Фрагмент документа "ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПОЕЗДНОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА".
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1. Настоящая Типовая инструкция по охране труда для поездного электромеханика устанавливает основные требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте оборудования пассажирских вагонов (далее - вагонов) поездным электромехаником. 1.2. К работе поездного электромеханика (далее - электромеханик) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, обучение, стажировку общей продолжительностью не менее тридцати суток и проверку знаний. Электромеханик в процессе работы должен проходить: повторные инструктажи, не реже одного раза в три месяца; внеплановые инструктажи; целевые инструктажи перед поездкой в рейс; периодические медицинские осмотры в установленном порядке; периодическую проверку знаний по охране труда один раз в два года; периодическое обучение и проверку знаний по пожарно-техническому минимуму не реже двух раз в год. 1.3. Электромеханикам должна быть присвоена группа по электробезопасности не ниже IV, которая подлежит подтверждению один раз в год. 1.4. Электромеханик непосредственно подчиняется мастеру и бригадиру поездных электромехаников, а в пути следования - начальнику поезда; в период отсутствия начальника поезда он исполняет его обязанности по руководству поездной бригадой. Электромеханик должен осуществлять контроль за эксплуатацией вагонного оборудования проводниками вагонов, работниками вагонов-клубов, вагонов технической пропаганды, вагонов с видеосалонами, вагонов с купе-буфетом, вагонов-ресторанов, почтовых и других вагонов, следующих в составе пассажирского поезда. Электромеханик должен оказывать техническую помощь в эксплуатации вагонного оборудования работникам поездной бригады, в том числе начальнику почтового вагона, начальнику состава почтовых вагонов, заместителю начальника почтового вагона, проводнику-электромонтеру почтового вагона и проводникам прицепных вагонов. 1.5. Электромеханик обязан знать: схему формирования состава обслуживаемого поезда; порядок проведения технологических операций при подготовке, экипировке, приемке и сдаче состава; способы предупреждения, выявления и устранения неисправностей в работе деталей и узлов вагонов; действие на человека опасных и вредных производственных факторов; требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии; видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава; правила оказания первой медицинской помощи и места расположения аптечек. 1.6. Электромеханик должен: выполнять только входящие в его служебные обязанности работы; содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, а также спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ); проходить по территории железнодорожной станции, территориям пункта формирования и оборота поездов, пункта отстоя вагонов и транзитной железнодорожной станции по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам; выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков и надписей, а также сигналов, подаваемых водителями транспортных средств, машинистами локомотивов, сигналистами и составителями поездов; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха. 1.7. В процессе работы на электромеханика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы: движущийся подвижной состав и другие транспортные средства; повышенный уровень шума; повышенный уровень вибрации; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования; расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола вагона); недостаточная освещенность рабочей зоны (в темное время суток); пониженная или повышенная температура поверхностей; повышенная подвижность воздуха; повышенный уровень электромагнитных излучений; нервно-психические перегрузки; патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы). 1.8. Электромеханик должен обеспечиваться следующими СИЗ: костюм хлопчатобумажный; рукавицы комбинированные; ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве; полуплащ из прорезиненной ткани; галоши диэлектрические (дежурные); перчатки диэлектрические (дежурные). Зимой дополнительно выдаются: теплозащитный костюм; валенки; галоши на валенки. 1.9. Электромеханик должен выполнять следующие основные требования пожарной безопасности: курить только в отведенных и приспособленных для этих целей местах; не применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы); в случае обнаружения признаков замораживания трубопроводов производить их отогревание только горячей водой. Запрещается производить отогревание трубопроводов факелом, горячим углем, паяльной лампой; знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. 1.10. При нахождении на железнодорожных путях электромеханик обязан соблюдать следующие требования: проходить к месту работы и с работы только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями "Служебный проход"; проходить вдоль железнодорожных путей только по обочине или по середине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям вагоны и локомотивы; переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося подвижного состава; переходить железнодорожный путь, занятый подвижным составом, пользуясь только переходными площадками вагонов, убедившись в исправности поручней и подножек и в отсутствии движущихся по смежному пути локомотива и вагонов; при сходе с переходной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода; обходить группы вагонов или локомотивов, стоящих на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки; проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м; обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки. 1.11. При нахождении на железнодорожных путях электромеханику запрещается: переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом и другими транспортными средствами; садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения; находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям; переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и поперечных скреплений стрелочных переводов; становиться или садиться на рельс; становиться между остряком и рамным рельсом или в желоба на стрелочном переводе и концы железобетонных шпал. 1.12. Выходя на железнодорожный путь из помещений, вагонов, а также из-за зданий, которые затрудняют видимость железнодорожного пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза не привыкнут к темноте. 1.13. На электрифицированных участках железных дорог электромеханику запрещается приближаться к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м, а также прикасаться к оборванным проводам контактной сети независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет. При обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, а также свисающих с них посторонних предметов, электромеханик обязан немедленно сообщить об этом начальнику поезда, в ближайший район контактной сети или дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру. До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м. 1.14. Электромеханику запрещается подниматься на крышу вагона на электрифицированных участках железнодорожных путей для производства каких-либо работ. Лестница для подъема на крышу вагона должна быть заперта трехгранным ключом и опломбирована. 1.15. Личную одежду и спецодежду электромеханик должен хранить отдельно в шкафчиках в гардеробной. Запрещается выносить спецодежду, спецобувь и СИЗ за пределы предприятия (депо, вагонного участка) по окончании рейса. 1.16. Электромеханик обязан следить за исправностью спецодежды и спецобуви, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафчики в чистоте и порядке. 1.17. Электромеханик должен соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой рук, мыть их теплой водой с мылом. 1.18. В пути следования электромеханик должен соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи, питьевой воды. Воду пить только кипяченую или бутилированную. 1.19. В случае получения травмы или заболевания электромеханик должен прекратить работу, поставить в известность мастера (бригадира), а в пути следования - начальника поезда и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение. При травмировании пассажиров или членов поездной бригады электромеханик обязан оказать, при необходимости, первую помощь пострадавшему и без промедления сообщить об этом начальнику поезда. 1.20. Знание и выполнение требований безопасности электромехаником являются служебной обязанностью, а их нарушение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
Фрагмент документа "ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПОЕЗДНОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА".