ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТ. Приказ. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. 25.05.06 229

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ВВЕДЕНИЕ

     В  соответствии с поручением Правительства Российской Федерации и
протоколом  совещания у Руководителя Аппарата Правительства Российской
Федерации  -  Министра  Российской Федерации С.Е. Нарышкина от 25 июля
2005  г.  N  СН-П16-21пр Министерство культуры и массовых коммуникаций
Российской  Федерации  разработало  Методические  указания  по решению
вопросов  местного  значения в области культуры на основе Федерального
закона  от  6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного  самоуправления  в Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон  N  131-ФЗ) и действующего федерального законодательства в целях
оказания  методической помощи главам муниципальных образований (главам
местных  администраций),  органам  управления  культурой муниципальных
образований и муниципальным организациям культуры.
     Методические  указания подготовлены с учетом изменений, внесенных
Федеральным  законом  от  31  декабря  2005  г.  N  199-ФЗ "О внесении
изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской Федерации в
связи с совершенствованием разграничения полномочий".
     Необходимые  преобразования  организаций  культуры,  связанные  с
реформой  местного  самоуправления,  должны обеспечить сохранение всех
положительных   достижений   в  сфере  культуры,  учитывать  специфику
образования  сети  общедоступных  учреждений культуры, многообразие их
видов    и   организационно-правовых   форм,   условий   хозяйственной
деятельности и финансирования, а также других сторон функционирования.
     По  состоянию  на  1 января 2004 г. в муниципальной собственности
сосредоточено 121933 учреждения или 96% учреждений культуры Российской
Федерации.    В   повсеместной   практике   в   качестве   учредителей
муниципальных   организаций   культуры   выступали   районные   органы
управления в лице отделов (управлений, комитетов) культуры и комитетов
по управлению имуществом.
     К  началу  2005  г.  объем  недвижимого  имущества  муниципальных
объектов культуры составлял 80% районного имущества по отношению к 20%
имущества  сельских администраций. Оборудование, средства коммуникации
и транспорт на 90% являлись собственностью районов. Кроме того, в ряде
территорий России муниципальные объекты культуры принадлежали субъекту
федерации.
     Оплата  труда,  финансирование  текущих  и  коммунальных расходов
обеспечивались  за  счет  консолидированного  бюджета района. В случае
недостаточности   местного   бюджета  из  средств  субъекта  федерации
оказывалась финансовая помощь.
     Характерной   особенностью   муниципальных  организаций  культуры
являлась  высокая концентрация основных ресурсов по производству услуг
культуры и досуга на уровне муниципального района.
     Муниципальные организации культуры традиционно представлены:
     - библиотеками,  объединенными  в  централизованные  библиотечные
системы;
     - клубами  различных  типов  (Дома  и  Дворцы  культуры, сельские
клубы,  Центры  культуры и досуга, национально-культурные Центры, Дома
народного   творчества,   Дома  ремесел,  Дома  фольклора,  молодежные
культурные Центры, передвижные Центры культуры и досуга);
     - краеведческими и мемориальными музеями;
     - детскими  школами  искусств,  музыкальными,  художественными  и
хореографическими школами;
     - парками культуры и отдыха;
     - кинотеатрами и киноконцертными залами;
     - выставочными залами и галереями;
     - муниципальными творческими коллективами <1>.
--------------------------------
     <1>  Муниципальный творческий коллектив - это группа исполнителей
любого  жанра  творчества  (хор,  оркестр,  цирковой, хореографический
коллектив,  другое),  которая  в отличие от самодеятельного коллектива
получает   финансирование   из   бюджета   на   штат  и  деятельность.
Муниципальный  коллектив  можно  рассматривать как сетевую единицу без
образования  юридического  лица,  его финансирование осуществляется по
отдельной смете.

     Названные  структуры  различаются  по:  а)  характеру выполняемых
функций;   б)   организации   творческого  процесса;  в)  особенностям
применяемого труда.
     В   силу   географических  особенностей  нашей  страны  и  слабой
коммуникационной инфраструктуры для сельского населения, жителей малых
городов,  районов  Крайнего  Севера,  Дальнего  Востока  и большинства
регионов    Сибири    муниципальные   учреждения   культуры   являются
единственными   структурами,   обеспечивающими  конституционные  права
граждан  на  пользование  учреждениями  культуры и доступ к культурным
благам.
     Доля   общественных  организаций  в  муниципальных  образованиях,
обеспечивающих  услуги  культуры, по данным Всероссийского мониторинга
новых   форм   учреждений  культуры  составляет  0,10%.  Доля  частных
организаций,  обеспечивающих  услуги  в  сфере  культуры  и  досуга  в
муниципальных   образованиях,   составляет  около  15%  и  в  основном
сосредоточена в городах и районных центрах.
     Общественные  и  частные  организации  активно используют в своей
деятельности   творческие   коллективы,   кадровые,  информационные  и
методические  ресурсы  муниципальных  организаций  культуры.  Развитие
некоммерческого  сектора  в  сфере культуры на муниципальном уровне за
счет  общественных и частных организаций во многом сдерживается в силу
следующих  объективных  причин:  низкий  уровень доходов населения, не
позволяющий  оплачивать услуги культуры по рыночной цене; ограниченный
круг предложения общественных и частных организаций, позиционированный
на  состоятельного  потребителя; неразвитость общественных институтов;
географические и демографические особенности, требующие дифференциации
объемов и типов услуг культуры и досуга.
     Явное   преимущество   муниципальных  учреждений  культуры  перед
другими  организаторами  заключается  в  системной  практике  создания
культурной  среды,  в  сохранении и преумножении культурных традиций и
местной  идентичности,  в  создании  условий для социальной интеграции
местного сообщества.
     Базовым   элементом   создания   услуг  муниципальных  учреждений
культуры   являются   самодеятельные   объединения   граждан  по  всем
направлениям творческой и социокультурной деятельности.
     Муниципальные  организации культуры создают комплексные услуги по
обеспечению   культурного   досуга   в   массовых,   интерактивных   и
индивидуальных   формах.  Концерты,  театральные  спектакли,  выставки
художников     и     мастеров    декоративно-прикладного    творчества
обеспечиваются    на    муниципальном    уровне    силами   участников
самодеятельных творческих коллективов и в силу этих особенностей имеют
достаточно высокую экономическую эффективность.
     Муниципальные   организации  культуры  обеспечивают  библиотечные
услуги, создают и экспонируют местные музейные предметы и коллекции.
     Муниципальные   учреждения  культуры  исполняют  функции  центров
инициатив  местного  сообщества,  патриотического  воспитания граждан,
сохранения и развития национальных культур.
     Массовым  потребителем  услуг  муниципальных  учреждений культуры
является молодежь, приток которой в творческие коллективы за последние
5  лет  возрос  на  25%.  Это  особенно  актуально  на фоне статистики
Министерства  обороны Российской Федерации, по данным которого большая
часть  личного состава Российской Армии состоит из жителей сел и малых
городов. Отличительной особенностью муниципальных организаций культуры
является  целенаправленная  работа  с  социально  незащищенными слоями
населения, которая ведется на безвозмездной основе.
     По   итогам  Всероссийского  мониторинга  досуговых  предпочтений
населения    в    муниципальных   образованиях   учреждения   культуры
позиционируются как центры информации, общения и социальных инициатив.
На   основании   репрезентативной   выборки   87%  опрошенных  считают
муниципальные   учреждения  культуры  основным  источником  культурной
деятельности и организации досуга.
     Анализ  регионального  законодательства  о культуре, региональных
программ  развития  культуры,  других нормативных документов субъектов
Российской  Федерации  по  вопросам культуры позволяет сделать вывод о
том,    что    муниципальные   учреждения   культуры   позиционируются
руководителями  органов  власти  и  управления  субъектов  федерации и
муниципальных   образований   как  фактор  экономического  развития  и
социальной стабильности.
     Конституцией  Российской  Федерации в статье 44 установлено право
граждан  на  участие  в  культурной  жизни  и пользование учреждениями
культуры, право на доступ к культурным ценностям.
     Конституция   возложила   на   Российскую  Федерацию  и  субъекты
федерации  обеспечение  законности  и  правопорядка, имея в виду режим
строгого   и   неукоснительного   соблюдения  Конституции,  законов  и
основанных  на  них  нормативных  правовых  актов. Поэтому обеспечение
законности означает соблюдение всеми органами государственной власти и
органами  местного самоуправления правопорядка, требующего неуклонного
соблюдения Конституции и других нормативных правовых актов.
     Исходя  из  совокупности  норм  российского  законодательства  по
вопросам  в сфере культуры, в данных методических указаниях предложена
технология  преобразования ныне действующей сети учреждений культуры в
соответствии    с    разграничением    полномочий   органов   местного
самоуправления.
     Настоящие  Методические указания стремятся дать оперативный ответ
на  решение проблем, возникших в ходе реализации Федерального закона N
131-ФЗ. В качестве основных проблем следует отметить:
     - субъективное  толкование  на  местах некоторых норм закона, что
повлекло  за  собой неоправданную ликвидацию ряда организаций культуры
(музеи,  киноустановки, учреждения клубного типа, методические центры,
другое);
     - разрушение единства библиотечных и музейных фондов;
     - ликвидацию  районных Домов и Центров культуры, централизованных
библиотечных  систем,  создающих  комплексные  услуги  для  населенных
пунктов, не обладающих ресурсами для производства услуг культуры;
     - ликвидацию органов управления культуры.
     В Методических указаниях предложена технология преобразовательных
процессов и образцы нормативных документов, необходимых для реализации
полномочий по вопросам культуры на уровне муниципальных образований.
     Отдельный   раздел  посвящен  правовому  обоснованию  создания  и
определению   функций   органов  управления  культурой  муниципального
района.
     В    указания   включены   главы   по   урегулированию   вопросов
библиотечного  обслуживания,  обеспечению  сохранения  нематериального
культурного  наследия  <2> (клубы, творческие коллективы), организации
досуга  и  массового  отдыха населения. Принимая во внимание тот факт,
что  основная  доля  организаций  культуры  приходится  на  учреждения
культуры   клубного  типа  и  библиотеки,  разработчики  сосредоточили
внимание   на  примерах,  касающихся  именно  этих  типов  организаций
культуры.  Приведены образцы нормативных правовых актов по их созданию
и организации деятельности.
--------------------------------
     <2>  Нематериальное культурное наследие - обычаи, знания, навыки,
предметы,  культурные пространства, признанные сообществами в качестве
культурного  наследия  и  свидетельствующие  о культурном разнообразии
народов   мира   (см.   Конвенцию  ЮНЕСКО  от  17  октября  2003  г.).
Нематериальное  культурное  наследие проявляется в следующих областях:
устные    традиции;   исполнительские   искусства;   обычаи,   обряды,
празднества;  знания  и  навыки,  связанные с традиционными ремеслами.
Сохранение  (охрана)  -  означает  принятие  мер  с  целью обеспечения
жизнеспособности,     включая     идентификацию,     документирование,
исследование,  популяризацию  с  помощью  формального  и неформального
образования, возрождение различных аспектов такого наследия.

     В  отношении  других  учреждений  культуры и досуга, составляющих
инфраструктуру  муниципальной  сети, разработчики сочли целесообразным
привести  образцы  положений  нормативных  документов.  Такая  позиция
обусловлена  тем,  что  готовятся  изменения  в  Федеральный  закон "О
Музейном  фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации",
а  также  по вопросам деятельности музеев Роскультурой готовится новая
инструкция.  В связи с тем, что Минкультуры России готовит предложения
о   переводе   кинотеатров   и  парков  культуры  и  отдыха  в  другие
организационно-правовые  формы,  разработчики  сочли целесообразным не
затрагивать  в  данных  Методических  указаниях  вопросы регулирования
деятельности этих учреждений.
     По  мнению  разработчиков настоящих указаний, вопросы, касающиеся
полномочия  органов  местного  самоуправления  по  охране и сохранению
объектов   культурного  наследия,  требуют  рассмотрения  в  отдельных
методических  рекомендациях  в  связи  с  подготовкой ряда изменений в
комплекс  законодательных  актов  Российской  Федерации,  регулирующих
отношения в области охраны и сохранения объектов культурного наследия,
которые  затронут компетенцию органов местного самоуправления в данной
сфере общественных отношений.
     С  учетом многочисленных запросов органов исполнительной власти и
специалистов   учреждений   культуры  из  территорий,  в  Методических
указаниях  даны  разъяснения о делегировании полномочий от поселения -
муниципальному  району,  от  субъекта  федерации  -  к  муниципальному
району,  а также уделено внимание обеспечению деятельности организаций
культуры,  исполняющих  функции межпоселенческого характера. Приведены
образцы нормативных правовых актов, соглашений и договоров.
     В  отдельной  главе  приведены разъяснения по составлению реестра
расходных обязательств муниципального образования, касающиеся вопросов
культуры.
     Согласно  Федеральному  закону  от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ "О
внесении  изменений  в  статьи  83  и 85 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Федеральный  закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации  в  части регулирования межбюджетных отношений" и в статью 7
Федерального  закона  "О  внесении  изменений  в части первую и вторую
Налогового  кодекса  Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых  законодательных  актов  (положений  законодательных  актов)
Российской  Федерации  о  налогах и сборах" до 1 января 2009 г. введен
переходный   период.   В  связи  с  чем,  в  переходный  период  вновь
образованные   поселения,  на  основании  закона  субъекта  Российской
Федерации,  могут  решать  вопросы местного значения в сфере культуры,
исходя из степени готовности, либо решение этих вопросов, до окончания
переходного периода, остается в компетенции муниципальных районов.

     Настоящие   Методические   указания   разработаны   Департаментом
культуры  Министерства  культуры  и  массовых  коммуникаций Российской
Федерации  (директор  Департамента - Ю.А. Шубин, заместитель директора
Департамента     -     С.Н.    Горушкина,    заместитель    начальника
координационно-аналитического     отдела     И.А.    Тозыякова)    при
консультационно-аналитической   поддержке   Института   реформирования
общественных  финансов  (директор  -  В.В.  Климанов) и Центра научных
исследований социально-экономических проблем культуры (директор - Е.Л.
Игнатьева),   согласованы   с   Министерством  регионального  развития
Российской  Федерации,  Министерством  финансов  Российской Федерации,
Министерством  экономического развития и торговли Российской Федерации
и Министерством юстиции Российской Федерации.
     При    разработке    указаний    были   использованы   материалы,
предоставленные   органами   управления   культуры   Красноярского   и
Ставропольского   краев,   Белгородской,  Вологодской,  Новосибирской,
Омской,  Свердловской  и  Томской  областей,  а также других субъектов
Российской Федерации.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа