Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РОССИИ В 2007 - 2011 ГОДАХ")".
5. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам Выбор приоритетных целей и задач Программы основывается на стратегических целях и задачах Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, по повышению эффективности государственного управления и регулирования в части развития государственной статистики. Исходя из стратегических целей и задач развития государства по модернизации экономики, защите прав, свобод и безопасности граждан, обретению доверия общества к государственной власти, повышению уровня жизни граждан, обеспечению экономического роста, целью Программы является обеспечение пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими международным стандартам, путем формирования системы, направленной на повышение эффективности принятия управленческих решений. Достижение цели Программы будет обеспечиваться путем решения следующих основных задач: 1) оптимизация состава официальной статистической информации, разрабатываемой федеральными органами государственной власти для принятия управленческих решений и прогнозирования на различных уровнях государственного, муниципального и корпоративного управления, с учетом международного опыта; 2) минимизация информационной нагрузки на респондентов на основе применения современных методов статистического наблюдения; 3) интеграция и гармонизация статистических информационных ресурсов, разрабатываемых федеральными органами государственной власти; 4) модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации органов государственной статистики на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий; 5) развитие системы обратной связи с респондентами и пользователями статистической информации. Реализация первой задачи будет способствовать наиболее полному и качественному информационному обеспечению достижения стратегических национальных целей и решения задач на основе поступления и анализа исчерпывающей, объективной, научно обоснованной, надежной официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении Российской Федерации. На основе достигнутых результатов и исходя из требований дальнейшего совершенствования статистики в рамках экономической политики государства и ускоренных темпов информатизации общества необходимо решение новых важных методологических и практических проблем по следующим направлениям государственной статистики: макроэкономическая статистика, в том числе: система национальных счетов и таблицы "затраты - выпуск"; мониторинг макроэкономических показателей; статистика уровня жизни населения; демографическая статистика; статистика труда; статистика реформирования государственного управления; статистика здравоохранения; статистика физической культуры и спорта; статистика образования; статистика науки; статистика жилищно-коммунального хозяйства; статистика рыночных услуг; статистика транспорта; статистика связи; статистика цен; статистика финансов; статистика предприятий; статистика внутренней и внешней торговли; статистика сельского хозяйства; статистика природных ресурсов и охраны окружающей среды; статистика строительства; статистика "информационного общества"; статистика деятельности межрегиональных компаний; статистика инноваций; статистика непрерывного образования; статистика деятельности в области транспортной логистики; статистика туризма; статистика культуры; развитие системы экономико-статистических классификаций в информационной системе государственной статистики. В целях реализации второй задачи необходимо дальнейшее развитие информационных статистических ресурсов с учетом организации государственных статистических наблюдений при оптимальном сочетании периодического проведения всероссийских переписей и выборочных статистических обследований. Широкое внедрение выборочных обследований является важным аспектом дальнейшего развития государственной статистики, обеспечивающим сокращение затрат и сроков на проведение статистических работ и уменьшение информационной нагрузки на респондентов. Выборочный метод является основным при проведении периодических статистических наблюдений населения, субъектов малого предпринимательства в большинстве государств и широко используется российской статистикой. Одной из крупнейших работ в ближайшие годы в этой области является создание на базе территориальной выборки многоцелевого назначения, основанной на информационном массиве Всероссийской переписи населения 2002 года, выборочных совокупностей, отражающих современную структуру населения, его социально-экономическое и демографическое состояние. Применение выборочного метода, основанного на принципах вероятностного отбора, позволяет сделать научно обоснованные выводы обо всей исследуемой совокупности, осуществляя при этом статистический контроль за точностью и достоверностью полученных результатов. Организация и проведение государственных статистических наблюдений, в том числе с использованием выборочных методов, проведение сплошных обследований и всероссийских переписей будет и далее базироваться на единой информационной основе, сформированной в рамках статистического регистра хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики. На его базе определяются совокупности хозяйствующих субъектов, включая малые, средние и крупные предприятия, формируются специальные признаки объектов наблюдения для реализации конкретных статистических задач. Учитывая тенденции развития рыночных отношений, ослабление административных барьеров для начала предпринимательской деятельности и задачу снижения нагрузки на отчитывающиеся хозяйствующие субъекты, актуальной является разработка принципиально новых методологических подходов по организации статистического учета единиц наблюдения, в частности, использование новых критериев определения единиц статистического наблюдения, а также отражение в статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики финансовых связей объектов. Число выборочных обследований в 2011 году увеличится по сравнению с 2005 годом на 15 - 20 процентов и они будут проводиться для наблюдения во всех секторах экономики. Реализация третьей задачи связана с необходимостью создания единой системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти, которая предназначена для целостного обеспечения своевременности, качества и полноты формирования макроэкономической статистики на основе решения задачи интеграции статистических информационных ресурсов в масштабах государства с целью ее эффективного использования при решении задач управления и прогнозирования во всех сферах, включая анализ состояния и динамики развития национальной экономики. Основной целью является создание на базе ведомственных информационных ресурсов единого государственного интегрированного информационного статистического ресурса и обеспечение возможности оперативного доступа к нему заинтересованных пользователей статистической информации. В рамках проекта интернет-портала государственной статистики должна быть реализована единая точка входа в информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, формирующих статистические данные, размещенные на их интернет-сайтах. При этом обеспечивается возможность поиска статистической информации и доступа к ней по унифицированным процедурам. Формирование единого государственного интегрированного статистического ресурса предполагается в виде системы взаимодействующих хранилищ статистических данных, поставляющих информацию в центральное хранилище. Такой подход обеспечит повышение уровня автоматизации технологических процессов межведомственного взаимодействия в части сбора, обработки и доступа к статистической информации. Методические подходы и практические решения, использованные при создании интернет-портала государственной статистики, могут быть использованы при создании системы. В процессе формирования указанного ресурса определяющее значение имеет организация межведомственного обмена статистическими данными на основе использования единой методологии с учетом сформированных в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" решений по: обеспечению электронного межведомственного взаимодействия в полном соответствии со стандартами архитектуры "электронного правительства", формируемыми Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации; методическим подходам и практической реализации интернет-портала государственной статистики. Для создания единого государственного интегрированного статистического ресурса необходимо обязательное использование единой методологии и общероссийских классификаторов, а также принятие ряда нормативных правовых актов и проведение проектно-технических и технологических работ, обеспечивающих организацию межведомственного информационного взаимодействия. При этом требуется: разработка единых методических стандартов формирования информационно-статистических ресурсов, обеспечивающих доступ к ресурсам и возможность проведения комплексного анализа; формирование стандартов представления и обмена статистическими данными с учетом использования международных стандартов; обеспечение технологической, технической, методологической и информационной совместимости соответствующих информационных систем федеральных органов исполнительной власти. Это создаст основу для эффективного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в части формирования, использования и развития единого государственного интегрированного статистического ресурса. В рамках четвертой задачи для эффективной работы системы государственной статистики необходимо четко определять, как должна выстраиваться организация статистических работ, на каких принципах, при каком наборе решаемых задач она будет наиболее полно отвечать предъявляемым требованиям адекватности, полноты и достаточности. Требуется развитие методических подходов по установлению однородности и взаимосвязи изучаемых явлений, определению закономерностей в их изменении, представлению их в виде комплекса целевых задач, лежащих в основе функционального обеспечения создаваемых систем. Это важно при создании любых статистических систем и особенно при организации и реорганизации систем государственной статистики как наиболее масштабных и многомерных. Отсюда первостепенное значение приобретает модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации на основе применения современных информационно-телекоммуникационных систем с использованием высокоскоростных цифровых каналов связи и хранилищ данных большой емкости, что создает основу для формирования баз микроданных. Использование интернет-технологий и геоинформационных систем обеспечит переход на качественно новый уровень обслуживания, включая оперативный доступ к статистическим данным, и расширение числа пользователей. При этом планируется ускоренное создание новой информационной инфраструктуры органов государственной статистики путем их масштабного переоснащения современными техническими и программными средствами с автоматизацией рабочих мест на основе новых технологических решений. Основными направлениями совершенствования статистических информационных ресурсов станут: развитие сетевой и вычислительной инфраструктуры государственной статистики; развитие информационной технологии сбора, формирования, хранения и распространения статистических данных; развитие интегрированной технологии статистики и анализа; обучение специалистов и технического персонала. В ходе реализации пятой задачи будет существенно расширен доступ пользователей к официальной статистической информации. Необходимо расширить использование современных систем распространения статистической информации за счет геоинформационных технологий, позволяющих представить пользователям в наиболее удобном для восприятия виде статистические данные, в том числе графики, диаграммы, картограммы, в привязке к территории в границах административно-территориальных образований. В целом применение современных технологий позволит повысить оперативность доведения до пользователей официальной статистической информации. Институциональное развитие Федеральной службы государственной статистики с учетом международных норм в области статистики является ключевым фактором обеспечения эффективного распространения статистической информации, создания потенциала, необходимого для удовлетворения потребностей всех групп пользователей. Более высокая доступность статистической информации является необходимым условием для мониторинга последствий структурных и институциональных реформ, проводимых всеми заинтересованными сторонами. В связи с этим в уточнении нуждается действующий порядок предоставления данных для их эффективного использования органами государственной власти и управления федерального и регионального уровней, а также другими заинтересованными пользователями. Рост числа статистических показателей, совершенствование программных средств электронной обработки и хранения данных, возрастающее число запросов на статистическую информацию со стороны пользователей, а также повышение требований к качеству и достоверности распространяемой статистической информации обусловливают необходимость совершенствования административных процедур Федеральной службы государственной статистики, развития взаимодействия с пользователями статистических данных. Представляется важным сформировать каналы обратной связи с респондентами и потребителями статистической информации, определить требования пользователей к статистической информации, обеспечив при этом защиту информационных статистических ресурсов, в частности баз данных, от несанкционированного доступа. Одним из главных принципов органов государственной статистики является уважение прав респондентов. Достоверность официальной статистической информации напрямую зависит от ответственности респондентов за предоставление статистических данных. Гарантией доверия респондентов к органам государственной статистики должны быть конфиденциальность представленных ими для формирования официальной статистики данных, а также уверенность в том, что эти данные не будут использованы не в статистических целях. Вместе с тем каждый респондент заинтересован в получении сводной и рейтинговой информации, необходимой для определения своей роли в производственном процессе, и одна из задач органов государственной статистики - предоставить ему эту информацию. Создание канала обратной связи с пользователями статистической информации в процессе информационного взаимодействия позволит Федеральной службе государственной статистики оценить степень востребованности статистических данных, выработать новые подходы к распространению статистической информации, разработать регламентные документы, регулирующие доступ к статистическим информационным ресурсам. Предполагаются создание новой структуры управления системой распространения статистических данных, соответствующей лучшей международной практике, и разработка инструментов, соответствующих запросам различных групп пользователей. Создание комплексной системы управления процессом распространения статистической информации с использованием высокопроизводительных вычислительных и телекоммуникационных средств позволит более эффективно использовать статистические ресурсы в интересах общества и государства для подготовки на качественно новой основе официальных статистических публикаций с целью максимального удовлетворения потребностей пользователей статистики. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РОССИИ В 2007 - 2011 ГОДАХ")".