ОБ УЧАСТИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРОФСОЮЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРАХ (Редакция на 20.02.2007) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 19 октября 2004 г. N 724-ПП (ЮИАИ) В учреждениях начального и среднего профессионального образования города Москвы получают рабочие профессии и специальности более 100 тысяч человек. Ежегодно городское хозяйство пополняется 33 тысячами рабочих и специалистов. Однако это лишь частично позволяет удовлетворить потребности предприятий и организаций в воспроизводстве трудовых ресурсов. Московское профессиональное образование значительно отстает от возрастающих требований динамично развивающегося мегаполиса. Структура подготовки специалистов не соответствует потребностям городского хозяйства. Отсутствуют четко сформированный городской заказ и прогноз потребности в рабочих кадрах. Низкая заработная плата, общее падение престижности рабочих профессий, несогласованность объемов, профилей и уровня подготовки специалистов приводят к постоянно возрастающему дисбалансу спроса и предложений на рынке труда. За последнее десятилетие количество учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров, сократилось на 20%, а объемы подготавливаемых молодых рабочих - в два раза. Из общего перечня профессий начального профессионального образования в России, насчитывающего свыше 250 наименований, в московских профессиональных училищах и лицеях подготовка осуществляется по 132. Материально-техническая база учреждений начального и среднего профессионального образования находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Средний процент износа основных фондов достиг 85%. Из профессионального образования произошел отток высококвалифицированных инженерно-педагогических работников. В настоящее время существует более 2 тысяч вакансий мастеров производственного обучения (около 50% списочного состава). Средний возраст мастеров производственного обучения, преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин составляет 50-55 лет. Существующая система управления профессиональным образованием города Москвы не позволяет в должной мере обеспечить согласованность действий органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных и общественных организаций, привлечь инвестиции в подготовку рабочих кадров, сформировать единое пространство профессионального образования. В целях развития учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Городскую целевую программу "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы" (далее - Городская целевая программа) согласно приложению 1. Установить, что финансирование мероприятий Городской целевой программы осуществляется за счет средств, предусмотренных на содержание учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы. 2. Определить государственным заказчиком Городской целевой программы Департамент образования города Москвы. 3. Создать систему государственно-общественного управления подготовкой рабочих кадров для организаций и предприятий города Москвы (приложение 2). 4. Утвердить Положение о Государственно-общественном координационном совете города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров (приложение 3). 5. Департаменту образования города Москвы в месячный срок: 5.1. Внести на утверждение Правительства Москвы предложения по составу Государственно-общественного координационного совета города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров. 5.2. Совместно с префектурами административных округов города Москвы разработать положение о Государственно-общественном координационном совете префектуры административного округа города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и внести на утверждение в установленном порядке. 6. В срок до 1 января 2005 года реорганизовать государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы (далее - образовательные учреждения) в государственные образовательные учреждения - колледжи как территориально-отраслевые или программно-отраслевые комплексы непрерывного профессионального образования, реализующие программы общего, начального и среднего профессионального образования, согласно приложению 4. Результатом реорганизации считать образование юридических лиц - государственных образовательных учреждений - колледжей (приложение 4, раздел 4) - правопреемников реорганизуемых образовательных учреждений по всем обязательствам в отношении всех их кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, в соответствии с передаточными актами. Передать в оперативное управление реорганизованным государственным образовательным учреждениям - колледжам нежилые помещения, расположенные по адресам, согласно приложению 4 (раздел 4). 7. Департаменту образования города Москвы при разработке Городской целевой программы "Столичное образование - 4" включить в проект программы в раздел "Развитие материально-технической базы системы образования": 7.1. Адресный перечень зданий образовательных учреждений довоенной постройки, подлежащих первоочередному сносу, и строительство на их месте образовательных учреждений профессионального образования в 2005-2007 годах (приложение 5). Возможность сноса и нового строительства зданий в установленном порядке определить градостроительными предложениями с учетом сложившейся градостроительной ситуации. 7.2. Адресный перечень зданий образовательных учреждений довоенной постройки, подлежащих первоочередной реконструкции с модернизацией в 2005-2007 годах (приложение 6). Возможность проведения работ по реконструкции и модернизации в установленном порядке определить предпроектными предложениями. 7.3. Адресный перечень зданий образовательных учреждений, подлежащих капитальному ремонту в 2005-2007 годах (приложение 7). 8. В целях создания условий для повышения социальной защищенности инженерно-педагогических работников и мастеров производственного обучения, создания дополнительных стимулов мотивации к овладению рабочими профессиями обучающихся: 8.1. Внести в постановление Правительства Москвы от 23 марта 2004 года N 172-ПП "О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы" следующие дополнения: - дефис утратил силу. - пункт 15 после слов "педагогических работников" дополнить словами "и мастеров производственного обучения". Установить, что изменения, внесенные в пункты 7.3 и 15 постановления Правительства Москвы от 23 марта 2004 года N 172-ПП "О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы", вступают в силу с 1 января 2005 года. Финансирование затрат, связанных с введением надбавок, осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на содержание учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы. 8.2. Учредить с 1 января 2007 г. 250 именных стипендий Правительства Москвы в размере 1500 рублей с ежегодной индексацией. 8.3. Департаменту образования города Москвы обратиться в Московскую конфедерацию промышленников и предпринимателей (работодателей) и Московскую федерацию профсоюзов с предложением об учреждении 250 именных стипендий (пропорционально). 8.4. Департаменту образования города Москвы обеспечить учащихся, обучающихся по программам начального профессионального образования, мерами социальной поддержки, предусмотренными для учреждений начального профессионального образования. Финансирование затрат, связанных с обеспечением учащихся мерами социальной поддержки, осуществлять за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на содержание учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы. 9. Префектурам административных округов города Москвы оказывать систематическую помощь учреждениям профессионального образования, осуществляющим подготовку рабочих кадров, по укреплению материально-технической базы, благоустройству территорий, организации культурно-массовых и спортивных мероприятий за счет средств целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы. 10. Департаменту экономической политики и развития города Москвы включить Городскую целевую программу в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города Москвы, предусмотренных на содержание учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы. 11. Департаменту образования города Москвы в срок до 1 декабря 2004 года разработать и представить в Комплекс развития научно-производственного потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных отношений: 11.1. Совместно с органами исполнительной власти города Москвы, Московской федерацией профсоюзов, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) предложения о закреплении государственных образовательных учреждений - колледжей за организациями и предприятиями в соответствии с базовым профилем подготовки рабочих кадров. 11.2. Совместно с органами исполнительной власти города Москвы, Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, Московской федерацией профсоюзов, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) предложения по развитию системы профессиональной ориентации и повышению престижа рабочих профессий среди обучающихся и молодежи. 11.3. Совместно с Комитетом общественных связей города Москвы предложения по выделению денежных средств из целевого бюджетного Фонда квотирования рабочих мест в городе Москве на создание рабочих мест в учреждениях профессионального образования для молодежи в возрасте до 18 лет и инвалидов. 11.4. Совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы предложения по механизму привлечения инвестиций в профессиональное образование города Москвы. 12. Департаменту имущества города Москвы в установленном порядке: 12.1. Заключить контракты на право оперативного управления (или дополнительные соглашения к ранее оформленным контрактам) с государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования (приложение 4) после представления ими пакетов документов. 12.2. Принять во внимание, что при оформлении контрактов на право оперативного управления площади и нумерация нежилых помещений могут быть уточнены на основании документов ГУП МосгорБТИ. 13. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы при формировании тематического плана программы развития науки и технологий в интересах города предусматривать в установленном порядке научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по вопросам прогнозирования потребностей экономики города в квалифицированных рабочих кадрах и развития профессионального образования за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу. 14. Департаменту образования города Москвы: 14.1. Предусмотреть ассигнования на Городскую целевую программу "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы" в пределах установленных лимитов перспективного финансового плана на 2005-2007 годы. 14.2. В целях обеспечения образовательных учреждений - колледжей инженерно-педагогическими кадрами до 1 января 2005 года представить в Правительство Москвы предложения о создании в установленном порядке государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский индустриально-педагогический институт". 14.3. В целях совершенствования воспитательной работы среди обучающихся и повышения качества профессионального образования в городе Москве до 1 января 2005 года выступить в установленном порядке учредителем следующих государственных учреждений: - Дом научно-технического и художественного творчества учащихся профессионального образования; - Центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания учащихся профессионального образования; - Центр качества профессионального образования. 14.4. До 1 июня 2005 года создать в установленном порядке государственное учреждение - общежитие для молодых семей инженерно-педагогических работников государственных образовательных учреждений - колледжей. 14.5. До 1 января 2005 года внести в установленном порядке изменения в учредительные документы государственного учреждения Научно-исследовательского института развития образования (НИИРО), расположенного по адресу: 123423, город Москва, улица Народного Ополчения, дом 13, строение 7, переименовав его в государственное учреждение Научно-исследовательский институт развития профессионального образования (НИИРПО). 14.6. До 1 января 2005 года осуществить в установленном порядке мероприятия по реорганизации образовательных учреждений, предусмотренные в пункте 6 настоящего постановления, согласно приложению 4. 14.7. Ежегодно представлять в установленном порядке в Правительство Москвы отчет о выполнении Городской целевой программы. 15. Государственным образовательным учреждениям - колледжам (приложение 4, раздел 4): 15.1. До 1 января 2005 года представить в Департамент имущества города Москвы документы для оформления имущественных прав на помещения согласно приложению 4 (раздел 4). 15.2. Оформить в Департаменте земельных ресурсов города Москвы земельно-правовые отношения и зарегистрировать имущественные и земельные права в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы. 16. Установить, что финансирование реорганизованных образовательных учреждений (пункт 6 настоящего постановления, приложение 4, раздел 4), а также вновь создаваемых государственных учреждений (пункты 14.1, 14.2, 14.3 настоящего постановления) осуществлять за счет и в пределах средств, выделенных на содержание учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы. 17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. И.о. Мэра Москвы В.П. Шанцев 19 октября 2004 г. N 724-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 19 октября 2004 года N 724-ПП Городская целевая программа "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы" признана подпрограммой в составе городской целевой программы развития образования "Столичное образование - 4" на 2005-2007 гг. ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2005-2007 ГОДЫ" Паспорт Городской целевой программы "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы" ---------------------------------------------------------------------- | Наименование | Городская целевая программа "Развитие | | Программы | учреждений начального и среднего | | | профессионального образования города Москвы | | | на 2005-2007 годы" | |------------------|-------------------------------------------------| | Основание для | 1. Концепция модернизации российского | | разработки | образования на период до 2010 года, | | Программы | утвержденная распоряжением Правительства | | | Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р. | | | 2. Закон города Москвы от 20.06.2001 N 25 | | | "О развитии образования в городе Москве" | | | (в ред. Законов города Москвы от 10.10.2001 | | | N 46, от 29.10.2003 N 63). | | | 3. Закон города Москвы от 22.10.97 N 44 | | | "О социальном партнерстве" (в ред. Законов | | | города Москвы от 19.02.2001 N 72, | | | от 16.01.2002 N 3). | | | 4. Постановление Правительства Москвы | | | от 20.11.2001 N 1047-ПП "О городской целевой | | | программе "Модернизация московского | | | образования (Столичное образование-3)" | |------------------|-------------------------------------------------| | Государственный | Департамент образования города Москвы | | заказчик | | | Программы | | |------------------|-------------------------------------------------| | Основные | Управление науки и профессионального | | разработчики | образования Департамента образования города | | Программы | Москвы, Научно-исследовательский институт | | | развития образования, государственное | | | образовательное учреждение "Колледж | | | предпринимательства и социально-трудового | | | проектирования", государственное | | | образовательное учреждение "Московский колледж | | | архитектуры и строительных искусств" | |------------------|-------------------------------------------------| | Цель Программы | Сформировать необходимые условия и механизмы | | | повышения эффективности профессионального | | | образования в обеспечении кадрами отраслей | | | городского хозяйства и развития трудовых | | | ресурсов города Москвы | |------------------|-------------------------------------------------| | Задачи | - подготовка кадрового ресурса, | | Программы | востребованного городским хозяйством; | | | - повышение качества труда в соответствии | | | с потребностями городского хозяйства; | | | - формирование механизмов повышения качества | | | профессионального образования; | | | - совершенствование форм взаимодействия | | | с социальными партнерами для обеспечения | | | обновления содержания профессионального | | | образования; | | | - структурно-содержательная модернизация сети | | | учреждений профессионального образования | | | города Москвы; | | | - сопряжение уровней начального, среднего | | | и высшего профессионального образования | | | и обеспечение его непрерывности; | | | - формирование единого пространства | | | непрерывного профессионального образования; | | | - модернизация материально-технической базы | | | профессионального образования; | | | - формирование механизмов воспроизводства | | | и обновления инженерно-педагогических кадров | | | профессионального образования; | | | - приведение нормативно-правовой базы | | | в соответствие с требованиями развития | | | профессионального образования; | | | - разработка механизмов инвестиционной | | | привлекательности профессионального | | | образования | |------------------|-------------------------------------------------| | Сроки и этапы | Организационно-подготовительный этап: | | реализации | 2004 год - проведение структурно-содержательной | | Программы | модернизации сети учреждений. | | | Основной этап - 2005-2006 годы: | | | - создание нормативно-правовых и экономических | | | условий повышения качества профессионального | | | образования; | | | - стабилизация состояния основных фондов, | | | в том числе станочного парка, зданий | | | и помещений учреждений профессионального | | | образования; | | | - модернизация материально-технической базы | | | и оформление имущественных отношений | | | в системе профессионального образования. | | | Завершающий этап - 2007 год: | | | - создание ресурсных центров - территориальных | | | и отраслевых эталонных площадок, оснащенных | | | современным технологическим оборудованием, | | | - в составе комплексов непрерывного | | | профессионального образования; | | | - подготовка кадров, владеющих новыми | | | современными технологиями, для отраслей | | | городского хозяйства; | | | - устойчивое кадровое обеспечение | | | профессионального образования | |------------------|-------------------------------------------------| | Перечень | Раздел I. Государственно-общественное | | разделов | управление профессиональным образованием | | Программы | и развитие социального партнерства. | | | Раздел II. Структурно-содержательная | | | модернизация сети учреждений профессионального | | | образования. | | | Раздел III. Модернизация материально- | | | технической базы и оформление имущественных | | | отношений в системе профессионального | | | образования. | | | Раздел IV. Кадровое обеспечение сети | | | учреждений профессионального образования. | | | Раздел V. Создание условий для повышения | | | качества профессионального образования. | | | Раздел VI. Создание нормативно-правовых | | | и экономических условий развития | | | профессионального образования | |------------------|-------------------------------------------------| | Исполнители | Органы исполнительной власти города Москвы, | | Программы | органы местного самоуправления, Департамент | | | образования города Москвы, Департамент | | | градостроительной политики, развития | | | и реконструкции города Москвы, Департамент | | | науки и промышленной политики города Москвы, | | | Департамент потребительского рынка и услуг | | | города Москвы, Департамент поддержки | | | и развития малого предпринимательства города | | | Москвы, Департамент федеральной | | | государственной службы занятости населения | | | по городу Москве, Комитет общественных связей | | | города Москвы, государственные образовательные | | | учреждения профессионального образования, | | | находящиеся на территории города Москвы, | | | негосударственные образовательные учреждения, | | | институты и организации научной и социально- | | | культурной сферы, Московская конфедерация | | | промышленников и предпринимателей | | | (работодателей), Московская федерация | | | профсоюзов | |------------------|-------------------------------------------------| | Объемы | Всего 10173042,4 тыс. рублей. | | и источники | В том числе: | | финансирования | текущее бюджетное финансирование - | | Программы | 9661542,4 тыс. рублей, | | | внебюджетные средства - 511500,0 тыс. рублей | |------------------|-------------------------------------------------| | Ожидаемые | - увеличение в два раза объемов подготовки | | конечные | кадров, владеющих новыми современными | | результаты | технологиями, для отраслей городского | | реализации | хозяйства; | | Программы | - внедрение механизмов сопряжения различных | | | уровней профессионального образования; | | | - построение единой системы управления | | | профессиональным образованием города Москвы; | | | - структурно-содержательная модернизация сети | | | учреждений системы профессионального | | | образования; | | | - стабилизация состояния основных фондов, | | | в том числе станочного парка, зданий | | | и помещений учреждений профессионального | | | образования; | | | - создание ресурсных центров - эталонов | | | отраслевого материально-технического | | | обеспечения профессионального образования; | | | - устойчивое кадровое обеспечение | | | профессионального образования; | | | - повышение социально-экономической | | | эффективности системы профессионального | | | образования | |------------------|-------------------------------------------------| | Контроль | Департамент образования города Москвы | | за исполнением | представляет в установленном порядке | | Программы | в Правительство Москвы | | | отчеты о ходе реализации Программы | ---------------------------------------------------------------------- Пояснительная записка к Городской целевой программе "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы" Стратегическая линия развития московского профессионального образования, принятая постановлением Правительства Москвы от 06.05.97 N 318 "О состоянии и развитии профессионального образования в Москве", включала в себя непрерывность образования, многоуровневость реализуемых программ, оперативное взаимодействие учреждений профессионального образования с инфраструктурой города и рынком труда. За прошедшие годы данные принципы подтвердили свою конструктивность и актуальность, что в современной ситуации нашло отражение в постановлении Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации", докладе Государственного совета РФ "Образовательная политика России на современном этапе". В 2001 году постановлением Правительства Москвы от 20.11.2001 N 1047-ПП была утверждена городская целевая программа "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)", реализация которой завершается в 2004 году. Осуществление государственной политики в области профессионального образования позволяет Департаменту образования города Москвы обеспечить функционирование учреждений профессионального образования. В Москве сформирована и функционирует подведомственная Департаменту образования сеть учреждений профессионального образования, включающая 146 учреждений начального профессионального, 52 учреждения среднего профессионального образования, всего 198 учреждений. В учреждениях начального профессионального образования города Москвы обучаются 78505 человек по 132 профессиям, в учреждениях среднего профессионального образования - 21000 человек по 69 специальностям для производственной сферы и сферы обслуживания. Сегодня более 70% воспитанников учреждений профессионального образования составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Постоянно увеличивается количество детей-сирот (2% от общего количества обучающихся), детей, находящихся под опекой (1,5%), учащихся с девиантным поведением (8%). В настоящее время в системе профессионального образования обучаются 1337 учащихся с ограниченными возможностями здоровья (по 21 специальности среднего профессионального образования и 19 профессиям начального профессионального образования). В системе московского профессионального образования имеется положительный опыт взаимодействия с крупными промышленными предприятиями. Ежегодно городское хозяйство пополняется 33 тысячами рабочих и специалистов. Однако это лишь частично позволяет удовлетворить потребности предприятий и учреждений в воспроизводстве трудовых ресурсов. Перспектива дальнейшего подъема экономики города связана, прежде всего, с внедрением современных производственных технологий, что невозможно без квалифицированных кадров. Вместе с тем отсутствие подготовленных рабочих и специалистов на предприятиях сдерживает развитие производственных структур. За годы реформ количество рабочих в производственной сфере города сократилось с 2,6 млн. чел. до 1,04 млн. чел. и составило 40% от уровня начала 90-х годов. В настоящее время численность работающих на крупных и средних промышленных предприятиях стабилизировалась на уровне около 500 тыс. человек, из которых только 20% составляют рабочие высшей (5-6 разряд) квалификации, тогда как ранее это количество достигало 60%. Теряется наработанный за десятилетия научно-производственный потенциал этих отраслей, а вместе с ним конкурентоспособность отечественной экономики. По качеству рабочей силы Россия отстала от большинства развитых стран. Например, в США количество рабочих высшей квалификации составляет 43%, в ФРГ - 56%, Франции - 38%. Данная ситуация определяет необходимость реформирования профессионального образования в сторону его соответствия новой экономической действительности. Профессиональное образование должно стать инструментом социального и культурного обновления общества, фактором, обеспечивающим возможность развития человеком своих способностей и самореализации на рынке труда, успешного построения профессиональной карьеры. Взвешенная стратегия в подготовке рабочих кадров для отраслей городского хозяйства требует комплексного научного сопровождения демографических и миграционных процессов, определения средних и длительных перспектив динамики трудовых ресурсов, разработки моделей качества труда и подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с изменяющимися условиями производства. Однако в системе профессионального образования существует ряд проблем, не позволяющих удовлетворить возрастающие запросы экономики города. Московское профессиональное образование значительно отстает от возрастающих требований динамично развивающегося мегаполиса. Структура подготовки специалистов не соответствует потребностям городского хозяйства. Отсутствует четко сформулированный городской заказ и прогноз потребности в рабочих кадрах. Низкая заработная плата, общее падение престижности рабочих профессий, несогласованность объемов, профилей и уровня подготовки рабочих и специалистов приводят к постоянно возрастающему дисбалансу спроса и предложения на рынке труда. За последнее десятилетие количество учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров, сократилось на 20%, объемы подготавливаемых молодых рабочих - в два раза. Данное положение усугубляется неблагоприятной демографической ситуацией. В ближайшие 5 лет количество выпускников 9-х классов сократится почти в 2 раза - со 113,9 тыс. в 2004 г. до 66 тыс. в 2007 г. Количество мест, предоставляемых вузами для абитуриентов, превысит количество выпускников 11-х классов. Новые экономические условия диктуют необходимость принципиально новых подходов к профессиональной ориентации молодежи. Она должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса начиная с первой ступени общеобразовательной школы и способствовать формированию траектории личной и профессиональной карьеры с учетом психофизиологических особенностей человека и реальных потребностей общества. Сегодня только 6,9% от общего числа выпускников 9-11-х классов твердо уверены в правильности выбранной ими профессии, остальные объясняют свой выбор влиянием родителей, друзей, средств массовой информации. Только каждый 11-й выпускник общеобразовательной школы выбирает и осваивает рабочую профессию. Данная тенденция может привести к резкому сокращению числа учащихся, поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования, что повлечет за собой уменьшение притока квалифицированных рабочих кадров в городское хозяйство. Развитие современной промышленности остро поставило проблему качества рабочего труда в условиях высокотехнологичного производства. Вместе с тем структура образовательных стандартов по профессиям и специальностям профессионального образования и процедура их утверждения находятся в постоянно запаздывающем состоянии по отношению к требованиям, предъявляемым работодателями. Отсутствие системы мониторинга качества в процессе подготовки специалистов со стороны работодателей не позволяет привести в соответствие структуру подготовки кадров с потребностями инфраструктуры города. Сегодня большинство работодателей не рассматривает профессиональное образование как базовую систему воспроизводства кадров. Заявления руководителей предприятий о необходимости перспективного сотрудничества с образовательными учреждениями часто носят декларативный характер и не принимают формы практической поддержки учебных заведений. Положение усугубляется несформированностью единого образовательного пространства, наличием параллельных систем управления профессиональным образованием. В Москве действует 42 учреждения среднего профессионального образования, подчиненных Министерству образования Российской Федерации, и 16 ведомственных профессиональных учебных заведений. Это служит серьезным препятствием в реализации согласованных действий по подготовке необходимых городу специалистов. На сегодняшний день управление профессиональным образованием города Москвы сталкивается с рядом объективных проблем, наиболее значимыми из которых являются: - неготовность системы профессионального образования к внедрению государственно-общественных форм управления; - недостаточность информационно-аналитических ресурсов для обеспечения устойчивого функционирования и опережающего развития профессионального образования; - отсутствие эффективной системы социального партнерства учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями и механизма ее реализации; - фактическое отсутствие внешней экспертизы содержания образовательных программ и стратегических планов развития профессионального образования. Современные условия требуют от профессионального образования изменения принципов организации системы, развития различных форм социального партнерства, поэтому в качестве основной проблемы начинает выступать необходимость соорганизации ресурсов и деятельности всех социальных субъектов. Материально-техническая база учреждений начального и среднего профессионального образования находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Средний процент износа основных фондов достиг 85%. Станочный парк физически и морально устарел. Финансирование учреждений профессионального образования осуществляется в значительной мере по защищенным статьям, что не позволяет приобретать в необходимом количестве новые технические средства обучения, методические пособия и прочее. При относительно невысокой заработной плате инженерно-педагогических работников доля заработной платы в бюджете учреждений достигла 70%, что отрицательно сказывается на развитии учебных заведений. За последние 15 лет в системе профессионального образования города Москвы не построено ни одного современного профессионального училища. Более 50% зданий профессионального образования нуждаются в капитальном ремонте. Количество компьютеров на одного обучающегося системы профессионального образования в три раза меньше, чем в общеобразовательном учреждении. Учреждения профессионального образования, готовящие кадры для промышленности и строительства, используют учебники 80-х годов издания. Нормативно не определены минимальные стандарты материально-технического обеспечения для вновь открываемых специальностей. Все это отрицательно сказывается на желании учащихся обучаться по рабочим профессиям. За последние 5 лет на 14,3% сократился прием на обучение по специальностям строительного и машиностроительного профиля. Вывод из кризисного состояния материально-технической базы профессионального образования предполагает, прежде всего, создание условий для стабилизации состояния основных фондов учреждений, формирования инвестиционной привлекательности системы профессионального образования и создания ресурсных центров в качестве эталона отраслевого материально-технического обеспечения профессионального образования. Требует совершенствования нормативно-правовая база взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями. Накопленные противоречия в правовом пространстве (в частности, между Законом РФ "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и требованиями Типовых положений об учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования) достигли того уровня, при котором развитие профессионального образования невозможно. С правовой точки зрения единое пространство непрерывного профессионального образования в городе Москве не сформировано, что вынуждает государство тратить большие средства на обучение студента, имеющего начальное или среднее профессиональное образование и поступающего в вуз, не позволяет обеспечить учащемуся вариативности и доступности желаемого образовательного уровня, лишает возможности государственные образовательные учреждения формировать и реализовывать гибкие и сопряженные программы начального, среднего и высшего профессионального образования. Острой остается проблема кадрового обеспечения. Средний возраст специалистов управленческого звена, мастеров производственного обучения, преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин в системе профессионального образования города Москвы - 50-55 лет. При этом отсутствие механизма воспроизводства педагогического персонала учреждений профессионального образования осложняет проблему даже в тех учреждениях, где перечень подготавливаемых профессий конкурентоспособен и отвечает современным требованиям работодателей. Проблема кадрового обеспечения распространяется на управленческие должности директоров и их заместителей. Произошел отток из отрасли высококвалифицированных инженерно-педагогических работников. Перспектива педагогической деятельности стала малопривлекательной для молодежи в условиях, когда средняя заработная плата молодого специалиста составляет около трех тысяч рублей, что ниже величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения Москвы. Охарактеризованное выше положение дел в системе профессионального образования города Москвы диктует необходимость не только уточнения, но и радикального пересмотра содержательных и организационных оснований деятельности системы столичного профессионального образования. С этой целью необходимо реализовать комплекс неотложных мер по стабилизации системы профессионального образования и созданию реальных условий для ее качественного обновления в соответствии с потребностями городского хозяйства в квалифицированных кадрах на ближайшую перспективу, а также в соответствии с запросами молодежи. На основании анализа положения дел в столичном профессиональном образовании подготовлены конкретные мероприятия Городской целевой программы "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы", разработанные Департаментом образования города Москвы и предусматривающие: 1. Проведение структурно-содержательной модернизации сети профессионального образования в направлении опережающего удовлетворения потребностей личности и рынка труда Московского региона квалифицированными кадрами. 2. Максимальную мобилизацию внутренних ресурсов сферы образования, оптимизацию содержания профессионального образования; организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов; использование разнообразных форм стимулирования обновления профессионального образования. 3. Активное привлечение внешних ресурсов (финансовых, материально-технических, организационных, информационных, кадровых, интеллектуальных и др.) и развертывание системы широкого социального партнерства в сфере профессионального образования. 4. Превращение системы профессионального образования в равноправную, самостоятельную, востребованную экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей городской инфраструктурой. Вышеперечисленные направления деятельности предполагают решение следующих первоочередных задач: 1. Развитие государственно-общественных форм управления профессиональным образованием и социального партнерства. 2. Проведение структурно-содержательной модернизации сети учреждений профессионального образования. 3. Осуществление модернизации материально-технической базы и оформление имущественных отношений в системе профессионального образования. 4. Кадровое обеспечение сети учреждений профессионального образования. 5. Создание условий повышения качества профессионального образования. 6. Формирование нормативно-правовых и экономических условий развития профессионального образования. I. Государственно-общественное управление профессиональным образованием и развитие социального партнерства Реализация стратегических целей настоящей Программы не может быть достигнута без комплексной модернизации системы управления профессиональным образованием города. Развитие профессионального образования города Москвы тесно связано с эффективным взаимодействием сети его учреждений и управленческих структур со всеми социальными институтами и субъектами, хозяйствующими организациями, предпринимательской средой, сферой науки и широкой общественностью. В качестве основополагающего условия развития профессионального образования выступает принцип его открытости, на реализацию которого и направлено, прежде всего, формирование механизмов социального партнерства. Основные задачи изменения системы управления предполагают совершенствование принципов разработки, принятия и реализации управленческих решений на каждом из уровней профессионального образования. Исходя из многофункционального характера деятельности профессионального образования главным содержанием процесса разработки и принятия в его рамках управленческих решений являются: - информационно-аналитическая отработка параметров; - содержательное обоснование управленческих решений; - экспертиза статистических данных; - разработка и реализация вариативных государственно-общественных форм управления. Решение указанных задач предполагает делегирование ряда координирующих функций сетевым учреждениям и переход к государственно-общественным формам управления. Основные направления по совершенствованию системы управления включают в себя: - формирование государственно-общественного координационного совета города Москвы по подготовке квалифицированных кадров; - формирование государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров для предприятий городского хозяйства по отраслям при департаментах города Москвы; - формирование государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров в префектурах административных округов города Москвы; - формирование Экспертного совета при Департаменте образования города Москвы с функциями аудита, участия в лицензировании, аттестации и аккредитации учреждений профессионального образования, находящихся на территории города Москвы; - создание попечительских советов учреждений профессионального образования; - формирование единой информатизированной, содержательно ориентированной системы управления профессиональным образованием города Москвы; - оптимизация и координация деятельности служб, осуществляющих функции контроля за соблюдением лицензионных требований учреждений профессионального образования, находящихся на территории г. Москвы; - передача части полномочий по лицензированию, аттестации и аккредитации учреждений высшего профессионального образования, находящихся на территории города Москвы, с федерального на региональный уровень; - обновление содержания, механизмов и процедур аттестации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров; - проведение комплексного мониторинга эффективности деятельности образовательных учреждений; - создание нормативно-правовых условий для активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке его стандартов, участия в процедуре лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений, в формировании городского заказа учреждениям профессионального образования на подготовку кадров, в контрактной подготовке кадров; - разработка механизмов реализации контрактной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования на основе городского заказа; - совершенствование договорной учебно-производственной практики между работодателями и учебными заведениями; - включение учреждений профессионального образования в складывающуюся корпоративную сеть промышленных предприятий и городских структур с целью реализации на их базе подготовки и переподготовки квалифицированных кадров по сокращенным программам; - создание объединенного отраслевого или территориального заказа на кадры и формирование в системе профессионального образования мест комплексной профессиональной ориентации и проектирования профессиональной карьеры. Результатом формирования нового типа связей между системой профессионального образования и социально-производственной инфраструктурой города Москвы должно стать: - оперативное взаимодействие предприятий и системы профессионального образования по обеспечению кадрами на основе анализа перспектив развития отрасли; - взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными организациями, предприятиями и учреждениями региональной инфраструктуры; - координация работы с министерствами, ведомствами, организациями, осуществляющими разработку стандартов отрасли. Механизм социального партнерства позволит таким образом отработать модель государственно-общественной формы управления профессиональным образованием. II. Основные направления структурно-содержательной модернизации профессионального образования города Москвы Формирование современной образовательной среды, придание всем уровням системы профессионального образования более широкого общественного статуса предполагает соорганизацию ресурсов деятельности всех социальных субъектов. Сегодня для разработки нового содержания и принципов деятельности системы профессионального образования города Москвы необходимо, в первую очередь, создавать структурно-содержательные условия, в рамках которых может формироваться новое качество образования. Основным направлением в создании условий является диверсификация образовательных учреждений профессионального образования по двум типам: - двухуровневые профессиональные образовательные учреждения - колледжи, реализующие образовательные программы начального и среднего профессионального образования; - многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ (в том числе уровень высшего образования). Такая диверсификация образовательных учреждений обеспечивает реализацию широкого спектра профессиональных образовательных программ по всему профессиональному полю. Поэтому основными принципами структурно-содержательной модернизации сети профессионального образования города Москвы, позволяющими решать актуальные для системы проблемы, становятся: - качественное укрупнение образовательных единиц путем создания колледжей - комплексов непрерывного многоуровневого профессионального образования, реализующих программы общего образования, начального и среднего профессионального образования; - реальный переход от структурного к программному подходу в деятельности образовательных учреждений; - реализуемость предполагаемых управленческих механизмов в рамках существующего нормативно-правового пространства. Первым шагом в этой работе стало сегментирование всех учреждений профессионального образования города Москвы по ведущим отраслям городского хозяйства в соответствии с базовым профилем подготовки учащихся, а также по целевым и федеральным программам с последующей их реорганизацией и созданием: - укрупненных территориально-отраслевых и программно-отраслевых колледжей, реализующих программы многоуровневого непрерывного профессионального образования, включающих в себя несколько учреждений профессионального образования и ресурсные центры, оснащенные высокотехнологичным производственным и информационным оборудованием, а также опытно-экспериментальные и производственные участки, инновационные малые предприятия, полигоны и т.д.; - создание структурных подразделений для организации производственного обучения и производственной практики учащихся, а также производства товаров и услуг силами учащихся и инженерно-педагогических работников; - профильного учреждения профессионального образования, осуществляющего профессиональную подготовку различных категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - Индустриально-педагогического института непрерывного профессионального образования с целью воспроизводства кадров для учреждений профессионального образования на основе интегрированных программ начального, среднего и высшего профессионального образования; - Научно-исследовательского института развития профессионального образования; - Дома научно-технического и художественного творчества учащихся профессионального образования; - Центра физического, военно-патриотического и гражданского воспитания учащихся профессионального образования; - Центра качества профессионального образования. Результаты модернизации сети учреждений профессионального образования призваны обеспечить реализацию двух ведущих направлений в создании условий развития учреждений начального и среднего профессионального образования на 2005-2007 годы: внутренней координации системы профессионального образования и внешней системы взаимодействия с региональными социальными партнерами. III. Модернизация материально-технической базы и оформление имущественных отношений в системе профессионального образования Материально-техническое оснащение профессионального образования рассматривается как способ решения всего комплекса образовательных задач обучения, воспитания, развития, задач управления образовательным процессом. Вывод из кризисного состояния материально-технической базы профессионального образования предполагает, прежде всего, создание условий по стабилизации состояния основных фондов базовых учреждений, а в дальнейшем - формирование инвестиционной привлекательности системы профессионального образования и создание ресурсных центров в качестве эталона отраслевого материально-технического обеспечения профессионального образования. В модернизации материально-технического обеспечения необходимо учитывать оснащение образовательных учреждений профессионального образования компьютерной техникой, периферийным оборудованием, средствами коммуникаций и т.д. Реализация данных направлений возможна лишь при создании механизмов многоканального финансирования профессионального образования, основными условиями которого являются: - изменение приоритетов в распределении бюджетных средств, выделяемых Департаменту образования города Москвы, а именно: отказ от финансирования учреждений профессионального образования по остаточному принципу и переход к бюджетному обеспечению его как приоритетной сферы образования; - дополнительное бюджетное финансирование, частично компенсирующее дефицит средств, накопившийся в профессиональном образовании в течение последних 14 лет, и позволяющее стабилизировать состояние основных фондов базовых учреждений; - внесение изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 13.08.2002 N 627-ПП "Об утверждении Положения о Целевом бюджетном фонде квотирования рабочих мест в городе Москве", позволяющих создавать учебно-производственные места в учреждениях профессионального образования для несовершеннолетних и инвалидов за счет средств Фонда квотирования; - привлечение в систему профессионального образования целевых средств, выделяемых департаментам города Москвы на обучение, подготовку и переквалификацию кадров (в том числе незанятого населения из средств Департамента федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве); - освобождение предприятий, передающих в безвозмездное пользование учебно-производственное оборудование учреждениям профессионального образования, от необходимости заключения договоров аренды на него; - привлечение в систему профессионального образования средств из целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов. Другим направлением привлечения денежных средств в учреждения профессионального образования является увеличение объемов зарабатываемых внебюджетных средств самими профессиональными учебными заведениями и их дальнейшее инвестирование в развитие учебно-воспитательного процесса и укрепление материально-технической базы. Во многом этому способствовало бы: - создание городского Фонда социальной поддержки и развития учреждений начального и среднего профессионального образования; - квотирование финансовых средств для участия в конкурсах на получение городского заказа для учреждений профессионального образования. Вопрос оформления имущественных отношений и совместное использование недвижимости возможно решить на основе разработки и внедрении модели соучредительства с балансодержателями зданий учреждений профессионального образования. Основные направления модернизации материально-технической базы и оформления имущественных отношений в системе профессионального образования заключаются в следующем: - стабилизация состояния основных фондов и укрепление материально-технической базы; - проведение текущего и капитального ремонта довоенных построек (до 1941 г.); зданий послевоенной постройки (до 1955 года); зданий постройки 1955-1970 гг. и зданий постройки 1970-1980 гг.; - целевое оснащение учреждений высокотехнологичным учебным и производственным оборудованием; - формирование материально-технической базы по отраслевым и территориальным направлениям; - материально-техническое обеспечение ресурсных центров, осуществляющих профессиональную подготовку различных категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - разработка минимальных стандартов материально-технического обеспечения учреждений, относящихся к той или иной отрасли; - обеспечение учебной литературой по профессиональному и общетеоретическому циклу; - разработка нормативно-правового механизма подушевого финансирования учреждений профессионального образования; - апробация модели соучредительства как механизма дополнительного привлечения средств и укрепления материально-технической базы учреждений профессионального образования. В результате модернизации материально-технической базы и оформления имущественных отношений в системе профессионального образования произойдет обновление основных фондов, в том числе станочного парка, зданий и помещений учреждений профессионального образования. Будут созданы отраслевые учебно-производственные комплексы, оснащенные современным технологическим и компьютерным оборудованием. Это позволит отработать полный производственный цикл на компьютерном оборудовании, 70 процентов всей производственной подготовки вывести на базы колледжей, а лишь 30 процентов учебного времени перенести в цеха предприятий и на производственные участки организаций. IV. Кадровое обеспечение учреждений профессионального образования В целях сохранения и развития кадровых ресурсов в сфере профессионального образования Москвы необходимо восстановить систему непрерывного инженерно-педагогического образования, существовавшую в городе Москве до начала 90-х годов. Предлагаемая Программой структурно-содержательная модернизация сети учреждений профессионального образования является первым шагом в этом направлении. Другим реальным направлением решения кадровой проблемы является создание Индустриально-педагогического института непрерывного профессионального образования на базе одного-двух наиболее подготовленных учреждений среднего профессионального образования повышенного уровня. Это особенно важно для категории мастеров производственного обучения, имеющих среднее специальное образование, способных повысить его в рамках однопрофильной подготовки по сокращенным срокам обучения в данном вузе. Задачи модернизации профессионального образования резко актуализируют необходимость повышения профессионального уровня специалистов, что требует глубокой и всесторонней реорганизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических кадров. Современная кадровая политика включает в себя три основных направления: - формирование механизма кадрового воспроизводства через мобилизацию внутренних содержательных ресурсов профессионального образования; - организация непрерывного повышения квалификации, переподготовки и получения дополнительного профессионального образования работников профессионального образования; - социальная защита инженерно-педагогических кадров учреждений профессионального образования. Данные стратегические направления в первую очередь относятся к двум приоритетным категориям специалистов: - мастерам производственного обучения и преподавателям специальных дисциплин; - управленцам и экономистам, работающим в системе профессионального образования. Воспроизводство управленческих кадров, владеющих технологиями включения программ профессионального образования в структуру проектной деятельности, объединяющей весь комплекс отраслей городского хозяйства, возможно лишь через их непосредственное участие в реализации различного типа проектов в рамках самой системы профессионального образования. Организация непрерывного повышения квалификации, переподготовки и получения дополнительного профессионального образования управленцами и экономистами является одним из ключевых механизмов наращивания кадрового ресурса системы профессионального образования. Основные направления работы по кадровому обеспечению: - создание и нормативно-правовое обеспечение системы целевой контрактной подготовки инженерно-педагогических кадров; - профессиональная переподготовка специалистов различных отраслей с высшим образованием по инженерно-педагогическому профилю; - реализация единой комплексной программы повышения квалификации на базе сетевых учреждений системы профессионального образования; - многоуровневое профессиональное образование с профильной подготовкой мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин; - переподготовка и повышение квалификации работников системы профессионального образования (в первую очередь, мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин по данной отрасли); - многоуровневое (начальное, среднее и высшее) профессиональное образование, переподготовка и повышение квалификации с профильной подготовкой на базе индустриально-педагогического института непрерывного профессионального образования; - подготовка специалистов с высшим образованием из числа работающих мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, имеющих среднее и среднее специальное образование; - разработка механизмов привлечения дополнительных доходов в бюджет города Москвы, в том числе за счет оптимизации использования земельных участков образовательных учреждений профессионального образования, для решения жилищных проблем работников профессионального образования. Мобилизация внутренних ресурсов системы профессионального образования через тщательный кадровый отбор по отраслевой и педагогической специализациям позволит сформировать последовательную кадровую политику и обеспечить устойчивое кадровое воспроизводство в системе профессионального образования г. Москвы. V. Создание условий для повышения качества профессионального образования Разработка механизма опережающего обновления содержания профессионального образования, удовлетворяющего запросам рынка труда, а также формирующего у молодежи реальный опыт трудовых и производственных отношений и обеспечивающего учащихся технологиями поиска работы и предъявления себя на рынке профессиональных услуг, предполагает реализацию следующих основных принципов: - доступность и открытость профессионального образования; - многоуровневость и непрерывность профессионального образования; - развитие качественных характеристик рабочего труда; - развитие трудовых ресурсов города; - соответствие направлений профессионального образования потребности регионального рынка труда; - использование современных педагогических технологий, включая дистанционное обучение. Доступность профессионального образования - это возможность включения в образовательный процесс как социально незащищенных категорий молодежи, так и социально активного населения, желающего пройти профессиональную переподготовку или повысить квалификацию. Многоуровневость профессионального образования - это единая иерархия сопряженных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования, переход к программному принципу организации образовательного процесса в рамках одного учреждения профессионального образования. Данный принцип позволяет сформировать условия для содержательного развития различных категорий учащихся и предоставить возможность освоения уровней профессионального образования в соответствии с индивидуальными способностями каждого учащегося в максимально короткие сроки. Развитие качественных характеристик рабочего труда - это учет тех кардинальных изменений в содержании и характере профессиональной деятельности квалифицированного рабочего, которые обусловлены динамичными процессами автоматизации и информатизации большинства производственных циклов. Указанные изменения диктуют новые требования к профессиональным знаниям и навыкам как в рамках традиционных рабочих специальностей, так и по новым профессиям, появляющимся в связи с развитием высоких технологий. Развитие трудовых ресурсов города, создание системы непрерывного, многоуровневого, вариативного профессионального образования как средства повышения качества жизни всех групп социально активного населения вне зависимости от возраста и социального статуса, при котором профессиональное образование становится главным инструментом социального и культурного обновления общества. Реализация данных принципов предполагает широкое привлечение представителей предприятий и организаций городского хозяйства к процессу проведения аттестации учащихся образовательных учреждений, к участию в разработке государственных образовательных стандартов нового поколения и отраслевых профессиональных стандартов. Основные направления создания условий для повышения качества профессионального образования включают в себя: - формирование системы комплексной профессиональной ориентации учащихся и молодежи; - повышение качества рабочего труда, соответствующего потребностям современной социокультурной и экономической ситуации г. Москвы; - создание системы оценки качества профессионального образования со стороны социальных партнеров; - сопряжение уровней начального, среднего и высшего профессионального образования и обеспечение его непрерывности; - разработку прорывных ("эталонных") направлений развития содержания профессионального образования по отраслям; - информатизацию содержания профессионального образования и внедрение информационных образовательных технологий в систему профессионального образования с участием специалистов отрасли; - разработку нового содержания профессионального образования для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья; - целенаправленное повышение престижности рабочих профессий; - восстановление воспитательных институтов; - разработку механизмов взаимодействия и интеграции системы профессионального образования со старшей общеобразовательной школой города Москвы. В результате решения вышеперечисленных проблем будут созданы реальные условия для повышения качества профессионального образования, внедрения новых образовательных технологий в профессиональную и общеобразовательную подготовку учащихся. Это позволит повысить привлекательность, поднять престиж профессионального образования в сознании учащихся и их родителей, значительно увеличить приток выпускников 9-х и 11-х классов для обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Создание комфортных условий обучения в учреждениях профессионального образования будет способствовать повышению эффективности социальной защиты учащихся. Другим направлением в работе по социальной защите обучающихся должны стать конкретные мероприятия по обеспечению их льготным питанием, повышенными стипендиями, специальной одеждой на время прохождения производственного обучения и производственной практики, а также возможностью получения бесплатных путевок на оздоровление и лечение в период зимних и летних каникул. Приоритетной категорией обучающихся, на которых распространяются меры социальной защиты, должны стать подростки из малообеспеченных и многодетных семей, получающие профессии по программам начального профессионального образования для работы в организациях и предприятиях реального сектора экономики города Москвы. Нормативно социальный статус учащихся учреждений профессионального образования, их материальное обеспечение, социальные льготы и гарантии должны быть закреплены в законе "О начальном и среднем профессиональном образовании города Москвы". VI. Создание юридических и бюджетно-финансовых условий развития профессионального образования Указанные в предшествующих разделах Программы мероприятия по модернизации профессионального образования опираются на существующую нормативно-правовую базу федерального уровня и Закон города Москвы "О развитии образования в городе Москве" и вместе с тем требуют разработки специальных нормативных механизмов их реализации. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере профессионального образования и обеспечения его развития в 2004 году будет подготовлен проект закона города Москвы "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве". Перспективы социально-экономического развития столицы создают необходимость комплексной модернизации экономических механизмов в системе профессионального образования, основными направлениями которой являются: - переход на нормативное финансирование образовательных учреждений профессионального образования; - создание моделей многоканального финансирования учреждений профессионального образования с учетом текущих изменений нормативно-правовой базы в целом; - формирование эффективного финансово-экономического менеджмента, обеспечивающего профессиональную деятельность учреждений профессионального образования как самостоятельных юридических лиц; - проведение существенных институциональных преобразований в системе финансового обеспечения учреждений профессионального образования; - адаптация учреждений профессионального образования, находящихся на самостоятельном балансе, к условиям реформирования бухгалтерского учета в России. Основные направления создания юридических и бюджетно-финансовых условий развития профессионального образования: - разработка принципов и механизмов нормативного распределения бюджетных ассигнований (выделенных по гарантированной норме расходов городского бюджета) между учреждениями общего и профессионального образования; - закрепление в нормативном порядке возможности использования учреждением профессионального образования 50% от сумм, заработанных учащимися во время производственной практики, на развитие материально-технической базы учебных заведений и совершенствование системы оплаты труда инженерно-педагогических работников; - разработка принципов и механизмов нормативного финансирования в соответствии с пакетом реализуемых учреждением образовательных программ; - разработка схем взаимодействия образовательных учреждений бюджетополучателей с региональным управлением казначейства по исполнению сметы доходов и расходов, основанной на программном методе финансирования; - организация системы специализированной подготовки на базе Московского индустриально-педагогического института кадров инженерно-педагогических работников учреждений профессионального образования; - разработка нормативно-правовой базы по созданию Фонда социальной поддержки и развития учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы. В результате реализации указанных направлений будет создана благоприятная нормативно-правовая и экономическая среда для развития профессионального образования. Технико-экономическое обоснование городской целевой программы "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы" СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (РАЗДЕЛЫ I-VI) (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2004-2007 гг. | В том числе | | | |-------------------------------------------------| | | | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |----------------------|----------------|---------|-------------|------------|------------| |Всего | 10173042,4 | 1210,0 | 3422880,0 | 3214009,0 | 3534943,4 | |----------------------|----------------|---------|-------------|------------|------------| |В том числе: | | | | | | |----------------------|----------------|---------|-------------|------------|------------| |Текущее | | | | | | |финансирование | | | | | | |образовательных | | | | | | |учреждений | 9661542,4 | 1210,0 | 3252380,0 | 3043509,0 | 3364443,4 | |----------------------|----------------|---------|-------------|------------|------------| |Внебюджетные средства | 511500,0 | - | 170500,0 | 170500,0 | 170500,0 | ------------------------------------------------------------------------------------------- ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА (РАЗДЕЛ I) (тыс. руб.) --------------------------------------------------------------------------------- | |2004-2007 гг.|В том числе | | | |-------------------------------------| | | |2004 |2005 |2006 |2007 | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |Всего | 10173042,4| 1210,0|3422880,0|3214009,0|3534943,4| |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |В том числе: | | | | | | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |Текущее финансирование | 9661542,4| 1210,0|3252380,0|3043509,0|3364443,4| |образовательных учреждений | | | | | | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |Внебюджетные средства | 511500,0| - | 170500,0| 170500,0| 170500,0| --------------------------------------------------------------------------------- ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА (РАЗДЕЛ I) (тыс. руб.) --------------------------------------------------------------------------------- | |2004-2007 гг.|В том числе | | | |-------------------------------------| | | |2004 |2005 |2006 |2007 | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |Всего | 63700,9| - | 19100,0| 21340,0| 23260,9| |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |В том числе: | | | | | | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |Текущее финансирование | 63700,9| - | 19100,0| 21340,0| 23260,9| |образовательных учреждений | | | | | | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |Внебюджетные средства | - | - | - | - | | --------------------------------------------------------------------------------- СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РАЗДЕЛ II) (тыс. руб.) --------------------------------------------------------------------------------- | |2004-2007 гг.|В том числе | | | |-------------------------------------| | | |2004 |2005 |2006 |2007 | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |Всего | 533359,3| - | 161673,0| 177840,3| 193846,0| | | | | | | | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |В том числе: | | | | | | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |Текущее финансирование | 533359,3| - | 161673,0| 177840,3| 193846,0| |образовательных учреждений | | | | | | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |Внебюджетные средства | - | - | - | - | - | --------------------------------------------------------------------------------- МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ОФОРМЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РАЗДЕЛ III) (тыс. руб.) --------------------------------------------------------------------------------- | |2004-2007 гг.|В том числе | | | |-------------------------------------| | | |2004 |2005 |2006 |2007 | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |Всего | 6511485,7| - |2349450,0|1997320,0|2164715,7| |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |В том числе: | | | | | | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |Текущее финансирование | 6001485,7| - |2179450,0|1827320,0|1994715,7| |образовательных учреждений | | | | | | |---------------------------|-------------|-------|---------|---------|---------| |Внебюджетные средства | 510000,0| - | 170000,0| 170000,0| 170000,0| |