О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2006-2008 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 05.12.2006). Постановление. Правительство Москвы. 28.03.06 219-ПП

Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2006-2008 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 05.12.2006)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Раздел 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ
                         И БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ

     Ежегодно  в  Москве  образуется  порядка  22,0 млн. тонн отходов.
Объемы образования отходов по фракциям представлены в таблице 1.

                                                             Таблица 1

-----------------------------------------------------------
|Виды отходов               |Объем ежегодно образующихся  |
|                           |отходов, млн. тонн           |
|---------------------------|-----------------------------|
|Всего                      |            22,2             |
|---------------------------|-----------------------------|
|В т.ч.:                    |                             |
|---------------------------|-----------------------------|
|твердые бытовые отходы     |             2,8             |
|(ТБО) в жилом фонде        |                             |
|---------------------------|-----------------------------|
|крупногабаритный мусор     |             0,8             |
|(КГМ) в жилом фонде        |                             |
|---------------------------|-----------------------------|
|ТБО и КГМ нежилого фонда   |             1,4             |
|---------------------------|-----------------------------|
|строительные               |             2,0             |
|---------------------------|-----------------------------|
|строительные грунты        |             9,3             |
|(в т.ч. загрязненные)      |(в т.ч. загрязненные - 7)    |
|---------------------------|-----------------------------|
|медицинские                |             0,24            |
|---------------------------|-----------------------------|
|производства               |             1,8             |
|---------------------------|-----------------------------|
|биологические              |             0,2             |
|---------------------------|-----------------------------|
|древесно-растительные      |             0,16            |
|---------------------------|-----------------------------|
|осадки очистных сооружений |             3,5             |
-----------------------------------------------------------

     Средний   прирост   объемов   образования  городских  отходов  на
протяжении 10-15 лет устойчиво составляет 3-4% в год. При таких темпах
общий объем отходов производства и потребления к 2010 году превысит 23
млн. тонн.
     Правительством  Москвы  проводится  планомерное  создание системы
промышленной  переработки отходов производства и потребления. В городе
ежегодно  вводится  в  эксплуатацию  в среднем по 2 объекта санитарной
очистки. Динамика развития инфраструктуры санитарной очистки города за
период 2000-2005 годов представлена в таблице 2.

                                                             Таблица 2

-----------------------------------------------------------
|2000 г.   |- МСЗ N 2 (СВАО);                             |
|          |- организована централизованная система сбора |
|          |и переработки люминесцентных (ртутных) ламп   |
|----------|----------------------------------------------|
|2001 г.   |Сортировочный комплекс на МПС (Сигнальный     |
|          |проезд)                                       |
|----------|----------------------------------------------|
|2002 г.   |Производство по переработке отходов кино-     |
|          |и фотопроизводств и электронного лома         |
|----------|----------------------------------------------|
|2003 г.   |- база мусоровозов в "Котляково";             |
|          |- МПС на Остаповском проезде                  |
|----------|----------------------------------------------|
|2004 г.   |- МПС (брикетирование) в "Котляково", МСЗ N 4 |
|          |(ВАО)                                         |
|----------|----------------------------------------------|
|2005 г.   |- цех переработки шлака МСЗ N 2;              |
|          |- цех переработки изношенных автопокрышек;    |
|          |- отделение сортировки в "Котляково";         |
|          |- вновь открыт полигон "Икша"                 |
-----------------------------------------------------------

     В  настоящее  время для обеспечения санитарной очистки территории
города  от отходов производства и потребления из-за дефицита мощностей
по  их  промышленной  переработке  требуется  вывоз значительной части
отходов  для  захоронения  на  полигонах,  расположенных  в Московской
области.  При  этом,  по  данным  природоохранных  органов  Московской
области,  эксплуатационный ресурс существующих полигонов ограничен 5-7
годами (в Южном секторе Московской области - 2-3 годами).
     В  сложившейся  ситуации  надежность  системы  санитарной очистки
города  Москвы  на  долгосрочную  перспективу  может быть обеспечена в
основном  за  счет  увеличения доли промышленной переработки отходов и
снижения  объема  отходов,  подлежащих  вывозу  и  захоронению. Однако
развитие  технической  базы  промышленной  переработки отходов за счет
строительства новых объектов санитарной очистки сдерживается дефицитом
земельных  участков  для  их  размещения,  удовлетворяющих требованиям
СНиП.
     Учитывая   сложность   отвода   в   городе   новых  участков  под
строительство,  в целях повышения эффективности использования объектов
санитарной  очистки  прорабатывается  возможность  увеличения мощности
действующих  и  проектируемых  объектов  до  максимально допустимой по
техническим и экологическим критериям.
     При   этом,  учитывая  приоритетность  объектов  с  точки  зрения
обеспечения   санитарно-эпидемиологической   безопасности   территорий
города,  а  также решения задачи ресурсо- и энергосбережения, в первую
очередь  были  выбраны  объекты по переработке ТБО и крупногабаритного
мусора   (КГМ)  жилого  сектора  и  отходов,  содержащих  значительное
количество ценного сырья.
     В   настоящее   время   термической   переработке   с  выработкой
теплоэлектроэнергии   подвергается   около   15%  ТБО  жилого  сектора
(генерируемая  мощность  -  15  мВт).  Около  1  млн.  тонн  ТБО (35%)
поступает   на  городские  мусороперегрузочные  и  мусоросортировочные
станции, где ТБО подвергаются переработке: прессованию, брикетированию
и  сортировке  ("Котляково").  Прямой  вывоз  на  полигоны  Московской
области  составляет  50%,  общий  вывоз  -  порядка 85%. Информация об
утилизации ТБО представлена в таблице 3.

                                                             Таблица 3

-----------------------------------------------------
|Вид утилизации ТБО             |Объем, тыс. тонн   |
|-------------------------------|-------------------|
|Промышленная переработка       |       1358        |
|(МСЗ И МПС), всего             |                   |
|-------------------------------|-------------------|
|  В т.ч.:                      |                   |
|-------------------------------|-------------------|
|  Термическая переработка,     |        386        |
|  всего                        |                   |
|-------------------------------|-------------------|
|    В т.ч.:                    |                   |
|---------------------------------------------------|
|Мусоросжигательные заводы (МСЗ)                    |
|---------------------------------------------------|
|    МСЗ N 2                    |        158        |
|-------------------------------|-------------------|
|    МСЗ N 4                    |        228        |
|-------------------------------|-------------------|
|  Сортировка                   |        972        |
|  на мусороперегрузочных       |                   |
|  станциях (МПС), всего        |                   |
|-------------------------------|-------------------|
|    В т.ч.:                    |                   |
|-------------------------------|-------------------|
|    МПС N 1                    |         72        |
|-------------------------------|-------------------|
|    МПС N 2                    |        100        |
|-------------------------------|-------------------|
|    МПС N 3                    |        300        |
|-------------------------------|-------------------|
|    МПС N 4                    |        100        |
|-------------------------------|-------------------|
|    МПС N 6                    |        100        |
|-------------------------------|-------------------|
|    МПК N 7                    |        300        |
|-------------------------------|-------------------|
|Селективный сбор в коммунальном|         16        |
|секторе                        |                   |
|-------------------------------|-------------------|
|Прямой вывоз ТБО на полигоны   |       1423        |
|-------------------------------|-------------------|
|Прямой вывоз КГМ на полигоны   |        800        |
|-------------------------------|-------------------|
|Всего в 2005 году              |       3597        |
-----------------------------------------------------

     За  счет  ввода  в  эксплуатацию  строящихся  заводов  N  1 и N 3
мощность по термической переработке ТБО к 2008 году возрастет до 50%.
     При  анализе  сложившейся  в  городе системы обращения с отходами
выявлены следующие проблемы:
     - дефицит мощностей промышленной переработки отходов;
     - отсутствие   свободных   территорий   для  размещения  объектов
санитарной  очистки  города,  в  том  числе объектов сбора, заготовки,
сортировки, перегрузки, переработки и обезвреживания отходов;
     - недостаточное финансирование отрасли;
     - недостаточная мощность существующих полигонов;
     - сложность отвода земельных участков под полигонное захоронение;
     - отсутствие единой системы учета производителей отходов.
     Основными  методами  утилизации  муниципальных  отходов  остаются
вывоз  на полигоны: из общего объема отходов доля ТБО, захороненных на
полигонах, составляет 85% и мусоросжигание - 15% (с учетом КГМ).
     Анализ международного опыта в области утилизации ТБО показал, что
доля  промышленной переработки в среднем составляет 40-50%. Информация
об утилизации ТБО в странах Западной Европы, США и Японии представлена
в таблице 4.

                                                             Таблица 4

------------------------------------------------------------
|Страна            |Термическая        |Захоронение, %     |
|                  |переработка, %     |                   |
|------------------|-------------------|-------------------|
|Австрия           |        48         |        36         |
|------------------|-------------------|-------------------|
|Бельгия           |        55         |        27         |
|------------------|-------------------|-------------------|
|Германия          |        43         |        34         |
|------------------|-------------------|-------------------|
|Люксембург        |        50         |        50         |
|------------------|-------------------|-------------------|
|Нидерланды        |        45         |        42         |
|------------------|-------------------|-------------------|
|США               |        30         |        55         |
|------------------|-------------------|-------------------|
|Япония            |        74         |        15         |
------------------------------------------------------------

     Ориентируясь  на зарубежный опыт, Москва начала развивать систему
селективного  сбора отходов в жилых районах. По данным на декабрь 2005
г.,  в  34 районах города установлено 2709 специальных контейнеров для
сбора   вторичного  сырья,  действуют  61  стационарный  пункт  и  213
мобильных  пунктов  приема вторичного сырья. В 2005 году собрано более
60  тыс.  тонн  вторсырья,  извлеченного  из отходов жилого и нежилого
секторов,  в  т.ч.  более  15  тыс.  тонн - от объектов муниципального
жилья.  В  2005 году началась работа по внедрению системы селективного
сбора  в  школах Южного административного округа города Москвы. Так, в
школах   и   дошкольных   учреждениях  района  Орехово-Борисово  Южное
установлено 120 контейнеров для селективного сбора вторичного сырья.
     Ежегодно  в столице наращиваются мощности по приему, размещению и
переработке  промышленных  отходов.  Динамика переработки промышленных
отходов представлена в таблице 5.

                                                             Таблица 5

-------------------------------------------------------------------
|Вид отходов                     |Динамика наращивания мощности   |
|                                |по переработке отходов по годам,|
|                                |тыс. тонн                       |
|                                |--------------------------------|
|                                |2003 г.   |2004 г.  |2005 г.    |
|--------------------------------|----------|---------|-----------|
|Осадки очистных сооружений      |  10,9    | 12,2    |   13,2    |
|и грунтов, загрязненных         |          |         |           |
|нефтепродуктами                 |          |         |           |
|--------------------------------|----------|---------|-----------|
|Обезвреживание и переработка    |  14,7    | 22,4    |   30      |
|токсичных отходов (отработанные |          |         |           |
|электролиты, шламы, химические  |          |         |           |
|реактивы, лекарственные         |          |         |           |
|препараты, отходы гальванических|          |         |           |
|производств)                    |          |         |           |
|--------------------------------|----------|---------|-----------|
|Отходы кино- и фотопроизводств  |   2,3    |  2,9    |    2,9    |
|--------------------------------|----------|---------|-----------|
|Отходы и лом электронной        |   0,27   |  0,30   |    0,32   |
|и электротехники                |          |         |           |
-------------------------------------------------------------------

     В городе отмечается постоянная динамика роста сбора и переработки
ртутьсодержащих отходов. Организовано 1200 пунктов приема и временного
хранения  отработанных  люминесцентных  ламп.  За период 2003-2005 гг.
собрано и переработано около 9 тыс. тонн ртутьсодержащих отходов.
     Наращиваются   мощности  по  утилизации  и  переработке  отходов.
Введены в эксплуатацию:
     - мусоросжигательные  заводы  N  2 и N 4 общей мощностью 380 тыс.
тонн  в год, мусороперегрузочная станция мощностью 100 тыс. тонн ТБО в
год по Остаповскому проезду (ЮВАО);
     - первое   производство   по   переработке   лома  электронной  и
электротехники;
     - мусоропрессовочное  и  сортировочное  отделения  в промышленной
зоне "Котляково" мощностью по 300 тыс. тонн в год.
     Создано   производство   по   переработке   в   резиновую  крошку
отработанных шин, позволяющее перерабатывать до 12 тыс. тонн отходов в
год,  и  производство  по переработке отходов кино- и фотопроизводств,
перерабатывающее 2 тыс. тонн отходов в год.
     С  2003 года ведется банк данных по объемам отходов, образующихся
в  городе  Москве при строительстве и сносе нежилых зданий. По учетным
данным,  в 2005 году образовалось 11 млн. тонн отходов строительства и
сноса нежилых зданий, в т.ч. загрязненных грунтов - 9 млн. тонн.
     Для  переработки  отходов строительства и сноса нежилых зданий (в
основном  бетона  и  железобетона)  в  городе  и  пригороде имеется 14
дробильных  и  дробильно-сортировочных объектов и установок, а также 7
организаций   приемщиков   металлолома   и  стекла.  Динамика  объемов
переработки  отходов  строительства  и  сноса  за период 2003-2005 гг.
представлена в таблице 6.

                                                             Таблица 6

------------------------------------------
|Объем переработки отходов строительства |
|и сноса по годам (тыс. тонн)            |
|----------------------------------------|
|2003 г.     |2004 г.     |2005 г.       |
|------------|------------|--------------|
|    828     |    900     |     900      |
------------------------------------------

     Внедряется в действие система утилизации автотранспортных средств
-  "Авторециклинг".  Участники  системы  осуществляют  сбор и хранение
автотранспортных  средств  (АТС)  или  отдельных компонентов (автошин,
масел, аккумуляторов). За период 2004-2005 гг. утилизировано 47996 ед.
автомобилей,  в  т.ч.  2005  г.  -  22113 ед. (14806 тонн лома черного
металла).
     В  то же время инфраструктура и мощности переработки промышленных
отходов и вторичных ресурсов существенно отстают от потребности города
и  нуждаются  в  срочном  развитии. Это касается использования отходов
производства и потребления в качестве вторичных ресурсов.
     Объем  сбора  вторичных  материальных  ресурсов (ВМР), собранных,
переработанных  и  переданных  в  другие  области  для переработки или
захоронения в 2003, 2004, 2005 годах, представлен в таблице 7.

                                                             Таблица 7

------------------------------------------
|Год         |Объем сбора ВМР, тонн      |
|------------|---------------------------|
|2003 г.     |         745805,0          |
|------------|---------------------------|
|2004 г.     |         833287,0          |
|------------|---------------------------|
|2005 г.     |         812436,0          |
------------------------------------------

     При этом доля переработки ВМР в городе Москве не превышает 20% от
собираемых объемов.
     Таким  образом, основной задачей, стоящей перед городом в области
обращения с отходами производства и потребления, является промышленная
переработка  отходов  с максимальным отбором потенциального вторичного
сырья   (в  том  числе  внедрение  селективного  сбора)  и  сокращение
количества  отходов,  подлежащих захоронению и уничтожению. Ее решение
позволит  улучшить  экологию  региона,  возвратить вторичное сырье для
дальнейшего   использования,   сократить   транспортные   расходы   на
полигонное захоронение.
     Для ее осуществления необходимо:
     - развивать    систему   управления   отходами   путем   принятия
специальных программ по управлению отходами в городе Москве;
     - организовать полный учет, контроль и регулирование деятельности
по   обращению   с   отходами,  обеспечить  селективный  сбор  отходов
производства и потребления и создавать новые объекты сбора, заготовки,
сортировки,   переработки,   обезвреживания,   захоронения   городских
отходов, утилизировать ценные компоненты;
     - внедрять новые технологии утилизации отходов производства.
     В   целях   оптимизации   управления   отходами   производства  и
потребления  в  городе  Москве  постановлением Правительства Москвы от
23.03.2004   N   164-ПП   одобрена   Концепция  обращения  с  отходами
производства  и  потребления  города  Москвы.  Определены приоритетные
направления в области обращения с отходами производства и потребления,
такие как:
     - совершенствование             нормативно-правовой             и
организационно-технической  базы  системы санитарной очистки города (в
пределах  полномочий,  установленных  федеральным  законодательством),
создание  условий  для  привлечения  инвестиций  в  сферу  обращения с
отходами;
     - развитие  производственной  инфраструктуры  отрасли по сбору (в
том  числе  селективному),  переработке, транспортировке, рециклингу и
обезвреживанию отходов производства и потребления;
     - обеспечение    эффективного    взаимодействия    отраслевых   и
территориальных  органов  исполнительной власти Правительства Москвы и
Правительства   Московской   области  в  сфере  обращения  с  отходами
производства и потребления Московского региона.
     Подготовлена Программа первоочередных задач, включающая:
     - создание  городских  целевых программ развития производственной
базы  и  повышения  эффективности управления санитарной очистки города
Москвы от отходов производства и потребления;
     - разработку  мероприятий по усовершенствованию системы обращения
с отходами строительства и сноса;
     - разработку   отраслевой   схемы  размещения  специализированных
комплексов  по  переработке и утилизации отходов строительства и сноса
(зданий и сооружений);
     - создание  автоматизированной системы учета и контроля процессов
сбора  и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов (в пределах
полномочий,   установленных  федеральным  законодательством),  в  т.ч.
внедрение   инструментального  (весового)  контроля  и  учета  потоков
отходов города Москвы.
     Индикатором   реализации   намеченных   мероприятий   и  решением
поставленных  задач  служит увеличение доли перерабатываемых отходов к
2008 году и на долгосрочную перспективу. Данные представлены в таблице
8.

                                                             Таблица 8

---------------------------------------------------------------------------
|Вид отходов                          |% переработки      |Перспективный %|
|                                     |(утилизации)       |переработки    |
|                                     |отходов до 2008 г. |(утилизации)   |
|                                     |                   |отходов        |
|-------------------------------------|-------------------|---------------|
|КГМ                                  |До 25              |До 100         |
|-------------------------------------|-------------------|---------------|
|Отходы производства и потребления    |До 26              |До 30          |
|-------------------------------------|-------------------|---------------|
|ТБО (термическая переработка)        |До 40              |До 65          |
|ТБО (общая переработка)              |До 45              |90             |
|-------------------------------------|-------------------|---------------|
|Медицинские отходы                   |До 10              |До 90-100      |
|-------------------------------------|-------------------|---------------|
|Строительные отходы (без грунта)     |До 45              |До 70          |
|-------------------------------------|-------------------|---------------|
|Электротехнический лом               |До 15              |До 90-100      |
---------------------------------------------------------------------------

     Для    закрепления    экономических    и   правовых   механизмов,
стимулирующих  создание новых производств по утилизации, переработке и
уничтожению  отходов,  Московской  городской Думой принят Закон города
Москвы  от  30.11.2005  N  68 "Об отходах производства и потребления в
городе   Москве".   Городу  необходим  закон  о  гарантиях  реализации
продукции  вторичной  переработки  отходов  через  механизм городского
заказа.

Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2006-2008 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 05.12.2006)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа