Фрагмент документа "ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОПРОСАМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ ИЗ ГРУПП РИСКА НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЯМ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".
5. Условия и факторы, необходимые для оптимизации обучения лиц из групп риска по вопросам радиационной безопасности Цель обучения вопросам радиационной безопасности - повышение уровня знаний о радиации у населения и формирование восприятия опасности радиации, которое основано на научных представлениях о дозах облучения. В то же время трудно ожидать, что в обозримом будущем население будет обладать достаточным уровнем знаний - на уровне специалиста. Население в целом просто не имеет для этого достаточного времени, образования, желания. Информирование населения по вопросам радиационной безопасности основывается на следующих трех факторах: 1) доверие населения к источнику информации; 2) доступность формы изложения, т.е. язык должен быть так прост, чтобы информация стала понятна лицам с начальным и средним образованием; 3) изложение информации должно быть эмоциональным по форме. Для специалиста, ученого это сочетание требований является очень сложным и, чаще всего, недоступным. Указанные выше три положения - каждое по-своему - противоречат профессиональному опыту специалиста. Кроме того, у специалистов пока недостаточно путей для непосредственной связи с населением. Следует учитывать желание населения: - получать компетентную информацию от специалистов, которым доверяют, но через СМИ; - говорить и быть услышанным; - информация должна быть конкретной и полезной. Исследования последних лет (2000 - 2005 гг.) показали, что наиболее непонятными для населения остаются вопросы о влиянии радиации на здоровье и смысле защитных мероприятий. Наиболее беспокоящими являются вопросы здоровья (а следовательно, и организации медицинской помощи) и уровня жизни, который, по мнению большинства респондентов, очень низок и нет условий для его повышения (безработица, отсутствие перспектив развития). Во многих исследованиях последних лет, выполненных в России, Белоруссии и Украине, показано, что именно информационное воздействие наряду с психологической поддержкой, с общей психотерапевтической помощью значительно увеличивает эффективность всех реабилитационных мер. Об этом, в частности, свидетельствует опыт работы Центров социально-психологической реабилитации (которых, к сожалению, очень мало) на основе анализа степени обеспокоенности состоянием здоровья и частоты обращаемости за медицинской помощью у различных групп населения на загрязненных территориях. Результатом особенностей субъективного восприятия радиационного воздействия является то, что для предупреждения неблагоприятных психологических и социальных его последствий требуется длительное время для ознакомления населения и принятия им научно обоснованного знания об опасности. При проведении такой работы специалисту, проводящему санитарно-просветительную работу с населением, необходимо учитывать как объективно существующие факторы, так и личностные особенности оценки человеком опасности. Наличие высокого уровня радиотревожности у лиц из групп риска создает определенные препятствия для эффективного обучения. Известно, что тревожные, как и депрессивные, состояния не только резко снижают самочувствие, ухудшают течение уже имеющихся заболеваний, но и значительно снижают познавательные функции - готовность учиться, понимание нового, закрепление понятого. Однако в отличие от клинически выраженных тревожных расстройств при радиотревожности известны причины ее развития и возможно воздействовать на степень ее выраженности с помощью образования, обучения и правильного информирования. Для эффективного образования населения по вопросам радиационной безопасности необходимо ввести эти вопросы в программы различных образовательных уровней - школьного, среднего специального, высшего, постдипломного. Для эффективного обучения населения необходимы разработка и использование программ соответствующего тренинга и ролевых игр на всех образовательных уровнях. Для эффективности информирования населения по вопросам радиационной безопасности следует помнить о задачах, способствующих успеху информирования: - сделать сообщения максимально доступными, чтобы все адресаты смогли понять его смысл; - обеспечить условия для широкого обсуждения проблем радиационной безопасности с привлечением всех заинтересованных участников в рамках демократического и эффективного процесса, направленного на разрешение конфликтов; - создать предпосылки для того, чтобы убедить получателей сообщений изменить свое отношение к тому или иному виду радиационного риска. По сути, должны быть созданы условия для эффективного обмена мнений между специалистами по вопросам радиационной безопасности и населением. Основными из таких условий являются: - высокая компетенция лиц, сообщающих сведения о радиационном риске, и умение их сделать доступными для понимания аудитории; - достаточный уровень образованности аудитории для адекватного понимания получаемых сведений. Следует четко сознавать, что никакая, даже самая правдивая, информация о прошедших или текущих событиях, связанных с воздействием радиации, не может быть адекватно принята населением, не имеющим определенного уровня знаний об этом факторе. Поэтому для успешной работы с лицами из групп риска населения необходимо организовать все виды обучения. Методы информационной работы с населением подробно изложены в Методических рекомендациях "Санитарно-просветительная работа среди населения, проживающего на радиоактивно-загрязненных территориях, по преодолению последствий радиационного воздействия на современном этапе". Для проведения успешной работы с населением специалистам, осуществляющим санитарный надзор в области радиационной безопасности, необходимо постоянно работать с авторитетными группами - врачами, психологами, учителями, социальными работниками, представителями местной власти и журналистами. Хорошее знание ими вопросов радиационной безопасности будет способствовать снижению тревожности у лиц из групп риска населения, с которыми они постоянно контактируют. Эффективность всех мероприятий лучше всего проверяется регулярным анкетированием отдельных групп населения, проводящимся до и после проведения мероприятий по обучению и информированию по вопросам радиационной безопасности. С помощью анкетирования необходимо выяснить уровень радиотревожности, степень доверия различным источникам информации, информационные запросы и степень удовлетворенности ими, уровень знаний о радиационном факторе. Анкетирование проводится среди различных групп населения, отличающихся возрастным и образовательным факторами, степенью вовлеченности в условия воздействия радиации и т.п. Анкета и методы работы с ней подробно изложены в Пособии "Мониторинг социально-психологических эффектов у населения радиоактивно-загрязненных территорий". Утверждено МЗ РФ в 1999 г. Приложение |
Фрагмент документа "ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОПРОСАМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ ИЗ ГРУПП РИСКА НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЯМ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".