Фрагмент документа "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МОСКВЕ НА ПЕРИОД 2005-2007 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 24.04.2007)".
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными средствами В последние два-три года значительно усилилось участие государства в развитии спортивной отрасли, была значительно расширена база сетевых спортивных объектов. Начиная с 2000 года в Москве активными темпами реализуются программы строительства спортивных объектов: полностью завершена программа строительства плавательных бассейнов, роликодромов, сданы в эксплуатацию несколько ВМХ-велодромов, реализуется программа строительства универсальных спортивных сооружений из быстровозводимых легких металлических конструкций, начато строительство быстровозводимых катков. Начиная с 1998 года в Москве ведется работа по созданию условий для занятий горными лыжами (построено пять горно-лыжных склонов), сноубордом и гребным слаломом. Вместе с тем проблема обеспечения населения города объектами физкультуры и спорта, в особенности объектами местного социально гарантированного уровня, продолжает оставаться актуальной. Социологические исследования показывают, что только 10% населения города Москвы занимаются целенаправленно каким-либо из видов спорта, от 30 до 50% москвичей никогда не занимались спортом, причем большая часть из них хотела бы заниматься, но не делает этого по причине отсутствия вблизи мест проживания объектов физической культуры и спорта, доступных для всех категорий граждан. В целом такое положение московского массового спорта становится понятным, если принять во внимание, что обеспеченность москвичей спортивными объектами находится на невысоком уровне. Одной из наиболее сложных проблем развития массового спорта является нехватка спортивных объектов местного (социально гарантированного) уровня обслуживания, доступных населению города. К таким объектам относятся плоскостные спортивные сооружения во дворах жилого фонда и крытые физкультурно-оздоровительные сооружения вблизи жилья. В настоящее время в Москве на дворовых территориях размещается более тысячи плоскостных спортивных сооружений. Однако значительная часть существующих спортивных площадок находится в неудовлетворительном состоянии, нуждается в реконструкции и расширении видов спортивной направленности. Согласно Генеральной схеме развития и размещения объектов физической культуры и спорта в Москве до 2010 года общая площадь плоскостных спортивных сооружений на дворовых территориях города составляет порядка 900 тыс. кв. м, что составляет около 70% от нормативной обеспеченности населения указанными объектами. Для достижения нормативной обеспеченности согласно Генеральной схеме на дворовых территориях необходимо разместить еще около 400 тыс. кв. м плоскостных сооружений. По данным обследований, проведенных Институтом социальных инициатив, фактическая площадь плоскостных спортивных объектов на дворовых территориях превышает нормативный уровень. Проблема заключается в том, что большая часть площадок находится в бесхозном состоянии, а зачастую используется не по назначению. Площадки плохо оборудованы или не оборудованы полностью. Для поддержания функциональной пригодности новых или реконструированных спортивных площадок необходимо обеспечить контроль за эксплуатацией данных объектов, сохранностью спортивного оборудования и инвентаря. При строительстве новых плоскостных спортивных сооружений нужно учитывать сложившиеся диспропорции в их размещении на территории города: в ряде районов обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями составляет менее одного процента, в других районах, наоборот, наблюдается значительное превышение площади существующих площадок к нормативной потребности. Общая площадь существующих крытых физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений местного уровня (ФОК, СОК, бассейны, спортивно-досуговые комплексы в первых этажах жилых зданий) составляет порядка 300 тыс. кв. м, тогда как по нормативам, предусматриваемым Генеральной схемой, Москве требуется 2500 тыс. кв. м таких объектов. Дефицит данных объектов в настоящее время составляет порядка 2200 тыс. кв. м, обеспеченность - 12 процентов от нормативной. К 2010 году Генеральной схемой предполагается строительство 1200 тыс. кв. м крытых спортивных сооружений местного уровня, что должно покрыть дефицит в данных объектах почти на 50%. В городе в течение уже длительного времени сохраняется дефицит в спортивных объектах городского уровня. Общая площадь таких объектов составляет порядка 1400 тыс. кв. м. В соответствии с Генеральной схемой необходимо дополнительное строительство еще около 1200 тыс. кв. м объектов. Кроме того, многие спортивные объекты городского уровня не соответствуют постоянно возрастающим потребностям населения в новых видах спорта и качестве предоставляемых услуг, вследствие чего они нуждаются в реконструкции и модернизации. Проводимая на ряде спортивных объектов модернизация в целом способствует решению стоящей перед городом задачи, однако темпы ветшания материальной базы отрасли существенно опережают темпы ввода новых спортивных объектов и реконструкции существующих. Имеющиеся в городе уникальные и специализированные спортивные объекты спорта высоких достижений, такие как спортивные комплексы "Лужники", "Олимпийский", велотрек и гребной канал в Крылатском, конно-спортивный комплекс "Битца", стадионы "Динамо", "Москвич" и др., не полностью соответствуют международным стандартам, не охватывают полный спектр видов олимпийского спорта, требуют развития и доведения до уровня технических требований сегодняшнего дня. Сохраняется тенденция опережения темпов ветшания материальной базы отрасли физической культуры и спорта по сравнению с темпами ввода новых спортивных объектов и реконструкции существующих. Вопрос предоставления спортивных услуг людям с ограниченными физическими возможностями по-прежнему остается актуальным и сложным. В городе на сегодняшний день проживает около миллиона инвалидов и почти 30 тыс. детей-инвалидов. Существует дефицит в специализированных, спортивно-реабилитационных центрах. К тому же не все существующие в городе спортивные сооружения приспособлены для занятий людей с ограниченными физическими возможностями. Остается нерешенной задача расширения ассортимента предлагаемых спортивными объектами услуг (видов спорта), повышения качества физкультурно-спортивного обслуживания всех категорий населения, развития платных услуг, обеспеченных соответствующим фондом сооружений высокого качества. В значительной мере проблема обеспечения населения объектами физической культуры и спорта остается нерешенной вследствие недостаточности достигнутого уровня финансирования отрасли физической культуры и спорта. Поскольку за счет роста вложений только бюджетных средств проблему решить не удастся, привлечение внебюджетных источников финансирования остается одной из важнейших и нерешенных проблем отрасли. Сложность решения проблемы привлечения внебюджетных средств связана с социальным характером инвестиций в создание спортивных объектов, длительными сроками окупаемости затрат и, следовательно, необходимостью государственной поддержки инвесторов. Для планомерного и упорядоченного развития сети спортивных объектов в Москве необходим программно-целевой подход на городском уровне, взаимоувязывающий различные организационные, финансовые и градостроительные мероприятия, проводимые органами управления города, жителями Москвы, юридическими лицами, общественными организациями. Разработанная Целевая программа призвана увеличить обеспеченность населения города спортивными объектами, уменьшить диспропорции в размещении объектов местного уровня по территории города, обеспечить повышение эффективности использования городских средств, вкладываемых в развитие физической культуры и спорта, создать условия для привлечения частных инвестиций в спортивную отрасль. |
Фрагмент документа "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МОСКВЕ НА ПЕРИОД 2005-2007 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 24.04.2007)".