Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ КРУПНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ОПТОВОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.03.2007)".
1.2. Проблемы развития оптовой торговли Достигнутые позитивные количественные и качественные изменения в оптовом продовольственном комплексе Москвы не снимают ряда острых проблем, имеющих место в настоящее время и прогнозируемых в перспективе с учетом развития общеэкономической ситуации. В первую очередь, речь идет о недостаточной социальной ориентации продовольственного рынка города в условиях высокой дифференциации доходов населения, пятая часть которого находится за чертой бедности. Наблюдается нехватка в оптовом звене распределительных центров для магазинов сниженных цен, магазинов "шаговой доступности" и других социально ориентированных предприятий потребительского рынка. Для этих целей следует более активно использовать имеющуюся материально-техническую базу оптовых предприятий, а также земельные участки, выделяемые в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы. Не в полной мере обеспечена экономическая доступность продовольствия для жителей Москвы, в результате чего уровень потребления москвичами многих социально значимых продуктов питания находится ниже норм, рекомендуемых Институтом питания РАМН. В первую очередь, это относится к малообеспеченным группам населения. По-прежнему актуальным является проблема ценообразования на продовольствие в городе. Среди основных факторов, обостряющих данную ситуацию, следует отметить высокие издержки обращения при наличии в цепочке товародвижения значительного количества посреднических звеньев (до 5-6), недостаточный уровень логистики в оптовом звене, рост тарифов естественных монополий, а также несовершенство действующего механизма внешнеэкономического регулирования торговли продовольствием, включая распределение импортных квот на мясо и мясопродукты. Важной проблемой является неустойчивость товарно-сырьевой базы в регионах России и низкая конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства, в результате чего по отдельным социально значимым видам продовольствия, таким как мясо, масло животное, сохраняется высокий уровень импортной зависимости московского рынка. Планируемое присоединение России к Всемирной торговой организации существенным образом осложнит ситуацию для российских сельхозпроизводителей - возрастут объемы импортируемой продукции, усилится конкуренция. В этих условиях необходимо ускорить интеграцию предприятий оптового продовольственного комплекса Москвы с региональными производителями сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Росту издержек обращения продовольственных товаров способствует неразвитость инфраструктуры хранения в местах производства. Это приводит к тому, что значительные объемы сельскохозяйственной продукции закладываются на межсезонное хранение на городских оптовых предприятиях, что снижает оборачиваемость товаров и эффективность использования инфраструктуры оптового звена. Формирование эффективной системы товародвижения затрудняет устаревшая материально-техническая база оптового продовольственного комплекса (например, износ основных производственных фондов на большинстве хладокомбинатов достигает 65-85%), а также неразвитость сферы оказания логистических услуг. Значительные средства требуются на модернизацию и техническое перевооружение оптовых предприятий, на основе которых создаются современные типы торговых объектов. Особенности строительных решений существующей инфраструктуры оптового звена не всегда позволяют использовать прогрессивные технологии и схемы логистики. В Москве (и близлежащих районах Московской области) ощущается нехватка отдельных типов складской инфраструктуры, в том числе общетоварных складов европейских стандартов качества - категорий "А" и "Б", отвечающих требованиям современной логистики, и низкотемпературных емкостей с режимами хранения товаров до -24 град. C. При этом до настоящего времени не решены вопросы строительства опытных холодильников, использующих новые источники получения холода, на территориях газораспределительных станций, расположенных в периферийных районах города. Недостаточными темпами осуществляется работа по выделению и оформлению исходно-разрешительной документации по новым земельным участкам в зоне МКАД, предназначенным для размещения крупных объектов оптовой торговли продовольствием. На участках имеются обременения, приводящие к значительному снижению их полезной площади. Недостаток оптовых предприятий, работающих в режиме межрегиональных распределительных центров и расположенных за пределами МКАД, приводит к значительным транзитным потокам продовольствия через городскую инфраструктуру оптовой торговли. Ряд предприятий оптовой торговли размещается в центральных районах города, что создает серьезные транспортные проблемы и ухудшает экологическую обстановку в городе. Необходимы мероприятия по перебазированию данных предприятий в существующие или создаваемые производственные зоны в периферийных районах Москвы. Высокий уровень цен на отдельные виды товаров обусловлен недостаточным уровнем конкуренции на продовольственном рынке города. Отдельные его сегменты монополизированы, в том числе московскими товаропроизводителями. В плане защиты экономических и имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе актуальным является противодействие переделу собственности, приводящему к перепрофилированию и ликвидации предприятий городского значения. Особого внимания заслуживает процесс активного освоения рынка оптовых торговых услуг и складской инфраструктуры крупными иностранными инвесторами, который, несомненно, усилится при вступлении России во Всемирную торговую организацию. Имеется отставание в таких важных вопросах развития сферы оптовой торговли продовольствием, как: создание системы рыночной информации, организация технического регулирования качества и безопасности продовольствия, обеспечение химической безопасности оптовых предприятий, совершенствование нормативно-правовой базы и организационной структуры управления оптовым продовольственным комплексом. |
Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ КРУПНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ОПТОВОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.03.2007)".