Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТ".
2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ Определение порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений является компетенцией представительного органа муниципального образования в соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ. В целях реализации полномочий по вопросам местного значения в сфере культуры вновь сформированным органам местного самоуправления необходимо принять решение об объеме и структуре услуг в сфере культуры. В этом решении может быть утвержден перечень создаваемых организаций культуры и определена система реализации муниципального заказа на закупку услуг культуры. Также возможно принятие решения по каждому отдельному вопросу, связанному с реализацией полномочий в сфере культуры. Принятие решения о создании организации культуры должно исходить из наличия находящегося в муниципальной собственности имущества, средств местных бюджетов, а также имущественных прав муниципальных образований в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 131-ФЗ. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное: - для решения вопросов местного значения; - для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; - имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Имущество, не предназначенное для осуществления переданных государственных полномочий для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, или не включенное в перечень в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ, подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. При изменении целевого назначения объектов культуры следует учесть положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Пунктами 7, 8 и 9 части 2, а также 7, 10, 12, 17 и 21 части 3 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ определен состав муниципального имущества в сфере культуры. Что касается полномочий, определенных в пункте 13 части 1 статьи 14 и пункте 19 части 1 статьи 15 о создании условий для развития местного традиционного художественного творчества в поселениях и муниципальных районах, то реализация данного полномочия может быть закреплена согласно функционального предназначения за учреждением культуры клубного типа (Дом культуры, дом народного творчества), которое, в свою очередь, должно быть наделено имуществом в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 и соответственно с пунктом 17 части 3 статьи 50, гласящей, что в состав муниципального имущества входит имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. Что касается оснований для закрепления имущества за музеями в порядке реализации права, закрепленного на их создание органами местного самоуправления поселения и муниципального района, то здесь следует руководствоваться нормой. Определенной в пункте 3 части 1 статьи 50 N 131-ФЗ, которая гласит, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для деятельности работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. В соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом (положением) учреждение культуры наделяется имуществом, необходимым для осуществления уставной деятельности (зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другим необходимым имуществом потребительского, социального, культурного и иного назначения) на праве оперативного управления согласно перечню имущества и (или) баланса учреждения культуры на дату его создания. Имущество учреждения является собственностью его учредителя. Земельные участки, занимаемые муниципальными учреждениями культуры, закрепляются за ними в безвозмездное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на весь период существования. Имущество, предназначенное для обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры, должно соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе социальным нормам и нормативам <6>, нормативным правовым актам субъекта федерации и муниципального образования. Имущественные права и обязанности муниципального учреждения культуры регулируются уставом (положением) учреждения культуры. -------------------------------- <6> Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. N 942-р). В результате разграничения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований различных уровней может возникнуть необходимость передачи недвижимого имущества. В данном случае органы местного самоуправления соответствующего уровня подготавливают сводный перечень состоящий из перечня объектов муниципальной собственности, подлежащих передаче другому муниципальному образованию для самостоятельного решения вопросов местного значения. Данный перечень имущества утверждается решением уполномоченного органа муниципального образования. Передача имущества осуществляется на основании решений уполномоченных органов соответствующих муниципальных образований. После принятия решения органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок передают (принимают) имущество в муниципальную собственность, подписывают акт приема-передачи имущества (см. Приложение 13). Затем право собственности муниципального образования на данное имущество подлежит государственной регистрации. Для государственной регистрации права собственности на принятое имущество необходимо обратиться в территориальное представительство Федеральной регистрационной службы и предоставить следующие документы: - заявление правообладателя или уполномоченного лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности; - решение органа местного самоуправления о передаче имущества; - перечень передаваемого недвижимого имущества, утвержденный указанным решением; - акт о принятии имущества в муниципальную собственность; - план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. В том случае, если в соответствии с перечнем передаче подлежит, муниципальное учреждение культуры, наделенное правами юридического лица, то после прохождения всей процедуры передачи (приема) имущества органы местного самоуправления вносят соответствующие изменения в учредительные документы (уставы) данного учреждения и обеспечивают регистрацию изменений в инспекции по налогам и сборам. В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Данное право также необходимо отразить в уставе муниципального образования. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Следует учитывать, что это имущество может быть закреплено за муниципальными организациями культуры, созданными в порядке осуществления указанных полномочий. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в том числе по вопросам культуры, происходит на основании статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ и пункта 6 статьи 26.3 <7> Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ). -------------------------------- <7> Внесена пунктом 17 статьи 1 Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Основанием для возникновения права собственности муниципального образования на имущество, передаваемое ему субъектом Российской Федерации, является решение исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" передача имущества осуществляется на безвозмездной основе. Указанным решением утверждается перечень передаваемого имущества, включающий государственные или муниципальные учреждения, подлежащие передаче, а также другое имущество. Субъект Российской Федераций несет субсидиарную ответственность по обязательствам передаваемых им учреждений, возникшим до перехода права собственности. На основании части 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет передаваемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. С целью определения порядка взаимоотношения между муниципальными органами власти и органами власти субъекта федерации по вопросам в сфере культуры рассмотрим полномочия, которые определены субъекту Российской Федерации по вопросам культуры. В Федеральном законе N 184-ФЗ подпунктом 18 пункта 2 статьи 26.3 предусмотрена организация и поддержка учреждений культуры и искусства. В данном подпункте указано ограничение, которое касается только федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации. Логично предположить, что в целях обеспечения требований федерального законодательства по различным аспектам культурной деятельности, поддержка может быть оказана другим уровням бюджета, а именно муниципальному уровню. Обязательства, вытекающие из федерального законодательства, являются отдельными государственными полномочиями. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Из сказанного следует, что весь комплекс действий, направленный на обеспечение культурной деятельности и на предоставление жителям муниципальных образовании услуг культуры, может быть исполнен на законном основании. Расходы на содержание организаций культуры, обслуживающих интересы муниципальных образований, могут быть предусмотрены в составе финансовой помощи субъекта Российской Федерации муниципальному образованию. В соответствии со статьей 54 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий. Таким образом, создание муниципальных учреждений, определение порядка их финансирования и размещение муниципального заказа является полномочием органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ. Указанные полномочия закрепляются в уставе муниципального образования (см. Приложение 1). Непосредственное решение о создании организаций культуры, реализующих полномочия муниципального образования в сфере культуры, должно базироваться на проведении глубокого анализа ресурсного обеспечения указанных полномочий. Целью такого анализа является снижение рисков и обеспечение объективных управленческих решений в ходе реструктуризации сети в связи с разграничением полномочий. Анализ ресурсного обеспечения полномочий включает инвентаризацию и паспортизацию сети учреждений культуры. Итогом работы должен стать доклад, в котором раскрыты перспективы развития культуры, досуга и массового отдыха населения с учетом экономики муниципального образования, его демографической характеристики, особенностей социальной инфраструктуры и коммуникаций. Совокупность данных по социальной инфраструктуре, анализ потребительского спроса на услуги культуры и досуга с учетом экономических и демографических тенденций муниципального образования позволят принять решения об условиях реализации полномочий муниципального образования по вопросам культуры. Условия могут предусматривать как инновационный подход, основанный на программном обеспечении услуг культуры, так и традиционный, предусматривающий создание сети организаций культуры. Доклад представляется для рассмотрения в представительный орган местного самоуправления для принятия итогового решения. Поскольку на данный период сеть организаций культуры является базовым элементом создания услуг культуры, досуга и массового отдыха населения, основное внимание в Методических указаниях сосредоточено на технологии преобразований организаций культуры в связи с разграничением полномочий местных органов самоуправления. В результате оценки степени обеспеченности полномочий органом местного самоуправления принимается одно из решений: 1. О самостоятельном осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры с учетом соответствия ресурсного обеспечения предполагаемым показателям и нормативам обеспечения услуг культуры, досуга и массового отдыха населения. 2. О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры на уровень муниципального района. Во втором случае заключается соглашение (см. Приложения 14 и 15) в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ между органами местного самоуправления различных уровней о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры. Далее производится расчет объема субвенций <8> из бюджета поселения бюджету муниципального района на обеспечение муниципальным районом части переданных полномочий (в рамках соглашения) (Порядок расчета объема субвенций приведен в Приложении 18). -------------------------------- <8> Порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также финансовые санкции за неисполнение соглашений устанавливаются в соглашении о передаче полномочий (часть 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ). Следующий шаг предполагает разработку комплексных и целевых программ (табл. 1). Такой порядок обусловлен нормой Основ законодательства Российской Федерации о культуре, где статьей 7 устанавливается федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления в обязательном порядке учитывать культурные аспекты во всех программах социального развития. Таблица 1 РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 131-ФЗ ----------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Мероприятие | Срок | Затраты | Ответственный | Методическое | | п/п| | выполнения | (тыс. | | обеспечение <10> | | | | <9> | руб.) | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------| | I. Анализ ресурсного обеспечения полномочий | |---------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Инвентаризация | | | Руководитель органа | Рекомендуемые показатели | | | и паспортизация | | | управления культуры | деятельности учреждений | | | сети | | | муниципального | культуры для реализации | | | учреждений | | | района | полномочий органов | | | культуры | | | | местного самоуправления | | | муниципального | | | | по решению вопросов | | | образования: | | | | местного значения | | | - услуги и | | | | поселений в соответствии | | | показатели | | | | с Федеральным законом | | | деятельности; | | | | N 131-ФЗ | | | - кадровое | | | | Рекомендуемые | | | обеспечение; | | | | минимальные нормативы | | | - материально - | | | | обеспечения специальным | | | техническое | | | | оборудованием, | | | обеспечение; | | | | компьютерной и | | | - требования к | | | | оргтехникой деятельности | | | содержанию | | | | учреждений культуры | | | зданий; | | | | клубного типа | | | - требования | | | | Рекомендации по | | | безопасности | | | | техническому содержанию | | | по эксплуатации | | | | зданий культуры и их | | | зданий | | | | ремонту | | | | | | | Требования безопасности | | | | | | | к зданиям учреждений | | | | | | | культуры, которые должны | | | | | | | учитываться при их | | | | | | | передаче иным лицам | |---------------------------------------------------------------------------------------------------| | II. Обеспечение правовых, экономических и организационных условий | |---------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Принятие органом | | | Глава | | | | местного | | | муниципального | | | | самоуправления | | | района, главы | | | | поселения | | | поселений, | | | | (муниципального | | | Представительный | | | | района) одного из | | | орган | | | | решений: | | | | | | | 1. О | | | | | | | самостоятельном | | | | | | | осуществлении | | | | | | | полномочий по | | | | | | | решению вопросов | | | | | | | местного значения | | | | | | | в области культуры | | | | | | | (в случае | | | | | | | соответствия | | | | | | | ресурсного | | | | | | | обеспечения | | | | | | | показателям и | | | | | | | нормативам, | | | | | | | рекомендуемым в | | | | | | | разделе 1 | | | | | | | настоящей | | | | | | | программы) | | | | | | | 2. О передаче | | | | | | | части полномочий | | | | | | | по решению | | | | | | | вопросов местного | | | | | | | значения в области | | | | | | | культуры на | | | | | | | уровень | | | | | | | муниципального | | | | | | | района (поселения) | | | | | | | (в случае | | | | | | | недостаточного | | | | | | | ресурсного | | | | | | | обеспечения по | | | | | | | показателям и | | | | | | | нормативам, | | | | | | | рекомендуемым в | | | | | | | разделе 1 | | | | | | | настоящей | | | | | | | программы) | | | | | |----|--------------------|------------|-----------|---------------------|--------------------------| | | Во втором случае | | | Глава | Методические | | | заключается | | | муниципального | рекомендации по передаче | | | соглашение между | | | района, главы | осуществления части | | | органами местного | | | поселений, | полномочий на уровень | | | самоуправления | | | руководитель органа | муниципального района и | | | различных уровней | | | управления культуры | поселения в условиях | | | о передаче | | | | реализации Федерального | | | осуществления | | | | закона N 131-ФЗ | | | части полномочий | | | | | | | по решению | | | | | | | вопросов местного | | | | | | | значения в области | | | | | | | культуры | | | | | |----|--------------------|------------|-----------|---------------------|--------------------------| | | Расчет объема | | | Органы управления | Рекомендуемый порядок | | | субвенций из | | | финансами | расчета объема субвенций | | | бюджета поселения | | | муниципальных | на осуществление части | | | бюджету | | | образований | полномочий поселения | | | муниципального | | | | органом местного | | | района на | | | | самоуправления | | | обеспечение | | | | муниципального района | | | районной части | | | | | | | принятых | | | | | | | полномочий (в | | | | | | | рамках Соглашения) | | | | | |----|--------------------|------------|-----------|---------------------|--------------------------| | | Подготовка | | | Руководитель органа | | | | предложений о | | | управления культуры | | | | мерах поддержки | | | муниципального | | | | культуры для | | | района | | | | включения в Устав | | | | | | | муниципального | | | | | | | образования | | | | | |----|--------------------|------------|-----------|---------------------|--------------------------| | | Сохранение или | | | Заместитель главы | Методические | | | создание органа | | | района, курирующий | рекомендации по | | | управления | | | социальную сферу, | обеспечению деятельности | | | культуры в системе | | | руководитель органа | органов управления | | | органов местного | | | управления культуры | культурой муниципального | | | самоуправления. | | | муниципального | района | | | Разработка | | | района | | | | Положения об | | | | | | | органе управления | | | | | | | культуры, | | | | | | | отражающего | | | | | | | современную роль и | | | | | | | функции, в том | | | | | | | числе решение | | | | | | | вопросов | | | | | | | межпоселенческого | | | | | | | значения (к | | | | | | | данному органу | | | | | | | управления могут | | | | | | | быть добавлены | | | | | | | полномочия в | | | | | | | области туризма, | | | | | | | спорта, молодежной | | | | | | | политики) | | | | | |----|--------------------|------------|-----------|---------------------|--------------------------| | | Наделение органа | | | Руководитель органа | | | | управления | | | управления культуры | | | | культуры правами | | | муниципального | | | | юридического лица: | | | района, главы | | | | - утверждение | | | поселений | | | | учредительных | | | | | | | документов; | | | | | | | - приведение | | | | | | | уставов органов | | | | | | | управления | | | | | | | культуры, ранее | | | | | | | наделенных правами | | | | | | | юридического лица | | | | | | | в соответствии с | | | | | | | нормами | | | | | | | законодательства; | | | | | | | - оформление прав | | | | | | | на земельные | | | | | | | участки, | | | | | | | занимаемые | | | | | | | объектами | | | | | | | культуры, и | | | | | | | прилегающие к ним | | | | | | | территории, а | | | | | | | также на | | | | | | | имущество, | | | | | | | закрепленное за | | | | | | | организациями | | | | | | | культуры; | | | | | | | - регистрация прав | | | | | | | на имущество и | | | | | | | земельные участки | | | | | | | в соответствующих | | | | | | | органах | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------| | III. Разработка комплексных и целевых муниципальных программ обеспечения полномочий | |---------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Определение | | | Глава | | | | статуса программы | | | муниципального | | | | (целевая, | | | района, глава | | | | комплексная, | | | поселения | | | | районная, | | | | | | | поселковая). | | | | | | | Принятие решения о | | | | | | | разработке | | | | | | | программы, сроках | | | | | | | ее разработки, | | | | | | | реализации и | | | | | | | ответственных | | | | | |----|--------------------|------------|-----------|---------------------|--------------------------| | | Разработка и | | | Глава | | | | принятие программы | | | муниципального | | | | с целью подготовки | | | района, глава | | | | поселений к | | | поселения, | | | | принятию | | | Представительный | | | | полномочий в | | | орган | | | | полном объеме, | | | | | | | включающей в себя | | | | | | | разделы, | | | | | | | направленные на: | | | | | | | - выравнивание | | | | | | | ресурсной | | | | | | | обеспеченности | | | | | | | поселений в | | | | | | | области культуры; | | | | | | | - ремонт и | | | | | | | реконструкцию | | | | | | | учреждений | | | | | | | культуры; | | | | | | | - техническое и | | | | | | | технологическое | | | | | | | переоснащение | | | | | | | учреждений | | | | | | | культуры; | | | | | | | - подготовку, | | | | | | | переподготовку и | | | | | | | повышение | | | | | | | квалификации | | | | | | | кадров культуры; | | | | | | | - поддержку | | | | | | | инвестиционных | | | | | | | проектов, | | | | | | | обеспечивающих | | | | | | | высокое качество | | | | | | | услуги | | | | | |----|--------------------|------------|-----------|---------------------|--------------------------| | | Привлечение и | | | Главы муниципальных | | | | аккумулирование | | | образований, | | | | средств из | | | руководитель органа | | | | различных | | | управления культуры | | | | источников на | | | | | | | реализацию | | | | | | | программы | | | | | |----|--------------------|------------|-----------|---------------------|--------------------------| | | Обеспечение | | | Главы муниципальных | | | | реализации | | | образований, | | | | программы. | | | руководитель органа | | | | Информирование | | | управления культуры | | | | населения о ходе | | | | | | | выполнения | | | | | | | программы и | | | | | | | достигнутых | | | | | | | результатах | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <9> Срок выполнения и затраты устанавливает разработчик по согласованию с органами местного самоуправления. <10> Методическое обеспечение разрабатывается субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, исходя из региональных особенностей. Срок действия, структура разделов программы определяются объемом поставленных задач. Муниципальные программы могут быть утверждены нормативным правовым актом главы муниципального образования (главы местной администрации) в зависимости от закрепления данных полномочий в уставе муниципального образования. Результат реализации мероприятий и программы в целом, эффективность использования бюджетных средств могут быть оценены на основании разработанной системы промежуточных и целевых показателей, а также общественностью - на сходах граждан, в средствах массовой информации. Таким образом, технология осуществления полномочий муниципального образования по вопросам культуры базируется на нормативных правовых актах субъекта федерации и органов представительной власти муниципальных образований, определивших порядок: - определения границ и статуса муниципальных образований (сельское и городское поселение, муниципальный район, городской округ); - разграничения имущественных прав; - проведения предварительных расчетов доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований с уточнением уровня минимальной бюджетной обеспеченности; - принятия решений об оказании финансовой помощи из различных уровней бюджета. Далее пошаговая технология предполагает следующую последовательность действий: - анализ социальной инфраструктуры отдельных муниципальных образований и муниципального района, с учетом территориальной доступности к социальным объектам, в том числе к объектам культуры; - конкретизация в уставах муниципальных образований условий создания организаций культуры, их финансирования и другого ресурсного обеспечения, поддержки творческих проектов, обеспечения управления организациями культуры; - принятие решения, закрепленного в нормативном правовом акте, о необходимости делегирования части полномочий по вопросам культуры муниципальному району; - заключение договора (соглашения) о делегировании полномочий по вопросам создания условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; - осуществление комплексной инвентаризации сети организаций культуры в муниципальном образовании, составление их полного перечня с указанием правового статуса, характеристики имущества, другого ресурсного обеспечения, показателей деятельности с целью оптимизации расходов по обеспечению полномочий по решению вопросов создания условий для обеспечения досуга и массового отдыха населения; - оформление паспортов учреждений культуры на основании принципа паспортизации, установленного Приказом Минкультуры РФ от 24 сентября 2002 г. N 1388 "Об организации деятельности в сфере сбора и систематизации данных для паспортизации технической оснащенности объектов культуры" (образец паспорта муниципального учреждения культуры смотри в Приложении 20); - принятие представительным органом муниципального района решения о системе управления (об органе управления) организациями культуры и досуга, программами и проектами в сфере культуры, досуга и массового отдыха населения и создания условий для развития местного традиционного художественного творчества (в соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ); - ликвидация или реорганизация учреждений культуры в связи с разграничением полномочий (изменением собственника и разграничение бюджетов); - принятие органом местного самоуправления нормативного правового акта о ресурсном обеспечении (оснащении) организаций культуры и досуга. В данном нормативном акте должны быть отражены основные принципы оснащения объектов культуры штатным персоналом, оборудованием и инвентарем, другие натуральные показатели. Нормативный правовой акт о ресурсном обеспечении является основанием для расчета финансирования организации культуры и досуга. В муниципальных образованиях с недостаточной бюджетной обеспеченностью целесообразно принятие нормативного акта о ресурсном обеспечении на уровне муниципального района. Такая возможность обусловлена пунктами 19.1, 19.2 и 19.3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ. Расчет натуральных показателей ресурсного обеспечения должен устанавливаться в зависимости от количества жителей поселения, площади помещения, уставных задач и функциональных особенностей организации культуры; - принятие органом местного самоуправления муниципального образования нормативных правовых актов о создании организаций культуры, муниципальных творческих коллективов; - принятие органом местного самоуправления муниципального района нормативных правовых актов о создании межмуниципальных организаций культуры, созданных с целью решения вопросов местного значения (в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона N 131-ФЗ); - принятие положения о муниципальных и межмуниципальных организациях культуры и их филиалах; - наделение учреждений культуры правами юридического лица, что позволит принимать участие в заключение соглашений, претендовать на финансовую помощь из бюджета другого уровня, подавать заявки на участие в программах "Культура России 2006 - 2010 годы", "Дети России" и других. Наделение учреждений статусом юридического лица не исключает возможность передачи ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии; - утверждение учредительных документов (регистрация Устава юридического лица). Возможно создание некоммерческих организаций культуры в иных организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством - автономных некоммерческих организаций, ассоциаций (союзов) - объединений юридических лиц, некоммерческих партнерств в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях"; - оформление прав на земельные участки, занимаемые объектами культуры и прилегающие к ним территории, а также на иное недвижимое имущество, закрепляемое за организациями культуры. Регистрация прав на имущество и земельные участки; - принятие органом местного самоуправления муниципального образования нормативного правового акта о критериях отнесения организаций культуры к группам по оплате труда руководителей и специалистов учреждений культуры на основании рекомендаций, отраженных в нормативном правовом акте (приказе органа культуры субъекта федерации, или распоряжении органа исполнительной власти субъекта федерации). С целью системного и объективного подхода к реализации полномочий в сфере культуры целесообразно принять нормативный правовой акт на уровне муниципального района; - принятие органом местного самоуправления муниципального образования нормативного правового акта о наделении (подтверждении) звания "Народный" или "Образцовый" самодеятельный коллектив народного творчества для коллективов художественной самодеятельности, входящих в состав учреждений культуры клубного типа, зарегистрированных на территории муниципального образования. Нормативный правовой акт подготавливается на основании рекомендаций, отраженных в нормативном правом акте (приказе) органа культуры субъекта федерации; - принятие органом местного самоуправления нормативного правового акта об установлении тарифов (цен) на услуги муниципальных организаций культуры и досуга (в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ); - установление порядка сбора и представления статистических показателей, характеризующих состояние сферы культуры муниципального образования и предоставление указанных данных органам государственной власти в установленном порядке. Исходя из практики, целесообразно установить единый порядок представления форм государственной статистической отчетности учреждений культуры в пределах муниципального района. Этот порядок предусматривает представление статистической отчетности органу культуры муниципального района для дальнейшего свода данных по типам организаций культуры в органы культуры субъекта федерации; - принятие (утверждение) органом местного самоуправления муниципального образования комплексных или целевых программ развития культуры и досуга населения (в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ. С целью осуществления единой культурной политики целесообразно принять нормативный правовой акт об утверждении программы развития культуры органом местного самоуправления муниципального района; - принятие нормативного правового акта об установлении системы оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и досуга. В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ) тарифная система заработной платы работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливается органами местного самоуправления. Согласно части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса в расходные обязательства муниципальных образований включено самостоятельное определение размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений. Расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТ".