ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОПРОСАМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ ИЗ ГРУПП РИСКА НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЯМ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Рекомендации. Главный государственный санитарный врач РФ. 24.03.06

Фрагмент документа "ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОПРОСАМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ ИЗ ГРУПП РИСКА НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЯМ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5. Условия и факторы, необходимые для оптимизации обучения
       лиц из групп риска по вопросам радиационной безопасности

     Цель  обучения  вопросам  радиационной  безопасности  - повышение
уровня  знаний  о  радиации  у  населения  и  формирование  восприятия
опасности радиации, которое основано на научных представлениях о дозах
облучения.  В  то  же  время  трудно  ожидать, что в обозримом будущем
население  будет  обладать  достаточным  уровнем  знаний  -  на уровне
специалиста.  Население в целом просто не имеет для этого достаточного
времени,  образования,  желания.  Информирование населения по вопросам
радиационной безопасности основывается на следующих трех факторах:
     1) доверие населения к источнику информации;
     2)  доступность формы изложения, т.е. язык должен быть так прост,
чтобы   информация   стала   понятна   лицам  с  начальным  и  средним
образованием;
     3) изложение информации должно быть эмоциональным по форме.
     Для  специалиста, ученого это сочетание требований является очень
сложным  и,  чаще  всего,  недоступным. Указанные выше три положения -
каждое  по-своему  - противоречат профессиональному опыту специалиста.
Кроме    того,    у   специалистов   пока   недостаточно   путей   для
непосредственной связи с населением.
     Следует учитывать желание населения:
     - получать   компетентную  информацию  от  специалистов,  которым
доверяют, но через СМИ;
     - говорить и быть услышанным;
     - информация должна быть конкретной и полезной.
     Исследования  последних  лет  (2000  -  2005  гг.)  показали, что
наиболее непонятными для населения остаются вопросы о влиянии радиации
на здоровье и смысле защитных мероприятий.
     Наиболее беспокоящими являются вопросы здоровья (а следовательно,
и  организации  медицинской помощи) и уровня жизни, который, по мнению
большинства  респондентов, очень низок и нет условий для его повышения
(безработица, отсутствие перспектив развития).
     Во  многих  исследованиях  последних  лет,  выполненных в России,
Белоруссии  и Украине, показано, что именно информационное воздействие
наряду  с  психологической  поддержкой,  с  общей психотерапевтической
помощью  значительно  увеличивает  эффективность всех реабилитационных
мер.  Об  этом,  в  частности,  свидетельствует  опыт  работы  Центров
социально-психологической  реабилитации  (которых,  к сожалению, очень
мало)  на основе анализа степени обеспокоенности состоянием здоровья и
частоты   обращаемости   за  медицинской  помощью  у  различных  групп
населения на загрязненных территориях.
     Результатом  особенностей  субъективного восприятия радиационного
воздействия   является  то,  что  для  предупреждения  неблагоприятных
психологических  и  социальных  его  последствий  требуется длительное
время  для  ознакомления  населения и принятия им научно обоснованного
знания   об   опасности.  При  проведении  такой  работы  специалисту,
проводящему  санитарно-просветительную работу с населением, необходимо
учитывать  как  объективно  существующие  факторы,  так  и  личностные
особенности оценки человеком опасности.
     Наличие  высокого  уровня  радиотревожности  у лиц из групп риска
создает  определенные препятствия для эффективного обучения. Известно,
что  тревожные,  как и депрессивные, состояния не только резко снижают
самочувствие,   ухудшают  течение  уже  имеющихся  заболеваний,  но  и
значительно  снижают  познавательные  функции  -  готовность  учиться,
понимание нового, закрепление понятого. Однако в отличие от клинически
выраженных тревожных расстройств при радиотревожности известны причины
ее  развития  и  возможно  воздействовать на степень ее выраженности с
помощью образования, обучения и правильного информирования.
     Для  эффективного  образования населения по вопросам радиационной
безопасности  необходимо  ввести  эти  вопросы  в  программы различных
образовательных  уровней  - школьного, среднего специального, высшего,
постдипломного.
     Для  эффективного  обучения  населения  необходимы  разработка  и
использование программ соответствующего тренинга и ролевых игр на всех
образовательных уровнях.
     Для    эффективности   информирования   населения   по   вопросам
радиационной  безопасности  следует  помнить о задачах, способствующих
успеху информирования:
     - сделать  сообщения  максимально  доступными, чтобы все адресаты
смогли понять его смысл;
     - обеспечить условия для широкого обсуждения проблем радиационной
безопасности  с привлечением всех заинтересованных участников в рамках
демократического  и эффективного процесса, направленного на разрешение
конфликтов;
     - создать   предпосылки   для  того,  чтобы  убедить  получателей
сообщений  изменить свое отношение к тому или иному виду радиационного
риска.
     По  сути,  должны  быть  созданы  условия для эффективного обмена
мнений  между  специалистами  по  вопросам радиационной безопасности и
населением.
     Основными из таких условий являются:
     - высокая  компетенция  лиц,  сообщающих  сведения о радиационном
риске, и умение их сделать доступными для понимания аудитории;
     - достаточный  уровень  образованности  аудитории для адекватного
понимания получаемых сведений.
     Следует  четко  сознавать,  что  никакая,  даже  самая правдивая,
информация  о прошедших или текущих событиях, связанных с воздействием
радиации,  не  может  быть  адекватно  принята  населением, не имеющим
определенного  уровня  знаний  об  этом  факторе. Поэтому для успешной
работы  с  лицами из групп риска населения необходимо организовать все
виды обучения.
     Методы  информационной  работы  с  населением подробно изложены в
Методических  рекомендациях  "Санитарно-просветительная  работа  среди
населения,  проживающего  на радиоактивно-загрязненных территориях, по
преодолению   последствий  радиационного  воздействия  на  современном
этапе".
     Для   проведения   успешной  работы  с  населением  специалистам,
осуществляющим  санитарный надзор в области радиационной безопасности,
необходимо  постоянно  работать  с  авторитетными  группами - врачами,
психологами,   учителями,   социальными  работниками,  представителями
местной   власти   и   журналистами.   Хорошее   знание  ими  вопросов
радиационной  безопасности будет способствовать снижению тревожности у
лиц из групп риска населения, с которыми они постоянно контактируют.
     Эффективность всех мероприятий лучше всего проверяется регулярным
анкетированием  отдельных  групп  населения,  проводящимся  до и после
проведения  мероприятий  по  обучению  и  информированию  по  вопросам
радиационной безопасности. С помощью анкетирования необходимо выяснить
уровень   радиотревожности,   степень   доверия  различным  источникам
информации,  информационные  запросы  и степень удовлетворенности ими,
уровень  знаний о радиационном факторе. Анкетирование проводится среди
различных  групп  населения, отличающихся возрастным и образовательным
факторами,  степенью  вовлеченности  в  условия воздействия радиации и
т.п.  Анкета  и  методы  работы  с  ней  подробно  изложены  в Пособии
"Мониторинг    социально-психологических    эффектов    у    населения
радиоактивно-загрязненных территорий". Утверждено МЗ РФ в 1999 г.


                                                            Приложение

Фрагмент документа "ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОПРОСАМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ ИЗ ГРУПП РИСКА НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЯМ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа