Фрагмент документа "МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, ОБНОВЛЕНИЯ И ОТМЕНЫ ДОКУМЕНТОВ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ RULES OF CARRYING WORKS ON INTERSTATE STANDARDIZA".
3. Порядок разработки, принятия и регистрации межгосударственных стандартов 3.1. Общие положения 3.1.1. Разработку межгосударственных стандартов (далее - стандартов) осуществляют, как правило, в следующем порядке: 1-я стадия - организация разработки стандарта; 2-я стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв <***>; 3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование; 4-я стадия - принятие стандарта и его регистрация. -------------------------------- <***> В государстве - разработчике стандарта могут быть проведены дополнительные (предшествующие) стадии разработки стандарта, которые настоящий стандарт не регламентирует. В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта или введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций). 3.1.2. Разработку стандартов осуществляют в соответствии с программой работ по межгосударственной стандартизации или в инициативном порядке. 3.1.3. При разработке стандартов следует руководствоваться ГОСТ 1.0. При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; прогрессивные национальные стандарты государств - участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях науки, техники и технологии. В качестве проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий или разрабатываемый (на любой стадии) национальный стандарт государства-разработчика, другого государства - участника Соглашения или иной страны; действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной редакции) международный или региональный стандарт (при наличии соответствующих международных, региональных соглашений или с разрешения соответствующих организаций), если требования этого стандарта удовлетворяют целям межгосударственной стандартизации по ГОСТ 1.0 (раздел 4). В этом случае предложенный действующий стандарт целесообразно рассматривать как окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта с соблюдением процедур, изложенных в 3.2.4 и 3.2.5. 3.1.4. Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по ГОСТ 1.5. Текст проектов стандартов излагают на русском языке. 3.1.5. Пересылку документов в процессе разработки, принятия и регистрации стандартов рекомендуется осуществлять с использованием электронной почты. 3.2. Порядок разработки проектов стандартов 3.2.1. Разработке стандарта в государстве - участнике Соглашения предшествует, как правило, подготовка национальным органом по стандартизации государства - участника Соглашения (далее - национальный орган) соответствующего предложения к программе работ по межгосударственной стандартизации в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Межгосударственный Совет) [2]. 3.2.2. Организация разработки и рассмотрения проекта стандарта в государстве-разработчике осуществляется в соответствии с порядком, установленным национальным органом этого государства. Перед началом разработки стандарта разработчик (национальный ТК или иная организация) направляет через национальный орган своего государства информацию о начале его разработки (с краткой аннотацией) в национальные органы других государств, заинтересованных в разработке стандарта и указанных в программе работ по межгосударственной стандартизации, для публикации этой информации или применения иных форм ее распространения в этих государствах. Примечание. Если проект стандарта разрабатывается в инициативном порядке (без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации), то указанная информация направляется национальным органам всех государств - участников Соглашения. 3.2.3. Порядок разработки и рассмотрения первой редакции проекта стандарта в государстве - разработчике стандарта устанавливает его национальный орган. При этом может быть предусмотрена процедура согласования проекта стандарта. 3.2.3.1. Разработчик стандарта готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к нему. В пояснительной записке приводят: - основание для разработки стандарта, указывая номер темы по программе работ по межгосударственной стандартизации или ссылку на иной организационно-распорядительный документ <*>; - краткую характеристику объекта стандартизации; - технико-экономическое обоснование разработки стандарта; - обоснование целесообразности разработки стандарта на межгосударственном уровне; - сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими межгосударственными, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации (их проектами), а также с прогрессивными национальными стандартами государств - участников Соглашения и других стран; - предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, противоречащих предложенному проекту стандарта; - сведения о патентной чистоте проекта стандарта (при необходимости); - сведения о рассылке национальным органам первой редакции проекта стандарта на отзыв (с указанием исходящих номеров сопроводительных писем) и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); - источники информации; - адрес и контактный телефон разработчика стандарта. -------------------------------- <*> В случае разработки стандарта в инициативном порядке приводят соответствующую запись. 3.2.3.2. Национальный орган государства-разработчика направляет первую редакцию проекта стандарта с пояснительной запиской в национальные органы государств, заинтересованных в разработке стандарта (указанных в программе работ по межгосударственной стандартизации), а также в Технический секретариат. Примечания. 1. Если проект стандарта разрабатывается государством - участником Соглашения в инициативном порядке, то он рассылается национальным органам всех государств - участников Соглашения, если они не прислали уведомление о незаинтересованности в разработке данного стандарта. 2. При рассылке первой редакции проекта стандарта на отзыв в сопроводительном письме указывают предельную дату направления отзывов от заинтересованных государств. 3.2.3.3. Рассмотрение первой редакции проекта стандарта в заинтересованных государствах осуществляется в трехмесячный срок (с учетом предельной даты направления отзыва). Отзывы на первую редакцию проекта стандарта направляются в адрес национального органа государства-разработчика или в иной указанный им адрес (в секретариат национального ТК или иному разработчику стандарта). Примечания. 1. В отзыве замечания и предложения по проекту стандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности: - по проекту в целом; - по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям - в порядке изложения проекта стандарта. 2. Все предложения по проекту стандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить конкретный характер. 3.2.3.4. Национальный орган государства-разработчика рассматривает полученные от заинтересованных государств отзывы, направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции проекта стандарта и в случае необходимости сообщает свое мнение о целесообразности реализации предложений и учета замечаний. 3.2.4. Порядок разработки, рассмотрения и согласования окончательной редакции проекта стандарта в государстве-разработчике устанавливает его национальный орган. 3.2.4.1. После принятия национальным органом государства-разработчика решения о готовности проекта стандарта (окончательной редакции) к рассылке на рассмотрение и голосование в другие государства его направляют на издательское редактирование в ИПК Издательство стандартов Госстандарта России (далее - Издательство стандартов). 3.2.4.2. Издательское редактирование проекта стандарта осуществляется, как правило, в срок не более пяти дней <*>. -------------------------------- <*> В обоснованных случаях, связанных с объемом и (или) количеством поступивших проектов документов, срок редактирования может быть увеличен. 3.2.4.3. При наличии редакционных замечаний по проекту стандарта его разработчик вносит необходимые исправления. 3.2.4.4. Национальный орган государства - разработчика стандарта направляет окончательную редакцию с пояснительной запиской, дополненной обобщенной характеристикой отзывов по первой редакции проекта стандарта, в национальные органы государств, заинтересованных в разработке стандарта, а также в Технический секретариат. Примечания. 1. Если проект стандарта разрабатывался без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации, то на стадии подготовки окончательной редакции проекта стандарта заинтересованными считаются государства, от которых поступили отзывы на первую редакцию проекта стандарта. 2. При рассылке окончательной редакции проекта стандарта на рассмотрение и голосование в сопроводительном письме указывают дату подведения итогов голосования, устанавливаемую не ранее трех месяцев со дня рассылки. 3.2.4.5. Национальные органы заинтересованных государств организуют рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта, принимают по нему решение и направляют в национальный орган государства-разработчика бюллетени голосования до даты подведения итогов голосования. 3.2.4.6. Форма бюллетеня голосования и правила его заполнения приведены в Приложениях А и Б. 3.2.5. Национальный орган государства - разработчика стандарта подводит итоги голосования по проекту стандарта по бюллетеням, поступившим к назначенному для этого дню. 3.2.5.1. Результаты голосования по проекту стандарта могут считаться положительными, если за его принятие в предложенной редакции проголосовало не менее двух третей от числа национальных органов государств, заинтересованных в разработке стандарта (без учета национальных органов, воздержавшихся от голосования) и принявших участие в голосовании, но не менее трех из них. Примечание. При подведении итогов голосования в числе национальных органов, проголосовавших за принятие предложенной редакции проекта стандарта, учитывается национальный орган государства-разработчика. 3.2.5.2. При положительных результатах голосования по проекту стандарта национальный орган государства-разработчика направляет в Издательство стандартов проект стандарта (первый экземпляр и экземпляр с редакционными правками). 3.2.5.3. Издательство стандартов в трехдневный срок <*> проводит окончательное редактирование проекта стандарта, проставляет на каждом листе первого экземпляра штамп "В НАБОР" и возвращает его вместе с экземпляром с редакционными правками. -------------------------------- <*> В обоснованных случаях, связанных с объемом и (или) количеством поступивших проектов документов, срок редактирования может быть увеличен. 3.2.5.4. Национальный орган государства-разработчика направляет в Технический секретариат документы, необходимые для регистрации принятого стандарта в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным Советом [3]. 3.2.5.5. Бюллетени голосования, поступившие после дня подведения итогов голосования, не учитываются и направляются в Технический секретариат. Примечание. Замечания и предложения по проекту стандарта, поступившие вместе с такими бюллетенями, могут быть учтены при очередном пересмотре принятого стандарта или при внесении в него изменения. 3.2.6. При отрицательных результатах голосования по проекту стандарта может быть осуществлена его доработка с учетом замечаний и предложений национальных органов или прекращена разработка проекта стандарта. 3.2.6.1. Доработка проекта стандарта осуществляется в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, установленном национальным органом государства-разработчика. 3.2.6.2. Доработанный проект стандарта после проведения издательского редактирования рассылается (вместе с пояснительной запиской, дополненной обобщенной характеристикой поступивших замечаний и предложений) на повторное голосование в национальные органы заинтересованных государств, а также в Технический секретариат (с копиями замечаний и предложений, поступивших по результатам первого рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта). 3.2.6.3. При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта осуществляются работы в соответствии с 3.2.5.4 и 3.2.5.5. 3.2.6.4. При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта окончательное решение по нему (дальнейшая доработка, прекращение разработки) принимает Межгосударственный Совет на своем заседании. В случае принятия решения о прекращении разработки стандарта национальные органы заинтересованных государств могут использовать его проект (в любой редакции) в качестве основы для разработки или оформления соответствующего национального стандарта. 3.2.7. Если разработка проекта стандарта осуществляется с участием МТК, национальный орган может передать свои функции в работах по разработке (рассмотрению) проекта стандарта на любой стадии своему полномочному представителю <*> в МТК и (или) секретариату МТК, участие которых в указанных работах определяется положением о МТК и (или) порядком, установленным национальным органом. При этом разработка проекта стандарта может осуществляться в соответствии с рекомендациями Межгосударственного Совета [5] <**>. -------------------------------- <*> Термины, связанные со структурой и деятельностью МТК, - в соответствии с правилами, установленными Межгосударственным Советом [4]. <**> В Российской Федерации - по согласованию с Госстандартом России. 3.3. Порядок принятия стандартов 3.3.1. Межгосударственные стандарты принимает Межгосударственный Совет <***>, проводя голосование по переписке или непосредственно на заседании Межгосударственного Совета. -------------------------------- <***> Термины, связанные с деятельностью Межгосударственного Совета, - в соответствии с правилами, установленными Межгосударственным Советом [6]. 3.3.2. Голосование по проекту стандарта по переписке осуществляется в процессе рассмотрения его окончательной редакции в государствах - участниках Соглашения, проводимого в соответствии с 3.2.4.5; 3.2.4.6 и 3.2.5.1 (или 3.2.6.2 и 3.2.6.3). 3.3.3. При необходимости (если в процессе доработки проекта стандарта не удалось добиться снятия разногласий по его содержанию) голосование по проекту стандарта может выноситься на заседание Межгосударственного Совета. На заседание Межгосударственного Совета также выносят обсуждение и принятие наиболее важных основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств - участников Соглашения. При этом стандарт считается принятым только при достижении по нему консенсуса <****> и положительном голосовании всех членов Совета, участвующих в заседании. -------------------------------- <****> Термин "консенсус" означает общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремлением учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения; при этом консенсус не предполагает полного единодушия. 3.3.3.1. С инициативой вынесения голосования по проекту стандарта на заседание Межгосударственного Совета может выступить любой национальный орган. 3.3.3.2. Проект стандарта, подготовленный для рассмотрения на заседании Межгосударственного Совета, должен быть разослан для ознакомления всем национальным органам и Техническому секретариату не позднее чем за два месяца до проведения этого заседания. 3.3.3.3. При голосовании по проекту стандарта на заседании Межгосударственного Совета бюллетени голосования не заполняют, а результаты голосования оформляют соответствующим протоколом, передаваемым национальному органу государства - разработчика стандарта. 3.3.4. Стандарт считается принятым при положительных результатах голосования, указанных в 3.2.5.1 (или в 3.3.3). 3.3.5. Проект стандарта, не принятый в соответствии с 3.3.4, может быть опубликован в качестве технического отчета Межгосударственного Совета. 3.3.6. Национальные органы, проголосовавшие против принятия стандарта или не принявшие участия в голосовании, могут в дальнейшем присоединиться к стандарту, направив в Технический секретариат бюллетень голосования (Приложение А) со своим положительным решением. Информация об этом решении публикуется в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты". 3.3.7. Принятие межгосударственного стандарта не налагает каких-либо обязательств на национальные органы, не принявшие участия в голосовании по его принятию, воздержавшиеся при голосовании или проголосовавшие против его принятия. 3.3.8. Регистрация и учет принятых стандартов, в том числе оформление дела стандарта, публикация соответствующей информации в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты" и в годовом указателе "Межгосударственные стандарты", а также подготовка стандартов к изданию (обеспечение их копиями национальных органов) осуществляются в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным Советом [3]. |
Фрагмент документа "МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, ОБНОВЛЕНИЯ И ОТМЕНЫ ДОКУМЕНТОВ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ RULES OF CARRYING WORKS ON INTERSTATE STANDARDIZA".