О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ В 1998-2000 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 28.12.1999). Постановление. Правительство Москвы. 31.03.98 248

Оглавление


Страницы: 1  2  3  


| 24 | Разнобытовые       |1,00        |81            |746          | 8811        |-8065 | 8  |    22          |
|    | услуги             |            |              |             |             |      |    |                |
|----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------|
| 25 | Ритуальные         |0,18        |122           |1850         | 1586        | 264  |117 |    2           |
|    | услуги             |            |              |             |             |      |    |                |
|----|--------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------|
| 26 | Другие бытовые     |            |              |             |             |      |    |                |
|    | услуги             |            |21            |313          |             |      |    |                |
|-------------------------|------------|--------------|-------------|-------------|------|----|----------------|
|   Всего по Москве       |10,74       |4568          |42828        | 94178       |-50859| 45 |                |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Подразделения,    учтенные    в    составе    многопрофильных
предприятий.

                                                             Таблица 5

                 СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
                        В БЫТОВЫХ УСЛУГАХ <*>

---------------------------------------------------------------------------
|                                    |       Показатель                   |
|                                    |------------------------------------|
|                                    |   Степень    |Ранг                 |
|         Вид услуг                  |удовлетворения|неудовлетворенных    |
|                                    |потребностей  |потребностей         |
|                                    |     (%)      |    (%)              |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
|            1                       |     2        |     3               |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 1. Ремонт обуви                    |    83        |    12               |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 2. Пошив обуви                     |    44        |     5               |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 3. Ремонт швейных, меховых, кожаных|              |                     |
|    изделий                         |    51        |     7               |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 4. Пошив швейных, меховых, кожаных |    41        |     4               |
|    изделий                         |              |                     |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 5. Ремонт трикотажных изделий      |    11        |     1               |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 6. Пошив и вязка трикотажных       |    35        |     2               |
|    изделий                         |              |                     |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 7. Ремонт и техобслуживание        |              |                     |
|    радиоэлектронной техники        |    68        |    10               |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 8. Ремонт бытовых машин и приборов |    80        |    11               |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 9. Ремонт и изготовление           |    100       |    15               |
|    металлоизделий                  |              |                     |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 10. Ремонт мебели                  |    36        |    3                |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 11. Изготовление мебели            |    53        |    8                |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 12. Химическая чистка и крашение   |    89        |   13                |
|     одежды                         |              |                     |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 13. Услуги прачечных               |    55        |    9                |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 14. Услуги фотоателье, фото- и     |              |                     |
|     кинолабораторий                |    94        |   14                |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 15. Услуги бань и душевых          |    83        |   12                |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 16. Услуги парикмахерских          |    80        |   11                |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 17. Услуги предприятий проката     |    48        |    6                |
|------------------------------------|--------------|---------------------|
| 18. Ритуальные и обрядовые услуги  |   100        |   15                |
---------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> По данным ГАСБУ.

                                                                Рис. 5

                Мнение москвичей о сфере бытовых услуг

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|             120 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  |
|                 |                                                                                                                                              |  |
|                 |                                                                                                                                              |  |
|                 |                                                                                                                                              |  |
|                 |                                                                                                                                              |  |
|                 |                                                                                                                                              |  |
|                 |                                                                                                                                              |  |
|                 |  100        100                                                                                                                              |  |
|             100 |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|  |
|                 | |+++|      |+++|                                                                                                                             |  |
|                 | |+++|      |+++|       94                                                                                                                    |  |
|                 | |+++|      |+++|      -----       89                                                                                                         |  |
| Степень         | |+++|      |+++|      |+++|      -----                                                                                                       |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|                                                                                                       |  |
| удовлетворения  | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|       83         83                                                                                   |  |
| спроса          | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      -----      -----                                                                                 |  |
|  (%)            | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|                                                                                 |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|       80         80                                                             |  |
|              80 |-|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|---------------------------------------------------------------------------------|  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|                                                           |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|                                                           |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|                                                           |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|       68                                                  |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      -----                                                |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|                                                |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|                                                |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|                                                |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|                                                |  |
|              60 |-|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------------------------------------------------|  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|                                                |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|                                                |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|       55                                       |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      -----                                     |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|                                     |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|       51                            |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      -----                          |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|       48                 |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      -----               |  |
|              40 |-|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|---------------|  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|               |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|37,6  |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|       36      |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|34,3  |+++|      |+++|---   |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      -----    |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|---   |+++|      |+++||||   |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|    |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++||||   |+++|      |+++||||   |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|    |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++||||   |+++|      |+++||||   |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|    |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++||||   |+++|      |+++||||   |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|    |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++||||   |+++|      |+++||||   |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|    |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|      |+++|19,7  |+++||||   |+++|      |+++||||   |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|    |  |
|              20 |-|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++||||---|+++|------|+++||||---|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|------|+++|----|  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|15,7  |+++||||   |+++||||   |+++|      |+++||||   |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|      |+++|    |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++|---   |+++||||   |+++||||   |+++|      |+++||||   |+++|      |+++|14,1  |+++|      |+++|      |+++|      |+++|    |  |
|                 | |+++|      |+++|      |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++|      |+++||||   |+++|13    |+++|---   |+++|      |+++|      |+++|      |+++|    |  |
|                 | |+++|      |+++|12,2  |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++|      |+++||||   |+++|---   |+++||||   |+++|12    |+++|      |+++|      |+++|    |  |
|                 | |+++|      |+++|---   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++|10,4  |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++|---   |+++|      |+++|      |+++|    |  |
|                 | |+++|9,2   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++|---   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++|8,2   |+++|      |+++|    |  |
|                 | |+++|---   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++|---   |+++|      |+++|6,2 |  |
|                 | |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++|5,8   |+++|--- |  |
|                 | |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++||||   |+++|---   |+++|||| |  |
|               0 -----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|----------|  |
|                Ремонт и    |Ритуальные|Фотоуслуги|Химчистка |Ремонт    |Услуги    |Услуги    |Ремонт и  |Ремонт и  |Услуги    |Ремонт    |Прокат    |Ремонт    |  |
|                изготовление|услуги    |          |          |обуви     |бань      |парикма-  |обслужива-|обслужива-|прачечных |швейных   |          |мебели    |  |
|                металло-    |          |          |          |          |          |херских   |ние быт.  |ние быт.  |          |изделий   |          |          |  |
|                изделий     |          |          |          |          |          |          |техники   |аппаратуры|          |          |          |          |  |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  |
|    ----                                                                                                                                                           |
|    |++| степень удовлетворения спроса на услуги                                                                                                                   |
|    ----                                                                                                                                                           |
|    ----                                                                                                                                                           |
|    |||| цена не соответствует объему и качеству услуг                                                                                                             |
|    ----                                                                                                                                                           |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Главным  препятствием  (и  это  показывают  все исследования) для
потребителей   услуг  являются  высокие  цены,  которые  устанавливают
предприятия   бытового   обслуживания.  На  это  указывают  около  60%
опрошенных москвичей со средним и низким уровнем доходов.
     Результаты  опроса  о  намерениях  различных групп населения чаще
пользоваться услугами приведены в таблице:

-----------------------------------------------------------------
|  N  | Условия предоставления услуг | Уровень дохода населения |
|  п/п|                              |--------------------------|
|     |                              | Низкий | Средний| Высокий|
|-----|------------------------------|--------|--------|--------|
| 1.  | Более низкие цены            | 64,29  | 57,96  | 10,81  |
|-----|------------------------------|--------|--------|--------|
| 2.  | Более короткие сроки         |  8,57  | 10,00  | 21,62  |
|-----|------------------------------|--------|--------|--------|
| 3.  | Выше качество услуг          | 16,29  | 30,50  | 51,35  |
|-----|------------------------------|--------|--------|--------|
| 4.  | Расположение предприятий     |  7,14  |  4,78  |  2,70  |
|     | в микрорайоне проживания     |        |        |        |
-----------------------------------------------------------------

     Примечание.
     Уровень  дохода на 1 члена семьи в месяц (в ценах 1998 г.) низкий
-  до  500  руб.,  высокий - более 1500 руб., средний - от 501 до 1500
руб.

     Как  видно из таблицы, более половины граждан с высокими доходами
считают,  что  для  них  главной  причиной редкого обращения к услугам
сервисных  организаций является низкое качество обслуживания. От 18 до
23%  всех  опрошенных  москвичей оценивают как "плохое" качество услуг
ремонта   обуви  и  бытовой  радиоэлектронной  аппаратуры,  химчисток,
парикмахерских  (см.  табл.  6).  При этом именно по указанным услугам
высказывается  мнение, что их цена не соответствует качеству и объему,
т.е. явно завышена.

                                                             Таблица 6

             КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
                 НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧИХ МЕСТ ПО ОКРУГАМ

------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N  |                     |Численность|    Фактическое           | Количество рабочих      | Ранг          |
|п/п|                     | населения |    количество            |     мест                | обеспеченности|
|   |                     |           |--------------------------|-------------------------| бытовыми      |
|   |Округ                |           | подразделения|рабочие    |по         |отклонение от| услугами      |
|   |                     |           | (единицы)    |места      |нормативу  |  норматива  |               |
|   |                     |           |              |(числ.     |           |-------------|               |
|   |                     |           |              |рабочих)   |           |  +/- |кол-во|               |
|   |                     |           |              |           |           |      | (%)  |               |
|---|---------------------|-----------|--------------|-----------|-----------|------|------|---------------|
| 1 |Центральный          |    603    |  811         | 5703      | 6476      | -773 |  88  |     1         |
|---|---------------------|-----------|--------------|-----------|-----------|------|------|---------------|
| 2 |Северный             |    887    |  412         | 3551      | 9523      |-5972 |  37  |     9         |
|---|---------------------|-----------|--------------|-----------|-----------|------|------|---------------|
| 3 |Северо - Восточный   |   1091    |  552         | 4655      | 11717     |-6931 |  40  |     7         |
|---|---------------------|-----------|--------------|-----------|-----------|------|------|---------------|
| 4 |Северо - Западный    |    669    |  243         | 2975      | 7185      |-4019 |  41  |     6         |
|---|---------------------|-----------|--------------|-----------|-----------|------|------|---------------|
| 5 |Восточный            |   1200    |  803         | 5256      | 12440     |-7184 |  42  |     5         |
|---|---------------------|-----------|--------------|-----------|-----------|------|------|---------------|
| 6 |Южный                |   1300    |  455         | 6522      | 14198     |-7347 |  46  |     4         |
|---|---------------------|-----------|--------------|-----------|-----------|------|------|---------------|
| 7 |Юго - Восточный      |    862    |  344         | 3333      | 9261      |-5687 |  36  |     10        |
|---|---------------------|-----------|--------------|-----------|-----------|------|------|---------------|
| 8 |Юго - Западный       |   1021    |  376         | 5554      | 10970     |-5416 |  51  |     2         |
|---|---------------------|-----------|--------------|-----------|-----------|------|------|---------------|
| 9 |Западный             |    952    |  396         | 3881      | 10229     |-6348 |  38  |     8         |
|---|---------------------|-----------|--------------|-----------|-----------|------|------|---------------|
| 10|Зеленоградский       |    203    |  155         | 1096      | 2178      |-1082 |  50  |     3         |
|---|---------------------|-----------|--------------|-----------|-----------|------|------|---------------|
|   |Итого                |   8811    |  4568        | 42828     | 94178     |-50751|  45  |               |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Существенной    проблемой   для   отрасли   является   устаревшее
оборудование на многих предприятиях и отсутствие средств на его замену
или модернизацию.
     Предприятия сферы услуг расположены крайне неравномерно. В каждом
третьем   муниципальном   районе   полностью  отсутствуют  предприятия
бытового  обслуживания  от  2  до  5  основных видов услуг. Наименьшая
обеспеченность  услугами  сложилась в районах массовой жилой застройки
Новокосино,   Жулебино,  Митино,  Южное  Тушино,  Братеево,  Коньково,
Западное  Дегунино  и  других. Наибольшая численность работающих (5703
чел.) и количество предприятий (811) сферы услуг имеется в Центральном
округе (см. табл. 7).
     Здесь  обеспеченность  бытовым  обслуживанием  составляет  88% по
сравнению   с   нормативом.   Лучшая   среди   округов  обеспеченность
предприятиями  службы  быта  сложилась  в Юго - Западном округе - 51%.
Наименьшая  обеспеченность  -  в  Северном, Западном и Юго - Восточном
округах   -   на  уровне  36-38%.  В  этих  округах  сложная  ситуация
складывается  с  услугами  по  ремонту  бытовой техники, услугам бань,
парикмахерских, фотоателье, разнобытовым услугам.
     Недостаточно  предприятий  по  ремонту  обуви в Северо - Западном
округе,  по  услугам  химчистки  -  в  Северо  -  Восточном,  Северо -
Западном,  Южном  и  Восточном  округах,  по  услугам стирки белья - в
Северном,  Южном  и  Юго  - Западном округах. В Северном округе только
одно предприятие по разнобытовым услугам.

             5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
                          В 1998-2000 ГОДАХ

     Важнейшей  задачей  Департамента  потребительского рынка и услуг,
префектур   административных   округов   на  1998-2000  годы  является
продолжение  начатой  в период подготовки к 850-летию Москвы работы по
созданию  современной  сферы  услуг  европейского  уровня.  Необходимо
увеличивать  количество  предприятий  и  постепенно  достичь ценовую и
территориальную   доступность  услуг  для  всех  москвичей.  При  этом
первостепенное  внимание  и  поддержка  должны  быть оказаны социально
значимым услугам: ремонт одежды и обуви, химчистки и прачечные, услуги
бань и ритуальные услуги.
     Органы  территориального  управления  округов  и  районов  должны
добиваться  создания  в  каждом  районе  полного набора предприятий по
услугам  повседневного  спроса:  ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой
техники,   ремонт   и  изготовление  металлоизделий,  приемные  пункты
химчистки   и  прачечных,  фотоуслуги,  парикмахерские.  По  остальным
услугам  -  постепенное достижение норматива с учетом реального спроса
на   услуги.   Увеличение   количества   предприятий  и  повышение  их
территориальной  доступности  создаст условия для развития конкуренции
между ними и некоторого снижения цен на услуги.
     В   этих  целях  Департаментом  потребительского  рынка  и  услуг
совместно с префектурами подготовлены расчетные показатели по созданию
289  новых,  реконструкции  и модернизации 492 действующих предприятий
сферы услуг с разбивкой по административным округам, а внутри них - по
районам (см. табл. 8). Это позволит создать 4281 новое рабочее место и
модернизировать 7210 рабочих мест (см. рис. 6 и 7). При этом имеется в
виду,   что   необходимые   производственные   площади   префектуры  и
территориальные  агентства  Москомимущества  изыщут  непосредственно в
округах  за  счет  лучшего  использования имеющихся нежилых помещений,
занятых  предприятиями  сферы  услуг. Необходимо также в установленном
порядке  вернуть  для  развития  отрасли нежилые помещения, переданные
(проданные)  ранее  различным организациям с условием использования их
для сферы услуг, если такое условие не соблюдается.
     Предлагается установить порядок, при котором передача прав аренды
на   помещения,  освобождаемые  предприятиями  бытового  обслуживания,
производится  с  условием  их  целевого  использования под организацию
бытовых  услуг  населению.  При  этом  решение  об  изменении  профиля
предприятий  бытового  обслуживания  должно  приниматься префектурой в
каждом  отдельном  случае  по заключению Департамента потребительского
рынка и услуг с учетом плана приватизации предприятий.

                                                             Таблица 7

          РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ, РЕКОНСТРУКЦИИ
                И МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
                   БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
                   НА 1998-2000 ГОДЫ ПО ВИДАМ УСЛУГ

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N  |          Виды услуг                             |Количество предприятий намечается|Количество рабочих мест |
|п/п|                                                 |                                 |      намечается        |
|   |                                                 |---------------------------------|------------------------|
|   |                                                 | создать     |реконструировать и |создать|реконструировать|
|   |                                                 |             |модернизировать    |       |и модернизир.   |
|---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------|
| 1 | Ремонт обуви                                    |     26      |        49         |  260  |      490       |
|---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------|
| 2 | Ремонт и пошив швейных, меховых, трикотажных    |     16      |        65         |  240  |      975       |
|   | изделий, головных уборов                        |             |                   |       |                |
|---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------|
| 3 | Ремонт и техобслуживание бытовой                |     61      |        91         |  915  |     1365       |
|   | радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и    |             |                   |       |                |
|   | приборов (в т.ч. часов), ремонт и изготовление  |             |                   |       |                |
|   | металлоизделий (в т.ч. ювелирных)               |             |                   |       |                |
|---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------|
| 4 | Услуги химической чистки                        |     32      |        51         | 1436  |     1530       |
|---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------|
| 5 | Услуги прачечных                                |     32      |        42         |  160  |      690       |
|---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------|
| 6 | Услуги бань                                     |     10      |        16         |  100  |      240       |
|---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------|
| 7 | Услуги парикмахерских                           |     61      |        103        |  915  |     1545       |
|---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------|
| 8 | Прочие виды услуг                               |     51      |        75         |  255  |      375       |
|---|-------------------------------------------------|-------------|-------------------|-------|----------------|
|   | Итого                                           |    289      |       492         | 4281  |     7210       |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                Рис. 6

      КОЛИЧЕСТВО РАБОЧИХ МЕСТ И РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ПРИРОСТА
                    ПО ВИДАМ УСЛУГ В 1998-2000 ГГ.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|            14000 ------------------------------------------------------------------------------------------  |
|                  |                                                                                        |  |
|                  |                                                                                        |  |
|                  |                                                                                        |  |
|                  |                                                                                        |  |
|                  |  915                                                                                   |  |
|            12000 |----------------------------------------------------------------------------------------|  |
|                  | -----                                                                                  |  |
| Количество       | |||||                                                                                  |  |
|                  | |||||                                                                                  |  |
| рабочих          | |---|                                                                                  |  |
|                  | |   |                                                                                  |  |
| мест       10000 |-|   |----------------------------------------------------------------------------------|  |
|                  | |   |    240                                                                           |  |
|                  | |   |   -----                                                                          |  |
|                  | |   |   |||||                                                                          |  |
|                  | |   |   |---|                                                                          |  |
|                  | |   |   |   |                                                                          |  |
|             8000 |-|   |---|   |--------------------------------------------------------------------------|  |
|                  | |   |   |   |                                                                          |  |
|                  | |   |   |   |                                                                          |  |
|                  | |   |   |   |                                                                          |  |
|                  | |   |   |   |                                                                          |  |
|                  | |   |   |   |                                                                          |  |
|             6000 |-|   |---|   |--------------------------------------------------------------------------|  |
|                  | |   |   |   |                                                                          |  |
|                  | 10777   |   |                                                                          |  |
|                  | |   |   |   |            915                                                           |  |
|                  | |   |   |   |           -----                                                          |  |
|                  | |   |   |8929           |||||    1436                                                  |  |
|             4000 |-|   |---|   |-----------|||||----------------------------------------------------------|  |
|                  | |   |   |   |           |---|   -----    160                                           |  |
|                  | |   |   |   |           |   |   |||||   -----                                          |  |
|                  | |   |   |   |           |   |   |||||   |---|    260                                   |  |
|                  | |   |   |   |           |   |   |||||   |   |   -----    100                           |  |
|                  | |   |   |   |    1850   |   |   |---|   |   |   |||||   -----                          |  |
|             2000 |-|   |---|   |-----------|3754---|   |---|   |---|---|---|---|----1366------------------|  |
|                  | |   |   |   |   -----   |   |   |2400   |3510   |   |   |   |   -----                  |  |
|                  | |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |2566   |2259   |   |    987           |  |
|                  | |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   -----          |  |
|                  | |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |    473   |  |
|                  | |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   -----  |  |
|                0 --------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|  |
|                   Услуги |Ремонт |Риту-  |Ремонт |Услуги |Услуги |Ремонт |Услуги |Фото-  |Ремонт |Прокат  |  |
|                   парик- |и пошив|альные |и об-  |хим-   |прачеч-|обуви  |бань   |услуги |и изго-|        |  |
|                   махер- |одежды |услуги |служи- |чистки |ных    |       |       |       |товле- |        |  |
|                   ских   |       |       |вание  |       |       |       |       |       |ние    |        |  |
|                          |       |       |бытовой|       |       |       |       |       |мебели |        |  |
|                          |       |       |техники|       |       |       |       |       |       |        |  |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|    ----                                                                                                      |
|    |  | количество рабочих мест на 01.01.98                                                                  |
|    ----                                                                                                      |
|    ----                                                                                                      |
|    |||| расчетный прирост количества рабочих мест                                                            |
|    ----                                                                                                      |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                                Рис. 7

     КОЛИЧЕСТВО РАБОТАЮЩИХ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
     НА 1000 ЖИТЕЛЕЙ И РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
     ПРИРОСТА РАБОЧИХ МЕСТ В 1998-2000 ГГ. ПО ОКРУГАМ

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|               12,0 -                                                                                                      |
|                    |                                                                                                      |
|  Фактическое       |                                                                                                      |
|                    |                                                                                                      |
|  количество        |         Центральный                                                                                  |
|                    |            -----                                                                                     |
|  рабочих      10,0 |            |||||+1,1                                                                                 |
|                    |            |||||                                                                                     |
|  мест на           |            |---|                                                                                     |
|                    |            |   |                                                                                     |
|  1 тыс.            |            |   |                                                                                     |
|  жителей           |            |   |                                                                                     |
|                8,0 |            |   |                                                                                     |
|  в 1997 г.         |            |   |                                                                                     |
|                    |            |   |                                                                                     |
|                    |            |   |                                                                                     |
|                    |            |   |                                                                                     |
|                    |            |   |В среднем                                                        Юго -               |
|                6,0 | Зеленоград |   |по Москве                                                        Западный            |
|                    |  -----     |   |(4,9)                              Северо -                      -----               |
|                    |  |||||+0,44|   | |                                 Западный                      |||||+0,41 Южный    |
|                    |  |---|     |   | V  Северный   Западный  Восточный -----     Северо -   Юго -    |---|     -----+0,3 |
|                    | -|---|-----|---|-----------------------------------|||||-----Восточный--Восточный|---|-----|---|---- |
|                    |  |   |     |   |     |||||+0,8 -----+0,48-----+0,37|---|+0,56-----+0,16-----+0,6 |   |     |   |     |
|                4,0 |  |   |     |9,5|     |---|     |---|     |---|     |   |     |   |     |---|     |   |     |   |     |
|                    |  |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |
|                    |  |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |
|                    |  |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |
|                    |  |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |
|                    |  |5,4|     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |5,4|     |   |     |
|                2,0 |  |   |     |   |     |4,0|     |4,1|     |4,4|     |4,4|     |4,3|     |3,9|     |   |     |5,0|     |
|                    |  |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |
|                    |  |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |
|                    |  |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |
|                    |  |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |
|                    |  |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |   |     |
|                  0 ----------|---------|---------|---------|---------|-------------------|---------|---------|---------|  |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     В  целях  поддержки  социально  значимых  видов  услуг намечается
проводить  целевые  конкурсы  по  продаже или аренде нежилых помещений
именно  для  тех  предприятий,  которые  берут обязательство оказывать
населению такие услуги.
     Финансирование   создания   новых   и  реконструкции  действующих
предприятий  должно осуществляться, как правило, за счет средств самих
предприятий.   Исключение   составят   отрасли,  жизненно  важные  для
населения.  Как  и в прежние годы, расходы по благоустройству кладбищ,
реконструкции  крематориев  возьмет  на  себя город. За счет городских
источников   предстоит   реализовать   и   принятую   ранее  программу
строительства и реконструкции бань.
     Город   продолжит   финансирование  работ  по  созданию  очистных
сооружений  для фабрик - прачечных. Проект таких сооружений намечается
реализовать  на  комбинате  "Новость",  а затем использовать на других
предприятиях.
     Намечаемые  объемы  ассигнований  за счет городских источников на
реконструкцию  и  модернизацию  предприятий  отрасли,  на  проектно  -
изыскательские работы на 1998-2000 годы представлены в таблице (в млн.
руб., в ценах 1998 г.):

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N   |  Предприятия      |     1998 г.             |1999 г. проект           |2000 г. проект           |
|п/п |                   |-------------------------|-------------------------|-------------------------|
|    |                   | Гор.         |На        | Гор.         |На        | Гор.         |На        |
|    |                   | заимствования|возвратной| заимствования|возвратной| заимствования|возвратной|
|    |                   |              |основе    |              |основе    |              |основе    |
|----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------|
| 1  | Бани и банно -    |  12          |          | 40           |          | 40           |          |
|    | прачечн. комбинаты|              |          |              |          |              |          |
|----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------|
| 2  | Фабрики -         | 2.088        |          | 10           |   30     | 10           |  30      |
|    | прачечные         |              |          |              |          |              |          |
|----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------|
| 3  | Фабрики хим.      | 0.185        |          |  5           |   20     |  5           |   20     |
|    | чистки, химчистки |              |          |              |          |              |          |
|    | - прачечные       |              |          |              |          |              |          |
|----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------|
| 4  | Московский опытно | 0.673        |          |  2           |          |  2           |          |
|    | -                 |              |          |              |          |              |          |
|    | экспериментальный |              |          |              |          |              |          |
|    | металлическ. завод|              |          |              |          |              |          |
|----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------|
| 5  | ГУП комбинат по   | 0.164        |          |  2           |          |  2           |          |
|    | обработке и       |              |          |              |          |              |          |
|    | прокату белья     |              |          |              |          |              |          |
|    | "Новость" -       |              |          |              |          |              |          |
|    | проектирование    |              |          |              |          |              |          |
|    | очистных          |              |          |              |          |              |          |
|    | сооружений для    |              |          |              |          |              |          |
|    | фабрик - прачечных|              |          |              |          |              |          |
|    | (для повторного   |              |          |              |          |              |          |
|    | примен.)          |              |          |              |          |              |          |
|----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------|
| 6  | ГУП "Ритуал"      |  198         |          | 180          |          | 170          |          |
|----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------|
| 7  | Учебно -          |              |          |              |          |              |          |
|    | производств.      |              |          |              |          |              |          |
|    | комбинат          | 0.800        |          |              |          |              |          |
|----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------|
| 8  | Мосгорломбард     | 1.200        |          |              |          |              |          |
|----|-------------------|--------------|----------|--------------|----------|--------------|----------|
|    | Итого             | 215.1        |          | 239          |   50     | 229          |   50     |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Все  остальные  услуги,  как  правило, должны развиваться за счет
собственных или заемных средств через Москомзайм, Моссбербанк и другие
банки.
     По  предварительным  данным,  на  создание  новых и реконструкцию
действующих  предприятий  в 1998-2000 годах будет направлено более 1,0
млрд. рублей средств предприятий и заинтересованных в развитии бытовых
услуг  инвесторов.  Кроме  того,  префектуры и районы на эти цели за 3
года  могли  бы  направить  не  менее  150-200  млн. рублей из средств
внебюджетных   фондов.   Окончательные   объемы  капитальных  вложений
уточнятся   при   разработке   окружных   программ  развития  бытового
обслуживания населения к 1998-2000 годам.
     Необходимо взять под особый контроль создание предприятий в новых
жилых районах и предприятий по социально значимым услугам, в том числе
по  ремонту  одежды,  обуви,  стирке  белья  и  чистке  одежды методом
самообслуживания, а также недорогим услугам парикмахерских, мастерских
по ремонту холодильников, телевизоров, стиральных машин.
     Для таких предприятий необходимо первоочередное выделение нежилых
помещений  на  условиях  целевого  конкурса, а также предоставление на
льготных  условиях  кредитов  Москомзайма при положительном заключении
Департамента потребительского рынка и услуг.
     В  целях поддержки указанных видов услуг необходимо также долевое
финансирование  программ создания новых и сохранения имеющихся рабочих
мест   за   счет  Фонда  занятости  и  финансирования  создания  малых
предприятий  в новых районах массовой жилой застройки за счет средств,
выделенных  в  бюджете  на  поддержку  малого  предпринимательства,  и
внебюджетных фондов префектов и супрефектов.
     В   рамках   реализации  поставленных  задач  потребуется  решить
следующие вопросы:
     1. Поддержка и развитие частнопредпринимательской деятельности на
потребительском рынке и в сфере бытовых услуг.
     2. Поддержка социально значимых видов услуг.
     3.   Обеспечение  защиты  прав  потребителей  по  безопасности  и
качеству  предоставляемых  услуг.  В  этих целях необходимо продолжить
работы  по лицензированию и сертификации услуг, обеспечить контроль за
соблюдением  предприятиями  условий  лицензирования и сертификации. По
основным   видам   бытового   обслуживания  в  1998-2000  годах  будут
разработаны  правила предоставления услуг, в том числе парикмахерских,
ломбардов,  ремонта  и  техобслуживания  бытовой  техники,  ритуальным
услугам.  Будут  разработаны  также необходимые нормативные документы,
обеспечивающие проведение работ по лицензированию и сертификации.
     4.  Обеспечение кадрами предприятий сферы услуг. Для этого в 1998
году будет разработана программа подготовки и переподготовки кадров, в
том  числе  рабочих  профессий.  К  этой  работе необходимо подключить
учебные заведения города: Государственную академию сферы быта и услуг,
Учебно - производственный комбинат бытового обслуживания и др.
     5.  Создание более благоприятных условий для дальнейшего развития
рыночных отношений в сфере бытового обслуживания.
     5.1.  Поддержка  предприятий  различных организационно - правовых
форм   и  объективно  складывающегося  соотношения  количества  малых,
средних  и  крупных предприятий, а также числа индивидуалов - мастеров
(ремесленников),   работающих   самостоятельно,  вне  предприятий.  На
некоторых  ключевых  направлениях,  как и прежде, необходимо сохранить
небольшое число государственных предприятий, в том числе ГУП "Ритуал",
комбинат  "Мосгорломбард", Московский опытно - экспериментальный завод
(МОЭМЗ),  Учебно  - производственный комбинат, ряд крупных предприятий
по   чистке  одежды  и  стирке  белья,  выполняющих  заказы  бюджетных
организаций.  Наличие  таких  предприятий  будет и впредь поддерживать
стабильность в соответствующих видах услуг.
     5.2.   Формирование   и  поддержка  реального,  ответственного  и
эффективного   предпринимателя   -   хозяина   сервисной  организации,
энергичного, грамотного и предприимчивого.
     5.3. Развитие конкуренции на рынке сферы услуг. Это возможно лишь
при наличии большого числа предприятий по одному и тому же виду услуг.
     5.4.  Более эффективное использование возможностей Палаты ремесел
г. Москвы и потенциала индивидуальных мастеров, которые заняты в сфере
услуг,  но пока не организованы и не получают должной поддержки. Здесь
предлагается создать сеть ремесленных центров бытового обслуживания по
районам  и через них наладить взаимодействие индивидуалов между собой,
с  Палатой  ремесел,  с префектурой и муниципальным районом. На первом
этапе  можно  создать  2-3  пилотных  центра,  а  затем решать вопросы
целесообразности и необходимости их создания в других округах.
     6.  Экологическая  проблема.  Необходимо  на  системной  основе в
течение ближайших трех лет решить следующие вопросы:
     6.1.  Очистка  сточных вод после стирки белья. Эта проблема может
быть решена за счет создания специальных модульных очистных сооружений
и   путем   применения   специальной   технологии   стирки  с  помощью
ионизированных  растворов,  например  по системе, предложенной учеными
НПО  "Химавтоматика".  При  такой технологии количество моющих веществ
(ПАВ) в сточных водах сократится в 2-3 раза.
     6.2.   Обезвреживание   и   утилизация   шламовых  отходов  после
химической   чистки   вещей  на  основе  отечественных  или  импортных
установок.
     6.3.  Сбор и утилизация серебросодержащих растворов и материалов,
остающихся после технологических процессов в кинофотолабораториях.
     6.4.  В  перспективе  необходимо решить вопрос сбора и утилизации
волос, остающихся в парикмахерских.
     7.  Создание системы по организации обслуживания малообеспеченных
граждан  на  безвозмездной основе на льготных условиях или с частичной
оплатой  за  услуги.  Варианты  решения  этой  проблемы,  например, по
услугам бань:
     7.1. Всю разницу между ценой услуги и льготной ценой компенсирует
префект или супрефект из своего внебюджетного фонда.
     7.2.  То  же,  но  компенсация  идет  за  счет  средств  Комитета
социальной защиты.
     7.3.    Предприятия    заключают    договор    с    Департаментом
потребительского   рынка   и   услуг   или  префектурой,  по  которому
предприятие  получает  льготы по арендной плате за нежилые помещения и
землю, плате за воду и т.д. Одновременно предприятие принимает на себя
обязательство   обслуживать   всех   льготников   в   соответствии   с
распоряжением Мэра.
     8.   Повышение  роли  и  ответственности  районов  в  обеспечении
населения  услугами.  В  этой  связи  необходимо  реализовать комплекс
организационных  и  экономических  мер, которые позволят районам более
предметно  заниматься  сферой услуг. В этих целях необходимо некоторое
расширение  прав  территориальных  управлений  районов. В частности, в
порядке  эксперимента  в  рамках  2-3  районов предлагается передать в
оперативное  управление  муниципального района нежилые помещения общей
площадью   2-3   тысячи  квадратных  метров  для  организации  на  них
предприятий бытового обслуживания по социально значимым услугам.

             6. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УСЛУГ

     С  учетом  сделанного  анализа состояния бытового обслуживания по
обеспеченности в сравнении с нормативом на 1000 жителей по видам услуг
в   целом   по  городу,  по  административным  округам  и  по  районам
предлагается  осуществить  ряд  мер  по  дальнейшему развитию основных
видов услуг, учитывая их отраслевые особенности.

     6.1. Химическая чистка одежды и стирка белья
     Химчистка   одежды   и  прачечное  хозяйство  являются  одной  из
важнейших   социально   значимых   подотраслей  бытового  обслуживания
населения города. Эта подотрасль позволяет:
     - поддерживать  в  надлежащем состоянии санитарно - гигиенический
уровень жизни москвичей;
     - обслуживать  большинство бюджетных организаций здравоохранения,
народного образования, социальной защиты;
     - чистить  одежду  и стирать белье для военнослужащих Московского
гарнизона, работников ГУВД г. Москвы и других подобных организаций;
     - обеспечивать   защиту  от  последствий  возможных  природных  и
техногенных  катастроф  путем  дезинфекции,  дезинсекции, дезактивации
одежды, белья, других изделий.
     Химчистка  и  стирка  являются  одними  из самых "индустриальных"
предприятий  бытового обслуживания. Они наиболее фондо- и энергоемкие,
являются      мощными      потребителями     воды,     нуждаются     в
высококвалифицированных   дисциплинированных   кадрах,  в  специальных
природоохранных  системах,  занимают большие производственные площади.
Рентабельность   услуг,   как   правило,   составляет   5-10%.  Однако
современные  предприятия  по  чистке  кожаных  и  меховых  изделий, по
улучшенной  стирке белья и мужских сорочек достигают рентабельности 40
и  более  процентов, что является мощным стимулом для предпринимателей
по созданию новых производств по этим видам услуг.
     Абсолютное    большинство    предприятий   химчистки   и   стирки
приватизировано,  однако 3 "большие" фабрики - химчистки и 5 "больших"
фабрик  -  прачечных являются государственными предприятиями, выполняя
заказы  городских  бюджетных  организаций  по  ценам  в 2-3 раза более
низким, чем заказы для населения.
     Платежеспособный  спрос  населения на услуги химчистки и стирки в
основном  удовлетворен,  хотя в сравнении с нормативами обеспеченность
составляет  44-45%.  Основные претензии москвичей по этим услугам - не
всегда  хорошее  качество  и отсутствие предприятий в районах массовой
жилой застройки.
     Техническое   перевооружение   фабрик   -  прачечных  и  создание
химчисток  -  прачечных  пришлось,  в  основном,  на  70-80-е  годы. К
настоящему  времени основные производственные фонды многих предприятий
нуждаются в обновлении.
     В  целях  повышения  уровня обслуживания населения постановлением
Правительства  Москвы от 09.01.96 N 22 "О реконструкции и модернизации
химчисток  -  прачечных  г.  Москвы"  утверждена Комплексная программа
создания  в  Москве  высококлассных  химчисток  -  прачечных,  которой
предусмотрена  реконструкция  и  модернизация  20  типовых химчисток -
прачечных.  К настоящему времени фирмой "БФТ - Диана" реконструировано
7 объектов, 2 находятся в стадии реконструкции.
     Кроме  этого,  в  соответствии  с  указанным  постановлением  при
поддержке  префектур,  Департамента  потребительского  рынка и услуг к
850-летию   Москвы   провели   реконструкцию  и  модернизацию  еще  36
предприятий, в том числе "Вита", "Василиса", "Элита", химчистки N 25 и
других.  Как  правило,  работы  проведены  за счет собственных средств
предприятий, средств инвесторов, кредитов коммерческих банков.
     В  соответствии  с инвестиционной программой 1997 года выделялись
средства   на   частичную   замену  технологического  оборудования  на
государственных фабриках - прачечных.
     Главная задача развития отрасли - это дальнейшее повышение уровня
обслуживания  населения,  обеспечение  доступности услуг для различных
категорий  населения,  завершение  реконструкции действующих, создание
новых  предприятий, открытие приемных пунктов в районах массовой жилой
застройки.
     В этих целях необходимо:
     - завершить    реализацию   программы   создания   высококлассных
химчисток - прачечных;
     - оказать  коммерческим  структурам  помощь  по  созданию в новых
жилых районах сети небольших экологически чистых предприятий химчистки
на  2-3  машины  по  10-15 кг каждая путем выделения нежилых помещений
площадью  200-300  кв.  м из имеющихся в наличии свободных помещений и
проведения целевых конкурсов по продаже и аренде нежилых помещений;
     - оказать  содействие гостиницам, больницам, поликлиникам, другим
организациям   по   открытию   у  них  (по  мере  накопления  средств)
собственных цехов по стирке белья и чистке одежды;
     - создавать  на  базе  приемных  пунктов  прачечных  и химчисток,
открытых   в   прошлые  годы  и  занимающих  площади  150-200  кв.  м,
комплексные   предприятия   по   оказанию   10-15   видов  услуг  типа
"Мультисервис";
     - для  наименее  обеспеченных слоев населения предстоит создать в
каждом  округе  по 1-2 химчистке - прачечной самообслуживания площадью
200-250  кв.  м каждая. Для таких предприятий, как социально значимых,
целесообразно  установить  льготы по арендной плате с тем, чтобы можно
было поддержать невысокий уровень цен, доступный малоимущим гражданам;
     - поддержать   наметившуюся   в   городе  тенденцию  по  развитию
комплексности   обслуживания   потребителей   путем   создания   новых
производств  химчистки на фабриках - прачечных и создание мощностей по
стирке белья на предприятиях химчистки;
     - поддержать и широко распространять передовой опыт компании "БФТ
-  Диана  -  Фонд",  современных  химчисток  "Калифорния  -  клинерз",
"Бонанза  -  Интернейшнл"  по созданию приемных пунктов площадью 40-50
кв. м в жилых районах, на пересечениях транспортных путей, на площадях
крупных универмагов, универсамов и др.;
     - в  основном  завершить к 2001 году модернизацию и реконструкцию
действующих  предприятий  химчистки  и стирки с привлечением для этого
инвестиций  из  городского  бюджета (для государственных предприятий),
льготных кредитов Москомзайма, Моссбербанка, средств инвесторов;
     - в целях сокращения себестоимости услуг, минимизации расходов на
"больших"  фабриках  -  прачечных и химчистках обеспечить рациональное
использование  производственных помещений и земельных участков за счет
открытия  новых  мощностей  по  бытовым  услугам, производству товаров
народного потребления, других видов деятельности;
     - на  всех  предприятиях  химчистки и стирки необходимо развивать
наиболее  удобные для населения: индивидуальную стирку белья и сорочек
в  отдельных  машинах,  прием  заказов  на  дому  и доставку заказчику
исполненных заказов, специальную обработку вещей. Надо развивать также
дополнительные услуги: прокат белья, мелкий ремонт одежды;
     - завершить  в  1  полугодии  1998 года обязательную сертификацию
всех  предприятий  химчистки  и начать плановый инспекционный контроль
соблюдения условий сертификации;
     - осуществить  комплекс  экологических  мероприятий  в  1998-2000
годах.

     6.2. Ремонт и техническое обслуживание бытовой техники,
     в том числе бытовой радиоэлектронной аппаратуры
     Сервис  бытовой  техники  осуществляют  только  негосударственные
организации  -  488  предприятий  различных  организационно - правовых
форм.  Здесь  работают  около  3,7 тыс. человек. Примерно 1-1,5 тысячи
специалистов  работают  индивидуально  вне  предприятий. В сравнении с
нормативом  обеспеченность этими предприятиями с учетом "индивидуалов"
составляет   около  50%.  Социологические  исследования  показывают  -
степень удовлетворения потребности в сервисе бытовой техники находится
на   уровне   70-80%.  Десять  процентов  населения  не  удовлетворены
качеством  этих  услуг,  14%  граждан  считают,  что  цены на них явно
завышены  и не соответствуют качеству услуг и выполненным объемам. Эти
оценки - самые неудовлетворительные из всех.
     Для  обеспечения  прав  потребителя  предполагается подготовить и
принять правила предоставления услуг по сервису бытовой техники, в том
числе  радиоэлектронной  аппаратуры,  в гарантийный и послегарантийный
период  предпродажной  подготовки  бытовой техники. Особый контроль за
развитием этого вида услуг необходимо установить в Северо - Восточном,
Юго  -  Восточном  и  Западном  округах,  в  которых в настоящее время
сложилась самая трудная ситуация с ремонтом бытовой техники.
     Для  решения проблем этой группы услуг необходимо в ближайшие три
года  создать  около  50  новых  и  провести  модернизацию не менее 80
действующих  предприятий,  чтобы  полностью  удовлетворить потребности
населения в этих услугах по всем видам бытовой техники.
     В  ближайшие  годы  прогнозируется  процесс  вытеснения  с  рынка
"индивидуалов"  и малых предприятий более крупными, хорошо оснащенными
техническими центрами в рамках расширения фирменного обслуживания. Все
без  исключения  предприятия этой подотрасли, "индивидуальные" мастера
должны  в  1  полугодии  1998 года пройти обязательную сертификацию на
соответствие оказываемых ими услуг требованиям безопасности.
     Развитие  услуг  ремонта  и техобслуживания бытовой техники будет
осуществляться  исключительно  на  рыночных  условиях за счет создания
новых,  реконструкции  и  модернизации  действующих  негосударственных
предприятий.  Для  организации ремонта старой техники, еще имеющейся у
некоторой  части  граждан  (по  оценкам  до  30%), возможно создание в
каждом  округе  по  1-2  комплексных сервисных организации на площадях
размером  120-150  квадратных  метров,  с установлением им уменьшенной
арендной  платы  сроком  на 2-3 года. Это позволит организовать ремонт
телевизоров,  холодильников, стиральных машин устаревших отечественных
марок по доступной для малоимущих граждан цене.

     6.3. Ремонт и пошив обуви
     В  связи  с  насыщением  рынка  импортной  и отечественной обувью
потребности   в   услугах   по   индивидуальному  пошиву  обуви  резко
сократились.  Имеющиеся  в  настоящее  время нормативы по данному виду
услуг  оказались  несколько  завышенными  и  нуждаются в пересмотре. С
учетом спроса населения резко уменьшилось количество предприятий.
     Анализ  показывает,  что  продолжает  сохраняться  небольшой,  но
устойчивый  спрос  на  пошив эксклюзивной обуви на заказ для различных
целей:  рыбалка,  конный  спорт  и  т.д.  Сохраняется  спрос  на обувь
нестандартных  полнот и размеров: очень маленькие размеры для мужчин и
большие размеры для женщин.
     Развитие  данного вида услуг будет осуществляться на коммерческой
основе  путем  создания  новых  и расширения существующих предприятий.
Однако  предприятия, занятые изготовлением ортопедической обуви, будут
и   впредь   нуждаться   в   государственной  поддержке  через  органы
соцобеспечения или различные внебюджетные фонды.
     Ремонт  обуви.  Социально значимый вид услуг повседневного спроса
широких  слоев  населения. В целом по городу, в сравнении с нормативом
на  1000  жителей,  обеспеченность  составляет 121%; однако в Северо -
Восточном  и Северо - Западном округах этот показатель равен 76-83%, в
Западном - 80%.
     Услуги  по  ремонту обуви в городе предоставляют 470 предприятий,
на  которых  трудятся 2566 человек. Государственных предприятий в этой
отрасли  нет.  По  расчетам, в течение 3 лет намечается открыть еще 26
предприятий  и  создать  260  рабочих мест, прежде всего в новых жилых
районах,  что  позволит  полностью  обеспечить  спрос населения на эти
услуги,  повысить  их качество, создать лучшие условия для конкуренции
между мастерскими.
     Предприятия  по  ремонту  обуви,  как и прежде, будут создаваться
небольшие,  по 3-7 человек, на коммерческой основе за счет собственных
и  заемных  средств  предприятий.  Целесообразно  создавать  точки  по
ремонту обуви на 1-2 рабочих места в многопрофильных предприятиях типа
"Мультисервис",  приглашая  для  этих  целей ремесленников - мастеров,
которые в настоящее время трудятся самостоятельно вне предприятий.
     По  программе  развития подотрасли необходимо поддержать создание
2-3  домов  моды  обуви  в  качестве  методических,  технологических и
технических центров, обслуживающих ремонтные мастерские. Один из таких
домов  уже  функционирует  -  Дом  обуви Ирины Селицкой. В рамках этих
центров  будут функционировать учебные комплексы по подготовке кадров,
мелкооптовые  магазины  по продаже кожматериалов, фурнитуры, клеевых и
отделочных  композиций,  инструмента.  Эти  же  центры возьмут на себя
функции по поставке мастерским оборудования, его монтажу, последующему
ремонту и техобслуживанию.

     6.4. Изготовление и ремонт одежды
     Этот  вид  услуг  один  из  самых массовых. Более 9 тысяч человек
трудятся  в  654 швейных и трикотажных ателье, мастерских, домах моды.
Здесь изготавливают одежду на любой вкус для заказчика с любым уровнем
доходов.  Однако  в  последнее  время  спрос на услуги по изготовлению
швейных  и  трикотажных  изделий  резко  сократился,  около 100 ателье
закрылось,  перепрофилировалось  или  находится на стадии закрытия. По
сравнению  с  1990  г.  численность  работающих  в ателье и домах моды
сократилась более чем в 3 раза.
     Сохранили  и  получили  свое  развитие  те  предприятия,  которые
уловили   конъюнктуру,   перестроили  производство,  стали  предлагать
заказчику  авторские  модели  современной одежды с учетом возможностей
различных групп населения. Их заказчиками в основном являются граждане
с  высоким  и  средним доходами, желающие иметь эксклюзивные и в то же
время добротные красивые платья, костюмы, пальто и др. изделия.
     Многие   ателье   специализируются   также   на  выпуске  имеющих
повышенный  спрос изделий малыми сериями - 30-50 штук (прет-а-порте) с
последующей их реализацией через торговую сеть.
     Особенностью   настоящего   этапа   развития  швейной  подотрасли
является  то,  что  в  швейных  ателье,  салонах, домах моды, наряду с
предпринимателями,  на  первый  план  выходят  художники  - модельеры,
каждый  из  них  имеет  своих  постоянных  заказчиков.  Они определяют
художественное    и    конструкторское   направления   работы   своего
предприятия,  решают, какие модели необходимо запускать в производство
и в каком количестве.
     В  городе  складывается свой, московский стиль работы художников,
дизайнеров   одежды,   модельеров.   Его  представляют  талантливые  и
неординарные  личности,  известные  далеко  за  пределами  России. Это
Валентин  Юдашкин,  Вячеслав Зайцев, Ирина Крутикова, Владимир Зубец и
многие другие.
     Сформировалась  группа  художников  - модельеров из сферы бытовых
услуг   в   составе  40-50  человек,  которые  участвуют  в  различных
московских,   российских   и   международных   выставках,   показах  и
фестивалях.  Часть  художников  группируется  вокруг  Дома  Моды  В.М.
Зайцева. Творческое единение художников позволяет преодолеть проблемы,
появившиеся в этом виде услуг после приватизации и коммерциализации. В
целом  по  городу  уровень  художественного  и технического исполнения
заказов на изготовление одежды сохраняется достаточно высокий.
     Это  направление услуг и впредь будет развиваться с учетом спроса
населения  в  условиях  консолидации  ведущих авторских ателье и домов
моды.
     Каких-либо  дополнительных  льгот,  кроме  имеющихся  по арендной
плате,  по  данному  виду  услуг не требуется. Швейные ателье, салоны,
дома  моды  все  более активно завоевывают московский рынок, предлагая
москвичам   не   только   изделия   на   заказ,   но   и  эксклюзивные
высококачественные    изделия,    изготовленные   в   количестве   3-5
экземпляров. Опытные предприниматели уже сумели организовать дело так,
что  швейные  салоны  работают  с  рентабельностью 20-30%, обеспечивая
возможности для своевременного обновления оборудования, приобретения в
необходимых количествах самых современных тканей и фурнитуры.
     Главным направлением поддержки данного вида услуг станет оказание
помощи  общественным  формированиям  салонов, домов моды, художников в
части  проведения  московских  городских  и  окружных  фестивалей типа
"Модельеры  Москвы  -  москвичам",  галереи  "Мода-97",  "Мода  -  моя
профессия"   и   других.   Такие   фестивали   позволяют   художникам,
предпринимателям  показать  свою  работу  широкому кругу потенциальных
потребителей,  встретиться  с  представителями легкой промышленности и
торгующих организаций, обменяться идеями со своими коллегами.
     Второе  направление  поддержки  - организационно - экономическое.
Предстоит  и впредь проводить совместно с Московским фондом подготовки
кадров регулярные семинары и совещания. По примеру ведущих иностранных
дизайнеров  необходимо  открывать в составе универмагов, супермаркетов
авторские бутики.
     В целях повышения качества услуг пошива одежды необходимо поднять
роль  Московского  дома  моделей  как  методического,  технического  и
технологического  центра  для  швейной  подотрасли;  его  специалистов
использовать в качестве экспертов по вопросам качества изделий.
     Учитывая,   что   спрос  населения  на  пошив  изделий  на  заказ
удовлетворяется   всего  на  41%,  а  обеспеченность  по  сравнению  с
нормативом    составляет    лишь    36%,   префектурам,   Департаменту
потребительского  рынка  и  услуг  необходимо  всемерно способствовать
открытию новых и воссозданию работавших ранее швейных ателье, салонов,
домов  моды.  Целесообразно также поддержать индивидуальных мастеров -
ремесленников,  работающих самостоятельно вне предприятий. Совместно с
Палатой  ремесел предстоит более рационально организовать их труд. При
этом  необходимо  учесть, что швейная подотрасль бытового обслуживания
является одной из основных в части создания новых рабочих мест.
     Необходимо  также поддержать и популяризировать работу тех ателье
и  закройщиков,  которые  оказывают  населению  экспресс  -  услуги  -
"сегодня  на сегодня" или "срок изготовления костюма, платья 24 часа".
Такой  опыт  в  Москве  имеется  у  закройщика  Шурупова  В.Н., однако
широкого применения он пока не получил.
     Ремонт  швейных и трикотажных изделий является социально значимым
видом  услуг  повседневного  спроса.  В  настоящее  время идет процесс
восстановления  ремонтных  мастерских  и  ателье  в  связи с возросшим
спросом   населения   на   эти   виды   услуг,   особенно  со  стороны
малообеспеченных  граждан. Увеличилась потребность в ремонтных работах
и  у  граждан  со  средним  и  высоким уровнем доходов. Они чаще стали
сдавать в ремонт и на реставрацию меховые и кожаные изделия. По данным
опроса    москвичей,    потребности    населения   по   этим   услугам
удовлетворяются пока плохо, по ремонту швейных изделий на 51%, ремонту
трикотажных изделий на 11%.
     Только   65%  опрошенных  оценили  качество  работ  как  хорошее.
Расчетно   определено  в  период  1998-2000  годов  открыть  вновь  16
предприятий  швейной  подотрасли  и  модернизировать  65  действующих.
Намечается  также  создать  240  рабочих мест, прежде всего по ремонту
одежды,   меховых   изделий,   модернизировать   975   рабочих   мест.
Префектурам,  Департаменту  потребительского  рынка и услуг необходимо
поддержать  предприятия  химчистки, прачечные, бани, банно - прачечные
комбинаты  по  созданию  в  их  составе  мастерских по ремонту одежды.
Предстоит  также  восстановить  участки  по подгонке и мелкому ремонту
одежды в универмагах и супермаркетах.
     Для  решения поставленной задачи предстоит в каждом муниципальном
районе   провести   инвентаризацию   имеющихся   швейных,   меховых  и
трикотажных  ателье,  мастерских  по  изготовлению  и ремонту головных
уборов.  В  случае,  если некоторые из них теряют свой профиль, помочь
восстановить  ремонтные услуги, с тем чтобы полностью обеспечить спрос
населения  на них. В каждом районе должно быть не менее 2-3 мастерских
и ателье, выполняющих по заказам населения ремонт и реставрацию одежды
и  головных  уборов,  переделку  взрослой  одежды  на детскую и другие
работы.

     6.5. Услуги фото-, кинолабораторий и ателье
     Один  из видов бытового обслуживания, который бурно развивается в
последние  годы,  пример  быстрого, грамотного создания и расположения
предприятий    бытовых    услуг.    Это   небольшие   фотолаборатории,
фотоавтоматы, располагающиеся в наиболее посещаемых гражданами местах:
в магазинах, метро, на предприятиях и в учреждениях.
     В   настоящее   время   снята   проблема   обработки  фотопленок,
изготовления слайдов, фотографий.
     Степень  удовлетворения потребностей населения этими услугами, по
данным  опроса,  достаточно  высока  и составляет 70 процентов. Однако
каждый  десятый  потребитель не удовлетворен качеством. По отношению к
нормативу   обеспеченность   составляет   лишь  54%.  Это  обусловлено
существенным сужением ассортимента услуг и неравномерным расположением
предприятий - каждое четвертое из них находится в Центральном округе.
     В  ближайшие  годы,  как  и прежде, отрасль будет развиваться как
сеть небольших негосударственных предприятий.
     Необходимо  возродить весь ассортимент фотоуслуг: художественная,
павильонная   и   выездная   фотосъемка,   эксклюзивное   изготовление
фотопортретов.   Нужно   всячески  поощрять  индивидуалов  -  мастеров
фотопортрета.  Прогнозируется воссоздание художественных фотосалонов и
фотоателье  с  предоставлением  разнообразных  услуг высшего качества.
Продолжится  формирование  сети  комплексных  предприятий по обработке
всех  видов и типов фотопленок и изготовлению на заказ фотографических
портретов, пейзажей на металлических, керамических и других изделиях.
     В Северном, Западном и Зеленоградском округах, где обеспеченность
фотоуслугами  составляет  от  28 до 40% норматива, предстоит расширить
сеть предприятий с учетом реального спроса на эти услуги.
     Потребуется  также  кардинальное  решение  экологических  проблем
фотоуслуг.   Необходимо   воссоздать   систему   сбора   и  утилизации
серебросодержащих  отработанных  растворов  и  фотоматериалов.  В этих
целях  потребуется  решение Правительства города об обязательной сдаче
всеми   фотопредприятиями   указанных   материалов  специализированным
организациям.  Это  позволит  уменьшить загрязнение окружающей среды и
вернуть в государственный оборот ежегодно сотни килограммов серебра.

     6.6. Услуги ломбардов
     Весьма специфический вид услуг. Он пользуется все большим спросом
населения   в   период   сложных   экономических  ситуаций.  Наряду  с

Страницы: 1  2  3  


Оглавление