О КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство образования и науки РФ. 03.08.06 201

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ

     Нация (термин многозначен):
     а)  согражданство,  консолидированная совокупность граждан одного
государства,  обладающая  - при сохранении этнического, религиозного и
расового разнообразия - общностью языка, общностью культуры с присущей
ей   самостоятельной   системой   ценностей,  общностью  самосознания,
включающего  в  себя чувство общей исторической судьбы, сознание своей
самостоятельной  субъектности  в  геополитическом  пространстве нового
времени.   Для   размежевания   с  другими  значениями  этого  термина
употребляется  также  в  виде формулы "гражданская" или "политическая"
нация;
     б)   в  отечественной  научной  традиции  -  связанная  с  этапом
становления  буржуазного  общества  ступень  в  историческом  развитии
этноса  как этнической общности, складывающейся и воспроизводящей себя
на   основе   общности   территории,   экономических   связей,  языка,
особенностей     культуры,     психического     склада,    этнического
(национального) самосознания.
     Этнос  (народ,  этническая общность) - исторически сложившаяся на
определенной  территории  устойчивая  совокупность  людей,  обладающая
общей  культурой  с  присущими  ей  образной  и  ценностной системами,
общностью  языка,  психологического склада, этническим самосознанием и
этнонимом.  В  самосознание  общности  входят  представления  об общем
историческом  происхождении  и  исторической судьбе, чувство общности,
солидарности   в   понимании   коллективного  прошлого,  настоящего  и
будущего.
     Этнонациональный  - термин, возникший в современной отечественной
научной  среде с целью выхода из терминологического тупика, вызванного
возникшей  двоякой семантикой понятия "национальный". Раскрывается как
национальный  в  его  прежнем  значении,  т.е.  относящийся  к народу,
этносу.
     Многонациональный  народ  (Российской  Федерации)  - используемый
Конституцией   Российской  Федерации  (преамбула,  статья  3)  термин,
характеризующий полиэтничность состава народа Российской Федерации.
     Этническое  самосознание  - одна из форм социальной идентичности,
чувство  принадлежности  к этнической общности (народу), проявляющееся
на индивидуальном и групповом уровнях.
     Бикультурность - состояние одновременного и полноценного владения
двумя   культурами.   Возникает   в  социокультурном,  образовательном
пространстве  России  как  результат  взаимодействия родной и неродной
культур  (русской  и  культуры  другого этноса), может включать в себя
двуязычие (билингвизм).
     Двуязычие    (билингвизм)    -   применительно   к   национальной
образовательной  политике  Российской Федерации - национально-русское,
русско-национальное. Рассматривается как умение использовать два языка
(русский   и   нерусский)   на  индивидуальном  и  групповом  уровнях.
Официальное    двуязычие    предполагает   государственную   поддержку
функционирования  двух языков в государственной и общественной сферах,
в  том  числе  в  образовании  в  качестве языков обучения и изучения.
Методически  формирование  двуязычия  в  образовательных  учреждениях,
реализующих общеобразовательные программы, предполагает взаимодействие
двух языков: национально-русское двуязычие - изучение русского языка с
опорой   на   родной   (нерусский),   русско-национальное  -  изучение
нерусского языка с опорой на русский.
     Региональный  (национально-региональный)  компонент  -  компонент
государственного образовательного стандарта, находящийся в компетенции
субъекта  Российской  Федерации в области образования. Применительно к
данной  Концепции  региональный  (национально-региональный) компонент,
реализующий   принцип   защиты   и  развития  национальных  культур  и
региональных  культурных  традиций, рассматривается как этнокультурный
региональный (национально-региональный) компонент.


                                                        Приложение N 2

                                                             УТВЕРЖДЕН
                                           Приказом Минобрнауки России
                                                от 3 августа 2006 года
                                                                 N 201

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа