необходимое. Только 27% опрошенных высказались, что они нуждаются в услугах химчистки и прачечных, 18,6% - в услугах ремонта одежды. В структуре платных услуг бытовое обслуживание составляет всего 8,9%, или в 2 раза меньше, чем в 1990 г. Население вынуждено основные деньги тратить на коммунальные и транспортные услуги (см. рис. 1). [На рис. 1 приводится график удельного веса расходов населения на оплату услуг (по данным обследования бюджетов домашних хозяйств).] 2. Многие предприятия отрасли, не имея заказов, оказываются незагруженными. Обследование показало, что химчистки, ателье ремонта одежды, парикмахерские загружены менее чем на 70% (см. рис. 2). Это приводит к резкому снижению экономической эффективности работы предприятий, заставляет их закрываться или менять профиль. Отсутствие свободных средств не позволяет многим предприятиям осуществлять техническое перевооружение. Рис. 2 -------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Степень загрузки предприятий бытового обслуживания <*> | | 120 - | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | услуги бань ремонт мебели | | 100 | --------------- | | | | 100 | 100 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |услуги фотоателье | | | | | |------- | | | | | | 92 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |услуги прачечных | | 80 | | | | |------- | | | | | | | 87 | | | | | | | | |ремонт металлоизделий | | | | | | | |------- | | | | | | | | 78 |ремонт бытовой радиоаппаратуры | | | | | | | | |------- химчистка | | | | | | | | | 73 |------- | | | | | | | | | | 70 | | | | | | | | | | | |ремонт одежды | | | | | | | | | | |------- | | 60 | | | | | | | | | 63 |ремонт обуви | | | | | | | | | | | |-------услуги проката | | | | | | | | | | | | 57 |-------рем. быт. техники | | | | | | | | | | | | | 54 |-------парикмах. | | | | | | | | | | | | | | 50 |------- | | | | | | | | | | | | | | | 48 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 40 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 20 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 ----------------------------------------------------------------------------------------- | -------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------- <*> Результаты обследования МЭСИ мнений работников бытового обслуживания Юго - Восточного округа. 3. Закрытие и перепрофилирование предприятий привело к резкому снижению уровня обеспеченности жилых районов города предприятиями бытового обслуживания. По сравнению с 1990 г. в отрасли произошли существенные изменения. В 2 раза сократилась численность работающих. Уменьшился удельный вес работающих в швейной подотрасли, возрос - по услугам парикмахерских, ритуальным услугам, химчистке, ремонту обуви. По остальным услугам их доля осталась на уровне 1990 г. (см. рис. 3). Произошел естественный отбор услуг. Сворачиваются или трансформируются услуги, не нашедшие спроса или не дающие нормальную прибыль. Исчезают такие услуги, как обновление одежды и трикотажных изделий, художественная штопка, перешив взрослой одежды на детскую, ремонт головных уборов и чулочно - носочных изделий, выполнение отделочных работ и др. Значительно сократились объемы услуг по изготовлению одежды, обуви, мебели, ювелирных изделий на заказ, по прокату, переплетно - картонажным и машинописным работам, присмотру за детьми и больными, обучению "Сделай сам" (курсы кройки и шитья, фотографии и другие), по самообслуживанию в химчистках и прачечных, оборудованию и уборке квартир (навеска карнизов, картин, зеркал, вешалок и другие мелкие работы). Сократилось количество мастерских по ремонту и изготовлению зеркал, обработке стекла, др. Расширился спектр услуг в мастерских по ремонту металлоизделий, в то же время спрос на них сократился. Рис. 3 Структура предприятий бытового обслуживания (по удельному весу работающих в процентах 1997 г.) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | % | | 30 - | | | | | |Парикмахерские | | | | | | Пошив одежды | | | | | 25 | 24,6 | | | 24,3 ----- | | | ----- |ХХХ| | | | | | |ХХХ| | | | | | |ХХХ| | | | | | |ХХХ| | | 20 | | | |ХХХ| | | | | | |ХХХ| | | | | |18,7 |ХХХ| | | | | ----- |ХХХ| | | | | |ХХХ| 15,9|ХХХ| | | | | |ХХХ| ---|ХХХ| | | 15 | | |ХХХ| | |ХХХ| Ритуальные | | | | |ХХХ| | |ХХХ| услуги Ремонт | | | | |ХХХ| | |ХХХ| 11,6 быт. техники | | | | |ХХХ| | |ХХХ| ----- 11,2 | | | | |ХХХ| | |ХХХ| | | ----- | | | | |ХХХ| | |ХХХ| | | 10,2|ХХХ| Стирка белья | | 10 | | |ХХХ| | |ХХХ| | | ---|ХХХ| Химчистка 8,3 | | | | |ХХХ| | |ХХХ| | | | |ХХХ| 7,9 7,9----- | | | | |ХХХ| | |ХХХ| | | | |ХХХ| ----- ---|ХХХ| Ремонт обуви | | | | |ХХХ| | |ХХХ| | | | |ХХХ| | | | |ХХХ| 6,3 | | | | |ХХХ| | |ХХХ| | | | |ХХХ| | | | |ХХХ| ----- Услуги Ремонт | | | | |ХХХ| | |ХХХ| | | | |ХХХ| | |4,7 | |ХХХ| | | бань одежды Ремонт | |е 5 | | |ХХХ| | |ХХХ| | |4,0 | |ХХХ| | ----- | |ХХХ| | |4,0 3,9 изготовл. | | | | |ХХХ| | |ХХХ| | ----- | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | ----- ----- 3,6 Услуги мебели | | | | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | | 2,9----- фотоателье 2,6 | | | | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |2,3 ---|ХХХ| 2,3 2,2 2,2----- | | | | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | ----- | |ХХХ| -------- ---|ХХХ| | | | | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | |ХХХ| | | 0 -----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------| | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Увеличился спрос населения на услуги ювелирных мастерских по повторной переработке ювелирных изделий (в основном в обручальные кольца). Однако введение акцизного налога на переработку золота существенно сдерживает развитие этих услуг, так как изделие после переработки становится дороже нового. Остается актуальным вопрос по предоставлению услуг ломбардами, которыми пользуются все слои населения. У граждан со средним достатком особой популярностью пользуется услуга по приему вещей на хранение. У малоимущих - услуга по приему изделий под ссудный залог. С учетом спроса сеть ломбардов расширилась до 60 единиц, но только Государственное унитарное предприятие "Мосгорломбард" принимает от населения в залог всю номенклатуру изделий. Коммерческие ломбарды, как правило, специализируются на изделиях из драгоценных металлов и камней. Высокий уровень спроса сохраняется на услуги парикмахерских, ремонт обуви, чистку изделий из кожи и меха, услуги фотолабораторий быстрого обслуживания. По этим услугам наименьший отток специалистов в другие отрасли экономики. Увеличилось количество организаций ритуального обслуживания, возрос объем предоставляемых ими услуг. Полностью ликвидирован дефицит на ритуальные принадлежности, катафальные перевозки, услуги обрядовых и поминальных залов. Правительством Москвы определен гарантированный стандартный набор ритуальных услуг. Оценивая экономическую ситуацию на рынке бытовых услуг, надо отметить, что предприятия, предоставляющие услуги состоятельным гражданам, работают стабильно, имеют средства на расширение производства, обновление оборудования, подготовку кадров. Они полностью адаптировались в рыночных условиях. Предприятия, обслуживающие население со средним уровнем доходов, зачастую являются малорентабельными (от 1 до 12%), их прибыль не всегда позволяет самостоятельно расширять производство, проводить реконструкцию и обновлять основные фонды. Отдельные виды услуг вообще убыточны. Зачастую рентабельность предприятия достигается за счет прочих доходов, в т.ч. полученных от сдачи помещений в субаренду, организации торговли и совместной деятельности с другими предприятиями. Самый большой удельный вес в себестоимости услуг составляет арендная плата, коммунальные услуги, налоги (до 40-50%). Особенно это относится к предприятиям, которые имеют большие производственные помещения, котельные, промышленное оборудование, широкую сеть приемных пунктов с большими площадями. Это в основном фабрики - прачечные и фабрики - химчистки, банно - прачечные комбинаты. Учитывая это, Правительство Москвы предоставило существенные льготы предприятиям отрасли по арендной плате, налогам, коммунальным платежам. Большинство предприятий отрасли воспользовались предоставленными им хозяйственной самостоятельностью и льготами. Они сумели перестроиться на рыночные условия, сократить свои расходы, более рационально использовать нежилые помещения, земельные участки и направить высвободившиеся средства на реконструкцию и техническое перевооружение. Однако ряд предприятий не использовал предоставленные льготы, не смог привлечь для замены оборудования средства заинтересованных инвесторов или собственные средства. В результате, из-за низкого качества услуг и высоких цен такие предприятия потеряли своих заказчиков и оказались в сложной финансовой ситуации. Так, на грани банкротства находится фабрика - химчистка N 3, не функционируют химчистки на улицах Талдомская, Веселая, Тихая. Производят серьезную реструктуризацию производства "большая" фабрика - прачечная N 24, Первомайский банно - прачечный комбинат. Префектурам, Департаменту потребительского рынка и услуг предстоит разобраться с каждым из таких предприятий и совместно с Москомимуществом решить в уставленном порядке их дальнейшую судьбу. Анализ показывает, что затраты на арендную плату и коммунальные платежи становятся ключевыми для развития отрасли. Их снижение даст хороший импульс для стимулирования дальнейшего развития сферы бытовых услуг с учетом возрастающего спроса населения. И наоборот, увеличение затрат может привести к существенному ухудшению экономического состояния предприятий вплоть до их закрытия. Оценивая состояние отрасли, руководящие работники предприятий с пониманием относятся к имеющимся трудностям и стоящим задачам (см. табл. 1). Оценивая критически работу своего предприятия, они планируют увеличить его мощности, активно привлекать клиентов, расширять ассортимент услуг, улучшать рекламу. Таблица 1 ОЦЕНКА РУКОВОДЯЩИМИ РАБОТНИКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЛУЖБЫ БЫТА РАБОТЫ СФЕРЫ УСЛУГ (по результатам опроса 195 человек) <*> ----------------------------------------------------------------- |N | Вопросы, показатели |Ответы (%) | |п/п| |-----------| | | | Да | Нет | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | 1 |На Ваш взгляд, объем услуг, предоставляемых | | | | |Вашим предприятием в последние годы: | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | увеличился |18,46| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | уменьшился |55,90| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | сохранился на прежнем уровне |22,05| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |2 |Стало ли больше предприятий бытовых услуг | | | | |Вашего вида: | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | больше |29,74| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | меньше |40,00| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | столько же, что и раньше |17,44| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |3 |Ваше предприятие полностью удовлетворяет спрос | | | | |населения микрорайона в услугах: | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | полностью |60,51| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | не полностью |20,00| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |4 |Ваше предприятие могло бы обслуживать большее |90,26|2,56 | | |количество клиентов | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |5 |Планируете ли Вы увеличить мощности Вашего |22,56|42,05| | |предприятия | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |6 |Считаете ли Вы, что цены на Ваши услуги: | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | соответствуют себестоимости |52,82| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | цены ниже себестоимости |22,56| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |7 |Будет ли расти спрос на услуги, которые Вы | | | | |предоставляете населению: | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | будет расти |29,74| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | будет снижаться |18,46| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | останется на прежнем уровне |22,56| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |8 |Что помогает Вам удерживаться "на плаву": | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | высокие цены |3,08 | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | высокое качество услуг |17,92| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | работа не считаясь со временем |17,44| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | | дружный коллектив |35,90| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| | 9 |Легко ли найти телефон Вашего предприятия |75,90|6,67 | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |10 |Вы стремитесь к тому, чтобы телефон Вашего |83,59|12,82| | |предприятия был в различных справочниках | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |11 |Удовлетворены ли Вы работой своего предприятия |44,10| 8,21| |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |12 |Имелись ли конфликты с Вашими клиентами |60,00|29,23| |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |13 |Вы с каждым годом обслуживаете все больше |17,95|51,23| | |клиентов | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |14 |Бывает ли брак в Вашей работе |61,03|30,77| |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |15 |Есть ли у Вас претензии к клиентам |37,95|35,38| |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |16 |Удовлетворяет ли клиентов распорядок дня |71,28|0,51 | | |Вашего предприятия | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |17 |Ваше предприятие работает на полную мощность |18,97|63,59| |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |18 |Приходилось ли Вашему предприятию выплачивать |14,87|85,13| | |какие - либо суммы по требованию клиентов (по | | | | |суду и пр.) | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |19 |Планируете ли Вы расширять ассортимент услуг |37,95|20,51| | |населению | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |20 |Работаете ли Вы над привлечением дополнительных|76,92|20,51| | |клиентов | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |21 |Удовлетворяет ли клиентов качество Ваших услуг |75,90| | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |22 |Удовлетворены ли Вы правовым обеспечением Вашей|23,59|25,64| | |деятельности | | | |---|-----------------------------------------------|-----|-----| |23 |Придерживаетесь ли Вы принципа "клиент всегда |71,79|5,1 | | |прав" | | | ----------------------------------------------------------------- ------------ <*> По данным МЭСИ. 3. РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В 1995-1997 ГОДЫ На первом этапе экономических реформ в стране с 1991 г. началось резкое падение объемов бытовых услуг. В период 1991-1995 гг. среднегодовой темп снижения составил 33,0%, то есть каждый год в среднем объем услуг сокращался на треть. В 1995 г. эта тенденция изменилась (см. таблицу и рис. 4). ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ БЫТОВЫХ УСЛУГ ЗА 1990-1997 ГГ. --------------------------------------------------------------------------- | Годы | Объем реализации | Темп роста (уменьшения) объема услуг | | | бытовых услуг в |---------------------------------------------| | | фактических ценах| в фактич. ценах | в сопостав. ценах | | | (млрд. руб.) |----------------------|----------------------| | | |к предыдущему|к уровню|к к уровню| | | | |1990 г.,|предыдущему | 1990 г.,| | | |году, раз | раз | году, % | % | |--------|------------------|-------------|--------|------------|---------| | 1990 | 0.85 | 1.0 | 1.0 | 100 | 100 | |базов. | | | | | | |--------|------------------|-------------|--------|------------|---------| | 1991 | 1.22 | 1.44 | 1.44 | 60.1 | 60.1 | |--------|------------------|-------------|--------|------------|---------| | 1992 | 6.72 | 5.48 | 7.89 | 53.3 | 32.0 | |--------|------------------|-------------|--------|------------|---------| | 1993 | 69.6 | 10.3 | 81.3 | 81.0 | 26.0 | |--------|------------------|-------------|--------|------------|---------| | 1994 | 376.2 | 6.36 | 516.9 | 59.5 | 15.4 | |--------|------------------|-------------|--------|------------|---------| | 1995 | 1.78 трлн. руб. | 2.06 | 1065 | 81.4 | 12.6 | |--------|------------------|-------------|--------|------------|---------| | 1996 | 5.12 трлн. руб. | 2.87 | 3060 | 163.1 | 20.5 | |--------|------------------|-------------|--------|------------|---------| | 1997 | 7.2 трлн. руб. | 1.41 | 4315 | 134.6 | 27.6 | |(ожид.) | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- На рис. 4 приведены темпы роста объема бытовых услуг за 1990-1997 гг. В результате принятых Правительством Москвы мер по поддержке предприятий бытового обслуживания и принятия программ развития по отдельным отраслевым группам спад производства услуг в 1995 году был замедлен, а в 1996 году впервые после 1990 года получен прирост услуг на 63,1% и в 1 полугодии 1997 г. - на 34,6%. Анализ показывает, что рост объемов услуг обусловлен также и увеличением доходов населения города в последние годы. Работа, проведенная префектурами административных округов, Департаментом потребительского рынка и услуг в связи с подготовкой к 850-летию Москвы, позволила создать целую сеть современных, европейского уровня предприятий бытового обслуживания. В 1995-1997 гг. создано 270 новых и реконструировано 397 действующих предприятий (см. табл. 2.1-2.2 и рис. 4а). На эти цели было направлено около 650 млрд. рублей, в том числе более 300 млрд. рублей из городского бюджета и внебюджетных фондов префектур и районов, остальное - за счет собственных средств предприятий. Рис. 4а СОЗДАНИЕ НОВЫХ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В 1995-1997 ГГ. -------------------------------------------------------------------------------------- | 150 - | | | | | | 143 | | | ----- | | | | |Парикмахерские | | 140 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 130 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 120 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 110 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 100 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 90 | | |88 | | | | -|--- | | | | ||||| | | | | ||||| | | | | ||||| | | 80 | | ||||| | | | | ||||| | | | | ||||| | | | | ||||| | | | | ||||| | | 70 | | ||||| Ремонт и пошив одежды | | | | ||||| 67 | | | | ||||| ----- | | | | ||||| | | | | | | ||||| | | | | 60 | | ||||| | | | | | | ||||| | | Ремонт и техобслуживание | | | | ||||| | | бытовой техники | | | | ||||| | | 52 | | | | ||||| | | 50 ----- | | 50 | | ||||| | | ---||||| | | | | ||||| | | | ||||| | | | | ||||| | | | ||||| | | | | ||||| | | | ||||| | | | | ||||| | | | ||||| | | 40 | | ||||| | | | ||||| | | | | ||||| | | | ||||| Химчистка | | | | ||||| | | | ||||| 33 | | | | ||||| | | | ||||| ----- | | | | ||||| | | | ||||| | | | | 30 | | ||||| | | | ||||| | | Ремонт обуви | | | | ||||| | | | ||||| | | 27 | | | | ||||| | | | ||||| | | ----- | | | | ||||| | | | ||||| | | | | | | | | ||||| | | | ||||| | | | | | | 20 | | ||||| | | | ||||| | | | | | | | | ||||| | | | ||||| | | | |17 | | | | ||||| | | | ||||| | |12 | -|--- Стирка белья | | | | ||||| | |10 | ||||| | -|--- | ||||| 10 Бани | | 10 | | ||||| | -|--- | ||||| | ||||| | ||||| ----- 5 | | | | ||||| | ||||| | ||||| | ||||| | ||||| | |2 ----- | | | | ||||| | ||||| | ||||| | ||||| | ||||| | -|--- | |1 | | | | ||||| | ||||| | ||||| | ||||| | ||||| | ||||| | -|--- | | 0 -----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------| | | | | ---- | | | | количество модернизированных предприятий | | ---- | | ---- | | |||| количество созданных новых предприятий. | | ---- | -------------------------------------------------------------------------------------- За этот период реконструировано 7 предприятий химчисток - прачечных фирмой "БФТ - Диана", вновь создан ряд аналогичных предприятий при содействии префектур ("Лавандерия", "Чистюля", "Белло", "Еврочистка" и др.), открыто более 50 современных салонов - парикмахерских, 10 коммерческих ломбардов, реконструированы бани - Измайловские, Селезневские, введены бани в поселке Некрасовка, введено более 50 гектаров кладбищ, заменено 7 кремационных печей в двух крематориях, созданы современные предприятия по уборке жилых и нежилых помещений. В этот период многие предприятия прошли адаптацию к рыночным условиям. В отрасль пришли новые энергичные кадры, которые принципиально по-новому решают вопросы создания и реконструкции предприятий. Появились авторские швейные ателье ("Ева", "Анна Росси", "Татьяна Федорова" и др.), многопрофильные (по 10-15 видам услуг) предприятия типа "Мультисервис", фирменные ("Бош - Сименс"), дилерские ("М.Видео" и "Амо - Сервис") и комплексные ("Совинсервис") сервисные организации по ремонту и техобслуживанию бытовой техники. По мере выхода из кризиса сферы услуг все большее число предприятий стремится к консолидации по отраслевому признаку. Созданы и функционируют Лига ломбардов, Союзы парикмахеров и прачечных Москвы, Ассоциации предприятий похоронного обслуживания и по уборке помещений, Гильдии парикмахеров, металлистов и другие общественные формирования. При Департаменте потребительского рынка и услуг работают Экспертный совет по похоронному обслуживанию, общественные советы по услугам швейных ателье, парикмахерских. Таблица 2.1 ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И РАБОЧИХ МЕСТ В СФЕРЕ БЫТОВЫХ УСЛУГ В 1995-1997 ГГ. --------------------------------------------------------------------- |N | Виды | Количество созданных предприятий и рабочих| |п/п| услуг | мест | | | |--------------------------------------------| | | | 1995 г.| 1996 г.| 1997 г.| 1995-1997 г. | |---|------------------|---------|---------|--------|---------------| | 1 | Ремонт обуви | 9 | 45 |5 | 25 |3 | 15 | 17 | 85 | |---|------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| | 2 | Ремонт и | 3 | 45 |- | - |7 | 105 | 10 | 150 | | | пошив одежды | | | | | | | | | |---|------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| | 3 | Ремонт и | 10| 100 |27 |270 |15| 150 | 52 | 520 | | | техобслуживание | | | | | | | | | | | бытовой | | | | | | | | | | | техники | | | | | | | | | |---|------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| | 4 | Химическая | 2 | 4 | 6 |113 |4 | 66 | 12 | 183 | | | чистка | | | | | | | | | |---|------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| | 5 | Стирка белья | 1 | 2 | 1 | 7 |- | - | 2 | 9 | |---|------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| | 6 | Услуги бань | - | - | 1 | 10 |- | - | 1 | 10 | |---|------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| | 7 | Услуги | 16| 240 |35 |525 |37| 555 | 88 | 1320 | | | парикмахерских | | | | | | | | | |---|------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| | 8 | Ритуальные | 8| 40 |42 |210 |24| 120 | 74 | 370 | | | услуги | | | | | | | | | |---|------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| | 9 | Прочие услуги | 8| 40 |42 |210 |24| 120 | 74 | 370 | |---|------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| | | Всего | 52| 506 |122|1210 |96|1071 |270 | 2787 | --------------------------------------------------------------------- Таблица 2.2 ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И РАБОЧИХ МЕСТ СФЕРЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ В 1995-1997 ГГ. ------------------------------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------- |N | Виды | Количество созданных предприятий и рабочих| |N | Виды | Количество созданных предприятий и рабочих| |п/п| услуг | мест | |п/п| услуг | мест | | | |--------------------------------------------| | | |--------------------------------------------| | | | 1995 г.| 1996 г. |1997 г. | 1995-1997 г. | | | | 1995 г.| 1996 г. |1997 г. | 1995-1997 г. | | |---|---------------------|---------|---------|--------|---------------| |---|-------------|---------|---------|--------|---------------| | 1 | Ремонт обуви | 5 | 50 |20 |200 |2 | 20 | 27 | 270 | | 1 |Ремонт обуви | 5 | 50 |20 |200 |2 | 20 | 27 | 270 | |---|---------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| |---|-------------|---------|---------|--------|---------------| | 2 | Ремонт и |24 | 360 |26 |390 |17| 255 | 67 |1005 | | 2 |Ремонт и |24 | 360 |26 |390 |17| 255 | 67 |1005 | | | пошив одежды | | | | | | | | | | |пошив одежды | | | | | | | | | |---|---------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| |---|-------------|---------|---------|--------|---------------| | 3 | Ремонт и |14 | 140 |21 |105 |15| 150 | 50 | 395 | | 3 |Ремонт и тех-|14 | 140 |21 |105 |15| 150 | 50 | 395 | | | техобслуживание | | | | | | | | | | |обслуживание | | | | | | | | | | | бытовой | | | | | | | | | | |бытовой | | | | | | | | | | | техники | | | | | | | | | | |техники | | | | | | | | | |---|---------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| |---|-------------|---------|---------|--------|---------------| | 4 | Химическая | 8 | 16 |16 |116 |9 | 74 | 33 | 206 | | 4 |Химическая | 8 | 16 |16 |116 |9 | 74 | 33 | 206 | | | чистка | | | | | | | | | | |чистка | | | | | | | | | |---|---------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| |---|-------------|---------|---------|--------|---------------| | 5 | Стирка белья | - | - | 7 | 24 |3 | 6 | 10 | 30 | | 5 |Стирка белья | - | - | 7 | 24 |3 | 6 | 10 | 30 | |---|---------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| |---|-------------|---------|---------|--------|---------------| | 6 | Услуги бань | 2 | 20 | - | - |3 | 30 | 5 | 50 | | 6 |Услуги бань | 2 | 20 | - | - |3 | 30 | 5 | 50 | |---|---------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| |---|-------------|---------|---------|--------|---------------| | 7 | Услуги | 43| 645 |63 |945 |37| 555 |143 | 2145 | | 7 |Услуги парик-| 43| 645 |63 |945 |37| 555 |143 | 2145 | | | парикмахерских | | | | | | | | | | |махерских | | | | | | | | | |---|---------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| |---|-------------|---------|---------|--------|---------------| | 8 | Прочие услуги | 13| 65 |41 |205 |8 | 40 | 62 | 310 | | 8 |Прочие услуги| 13| 65 |41 |205 |8 | 40 | 62 | 310 | |---|---------------------|---|-----|---|-----|--|-----|-----|---------| | | Всего |109| 1296|194|1985 |94|1130 |397 | 4411 | | | Всего |109| 1296|194|1985 |94|1130 |397 | 4411 | ------------------------------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------- 4. УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЫТОВЫМИ УСЛУГАМИ В настоящее время сфера бытового обслуживания города в основном удовлетворяет потребности граждан в услугах. Однако исследования показывают, что имеются серьезные проблемы по территориальной и ценовой доступности услуг, обусловленные особенностями развития бытового обслуживания в период перехода к рыночным условиям. Опросы показывают, что 16,4% москвичей считают, что бытовое обслуживание не стало работать лучше, 17,9% испытывают трудности с ремонтом бытовой техники, более 40% не могут найти нужную мастерскую, 39% указывают на перепрофилирование предприятий службы быта. Примерно каждый четвертый опрошенный не удовлетворен работой администрации города и префектуры по улучшению бытового обслуживания (см. таблицу 3). Таблица 3 ОЦЕНКА МОСКВИЧАМИ РАБОТЫ СФЕРЫ УСЛУГ (по результатам опроса 2000 человек) <*> ----------------------------------------------------------------- | N | Вопросы, показатели |Ответы, % | |п/п| |----------| | | | Да |Нет | |---|------------------------------------------------|-----|----| |1 | В последнее время предприятия бытовых услуг |12,0 |16,4| | | стали работать лучше | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |2 | Испытываете ли Вы трудности с ремонтом бытовой |17,9 |54,5| | | техники | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |3 | Всякий ли раз Вы легко находите необходимую Вам|44,3 |50,4| | | мастерскую | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |4 | Удовлетворены ли Вы рекламой, справочниками, |26,3 |15,2| | | предлагающими различные виды услуг | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |5 | Вы пользуетесь услугами предприятий сферы быта:| | | |---|------------------------------------------------|-----|----| | | в своем микрорайоне |59,8 | | |---|------------------------------------------------|-----|----| | | в других районах города |21,9 | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |6 | Вы стали бы чаще пользоваться услугами, если | | | | | бы были: | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| | | более низкие цены |64,0 | | |---|------------------------------------------------|-----|----| | | более короткие сроки выполнения заказа |15,4 | | |---|------------------------------------------------|-----|----| | | выше качество выполнения заказов |28,7 | | |---|------------------------------------------------|-----|----| | | предприятия были бы расположены в Вашем |12,4 | | | | микрорайоне | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |7 | Можете ли Вы получить в Москве все виды услуг | | | | | на предприятиях сферы быта: | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| | | любые виды услуг |49,5 | | |---|------------------------------------------------|-----|----| | | только отдельные |15,0 | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |8 | Известны ли Вам случаи перепрофилирования |39,1 |60,6| | | предприятий бытовых услуг | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |9 | Если такие случаи известны, то стало ли удобнее|5,9 |13,2| | | населению | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |10 | Возникали ли у Вас конфликты с персоналом |14,5 |51,6| | | предприятий службы быта | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |11 | Считаете ли Вы, что права потребителей услуг |2,5 |46,6| | | хорошо защищены | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |12 | Легко ли получить телефон предприятия бытовых |39,3 |21,4| | | услуг | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |13 | Удовлетворены ли Вы деятельностью администрации|13,5 |25,5| | | города по улучшению работы предприятий сферы | | | | | бытового обслуживания | | | |---|------------------------------------------------|-----|----| |14 | Удовлетворены ли Вы работой префектуры в этом |10,9 |26,8| | | направлении | | | ----------------------------------------------------------------- ------------------ <*> По данным МЭСИ. В сравнении с 1990 годом объем услуг в сопоставимых ценах составляет 27,6%, что объясняется существенным спадом производства услуг в 1991-1994 годах, серьезными структурными изменениями по отраслевым группам. Эти изменения обусловлены снижением платежеспособного спроса населения на услуги. Усложнились и организационно - экономические условия функционирования сферы услуг: резко (в 3-5 раз) увеличилась в себестоимости услуг доля расходов на коммунальные платежи и аренду помещений, начислений на зарплату и платежей по различным налогам. В сравнении с нормативами обеспеченность предприятиями бытового обслуживания на 1000 жителей по городу в целом составляет 45% (см. табл. 4), однако по данным социологических обследований спрос населения на услуги удовлетворяется на 70-80% (см. табл. 5 и рис. 5). Такое расхождение обусловлено тем, что более одной трети населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Таблица 4 КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ И РАБОЧИХ МЕСТ В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | | Норматив | Фактическое | Количество | Ранг | | п/п| Виды услуг | рабочих | количество | рабочих мест | обеспеченности | | | | мест |----------------------------|-------------------------| бытовыми | | | | на 1 |подразделений,| рабочих | по |отклонение | услугами | | | | тыс. |ед. | мест | нормативу |от | | | | | чел. | | | |норматива | | | | | | | | |-----------| | | | | | | | |кол-во| % | | | | | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 1 | Ремонт обуви |0,24 |470 |2566 | 2115 | 451 |121 | 1 | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 2 | Пошив обуви |0,24 | 9 | 177 | 2115 |-1937 | 8 | 22 | | | | | +1 <*> | +1 <*> | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 3 | Изготовление |2,41 |583 |7604 | 21234 |-13630| 36 | 15 | | | швейных изделий | |+46 <*> |+330 <*> | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 4 | Ремонт швейных |0,17 | 50 |1124 | 1498 | 158 | 75 | 4 | | | изделий | |+20 <*> |+202 <*> | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 5 | Ремонт трикотажных |0,12 | 21 | 201 | 1057 |-725 | 19 | 20 | | | изделий | |+2 <*> |+20 <*> | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 6 | Ремонт, |0,65 |175 |1889 | 5727 |-3838 | 33 | 16 | | | обслуживание | | | | | | | | | | бытовой | | | | | | | | | | радиоаппаратуры | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 7 | Ремонт, | 0,28 |131 |1262 | 2467 |-1205 | 51 | 10 | | | обслуживание | | | | | | | | | | бытовых приборов и | | | | | | | | | | машин | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 8 | Ремонт часов | 0,13 |182 | 603 | 1145 |-542 | 53 | 9 | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 9 | Ремонт, | 0,12 |324 |1284 | 1057 | 227 |121 | 1 | | | изготовление | | | | | | | | | | металлоизделий | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 10 | Ремонт, | 0,09 |64 |577 | 793 |-216 |73 | 5 | | | изготовление | | | | | | | | | | ювелирных изделий | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 11 | Ремонт музык. |0,06 | 2 | 45 | 529 |-484 | 9 | 21 | | | инструментов | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 12 | Изготовление, |0,26 | 93 | 987 | 2291 |-1304 |43 | 14 | | | ремонт мебели | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 13 | Изготовление, |0,02 | 20 | 127 | 176 | -49 |72 | 6 | | | реставрация | | | | | | | | | | стекол, зеркал | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 14 | Предприятия |0,40 | 84 |1921 | 3524 |-1603 |55 | 8 | | | химчистки | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 15 | Приемные пункты |0,20 |251 |479 | 1762 |-1283 |27 | 17 | | | химчистки | |+8 <*> | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 16 | Предприятия |0,75 | 34 |2724 | 6160 |-3436 |44 | 13 | | | стирки белья | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 17 | Приемные пункты |0,20 |431 |786 | 1762 |-976 |45 | 12 | | | прачечной | |+1 <*> | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 18 | Переплетно - |0,18 | 53 |359 | 1586 |-1105 |23 | 19 | | | картонажные | | | | | | | | | | работы | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 19 | Услуги |0,22 | 349 |1366 | 1938 |-572 |70 | 7 | | | фотоателье и | | | | | | | | | | лабораторий | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 20 | Услуги бань, |1,04 | 98 |2259 | 9163 |-6904 |25 | 18 | | | саун, душевых | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 21 | Услуги |1,50 |749 |10777 | 13216 |-2439 |82 | 3 | | | парикмахерских | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 22 | Услуги |0,20 |108 |473 | 1762 |-1289 |27 | 17 | | | предприятий проката| | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| | 23 | Услуги |0,08 | 61 |329 | 705 |-376 |47 | 11 | | | ломбардов | | | | | | | | |----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------| |