Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ Нация (термин многозначен): а) согражданство, консолидированная совокупность граждан одного государства, обладающая - при сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия - общностью языка, общностью культуры с присущей ей самостоятельной системой ценностей, общностью самосознания, включающего в себя чувство общей исторической судьбы, сознание своей самостоятельной субъектности в геополитическом пространстве нового времени. Для размежевания с другими значениями этого термина употребляется также в виде формулы "гражданская" или "политическая" нация; б) в отечественной научной традиции - связанная с этапом становления буржуазного общества ступень в историческом развитии этноса как этнической общности, складывающейся и воспроизводящей себя на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада, этнического (национального) самосознания. Этнос (народ, этническая общность) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общей культурой с присущими ей образной и ценностной системами, общностью языка, психологического склада, этническим самосознанием и этнонимом. В самосознание общности входят представления об общем историческом происхождении и исторической судьбе, чувство общности, солидарности в понимании коллективного прошлого, настоящего и будущего. Этнонациональный - термин, возникший в современной отечественной научной среде с целью выхода из терминологического тупика, вызванного возникшей двоякой семантикой понятия "национальный". Раскрывается как национальный в его прежнем значении, т.е. относящийся к народу, этносу. Многонациональный народ (Российской Федерации) - используемый Конституцией Российской Федерации (преамбула, статья 3) термин, характеризующий полиэтничность состава народа Российской Федерации. Этническое самосознание - одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической общности (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Бикультурность - состояние одновременного и полноценного владения двумя культурами. Возникает в социокультурном, образовательном пространстве России как результат взаимодействия родной и неродной культур (русской и культуры другого этноса), может включать в себя двуязычие (билингвизм). Двуязычие (билингвизм) - применительно к национальной образовательной политике Российской Федерации - национально-русское, русско-национальное. Рассматривается как умение использовать два языка (русский и нерусский) на индивидуальном и групповом уровнях. Официальное двуязычие предполагает государственную поддержку функционирования двух языков в государственной и общественной сферах, в том числе в образовании в качестве языков обучения и изучения. Методически формирование двуязычия в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, предполагает взаимодействие двух языков: национально-русское двуязычие - изучение русского языка с опорой на родной (нерусский), русско-национальное - изучение нерусского языка с опорой на русский. Региональный (национально-региональный) компонент - компонент государственного образовательного стандарта, находящийся в компетенции субъекта Российской Федерации в области образования. Применительно к данной Концепции региональный (национально-региональный) компонент, реализующий принцип защиты и развития национальных культур и региональных культурных традиций, рассматривается как этнокультурный региональный (национально-региональный) компонент. Приложение N 2 УТВЕРЖДЕН Приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 года N 201 |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".