ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ГОРОДСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕЖИМЕ "ОДНОГО ОКНА" (РЕДАКЦИЯ НА 26.04.2006). Распоряжение. Правительство Москвы. 15.06.05 1050-РП

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ГОРОДСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕЖИМЕ "ОДНОГО ОКНА" (РЕДАКЦИЯ НА 26.04.2006)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

4.5. "Информационная шина" (магистраль)

     Основным  связующим  звеном  к  созданию системы оказания услуг в
режиме  "одного  окна"  должна  стать  так  называемая "информационная
шина". "Информационной шиной" является инфраструктура, предоставляемая
МЭМ,  обеспечивающая  передачу данных между информационными системами,
взаимодействующими   в   рамках   реализации   режима  "одного  окна".
"Информационная шина" позволит реализовать ряд принципов:
     - распределенное проектирование - решения относительно внутренних
особенностей  информационных  систем  принимаются  различными группами
людей,    имеющими   собственные   организационные,   политические   и
экономические мотивы;
     - постоянство  изменений  -  отдельные  участки архитектуры могут
претерпевать изменения в любой момент времени;
     - последовательное   совершенствование   -   локальное  улучшение
компонентов  архитектуры  должно  приводить  к  совершенствованию всей
архитектуры  в  целом,  т.е.  к росту суммарной полезности компонентов
того  же  уровня,  что  и  изменяемый,  равно  как и компонентов более
низкого и более высокого уровней;
     - рекурсивность  -  однотипные  решения  имеют место на различных
уровнях архитектуры.
     "Информационная  шина"  для  систем,  взаимодействующих  в рамках
"одного    окна",    необходима   для   обеспечения   унифицированного
взаимодействия   систем.  Также  данная  шина  позволит  унифицировать
требования к подключаемым системам в рамках обеспечения предоставления
новых    услуг,    регламентировать    принципы   организационного   и
информационного взаимодействия между организациями-участниками.
     "Информационная   шина"  также  предоставляет  совокупность  всех
утвержденных  протоколов  взаимодействия,  систем  обмена, мониторинга
прохождения  выполнения  заявок  или подзапросов по заявке, стандартов
интерфейсов  информационных систем и т.д. "Информационная шина" должна
обеспечивать  надежную  и  защищенную связь взаимодействующих систем в
рамках  "одного  окна"  с  учетом  территориальной  и  организационной
распределенности информационных систем.
     Для   обработки   запросов,   являющихся   комплексной   услугой,
необходимо  принятие  протоколов, обеспечивающих "граф взаимодействия"
между     сервисами    информационных    систем,    типа    управления
бизнес-процессами  (Business Process Management, BPM), как в потоковом
варианте типа Workflow, так и для асинхронного взаимодействия.
     Протоколы  защиты  информации  должны  обеспечивать  шифрование и
электронную цифровую подпись документов, передаваемых с использованием
"информационной шины".
     В   настоящее   время   к   проблеме  обеспечения  взаимодействия
информационных систем наиболее предпочтительным представляется подход,
основанный на интеграции с помощью XML и основанных на нем технологиях
web-сервисов.
     Технологии   web-сервисов   -   это   набор   основанных  на  XML
спецификаций, обеспечивающих универсальный метод технического описания
сервисов  и  взаимодействия  с  ними.  Сами  сервисы,  реализованные в
соответствии с этими спецификациями, называют web-сервисами.
     Именно  технологии  web-сервисов сыграли свою роль в наименовании
сервис-ориентированной  архитектуры  (Service  Oriented  Architecture,
SOA)  распределенных вычислительных систем. Ее достоинства заключаются
в следующем:
     - разделение   сложных   прикладных   программ   на   программные
компоненты.
     Следовательно,  различные  задачи  можно распределять сразу среди
нескольких  компаний  разработчиков,  получая  несколько оперативных и
независимых решений;
     - упрощение  модернизации  и  обслуживания.  Нередко обновление и
обслуживание   "монолитных  систем"  оказывается  довольно  дорогим  и
долгим.  Программные приложения, состоящие из компонентов, расширяемы,
и применять их можно неоднократно;
     - распределение   программных   компонентов   среди  компьютеров,
наиболее  подходящих  для  выполнения  задачи. Кроме того, программные
компоненты могут использоваться несколькими приложениями;
     - использование   адаптеров   при   обращении   к  унаследованным
системам.
     Адаптеры  -  интерфейсы,  обеспечивающие возможность организовать
взаимодействие с унаследованными информационными системами.
     В  сервис-ориентированной архитектуре сервисы рассматриваются как
автономные   объекты,   управление  которыми  не  централизовано.  Это
позволяет   взаимодействующим   посредством   сервисов  информационным
системам  развиваться  в соответствии с потребностями бизнеса, которые
потребителям  сервисов,  как  правило,  не только не известны, но и не
интересны. Однако это было бы невозможно, если бы интерфейс сервиса не
был  прочно  закреплен  обоюдным  соглашением провайдера и потребителя
сервиса.
     Одной  из  отличительных  черт сервис-ориентированной архитектуры
является  наличие  "контрактов", описывающих интерфейсы сервисов, т.е.
технических  регламентов  для  систем,  "какие  входные  данные, какие
выходные   данные".  Такой  "контракт"  представляет  собой  документ,
специфицирующий  ожидания  сервиса  по  отношению к его потребителям и
наоборот.   Контракты   web-сервисов  описываются  WSDL-документом,  в
нотации XML определяющим, как потребители должны обращаться к сервису.
Использование   XML  на  этом  этапе  имеет  принципиальное  значение,
позволяя   и   поставщику,   и  потребителю  сервиса  не  зависеть  от
определенной платформы.
     Основанный   на   сервис-ориентированной   архитектуре  подход  к
созданию   и   обеспечению   функционирования   "информационной  шины"
обусловлен следующими требованиями:
     - обеспечение  совместимости информационных систем на техническом
уровне, включая протоколы передачи данных и форматы их представления;
     - обеспечение  взаимной  употребимости  полученной  информации на
основе  общего  понимания взаимодействующими информационными системами
ее значения.
     Основным методологически значимым компонентом при рассматриваемом
подходе   является   реестр   сервисов.  Поставщик  сервиса  размещает
информацию  о своих сервисах в указанном реестре, что дает возможность
потребителю  в  любой  момент  найти необходимый ему сервис. На первый
взгляд  кажется,  что  в  этом  нет  ничего особенного, однако за этим
процессом  общения скрывается основное качество сервис-ориентированной
архитектуры  -  слабая  связанность.  Благодаря этому свойству сервисы
обретают  мобильность,  способность  перемещаться  с одного сервера на
другой,  не  требуя согласования и координации со всеми потребителями.
Естественно,  что потребители сервисов в ряде случаев не способны и не
должны  принимать  во  внимание регулярное перераспределение ресурсов,
обеспечивающих функционирование сервисов.
     Слабое связывание также позволяет отложить момент конечной сборки
связей  до  времени исполнения, а не времени разработки программы, что
характерно  для  традиционных  монолитных систем. Можно также во время
исполнения  менять параметры связи (такие как: адрес, протокол и канал
взаимодействия). Это придает несколько измерений гибкости самой связке
между поставщиком и потребителем сервиса - соответственно вызываемым и
осуществляющим  вызов  объектами. В частности, поставщик и потребитель
могут    функционировать   на   сколь   угодно   физически   удаленных
инфраструктурах.  Каждая  из  систем может иметь собственные параметры
функционирования,  а любые изменения в них, не затрагивающие интерфейс
сервиса, не требуют остановки ни одной из них.
     Поскольку  слабая  связанность  существенно снижает необходимость
ручной  координации изменений в информационной инфраструктуре со всеми
взаимодействующими    сторонами,   сама   возможность   многосторонней
интеграции  становится  вероятнее,  а ее привлекательность существенно
возрастает.
     Программный  интерфейс  реестра  сервисов  составляет часть стека
протоколов  взаимодействия.  В  наборе  технологий  web-сервисов таким
стандартом   является   UDDI  (Universal  Description,  Discovery  and
Integration),    призванный    обеспечить    общую    для    различных
инструментальных   платформ   базу   взаимно   совместимых  технологий
описания, публикации, обнаружения и вызова сервисов.
     Индивидуальные  сервисы также могут быть классифицированы. С этой
целью,   как   правило,   применяются  дополнительные  классификаторы,
отражающие наиболее целесообразные способы структурирования информации
о  сервисах  для  конкретной организации, сообщества или отрасли. Но с
точки  зрения  применимости  UDDI в сервис-ориентированной архитектуре
наиболее методологически значимым элементом информационной модели UDDI
является  возможность  стандартизации типов сервисов. Используя те или
иные   параметры,   потребитель   может   найти   в   реестре  сервис,
соответствующий его техническим или деловым потребностям.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ГОРОДСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕЖИМЕ "ОДНОГО ОКНА" (РЕДАКЦИЯ НА 26.04.2006)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа