ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ. Приказ. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. 23.01.07 21

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Текущий уровень информатизации направлений деятельности
      Ростехнадзора. Общая характеристика объекта информатизации

     Реформирование  системы  государственных надзорных органов в ходе
проведения  административной  реформы существенным образом затронуло и
вопросы информатизации деятельности вновь образованной интегрированной
федеральной службы - Ростехнадзора.
     На  момент  разработки  настоящей  Концепции  (2-е полугодие 2006
года)  в структурных подразделениях Ростехнадзора и в подведомственных
ему  организациях имеется несколько независимых информационных систем,
программ  и банков данных, разработанных или разрабатываемых в течение
многих  лет для нужд некогда самостоятельных государственных надзорных
органов:     Госатомнадзора,     Госгортехнадзора,    Госстройнадзора,
Энергонадзора, некоторых подразделений МПР России.
     Оснащенность     подразделений     центрального     аппарата    и
территориальных органов Ростехнадзора компьютерной техникой, сетевым и
телекоммуникационным    оборудованием    неодинакова    и    в   целом
неудовлетворительна.
     В  двух  зданиях  центрального  аппарата  функционируют локальные
вычислительные  сети,  объединенные  посредством  выделенного канала с
выходом   в   Интернет.  Большая  часть  территориальных  органов  для
телекоммуникационного   обмена   использует   модемное  соединение  по
телефонным каналам общего доступа.
     Уровень    информатизации   основных   направлений   деятельности
Ростехнадзора   обусловлен  наличием  или  отсутствием  унаследованных
информационных систем, а также их качеством. Часть этих информационных
систем  носит  статус  государственных,  часть  - является наработками
ведомственных    информационных   подразделений   либо   коммерческими
разработками.
     Так, государственная автоматизированная информационно-управляющая
система    регулирования    промышленной    безопасности   (АИС   ПБ),
предназначенная     для     автоматизации     деятельности     бывшего
Госгортехнадзора  России как органа федеральной исполнительной власти,
специально   уполномоченного   в  области  промышленной  безопасности,
разработана  в  соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации   от   24.11.98   N  1371  (16)  (в  редакции  Постановления
Правительства  Российской  Федерации  от  01.02.05 N 49). В упомянутой
редакции   Постановления   Ростехнадзор  определен  заказчиком  работ,
связанных с созданием и обеспечением функционирования АИС ПБ.
     Информационно-аналитическую систему (ИАС) "Энергоэффективность" и
информационную  систему  надзора  за  учетом,  контролем  и физической
защитой  ядерных  материалов  (АИС  ЯРБ) можно отнести к ведомственным
наработкам   бывших   Минтопэнерго   России  и  Госатомнадзора  России
соответственно,   а,   например,   программные   средства   в  области
экологического  контроля, используемые в ряде территориальных органов,
являются собственными разработками ряда коммерческих организаций.
     Ниже  кратко  представлено  описание  текущего  состояния  уровня
информатизации  по направлениям деятельности Ростехнадзора, упомянутым
в предыдущем разделе.
     В  территориальных  органах  Ростехнадзора  имеются  значительные
информационные  ресурсы  либо в виде документов на бумажных носителях,
либо  в  виде  файлов  разных  форматов (MS Word, MS Access, DBF), для
использования  которых  в  единой информационной системе Ростехнадзора
необходимо осуществить их конвертацию.
     В   рамках   АИС   ПБ  используется  соответствующее  программное
обеспечение для:
     ведения   государственного   реестра   опасных   производственных
объектов;
     выдачи лицензий на отдельные виды деятельности;
     выдачи  разрешений на применение технических устройств на опасных
производственных объектах;
     ведения  БД  об  экспертах  и  экспертных  организациях в области
промышленной  безопасности,  о  независимых  учебных центрах в области
подготовки  и  аттестации  персонала  эксплуатирующих  организаций,  о
лабораториях неразрушающего контроля;
     учета  данных  по  аварийности  и  травматизму  на подконтрольных
производственных  объектах,  а  также по технологическим нарушениям на
энергетических объектах и объектах использования атомной энергии;
     учета    заключений    экспертизы    промышленной   безопасности,
утвержденных Ростехнадзором;
     учета информации о декларациях промышленной безопасности;
     учета  информации о договорах (полисах) обязательного страхования
ответственности   за   причинение   вреда   при  эксплуатации  опасных
производственных объектов;
     сбора,   учета   и   анализа   отчетных  материалов  по  основной
деятельности территориальных органов.
     Учет  и  анализ  технологических  нарушений,  аварий и несчастных
случаев    на   энергетических   производствах   реализованы   в   ИАС
"Энергоэффективность", а также в соответствующей прикладной задаче АИС
ПБ.
     В  части  информатизации  контрольной  и  надзорной  деятельности
имеются наработки в части:
     документального оформления процедур проверок и обследований в АИС
ПБ   (задача  "Надзорная  деятельность  и  контрольно-профилактическая
работа"), в ИАС "Энергоэффективность" (АРМ инспектора), в АИС ЯРБ;
     ведения перечня поднадзорных технических устройств АИС ПБ (задача
"Надзорная деятельность и контрольно-профилактическая работа").
     В части информатизации нормотворческой деятельности Ростехнадзора
обеспечен  доступ  к  базам  данных правовых и нормативных документов,
реализованных  в Нормативно-справочной подсистеме АИС ПБ (используются
информационно-поисковые    системы    (ИПС)    ("Кодекс",    "Гарант",
"Консультант-Плюс", БД "Нормативные и информационные материалы в сфере
технологического  и  экологического  надзора")), в задаче "Нормативные
документы     и     методические    материалы"    из    состава    ИАС
"Энергоэффективность",  а  также  в  задаче "Регистрация нормативных и
регулирующих документов" в АИС ЯРБ.
     Для  обеспечения  автоматизации бухгалтерского учета и финансовой
деятельности  в  центральном  аппарате Ростехнадзора и территориальных
органах используются различные программные продукты ("Парус", "Инфин",
"1С"),    а    также    наработки,   выполненные   специализированными
организациями по заказу территориальных органов. Для свода и обобщения
финансовой информации применяется программный модуль "Парус-Свод". Для
информатизации    функций    документооборота    и    делопроизводства
эксплуатируется    программный    продукт    "ДЕЛО",   а   также   АРМ
"Делопроизводство" из состава ИАС "Энергоэффективность".
     Для  информатизации  работы с кадрами в различных территориальных
органах  и центральном аппарате Ростехнадзора используются специальные
программные   средства,   ориентированные   на   работу  на  локальном
компьютере  и  не  имеющие  связи  с  БД  других  функциональных задач
("Бухгалтерия" и др.).
     В  рамках АИС ПБ организован автоматизированный электронный обмен
данными   между   локальными  БД  УТЭН  и  центральной  БД  АИС  ПБ  с
использованием    выделенного    почтового    сервера   и   специально
разработанной  программы  телекоммуникационного  обмена.  Кроме  того,
часть  электронных  выборок  установленного  формата  (в  основном  от
организаций,  не  являющихся  объектами  автоматизации)  поступает  на
магнитных  носителях  или  с  использованием  стандартных  электронных
сообщений  (e-mail).  С  другими  федеральными органами исполнительной
власти   в   настоящее   время  осуществляется  информационный  обмен,
реализованный  средствами  специального  модуля  телекоммуникационного
обмена АИС ПБ (с территориальными налоговыми органами), по электронной
почте   (с   ЦУКС   МЧС   России)   и   соответствующего   модуля  ИАС
"Энергоэффективность"  (с  Федеральным агентством Российской Федерации
по энергетике).
     Имеются      официальное      представительство     Ростехнадзора
(www.gosnadzor.ru) во всемирной сети Интернет, а также сайты некоторых
территориальных    органов.    Во   исполнение   межправительственного
соглашения   между   государствами   -  участниками  СНГ  по  вопросам
промышленной       безопасности       реализован       Интернет-портал
межгосударственного  Совета  СНГ по вопросам промышленной безопасности
(www.mspbsng.org).
     Таким образом, Ростехнадзор как объект автоматизации представляет
собой  сложную организационно-техническую систему, имеющую древовидную
иерархическую       территориально      распределенную      структуру,
характеризующуюся следующими системными свойствами:
     сложность, иерархичность и цикличность процессов управления;
     разнообразие задач управления на каждом уровне иерархии;
     подчиненность  целей  и  задач  нижнего  уровня  иерархии задачам
верхнего уровня и общим задачам функционирования Ростехнадзора;
     наличие     большого    количества    иерархически    подчиненных
территориально   обособленных  структурных  подразделений,  являющихся
объектами автоматизации;
     наличие   большого   количества   территориально   распределенных
объектов  надзора, информация о которых в той или иной мере необходима
на всех уровнях иерархии Ростехнадзора.
     Важной  особенностью  информатизации  деятельности  Ростехнадзора
является  то,  что,  несмотря  на  разнообразие функциональных задач и
направлений  надзора,  все  они  связаны  с  одними  и  теми же общими
сущностями:  поднадзорная  организация  может  рассматриваться  и  как
организация,  эксплуатирующая  опасные производственные объекты, и как
природопользователь,  и  как,  например, потребитель электроэнергии, и
как  место работы аттестуемого персонала. Отметим, что эта особенность
касается   и   технических   устройств   (например,  дымовая  труба  -
поднадзорный  объект  и  источник  выбросов),  и персон, и документов,
используемых   в   работе   (лицензии,  разрешения,  свидетельства  об
аттестации и т.д.).
     По   оценкам   специалистов,   текущий   уровень   информатизации
Ростехнадзора    менее    чем   наполовину   удовлетворяет   имеющимся
информационным   потребностям  для  реализации  своих  функций.  Такое
положение  дел  обусловлено  двумя  основными  причинами. Первая носит
системный  характер  и  обусловлена  разрозненностью имеющихся средств
информатизации,   предназначенных  для  решения  конкретных  локальных
задач,  которые не интегрированы и не образуют единого информационного
ресурса,  позволяющего  решать задачи комплексного анализа и выработки
обоснованных  управленческих  воздействий.  Второй  причиной  является
функциональная  недостаточность  имеющихся  средств  информатизации  и
устаревшая техническая инфраструктура.
     Опыт  создания  и эксплуатации АИС ПБ показал, что информационное
обеспечение  КСИ  Ростехнадзора  должно  основываться на использовании
единой  базы данных, включающей общие информационные ресурсы, доступ к
которым осуществляется из специальных прикладных задач, реализующих ту
или   иную   функциональность.   Отметим,   что   термин  "единая  БД"
предполагает  именно  функциональное  единство  структуры  БД  на всех
уровнях иерархии КСИ Ростехнадзора. При этом, учитывая низкое качество
каналов  связи  между  объектами автоматизации, на каждом из них может
использоваться   собственный   экземпляр   БД   (территориальная  БД),
информация  из  которой  по  установленным  протоколам  и  регламентам
передается  в  центральную  БД федерального уровня (или принимается из
нее).  В  перспективе  предполагается  поэтапное  подключение объектов
автоматизации  для  работы  с центральной БД КСИ по выделенным каналам
связи в режиме "on-line".
     Иерархия  объектов  автоматизации  разрабатываемой  КСИ  должна в
целом  соответствовать  структуре  Ростехнадзора. Первый (федеральный)
уровень    объектов   автоматизации   включает   центральный   аппарат
Ростехнадзора,   второй   (межрегиональный)   -   МТУ  и  МТО,  третий
(территориальный) - УТЭН и инспекции МТО (атомный надзор), четвертый -
территориально  обособленные  отделы  УТЭН  и  инспекции  МТО (атомный
надзор).
     Кроме  того,  для  первичной  подготовки  и оцифровки информации,
предназначенной  для  последующего ввода в БД КСИ Ростехнадзора, могут
использоваться  автономные  пункты ввода информации в организациях, не
являющихся   объектами   автоматизации   (эксплуатирующие,  экспертные
организации,  учебные  центры,  ЦЛАТИ и др.). В качестве пунктов ввода
информации рассматриваются автономные автоматизированные рабочие места
(в  том  числе  мобильные) со специальным программным обеспечением для
ввода   и   передачи   данных   в  установленном  формате  на  объекты
автоматизации КСИ Ростехнадзора.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа