О КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ВЫСТАВОЧНОЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГОДЫ". Постановление. Правительство Москвы. 27.02.07 134-ПП

Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ВЫСТАВОЧНОЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГОДЫ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ
                    ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ

     В    современном   мире   выставочно-ярмарочная   и   конгрессная
деятельность  выступает  в  качестве эффективного средства обеспечения
экономического  развития. Она способствует реализации товаров и услуг,
вовлекая в оборот значительные материальные и финансовые ресурсы.
     Выставочно-ярмарочная  и конгрессная деятельность непосредственно
сказывается   на   темпах   развития  народнохозяйственного  комплекса
столицы.   В  период  становления  рыночной  экономики  России  именно
выставочно-ярмарочная  и  конгрессная  деятельность в Москве выступила
одним  из  локомотивов  формирования  новых  экономических  отношений,
значительно ускорив процесс становления рынка в стране.
     Прямым  следствием расширения выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельности     в     Москве     стало     создание    благоприятного
предпринимательского  и  инвестиционного  климата  в столице, усиление
процессов   интеграции   экономики  столицы  в  мировую  экономическую
систему.
     Важность  роли  и  значения  выставочно-ярмарочной  и конгрессной
деятельности  для  экономики  столицы определяется и тем, что она сама
является  источником  значительных  поступлений  финансовых  средств в
бюджет  города  Москвы,  которые  обеспечивают социально-экономическую
жизнедеятельность  столицы  (в 2005 г. доля от выставочно-ярмарочной и
конгрессной  деятельности  в  налоговых  доходах бюджета составила 5%)
<1>.
--------------------------------
     <1>   По   данным   Гильдии   выставочно-ярмарочных   организаций
Московской торгово-промышленной палаты.

     Правительство      Москвы,      отдавая      должное     значению
выставочно-ярмарочной  и конгрессной деятельности в развитии экономики
города,  уделяет  всевозрастающее  внимание  вопросам  регулирования и
координации ее развития.
     Этапными  событиями  в  этом  плане  стали  принятие  в 1999 году
Концепции  выставочной  деятельности  и  схемы  размещения  и развития
выставочно-ярмарочных   комплексов   в   городе  Москве,  утвержденной
постановлением  Правительства  Москвы  от  14.09.99 N 870 "О Концепции
выставочной    деятельности    и    схеме    размещения   и   развития
выставочно-ярмарочных   комплексов   в   г.  Москве",  и  ее  успешная
реализация,  а также создание в марте 2004 года Комиссии по разработке
городской  целевой  программы  "Москва  выставочная",  направленной на
дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в
Москве.
     Выставочно-ярмарочная  и конгрессная деятельность занимает видное
место  в  реальном  секторе  экономики  города, и Правительство Москвы
отводит ей значительную роль в приоритетах развития столицы, связывает
с  ней решение многих насущных задач, стоящих перед Москвой, включая и
задачи  по  удвоению  ВВП  к  2010 году. Именно такой подход изложен в
постановлении  Правительства  Москвы  от  22 июня 2004 г. N 410-ПП "Об
итогах выполнения постановления Правительства Москвы от 14.09.99 N 870
и  мерах  по дальнейшему развитию выставочно-ярмарочной деятельности в
городе Москве".
     В практике своей работы Правительство Москвы уделяет значительное
внимание   формированию   механизмов   взаимодействия   с   субъектами
выставочно-ярмарочной  и  конгрессной  деятельности,  в  том  числе  с
участниками выставочно-ярмарочных мероприятий - товаропроизводителями.
     Активно  используются организационная, информационная, финансовая
формы государственной поддержки.
     Правительство  Москвы  ежегодно выделяет значительные средства на
поддержку  выставочно-ярмарочной деятельности московских предприятий и
организаций,   в   первую   очередь   в  рамках  комплексных  программ
промышленной  деятельности  в  г. Москве. За последние шесть лет объем
такой помощи увеличился в три раза и достиг в 2005 году 150 млн. руб.
     В  столице сформирована система координации выставочно-ярмарочной
и  конкрессной  деятельности,  включающая  в  себя  государственные  и
общественные структуры - Московский городской координационный совет по
выставочно-ярмарочной  деятельности,  Департамент науки и промышленной
политики,  Департамент поддержки и развития малого предпринимательства
города  Москвы, Организационно-методический центр Правительства города
Москвы   по   выставочной  деятельности,  функции  которого  выполняет
Московская  торгово-промышленная палата, Гильдия выставочно-ярмарочных
организаций   Московской  торгово-промышленной  палаты;  корпоративные
объединения выставочников.
     Распоряжением Правительства Москвы от 26 января 2004 года N 59-РП
"О   создании   Комиссии   по   архитектурно-планировочному  развитию,
реконструкции  и застройке Всероссийского выставочного центра" создана
Комиссия  по  архитектурно-планировочному  развитию,  реконструкции  и
застройке ВВЦ и прилегающих территорий до 2010 года.
     В  столице  сложилась развитая выставочно-ярмарочная индустрия. В
городе   проводится   более   половины   всех  российских  выставочных
мероприятий.  В  настоящее  время на выставочном поле Москвы действуют
несколько  крупных  ведущих выставочно-ярмарочных комплексов (ОАО "ГАО
ВВЦ",  ЗАО "Экспоцентр", ООО КВЦ "Сокольники", ОАО "Росстройэкспо"), а
также  ряд  других  выставочных  площадок  (ЦВЗ "Манеж", ОАО "Гостиный
двор", ГУП МЦВДНТ "Москва", спорткомплекс "Олимпийский", ЦДХ, ЦМТ, ОАО
"Олимпийский комплекс "Лужники" и др.).
     По  состоянию  на  1  июля  2006  года  общий  размер выставочных
площадей, привлекаемых к проведению выставочно-ярмарочных мероприятий,
достигает в Москве 300 тыс. кв. м:
     - ОАО "ГАО "Всероссийский выставочный центр" - 49 тыс. кв. м;
     - ЗАО "Экспоцентр" - 135 тыс. кв. м;
     - ООО КВЦ "Сокольники" - 33 тыс. кв. м;
     - ОАО "Росстройэкспо" - 18 тыс. кв. м;
     - другие площадки - 65 тыс. кв. м.
     Итого 300 тыс. кв. м.
     Растущее  влияние  на выставочную деятельность в Москве оказывает
динамично  развивающийся  МВЦ "Крокус Экспо", расположенный на границе
Москвы и Московской области.
     Размер  выставочных  площадей  в  Москве  и  Московской области с
учетом МВЦ "Крокус Экспо" (86 тыс. кв. м) составляет 386 тыс. кв. м.
     Деятельность   выставочных  комплексов,  работающих  в  ближайшем
Подмосковье,   нельзя   рассматривать   как   конкуренцию  выставочным
объектам, расположенным в центре Москвы. Все они решают общую задачу -
ликвидацию  дефицита площадей для выставочно-ярмарочной деятельности в
Москве  и Московской области. В этом взаимодействии городские объекты,
в частности ВВЦ, имеют свои конкурентные преимущества, заключающиеся в
наличии   подъездных   путей,   удобном   расположении  на  территории
культурно-исторического  комплекса  ВВЦ,  являющегося местом массового
отдыха  москвичей  и гостей столицы, близости к крупнейшим гостиничным
комплексам.
     Однако   динамичный   рост   экономики   столицы,  ее  дальнейшая
интеграция  в  мировое  хозяйство ставят перед выставочно-ярмарочной и
конгрессной деятельностью новые задачи, обостряют нерешенные проблемы.
     Анализ  состояния  материально-технической  базы всех выставочных
комплексов и площадок в черте города говорит о том, что ни один из них
по   своим   размерам,   техническому   оснащению,   инфраструктуре  и
функциональным   возможностям   не   отвечает   нормам,   принятым   в
международной практике.
     Не     может     также     считаться    оптимальным    размещение
выставочно-ярмарочных  объектов  на территории города, в т.ч. с учетом
потребности   административных   округов.   Только  четыре  из  десяти
административных  округов  столицы  (ЦАО, ВАО, СЗАО, СВАО) располагают
специализированными выставочными площадями на своих территориях.
     Практика  ведения  выставочно-ярмарочной  деятельности  в  городе
показывает,  что  основным  фактором, сдерживающим дальнейшее развитие
выставочно-ярмарочной   деятельности,  является  значительный  дефицит
экспозиционных   площадей.  В  настоящее  время  заявки  потенциальных
участников  мероприятий  на ведущих комплексах удовлетворяются лишь на
50-60% <2>.
     Проведенная  экспертиза потребности города Москвы и его экономики
в выставочных площадях показала, что столице необходимы дополнительные
выставочные  площади порядка 250-300 тыс. кв. м и около 80-85 тыс. кв.
м  конгрессных площадей уже в ближайшие годы <3>. С учетом МВЦ "Крокус
Экспо"  общее количество площадей к 2015 году должно составить порядка
800  тыс.  кв.  м  выставочных  площадей  и 110 тыс. кв. м конгрессных
площадей.
--------------------------------
     <2> По данным исследований Московской торгово-промышленной палаты
и выставочного сообщества.
     <3> Постановление Правительства Москвы от 22.06.2004 N 410-ПП.

     По размерам выставочных площадей Москва отстает от таких городов,
как:  Париж  -  в  2,0  раза; Ганновер - в 1,5 раза; Франкфурт - в 1,5
раза.
     Не   отрегулированы   многие  правовые  вопросы  функционирования
выставочно-ярмарочной   и   конгрессной   деятельности,   отстает   от
потребностей  сегодняшнего  дня научно-методическое обеспечение работы
выставочников.
     Чрезвычайно актуальна для выставочно-ярмарочных объектов проблема
обеспечения  безопасности. Техногенная катастрофа или террористический
акт  на  каком-либо выставочном комплексе крайне негативно скажутся на
имидже  Москвы  как  международного  выставочного  комплекса,  ухудшат
инвестиционный  климат,  сократят  количество посетителей и участников
выставок.
     Стремительно  развивающемуся  выставочному  рынку  России  присущ
также  значительный  потенциал роста и развития конгрессного сегмента.
Рынок   конгрессных   услуг   России   сегодня   активно  развивается:
стабилизация   экономической  ситуации  привела  к  резкому  повышению
делового интереса со стороны иностранных инвесторов и бизнесменов.
     Москва является ведущим городом России по выставочно-ярмарочной и
конгрессной  деятельности. В столице сосредоточено до 85% конгрессного
бизнеса Российской Федерации.
     Развитие  деловых  связей, в т.ч. международного характера, поиск
партнеров  по бизнесу, укрепление международных связей в деловой среде
сдерживаются  недостатком  помещений  для  проведения крупномасштабных
мероприятий  делового  характера.  Крупные  международные  конгрессы с
числом   участников   5-6   тыс.  и  более  требуют  совершенно  новой
инфраструктуры  конгрессных  центров.  В  международной  практике  для
проведения  такого  рода  мероприятий строят специализированные центры
(так  называемые конвент-центры или конгресс-центры). Подобные центры,
как  правило,  включают  в  себя  многофункциональные  залы  различной
вместимости  (с  возможностью  их  трансформации  при помощи модульных
перегородок),  гостиничный  комплекс, бизнес-центр с полным комплексом
услуг, сеть общественного питания (кафе, рестораны, банкетно-фуршетные
залы),  объекты  культурно-развлекательного и оздоровительного центра,
автоцентр   (паркинг,  подземный  гараж,  автообслуживание)  и  другие
необходимые объекты инфраструктуры.
     Современный   этап   развития   московского   "рынка  конгрессов"
характеризуется    недостаточным    предложением   конгрессных   услуг
вследствие   отсутствия  специализированных  конгресс-центров  большой
вместимости.  В городе имеется два специализированных конгресс-центра:
Конгресс-центр  Центра  международной торговли (вместимостью до 1 тыс.
чел.) и МИВЦ "Инфопространство" (до 0,8 тыс. чел.).
     Универсальных  залов  для проведения конгрессных мероприятий три:
Государственный  Кремлевский  дворец  (до  6,0  тыс. чел.), Московский
Дворец  молодежи (до 2,0 тыс. чел.) и Колонный зал Дома союзов (до 1,0
тыс. чел.).
     Работу  по  проведению  конгрессов  и конференций ведут некоторые
выставочные  комплексы  (ОАО  "ГАО ВВЦ" - 700 мест, ЗАО "Экспоцентр" -
500  мест,  ОАО  "Гостиный  двор" - 500 мест), но они ориентированы на
выставочно-ярмарочные мероприятия.
     Кроме  того,  для проведения конгрессных мероприятий используются
гостиницы.  Привлечение  гостиниц  для конгрессных мероприятий носит в
значительной  мере  вынужденный  характер  ввиду  отсутствия  в Москве
достойных для принятия конгрессов площадей.
     На   01.07.2006   в   Москве   конгрессные  объекты  обеспечивают
проведение мероприятий с числом участников до 7800 человек:
     - конгресс-центр ЦМТ и МИВЦ "Информпространство" - 1800 чел.;
     - универсальные залы - 2800 чел.;
     - выставочные комплексы - 1700 чел.;
     - гостиницы - 1500 чел.
     Итого 7800 чел.
     Таким  образом,  в  Москве,  в отличие от других городов мира, на
сегодняшний   день  нет  специализированной  площадки  для  проведения
крупных   международных   конгрессов   (на   5000-10000   участников),
включающей  все  необходимые  для  этой цели объекты (конгрессные залы
различной   вместимости:   для   большого  пленарного  заседания,  для
секционных  заседаний,  "круглых  столов",  презентаций;  гостиничного
комплекса, объектов общественного питания: кафе, ресторанов, банкетных
залов  для  больших  и  малых приемов; автостоянок; удобных подъездных
путей и т.п.).
     В  результате  Москва не занимает подобающего ей места в иерархии
мировой конгрессной инфраструктуры (42-е место из 53 в рейтинге UFI).
     Необходимым    условием    решения   задачи   объективно   служит
строительство   в   Москве   Международного  выставочно-ярмарочного  и
когрессного центра и Дворца конгрессов мирового уровня.
     Для   развертывания   конгрессной  деятельности  национального  и
международного  уровня  в  городе  Москве  насущно  необходимо наличие
универсальных  конгрессных  объектов  с адекватной инфраструктурой для
оказания современного комплекса услуг.
     Исходя  из  опыта  конгрессной  деятельности в зарубежных странах
конгрессные   площади   составляют  от  7  до  20%  общего  количества
выставочных  площадей  <4>.  Это  означает,  что  Москве  к  2010 году
необходимо  около  85  тыс.  кв.  м,  а  к  2015 году - 110 тыс. кв. м
конгрессных площадей.
--------------------------------
     <4>  Рассчитано  на  основе  средних  соотношений  между объемами
выставочных и конгрессных площадей в странах - членах UFI.

     Проблема    развития    выставочно-ярмарочной    и    конгрессной
деятельности  в столице обладает всеми признаками, характеризующими ее
как  комплексную,  требующую  межотраслевой  координации  и применения
программно-целевых методов управления. К этим признакам относятся:
     - масштабность  и  многоаспектность проблемы развития выставочной
отрасли;
     - существенная  сложность  выставочно-ярмарочной деятельности как
объекта регулирования и управления (специфика выставочной, ярмарочной,
конгрессной   деятельности   как   достаточно   самостоятельных  видов
бизнеса);
     - острота  и настоятельность ее комплексного решения, очевидность
влияния на социально-экономическое развитие города в целом;
     - длительность   сроков   реформирования   отрасли   и   создания
современной  индустрии  выставочно-ярмарочных  и  конгрессных  услуг в
столице;
     - системный многоаспектный характер самого процесса регулирования
выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
     - взаимосвязь   экономических,   политических   аспектов  в  ходе
осуществления выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
     - необходимость  привлечения значительных инвестиционных ресурсов
как   из   бюджетных,  так  и  внебюджетных  источников  для  развития
выставочно-ярмарочного комплекса экономики столицы;
     - необходимость   организации   взаимодействия   межведомственной
координации,   объединения   усилий  органов  государственной  власти,
корпоративных   объединений   выставочного   сообщества,   иностранных
партнеров;
     - необходимость   согласования   разнонаправленных  экономических
интересов  хозяйствующих  субъектов,  органов  государственной власти,
инвесторов, населения Москвы.
     Применение     программно-целевых     методов     для    развития
выставочно-ярмарочной  и  конгрессной  деятельности  в Москве в период
2007-2009 гг., концентрация усилий Правительства Москвы и выставочного
сообщества,  направление  в  отрасль  крупных  инвестиций  и бюджетных
средств (около 22 млрд. руб.) обеспечат:
     - создание   не  менее  3  тысяч  новых  рабочих  мест  на  вновь
создаваемых и модернизируемых объектах выставочной индустрии;
     - увеличение  экспозиционных площадей для выставочно-ярмарочной и
конгрессной  деятельности к 2009 году до 575 тыс. кв. м и существенное
снижение на этой основе их дефицита;
     - строительство  и  поэтапный  ввод в эксплуатацию Международного
выставочного   комплекса   площадью  188  тыс.  кв.  м  на  территории
Всероссийского выставочного центра;
     - развитие  конгрессной индустрии, существенное снижение дефицита
конгрессных площадей;
     - увеличение числа участников выставочно-ярмарочных и конгрессных
мероприятий  в городе Москве в среднем на 10-15% ежегодно, в том числе
за счет предприятий малого и среднего бизнеса города Москвы.
     В случае неприменения программно-целевых методов решения проблемы
развития  выставочно-ярмарочной  и  конгрессной деятельности в Москве,
консервации    существующего   положения   можно   ожидать   стагнации
выставочного   комплекса   столицы,  перемещения  наиболее  крупных  и
престижных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий на площадки
в  Московской  области, окончательного перепрофилирования деятельности
выставочно-ярмарочных комплексов.
     Таким  образом,  очевидна  предпочтительность программно-целевого
решения   проблемы   развития   выставочно-ярмарочной   и  конгрессной
деятельности  в г. Москве, в том числе осуществления крупных бюджетных
инвестиций.

Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ВЫСТАВОЧНОЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГОДЫ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа