О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ". Постановление. Правительство РФ. 20.02.06 100

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Характеристика проблемы

     Проблема   аварийности,  связанной  с  автомобильным  транспортом
(далее  -  аварийность),  в  последнее  десятилетие  приобрела  особую
остроту  в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры
потребностям  общества  и  государства в безопасном дорожном движении,
недостаточной   эффективностью  функционирования  системы  обеспечения
безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников
дорожного движения.
     В   2004  году  произошло  свыше  208  тыс.  дорожно-транспортных
происшествий, в которых погибли 34,5 тыс. человек. По сравнению с 1997
годом  число погибших возросло на 27,8 процента. Всего за последние 10
лет  в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 312,5 тыс.
человек,   из   которых  более  четверти  -  люди  наиболее  активного
трудоспособного возраста (26 - 40 лет).
     Коренной  перелом  в  состоянии  аварийности произошел после 2000
года.  Рост  основных  показателей  аварийности в 2001 - 2004 годах по
отношению к 1 проценту роста количества транспортных средств составил:
     по дорожно-транспортным происшествиям - 3,6 процента;
     по  количеству  лиц,  погибших  в результате дорожно-транспортных
происшествий, - 2,7 процента;
     по    количеству    лиц,    получивших   ранения   в   результате
дорожно-транспортных происшествий, - 4,5 процента.
     Начиная   с   2000  года  устойчиво  растут  такие  относительные
показатели  аварийности,  как  количество  лиц,  погибших в результате
дорожно-транспортных   происшествий,  на  10  тыс.  единиц  транспорта
(транспортный   риск)   и   количество   лиц,  погибших  в  результате
дорожно-транспортных  происшествий,  на 100 тыс. населения (социальный
риск).  В 2004 году они достигли своего максимума (более 10 и свыше 24
лиц,   погибших   в   результате   дорожно-транспортных  происшествий,
соответственно).
     Дорожно-транспортные   происшествия   наносят   экономике  России
значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2 - 2,6 процента
валового  внутреннего  продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369
млрд.  рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7
млрд. рублей).
     Основными   видами  дорожно-транспортных  происшествий  в  России
являются  наезд  на  пешехода,  препятствие  и на стоящее транспортное
средство,  а  также столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей
всех  дорожно-транспортных  происшествий  связаны с нарушениями Правил
дорожного   движения   Российской  Федерации  водителями  транспортных
средств.  Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором
скорости  движения.  Вследствие  выезда  на полосу встречного движения
регистрируется  около  13 процентов дорожно-транспортных происшествий.
Каждое  восьмое  дорожно-транспортное  происшествие совершил водитель,
находившийся  в состоянии опьянения, каждое седьмое - не имевший права
на   управление   транспортным   средством.  Определяющее  влияние  на
аварийность  оказывают  водители  транспортных  средств, принадлежащих
физическим   лицам.   Удельный  вес  этих  происшествий  превышает  80
процентов  всех  происшествий,  связанных  с  несоблюдением водителями
требований безопасности дорожного движения.
     Наиболее  многочисленной  и  самой  уязвимой  группой  участников
дорожного  движения  являются  пешеходы. За последние 8 лет количество
пешеходов,  погибших  в  результате дорожно-транспортных происшествий,
увеличилось  на  треть.  Всего за этот период погибли свыше 100 тыс. и
ранены свыше 500 тыс. пешеходов.
     Сложная   обстановка   с   аварийностью  и  наличие  тенденций  к
дальнейшему   ухудшению  ситуации  во  многом  объясняются  следующими
причинами:
     постоянно возрастающая мобильность населения;
     уменьшение   перевозок   общественным  транспортом  и  увеличение
перевозок личным транспортом;
     нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей
и  протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные
транспортные потоки.
     Так,  современный  уровень обеспечения автомобилями в городах уже
превысил  200  штук  на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная
инфраструктура соответствует уровню 60 - 100 штук на 1 тыс. жителей.
     Следствием   такого  положения  дел  являются  ухудшение  условий
дорожного  движения,  нарушение  экологической  обстановки, увеличение
количества   заторов,   расхода   топлива,  а  также  рост  количества
дорожно-транспортных  происшествий.  В  настоящее  время  в  городах и
населенных    пунктах    происходит    более    70    процентов   всех
дорожно-транспортных  происшествий.  Темпы  увеличения количества лиц,
пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в городах,
опережают    темпы    увеличения    количества    дорожно-транспортных
происшествий.  Почти  60 процентов дорожно-транспортных происшествий в
городах  приходится  на  столицы  и  административные центры субъектов
Российской Федерации.
     Изучение    особенностей    современного    дорожно-транспортного
травматизма   показывает,   что   происходит   постепенное  увеличение
количества  дорожно-транспортных  происшествий,  в  результате которых
пострадавшие   получают   травмы,  характеризующиеся  особой  степенью
тяжести.  Неэффективная  организация  работы  по  оказанию медицинской
помощи  лицам,  пострадавшим  в  результате таких дорожно-транспортных
происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности.
Общая  смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм
в  результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6
раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
     Усугубление   обстановки   с   аварийностью  и  наличие  проблемы
обеспечения   безопасности  дорожного  движения  требуют  выработки  и
реализации  долгосрочной государственной стратегии, координации усилий
государства  и  общества,  концентрации  федеральных,  региональных  и
местных   ресурсов,   а   также  формирования  эффективных  механизмов
взаимодействия  органов  государственной  власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного  самоуправления,  общественных институтов и негосударственных
структур при возможно более полном учете интересов граждан.
     Система     обеспечения    безопасности    дорожного    движения,
сформированная     без    применения    программно-целевого    метода,
характеризуется    недостаточной    комплексностью    и    отсутствием
эффективного   механизма   координации  действий  федеральных  органов
исполнительной  власти,  что  ведет  к разобщенности при осуществлении
деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
     В ряде нормативных правовых актов дублируются функции федеральных
органов   исполнительной   власти   и  органов  исполнительной  власти
субъектов   Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления.
Некоторые   сферы   общественных   отношений   в  области  обеспечения
безопасности   дорожного  движения  не  урегулированы.  Нормы  Кодекса
Российской    Федерации   об   административных   правонарушениях   не
обеспечивают  в  полной  мере  функцию  предупреждения правонарушений.
Кроме  того, отдельные положения законодательства Российской Федерации
в области обеспечения безопасности дорожного движения не согласуются с
нормами   международных   договоров,   участницей   которых   является
Российская Федерация.
     Сложившееся     положение    дел    усугубляется    неэффективным
использованием  реальных  рычагов  воздействия на негативные процессы,
происходящие  в  области  обеспечения безопасности дорожного движения.
Меры,   принимаемые   субъектами   Российской   Федерации,   не  носят
целенаправленного   характера,  не  подчинены  единой  задаче  и,  как
следствие,  не могут коренным образом изменить существующие негативные
тенденции  в  этой  области.  Кроме  того,  в  условиях  дотационности
большинства   субъектов   Российской   Федерации   и  их  значительных
социальных  обязательств существенно снижаются возможности для решения
задач по обеспечению безопасности дорожного движения.
     В        России        фактически       отсутствует       система
организационно-планировочных   и   инженерных   мер,  направленных  на
совершенствование   организации  движения  транспорта  и  пешеходов  в
городах  (регламентация  скоростных  режимов,  введение одностороннего
движения   и   т.д.).   Реализуемые  мероприятия  носят  эпизодический
характер.  Не определены полномочия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов  местного  самоуправления,  связанные  с проведением указанных
мероприятий. Поэтому в городах постоянно возникают заторы, существенно
затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.
     Система   организации  прибытия  на  место  дорожно-транспортного
происшествия  и  оказания  помощи  лицам,  пострадавшим  в  результате
дорожно-транспортного   происшествия,  неэффективна.  Так,  по  данным
Министерства   здравоохранения   и   социального  развития  Российской
Федерации,  доля  лиц,  погибших  до  прибытия  в лечебное учреждение,
составляет  55  процентов  общего  количества лиц, погибших вследствие
дорожно-транспортных происшествий.
     Государственное   и   общественное   воздействие   на  участников
дорожного   движения   с  целью  формирования  устойчивых  стереотипов
законопослушного  поведения  осуществляется  на  недостаточном уровне.
Ситуация   усугубляется   всеобщим   правовым  нигилизмом,  осознанием
юридической    безответственности   за   совершенные   правонарушения,
безразличным  отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных
происшествий,  отсутствием адекватного понимания участниками дорожного
движения   причин   возникновения  дорожно-транспортных  происшествий,
недостаточным  вовлечением  населения в деятельность по предупреждению
дорожно-транспортных происшествий.
     Сложившаяся    критическая   ситуация   в   области   обеспечения
безопасности     дорожного     движения    в    условиях    отсутствия
программно-целевого  метода  характеризуется  наличием  тенденций к ее
дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
     высокий     уровень    аварийности    и    тяжести    последствий
дорожно-транспортных  происшествий  (в  том числе детский травматизм).
При  этом  в 2012 году ожидается увеличение количества лиц, погибших в
результате  дорожно-транспортных происшествий, до 38 - 40 тыс. человек
и количества дорожно-транспортных происшествий до 212 тысяч;
     значительная   доля   людей  наиболее  активного  трудоспособного
возраста   (26   -   40   лет)   среди   лиц,  погибших  в  результате
дорожно-транспортных происшествий;
     продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в городах;
     низкий  уровень  безопасности  перевозок пассажиров автомобильным
транспортом.
     Ожидаемые    показатели   аварийности   в   условиях   отсутствия
программно-целевого метода приведены в приложении N 1.
     Таким  образом,  необходимость  разработки и реализации Программы
обусловлена следующими причинами:
     социально-экономическая острота проблемы;
     межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
     необходимость  привлечения к решению проблемы федеральных органов
государственной   власти,  органов  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации,  органов местного самоуправления и общественных
институтов.
     Без государственной поддержки на федеральном уровне в сложившихся
условиях  субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не
в   состоянии   эффективно   удовлетворить   жизненную  потребность  в
безопасности проживающего на их территории населения.
     Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
     развитие  и  использование  научного  потенциала при исследовании
причин   возникновения   дорожно-транспортных  происшествий,  а  также
формирование    основ    и   приоритетных   направлений   профилактики
дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
     координацию   деятельности   федеральных  органов  исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов  местного  самоуправления  в  области обеспечения безопасности
дорожного движения;
     реализацию  комплекса  мероприятий, в том числе профилактического
характера,  снижающих  количество  дорожно-транспортных происшествий с
пострадавшими    и    количество    лиц,    погибших    в   результате
дорожно-транспортных происшествий.
     Вместе  с  тем  применение  программно-целевого  метода к решению
проблемы   повышения   безопасности  дорожного  движения  сопряжено  с
определенными  рисками.  Так, в процессе реализации Программы возможно
выявление  отклонений  в  достижении  промежуточных  результатов из-за
несоответствия  влияния  отдельных мероприятий Программы на ситуацию в
сфере   аварийности   их   ожидаемой   эффективности,   обусловленного
использованием  новых  подходов  к решению задач в области обеспечения
безопасности     дорожного    движения,    а    также    недостаточной
скоординированностью  деятельности исполнителей Программы на начальных
стадиях ее реализации.
     В   целях  управления  указанным  риском  в  процессе  реализации
Программы предусматриваются:
     создание   эффективной   системы  управления  на  основе  четкого
распределения   функций,   полномочий   и   ответственности   основных
исполнителей Программы;
     мониторинг   выполнения   Программы,   регулярный  анализ  и  при
необходимости  ежегодная  корректировка  и  ранжирование индикаторов и
показателей, а также мероприятий Программы;
     перераспределение   объемов   финансирования   в  зависимости  от
динамики  и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней
среде.

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 - 2012 ГОДАХ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа