Фрагмент документа "ОБ УЧАСТИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРОФСОЮЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРАХ".
Пояснительная записка к Городской целевой программе "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы" Стратегическая линия развития московского профессионального образования, принятая постановлением Правительства Москвы от 06.05.97 N 318 "О состоянии и развитии профессионального образования в Москве", включала в себя непрерывность образования, многоуровневость реализуемых программ, оперативное взаимодействие учреждений профессионального образования с инфраструктурой города и рынком труда. За прошедшие годы данные принципы подтвердили свою конструктивность и актуальность, что в современной ситуации нашло отражение в постановлении Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации", докладе Государственного совета РФ "Образовательная политика России на современном этапе". В 2001 году постановлением Правительства Москвы от 20.11.2001 N 1047-ПП была утверждена городская целевая программа "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)", реализация которой завершается в 2004 году. Осуществление государственной политики в области профессионального образования позволяет Департаменту образования города Москвы обеспечить функционирование учреждений профессионального образования. В Москве сформирована и функционирует подведомственная Департаменту образования сеть учреждений профессионального образования, включающая 146 учреждений начального профессионального, 52 учреждения среднего профессионального образования, всего 198 учреждений. В учреждениях начального профессионального образования города Москвы обучаются 78505 человек по 132 профессиям, в учреждениях среднего профессионального образования - 21000 человек по 69 специальностям для производственной сферы и сферы обслуживания. Сегодня более 70% воспитанников учреждений профессионального образования составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Постоянно увеличивается количество детей-сирот (2% от общего количества обучающихся), детей, находящихся под опекой (1,5%), учащихся с девиантным поведением (8%). В настоящее время в системе профессионального образования обучаются 1337 учащихся с ограниченными возможностями здоровья (по 21 специальности среднего профессионального образования и 19 профессиям начального профессионального образования). В системе московского профессионального образования имеется положительный опыт взаимодействия с крупными промышленными предприятиями. Ежегодно городское хозяйство пополняется 33 тысячами рабочих и специалистов. Однако это лишь частично позволяет удовлетворить потребности предприятий и учреждений в воспроизводстве трудовых ресурсов. Перспектива дальнейшего подъема экономики города связана, прежде всего, с внедрением современных производственных технологий, что невозможно без квалифицированных кадров. Вместе с тем отсутствие подготовленных рабочих и специалистов на предприятиях сдерживает развитие производственных структур. За годы реформ количество рабочих в производственной сфере города сократилось с 2,6 млн. чел. до 1,04 млн. чел. и составило 40% от уровня начала 90-х годов. В настоящее время численность работающих на крупных и средних промышленных предприятиях стабилизировалась на уровне около 500 тыс. человек, из которых только 20% составляют рабочие высшей (5-6 разряд) квалификации, тогда как ранее это количество достигало 60%. Теряется наработанный за десятилетия научно-производственный потенциал этих отраслей, а вместе с ним конкурентоспособность отечественной экономики. По качеству рабочей силы Россия отстала от большинства развитых стран. Например, в США количество рабочих высшей квалификации составляет 43%, в ФРГ - 56%, Франции - 38%. Данная ситуация определяет необходимость реформирования профессионального образования в сторону его соответствия новой экономической действительности. Профессиональное образование должно стать инструментом социального и культурного обновления общества, фактором, обеспечивающим возможность развития человеком своих способностей и самореализации на рынке труда, успешного построения профессиональной карьеры. Взвешенная стратегия в подготовке рабочих кадров для отраслей городского хозяйства требует комплексного научного сопровождения демографических и миграционных процессов, определения средних и длительных перспектив динамики трудовых ресурсов, разработки моделей качества труда и подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с изменяющимися условиями производства. Однако в системе профессионального образования существует ряд проблем, не позволяющих удовлетворить возрастающие запросы экономики города. Московское профессиональное образование значительно отстает от возрастающих требований динамично развивающегося мегаполиса. Структура подготовки специалистов не соответствует потребностям городского хозяйства. Отсутствует четко сформулированный городской заказ и прогноз потребности в рабочих кадрах. Низкая заработная плата, общее падение престижности рабочих профессий, несогласованность объемов, профилей и уровня подготовки рабочих и специалистов приводят к постоянно возрастающему дисбалансу спроса и предложения на рынке труда. За последнее десятилетие количество учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров, сократилось на 20%, объемы подготавливаемых молодых рабочих - в два раза. Данное положение усугубляется неблагоприятной демографической ситуацией. В ближайшие 5 лет количество выпускников 9-х классов сократится почти в 2 раза - со 113,9 тыс. в 2004 г. до 66 тыс. в 2007 г. Количество мест, предоставляемых вузами для абитуриентов, превысит количество выпускников 11-х классов. Новые экономические условия диктуют необходимость принципиально новых подходов к профессиональной ориентации молодежи. Она должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса начиная с первой ступени общеобразовательной школы и способствовать формированию траектории личной и профессиональной карьеры с учетом психофизиологических особенностей человека и реальных потребностей общества. Сегодня только 6,9% от общего числа выпускников 9-11-х классов твердо уверены в правильности выбранной ими профессии, остальные объясняют свой выбор влиянием родителей, друзей, средств массовой информации. Только каждый 11-й выпускник общеобразовательной школы выбирает и осваивает рабочую профессию. Данная тенденция может привести к резкому сокращению числа учащихся, поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования, что повлечет за собой уменьшение притока квалифицированных рабочих кадров в городское хозяйство. Развитие современной промышленности остро поставило проблему качества рабочего труда в условиях высокотехнологичного производства. Вместе с тем структура образовательных стандартов по профессиям и специальностям профессионального образования и процедура их утверждения находятся в постоянно запаздывающем состоянии по отношению к требованиям, предъявляемым работодателями. Отсутствие системы мониторинга качества в процессе подготовки специалистов со стороны работодателей не позволяет привести в соответствие структуру подготовки кадров с потребностями инфраструктуры города. Сегодня большинство работодателей не рассматривает профессиональное образование как базовую систему воспроизводства кадров. Заявления руководителей предприятий о необходимости перспективного сотрудничества с образовательными учреждениями часто носят декларативный характер и не принимают формы практической поддержки учебных заведений. Положение усугубляется несформированностью единого образовательного пространства, наличием параллельных систем управления профессиональным образованием. В Москве действует 42 учреждения среднего профессионального образования, подчиненных Министерству образования Российской Федерации, и 16 ведомственных профессиональных учебных заведений. Это служит серьезным препятствием в реализации согласованных действий по подготовке необходимых городу специалистов. На сегодняшний день управление профессиональным образованием города Москвы сталкивается с рядом объективных проблем, наиболее значимыми из которых являются: - неготовность системы профессионального образования к внедрению государственно-общественных форм управления; - недостаточность информационно-аналитических ресурсов для обеспечения устойчивого функционирования и опережающего развития профессионального образования; - отсутствие эффективной системы социального партнерства учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями и механизма ее реализации; - фактическое отсутствие внешней экспертизы содержания образовательных программ и стратегических планов развития профессионального образования. Современные условия требуют от профессионального образования изменения принципов организации системы, развития различных форм социального партнерства, поэтому в качестве основной проблемы начинает выступать необходимость соорганизации ресурсов и деятельности всех социальных субъектов. Материально-техническая база учреждений начального и среднего профессионального образования находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Средний процент износа основных фондов достиг 85%. Станочный парк физически и морально устарел. Финансирование учреждений профессионального образования осуществляется в значительной мере по защищенным статьям, что не позволяет приобретать в необходимом количестве новые технические средства обучения, методические пособия и прочее. При относительно невысокой заработной плате инженерно-педагогических работников доля заработной платы в бюджете учреждений достигла 70%, что отрицательно сказывается на развитии учебных заведений. За последние 15 лет в системе профессионального образования города Москвы не построено ни одного современного профессионального училища. Более 50% зданий профессионального образования нуждаются в капитальном ремонте. Количество компьютеров на одного обучающегося системы профессионального образования в три раза меньше, чем в общеобразовательном учреждении. Учреждения профессионального образования, готовящие кадры для промышленности и строительства, используют учебники 80-х годов издания. Нормативно не определены минимальные стандарты материально-технического обеспечения для вновь открываемых специальностей. Все это отрицательно сказывается на желании учащихся обучаться по рабочим профессиям. За последние 5 лет на 14,3% сократился прием на обучение по специальностям строительного и машиностроительного профиля. Вывод из кризисного состояния материально-технической базы профессионального образования предполагает, прежде всего, создание условий для стабилизации состояния основных фондов учреждений, формирования инвестиционной привлекательности системы профессионального образования и создания ресурсных центров в качестве эталона отраслевого материально-технического обеспечения профессионального образования. Требует совершенствования нормативно-правовая база взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями. Накопленные противоречия в правовом пространстве (в частности, между Законом РФ "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и требованиями Типовых положений об учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования) достигли того уровня, при котором развитие профессионального образования невозможно. С правовой точки зрения единое пространство непрерывного профессионального образования в городе Москве не сформировано, что вынуждает государство тратить большие средства на обучение студента, имеющего начальное или среднее профессиональное образование и поступающего в вуз, не позволяет обеспечить учащемуся вариативности и доступности желаемого образовательного уровня, лишает возможности государственные образовательные учреждения формировать и реализовывать гибкие и сопряженные программы начального, среднего и высшего профессионального образования. Острой остается проблема кадрового обеспечения. Средний возраст специалистов управленческого звена, мастеров производственного обучения, преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин в системе профессионального образования города Москвы - 50-55 лет. При этом отсутствие механизма воспроизводства педагогического персонала учреждений профессионального образования осложняет проблему даже в тех учреждениях, где перечень подготавливаемых профессий конкурентоспособен и отвечает современным требованиям работодателей. Проблема кадрового обеспечения распространяется на управленческие должности директоров и их заместителей. Произошел отток из отрасли высококвалифицированных инженерно-педагогических работников. Перспектива педагогической деятельности стала малопривлекательной для молодежи в условиях, когда средняя заработная плата молодого специалиста составляет около трех тысяч рублей, что ниже величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения Москвы. Охарактеризованное выше положение дел в системе профессионального образования города Москвы диктует необходимость не только уточнения, но и радикального пересмотра содержательных и организационных оснований деятельности системы столичного профессионального образования. С этой целью необходимо реализовать комплекс неотложных мер по стабилизации системы профессионального образования и созданию реальных условий для ее качественного обновления в соответствии с потребностями городского хозяйства в квалифицированных кадрах на ближайшую перспективу, а также в соответствии с запросами молодежи. На основании анализа положения дел в столичном профессиональном образовании подготовлены конкретные мероприятия Городской целевой программы "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы", разработанные Департаментом образования города Москвы и предусматривающие: 1. Проведение структурно-содержательной модернизации сети профессионального образования в направлении опережающего удовлетворения потребностей личности и рынка труда Московского региона квалифицированными кадрами. 2. Максимальную мобилизацию внутренних ресурсов сферы образования, оптимизацию содержания профессионального образования; организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов; использование разнообразных форм стимулирования обновления профессионального образования. 3. Активное привлечение внешних ресурсов (финансовых, материально-технических, организационных, информационных, кадровых, интеллектуальных и др.) и развертывание системы широкого социального партнерства в сфере профессионального образования. 4. Превращение системы профессионального образования в равноправную, самостоятельную, востребованную экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей городской инфраструктурой. Вышеперечисленные направления деятельности предполагают решение следующих первоочередных задач: 1. Развитие государственно-общественных форм управления профессиональным образованием и социального партнерства. 2. Проведение структурно-содержательной модернизации сети учреждений профессионального образования. 3. Осуществление модернизации материально-технической базы и оформление имущественных отношений в системе профессионального образования. 4. Кадровое обеспечение сети учреждений профессионального образования. 5. Создание условий повышения качества профессионального образования. 6. Формирование нормативно-правовых и экономических условий развития профессионального образования. |
Фрагмент документа "ОБ УЧАСТИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРОФСОЮЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРАХ".