О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "ОБ ОБЪЕКТАХ ЖИВОТНОГО МИРА ГОРОДА МОСКВЫ". Постановление. Правительство Москвы. 19.09.06 709-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "ОБ ОБЪЕКТАХ ЖИВОТНОГО МИРА ГОРОДА МОСКВЫ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Современная ситуация в сфере охраны
           и использования объектов животного мира и среды
                             его обитания

     Животный мир,  то  есть  совокупность живых организмов всех видов
диких животных,  является  одним  из  основных  компонентов  природной
среды, ее неотъемлемой составной частью. Охрана животного мира и среды
его   обитания   необходима   в   целях   сохранения    биологического
разнообразия,  для удовлетворения материальных и духовных потребностей
отдельных граждан и общества в целом.
     В соответствии с пунктами "в",  "д" части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации  вопросы  владения,  пользования  и  распоряжения
природными  ресурсами,  а также природопользование,  охрана окружающей
среды и обеспечение экологической безопасности находятся в  совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     Основные вопросы охраны и использования объектов животного мира и
среды  его обитания регулируются Федеральным законом от 24 апреля 1995
г.  N  52-ФЗ  "О  животном  мире".  Статьями  6,  6.1  данного  закона
определены   полномочия   органов   государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации  в  области  охраны  и  использования   объектов
животного мира, к которым отнесено принятие законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации,  регулирующих отношения
в  области  охраны  и  использования объектов животного мира,  а также
контроль за их исполнением.  Ряд  полномочий  органов  государственной
власти  субъектов  Российской  Федерации  в  данной сфере одновременно
предусмотрен Федеральным законом от 6 октября 1999  г.  N  184-ФЗ  "Об
общих   принципах  организации  законодательных  (представительных)  и
исполнительных органов  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации" (пп. 8, 49 ч. 2 ст. 26.3).
     Статья 19 Федерального закона "О животном мире"  предусматривает,
что   организация   охраны   животного  мира  осуществляется  органами
государственной власти субъектов  Российской  Федерации  в  рамках  их
компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
     Пользование животным   миром   осуществляется    с    соблюдением
федеральных и региональных стандартов,  правил,  лимитов и нормативов,
разрабатываемых в  соответствии  с  законами  и  другими  нормативными
правовыми  актами  Российской  Федерации,  а  также законами и другими
нормативными правовыми актами субъектов Российской  Федерации  (статья
35 Федерального закона "О животном мире").
     Согласно Федеральному закону "О животном мире" в целях сохранения
и   воспроизводства  объектов  животного  мира  и  среды  их  обитания
осуществление отдельных видов  пользования  животным  миром,  а  также
пользование   определенными   объектами   животного  мира  могут  быть
ограничены,  приостановлены или полностью  запрещены  на  определенных
территориях   и   акваториях   или   на  определенные  сроки  решением
соответствующего федерального органа власти или органа  исполнительной
власти  субъекта  Российской  Федерации  в  пределах их компетенции по
представлению     соответствующего     специально      уполномоченного
государственного   органа   по   охране,   контролю   и  регулированию
использования объектов животного мира  и  среды  их  обитания.  Органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  осуществляют
государственное управление в области охраны и использования  животного
мира.
     Федеральный закон  "О  животном  мире"  содержит  ряд   пробелов.
Например,   законом   не   предусматривается   регламентация  вопросов
владения,  пользования, распоряжения объектами животного мира, которые
могут  быть  отнесены  к  собственности (ведению) субъектов Российской
Федерации.  Также  не  предусматривается  порядок  ведения   учета   и
проведения мониторинга по таким объектам.
     Федеральные нормативные  правовые  акты  регламентирует   вопросы
охраны  и  использования редких и находящихся под угрозой исчезновения
объектов  животного  мира,  занесенных  в  Красную  книгу   Российской
Федерации либо охраняемых международными договорами,  а также объектов
животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства.
     Вне федерального   нормативного   регулирования  остаются  многие
вопросы охраны и использования иных объектов животного мира,  например
объектов   животного   мира,  занесенных  в  Красные  книги  субъектов
Российской Федерации,  а также вопросы охраны и использования объектов
животного  мира,  содержащихся в полувольных условиях или искусственно
созданной среде обитания.
     В городе  Москве имеется правовая база,  регулирующая отношения в
области охраны и использования объектов животного мира.  Но  указанная
база недостаточна для правового регулирования в данной сфере.
     Единственным законом в области охраны  и  использования  объектов
животного мира является Закон города Москвы от 30 июня 1999 г. N 28 "О
регулировании использования  редких  и  исчезающих  диких  животных  и
растений на территории города Москвы".  С момента внесения изменений в
данный закон в марте 2004 года существенно изменилось  законодательное
регулирование полномочий субъектов Российской Федерации в данной сфере
в связи с принятием федеральных законов от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ
"О  внесении  изменений  в законодательные акты Российской Федерации в
связи  с  расширением  полномочий   органов   государственной   власти
субъектов   Российской  Федерации  по  предметам  совместного  ведения
Российской Федерации и  субъектов  Российской  Федерации,  а  также  с
расширением   перечня   вопросов   местного   значения   муниципальных
образований" и от 31 декабря 2005 г.  N 199-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные   законодательные   акты  Российской  Федерации  в  связи  с
совершенствованием разграничения полномочий".  Кроме  того,  предметом
регулирования  данного  закона  являются лишь правоотношения в области
использования  и  охраны  редких  и  исчезающих  диких   животных   на
территории города Москвы, законом не регламентируются правоотношения в
сфере охраны и  использования  иных  объектов  животного  мира.  Таким
образом,  внесение  изменений  в  указанный  Закон  города  Москвы  не
приведет  к  желаемому   результату   -   комплексному   регулированию
общественных   отношений  в  сфере  охраны  и  использования  объектов
животного мира и среды его обитания.
     Отдельные вопросы  охраны и использования объектов животного мира
и среды их  обитания  на  уровне  города  Москвы  урегулированы  рядом
нормативных  правовых актов:  постановление Правительства Москвы от 19
августа  1997  г.  N  630  "О  правилах   добывания   и   коммерческом
использовании  диких  наземных  животных в г.  Москве и на прилегающих
подведомственных  территориях",  распоряжение  Премьера  Правительства
Москвы  от 30 января 1998 г.  N 102-РП "О порядке выдачи разрешений на
добывание диких животных и регистрации пользователей дикими животными,
содержащимися в неволе", постановление Правительства Москвы от 10 июля
2001 г.  N 634-ПП  "О  Красной  книге  города  Москвы",  постановление
Правительства  Москвы  от 2 марта 2004 г.  N 116-ПП "О мероприятиях по
восстановлению  естественных  растительных  сообществ   и   увеличению
численности  редких животных на особо охраняемых природных территориях
города Москвы".
     Некоторые вопросы  в  данной  сфере также регламентированы актами
законодательства в области охраны  окружающей  среды  (среды  обитания
объектов животного мира):  законы города Москвы от 12 мая 2004 г. N 32
"О государственном экологическом контроле  в  городе  Москве",  от  26
сентября  2001  г.  N  48 "Об особо охраняемых природных территориях в
городе  Москве",  от  20  октября  2004  г.  N  65  "Об  экологическом
мониторинге в городе Москве" и другие.
     Однако перечисленные  правовые  акты  города  Москвы   не   носят
комплексного  характера по отношению к вопросам охраны и использования
объектов животного мира и среды  его  обитания,  а  некоторые  аспекты
данной области отношений остаются вне законодательного регулирования.
     Попытки урегулировать данные общественные отношения не привели  к
результату.  Так, одобренный постановлением Правительства Москвы от 12
ноября 2002 г.  N 931-ПП проект закона города Москвы "О животных"  был
преобразован  в  ходе  его  рассмотрения  Московской городской Думой в
проект закона города Москвы "О содержании домашних животных  в  городе
Москве"  (принят  во  втором  чтении  23 марта 2005 г.,  постановление
Московской городской Думы N 59).
     Отсутствие закона,     регулирующего    отношения    в    области
использования объектов животного мира, приводит к возрастанию теневого
сектора  экономики.  Лица,  осуществляющие  незаконную  деятельность в
данной области,  оказываются  вне  сферы  правового  регулирования.  В
данной    ситуации    практически    исключено   развитие   легального
предпринимательства,  например,  в сфере разведения диких животных. По
данным  Интерпола,  нелегальная  торговля  редкими  и находящимися под
угрозой исчезновения дикими животными по  объему  оборота  выходит  на
второе место в мире,  достигая не менее 6 млрд.  долларов США.  Россия
является одной из основных стран -  импортеров,  экспортеров  и  стран
транзита   таких   животных.   При   этом   более   половины  ввозимых
контрабандным путем объектов животного мира беспрепятственно  проходит
таможенные посты в городе Москве.
     Учитывая изложенное, необходимость законодательного регулирования
отношений  в  области охраны и использования объектов животного мира и
среды его  обитания  на  уровне  города  Москвы  вызвана  объективными
факторами:
     - противоречие значительного числа норм Закона города  Москвы  от
30  июня  1999  г.  N  28  "О  регулировании  использования  редких  и
исчезающих диких животных и  растений  на  территории  города  Москвы"
федеральному  законодательству,  в том числе,  не соответствие перечня
документов,  подтверждающих законность  владения  образцами  животных,
действующему   законодательству,  регламентация  вопросов  конфискации
животных;
     - пробелы   федерального   законодательного   регулирования,   не
предусматривающего конкретных способов охраны объектов животного  мира
при  их  коммерческом использовании;  конкретных ограничительных мер в
целях охраны и воспроизводства объектов животного мира  на  территории
субъекта  Российской  Федерации,  а  также иных аспектов регулирования
охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;
     - необходимость  конкретизации полномочий органов государственной
власти города Москвы как субъекта Российской Федерации;
     - отсутствие   детализации   регулирования   вопросов   охраны  и
использования   объектов   животного   мира   с   учетом    конкретных
географических, политических и социальных условий субъектов Российской
Федерации.
     В связи  с  изложенным  наиболее  эффективным способом устранения
пробелов  правового  регулирования  охраны  и  использования  объектов
животного мира и среды его обитания является разработка проекта закона
города Москвы  в  указанной  сфере,  определяющего  единые  подходы  и
требования к управлению в данной области.
     Особая важность  отношений  в  области  охраны  и   использования
объектов  животного  мира  для  города  Москвы и его жителей,  а также
неопределенность  круга  лиц,   на   которых   эти   отношения   могут
распространяться,  предполагают  принятие  акта  в форме закона города
Москвы.
     Представленная Концепция   закона   города  Москвы  "Об  объектах
животного мира города Москвы"  содержит  основные  положения,  которые
будут реализованы в тексте проекта закона.
     Принятие закона   позволит   обобщить    отдельные    направления
регулирования правоотношений в области охраны и использования объектов
животного мира и среды его обитания,  а также  повысить  эффективность
государственного управления в этой сфере.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "ОБ ОБЪЕКТАХ ЖИВОТНОГО МИРА ГОРОДА МОСКВЫ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа