ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТ. Приказ. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. 25.05.06 229

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. РАЗЪЯСНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПОНЯТИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯ
         ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТУРЫ

     Федеральным  законом  N  131-ФЗ определены полномочия сельского и
городского  поселений,  полномочия  муниципального района и полномочия
городского   округа   по  вопросам  культуры,  которые  заключаются  в
следующем:
     Вопросы местного значения поселения (статья 14):
     - организация      библиотечного      обслуживания     населения,
комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;
     - создание  условий  для организации досуга и обеспечения жителей
поселения услугами организаций культуры;
     - сохранение,  использование и популяризация объектов культурного
наследия  (памятников истории и культуры), находящихся в собственности
поселения,  охрана объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры)   местного   (муниципального)   значения,  расположенных  на
территории поселения;
     - создание  условий для развития местного традиционного народного
художественного   творчества,  участие  в  сохранении,  возрождении  и
развитии народных художественных промыслов в поселении;
     - создание  условий  для  массового  отдыха  жителей  поселения и
организация обустройства мест массового отдыха;
     - формирование архивных фондов поселения;
     - органы  местного  самоуправления имеют право на создание музеев
поселения.
     Вопросы местного значения муниципального района (статья 15):
     - организация      библиотечного      обслуживания      населения
межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;
     - создание  условий  для обеспечения поселений, входящих в состав
муниципального  района,  услугами  по  организации  досуга  и услугами
организаций культуры;
     - создание  условий для развития местного традиционного народного
художественного   творчества   в   поселениях,   входящих   в   состав
муниципального района;
     - органы  местного  самоуправления  муниципального  района  имеют
право на создание музеев муниципального района;
     - формирование   и   содержание  муниципального  архива,  включая
хранение архивных фондов поселений;
     - организация   предоставления   дополнительного  образования  на
территории муниципального района.
     Вопросы местного значения городского округа (статья 16):
     - организация предоставления дополнительного образования;
     - организация      библиотечного      обслуживания     населения,
комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;
     - создание  условий для развития местного традиционного народного
художественного   творчества,  участие  в  сохранении,  возрождении  и
развитии народных художественных промыслов в городском округе;
     - создание  условий  для организации досуга и обеспечения жителей
городского округа услугами организаций культуры;
     - сохранение,  использование и популяризация объектов культурного
наследия  (памятников  истории  и  культуры) местного (муниципального)
значения, расположенных на территории городского округа;
     - создание условий для массового отдыха жителей городского округа
и организация обустройства мест массового отдыха населения;
     - формирование и содержание муниципального архива;
     - органы местного самоуправления городского округа имеют право на
создание музеев.
     Объем  полномочий  местных  органов  власти  по вопросам культуры
можно условно разделить на одиннадцать самостоятельных групп:
     1)    организация    библиотечного   обслуживания   населения   и
комплектование библиотечных фондов;
     2)     организация     библиотечного    обслуживания    населения
межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;
     3)  создание условий для организации досуга и обеспечения жителей
услугами организаций культуры;
     4)  создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав
муниципального  района,  услугами  по  организации  досуга  и услугами
организаций культуры;
     5) создание условий для развития местного традиционного народного
художественного творчества;
     6)   участие   в  сохранении,  возрождении  и  развитии  народных
художественных промыслов;
     7) создание муниципальных музеев;
     8)  создание  условий  для  массового  отдыха жителей поселений и
организация обустройства мест массового отдыха;
     9) организация предоставления дополнительного образования;
     10)  охрана  и  сохранение объектов культурного наследия местного
значения;
     11) формирование и содержание муниципального архива.
     Особенно  следует  подчеркнуть  два  новых полномочия, входящих в
компетенцию    муниципального    района,    касающихся    деятельности
межмуниципальных   библиотек  и  условий  для  обеспечения  поселений,
входящих   в   состав   муниципального  района,  услугами  организаций
культуры.  Эти два полномочия влекут за собой изменения в традиционном
структурном  обеспечении  культурной  деятельности,  а также в системе
управления  и  финансирования  бывших районных структур, таких как ЦБС
(централизованная библиотечная система) и РДК (районный Дом культуры).
Порядок    реализации    данного   полномочия   будет   рассмотрен   в
соответствующих главах Методических указаний.
     Согласно  статье 40 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992
г.  N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
(далее   -  Основы  законодательства  о  культуре)  указанные  вопросы
относятся    к    полномочиям    органов    местного    самоуправления
соответствующих видов муниципальных образований в области культуры.
     С   целью   определения  порядка  реализации  полномочий  органов
местного   самоуправления   по   вопросам  культуры,  необходимо  дать
разъяснение  некоторых  понятий,  вызывающих  наибольшую сложность при
толковании,  а  именно  -  "создание  условий для организации досуга и
обеспечения жителей услугами организаций культуры" и "создание условий
для массового отдыха жителей поселений и организация обустройства мест
массового отдыха".
     При   толковании   понятия   "условия  для  организации  досуга",
вероятно, надо исходить из определения самого термина "досуг", который
означает  время,  незанятое  работой  или  другим делом, или отдельные
моменты  свободного  времени,  промежутки между работой. Не вдаваясь в
полемику   по  этому  вопросу,  отметим,  что  по  мнению  большинства
исследователей,  досуг  подразделяется на познавательный, творческий и
рекреационный.
     В  нашем  случае,  если  в Федеральном законе N 131-ФЗ союзом "и"
объединены  "создание  условий для организации досуга" с "обеспечением
жителей  услугами организаций культуры", то, вероятно, подразумевается
возможность:
     1)  содержать  соответствующие  организации  культуры,  в которых
население   может   проводить   свой  досуг,  занимаясь  в  творческих
коллективах,  либо  посещая  концерты,  выставки,  другие  мероприятия
культурно-познавательного и развлекательного характера, или
     2) закупать услуги организаций культуры, например, организовывать
гастроли   театров,   приглашать  отдельных  артистов,  организовывать
фестивали,   концерты,  выставки,  обеспечивать  услугами  передвижных
учреждений культуры".
     Независимо  от  того,  на  территории  муниципального образования
создается  услуга, или она закупается, несомненным является реализация
полномочия  по  созданию  условий  для  организации  досуга, массового
отдыха и обеспечения услугами организаций культуры.
     Таким  образом,  руководствуясь  пунктом  3  части  1  статьи  17
Федерального закона N 131-ФЗ, определяющей полномочия органов местного
самоуправления по решению вопросов местного значения, понятие "условия
для  организации  досуга  и  обеспечение  жителей услугами организаций
культуры"  подразумевает  право муниципального образования создавать и
финансировать соответствующие учреждения культуры и досуга.
     Кроме  того,  пункт  8  части  2 и часть 4 статьи 50 Федерального
закона  N  131-ФЗ  предусматривает, что в собственности муниципального
образования    может   находиться   имущество,   предназначенное   для
организации   досуга   и   обеспечения   жителей   поселения  услугами
организаций  культуры.  При  этом  следует  учитывать,  что  указанное
имущество   может  быть  закреплено  за  муниципальными  организациями
культуры,   обеспечивающими  организацию  досуга  и  массового  отдыха
населения.
     Федеральным законом N 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения
предусматривается  создание  условий  для  массового отдыха. Поскольку
действующее  законодательство  не  дает  толкование  понятия "массовый
отдых",   то   финансирование   учреждений   культуры,  обеспечивающих
различные   формы   массового  отдыха  (народные  гуляния,  местные  и
государственные праздники, другое), может быть реализовано также через
данное полномочие.
     Наличие  в  Федеральном  законе  N  131-ФЗ  определенного вопроса
местного  значения "создание условий для организации досуга, массового
отдыха  и  обеспечения услугами организаций культуры" позволяет издать
муниципальный  нормативный правовой акт, необходимый для возникновения
расходного   обязательства   муниципального   образования  (статья  86
Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
     Порядок принятия нормативных правовых актов установлен статьей 43
N 131-ФЗ.
     В  части  6  указанной  статьи  определено  право  главы  местной
администрации  в пределах своих полномочий, установленных нормативными
правовыми  актами,  в  том  числе  уставом муниципального образования,
издавать постановления по вопросам местного значения.
     Таким   образом,  постановление  главы  местной  администрации  о
создании   организации   культуры   (или   муниципального  творческого
коллектива),  о  проведении мероприятия, о реализации любого проекта в
сфере   культуры   и  досуга  является  основанием  для  возникновения
расходного  обязательства.  Вследствие этого муниципальное образование
обязано    предоставлять    средства    бюджета   для   финансирования
муниципальных  организаций культуры либо для реализации муниципального
заказа на услуги культуры.
     Исходя   из  общего  правила,  услуги  по  организации  досуга  и
обеспечению   массового   отдыха   населения   традиционно   оказывают
учреждения культуры.
     Под организацией культуры, в соответствии с Положением об основах
хозяйственной  деятельности  и  финансирования  организаций культуры и
искусства  (далее  -  Положение об основах хозяйственной деятельности)
<3>,  понимается  организация, созданная учредителем для осуществления
культурной  деятельности  некоммерческого  характера, финансируемая им
полностью  или  частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве
оперативного  управления. В пункте 8 указанного Положения сказано, что
деятельность  организаций культуры направлена на сохранение, создание,
распространение   и   освоение  культурных  ценностей,  предоставление
культурных благ населению в различных формах и видах.
--------------------------------
     <3>  Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации
от  26  июня  1995  г. N 609 (с изменениями, внесенными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 919).

     Пункт   1   Положения   об   основах  хозяйственной  деятельности
определяет  перечень  некоммерческих  организаций  культуры, а именно:
профессиональные  театры  (драматические,  оперные,  балетные, кукол и
др.),  филармонии,  цирки,  самостоятельные творческие исполнительские
коллективы,  концертные  залы,  творческие центры и другие организации
исполнительских  искусств, основная деятельность которых ориентирована
на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других
представлений  и (или) их организацию и подготовку; библиотеки, музеи,
депозитарии  произведений  культуры  и  искусства,  выставочные залы и
картинные  галереи,  парки  культуры  и  отдыха,  зоопарки, учреждения
клубного  типа  (Дома и Дворцы культуры, клубы, социально-культурные и
другие    специализированные   и   многофункциональные   комплексы   и
объединения),  центры культуры и искусства, научно-методические центры
народного  творчества  и  другие  организации,  основная  деятельность
которых    носит    просветительный,   культурно-досуговый   и   (или)
научно-методический   и  информационный  характер;  иные  организации,
основная  деятельность  которых  направлена  на  сохранение, создание,
распространение   и   освоение  культурных  ценностей,  предоставление
культурных благ населению.
     Принимая  решение  о  создании  организации  культуры, необходимо
учесть  перечень  видов экономической деятельности в сфере культуры. В
соответствии   с   действующим  Общероссийским  классификатором  видов
экономической деятельности (далее - ОКВЭД) <4>, введенным в действие с
1   января   2003   г.   Деятельность   организаций   культуры   может
осуществляться   в   разнообразных   формах,   которым   присваиваются
соответствующие коды для государственной регистрации. Практически весь
спектр   организаций   культуры,  благодаря  обобщенным  формулировкам
(например, деятельность в области искусства, деятельность концертных и
театральных  залов,  библиотек,  архивов,  учреждений  клубного типа и
других), охвачен ОКВЭД.
--------------------------------
     <4> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001
г. N 454-ст.

     Создавая  учреждение  культуры,  следует  также руководствоваться
статьей   176  Бюджетного  кодекса,  которая  гласит,  что  бюджетному
учреждению  устанавливаются  задания по предоставлению государственных
или   муниципальных  услуг  в  зависимости  от  цели  функционирования
бюджетного  учреждения.  Перечень  услуг  в  сфере  культуры утвержден
Общероссийским классификатором услуг населению (далее - ОКУН) <5>. При
наличии  указания  в  положении  об  организации  культуры  и в уставе
организации  культуры  соответствующих  видов  деятельности  и  услуг,
приведенных  в классификаторах ОКВЭД и ОКУН, данная организация должна
быть отнесена к сфере культуры.
--------------------------------
     <5>  Постановление Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 в
редакции  изменений N 7/2003, утвержденных Госстандартом России 1 июля
2003 г.

     Статьей  4  Основ  законодательства о культуре определены области
культурной деятельности, регулируемые федеральным законодательством.
     К числу таких регулируемых видов деятельности относится: народная
культура во всех ее проявлениях, таких, как фольклор, обычаи и обряды;
художественные    народные    промыслы   и   ремесла;   самодеятельное
(любительское)  народное творчество; музейное, библиотечное и архивное
дело;   охрана   и   использование   памятников  истории  и  культуры;
сценические, музыкальные и другие виды и жанры искусства; эстетическое
воспитание    и   художественное   образование;   книгоиздание,   иная
деятельность,    в    результате   которой   сохраняются,   создаются,
распространяются и осваиваются культурные ценности. Все указанные виды
деятельности   в   настоящее   время   осуществляются   муниципальными
организациями культуры.
     Кроме   непосредственной   организации   и  поддержки  учреждений
культуры,   органы  местного  самоуправления  могут  реализовать  свои
полномочия  в сфере культуры путем поощрения через налоговую и ценовую
политику  деятельность  граждан  по  приобщению  детей  к творчеству и
культурному  развитию,  занятию  любительским искусством, ремеслами. А
также  стимулировать  посредством  налоговых льгот, предоставлением на
льготных  условиях имущества и земельных участков негосударственным, в
том числе частным, организациям культуры.
     Таким    образом,    полномочия,    определенные    муниципальным
образованиям  в  сфере культуры, могут быть реализованы путем создания
организаций культуры различных типов и организационно-правовых форм, а
также  путем  содействия  иным  организаторам  за счет средств бюджета
муниципального образования.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа