Фрагмент документа "О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, ЭКСПЕРТИЗЫ, УТВЕРЖДЕНИЯ И СОСТАВЕ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО В МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, ЭКСПЕРТИЗЫ, УТВЕРЖДЕНИЯ И СОСТАВЕ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО В МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Настоящее Положение разработано на основании действующего законодательства и нормативных актов Российской Федерации <*> и направлено на обеспечение непрерывности и упорядочения инвестиционного процесса создания объектов военной инфраструктуры <**>, жилых и общественных зданий, усиление контроля за рациональным расходованием средств на капитальное строительство в Министерстве обороны Российской Федерации. -------------------------------- <*> Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585, Постановление Госстроя России от 29 октября 1993 г. N 18-41 (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 417); Постановление Госстроя России от 22 декабря 1993 г. N 18-58 "Об утверждении Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации"; Постановления Минстроя России от 24 апреля 1995 г. N 18-39 "О принятии руководящего документа "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства (РДС 11-201-95)"; от 30 июня 1995 г. N 18-63 "О принятии свода правил "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-101-95)"; от 30 июня 1995 г. N 18-64 "О принятии строительных норм и правил "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95)". <**> Под объектами военной инфраструктуры в тексте настоящего Положения понимаются подлежащие строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению специальные объекты и комплексы, производственные предприятия, здания и сооружения специального и производственного назначения (далее в тексте настоящего Положения для краткости будут именоваться "объекты"), а также военные городки, отдельные общевойсковые здания и сооружения. Под специальными объектами и комплексами в тексте настоящего Положения понимаются военные объекты, специальные технологические комплексы, здания, сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения, хранения, испытания и т.п. вооружения, военной техники, имущества, оборудования и систем, обеспечивающих боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации как в мирное, так и в военное время. В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства объектов, военных городков, отдельных общевойсковых, жилых, общественных зданий и сооружений <*> Министерства обороны Российской Федерации включает разработку предпроектной и проектной документации. Предпроектная документация составляется для определения цели, способа и возможности создания объекта, военного городка, здания, сооружения, его основных характеристик и служит основанием для принятия решения о его проектировании и строительстве. Проектная документация детализирует и уточняет намечаемые решения и служит основанием для открытия финансирования и реализации строительства. -------------------------------- <*> Далее в тексте настоящего Положения отдельные общевойсковые, жилые, общественные здания и сооружения для краткости будут именоваться "здания, сооружения". Положением устанавливается порядок разработки, экспертизы, утверждения и требования к составу предпроектной и проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение <**> объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации. -------------------------------- <**> Далее в тексте настоящего Положения строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение для краткости будут именоваться "строительство". 2. Предпроектная и проектная документация на строительство объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации подлежит обязательной государственной экспертизе в соответствии с Порядком разграничения функций и взаимодействия между органами государственной экспертизы проектов Министерства обороны Российской Федерации и территориальными органами государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации (Приложение N 1 к настоящему Положению), требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 417 и настоящим Положением. По потенциально опасным и технически особо сложным объектам, перечень которых установлен Министерством строительства Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и соответствующими органами надзора, а также объектам, признанным особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации, предпроектная и проектная документация подлежит комплексной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве строительства Российской Федерации (Главгосэкспертизе России) независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и подчиненности (принадлежности) объектов. 3. Предпроектная документация разрабатывается, как правило, в два этапа: Первый этап - на основании указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам военного строительства в Российской Федерации, федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны, планов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, программы развития вооружения и военной техники, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, планов оперативного оборудования территории страны в интересах видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации с использованием имеющихся материалов исследований и проработок об условиях и средствах реализации поставленной цели, максимально возможной информационной базы других исходных данных - заказчиками строительства Министерства обороны Российской Федерации <*> проводится оценка возможностей инвестирования и достижения намечаемых технико-экономических характеристик создаваемых объектов, военных городков зданий, сооружений. -------------------------------- <*> Под заказчиками строительства Министерства обороны Российской Федерации (далее в тексте настоящего Положения для краткости будут именоваться "заказчики строительства") понимаются выполняющие функции заказчиков строительства: главные и центральные управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации - заказчики строительства в Центре; округа, группа войск, флоты, армии, флотилии, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации - заказчики строительства на местах. При необходимости предоставления земельного участка, технических условий на присоединение к инженерным сетям и коммуникациям, решения других вопросов, связанных с размещением объектов, военных городков, зданий, сооружений, заказчиками строительства представляется в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти ходатайство (декларация) о намерениях. С учетом принятых на данном этапе решений заказчиками строительства составляются соответствующие перечни объектов, военных городков, зданий, сооружений, по которым должны разрабатываться материалы, обосновывающие целесообразность проектирования и строительства <*>, по форме, указанной в Приложении N 2 к настоящему Положению. Порядок подписания и утверждения перечней должностными лицами указан в этом же Приложении. Порядок формирования (составления) перечней определяется документами, регламентирующими планирование проектно-изыскательских работ. -------------------------------- <*> Далее в тексте настоящего Положения материалы, обосновывающие целесообразность проектирования и строительства объектов, военных городков, зданий, сооружений, для краткости будут именоваться "Обоснования". Второй этап - в соответствии с утвержденными перечнями на основании заданий заказчиков строительства разрабатываются, как правило, проектными организациями обоснования в виде: обоснований инвестиций в строительство объектов (во всех случаях), а также зданий, сооружений, когда это связано с необходимостью выделения новых территорий (земельных участков), проработки вариантов архитектурно-строительных решений, вопросов инженерного обеспечения, использования ресурсов, оценки воздействия на окружающую природную среду и т.п., находящихся в ведении соответствующих органов исполнительной власти; генеральных планов военных городков; при этом, исходя из расчетной численности населения, генеральные планы военных городков, как правило, разрабатываются совмещенными с проектами детальной планировки; проектов детальной планировки отдельных зон, учебно-тренировочных площадок и т.п. военных городков, а также кварталов, микрорайонов, групп и комплексов зданий, сооружений; градостроительной или архитектурной концепции, эскизного проекта застройки или эскизного проекта - при размещении объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации в крупных городах и населенных пунктах - по требованию соответствующих органов архитектуры и градостроительства. Состав и содержание разрабатываемых Обоснований в зависимости от их вида определяются действующими нормативными документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. 4. Обоснования разрабатываются на полное развитие объекта, военного городка, здания, сооружения, как правило, на вариантной основе с учетом всех работ и затрат, необходимых для выполнения инвестиционного замысла и удовлетворения обоснованных условий соответствующих органов исполнительной власти, являются предпроектным документом, на основании которого принимается окончательное решение о проектировании и строительстве. В Обоснованиях определяются назначение, основные характеристики (мощность, емкость, пропускная способность и т.п.), место размещения, возможное влияние на окружающую среду, ориентировочные потребности во всех видах ресурсов, принципиальные технологические и инженерно-строительные решения, обеспечивающие заданные режимы функционирования и экологическую безопасность в ходе строительства и эксплуатации, условия проживания военнослужащих и населения, застройку и благоустройство отведенной территории с сохранением историко-культурного и природного наследия, устанавливаются границы территориального развития, функциональное зонирование, очередность и стоимость строительства. 5. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон в случае привлечения к разработке Обоснований проектных, научно-исследовательских и других организаций, является договор, неотъемлемой частью которого должно быть задание на разработку этих материалов, в котором приводятся исходные данные, основные технико-экономические показатели, характеристики и требования заказчика строительства. Привлечение проектных, научно-исследовательских и других организаций должно осуществляться, как правило, на конкурсной основе с учетом особенностей объекта, военного городка, здания, сооружения. Оплата разработки Обоснований осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных годовыми титульными списками строек и объектов в составе раздела "Проектно-изыскательские работы по объектам строительства будущих лет" с последующим отнесением затрат на стоимость строительства. В годовых титульных списках эти затраты выделяются в отдельную строку. 6. Задания на разработку Обоснований составляются заказчиками строительства с участием, при необходимости, проектных, научно-исследовательских и других заинтересованных организаций. Состав и содержание задания на разработку Обоснований, прилагаемых исходных данных и материалов определяются действующими нормативными документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. Задания и прилагаемые исходные данные и материалы в части их полноты, обоснованности и достоверности подлежат экспертизе в порядке, установленном для Обоснований (ст. 7 настоящего Положения), и при положительном заключении соответствующего органа государственной экспертизы проектов Министерства обороны Российской Федерации утверждаются в порядке, установленном заказчиками строительства в Центре с учетом их организационной структуры. Перечень документации, представляемой для экспертизы заданий на разработку Обоснований, указан в Приложении N 3 к настоящему Положению. 7. Разработанные Обоснования подлежат государственной экспертизе: при стоимости строительства 5,0 млн. рублей и выше <*>, а также подлежащие утверждению Министром обороны Российской Федерации или его первыми заместителями (ст. 8 настоящего Положения, Приложение N 5) и по специальным объектам независимо от подчиненности и стоимости их строительства - в Государственной экспертизе проектов Министерства обороны Российской Федерации; -------------------------------- <*> Здесь и далее - в ценах и сметных нормах 1991 года. по остальным объектам - в отделах государственной экспертизы проектов (округов, флотов). Перечень документации, представляемой для экспертизы Обоснований, указан в Приложении N 4 к настоящему Положению. 8. При положительном заключении органа государственной экспертизы по Обоснованиям решение о проектировании и строительстве принимается в соответствии с Порядком принятия решений о проектировании и строительстве объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации, приведенным в Приложении N 5 к настоящему Положению, в зависимости от стоимости строительства на полное развитие. Предпроектная документация, рассмотренная территориальными органами государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации (в соответствии со ст. 2 настоящего Положения), утверждается в порядке, установленном настоящим Положением. При утверждении предпроектной документации устанавливаются стадийность дальнейшего проектирования и состав разрабатываемой проектно-сметной документации с учетом сложности и природных условий строительства, а также предложений заказчика строительства и рекомендаций органа, проводившего государственную экспертизу. 9. По отдельным несложным объектам, зданиям, сооружениям, строящимся с применением типовых (базовых) и повторно применяемых проектов, при наличии Акта выбора земельного участка, исходных данных и необходимых согласований соответствующего органа исполнительной власти, а также при проработке решений, связанных с техническим перевооружением, заменой систем и оборудования в отдельных зданиях, сооружениях, помещениях и т.п., решение о проектировании и строительстве объекта, здания, сооружения, виде разрабатываемой проектной документации может приниматься должностными лицами в порядке, установленном ст. 8 настоящего Положения, без разработки Обоснований, по ходатайству заказчика строительства (с приложением имеющейся исходной и разрешительной документации), при условии его согласования с соответствующим органом государственной экспертизы в порядке, установленном для экспертизы Обоснований (ст. 7 настоящего Положения). Требования к содержанию ходатайства и прилагаемых к нему материалов для представления в органы государственной экспертизы проектов указаны в Приложении N 6 к настоящему Положению. 10. На основании решения о проектировании и строительстве объекта, военного городка, здания, сооружения, принятого в порядке, установленном настоящим Положением, заказчиком строительства заключается договор с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными и другими заинтересованными организациями, с их участием составляется задание на проектирование. Проектная документация разрабатывается в две или одну стадию: на строительство объектов, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации: - технико-экономическое обоснование (проект) <*> и рабочая документация; -------------------------------- <*> Далее в тексте настоящего Положения ТЭО (проект) - стадия, единая по составу и содержанию, для краткости будет именоваться "проект". - рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация) или рабочая документация; на строительство военных городков, их отдельных зон, учебно-тренировочных площадок и т.п., а также кварталов, микрорайонов, групп и комплексов зданий, сооружений: - проект застройки и рабочая документация; - рабочий проект застройки (утверждаемая часть и рабочая документация). Состав и содержание заданий на проектирование и разрабатываемой проектной документации в зависимости от ее вида и стадии определяются действующими нормативными документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. 11. Разработка проектной документации в две стадии - проект (проект застройки) и рабочая документация - осуществляется по технически и экологически сложным объектам, военным городкам, зданиям, сооружениям, в которых предусматривается применение новых технологий, вооружения и военной техники, находящихся в стадии разработки и изготовления; при строительстве на площадках с повышенной сейсмичностью, особыми природными условиями, а также по объектам, военным городкам и комплексам, имеющим в своем составе уникальные сооружения, при строительстве которых предусматривается применение новых материалов, конструкций и технических решений. В необходимых случаях для таких строек по решению утверждающей инстанции на основании предложений заказчика строительства, заключения органа государственной экспертизы по рассмотренному проекту (проекту застройки) одновременно с разработкой рабочей документации и осуществлением строительства могут выполняться дополнительные детальные проработки проектных решений по отдельным сооружениям, конструкциям, разделам и вопросам. Разработка проектной документации в одну стадию - рабочий проект, рабочий проект застройки (утверждаемая часть и рабочая документация) - осуществляется по технически несложным объектам, зданиям, сооружениям с использованием типовых (базовых) и повторно применяемых проектов. В отдельных случаях (при реконструкции или техническом перевооружении отдельных помещений существующих зданий, сооружений, инженерных сетей, элементов благоустройства и т.п.) рабочая документация может разрабатываться на основе утвержденных Обоснований. 12. Для открытия финансирования проектно-изыскательских работ заказчики строительства представляют в финансирующие органы оформленные в установленном порядке решения о проектировании и строительстве (ст. 8 настоящего Положения), годовые и внутрипостроечные титульные списки, планы финансирования капитального строительства, договоры на выполнение проектно-изыскательских работ с необходимыми приложениями и перечни объектов, военных городков, зданий, сооружений, подлежащих проектированию. Перечни объектов, военных городков, зданий, сооружений, вновь начинаемых строительством, намечаемых к реконструкции, расширению, техническому перевооружению, подлежащих проектированию, ежегодно составляются видами Вооруженных Сил Российской Федерации, родами войск, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации по форме, указанной в Приложении N 7 к настоящему Положению. Порядок подписания и утверждения перечней должностными лицами указан в том же Приложении. Порядок формирования (составления) перечней определяется документами, регламентирующими планирование проектно-изыскательских работ. 13. Задания на проектирование, проекты, проекты застройки, рабочие проекты, рабочие проекты застройки подлежат государственной экспертизе: при сметной стоимости строительства на полное развитие 10,0 млн. рублей и выше, а также по специальным объектам, административным зданиям штабов и управлений (от объединения и выше), учебным и лабораторным корпусам военно-учебных заведений, лечебным корпусам госпиталей (от окружного и выше), крупным зданиям и сооружениям общественного, культурного и спортивного назначения, корпусам санаториев, домов отдыха, пансионатов и турбаз независимо от подчиненности и стоимости их строительства - в Государственной экспертизе проектов Министерства обороны Российской Федерации; по остальным объектам - в отделах государственной экспертизы проектов (округов, флотов). Задания на разработку типовых (базовых) проектов, проектов массового и повторного применения, экспериментального строительства зданий и сооружений (независимо от их стоимости) и разработанные по ним проекты (рабочие проекты) подлежат рассмотрению в Государственной экспертизе проектов Министерства обороны Российской Федерации. Перечни документации, представляемой для экспертизы, указаны в Приложениях N 8, 9, 10, 11 к настоящему Положению. 14. Задания на проектирование, проекты, проекты застройки, рабочие проекты, рабочие проекты застройки после получения положительного заключения соответствующего органа государственной экспертизы в зависимости от сметной стоимости строительства на полное развитие утверждаются должностными лицами в соответствии с Порядком утверждения заданий на проектирование, проектов, проектов застройки, рабочих проектов, рабочих проектов застройки на строительство объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации, приведенным в Приложении N 12 к настоящему Положению. Для проектов, рабочих проектов многосекционных жилых домов, разрабатываемых по отдельным архитектурно-планировочным заданиям, утверждающая инстанция определяется исходя из наибольшей сметной стоимости строительства отдельной блок-секции. Задания на разработку типовых (базовых) проектов, проектов массового и повторного применения, экспериментального строительства зданий и сооружений и разработанные по ним проекты (рабочие проекты) утверждаются: по объектам, зданиям и сооружениям специального назначения - главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим Военно-космическими силами, заместителем Министра обороны Российской Федерации - начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, начальником Связи Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности объектов) совместно с заместителем Министра обороны Российской Федерации - начальником строительства и расквартирования войск; по остальным объектам, зданиям, сооружениям - заместителем Министра обороны Российской Федерации - начальником строительства и расквартирования войск. 15. Предпроектная и проектная документация на строительство, осуществляемое за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных финансовых средств, утверждается заказчиками (инвесторами) строительства после прохождения государственной экспертизы в соответствии со ст. 2, 7, 13 настоящего Положения в части оценки эксплуатационной и экологической безопасности с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству, рациональности размещения объекта, здания, сооружения, использования природных и трудовых ресурсов, соответствия нормам, правилам и стандартам на проектирование и строительство. 16. Основанием для открытия финансирования строительства служат прошедшие соответствующую экспертизу и утвержденные в установленном порядке проекты, проекты застройки, рабочие проекты, рабочие проекты застройки, а также Обоснования (при наличии разработанной на их основании рабочей документации в соответствии со ст. 11 настоящего Положения). В отдельных случаях при надлежащем Обосновании по разрешению инстанции, принявшей решение о проектировании и строительстве, на основании утвержденных Обоснований могут производиться и финансироваться работы по освоению площадки строительства, подготовке производственной базы, обустройству строительных частей и организаций до утверждения проекта, проекта застройки, рабочего проекта, рабочего проекта застройки. 17. Обоснования, проекты, проекты застройки, рабочие проекты, рабочие проекты застройки подлежат пересмотру и переутверждению при изменении утвержденных проектных решений и основных показателей строящегося объекта, военного городка, здания, сооружения (мощности, емкости, пропускной способности, номенклатуры выпускаемой продукции, состава и характеристик основных зданий, сооружений, помещений и т.п.) и увеличении сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящим Положением для утверждения предпроектной и проектной документации. Ходатайства о разрешении пересмотра ранее утвержденной предпроектной и проектной документации с изложением причин и обоснованием его необходимости представляются заказчиками строительства в инстанцию, утвердившую документацию; при увеличении сметной стоимости строительства - в инстанцию, которой предоставлено право принятия решения о проектировании и строительстве в соответствии со ст. 8 настоящего Положения. Пересмотр документации производится на основании заданий, составленных, прошедших экспертизу и утвержденных в порядке, установленном настоящим Положением для заданий на проектирование. Внесение в утвержденную предпроектную и проектную документацию изменений, связанных с введением новых норм и правил проектирования, изменением исходных данных и технических условий, заменой материалов, конструкций и оборудования, не вызывающих увеличения сметной стоимости строительства, ухудшения функциональных, эксплуатационных и других основных показателей, производится после согласования измененных проектных решений заказчиками строительства. Предпроектная и проектная документация, по которой не начато проектирование и строительство в течение трех лет после утверждения, в случае ее использования для строительства подлежит пересмотру и при изменении проектных решений, стоимости строительства и других показателей - повторной экспертизе и переутверждению в порядке, установленном для вновь разработанной документации. Перечень документации, представляемой для экспертизы при переутверждении Обоснований, проектов, проектов застройки, рабочих проектов, рабочих проектов застройки, указан в Приложении N 13 к настоящему Положению. 18. Органы, осуществляющие государственную экспертизу, вправе получать и знакомиться с материалами и документами, необходимыми для подготовки экспертного заключения, а также привлекать для проведения экспертизы специалистов и организации с оплатой их услуг в соответствии с действующим порядком и законодательством. 19. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации должна осуществляться в сроки, установленные действующими в Российской Федерации нормативными документами о порядке проведения государственной экспертизы указанной документации, как правило, не более: заданий на разработку Обоснований - 20 дней; заданий на проектирование - 30 дней; ходатайств (по несложным объектам), Обоснований, проектов, проектов застройки, рабочих проектов, рабочих проектов застройки - 45 дней. В отдельных случаях для особо крупных и сложных объектов указанные сроки могут быть увеличены по решению руководства экспертного органа. Представление предпроектной и проектной документации на повторную экспертизу после доработки либо сообщение о задержке с указанием причин осуществляется в срок до 4 месяцев со дня выпуска экспертного заключения. 20. Проектирование, финансирование и строительство объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации при несоблюдении требований настоящего Положения не допускается. Заместитель Министра обороны Российской Федерации, Начальник строительства и расквартирования войск, генерал-полковник А.СОЛОМАТИН Согласовано Заместитель Министра строительства Российской Федерации С.ПОЛТАВЦЕВ Приложение N 1 к ст. 2 Положения, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 июля 1996 года N 264 |
Фрагмент документа "О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, ЭКСПЕРТИЗЫ, УТВЕРЖДЕНИЯ И СОСТАВЕ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО В МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".