Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "ОБ ОБЪЕКТАХ ЖИВОТНОГО МИРА ГОРОДА МОСКВЫ"".
I. Современная ситуация в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания Животный мир, то есть совокупность живых организмов всех видов диких животных, является одним из основных компонентов природной среды, ее неотъемлемой составной частью. Охрана животного мира и среды его обитания необходима в целях сохранения биологического разнообразия, для удовлетворения материальных и духовных потребностей отдельных граждан и общества в целом. В соответствии с пунктами "в", "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, а также природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Основные вопросы охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания регулируются Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире". Статьями 6, 6.1 данного закона определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, к которым отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира, а также контроль за их исполнением. Ряд полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере одновременно предусмотрен Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пп. 8, 49 ч. 2 ст. 26.3). Статья 19 Федерального закона "О животном мире" предусматривает, что организация охраны животного мира осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 35 Федерального закона "О животном мире"). Согласно Федеральному закону "О животном мире" в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки решением соответствующего федерального органа власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное управление в области охраны и использования животного мира. Федеральный закон "О животном мире" содержит ряд пробелов. Например, законом не предусматривается регламентация вопросов владения, пользования, распоряжения объектами животного мира, которые могут быть отнесены к собственности (ведению) субъектов Российской Федерации. Также не предусматривается порядок ведения учета и проведения мониторинга по таким объектам. Федеральные нормативные правовые акты регламентирует вопросы охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а также объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Вне федерального нормативного регулирования остаются многие вопросы охраны и использования иных объектов животного мира, например объектов животного мира, занесенных в Красные книги субъектов Российской Федерации, а также вопросы охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания. В городе Москве имеется правовая база, регулирующая отношения в области охраны и использования объектов животного мира. Но указанная база недостаточна для правового регулирования в данной сфере. Единственным законом в области охраны и использования объектов животного мира является Закон города Москвы от 30 июня 1999 г. N 28 "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы". С момента внесения изменений в данный закон в марте 2004 года существенно изменилось законодательное регулирование полномочий субъектов Российской Федерации в данной сфере в связи с принятием федеральных законов от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" и от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Кроме того, предметом регулирования данного закона являются лишь правоотношения в области использования и охраны редких и исчезающих диких животных на территории города Москвы, законом не регламентируются правоотношения в сфере охраны и использования иных объектов животного мира. Таким образом, внесение изменений в указанный Закон города Москвы не приведет к желаемому результату - комплексному регулированию общественных отношений в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания. Отдельные вопросы охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на уровне города Москвы урегулированы рядом нормативных правовых актов: постановление Правительства Москвы от 19 августа 1997 г. N 630 "О правилах добывания и коммерческом использовании диких наземных животных в г. Москве и на прилегающих подведомственных территориях", распоряжение Премьера Правительства Москвы от 30 января 1998 г. N 102-РП "О порядке выдачи разрешений на добывание диких животных и регистрации пользователей дикими животными, содержащимися в неволе", постановление Правительства Москвы от 10 июля 2001 г. N 634-ПП "О Красной книге города Москвы", постановление Правительства Москвы от 2 марта 2004 г. N 116-ПП "О мероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемых природных территориях города Москвы". Некоторые вопросы в данной сфере также регламентированы актами законодательства в области охраны окружающей среды (среды обитания объектов животного мира): законы города Москвы от 12 мая 2004 г. N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве", от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", от 20 октября 2004 г. N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" и другие. Однако перечисленные правовые акты города Москвы не носят комплексного характера по отношению к вопросам охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания, а некоторые аспекты данной области отношений остаются вне законодательного регулирования. Попытки урегулировать данные общественные отношения не привели к результату. Так, одобренный постановлением Правительства Москвы от 12 ноября 2002 г. N 931-ПП проект закона города Москвы "О животных" был преобразован в ходе его рассмотрения Московской городской Думой в проект закона города Москвы "О содержании домашних животных в городе Москве" (принят во втором чтении 23 марта 2005 г., постановление Московской городской Думы N 59). Отсутствие закона, регулирующего отношения в области использования объектов животного мира, приводит к возрастанию теневого сектора экономики. Лица, осуществляющие незаконную деятельность в данной области, оказываются вне сферы правового регулирования. В данной ситуации практически исключено развитие легального предпринимательства, например, в сфере разведения диких животных. По данным Интерпола, нелегальная торговля редкими и находящимися под угрозой исчезновения дикими животными по объему оборота выходит на второе место в мире, достигая не менее 6 млрд. долларов США. Россия является одной из основных стран - импортеров, экспортеров и стран транзита таких животных. При этом более половины ввозимых контрабандным путем объектов животного мира беспрепятственно проходит таможенные посты в городе Москве. Учитывая изложенное, необходимость законодательного регулирования отношений в области охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания на уровне города Москвы вызвана объективными факторами: - противоречие значительного числа норм Закона города Москвы от 30 июня 1999 г. N 28 "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы" федеральному законодательству, в том числе, не соответствие перечня документов, подтверждающих законность владения образцами животных, действующему законодательству, регламентация вопросов конфискации животных; - пробелы федерального законодательного регулирования, не предусматривающего конкретных способов охраны объектов животного мира при их коммерческом использовании; конкретных ограничительных мер в целях охраны и воспроизводства объектов животного мира на территории субъекта Российской Федерации, а также иных аспектов регулирования охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; - необходимость конкретизации полномочий органов государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации; - отсутствие детализации регулирования вопросов охраны и использования объектов животного мира с учетом конкретных географических, политических и социальных условий субъектов Российской Федерации. В связи с изложенным наиболее эффективным способом устранения пробелов правового регулирования охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания является разработка проекта закона города Москвы в указанной сфере, определяющего единые подходы и требования к управлению в данной области. Особая важность отношений в области охраны и использования объектов животного мира для города Москвы и его жителей, а также неопределенность круга лиц, на которых эти отношения могут распространяться, предполагают принятие акта в форме закона города Москвы. Представленная Концепция закона города Москвы "Об объектах животного мира города Москвы" содержит основные положения, которые будут реализованы в тексте проекта закона. Принятие закона позволит обобщить отдельные направления регулирования правоотношений в области охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания, а также повысить эффективность государственного управления в этой сфере. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "ОБ ОБЪЕКТАХ ЖИВОТНОГО МИРА ГОРОДА МОСКВЫ"".