0 ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В Г. МОСКВЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 19.09.2006). Постановление. Правительство Москвы. 25.09.01 865

Фрагмент документа "0 ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В Г. МОСКВЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 19.09.2006)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Реформирование системы пересмотра и утверждения тарифов
              для регулируемых предприятий и тарифов на
              жилищно-коммунальные услуги для населения
           (реорганизация процедур тарифного регулирования)

     Система   тарифного   регулирования  должна  рассматриваться  как
средство   для   достижения   поставленных   собственником   имущества
государственных  регулируемых  предприятий  целей,  т.е. тарифы должны
обеспечивать    предприятиям    необходимый    им    для    реализации
производственных    и   инвестиционных   программ   объем   финансовых
потребностей.   Необходимо,   чтобы  тарифная  политика  реализовывала
следующие изложенные ниже принципы:
     Полное  возмещение затрат всем участникам процесса предоставления
жилищно-коммунальных услуг конечным потребителям.
     С  экономической  точки зрения этот принцип достаточно очевиден -
регулируемое  предприятие должно получать финансовые ресурсы в объеме,
достаточном   для   компенсации  всех  произведенных  им  обоснованных
издержек.
     Принцип оптимизации интересов всех сторон.
     Процесс   установления   тарифов  затрагивает  интересы  большого
количества  сторон (собственника имущества, регулируемого предприятия,
потребителей,  инвесторов).  Эти  интересы достаточно противоречивы, и
одна из основных задач системы тарифного урегулирования - обеспечить в
ходе установления тарифа учет и сбалансированность этих интересов. Сам
процесс  формирования  тарифа  на  жилищно-коммунальные  услуги должен
заключаться   в  поиске  компромисса  между  техническими  задачами  и
финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом
потребителей.
     Достаточно  важный  аспект - учет интересов населения. В процессе
установления   тарифа  необходимо  проводить  оценку  того,  насколько
предлагаемый  тариф  приемлем  для  общества.  В  этом отношении можно
говорить  не только об экономической, но и о социальной обоснованности
тарифа.
     Последовательность и прогнозируемость изменения тарифов.
     Система  регулирования  должна  обеспечивать  прогнозируемость  и
предсказуемость   изменения   тарифов.   Установление  тарифов  должно
производиться   на   определенный  срок  (период  регулирования).  Это
требование  преследует  выполнение  трех целей. Во-первых, это создает
ситуацию   определенности   в   отношении   будущих  денежных  потоков
предприятия,  что  снижает  риски  инвестирования в него. Во-вторых, в
течение  регулируемого периода предприятие может проводить мероприятия
по  снижению  издержек,  а  полученную  экономию расходовать по своему
усмотрению.   В-третьих,   данная   мера  будет  способствовать  росту
экономической определенности для потребителей коммунальных услуг.
     Принцип публичности и открытости.
     Процедуры тарифного регулирования должны обеспечивать публичность
процесса  формирования тарифов. Это необходимо для того, чтобы достичь
доверия  со  стороны  потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также
способствовать  достижению  баланса интересов в процессе регулирования
тарифов.    Публичность    системы   должна   обеспечить   необходимое
методическое   и   информационное   взаимодействие   между  отдельными
элементами   этой   системы:  процедурами  мониторинга,  подготовки  и
рассмотрения  заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления
в силу.
     Снижение политизированности ценообразования.
     Одной   из   основных   проблем  существующей  системы  тарифного
регулирования  государственных  коммунальных  предприятий  является ее
политизированность,  т.е.  решение  об  установлении  тарифов зачастую
диктуется  не  столько экономическими причинами, сколько политическими
мотивами. Негативные последствия этого очевидны. Данную проблему можно
снизить   за   счет  принятия  соответствующих  принципов  и  процедур
тарифного  регулирования. В первую очередь этого можно достичь за счет
повышения  открытости процесса формирования и утверждения тарифов. Это
позволит   повысить   обоснованность   принимаемых  решений,  а  также
сглаживать    социальные    последствия   роста   тарифов,   привлекая
потребителей к процессу обсуждения и формирования их величины. В любом
случае  потребителю  должен быть дан грамотный и обоснованный ответ на
вопрос,  почему  утверждены  именно  такие  тарифы  и  какое  качество
жилищных и коммунальных услуг можно требовать за эти деньги.
     Система   тарифного   регулирования  должна  рассматриваться  как
система,   формирующая   по   отношению  к  регулируемым  предприятиям
необходимые условия, в которых они могут реализовывать задачи, которые
формулирует перед ними собственник имущества и которые зафиксированы в
производственной    и    инвестиционной    программах    регулируемого
предприятия.   Необходимо   разработать  методики  составления  заявки
регулируемых  предприятий  на  пересмотр тарифов (методики определения
финансовых потребностей предприятия).
     Следующим   шагом  должны  стать  мероприятия  по  реформированию
процедуры  определения  тарифов. Процедура установления тарифов должна
быть прозрачной и понятной для всех заинтересованных сторон.
     Особенностью г. Москвы является то, что фактически регулированием
тарифов  на  жилищно-коммунальные  услуги  занимаются два регулирующих
органа   -  РМВК  и  РЭК.  Для  унификации  методики  регулирования  и
обеспечения  единства  процедур  регулирования  целесообразно передать
полномочия   по   регулированию   всех  тарифов  на  ЖКУ  Региональной
энергетической  комиссии.  При  этом  необходимо  доработать регламент
работы   РЭК   таким   образом,   чтобы   обеспечить  реализацию  всех
перечисленных выше принципов.
     В   настоящее   время   в   г.  Москве  все  коммунальные  услуги
оплачиваются  по одноставочным тарифам, когда суммарная оплата зависит
только  от  объема  потребления. В случае двуставочных тарифов платежи
потребителей  делятся  на  две  части:  плата  за мощность (постоянная
составляющая,  не  зависящая  от объемов потребления) и плата за объем
потребляемых  услуг.  Преимущества  от введения двуставочных тарифов -
уменьшение  сезонных колебаний выручки, затрат и прибыли предприятия и
снижение потребности коммунального предприятия в оборотном капитале, а
также  уменьшение  финансового  ущерба  коммунального  предприятия при
переходе  к  взаиморасчетам  с  потребителями  на  основании показаний
приборов учета. Очевидно, что приведение структуры доходов к структуре
расходов  коммунальных  предприятий в результате введения двуставочных
тарифов будет способствовать уменьшению инвестиционного риска.

Фрагмент документа "0 ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В Г. МОСКВЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 19.09.2006)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа