Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ".
Штурманская подготовка к полету 54. Штурманская подготовка к полету организуется в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2004 г., регистрационный номер 6110) (далее именуется - ФАППП), настоящих Правил и проводится в целях полной реализации боевых возможностей ВС (АК) и максимального облегчения работы экипажа ВС (АК) в полете. Качество штурманской подготовки к полету является одним из основных критериев успешного выполнения полетного задания и обеспечения безопасности полета в штурманском отношении. 55. Штурманскую подготовку к полету организует старший штурман авиационной части (главный (старший) штурман авиационного соединения) на основании решения командира авиационной части (соединения) на выполнение полетов (ведение боевых действий) и указаний главного штурмана авиационного объединения (главного (старшего) штурмана авиационного соединения). Объем и содержание подготовки к полету определяются уровнем штурманской подготовки авиационного соединения (части), характером поставленной задачи, условиями ее выполнения и располагаемым на подготовку временем. Независимо от срочности выполнения полетного задания летному составу должно всегда предоставляться время, необходимое на штурманскую подготовку к полету. 56. Штурманская подготовка к полету проводится по подразделениям или группам тактического назначения под руководством штурманов подразделений. Она подразделяется на предварительную штурманскую подготовку к полету и предполетную штурманскую подготовку. 57. Предварительная штурманская подготовка к полету включает: получение и уяснение задания на полет; самостоятельную штурманскую подготовку к полету; тренировку на тренажерах и в кабинах ВС; контроль готовности к полету в штурманском отношении. 58. Задачу на полеты летному составу ставит организующий их командир. Им же определяются сроки и объем штурманской подготовки к боевому вылету (полетам). 59. При постановке задачи командир или по его указанию старший штурман авиационной части доводит до летного состава навигационную обстановку в районе полетов (боевых действий), маршруты и профили полетов, порядок и условия (режимы) выполнения полетных заданий по навигации и боевому применению, порядок использования средств навигации, боевого применения и объективного контроля полетов, боевой порядок авиационной части (подразделений, тактических групп), способы их построения, выдерживания и роспуска, а также захода на посадку на основном и запасном аэродромах, порядок выполнения задач в районе целей (на полигонах, площадках десантирования и в зонах стрельб), меры по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении, данные инженерно-штурманских расчетов, порядок проведения штурманской подготовки к полетам и контроля готовности к полетам в штурманском отношении. При постановке задачи на полеты старший штурман авиационной части может использовать рабочую карту, штурманский план полета, схемы, графики и таблицы, подготовленные для выполнения полетов. 60. Самостоятельную штурманскую подготовку экипажей к полету организует штурман (командир) подразделения. 61. Каждый летчик и штурман в процессе самостоятельной штурманской подготовки к полету обязан: изучить полетное задание, твердо усвоить его содержание и порядок выполнения; подготовить полетные карты; проложить маршрут, выполнить расчет полета; подготовить карту цели (площадки десантирования, района разведки, поиска); изучить маршрут, профиль и режим полета, средства РТО, основную и запасные цели (мишенную обстановку на полигоне), площадку десантирования (приземления), район разведки (поиска); изучить и оценить обстановку по маршруту и в районе боевого применения; уяснить боевой порядок авиационной части, подразделения (тактической группы), место экипажа в боевом порядке, способ построения боевого порядка, действия по его выдерживанию, способы роспуска и захода на посадку; произвести инженерно-штурманский расчет полета (получить данные расчета); разработать (детализировать) штурманский план полета; подготовить данные для программирования полета и подготовки ПНК (ПНО) к полету; проверить наличие (подготовить) необходимых справочных данных по навигации и боевому применению, посадке на основной и запасный аэродромы; заполнить бортовой журнал (НПЛ, НПШ); отработать на тренажере или в кабине ВС последовательность действий в полете и при возникновении особых случаев. 62. Подготовка полетных карт заключается в нанесении данных, в прокладке и разметке маршрута полета, осуществляемых согласно положениям руководства по воздушной навигации авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (документа, ему соответствующего, федерального органа исполнительной власти), вместе с подготовкой полетных карт проводится подготовка специальных карт. 63. Расчет полета производится после прокладки, разметки маршрута и уяснения режима полета. В результате проведения расчета полета летчики и штурманы должны знать и уметь определять: длину участков маршрута, расстояния до контрольных рубежей (набора высоты и снижения, уравнительных, дозаправки, обнаружения и др.), расстояние до цели, общую длину маршрута; рубежи встречи с взаимодействующими подразделениями, тактическими группами, танкерами; расчетное время выхода на цель при заданном времени взлета или расчетное время взлета, если задано время выхода на цель; рубежи встречи с темнотой и рассветом, курсовые углы небесных светил (Солнца, Луны и Полярной звезды) для ориентировочного контроля направления полета; данные для выполнения инженерно-штурманского расчета полета. 64. В целях обеспечения высокой точности и надежности выхода на заданную цель каждый экипаж готовит крупномасштабную карту цели (района разведки, площадки десантирования) в соответствии с положениями руководства по воздушной навигации авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (с документом, ему соответствующим, федерального органа исполнительной власти). 65. Изучение маршрута полета осуществляется одновременно с его прокладкой. В результате изучения маршрута полета летчики и штурманы должны знать: систему характерных визуальных и радиолокационных ориентиров в полосе, ширина которой определяется старшим штурманом авиационной части с учетом типа ВС (АК), но не менее +/- 50 км от линии заданного пути, возможности их использования для ориентировки, выхода на цель и коррекции ПНК; средства РТО полетов, спланированные к использованию в целях навигации и боевого применения, их координаты, данные работы, рабочие области по высотам; местоположение запасных аэродромов и посадочных площадок, их координаты и данные; рельеф местности и искусственные препятствия в полосе +/- 25 км от линии заданного пути, безопасные высоты полета по участкам маршрута; начертание государственной границы (линии фронта), приграничной полосы, запретные зоны; меры по обеспечению безопасности полета в штурманском отношении и порядок восстановления ориентировки (по участкам маршрута); участки и порядок пересечения воздушных трасс и местных воздушных линий. 66. Изучение района цели производится по подготовленным картам целей, макетам, фотосхемам и другим материалам, а также по докладам экипажей, ранее выполнявшим полеты на эти цели. В результате изучения целей летчики и штурманы должны знать: точное местоположение целей и их координаты, способы поиска цели, если местоположение ее известно ориентировочно; систему огня средств ПВО, характер и размеры цели, точки прицеливания и их координаты; систему ориентиров, обеспечивающих надежное отыскание и опознавание цели (точки прицеливания), а также коррекцию ПНК и выход на начало боевого пути; основные элементы цели, их взаимное расположение и уязвимость; рациональные авиационные средства поражения, боевую зарядку ВС (АК); абсолютную высоту цели (точки прицеливания), ее превышение над аэродромом взлета (над точкой последней коррекции высоты); способы выделения точек прицеливания (ориентиров коррекции) на экране радиолокационного визира в условиях РЭБ; заданное (расчетное) время выхода на цель, условия естественного освещения; наличие ложных объектов, имитирующих цель; способы и порядок нанесения удара (применения оружия) и контроля его результатов; меры по обеспечению безопасности при применении авиационных средств поражения (при выполнении других видов боевого применения); порядок ухода от цели. При выполнении других видов боевого применения (десантирование, разведка и т.д.) карта района выполнения боевой задачи готовится с учетом особенностей задания и условий его выполнения. 67. В ходе самостоятельной подготовки к полетам изучается и оценивается метеорологическая и орнитологическая обстановка по маршруту и в районе боевого применения и прогноз ее на время полета (характер облачности, ветер, струйные течения, области турбулентности, высоты тропопаузы и образования инверсионного следа, отклонения температуры воздуха по высотам от стандартной, ожидаемая температура, места скопления и высоты полета птиц, опасные для авиации явления погоды и давление на уровне ВПП). 68. При уяснении боевого порядка авиационной части (подразделения, тактической группы) летчики и штурманы должны усвоить: параметры боевого порядка и свое место в нем; порядок взлета и способ построения, действия по занятию своего места в боевом порядке; порядок отхода от аэродрома и время, затрачиваемое на построение; действия экипажа по выдерживанию заданного места в боевом порядке и выходу из него в особых случаях; способы, порядок встречи и расхождения с взаимодействующими группами; параметры общего боевого порядка; способы роспуска боевого порядка и захода на посадку. 69. Инженерно-штурманский расчет полета выполняется в следующих случаях: протяженность маршрута превышает 75% практической дальности полета; при полете на сверхзвуковой скорости (независимо от продолжительности); при полетах на предельно малых и малых высотах (независимо от продолжительности); при полетах по ВТ, МВЛ и перелетах (независимо от продолжительности). Решением командира (старшего штурмана) авиационной части инженерно-штурманский расчет может выполняться и в других необходимых случаях. 70. Инженерно-штурманский расчет полета выполняется согласно руководству (инструкции) по расчету дальности и продолжительности полета конкретных типов ВС (АК), а при их отсутствии - руководству (инструкции) по летной эксплуатации ВС (АК). 71. При выполнении инженерно-штурманского расчета полета кроме предусмотренного руководством (инструкцией) гарантийного запаса топлива на разброс технических характеристик ВС (АК) и двигателей дополнительно берется запас топлива на возможное изменение навигационной и тактической обстановки, который должен составлять не менее 5% расчетного запаса топлива на полет, а также запас на полет строем. В условиях мирного времени запас топлива должен исключать срабатывание сигнализации об аварийном остатке топлива до посадки ВС (АК) на аэродром. Остаток топлива после посадки может быть определен решением командира, организующего полеты, но не менее минимального. 72. В результате выполнения инженерно-штурманского расчета полета летчики и штурманы должны твердо уяснить и знать: необходимую заправку топливом для достижения цели при заданной боевой зарядке ВС (АК), выполнения задачи и возвращения на аэродром посадки; боевую зарядку и заправку ВС (АК) топливом для достижения цели на предельном радиусе действия, выполнения задачи и возвращения на аэродром посадки; расход топлива по участкам маршрута и его остаток у контрольных ориентиров (рубежей), режим работы двигателей и режим полета; практический потолок ВС (АК) по участкам маршрута (на форсажном и бесфорсажном режимах), а на многодвигательных ВС (АК) - при отказе одного и более двигателей; остаток топлива и резерв летного времени при выходе в точку начала снижения для маневра захода на посадку и после посадки; необходимое для выполнения задания количество топлива (при неполной заправке); рубежи возврата на аэродром взлета и ухода на запасные аэродромы; рубежи начала и окончания дозаправки, ее продолжительность и количество принимаемого (отдаваемого) топлива. Запись расчетных данных о расходе и остатке топлива, практическом потолке по участкам маршрута, режиме работы двигателей и режиме полета производится в бланке инженерно-штурманского расчета полета. Данные об остатке топлива для основных точек маршрута наносятся на полетных картах и на штурманском плане полета. 73. В ходе предварительной подготовки к полету каждый экипаж разрабатывает штурманский план полета исходя из задачи на полет и указаний старшего штурмана авиационной части (штурмана авиационной эскадрильи). 74. Штурманский план полета разрабатывается в произвольной форме на отдельном листе в виде схемы маршрута или на полетной карте. Условными знаками или текстуально в плане отображаются содержание, последовательность работы экипажа в полете и меры (действия) по обеспечению безопасности полета в штурманском отношении. При полете в составе группы штурманский план полета ведомых экипажей должен соответствовать плану полета ведущего. Объем и содержание штурманского плана определяется п. 167 настоящих Правил и, в зависимости от задания на полет, - дополнениями старшего штурмана авиационной части (штурмана отдельной авиационной эскадрильи). 75. Данные для программирования полета, вводимые в ПНК (ПНО), а также данные для использования дублирующих приборов (при отказе ПНК) готовятся в ходе штурманской подготовки к полету штурманом-программистом или каждым штурманом (летчиком) и проверяются старшим штурманом авиационной части или штурманом подразделения авиационной части. При подготовке к боевым действиям, а также при ограниченных сроках подготовки к полетам в мирное время данные для программирования полета готовятся штурманами-программистами или лицами, определяемыми старшим штурманом авиационной части (штурманом отдельной авиационной эскадрильи) - с обязательным дублированием этих работ. Объем и содержание данных для программирования полета с конкретным ПНК (ПНО), а также методика их определения излагаются в руководствах (инструкциях) по летной эксплуатации данного типа ВС (АК) и руководстве по воздушной навигации авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (в документе, ему соответствующем, федерального органа исполнительной власти). 76. Подготовка ПНК (ПНО) к полету заключается в проверке ее общей работоспособности, вводе программы полета и проверке правильности решения задач навигации и боевого применения. Проверка производится специалистами инженерно-авиационной службы совместно с летным составом согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПНК (ПНО), руководства (инструкции) по летной эксплуатации данного типа ВС. При ограниченных сроках подготовки к полету подготовка ПНК (ПНО) может проводиться только специалистами инженерно-авиационной службы, а при перелетах, на промежуточных аэродромах - летным экипажем. 77. Летчики и штурманы отвечают за правильную эксплуатацию в полете ПНК (ПНО), специального оборудования и вооружения ВС (АК), обязаны следить за своевременностью и качеством их проверок. Вылет с неподготовленным, неисправным или истекшими сроками проверки ПНК (ПНО), специальным оборудованием и вооружением ВС (АК) запрещается. 78. Контроль за сроками проверок и юстировок ПНК, проверок ПНО, специального оборудования и вооружения ВС (АК) осуществляют штурманы (командиры) подразделений авиационных частей, а качество их выполнения - инженеры-специалисты и штурманы (командиры) экипажей. В случае возникновения у экипажей сомнения в правильности работы ПНК (ПНО), специального оборудования и вооружения ВС (АК), по его требованию проводится их внеочередная проверка, а при необходимости и юстировка. 79. Летчики и штурманы в целях повышения качества подготовки к полету в установленные командиром (начальником) сроки и облегчения работы в полете должны иметь (готовить) справочные данные, необходимые для решения задач навигации и боевого применения. Справочные данные готовятся согласно указаниям главных (старших) штурманов авиационных соединений, старших штурманов авиационных частей с учетом положений настоящих Правил. 80. В ходе предварительной подготовки к полету под руководством командиров (штурманов) авиационных звеньев (отрядов) проводится тренировка экипажей на тренажере или в кабинах ВС (АК). Тренировка проводится в виде розыгрыша конкретного полетного задания по навигации и боевому применению и действий экипажа в особых случаях в полете. Объем и продолжительность тренировок определяются командиром авиационной эскадрильи в зависимости от задачи и уровня штурманской подготовки экипажей. При ограниченном времени на предварительную подготовку штурманские тренировки могут проводиться в период предполетной подготовки. 81. С летным составом в целях отработки штурманского глазомера, приобретения навыков в чтении карт, расчетов в уме и решения других задач навигации и боевого применения во время предварительной подготовки к полетам проводятся тренажи. Их тематику определяет старший штурман авиационной части (штурман отдельной авиационной эскадрильи) в зависимости от характера предстоящих полетов. 82. Предварительная штурманская подготовка экипажей к полетам завершается проведением контроля готовности к полету в штурманском отношении. Выпуск в полет экипажей без контроля готовности к полету в штурманском отношении запрещается. 83. Контроль готовности к полету в штурманском отношении проводится в целях исключения выпуска в полет неподготовленных экипажей, а также ВС (АК) с неисправными или неподготовленными ПНК (ПНО) и недостаточным запасом топлива. 84. Контроль штурманской подготовки к полету должен быть индивидуальным, охватывать всех членов экипажа, выполняющих навигацию и боевое применение, и осуществляться должностными лицами, проводившими подготовку экипажей к полету. Контроль готовности включает проверку подготовки экипажей к полету в штурманском отношении, готовность ПНК (ПНО), специального оборудования и вооружения ВС (АК), а также наличия в кабинах ВС (АК) графиков (таблиц) поправок к показаниям навигационных приборов. 85. Готовность экипажей к полету в штурманском отношении определяется: знанием полетного задания и последовательности его выполнения в соответствии со штурманским планом полета; наличием подготовленных полетных и других положенных экипажу карт, штурманского плана полета и инженерно-штурманского расчета полета; знанием программы полета, введенной или вводимой в полете в ПНК; наличием бортового журнала (во фронтовой, корабельной и армейской авиации - записей в наколенном планшете), данных, необходимых для решения задач навигации, боевого применения, захода на посадку на основной и запасный аэродромы; наличием установленного штурманского снаряжения; знанием обстановки по маршруту полета и в районе цели, положения государственной границы, запретных зон и зон с особым режимом полета и порядка выполнения полета вблизи них; знанием особенностей местности, основных ориентиров и средств РТО полетов в полосе маршрута, особенностей поиска цели (площадки десантирования) и выхода на нее; знанием мер по обеспечению безопасности полета в штурманском отношении. 86. Штурманскую подготовку к полету контролируют: старший штурман авиационной части - экипажей управления авиационной части и командиров авиационных эскадрилий, его решением может проводиться контроль готовности и других экипажей авиационной части; штурман (командир) авиационной эскадрильи - экипажей заместителей командира эскадрилий и командиров авиационных звеньев (отрядов), его решением может проводиться контроль готовности и других экипажей авиационной эскадрильи; штурман (командир) авиационного звена (отряда) - экипажей авиационного звена (отряда). Контроль готовности к полету в штурманском отношении перелетающих экипажей (кроме экипажей транспортных воздушных судов) при изменении задания в ходе перелета осуществляет старший штурман авиационной части, обеспечивающей перелет (перегонку). Контроль готовности к полету в штурманском отношении экипажей транспортных воздушных судов при изменении полетного задания на аэродроме промежуточной посадки осуществляет командир транспортного ВС (АК). 87. При выполнении авиационным соединением (частью) ответственных (сложных) заданий контроль их готовности к полету в штурманском отношении организуют главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения). 88. Допуском к полету является подпись контролирующего лица в бортовом журнале (во фронтовой, корабельной и армейской авиации - в рабочей тетради штурмана, летчика), а при перелетах - в контрольном листе. 89. Предполетная штурманская подготовка проводится в целях оценки последних данных обстановки и метеорологических условий, уточнения порядка выполнения заданий и доведения этих данных до экипажей, проверки исправности ПНК (ПНО) и специального оборудования ВС (АК), правильности снаряжения АСП и работы средств РТО полетов. 90. Старший штурман авиационной части до начала и в ходе предполетной подготовки обязан: принять участие в оценке фактического состояния и прогноза метеорологических условий, в уточнении маршрута полета и задания на разведку погоды; оценить обстановку в районе полетов, по маршруту и в районе цели, при необходимости уточнить маршруты полета, эшелоны и порядок выполнения задания экипажами, изменения маршрутов или эшелонов согласовать с центром ЕС ОрВД через авиационного диспетчера аэродрома государственной авиации (далее - авиационный диспетчер); убедиться в утверждении заявок на полеты и работу средств РТО полетов в соответствии с заданием доставленных к ВС (АК) авиационных средств поражения, а также в знании специалистами ИАС вариантов боевой зарядки ВС (АК), типов взрывателей и установки замедления на них; уточнить готовность запасных аэродромов, их средств управления и контроля за полетами; организовать контроль проведения тренировок в кабинах ВС (АК), проверки ПНК (ПНО) и вооружения; проверить часы по сигналам точного времени; подготовить предполетные указания по службе, доложить командиру авиационной части. 91. Старший штурман (командир) авиационной части на предполетных указаниях обязан довести до сведения летного состава: данные о навигационной и воздушной обстановке в районе полетов, изменения маршрутов и эшелонов полета; данные о цели, времени, порядке выхода на цель и режиме (условиях) боевого применения; порядок наведения и целераспределения при действиях по вновь выявленным целям; высоты (эшелоны) полетов по маршрутам, в зонах, на полигонах; данные о выполнении полетов в районе аэродрома; время и порядок взлета экипажей, схему построения боевого порядка и отхода от аэродрома на маршруты, действия экипажей при выдерживании заданного места в боевом порядке, выхода на аэродромы, роспуска и захода на посадку; запасные аэродромы и остаток топлива, обеспечивающий уход на них и посадку; изменения данных о местонахождении, характере работы и порядке применения средств РТО полетов; безопасные условия полета по маршруту и применения авиационных средств поражения, выброски груза (десанта); точное время. 92. Каждый экипаж в ходе предполетной штурманской подготовки обязан: уяснить условия полета и уточненный порядок выполнения задания; проверить работоспособность ПНК (ПНО); проверить правильность ввода программы в ПНК и решения контрольных задач; установить исходные данные для полета, которые не были введены в процессе предварительной подготовки; проверить правильность подвески АСП (размещения груза), установки замедления взрывателей и готовность специального оборудования; уточнить расчет полета, ИШР, безопасные высоты полета по маршруту ниже нижнего (безопасного) эшелона по ППП и ПВП и применения АСП по фактическим данным о ветре, об атмосферном давлении и о температуре наружного воздуха; установить точное время на наручных и бортовых часах. 93. Точное время определяется по радиосигналам, передаваемым широковещательными радиостанциями, а также по сличительным часам (хронометрам), находящимся в метеорологических подразделениях или на ПУ полетами авиационной части. На сличительные часы (хронометр) ведется журнал их хода и поправок. Главные (старшие) штурманы авиационных соединений (старшие штурманы авиационных частей) обязаны: контролировать порядок и правильность ведения журнала учета суточного хода и проверки сличительных часов, периодически проверять по сигналам точного времени точность определения поправок; совместно с начальником связи авиационного соединения (части) организовать и контролировать передачу сигналов точного времени не менее четырех раз в сутки, а во время полетов - через каждые 2 часа с таким расчетом, чтобы сигналы прослушивались во всех служебных помещениях авиационного соединения (части) и на стоянках ВС (АК). 94. Перед взлетом каждый член экипажа обязан проверить бортовые часы и установить на них точное время. В длительных полетах часы проверяются через каждые 2 часа по сигналам точного времени. Точность установки (определения времени) бортовых и наручных часов должна быть не хуже +/- 2 секунды. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ".