0 ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В Г. МОСКВЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 19.09.2006). Постановление. Правительство Москвы. 25.09.01 865

Фрагмент документа "0 ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В Г. МОСКВЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 19.09.2006)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Совершенствование договорных отношений
             по предоставлению жилищно-коммунальных услуг

     Жилищно-коммунальные  услуги  потребителям  всех  категорий,  как
правило,   предоставляются   на  основании  договоров.  На  01.01.2001
заключено:
     - 39,6% договоров социального найма;
     - 100% договоров коммерческого найма;
     - 61,7%  соглашений о совместном владении домом и долевом участии
в расходах по его содержанию и ремонту.
     Договоры  социального  и  коммерческого найма в государственном и
муниципальном   жилищном   фонде   города   Москвы   заключаются   как
Департаментом  муниципального  жилья и жилищной политики Правительства
Москвы, так и управлениями жилищных предприятий (ДЕЗ).
     Департамент    является   для   нанимателей   исполнителем   всех
жилищно-коммунальных  услуг. В то же время для выполнения обязанностей
наймодателя  по обеспечению нанимателей жилищно-коммунальными услугами
Департамент  не заключает договоры со специально созданными ГУП ДЕЗ. В
свою  очередь  ДЕЗ  осуществляет деятельность по жилищно-коммунальному
обслуживанию нанимателей, не имея перед ними никаких обязательств и не
неся   никакой  ответственности.  Отсутствие  договорных  отношений  с
нанимателями   и  с  Департаментом  муниципального  жилья  и  жилищной
политики  ставит  ДЕЗ  в положение лица, действующего в чужом интересе
без  поручения.  Соглашения  с  владельцами  и  собственниками жилых и
нежилых  помещений о порядке управления домом и возмещения расходов по
его   эксплуатации  и  ремонту,  а  также  договоры  с  владельцами  и
собственниками строений на оказание услуг по техническому обслуживанию
или  управлению  от  своего  имени  в  качестве  представителя  города
заключает ДЕЗ.
     Договорные   отношения  с  нанимателями  и  собственниками  жилых
помещений  строятся  на  основе  различных правовых моделей. Отношения
наймодателя  и  нанимателей строятся по модели смешанного договора, по
которому  Департамент  муниципального  жилья  и  жилищной политики сам
отвечает  за  предоставление жилищно-коммунальных услуг нанимателям, а
договоры  ДЕЗ  с собственниками жилых помещений - по модели агентского
договора,  что  затрудняет  формирование  договорных  отношений  ДЕЗ с
ресурсоснабжающими организациями и подрядчиками.
     В  городе  проводится  работа  по  переводу  населения  на прямые
расчеты  за  теплоснабжение.  Несмотря  на  кажущиеся на первый взгляд
преимущества такого способа оплаты коммунальных услуг, переход на него
выгоден  лишь  ресурсоснабжающим  организациям  и  имеет  существенные
недостатки.  Введение  прямых  расчетов  не  может  сводиться только к
повороту денежных потоков от ДЕЗ к коммунальным организациям, в отрыве
от денежных обязательств, основанных на действующих договорах найма, и
соглашений  с собственниками жилых помещений. Заключение потребителями
прямых  договоров с каждым отдельным производителем коммунальных услуг
поставит их лицом к лицу с локальными естественными монополистами, что
неизбежно  вызовет  снижение уровня защищенности потребителей. Поэтому
необходимо,   чтобы   на   стороне  потребителей  были  наймодатель  и
специально  созданные  для этой цели управляющие организации. Введение
системы    прямых    платежей   населения   за   коммунальные   услуги
ресурсоснабжающим  предприятиям не позволит реализовать инвестиционный
потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде.
     ДЕЗ  принимает  платежи нанимателей, не получив на это полномочий
от  наймодателя  и  вопреки  условиям  договоров найма. Для устранения
такого положения необходимо внесение изменений и дополнений в договоры
найма.  Кроме того, обязанность наймодателя обеспечить за счет средств
нанимателей  предоставление  им жилищно-коммунальных услуг должна быть
реализована  в  договорах  на  управление с ДЕЗ. Тогда цепь договорных
обязательств  потребитель  -  наймодатель  -  ДЕЗ - ресурсоснабжающие,
ремонтно-эксплуатационные   и   специализированные  организации  будет
замкнута.
     Переход   на   прямые   расчеты   за  коммунальные  услуги  между
потребителями  и  производителями  услуг  имеет и другие отрицательные
стороны:
     - при  прямых  договорах  коммунальных организаций с населением о
предоставлении   коммунальных   услуг   и   прямых   расчетах  за  них
затрудняется реализация систематического и квалифицированного контроля
за   соблюдением   исполнителями   прав   и   интересов  потребителей,
возможность     привлечения    нарушителей    к    гражданско-правовой
ответственности,  а также возможность снижения размера оплаты в случае
ненадлежащего  выполнения договорных обязательств по срокам, объемам и
качеству поставки ресурсов;
     - заключение коммунальными организациями договоров с населением о
предоставлении  коммунальных услуг и внесение изменений и дополнений в
договоры  с  нанимателями  и в соглашения с собственниками (касающихся
ответственности   за   предоставление  коммунальных  услуг  и  порядка
расчетов  за  них)  потребует дополнительных существенных затрат на их
осуществление.
     Источники   покрытия   этих  затрат  не  установлены;  начисление
платежей  по разным видам коммунальных услуг, изготовление и доведение
платежных  документов,  определение  размера  снижения оплаты в случае
нарушения исполнителями установленных параметров качества коммунальных
услуг,  перерасчет  за  потребление  коммунальных  услуг при временном
отсутствии  или  изменении  количества проживающих, учет установленных
льгот  и  субсидий  будут  осуществляться  не  централизованно  (одной
организацией),  а  каждым  исполнителем отдельно. Данные меры повлекут
увеличение штата сотрудников и, как следствие, дополнительные расходы,
источником  покрытия  которых  будет  повышение  тарифов. Размеры этих
затрат  не  оценены. Многократное дублирование информации, например, о
гражданах  (семьях),  получающих  жилищные  субсидии, имеющих право на
льготы  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации и
города   Москвы,   и   т.п.  также  приведут  к  увеличению  расходов;
осуществление  платежей потребителем не по одному платежному документу
(принцип  "одного  окна"),  а  по  множеству  документов.  Оптимальным
является  оплата  всех жилищно-коммунальных услуг по одному платежному
документу.
     На  содержание  договоров  ДЕЗ с ресурсоснабжающими организациями
влияет   то   обстоятельство,   что   последние  занимают  монопольное
положение.  ДЕЗ  заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями
как  самостоятельные  абоненты, поэтому отношения по подаче холодной и
горячей  воды,  тепловой  энергии  и  отводу  сточных вод регулируются
правилами,   установленными   для   юридических   лиц.   Эти  договоры
недостаточно   учитывают   нормы   законодательства   о   защите  прав
потребителей. В настоящее время порядок расчета размера снижения платы
за  жилищные  и коммунальные услуги при нарушении нормативных сроков и
качества   их   предоставления   действует  лишь  в  отношениях  между
потребителями   и  организациями,  с  которыми  они  имеют  договорные
отношения.   Этот   порядок   не   раскрывается   в  договорах  ДЕЗ  с
ресурсоснабжающими    организациями   (поскольку   они   в   этом   не
заинтересованы).  Также  отсутствует  договорный  механизм  увязывания
договорных  условий об объемах и качестве отдельных коммунальных услуг
с    параметрами    поставки   ресурсов   (например,   ответственность
теплоснабжающей  организации  за подачу тепловой энергии в количестве,
измеряемом  в  гигакалориях,  и  ответственность  ДЕЗ  за соответствие
стандартам  температуры  воздуха  в  жилых домах и температуры горячей
воды).
     Договоры  с  коммунальными  организациями  зачастую  заключены на
неопределенный  срок  или  автоматически пролонгируются. Инициатива со
стороны  ДЕЗ  по  их  пересмотру с целью выработки более благоприятных
условий  в  интересах  потребителей  встречает  противодействие. Часть
договоров   содержит   условия,   базирующиеся  на  устаревших  актах.
Действующие  договоры  на  отпуск  питьевой  воды и прием сточных вод,
договоры  теплоснабжения требуют пересмотра на предмет их соответствия
действующему законодательству.
     Ресурсоснабжающие  организации  нередко  предлагают ДЕЗ заключать
договоры  по  такой  же  форме, что и для промышленных потребителей. В
ряде  случаев  это  мотивируется  необходимостью соблюдения одинаковых
условий  для  всех  абонентов.  Вместе  с тем в изменении нуждаются те
условия  договоров присоединения, которые не связаны с технологической
процедурой  производства  и  передачи  их  продукции  (воды,  тепловой
энергии)   на   единых   условиях   (режим,   давление  и  температура
теплоносителя и др.). Такие условия в соответствии с законодательством
могут  вырабатываться  сторонами на паритетных началах исходя из своих
интересов.  Это  необходимо  сделать  для  повышения  гарантий  защиты
потребителей  и  уменьшения необоснованных потерь бюджетных средств. В
большом  количестве  случаев  ресурсоснабжающие организации навязывают
ДЕЗ  условия  о  несоразмерно  высоких  неустойках,  устанавливают  не
предусмотренные  законодательством  основания  полного  или частичного
прекращения подачи тепловой энергии и воды.
     Договоры  энергоснабжения  (например,  утвержденные  Региональной
энергетической  комиссией  при Правительстве Москвы 3 июля 1998 г. и 8
сентября 1999 г.) не содержат обязанности энергоснабжающей организации
осуществлять   поставку  горячей  воды.  Энергоснабжающая  организация
отвечает  по  этому  договору  только  за  подачу  тепловой энергии. В
настоящее  время  по  договору  с  ДЕЗ за производство горячей воды не
отвечают   ни   тепло-,   ни  водоснабжающие  организации.  Необходимо
установление  единой  ответственности  теплоснабжающей  организации за
снабжение горячей водой с соответствующим формированием тарифов на эту
коммунальную  услугу и раздельным установлением нормативов на холодное
и на горячее водоснабжение. В связи с этим центральные тепловые пункты
и  сети  до домовых вводов, находящиеся в собственности города, должны
передаваться во владение энергоснабжающим организациям.
     Отдельные  договоры  ДЕЗ  с  ресурсоснабжающими  организациями на
поставку ресурсов для нужд потребителей не содержат порядка расчетов в
зависимости  от  наличия или отсутствия приборов учета, стимулирования
снижения  задолженности  потребителей  и других пользователей, порядка
перерасчета   стоимости  услуг  холодного  и  горячего  водоснабжения,
водоотведения  при  временном  отсутствии граждан по месту постоянного
жительства   (при   отсутствии  индивидуальных  приборов  учета),  при
нарушении   нормативных   параметров  подачи  ресурсов,  а  также  при
нарушении их объемов или качества.
     В  ряде  договоров ДЕЗ с ремонтно-эксплуатационными организациями
на  эксплуатацию,  санитарное  содержание и текущий ремонт жилищного и
нежилого   фонда  и  объектов  придомовой  территории  не  указываются
перечень   и   общая   стоимость  работ,  подлежащих  выполнению.  Это
обстоятельство  негативно сказывается на объемах и качестве выполнения
подрядных  работ  по  результатам  конкурсов.  В  отдельных  договорах
отсутствуют адресные списки домов, передаваемых на обслуживание.
     Многие   ДЕЗ   необоснованно  несут  убытки  от  несвоевременного
заселения и реализации жилых и нежилых помещений. Затраты на отопление
и  техническое  обслуживание незаселенных жилых помещений должны нести
их  собственники.  Порядок  возмещения  убытков ДЕЗ от нереализованной
площади  окончательно  не  решен.  ДЕЗ,  не  имея  полной информации о
принадлежности  этих  помещений,  вынуждены вести розыск и переписку с
лицами,  с  которыми  они не имеют договорных отношений. В большинстве
случаев  это  приводит  к  неправильным  расчетам  и  неполучению  ДЕЗ
возмещения своих убытков.
     Есть  случаи,  когда  договоры  на  выполнение различных работ по
содержанию  и ремонту жилищного фонда заключаются без наличия лицензии
на  право  проведения работ в жилищном фонде в нарушение утвержденного
постановлением   Правительства   Москвы   Положения  о  лицензировании
деятельности  по  эксплуатации инженерных систем в городе Москве N 261
от 26.03.96.

Фрагмент документа "0 ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В Г. МОСКВЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 19.09.2006)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа