Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И РОЖДЕННЫМ ИМИ ДЕТЯМ".
Основные принципы организации медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным беременным женщинам и рожденным ими детям Организация медико-социальной помощи матери и ребенку осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288) и Федеральным законом от 30.03.95 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (в редакции Федеральных законов от 12.08.96 N 112-ФЗ, от 09.01.97 N 8-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ), Постановлениями Правительства Российской Федерации: от 28.07.2005 N 461 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год"; от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих"; от 27.12.2004 N 856 "Об утверждении Правил обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях", а также ведомственными нормативными документами. Важными направлениями в организации этой работы являются предотвращение инфицирования ВИЧ/СПИД среди подростков и молодых людей, обучение методам контрацепции, профилактика передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, предоставление доступного современного лечения женщинам и детям с ВИЧ-инфекцией, социальной защиты и поддержки семьям и детям. Основой организации медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным беременным и их детям, независимо от ВИЧ-статуса последних, является обеспечение этого контингента комплексным обследованием и лечением (АРВТ) в полном объеме, предоставление социальной помощи данной категории, мониторинг и оценка ситуации по ВИЧ-инфекции среди беременных и детей и информированность субъектов Российской Федерации о положении дел по данной проблеме. Неуклонно возрастающее количество ВИЧ-инфицированных беременных женщин и рожденных ими детей привело к активному вовлечению в процесс оказания им медико-социальной помощи родовспомогательных и педиатрических учреждений. Для решения широкого спектра проблем у этой группы населения требуется привлечение большого круга специалистов медицинских, социальных и других организаций. Совместная деятельность инфекционной, родовспомогательной, педиатрической и социальной служб должна быть направлена на первичную профилактику, выявление ВИЧ-инфицированных беременных и детей, привлечение их к диспансерному наблюдению и лечению, обеспечение АРВП перинатальной передачи ВИЧ-инфекции и адекватного обследования, социально-психологического сопровождения. В настоящее время в рамках одного специализированного учреждения - Центра по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, как правило, находящегося на уровне субъекта Российской Федерации, решить в целом все эти вопросы зачастую невозможно, поэтому назрела необходимость объединения усилий разных учреждений и организаций, которые постоянно работают с этой категорией населения. Целесообразно создать эффективный механизм оказания медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным беременным и детям, который был бы применим в разных регионах Российской Федерации. Количественные и качественные характеристики проблем, связанных с ВИЧ-инфицированием, могут существенно различаться в разных географических и административных территориях России. Особенности взаимодействия различных учреждений здравоохранения и социальных служб определяются совокупностью условий, связанных с уровнем пораженности и заболеваемости ВИЧ-инфекцией, адекватностью региональной нормативной правовой базы, ресурсным обеспечением родовспомогательных, педиатрических, социальных учреждений, центров по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД и финансовыми возможностями каждого субъекта Российской Федерации. Организация системы взаимодействия инфекционной, родовспомогательной, педиатрической и социальной служб по оказанию медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным беременным и детям направлена на решение следующих задач: - обеспечение консультирования по вопросам ВИЧ-инфекции и своевременного выявления ВИЧ-инфекции у беременных и детей; - осуществление диспансерного дородового и послеродового наблюдения; - проведение комплексной профилактики перинатальной передачи, включая более широкое применение трехэтапной АРВП; - обеспечение нуждающихся высокоактивной АРВТ; - обеспечение доступности искусственного вскармливания детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей; - обеспечение социально-психологического сопровождения для женщин и детей; - оценка эффективности проводимой профилактики и лечения, социально-психологического сопровождения; - проведение обучения по вопросам ВИЧ-инфекции персонала, вовлеченного в оказание медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным беременным и детям. На сегодняшний день проведение дородового и послеродового диспансерного наблюдения ВИЧ-инфицированных беременных женщин и рожденных ими детей АРВП перинатальной передачи проводится в родовспомогательных и педиатрических учреждениях. В территориальных центрах по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД этой категории населения оказывается специализированная медицинская помощь (консультативная, диагностическая и лечебно-профилактическая). Но этот вид помощи не всегда является доступным из-за отдаленности учреждения от места проживания беременной женщины и ребенка, а также ее состояния по беременности, состояния новорожденного в первые 18 месяцев жизни. Учитывая, что в последние три года число ВИЧ-инфицированных беременных и соответственно рожденных ими детей неуклонно увеличивается, на акушеров-гинекологов и педиатров, работающих в центрах по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, ложится большая нагрузка по обеспечению приема и оказания помощи этой группе населения, контроля качества профилактики перинатальной передачи ВИЧ-инфекции и лечения. В этой связи меры профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку не должны применяться изолированно - по мере возможности их необходимо интегрировать в существующие инфраструктуры системы здравоохранения, обеспечивающие медицинский уход и охрану репродуктивного здоровья. Интеграция профилактики перинатальной передачи ВИЧ-инфекции в родовспомогательную, педиатрическую и социальные службы уже начата в регионах, однако требует более четкого определения функций медицинских и социальных работников, основой которых являются виды и объемы помощи ВИЧ-инфицированным беременным и детям, уровень предоставления этой помощи. |
Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И РОЖДЕННЫМ ИМИ ДЕТЯМ".