Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ КРУПНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ОПТОВОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.03.2007)".
2.1. Цели, задачи и приоритеты развития оптовой торговли С учетом итогов развития оптового продовольственного комплекса за 2002-2004 годы, необходимости решения существующих и прогнозируемых проблем и поддержки положительных тенденций в укреплении продовольственной безопасности и организации обеспечения населения города продуктами питания основные направления продовольственной политики Правительства Москвы на перспективу определяются следующим образом. Главная цель государственной координации оптовой торговли, включая среднесрочную программу развития отрасли на 2005-2007 годы и Генеральную схему размещения объектов оптовой торговли на долгосрочную перспективу, состоит в разработке и осуществлении системы мер, обеспечивающих поддержание и укрепление продовольственной безопасности города, гарантированное снабжение населения Москвы всеми видами продовольственных товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве, по приемлемым для потребителей ценам. Целевые социальные ориентиры среднесрочной программы и Генеральной схемы отражают основные социальные критерии продовольственной безопасности города (удовлетворение потребностей москвичей в продуктах питания, физическая и экономическая доступность продуктов питания, их качество и безопасность) и устанавливаются в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Москвы на соответствующую перспективу, в том числе прогнозируемым ростом реальных доходов и покупательной способности населения. Предусматривается, что в среднесрочной перспективе будет обеспечено дальнейшее повышение уровня среднедушевого потребления основных социально значимых продуктов питания в семьях москвичей с ежегодным приростом в 3,5-5,5%, что позволит в период до 2010 года достичь в среднем на одного жителя города норм потребления, рекомендуемых Институтом питания РАМН, по мясу и мясопродуктам, рыбе и рыбопродуктам, маслу животному и растительному, сахару, яйцу и максимально приблизиться к указанным нормам по молоку и молокопродуктам, картофелю, овощам и фруктам. В перспективе до 2020 года намечается достичь рекомендуемых норм среднедушевого потребления продуктов питания в семьях москвичей по всем основным социально значимым видам продовольственных товаров. Целевые экономические ориентиры среднесрочной программы на 2005-2007 годы и Генеральной схемы устанавливаются в соответствии с прогнозом роста объемов оптового оборота продовольствия на территории города Москвы. При формировании прогноза на период до 2020 года принимаются следующие показатели социально-экономического развития города: - численность постоянного населения (на конец года) - 10422,8 тыс. чел. - в базисном 2003 году с темпом ежегодного прироста 65 тыс. чел.; численность временного населения (оценка) - 2,5-3,0 млн. чел.; - ежегодный прирост денежных расходов населения на покупку товаров и оплату услуг в период до 2010 года (в сопоставимых ценах) - 4,2-4,8%, в период 2010-2020 гг. - 4,5-5,5%; - темпы роста в пищевой и перерабатывающей промышленности в период до 2010 года - 106-107% в год в сопоставимых ценах, в период 2010-2020 гг. - 104-105% в год; - темпы прироста физического объема оборота розничной торговли продовольственными товарами в период до 2010 года - 4,0-4,8% в год; в период 2010-2020 гг. - 2,0-3,0% в год; - индекс цен на продукты питания (в среднем за год) - динамика, снижающаяся со 109,0% в 2003 году до 102,0-103,0% в 2020 году; - темпы роста физического объема оборота оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольственными товарами в период до 2010 года - 4,2-5,0% в год; в период 2010-2020 гг. - 2,1-3,1% в год. В абсолютных показателях прогноз оптового оборота предприятий и организаций оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности предполагает рост объемов в период до 2010 года на 40-46% - с 8,4 млн. тонн до 11,8-12,3 млн. тонн в год. На перспективу до 2020 года темпы роста замедлятся и будут находиться в пределах 25%, что позволяет оценить объем оптового оборота на конец рассматриваемого периода в 14,5-15,5 млн. тонн в год. Для достижения поставленной цели и целевых социальных и экономических ориентиров в перспективе должно быть обеспечено решение следующих стратегических задач: - обеспечение ценовой и территориальной доступности продовольствия для всех социальных групп населения; - обеспечение продовольственной независимости: увеличение в период до 2010 года в 1,5 раза объемов организованных поставок в Москву основных социально значимых видов продовольствия из регионов России на основе развития агропродовольственной кооперации и интеграции; - структурная перестройка каналов товародвижения и развитие материально-технической базы и логистики оптового звена; - создание цивилизованного оптового продовольственного рынка с единым информационным пространством; - рациональное территориальное размещение объектов оптовой торговли в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы; - задействование через оптовую торговлю механизмов поддержки московских товаропроизводителей; - совершенствование форм и методов государственной координации, правового регулирования и саморегулирования продовольственного рынка. В целях повышения эффективности и системности в решении проблем развития оптовой торговли продовольствием в Москве устанавливаются следующие приоритеты (рис. 5): В области усиления социальной ориентации продовольственного рынка: - реализация комплекса мер по сдерживанию роста цен на продовольственные товары (проведение товарных интервенций с использованием городского резерва продовольствия и оборачиваемых страховых запасов в составе годовых программ поставок с финансовой поддержкой из средств городского бюджета, сокращение числа посредников, снижение издержек обращения за счет современной организации торговли и логистики и т.д.); - расширение ассортиментного ряда поставок основных социально значимых продуктов питания в целях повышения их ценовой доступности для групп населения с различным уровнем доходов; - совершенствование организации снабжения социальной сферы и социально ориентированных предприятий розничной торговли; - развитие системы технического регулирования качества и безопасности продуктов питания. В области развития агропродовольственной кооперации и интеграции в качестве стратегической задачи рассматривается формирование устойчивой товарно-сырьевой базы гарантированных поставок в Москву основных социально значимых видов продовольствия, обеспечивающей не менее 75% от годового фонда их потребления. На основе выполнения заданий Целевой программы интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 годы и реализации последующих инвестиционных проектов в агропродовольственной сфере предусматривается увеличить к 2010 году в 1,5 раза объемы организованных поставок в город основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров по сравнению с уровнем 2003 года. Особое внимание должно быть обращено на развитие процессов интеграции в ключевых секторах продовольственного рынка Москвы: плодоовощном, мясомолочном, зерновом. В качестве приоритетных направлений в этой области следует рассматривать: - создание собственной базы эффективного сельскохозяйственного производства на основе применения прогрессивной техники и технологий в крупных вертикально интегрированных московских агрохолдингах; - развитие базы хранения сезонных запасов продукции, предназначенной для поставок на продовольственный рынок города, в местах производства - в аграрных подразделениях агрохолдингов и в хозяйствах, имеющих договоры о совместной деятельности с предприятиями оптового продовольственного комплекса Москвы; - развитие первичной переработки и товарной подработки продукции в местах производства - на предприятиях АПК в регионах России, включая цеха и предприятия малой мощности, входящих в состав московских агрохолдингов; - формирование заготовительной и отгрузочной инфраструктуры в местах производства, ориентированной на поставки продовольствия в Москву. В области развития инфраструктуры товародвижения и оптового продовольственного рынка города в качестве приоритетов среднесрочной программы развития отрасли и Генеральной схемы устанавливаются: - создание современных объектов оптовой торговли (распределительные центры, оптовые продовольственные рынки и комплексы, магазины-склады и т.д.) на действующих предприятиях продовольственного комплекса Москвы; - строительство новых объектов оптовой торговли за счет привлечения инициативного капитала в соответствии с Генеральной схемой; - участие предприятий и организаций оптового продовольственного комплекса Москвы, включая крупные агрохолдинги, в создании объектов "большого распределения" на территории Московской области; - строительство опытных холодильных предприятий на территориях, прилегающих к газораспределительным станциям; - передислокация предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности из центральных районов города в промышленные зоны вблизи МКАД; вывод (перепрофилирование) неперспективных предприятий; - реконструкция систем холодообеспечения на оптовых предприятиях в целях повышения их химической безопасности; - развитие транспортно-складской инфраструктуры оптовой торговли; - развитие новых элементов инфраструктуры оптового продовольственного рынка, включая различные формы электронной торговли (электронные биржи, торговые площадки, Интернет-магазины и т.д.). Структурная политика в оптовом продовольственном комплексе должна быть направлена на: - оптимизацию состава операторов оптового рынка, в первую очередь, на сокращение числа посредников и обеспечение необходимого рыночного разнообразия оптовых структур; - перемещение базы хранения сезонных и страховых запасов продовольствия из города в места производства; - рациональное размещение оптовых предприятий в целях сокращения транспортных нагрузок на городские магистрали; - развитие инфраструктуры конкурентного оптового рынка, включая формирование зоны "большого распределения" на территории Московской области, развитие объектов оптовой торговли городского уровня в зоне МКАД, структурную перестройку оптовой торговли районного уровня в звене "опт - мелкий опт - розница". Имущественно-земельная политика в оптовом продовольственном комплексе должна обеспечивать и поддерживать процессы структурных изменений в системе товародвижения продовольствия. Приоритетными направлениями в этой области являются: - защита экономических и имущественных интересов города и предприятий городского значения на основе совершенствования законодательства города Москвы по землепользованию в целях ограничения возможностей закрытия и перепрофилирования предприятий, организации мониторинга и прогнозирования финансового положения предприятий, участвующих в реализации программ продовольственного обеспечения и развития оптовой торговли продовольствием в Москве и пользующихся финансовой поддержкой из средств городского бюджета, улучшения координации в работе органов управления по защите интересов города, активизации деятельности отраслевых союзов по защите имущественных интересов предприятий, являющихся их членами; - акционирование государственных унитарных предприятий, имеющих просроченную задолженность перед городским бюджетом и/или нуждающихся в значительных инвестициях в реконструкцию и техническое перевооружение, и продажа контрольных пакетов акций стратегическим инвесторам; - повышение эффективности использования городского имущества за счет оптимизации размеров пакетов акций, находящихся в собственности города, в акционерных обществах на предприятиях оптового продовольственного комплекса, вывода акций предприятий на фондовый рынок, передачи пакетов акций, принадлежащих городу, в доверительное управление и т.д.; - проведение активной земельной политики, в том числе: подбор земельных участков в местах рационального размещения новых оптовых предприятий, обеспечение необходимых дополнительных землеотводов для действующих предприятий, передислокация предприятий в соответствии с градостроительными планами развития территорий, упрощение процедур получения исходно-разрешительной документации и др. Финансовая и инвестиционная политика в оптовом продовольственном комплексе должна быть направлена, в первую очередь, на привлечение средств предприятий, инициативного капитала и других внебюджетных источников к финансированию закупок продовольствия по согласованным с уполномоченным органом Правительства Москвы годовым программам, инвестиционных проектов в агропродовольственной сфере. В этих целях в среднесрочной программе развития отрасли следует предусмотреть комплекс мер по повышению инвестиционной активности и привлечению инициативного капитала в развитие товарно-сырьевой базы и инфраструктуры оптовой торговли продовольствием: - развитие организационно-экономического механизма привлечения средств инвесторов-застройщиков и арендаторов на оптовых предприятиях для финансирования проектов развития и реконструкции объектов оптовой торговли; - развитие кооперации и интеграции предприятий и организаций оптового продовольственного комплекса Москвы и АПК регионов России по осуществлению совместных аграрных инвестиционных проектов, в том числе на основе долевого участия в акционерных обществах на создаваемых предприятиях; - привлечение крупных производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров из регионов России, стран Единого Экономического Пространства, СНГ и дальнего зарубежья к реализации проектов развития инфраструктуры оптовой торговли продовольствием в Москве (организация торговых домов, собственных распределительных центров, участие в финансировании создания оптовых продовольственных рынков и т.д.); - развитие лизинга техники, оборудования, технологий в оптовом продовольственном комплексе города, в том числе в интегрированном с ним аграрном секторе. С учетом общего лимита средств, предназначенных для формирования продовольственного фонда города, требуется оптимизировать их распределение по направлениям использования, в том числе: - финансовая поддержка годовых программ закупок продовольствия с размещением в их составе оборачиваемых запасов; - субсидии на реализацию интеграционных проектов; - субсидии на реконструкцию и строительство новых объектов оптовой торговли продовольствием. В области развития информационно-коммуникационных технологий и формирования единого информационного пространства оптового продовольственного рынка приоритетными направлениями являются: - создание системы рыночной информации (спрос и предложение товаров, цены и т.д.), обеспечивающей информационную поддержку участников оптового продовольственного рынка: товаропроизводителей, субъектов оптовой и розничной торговли; - создание системы информационной поддержки управленческих решений по вопросам продовольственного обеспечения города (прогнозы макроэкономических показателей, продовольственные балансы, мониторинг товарных ресурсов, запасов и цен на рынке продовольствия и т.д.); - формирование системы информационного мониторинга качества и безопасности продовольствия. Осуществление целенаправленной продовольственной политики Правительства Москвы в оптовом звене товародвижения призвано обеспечить многоканальность этой системы и рыночное разнообразие структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, беспрепятственное продвижение потребительских товаров по каналам реализации, стимулирование отечественных товаропроизводителей, еще более полное вовлечение Москвы в систему межрегиональных хозяйственных связей. |
Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ КРУПНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ОПТОВОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.03.2007)".