Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА".
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ Реализация Стратегии предполагает осуществление ряда крупнейших проектов <1>, непосредственно связанных с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения. -------------------------------- <1> Сметная стоимость проектов является ориентировочной и представлена в ценах соответствующих лет. 1. Строительство и реконструкция железнодорожных линий: 1.1. Строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск Стоимость проекта в 2007 - 2010 годах - 22,0 млрд. рублей. Цель проекта - снижение дотационности, улучшение социальных и экономических условий развития Республики Саха (Якутия) и обеспечение круглогодичного завоза грузов в республику, вовлечение в хозяйственный оборот страны минерально-сырьевых ресурсов и обеспечение национальной безопасности на северо-востоке страны. 1.2. Строительство совмещенного мостового перехода через р. Лена в районе г. Якутска Стоимость проекта - 14,9 млрд. рублей. Цель проекта - продление строящейся железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск непосредственно до столицы республики, обеспечение коренного улучшения транспортной связи Центральной Якутии с регионами России. Строительство моста позволит полностью избежать сезонности при завозе грузов и обеспечить экономию бюджетных средств от 2,5 до 5 млрд. рублей ежегодно. 1.3. Реконструкция Сахалинской железной дороги с переводом на общесетевую ширину колеи 1520 мм Стоимость проекта - 6,4 млрд. руб. Цель проекта - обеспечение перспективных объемов перевозок, снижение себестоимости перевозок, повышение эффективности работы и конкурентоспособности Сахалинской железной дороги. Вместе с тем, наряду с переходом железнодорожного транспорта на о. Сахалин на общесетевую колею, необходимо дальнейшее развитие сообщения между материком и островом как путем создания мостового перехода (прокладки тоннеля), так и на основе железнодорожно-паромных технологий с применением паромов нового поколения. 1.4. Реконструкция железнодорожной линии Санкт-Петербург - Бусловская и строительство новой линии Лосево (Петяярви) - Каменногорск для организации скоростного движения, что позволит сократить время следования поездов Санкт-Петербург - Хельсинки. Стоимость проекта - 29,1 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 8,9 млрд. рублей. Сроки реализации проекта - 2006 - 2010 годы. Цель проекта - организация скоростного движения пассажирских поездов, повышение качества транспортного обслуживания. 1.5. Строительство высокоскоростной железной дороги Москва - Санкт-Петербург Стоимость проекта - 191,2 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 52,5 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение качественно более высокого уровня обслуживания пользователей на основе создания современной инфраструктуры и применения современных информационных технологий. Реализация проекта позволит существенно снизить издержки, повысить безопасность движения на направлении, входящем в состав международных транспортных коридоров, обеспечить ускоренное развитие международного аэропорта Шереметьево. 1.6. Строительство новой железнодорожной линии Кызыл - Курагино в Республике Тыва Стоимость проекта - 53,4 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 25,0 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение поставки высококачественного угля в объемах до 17 млн. тонн в год для отечественной металлургической промышленности и на экспорт. Строительство железной дороги имеет приоритетное значение для социально-экономического развития региона. 1.7. Строительство комплекса морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии Стоимость проекта - 7,4 млрд. рублей. Цель проекта - транспортное обслуживание быстровозрастающего грузопотока на страны Балтийского моря и обеспечение транспортной связи с анклавной Калининградской областью. 2. Строительство и модернизация автомобильных дорог: 2.1. Строительство автомобильной дороги Чита - Хабаровск Стоимость проекта: 1) полное развитие - 73,1 млрд. руб. 2) уровень поддержания системы - 48,7 млрд. руб. Цель проекта - завершение строительства магистрали, входящей в состав МТК "Транссиб" (основное направление TSA), обеспечение автодорожной связью западных регионов России и Дальнего Востока придаст импульс развитию региона, будет способствовать росту товарообмена между прилегающими краями и областями, развитию торговли с Китаем, Монголией и другими странами АТР. 2.2. Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга Стоимость проекта - 108,0 млрд. рублей. Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения транспорта, повышение безопасности населения и движения транспорта, оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц Санкт-Петербурга за счет вывода из города транзитного транспорта, следующего по направлению международного транспортного коридора "Север - Юг" (NSA основное направление), а также части пригородных и внутригородских потоков. 2.3. Федеральная магистральная автодорога М-8 "Холмогоры" - от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска на головном участке км 16 - км 47 в Московской области Стоимость проекта - 18,87 млрд. рублей. Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на перегруженном участке магистрали, входящей в состав МТК "Север - Юг" (ответвление NSA3), и являющейся связующим звеном автодорог "Золотого кольца", снижение отрицательного воздействия на окружающую среду ближнего Подмосковья. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. 3. Строительство мостовых переходов через крупные водные преграды: 3.1. Строительство мостового перехода через р. Волга (первая очередь обхода г. Ярославля) Стоимость проекта - 8,1 млрд. рублей. Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек при перевозке грузов и пассажиров, оздоровление экологической обстановки в г. Ярославле. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию. 3.2. Мостовой переход через р. Волга в г. Волгограде Стоимость проекта - 11,2 млрд. рублей. Цель проекта - повышение эффективности перевозок, содействие социально-экономическому развитию регионов Заволжья, оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц городов Волгоград и Волжский от транзитного и внутриобластного транспорта, обеспечение кратчайших надежных транспортных связей городов Волгограда и Волжский с рекреационной зоной Волго-Ахтубинской поймы. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию. 3.3. Мостовой переход через р. Волга у г. Ульяновска Стоимость проекта - 17,4 млрд. рублей. Цель проекта - обслуживание транспортных потоков по направлению Европа - Центральная Россия - Приволжье - Урал - Сибирь, снятие перегрузки с находящегося в аварийном состоянии существующего совмещенного с железной дорогой моста в г. Ульяновске, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию, а также поэтапный ввод в эксплуатацию по очередям и пусковым комплексам. 3.4. Мостовой переход через р. Кама на автомобильной дороге Казань - Оренбург у с. Сорочьи Горы Стоимость проекта - 4,6 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение бесперебойного сообщения с Уралом и Сибирью, круглогодичных автодорожных связей с районами Закамья, Оренбургской, Самарской, Челябинской областей, регионов Поволжья - с государствами Центральной Азии. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию. 3.5. Мостовой переход через р. Волга у с. Пристанное Стоимость проекта - 6,2 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение функционирования автодорожной составляющей транспортного коридора "Транссиб", содействие развитию экономики Саратовской области и юга России за счет повышения пропускной способности Саратовского транспортного узла, оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц городов Саратова и Энгельса от транзитного и внутриобластного транспорта. 4. Строительство обходов городов: 4.1. Обход города Сочи Стоимость проекта - 17,0 млрд. рублей. Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на маршруте, входящем в состав МТК "Север - Юг" (ответвление NSA2), разгрузка улично-дорожной сети города, вывод транзитного движения из городской черты, улучшение условий движения, сокращение отрицательного воздействия на окружающую среду и население, повышение рекреационной привлекательности региона. 4.2. Обход городов Краснокамск и Пермь с мостовым переходом через реку Кама на автодороге Санкт-Петербург - Киров - Пермь - Екатеринбург Стоимость проекта - 5,5 млрд. рублей. Цель проекта - создание нового автодорожного направления "Северо-Запад - Урал": Санкт-Петербург - Киров - Пермь - Екатеринбург, существенное снижение транспортных издержек; улучшение условий движения, повышение безопасности движения на автодороге, входящей в состав МТК "Транссиб" (ответвление TSA1); оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц городов Краснокамска и Перми от транзитного и внутриобластного транспорта. 5. Строительство платных автомобильных дорог. Реализация проектов платных дорог будет осуществляться с привлечением внебюджетных источников финансирования с возвратом вложенных средств за счет взимания платы за проезд. В качестве источника инвестиций будут использоваться федеральные средства, в том числе инвестиционный фонд, и частные заемные средства, средства внутренних и внешних займов, собственные средства частных инвесторов. Осуществление таких проектов позволит перераспределить транспортные потоки и улучшить условия движения на перегруженных участках важнейших автомагистралей при существенной экономии бюджетных средств. В качестве платных дорожных объектов в Российской Федерации в планируемый период будут рассматриваться вновь создаваемые, находящиеся в незавершенном строительстве, а также существующие автомобильные дороги при условии их существенной модернизации. Большой эффект может достигаться за счет введения платности пользования вновь строящимися тоннелями и большими мостами через крупные водные преграды. 5.1. Скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург Стоимость проекта - 180 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 37,5 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение качественно более высокого уровня обслуживания пользователей дороги на основе создания современной инфраструктуры и применения современных информационных технологий. Существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на направлении, входящем в состав международных транспортных коридоров "Север - Юг" (NSA основное направление) и IX Панъевропейского транспортного коридора, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду в регионе крупнейших городов Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Великий Новгород, других городов, а также особоохраняемых природных территорий, расположенных вблизи федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия". Обеспечение ускорения развития международного аэропорта Шереметьево, улучшение обслуживания пассажиров, бесперебойная доставка грузов, связанных с деятельностью аэропорта, в условиях существенного роста пассажиро- и грузопотоков, следующих через аэропорт. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. 5.2. Новый выход на МКАД автомагистрали М-1 "Беларусь" по трассе северного обхода г. Одинцово Московской области Стоимость проекта - 12,1 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 6,2 млрд. рублей. Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на перегруженном участке магистрали, входящей в состав МТК "Транссиб" (TSA основное направление) и II Панъевропейского транспортного коридора Берлин - Брест - Минск - Москва - Нижний Новгород, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду ближнего Подмосковья. Будет достигнута разгрузка перегруженного Рублево-Успенского шоссе на 40 - 45 процентов за счет перераспределения транспортных потоков. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. 5.3. Автомобильная дорога "Подъезд к аэропорту Домодедово на территории Московской области" Стоимость проекта - 2,6 млрд. рублей. Цель проекта - содействие ускорению развития международного аэропорта Домодедово за счет реконструкции дороги. Существенное снижение транспортных издержек при обслуживании пассажиров и доставке грузов, связанных с деятельностью аэропорта, в условиях существенного роста пассажиро- и грузопотоков, следующих через него, а также значительного увеличения интенсивности движения на подъездной автодороге. Модернизация сети автомобильных дорог в районах Московской области, прилегающих к аэропорту Домодедово. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. Первый пилотный проект создания платной автомобильной дороги с целью отработки юридических, финансовых и организационных механизмов, предусматривающих возможность реализации коммерческих проектов по финансированию строительства и обеспечению эксплуатации крупных объектов транспортной инфраструктуры. 5.4. Автомагистраль "Западный скоростной диаметр (ЗСД)" в г. Санкт-Петербурге Стоимость проекта - 57,4 млрд. рублей. Цель проекта - создание новой скоростной автомобильной магистрали вдоль побережья Финского залива, связывающей северную, центральную и южную части города, обеспечивающей прямой выход из морского порта Санкт-Петербурга на федеральную сеть дорог и создающей удобную подъездную инфраструктуру к проектируемому пассажирскому морскому терминалу на Васильевском острове. Строительство магистрали позволит увеличить пропускную способность IX Панъевропейского транспортного коридора и МТК "Север - Юг", повысить эффективность работы морского порта Санкт-Петербурга и всего Санкт-Петербургского транспортного узла в целом, разгрузить улично-дорожную сеть Санкт-Петербурга, создать условия для развития туристической индустрии. 5.5. Центральная кольцевая автомобильная дорога на территории Московской области и создание "большого логистического кольца" в Московской области в привязке к Центральной кольцевой дороге Стоимость проекта - 228,5 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 66,5 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение коренного улучшения транспортного обслуживания в регионе Москвы и ближнего Подмосковья, снятие перегрузки с сети магистральных дорог вблизи Московского автодорожного узла за счет перераспределения потоков движения. Создание современной интермодальной транспортной и логистической системы Московского транспортного узла, снижение отрицательного воздействия автотранспорта на окружающую среду ближнего Подмосковья. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и бюджета Московской области, средств частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. 6. Модернизация аэропортов и формирование узловых аэропортов (хабов). Цель проектов - развитие аэропортовой инфраструктуры, создание сети пересадочных узлов (хабов), способных выполнять функции узловых распределительных центров воздушных перевозок и повысить качество обслуживания, обеспечить растущие потребности во внутренних и международных транзитных перевозках, а также повысить уровень безопасности и регулярности полетов. В приоритетные инвестиционные проекты по строительству и реконструкции аэропортов и аэродромов, с привлечением внебюджетных средств на основе инвестиционных договоров с применением форм государственно-частного партнерства, при разработке необходимой нормативной правовой базы вошли 24 аэропорта. Проекты разбиты на 4 направления - "Крупные проекты узловых аэропортов", "Пилотные проекты узловых аэропортов", "Пилотные проекты региональных аэропортов", "Пилотные проекты региональных аэропортов (местного значения)". 6.1. Развитие Московского авиаузла: создание аэропорта-хаба на базе аэропортов Домодедово, Шереметьево, Внуково Стоимость проекта - 40,2 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 18,3 млрд. рублей. Цель проекта - повышение конкурентоспособности российских транспортных коридоров. Проект предусматривает дальнейшее комплексное развитие аэропортов Домодедово, Внуково, Шереметьево, включающее развитие терминальных комплексов, подведение к терминалам автомобильных, железных дорог или линии метро, связывающих аэропорты с центральными частями города, и между аэропортами, обеспечение посадки пассажиров на все виды транспорта. 6.2. Развитие Красноярского грузового авиационного узла Стоимость проекта - 7,8 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 5,4 млрд. рублей. Цель проекта - повышение конкурентоспособности российских транспортных коридоров на основе формирования нового логистического продукта, транспортной инфраструктуры по развитию системы сетевой доставки грузов по территории России и СНГ. Развитие рынка грузовых авиаперевозок России и СНГ в МТК Европа - Азия. 6.3. Организация на базе аэропорта Кольцово крупного транспортно-логистического узла - хаба Стоимость проекта - 10,8 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 5,4 млрд. рублей. Цель проекта - развитие Европейско-Азиатского интермодального транспортного узла, обеспечение эффективного взаимодействия всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов, выполняющих операции по организации и обслуживанию международных, внутрироссийских и региональных пассажирских и грузовых перевозок. Проект предполагает реконструкцию (восстановление) аэродрома (искусственные покрытия, светосигнальное и радиотехническое оборудование), реконструкцию аэровокзального комплекса и внедрение современных технологий по обслуживанию пассажиров и авиаперевозчиков, развитие инфраструктуры перевозок: гостинично-деловой комплекс, бортовое питание, общественное питание и торговля. 7. Строительство морских портов: 7.1. Комплексное развитие морского торгового порта Усть-Луга По переработке следующей номенклатуры грузов: уголь, минеральные удобрения, лесные грузы, генеральные грузы, скоропортящиеся грузы, грузы в контейнерах, грузы на паромах, наливные грузы общей мощностью - 34,5 млн. тонн. Стоимость проекта - 29,9 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 11,4 млрд. рублей. Цель проекта - создание мощных, высокопроизводительных комплексов для перевалки массовых грузов (угля, минеральных удобрений) на крупнотоннажные суда грузоподъемностью свыше 30 тыс. тонн. Переориентация российских внешнеторговых грузов с иностранных портов на российские порты. 7.2. Строительство специализированного морского порта Приморск по переработке нефти и нефтепродуктов проектной мощностью до 106 млн. тонн в год Стоимость проекта - 14,54 млрд. рублей. Цель проекта - освоение грузопотоков сырой нефти и нефтепродуктов, которые до настоящего времени идут через порты стран Балтии. 7.3. Строительство нового морского торгового порта у мыса Железный Рог с потенциальной проектной мощностью свыше 30,0 млн. тонн Предварительная стоимость - 7,8 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 1,8 млрд. рублей. Цель проекта - переключить на российский порт грузопоток российского аммиака из украинского порта Южный. 7.4. Строительство пассажирского комплекса на Васильевском острове пропускной способностью - 1,2 млн. пассажиров в год Стоимость проекта - 37,3 млрд. рублей, в том числе в объекты федеральной собственности - 7,3 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение заходов и обработка крупных круизных лайнеров и автопассажирских паромов, а также предоставление круизным и транзитным пассажирам всего комплекса сервисных и гостиничных услуг. 8. Повышение пропускной способности внутренних водных путей. Для решения задачи повышения пропускной способности внутренних водных путей необходимо ликвидировать узкие места, снижающие эффективность и безопасность судоходства на всем протяжении Единой глубоководной системы европейской части страны. 8.1. Строительство 2-й нитки шлюза Кочетовского гидроузла Стоимость проекта - 2,3 млрд. рублей. Цель проекта - установление на участке реки Дон (Кочетовский шлюз - Азов) гарантированной глубины 3,8 м для пропуска судов с осадкой 3,5 - 3,6 м с целью увеличения пропускной способности Кочетовского шлюза. Реализация проекта обеспечит подготовку к открытию важнейших внутренних водных путей для иностранных перевозчиков, позволит предотвратить кризис пропускных возможностей при вводе стандарта на применение двухкорпусных танкеров. 8.2. Строительство 2-й нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла Стоимость проекта - 6,0 млрд. рублей. Цель проекта - увеличение в 2,5 раза пропускной способности Волго-Балтийского водного пути, исчерпавшего свои проектные возможности. 8.3. Строительство на реке Волга выше Нижнего Новгорода (в районе пос. Большое Козино) низконапорного гидроузла с плотиной и судоходным шлюзом, совмещенного с автодорожным мостовым переходом на трассе Москва - Киров Стоимость проекта - 23,7 млрд. рублей. Цель проекта - устранение ступенчатости глубин на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации, увеличение пропускной способности на 50 процентов, разгрузка автомагистралей Нижнего Новгорода. 9. Создание терминально-логистических комплексов. Цель проектов - повышение эффективности системы товародвижения и реализация транзитного потенциала при мультимодальных перевозках экспортно-импортных грузов. Общее количество указанных комплексов, которое должно быть создано в 2005 - 2010 гг., составляет 72 (в том числе в Московском регионе - 5 комплексов, в регионе г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 3, далее по 1 комплексу на каждый субъект Российской Федерации, включая области, края и республики, примыкающие к международным транспортным коридорам). Срок создания 72 терминально-логистических комплексов (ТЛК) - 2005 - 2010 годы. Суммарная проектная мощность - 100,8 млн. тонн грузов в год. Мощность каждого терминально-логистического комплекса составляет от 0,4 до 2,5 млн. тонн в год. Стоимость проекта - 53,9 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет). Приложение N 5 к Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА".