Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2006-2008 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 05.12.2006)".
Раздел 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ И БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ Ежегодно в Москве образуется порядка 22,0 млн. тонн отходов. Объемы образования отходов по фракциям представлены в таблице 1. Таблица 1 ----------------------------------------------------------- |Виды отходов |Объем ежегодно образующихся | | |отходов, млн. тонн | |---------------------------|-----------------------------| |Всего | 22,2 | |---------------------------|-----------------------------| |В т.ч.: | | |---------------------------|-----------------------------| |твердые бытовые отходы | 2,8 | |(ТБО) в жилом фонде | | |---------------------------|-----------------------------| |крупногабаритный мусор | 0,8 | |(КГМ) в жилом фонде | | |---------------------------|-----------------------------| |ТБО и КГМ нежилого фонда | 1,4 | |---------------------------|-----------------------------| |строительные | 2,0 | |---------------------------|-----------------------------| |строительные грунты | 9,3 | |(в т.ч. загрязненные) |(в т.ч. загрязненные - 7) | |---------------------------|-----------------------------| |медицинские | 0,24 | |---------------------------|-----------------------------| |производства | 1,8 | |---------------------------|-----------------------------| |биологические | 0,2 | |---------------------------|-----------------------------| |древесно-растительные | 0,16 | |---------------------------|-----------------------------| |осадки очистных сооружений | 3,5 | ----------------------------------------------------------- Средний прирост объемов образования городских отходов на протяжении 10-15 лет устойчиво составляет 3-4% в год. При таких темпах общий объем отходов производства и потребления к 2010 году превысит 23 млн. тонн. Правительством Москвы проводится планомерное создание системы промышленной переработки отходов производства и потребления. В городе ежегодно вводится в эксплуатацию в среднем по 2 объекта санитарной очистки. Динамика развития инфраструктуры санитарной очистки города за период 2000-2005 годов представлена в таблице 2. Таблица 2 ----------------------------------------------------------- |2000 г. |- МСЗ N 2 (СВАО); | | |- организована централизованная система сбора | | |и переработки люминесцентных (ртутных) ламп | |----------|----------------------------------------------| |2001 г. |Сортировочный комплекс на МПС (Сигнальный | | |проезд) | |----------|----------------------------------------------| |2002 г. |Производство по переработке отходов кино- | | |и фотопроизводств и электронного лома | |----------|----------------------------------------------| |2003 г. |- база мусоровозов в "Котляково"; | | |- МПС на Остаповском проезде | |----------|----------------------------------------------| |2004 г. |- МПС (брикетирование) в "Котляково", МСЗ N 4 | | |(ВАО) | |----------|----------------------------------------------| |2005 г. |- цех переработки шлака МСЗ N 2; | | |- цех переработки изношенных автопокрышек; | | |- отделение сортировки в "Котляково"; | | |- вновь открыт полигон "Икша" | ----------------------------------------------------------- В настоящее время для обеспечения санитарной очистки территории города от отходов производства и потребления из-за дефицита мощностей по их промышленной переработке требуется вывоз значительной части отходов для захоронения на полигонах, расположенных в Московской области. При этом, по данным природоохранных органов Московской области, эксплуатационный ресурс существующих полигонов ограничен 5-7 годами (в Южном секторе Московской области - 2-3 годами). В сложившейся ситуации надежность системы санитарной очистки города Москвы на долгосрочную перспективу может быть обеспечена в основном за счет увеличения доли промышленной переработки отходов и снижения объема отходов, подлежащих вывозу и захоронению. Однако развитие технической базы промышленной переработки отходов за счет строительства новых объектов санитарной очистки сдерживается дефицитом земельных участков для их размещения, удовлетворяющих требованиям СНиП. Учитывая сложность отвода в городе новых участков под строительство, в целях повышения эффективности использования объектов санитарной очистки прорабатывается возможность увеличения мощности действующих и проектируемых объектов до максимально допустимой по техническим и экологическим критериям. При этом, учитывая приоритетность объектов с точки зрения обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности территорий города, а также решения задачи ресурсо- и энергосбережения, в первую очередь были выбраны объекты по переработке ТБО и крупногабаритного мусора (КГМ) жилого сектора и отходов, содержащих значительное количество ценного сырья. В настоящее время термической переработке с выработкой теплоэлектроэнергии подвергается около 15% ТБО жилого сектора (генерируемая мощность - 15 мВт). Около 1 млн. тонн ТБО (35%) поступает на городские мусороперегрузочные и мусоросортировочные станции, где ТБО подвергаются переработке: прессованию, брикетированию и сортировке ("Котляково"). Прямой вывоз на полигоны Московской области составляет 50%, общий вывоз - порядка 85%. Информация об утилизации ТБО представлена в таблице 3. Таблица 3 ----------------------------------------------------- |Вид утилизации ТБО |Объем, тыс. тонн | |-------------------------------|-------------------| |Промышленная переработка | 1358 | |(МСЗ И МПС), всего | | |-------------------------------|-------------------| | В т.ч.: | | |-------------------------------|-------------------| | Термическая переработка, | 386 | | всего | | |-------------------------------|-------------------| | В т.ч.: | | |---------------------------------------------------| |Мусоросжигательные заводы (МСЗ) | |---------------------------------------------------| | МСЗ N 2 | 158 | |-------------------------------|-------------------| | МСЗ N 4 | 228 | |-------------------------------|-------------------| | Сортировка | 972 | | на мусороперегрузочных | | | станциях (МПС), всего | | |-------------------------------|-------------------| | В т.ч.: | | |-------------------------------|-------------------| | МПС N 1 | 72 | |-------------------------------|-------------------| | МПС N 2 | 100 | |-------------------------------|-------------------| | МПС N 3 | 300 | |-------------------------------|-------------------| | МПС N 4 | 100 | |-------------------------------|-------------------| | МПС N 6 | 100 | |-------------------------------|-------------------| | МПК N 7 | 300 | |-------------------------------|-------------------| |Селективный сбор в коммунальном| 16 | |секторе | | |-------------------------------|-------------------| |Прямой вывоз ТБО на полигоны | 1423 | |-------------------------------|-------------------| |Прямой вывоз КГМ на полигоны | 800 | |-------------------------------|-------------------| |Всего в 2005 году | 3597 | ----------------------------------------------------- За счет ввода в эксплуатацию строящихся заводов N 1 и N 3 мощность по термической переработке ТБО к 2008 году возрастет до 50%. При анализе сложившейся в городе системы обращения с отходами выявлены следующие проблемы: - дефицит мощностей промышленной переработки отходов; - отсутствие свободных территорий для размещения объектов санитарной очистки города, в том числе объектов сбора, заготовки, сортировки, перегрузки, переработки и обезвреживания отходов; - недостаточное финансирование отрасли; - недостаточная мощность существующих полигонов; - сложность отвода земельных участков под полигонное захоронение; - отсутствие единой системы учета производителей отходов. Основными методами утилизации муниципальных отходов остаются вывоз на полигоны: из общего объема отходов доля ТБО, захороненных на полигонах, составляет 85% и мусоросжигание - 15% (с учетом КГМ). Анализ международного опыта в области утилизации ТБО показал, что доля промышленной переработки в среднем составляет 40-50%. Информация об утилизации ТБО в странах Западной Европы, США и Японии представлена в таблице 4. Таблица 4 ------------------------------------------------------------ |Страна |Термическая |Захоронение, % | | |переработка, % | | |------------------|-------------------|-------------------| |Австрия | 48 | 36 | |------------------|-------------------|-------------------| |Бельгия | 55 | 27 | |------------------|-------------------|-------------------| |Германия | 43 | 34 | |------------------|-------------------|-------------------| |Люксембург | 50 | 50 | |------------------|-------------------|-------------------| |Нидерланды | 45 | 42 | |------------------|-------------------|-------------------| |США | 30 | 55 | |------------------|-------------------|-------------------| |Япония | 74 | 15 | ------------------------------------------------------------ Ориентируясь на зарубежный опыт, Москва начала развивать систему селективного сбора отходов в жилых районах. По данным на декабрь 2005 г., в 34 районах города установлено 2709 специальных контейнеров для сбора вторичного сырья, действуют 61 стационарный пункт и 213 мобильных пунктов приема вторичного сырья. В 2005 году собрано более 60 тыс. тонн вторсырья, извлеченного из отходов жилого и нежилого секторов, в т.ч. более 15 тыс. тонн - от объектов муниципального жилья. В 2005 году началась работа по внедрению системы селективного сбора в школах Южного административного округа города Москвы. Так, в школах и дошкольных учреждениях района Орехово-Борисово Южное установлено 120 контейнеров для селективного сбора вторичного сырья. Ежегодно в столице наращиваются мощности по приему, размещению и переработке промышленных отходов. Динамика переработки промышленных отходов представлена в таблице 5. Таблица 5 ------------------------------------------------------------------- |Вид отходов |Динамика наращивания мощности | | |по переработке отходов по годам,| | |тыс. тонн | | |--------------------------------| | |2003 г. |2004 г. |2005 г. | |--------------------------------|----------|---------|-----------| |Осадки очистных сооружений | 10,9 | 12,2 | 13,2 | |и грунтов, загрязненных | | | | |нефтепродуктами | | | | |--------------------------------|----------|---------|-----------| |Обезвреживание и переработка | 14,7 | 22,4 | 30 | |токсичных отходов (отработанные | | | | |электролиты, шламы, химические | | | | |реактивы, лекарственные | | | | |препараты, отходы гальванических| | | | |производств) | | | | |--------------------------------|----------|---------|-----------| |Отходы кино- и фотопроизводств | 2,3 | 2,9 | 2,9 | |--------------------------------|----------|---------|-----------| |Отходы и лом электронной | 0,27 | 0,30 | 0,32 | |и электротехники | | | | ------------------------------------------------------------------- В городе отмечается постоянная динамика роста сбора и переработки ртутьсодержащих отходов. Организовано 1200 пунктов приема и временного хранения отработанных люминесцентных ламп. За период 2003-2005 гг. собрано и переработано около 9 тыс. тонн ртутьсодержащих отходов. Наращиваются мощности по утилизации и переработке отходов. Введены в эксплуатацию: - мусоросжигательные заводы N 2 и N 4 общей мощностью 380 тыс. тонн в год, мусороперегрузочная станция мощностью 100 тыс. тонн ТБО в год по Остаповскому проезду (ЮВАО); - первое производство по переработке лома электронной и электротехники; - мусоропрессовочное и сортировочное отделения в промышленной зоне "Котляково" мощностью по 300 тыс. тонн в год. Создано производство по переработке в резиновую крошку отработанных шин, позволяющее перерабатывать до 12 тыс. тонн отходов в год, и производство по переработке отходов кино- и фотопроизводств, перерабатывающее 2 тыс. тонн отходов в год. С 2003 года ведется банк данных по объемам отходов, образующихся в городе Москве при строительстве и сносе нежилых зданий. По учетным данным, в 2005 году образовалось 11 млн. тонн отходов строительства и сноса нежилых зданий, в т.ч. загрязненных грунтов - 9 млн. тонн. Для переработки отходов строительства и сноса нежилых зданий (в основном бетона и железобетона) в городе и пригороде имеется 14 дробильных и дробильно-сортировочных объектов и установок, а также 7 организаций приемщиков металлолома и стекла. Динамика объемов переработки отходов строительства и сноса за период 2003-2005 гг. представлена в таблице 6. Таблица 6 ------------------------------------------ |Объем переработки отходов строительства | |и сноса по годам (тыс. тонн) | |----------------------------------------| |2003 г. |2004 г. |2005 г. | |------------|------------|--------------| | 828 | 900 | 900 | ------------------------------------------ Внедряется в действие система утилизации автотранспортных средств - "Авторециклинг". Участники системы осуществляют сбор и хранение автотранспортных средств (АТС) или отдельных компонентов (автошин, масел, аккумуляторов). За период 2004-2005 гг. утилизировано 47996 ед. автомобилей, в т.ч. 2005 г. - 22113 ед. (14806 тонн лома черного металла). В то же время инфраструктура и мощности переработки промышленных отходов и вторичных ресурсов существенно отстают от потребности города и нуждаются в срочном развитии. Это касается использования отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов. Объем сбора вторичных материальных ресурсов (ВМР), собранных, переработанных и переданных в другие области для переработки или захоронения в 2003, 2004, 2005 годах, представлен в таблице 7. Таблица 7 ------------------------------------------ |Год |Объем сбора ВМР, тонн | |------------|---------------------------| |2003 г. | 745805,0 | |------------|---------------------------| |2004 г. | 833287,0 | |------------|---------------------------| |2005 г. | 812436,0 | ------------------------------------------ При этом доля переработки ВМР в городе Москве не превышает 20% от собираемых объемов. Таким образом, основной задачей, стоящей перед городом в области обращения с отходами производства и потребления, является промышленная переработка отходов с максимальным отбором потенциального вторичного сырья (в том числе внедрение селективного сбора) и сокращение количества отходов, подлежащих захоронению и уничтожению. Ее решение позволит улучшить экологию региона, возвратить вторичное сырье для дальнейшего использования, сократить транспортные расходы на полигонное захоронение. Для ее осуществления необходимо: - развивать систему управления отходами путем принятия специальных программ по управлению отходами в городе Москве; - организовать полный учет, контроль и регулирование деятельности по обращению с отходами, обеспечить селективный сбор отходов производства и потребления и создавать новые объекты сбора, заготовки, сортировки, переработки, обезвреживания, захоронения городских отходов, утилизировать ценные компоненты; - внедрять новые технологии утилизации отходов производства. В целях оптимизации управления отходами производства и потребления в городе Москве постановлением Правительства Москвы от 23.03.2004 N 164-ПП одобрена Концепция обращения с отходами производства и потребления города Москвы. Определены приоритетные направления в области обращения с отходами производства и потребления, такие как: - совершенствование нормативно-правовой и организационно-технической базы системы санитарной очистки города (в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством), создание условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами; - развитие производственной инфраструктуры отрасли по сбору (в том числе селективному), переработке, транспортировке, рециклингу и обезвреживанию отходов производства и потребления; - обеспечение эффективного взаимодействия отраслевых и территориальных органов исполнительной власти Правительства Москвы и Правительства Московской области в сфере обращения с отходами производства и потребления Московского региона. Подготовлена Программа первоочередных задач, включающая: - создание городских целевых программ развития производственной базы и повышения эффективности управления санитарной очистки города Москвы от отходов производства и потребления; - разработку мероприятий по усовершенствованию системы обращения с отходами строительства и сноса; - разработку отраслевой схемы размещения специализированных комплексов по переработке и утилизации отходов строительства и сноса (зданий и сооружений); - создание автоматизированной системы учета и контроля процессов сбора и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов (в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством), в т.ч. внедрение инструментального (весового) контроля и учета потоков отходов города Москвы. Индикатором реализации намеченных мероприятий и решением поставленных задач служит увеличение доли перерабатываемых отходов к 2008 году и на долгосрочную перспективу. Данные представлены в таблице 8. Таблица 8 --------------------------------------------------------------------------- |Вид отходов |% переработки |Перспективный %| | |(утилизации) |переработки | | |отходов до 2008 г. |(утилизации) | | | |отходов | |-------------------------------------|-------------------|---------------| |КГМ |До 25 |До 100 | |-------------------------------------|-------------------|---------------| |Отходы производства и потребления |До 26 |До 30 | |-------------------------------------|-------------------|---------------| |ТБО (термическая переработка) |До 40 |До 65 | |ТБО (общая переработка) |До 45 |90 | |-------------------------------------|-------------------|---------------| |Медицинские отходы |До 10 |До 90-100 | |-------------------------------------|-------------------|---------------| |Строительные отходы (без грунта) |До 45 |До 70 | |-------------------------------------|-------------------|---------------| |Электротехнический лом |До 15 |До 90-100 | --------------------------------------------------------------------------- Для закрепления экономических и правовых механизмов, стимулирующих создание новых производств по утилизации, переработке и уничтожению отходов, Московской городской Думой принят Закон города Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве". Городу необходим закон о гарантиях реализации продукции вторичной переработки отходов через механизм городского заказа. |
Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2006-2008 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 05.12.2006)".