ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ). Распоряжение. Правительство РФ. 28.02.06 266-Р

Фрагмент документа "ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Введение

     Настоящая   Концепция  представляет  собой  систему  взглядов  на
проблемы  развития  национальной  системы  стандартизации в Российской
Федерации  до  2010  года  и  содержит  обоснованные  цели,  задачи  и
направления развития национальной системы стандартизации.
     Концепция  подготовлена  в соответствии с Конституцией Российской
Федерации,  федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и с учетом международных нормативных документов в
области стандартизации.
     Сформированная   на   протяжении   многих   десятилетий   система
государственной    стандартизации    в   ходе   реформы   технического
регулирования   должна   быть   заменена   на   национальную   систему
стандартизации,   которая   в   условиях   глобализации  экономических
отношений    призвана   обеспечить   баланс   интересов   государства,
хозяйствующих  субъектов,  общественных  организаций  и  потребителей,
повысить  конкурентоспособность  российской экономики, создать условия
для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров,
работ и услуг.
     Стандартизация     является     ключевым    фактором    поддержки
государственной    социально-экономической    политики,   способствует
развитию  добросовестной  конкуренции, инноваций, снижению технических
барьеров  в  торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и
имущества   граждан,   обеспечивает   охрану  интересов  потребителей,
окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.
     Стандартизация   в  качестве  одного  из  элементов  технического
регулирования  должна  внести достойный вклад в экономическое развитие
страны,   при   этом   роль   и  принципы  стандартизации  в  условиях
реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим
переменам и соответствовать международной практике.
     Законодательную   и   нормативную   базу   национальной   системы
стандартизации составляют:
     Конституция  Российской  Федерации,  которая  относит стандарты к
вопросам исключительного ведения Российской Федерации;
     Федеральный  закон  "О  техническом  регулировании", определивший
правовые  основы  стандартизации  в  Российской  Федерации, участников
работ   по   стандартизации,   правила   разработки  и  добровольность
применения стандартов;
     нормативные  правовые  акты Правительства Российской Федерации по
вопросам стандартизации;
     основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.
     Национальные  и  международные  стандарты  могут использоваться в
качестве  основы  для  разработки технических регламентов и содействия
соблюдению их требований.
     Организационно-функциональную   структуру   национальной  системы
стандартизации составляют:
     национальный  орган  по  стандартизации (Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии);
     научно-исследовательские организации по стандартизации;
     технические комитеты по стандартизации;
     разработчики стандартов.
     В  состав  фонда  документов  национальной системы стандартизации
входят  межгосударственные,  государственные и национальные стандарты,
отраслевые  стандарты,  правила стандартизации, нормы и рекомендации в
области       стандартизации,       общероссийские      классификаторы
технико-экономической и социальной информации.
     Фонд  документов  национальной  системы  стандартизации  является
составной   частью   федерального  информационного  фонда  технических
регламентов и стандартов.
     В  рамках  фонда  документов  национальной системы стандартизации
сформировался  ряд  таких  уникальных  подсистем,  как общетехнические
системы  стандартов,  система  стандартов  безопасности труда, система
стандартов   безопасности   при   чрезвычайных   ситуациях  и  другие.
Подсистемой   национальной  системы  стандартизации  является  система
стандартизации оборонной продукции.
     Существующие  проблемы  национальной  системы  стандартизации  во
многом  обусловлены переходным периодом реформы в области технического
регулирования   и   являются   сдерживающим   фактором   в  достижении
стратегических целей стандартизации.
     В  Федеральном  законе  "О техническом регулировании" не в полной
мере  отражены  положения,  определяющие  понятие,  структуру, статус,
участников    национальной    системы   стандартизации,   приоритетное
применение    национальных    стандартов,    вопросы    финансирования
деятельности   по   разработке   международных   и  межгосударственных
стандартов.  Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые
стандарты   и  другие  нормативные  документы,  значение  которых  для
производителей продукции остается весьма существенным.
     По     отдельным    направлениям    хозяйственной    деятельности
эффективность   и   значимость   национальных   стандартов  снижается,
поскольку  они  не  полностью  отражают результаты научно-технического
прогресса.   К   тому   же  недостаточен  уровень  их  гармонизации  с
международными стандартами.
     Ввиду  отсутствия  необходимых  научных  исследований  и  слабого
притока профессиональных кадров в научно-исследовательские организации
и  технические  комитеты  по  стандартизации,  а  также недостаточного
финансирования  ухудшается качество разработки национальных стандартов
по целому ряду направлений стандартизации.
     Темпы  обновления  и  актуализации  фонда документов национальной
системы   стандартизации   за  последние  годы  снизились  (необходимо
ежегодно  обновлять не менее 10 процентов фонда для поддержания его на
приемлемом уровне).
     В связи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке
стандартов,   реорганизацией   управления   отраслями   и  отраслевыми
научно-исследовательскими институтами активность технических комитетов
по стандартизации в последние годы также снизилась.
     Российская Федерация является членом Международной организации по
стандартизации,    Международной    электротехнической    комиссии   и
Международного    союза   электросвязи,   участвует   в   деятельности
региональных  организаций  по  стандартизации.  Несмотря  на  активное
участие Российской Федерации в деятельности международных организаций,
количество  секретариатов  технических комитетов, закрепленных за ней,
явно  недостаточно  для  реализации  национальных интересов Российской
Федерации.
     Проблемы   действующей  национальной  системы  стандартизации  не
позволяют  в  полной  мере  обеспечить необходимые темпы промышленного
роста в нашей стране.
     В  этой  связи  формирование национальной системы стандартизации,
направленной  на обеспечение высоких темпов устойчивого экономического
роста  и  повышение конкурентоспособности российской экономики, должно
осуществляться   на   основе   комплексного   выбора   приоритетов   в
соответствии   с   намеченными   стратегическими  целями,  принципами,
задачами и направлениями развития национальной системы стандартизации.

Фрагмент документа "ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа