Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ВЫСТАВОЧНОЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГОДЫ"".
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ В современном мире выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность выступает в качестве эффективного средства обеспечения экономического развития. Она способствует реализации товаров и услуг, вовлекая в оборот значительные материальные и финансовые ресурсы. Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность непосредственно сказывается на темпах развития народнохозяйственного комплекса столицы. В период становления рыночной экономики России именно выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность в Москве выступила одним из локомотивов формирования новых экономических отношений, значительно ускорив процесс становления рынка в стране. Прямым следствием расширения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Москве стало создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в столице, усиление процессов интеграции экономики столицы в мировую экономическую систему. Важность роли и значения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности для экономики столицы определяется и тем, что она сама является источником значительных поступлений финансовых средств в бюджет города Москвы, которые обеспечивают социально-экономическую жизнедеятельность столицы (в 2005 г. доля от выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в налоговых доходах бюджета составила 5%) <1>. -------------------------------- <1> По данным Гильдии выставочно-ярмарочных организаций Московской торгово-промышленной палаты. Правительство Москвы, отдавая должное значению выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в развитии экономики города, уделяет всевозрастающее внимание вопросам регулирования и координации ее развития. Этапными событиями в этом плане стали принятие в 1999 году Концепции выставочной деятельности и схемы размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14.09.99 N 870 "О Концепции выставочной деятельности и схеме размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в г. Москве", и ее успешная реализация, а также создание в марте 2004 года Комиссии по разработке городской целевой программы "Москва выставочная", направленной на дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Москве. Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность занимает видное место в реальном секторе экономики города, и Правительство Москвы отводит ей значительную роль в приоритетах развития столицы, связывает с ней решение многих насущных задач, стоящих перед Москвой, включая и задачи по удвоению ВВП к 2010 году. Именно такой подход изложен в постановлении Правительства Москвы от 22 июня 2004 г. N 410-ПП "Об итогах выполнения постановления Правительства Москвы от 14.09.99 N 870 и мерах по дальнейшему развитию выставочно-ярмарочной деятельности в городе Москве". В практике своей работы Правительство Москвы уделяет значительное внимание формированию механизмов взаимодействия с субъектами выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, в том числе с участниками выставочно-ярмарочных мероприятий - товаропроизводителями. Активно используются организационная, информационная, финансовая формы государственной поддержки. Правительство Москвы ежегодно выделяет значительные средства на поддержку выставочно-ярмарочной деятельности московских предприятий и организаций, в первую очередь в рамках комплексных программ промышленной деятельности в г. Москве. За последние шесть лет объем такой помощи увеличился в три раза и достиг в 2005 году 150 млн. руб. В столице сформирована система координации выставочно-ярмарочной и конкрессной деятельности, включающая в себя государственные и общественные структуры - Московский городской координационный совет по выставочно-ярмарочной деятельности, Департамент науки и промышленной политики, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Организационно-методический центр Правительства города Москвы по выставочной деятельности, функции которого выполняет Московская торгово-промышленная палата, Гильдия выставочно-ярмарочных организаций Московской торгово-промышленной палаты; корпоративные объединения выставочников. Распоряжением Правительства Москвы от 26 января 2004 года N 59-РП "О создании Комиссии по архитектурно-планировочному развитию, реконструкции и застройке Всероссийского выставочного центра" создана Комиссия по архитектурно-планировочному развитию, реконструкции и застройке ВВЦ и прилегающих территорий до 2010 года. В столице сложилась развитая выставочно-ярмарочная индустрия. В городе проводится более половины всех российских выставочных мероприятий. В настоящее время на выставочном поле Москвы действуют несколько крупных ведущих выставочно-ярмарочных комплексов (ОАО "ГАО ВВЦ", ЗАО "Экспоцентр", ООО КВЦ "Сокольники", ОАО "Росстройэкспо"), а также ряд других выставочных площадок (ЦВЗ "Манеж", ОАО "Гостиный двор", ГУП МЦВДНТ "Москва", спорткомплекс "Олимпийский", ЦДХ, ЦМТ, ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" и др.). По состоянию на 1 июля 2006 года общий размер выставочных площадей, привлекаемых к проведению выставочно-ярмарочных мероприятий, достигает в Москве 300 тыс. кв. м: - ОАО "ГАО "Всероссийский выставочный центр" - 49 тыс. кв. м; - ЗАО "Экспоцентр" - 135 тыс. кв. м; - ООО КВЦ "Сокольники" - 33 тыс. кв. м; - ОАО "Росстройэкспо" - 18 тыс. кв. м; - другие площадки - 65 тыс. кв. м. Итого 300 тыс. кв. м. Растущее влияние на выставочную деятельность в Москве оказывает динамично развивающийся МВЦ "Крокус Экспо", расположенный на границе Москвы и Московской области. Размер выставочных площадей в Москве и Московской области с учетом МВЦ "Крокус Экспо" (86 тыс. кв. м) составляет 386 тыс. кв. м. Деятельность выставочных комплексов, работающих в ближайшем Подмосковье, нельзя рассматривать как конкуренцию выставочным объектам, расположенным в центре Москвы. Все они решают общую задачу - ликвидацию дефицита площадей для выставочно-ярмарочной деятельности в Москве и Московской области. В этом взаимодействии городские объекты, в частности ВВЦ, имеют свои конкурентные преимущества, заключающиеся в наличии подъездных путей, удобном расположении на территории культурно-исторического комплекса ВВЦ, являющегося местом массового отдыха москвичей и гостей столицы, близости к крупнейшим гостиничным комплексам. Однако динамичный рост экономики столицы, ее дальнейшая интеграция в мировое хозяйство ставят перед выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью новые задачи, обостряют нерешенные проблемы. Анализ состояния материально-технической базы всех выставочных комплексов и площадок в черте города говорит о том, что ни один из них по своим размерам, техническому оснащению, инфраструктуре и функциональным возможностям не отвечает нормам, принятым в международной практике. Не может также считаться оптимальным размещение выставочно-ярмарочных объектов на территории города, в т.ч. с учетом потребности административных округов. Только четыре из десяти административных округов столицы (ЦАО, ВАО, СЗАО, СВАО) располагают специализированными выставочными площадями на своих территориях. Практика ведения выставочно-ярмарочной деятельности в городе показывает, что основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной деятельности, является значительный дефицит экспозиционных площадей. В настоящее время заявки потенциальных участников мероприятий на ведущих комплексах удовлетворяются лишь на 50-60% <2>. Проведенная экспертиза потребности города Москвы и его экономики в выставочных площадях показала, что столице необходимы дополнительные выставочные площади порядка 250-300 тыс. кв. м и около 80-85 тыс. кв. м конгрессных площадей уже в ближайшие годы <3>. С учетом МВЦ "Крокус Экспо" общее количество площадей к 2015 году должно составить порядка 800 тыс. кв. м выставочных площадей и 110 тыс. кв. м конгрессных площадей. -------------------------------- <2> По данным исследований Московской торгово-промышленной палаты и выставочного сообщества. <3> Постановление Правительства Москвы от 22.06.2004 N 410-ПП. По размерам выставочных площадей Москва отстает от таких городов, как: Париж - в 2,0 раза; Ганновер - в 1,5 раза; Франкфурт - в 1,5 раза. Не отрегулированы многие правовые вопросы функционирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, отстает от потребностей сегодняшнего дня научно-методическое обеспечение работы выставочников. Чрезвычайно актуальна для выставочно-ярмарочных объектов проблема обеспечения безопасности. Техногенная катастрофа или террористический акт на каком-либо выставочном комплексе крайне негативно скажутся на имидже Москвы как международного выставочного комплекса, ухудшат инвестиционный климат, сократят количество посетителей и участников выставок. Стремительно развивающемуся выставочному рынку России присущ также значительный потенциал роста и развития конгрессного сегмента. Рынок конгрессных услуг России сегодня активно развивается: стабилизация экономической ситуации привела к резкому повышению делового интереса со стороны иностранных инвесторов и бизнесменов. Москва является ведущим городом России по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. В столице сосредоточено до 85% конгрессного бизнеса Российской Федерации. Развитие деловых связей, в т.ч. международного характера, поиск партнеров по бизнесу, укрепление международных связей в деловой среде сдерживаются недостатком помещений для проведения крупномасштабных мероприятий делового характера. Крупные международные конгрессы с числом участников 5-6 тыс. и более требуют совершенно новой инфраструктуры конгрессных центров. В международной практике для проведения такого рода мероприятий строят специализированные центры (так называемые конвент-центры или конгресс-центры). Подобные центры, как правило, включают в себя многофункциональные залы различной вместимости (с возможностью их трансформации при помощи модульных перегородок), гостиничный комплекс, бизнес-центр с полным комплексом услуг, сеть общественного питания (кафе, рестораны, банкетно-фуршетные залы), объекты культурно-развлекательного и оздоровительного центра, автоцентр (паркинг, подземный гараж, автообслуживание) и другие необходимые объекты инфраструктуры. Современный этап развития московского "рынка конгрессов" характеризуется недостаточным предложением конгрессных услуг вследствие отсутствия специализированных конгресс-центров большой вместимости. В городе имеется два специализированных конгресс-центра: Конгресс-центр Центра международной торговли (вместимостью до 1 тыс. чел.) и МИВЦ "Инфопространство" (до 0,8 тыс. чел.). Универсальных залов для проведения конгрессных мероприятий три: Государственный Кремлевский дворец (до 6,0 тыс. чел.), Московский Дворец молодежи (до 2,0 тыс. чел.) и Колонный зал Дома союзов (до 1,0 тыс. чел.). Работу по проведению конгрессов и конференций ведут некоторые выставочные комплексы (ОАО "ГАО ВВЦ" - 700 мест, ЗАО "Экспоцентр" - 500 мест, ОАО "Гостиный двор" - 500 мест), но они ориентированы на выставочно-ярмарочные мероприятия. Кроме того, для проведения конгрессных мероприятий используются гостиницы. Привлечение гостиниц для конгрессных мероприятий носит в значительной мере вынужденный характер ввиду отсутствия в Москве достойных для принятия конгрессов площадей. На 01.07.2006 в Москве конгрессные объекты обеспечивают проведение мероприятий с числом участников до 7800 человек: - конгресс-центр ЦМТ и МИВЦ "Информпространство" - 1800 чел.; - универсальные залы - 2800 чел.; - выставочные комплексы - 1700 чел.; - гостиницы - 1500 чел. Итого 7800 чел. Таким образом, в Москве, в отличие от других городов мира, на сегодняшний день нет специализированной площадки для проведения крупных международных конгрессов (на 5000-10000 участников), включающей все необходимые для этой цели объекты (конгрессные залы различной вместимости: для большого пленарного заседания, для секционных заседаний, "круглых столов", презентаций; гостиничного комплекса, объектов общественного питания: кафе, ресторанов, банкетных залов для больших и малых приемов; автостоянок; удобных подъездных путей и т.п.). В результате Москва не занимает подобающего ей места в иерархии мировой конгрессной инфраструктуры (42-е место из 53 в рейтинге UFI). Необходимым условием решения задачи объективно служит строительство в Москве Международного выставочно-ярмарочного и когрессного центра и Дворца конгрессов мирового уровня. Для развертывания конгрессной деятельности национального и международного уровня в городе Москве насущно необходимо наличие универсальных конгрессных объектов с адекватной инфраструктурой для оказания современного комплекса услуг. Исходя из опыта конгрессной деятельности в зарубежных странах конгрессные площади составляют от 7 до 20% общего количества выставочных площадей <4>. Это означает, что Москве к 2010 году необходимо около 85 тыс. кв. м, а к 2015 году - 110 тыс. кв. м конгрессных площадей. -------------------------------- <4> Рассчитано на основе средних соотношений между объемами выставочных и конгрессных площадей в странах - членах UFI. Проблема развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в столице обладает всеми признаками, характеризующими ее как комплексную, требующую межотраслевой координации и применения программно-целевых методов управления. К этим признакам относятся: - масштабность и многоаспектность проблемы развития выставочной отрасли; - существенная сложность выставочно-ярмарочной деятельности как объекта регулирования и управления (специфика выставочной, ярмарочной, конгрессной деятельности как достаточно самостоятельных видов бизнеса); - острота и настоятельность ее комплексного решения, очевидность влияния на социально-экономическое развитие города в целом; - длительность сроков реформирования отрасли и создания современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг в столице; - системный многоаспектный характер самого процесса регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности; - взаимосвязь экономических, политических аспектов в ходе осуществления выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности; - необходимость привлечения значительных инвестиционных ресурсов как из бюджетных, так и внебюджетных источников для развития выставочно-ярмарочного комплекса экономики столицы; - необходимость организации взаимодействия межведомственной координации, объединения усилий органов государственной власти, корпоративных объединений выставочного сообщества, иностранных партнеров; - необходимость согласования разнонаправленных экономических интересов хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, инвесторов, населения Москвы. Применение программно-целевых методов для развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Москве в период 2007-2009 гг., концентрация усилий Правительства Москвы и выставочного сообщества, направление в отрасль крупных инвестиций и бюджетных средств (около 22 млрд. руб.) обеспечат: - создание не менее 3 тысяч новых рабочих мест на вновь создаваемых и модернизируемых объектах выставочной индустрии; - увеличение экспозиционных площадей для выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности к 2009 году до 575 тыс. кв. м и существенное снижение на этой основе их дефицита; - строительство и поэтапный ввод в эксплуатацию Международного выставочного комплекса площадью 188 тыс. кв. м на территории Всероссийского выставочного центра; - развитие конгрессной индустрии, существенное снижение дефицита конгрессных площадей; - увеличение числа участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в городе Москве в среднем на 10-15% ежегодно, в том числе за счет предприятий малого и среднего бизнеса города Москвы. В случае неприменения программно-целевых методов решения проблемы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Москве, консервации существующего положения можно ожидать стагнации выставочного комплекса столицы, перемещения наиболее крупных и престижных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий на площадки в Московской области, окончательного перепрофилирования деятельности выставочно-ярмарочных комплексов. Таким образом, очевидна предпочтительность программно-целевого решения проблемы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в г. Москве, в том числе осуществления крупных бюджетных инвестиций. |
Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ВЫСТАВОЧНОЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГОДЫ"".