Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ГОРОДСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕЖИМЕ "ОДНОГО ОКНА" (РЕДАКЦИЯ НА 26.04.2006)".
4.5. "Информационная шина" (магистраль) Основным связующим звеном к созданию системы оказания услуг в режиме "одного окна" должна стать так называемая "информационная шина". "Информационной шиной" является инфраструктура, предоставляемая МЭМ, обеспечивающая передачу данных между информационными системами, взаимодействующими в рамках реализации режима "одного окна". "Информационная шина" позволит реализовать ряд принципов: - распределенное проектирование - решения относительно внутренних особенностей информационных систем принимаются различными группами людей, имеющими собственные организационные, политические и экономические мотивы; - постоянство изменений - отдельные участки архитектуры могут претерпевать изменения в любой момент времени; - последовательное совершенствование - локальное улучшение компонентов архитектуры должно приводить к совершенствованию всей архитектуры в целом, т.е. к росту суммарной полезности компонентов того же уровня, что и изменяемый, равно как и компонентов более низкого и более высокого уровней; - рекурсивность - однотипные решения имеют место на различных уровнях архитектуры. "Информационная шина" для систем, взаимодействующих в рамках "одного окна", необходима для обеспечения унифицированного взаимодействия систем. Также данная шина позволит унифицировать требования к подключаемым системам в рамках обеспечения предоставления новых услуг, регламентировать принципы организационного и информационного взаимодействия между организациями-участниками. "Информационная шина" также предоставляет совокупность всех утвержденных протоколов взаимодействия, систем обмена, мониторинга прохождения выполнения заявок или подзапросов по заявке, стандартов интерфейсов информационных систем и т.д. "Информационная шина" должна обеспечивать надежную и защищенную связь взаимодействующих систем в рамках "одного окна" с учетом территориальной и организационной распределенности информационных систем. Для обработки запросов, являющихся комплексной услугой, необходимо принятие протоколов, обеспечивающих "граф взаимодействия" между сервисами информационных систем, типа управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM), как в потоковом варианте типа Workflow, так и для асинхронного взаимодействия. Протоколы защиты информации должны обеспечивать шифрование и электронную цифровую подпись документов, передаваемых с использованием "информационной шины". В настоящее время к проблеме обеспечения взаимодействия информационных систем наиболее предпочтительным представляется подход, основанный на интеграции с помощью XML и основанных на нем технологиях web-сервисов. Технологии web-сервисов - это набор основанных на XML спецификаций, обеспечивающих универсальный метод технического описания сервисов и взаимодействия с ними. Сами сервисы, реализованные в соответствии с этими спецификациями, называют web-сервисами. Именно технологии web-сервисов сыграли свою роль в наименовании сервис-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA) распределенных вычислительных систем. Ее достоинства заключаются в следующем: - разделение сложных прикладных программ на программные компоненты. Следовательно, различные задачи можно распределять сразу среди нескольких компаний разработчиков, получая несколько оперативных и независимых решений; - упрощение модернизации и обслуживания. Нередко обновление и обслуживание "монолитных систем" оказывается довольно дорогим и долгим. Программные приложения, состоящие из компонентов, расширяемы, и применять их можно неоднократно; - распределение программных компонентов среди компьютеров, наиболее подходящих для выполнения задачи. Кроме того, программные компоненты могут использоваться несколькими приложениями; - использование адаптеров при обращении к унаследованным системам. Адаптеры - интерфейсы, обеспечивающие возможность организовать взаимодействие с унаследованными информационными системами. В сервис-ориентированной архитектуре сервисы рассматриваются как автономные объекты, управление которыми не централизовано. Это позволяет взаимодействующим посредством сервисов информационным системам развиваться в соответствии с потребностями бизнеса, которые потребителям сервисов, как правило, не только не известны, но и не интересны. Однако это было бы невозможно, если бы интерфейс сервиса не был прочно закреплен обоюдным соглашением провайдера и потребителя сервиса. Одной из отличительных черт сервис-ориентированной архитектуры является наличие "контрактов", описывающих интерфейсы сервисов, т.е. технических регламентов для систем, "какие входные данные, какие выходные данные". Такой "контракт" представляет собой документ, специфицирующий ожидания сервиса по отношению к его потребителям и наоборот. Контракты web-сервисов описываются WSDL-документом, в нотации XML определяющим, как потребители должны обращаться к сервису. Использование XML на этом этапе имеет принципиальное значение, позволяя и поставщику, и потребителю сервиса не зависеть от определенной платформы. Основанный на сервис-ориентированной архитектуре подход к созданию и обеспечению функционирования "информационной шины" обусловлен следующими требованиями: - обеспечение совместимости информационных систем на техническом уровне, включая протоколы передачи данных и форматы их представления; - обеспечение взаимной употребимости полученной информации на основе общего понимания взаимодействующими информационными системами ее значения. Основным методологически значимым компонентом при рассматриваемом подходе является реестр сервисов. Поставщик сервиса размещает информацию о своих сервисах в указанном реестре, что дает возможность потребителю в любой момент найти необходимый ему сервис. На первый взгляд кажется, что в этом нет ничего особенного, однако за этим процессом общения скрывается основное качество сервис-ориентированной архитектуры - слабая связанность. Благодаря этому свойству сервисы обретают мобильность, способность перемещаться с одного сервера на другой, не требуя согласования и координации со всеми потребителями. Естественно, что потребители сервисов в ряде случаев не способны и не должны принимать во внимание регулярное перераспределение ресурсов, обеспечивающих функционирование сервисов. Слабое связывание также позволяет отложить момент конечной сборки связей до времени исполнения, а не времени разработки программы, что характерно для традиционных монолитных систем. Можно также во время исполнения менять параметры связи (такие как: адрес, протокол и канал взаимодействия). Это придает несколько измерений гибкости самой связке между поставщиком и потребителем сервиса - соответственно вызываемым и осуществляющим вызов объектами. В частности, поставщик и потребитель могут функционировать на сколь угодно физически удаленных инфраструктурах. Каждая из систем может иметь собственные параметры функционирования, а любые изменения в них, не затрагивающие интерфейс сервиса, не требуют остановки ни одной из них. Поскольку слабая связанность существенно снижает необходимость ручной координации изменений в информационной инфраструктуре со всеми взаимодействующими сторонами, сама возможность многосторонней интеграции становится вероятнее, а ее привлекательность существенно возрастает. Программный интерфейс реестра сервисов составляет часть стека протоколов взаимодействия. В наборе технологий web-сервисов таким стандартом является UDDI (Universal Description, Discovery and Integration), призванный обеспечить общую для различных инструментальных платформ базу взаимно совместимых технологий описания, публикации, обнаружения и вызова сервисов. Индивидуальные сервисы также могут быть классифицированы. С этой целью, как правило, применяются дополнительные классификаторы, отражающие наиболее целесообразные способы структурирования информации о сервисах для конкретной организации, сообщества или отрасли. Но с точки зрения применимости UDDI в сервис-ориентированной архитектуре наиболее методологически значимым элементом информационной модели UDDI является возможность стандартизации типов сервисов. Используя те или иные параметры, потребитель может найти в реестре сервис, соответствующий его техническим или деловым потребностям. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ГОРОДСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕЖИМЕ "ОДНОГО ОКНА" (РЕДАКЦИЯ НА 26.04.2006)".