Фрагмент документа "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ (РУКОВОДСТВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ".
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Сфера применения настоящей Инструкции 1.1. Требования настоящей Инструкции предназначены для обеспечения единообразного порядка применения стандартных процедур проведения контроля обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятиях, аэропортах, эксплуатантах (далее по тексту - контроль) государственными инспекторами по контролю за авиационной безопасностью Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Такой порядок обеспечивает проведение контроля выполнения авиапредприятиями, аэропортами, эксплуатантами при осуществлении ими деятельности обязательных требований в области авиационной безопасности, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО. 1.2. Требования настоящей Инструкции являются обязательными для должностных лиц и государственных инспекторов по контролю за авиационной безопасностью Ространснадзора и его территориальных органов, инспекторов авиапредприятий и эксплуатантов, а также для юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности. 1.3. Требования и процедуры настоящей Инструкции разработаны с учетом соблюдения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем положения Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", регулирующие отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не применяется к отношениям, связанным с проведением государственного контроля (надзора) инспекторскими службами гражданской авиации на территориях аэропортов. 1.4. В настоящей Инструкции использованы обязательные нормативные требования законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также требования Стандартов и рекомендуемой практики ИКАО (Приложение 1). 2. Основные понятия, используемые в настоящей Инструкции Для целей настоящей Инструкции используются следующие понятия и их определения: Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (п. 1 ст. 83 ВК РФ). Авиационный персонал - лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения (п. 1 ст. 52 ВК РФ). Авиационное предприятие (авиапредприятие) - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ (п. 1 ст. 61 ВК РФ). Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудование, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (п. 1 ст. 40 ВК РФ). Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников (п. 3 ст. 40 ВК РФ). Внутриобъектовый режим - это совокупность организационно-технических мероприятий и правил, направленных на обеспечение порядка передвижения лиц и транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия) (п. 3.1 Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме). Досмотр - применение технических или иных средств, предназначенных для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (приложение 17). Груз - любое перевозимое на борту воздушного судна имущество, за исключением почты, бортприпасов и сопровождаемого или засланного багажа (приложение 17). Зарегистрированный агент - агент, экспедитор грузов или любое другое юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность с эксплуатантом и обеспечивающее контроль в целях безопасности, который признается или требуется соответствующим полномочным органом в отношении груза, курьерских и срочных отправлений или почты (приложение 17). Засланный багаж - багаж, непреднамеренно или по невнимательности отделенный от пассажиров или экипажа (Руководство по безопасности). Зона контроля (пункт досмотра) - место, куда следуют (направляются) пассажиры (и имущество) для прохождения процедуры досмотра/проверки отсутствия у них оружия или оборудования (электронного) или для визуального осмотра (п. 3.38 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности). Контроль в целях безопасности - меры, с помощью которых может быть предотвращен пронос оружия, взрывчатых веществ или предметов, которые могут быть использованы в целях совершения акта незаконного вмешательства (приложение 17). Контролируемая зона - рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется (приложение 17). Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль (п. 4 ст. 40 ВК). Незаконное вмешательство - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий (п. 3 ст. 83 ВК). Неконтролируемая зона - та зона аэропорта и здания, куда пассажиры, а также лица, не являющиеся пассажирами, имеют неограниченный доступ (Руководство по безопасности). Неопознанный багаж - багаж, который прибыл в аэропорт с багажной биркой или без багажной бирки и не был получен или опознан пассажиром (приложение 17). Организация, осуществляющая аэропортовую деятельность в области обеспечения авиационной безопасности - юридическое лицо, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности аэропорта, авиапредприятия, эксплуатанта (п. 3.7 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности). Перрон - определенная площадь сухопутного аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки или высадки пассажиров, погрузки или выгрузки почты или грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания (Руководство по безопасности). Проверка при найме на работу <*> - проверка личности и послужного списка лица, включая, когда это уместно, любые случаи привлечения к уголовной ответственности в рамках оценки возможности предоставления данному лицу права допуска без сопровождения в охраняемую зону ограниченного доступа (приложение 17). -------------------------------- <*> В целях настоящей Инструкции используется термин - проверка при приеме на работу. Проверка воздушного судна в целях безопасности - осмотр внутренних помещений воздушного судна, в которые пассажиры могли иметь доступ, и осмотр багажного отсека в целях обнаружения подозрительных предметов, оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств (приложение 17). Пропускной режим - это совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) (п. 2.1 Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме). Служба авиационной безопасности аэропорта - самостоятельное структурное подразделение аэропорта, осуществляющее в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливающее (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или в чрезвычайных обстоятельствах (п. 1.2 Типового положения о САБ аэропорта). Служба авиационной безопасности эксплуатанта - структурное подразделение эксплуатанта, обеспечивающее выполнение требований Норм, правил и процедур авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей служб авиационной безопасности аэропортов на договорной основе (п. 13 Положения о Федеральной системе защиты ГА от АНВ). Стерильная зона - зона между любым пунктом проверки/досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (п. 3.32 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности). Сотрудник службы авиационной безопасности - лицо, имеющее специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющее деятельность по обеспечению авиационной безопасности (п. 3.32 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности). Сторонние организации - предприятия, не базирующиеся на данном аэродроме и не использующие в своей производственной деятельности рабочую площадь аэродрома (п. 3.22 Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности). Транзитные пассажиры - пассажиры, вылетающие из аэропорта тем же рейсом, которым они прибыли (Руководство по безопасности). Трансферные пассажиры/багаж - пассажиры, делающие прямую пересадку, и багаж, перегружаемый с одного рейса на другой (Руководство по безопасности). Экипаж воздушного судна - члены летного экипажа (командир, другие лица летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоры и бортпроводники) (п. 1 ст. 56 ВК РФ). Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК РФ). 3. Полномочия по организации и проведению контроля обеспечения авиационной безопасности 3.1. Полномочия по организации и проведению контроля обеспечения авиационной безопасности (контрольные и надзорные функции) возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Управление транспортной безопасности) и его территориальные органы. 3.1.1. В соответствии с п. 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, действующих в Российской Федерации норм и правил обеспечения авиационной безопасности, международных договоров Российской Федерации в области гражданской авиации. 3.1.2. В соответствии с п. 6 Положения Ространснадзор имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, в том числе деятельность по обеспечению авиационной безопасности, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по проведению контроля, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований в области авиационной безопасности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений. 3.2. Полномочия государственных инспекторов по контролю за авиационной безопасностью. 3.2.1. Государственные инспекторы по контролю за авиационной безопасностью (далее - инспекторы) являются федеральными государственными служащими, работниками (должностными лицами) структурных подразделений Ространснадзора и его территориальных органов, непосредственно осуществляющими контрольные и надзорные функции. Требования инспекторов в пределах их полномочий, предъявленные в связи с проведением проверок, являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами. 3.2.2. В соответствии с п. 5 ст. 84 Воздушного кодекса РФ "при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, вправе: 1) осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов; 2) запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц организаций, служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, служб авиационной безопасности авиационных предприятий, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности; 3) давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний; 4) при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета; 5) задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам". 3.2.3. Инспектор в пределах своей компетенции в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия: - контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами (их структурными подразделениями), обеспечивающими деятельность в области авиационной безопасности на территории Российской Федерации (а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, - и за ее пределами), требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации; - проведение анализа состояния авиационной безопасности в регионе и в установленном порядке информирование заинтересованных государственных органов, организаций и предприятий о состоянии авиационной безопасности; - в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, производство по делам об административных правонарушениях <*>; -------------------------------- <*> В соответствии с правилами ст. 23, 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях уполномоченные должностные лица органов воздушного транспорта вправе рассматривать дела, налагать и исполнять взыскание в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения правонарушения. - в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; - взаимодействует в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, научными и общественными организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции; - иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 3.3. Инспектор при осуществлении контрольных и надзорных функций руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, а также настоящей Инструкцией. 3.4. Инспектор в целях реализации полномочий в области контроля за обеспечением авиационной безопасности имеет право: - беспрепятственно в установленном порядке посещать служебные и производственные помещения аэропортов, авиапредприятий, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности; - проверять деятельность служб авиационной безопасности (далее по тексту - САБ) авиапредприятий, аэродромов, аэропортов, эксплуатантов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, САБ авиапредприятий, эксплуатантов, других юридических и физических лиц, связанную с обеспечением авиационной безопасности гражданской авиации; - требовать и получать от авиапредприятий, аэропортов, эксплуатантов, учреждений и организаций информацию, документы, сведения и материалы по всем вопросам обеспечения авиационной безопасности и расследования актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, инцидентов, чрезвычайных происшествий и других опасных событий; - давать заключения по результатам проводимых территориальными органами Ространснадзора расследований актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, инцидентов, чрезвычайных происшествий и других опасных событий; - вносить обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и недостатков в обеспечении авиационной безопасности с установлением сроков представления информации о принимаемых мерах; - задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам; - давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам обеспечения авиационной безопасности; - взаимодействовать в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, научными и общественными организациями по вопросам обеспечения авиационной безопасности; - участвовать в выполнении технических рейсов по проверке вновь открываемых воздушных линий, аэродромов и средств посадки, а также аэродромов на действующих воздушных линиях при внедрении новых типов воздушных судов; - при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета; - включаться в установленном порядке в состав экипажей гражданских воздушных судов эксплуатантов воздушного транспорта региона в качестве проверяющих при осуществлении полетов на внутренних линиях и на международных трассах <*>. -------------------------------- <*> 1) Инспекторам территориальных органов Ространснадзора при проведении инспекций на маршруте (в полете) включаться в задание на полет разрешается только в экипажи эксплуатантов, зарегистрированных в конкретном регионе. 2) Конкретные права и обязанности работников, в том числе и начальников подразделений, излагаются в должностных инструкциях, утверждаемых в установленном порядке. 3.5. При проведении мероприятий по контролю инспектор не вправе: - проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Ространснадзора в области авиационной безопасности; - осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо их представителей; - требовать представление документов, информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки; - изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; - распространять информацию, охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю. 3.6. Инспектор в целях реализации полномочий по контролю за обеспечением авиационной безопасности обязан: - осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов; - запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц авиапредприятий, аэропортов, эксплуатантов, САБ авиапредприятий, аэропортов, авиапредприятий, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности; - осуществлять в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, производство по делам об административных правонарушениях. В соответствии с правилами ст. 23, 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях уполномоченные должностные лица органов воздушного транспорта вправе рассматривать дела, налагать и исполнять взыскание в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения правонарушения; - давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний; - знать и выполнять требования законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, регулирующие деятельность в области авиационной безопасности гражданской авиации; - своевременно информировать своих непосредственных начальников о вскрытых ими недостатках в обеспечении мер авиационной безопасности; - выполнять должностные инструкции; - хранить информацию, представляющую государственную и служебную тайну; - выполнять правила внутреннего распорядка; - иметь при себе удостоверение установленного образца. 3.7. Государственный инспектор в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за: - неисполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него задач и должностных обязанностей; - достоверность сведений по вопросам обеспечения авиационной безопасности; - объективность и качество проводимых мероприятий по контролю, а также за правильность оформления материалов проверок; - объективность указаний и предписаний; - непринятие мер к нарушителям воздушного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов по вопросам обеспечения авиационной безопасности. Государственный инспектор в целях реализации предоставленных ему полномочий в области обеспечения авиационной безопасности несет ответственность за: - выполнение функций, возложенных на территориальный орган Ространснадзора; - объективность и качество расследования актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, инцидентов, чрезвычайных происшествий и других опасных событий; - несвоевременное выполнение указаний непосредственного начальника; - упущения и недостатки в своей работе, повлиявшие на работу по контролю обеспечения авиационной безопасности в проверяемом авиапредприятии (аэропорту, эксплуатанте). |
Фрагмент документа "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ (РУКОВОДСТВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ".