Фрагмент документа "МЕТОД СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ НА РЕБЕНКА КАК ВАРИАНТ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ, ЗАДЕРЖКАМИ РАЗВИТИЯ И ДРУГИМИ РАССТРОЙСТВАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМ".
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ФРАЗ ВТОРОГО, ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО БЛОКОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Первый блок индивидуальной программы, как правило, полностью повторяет первый блок базовой программы и максимально насыщен материнской и, в целом, родительской любовью. Таким образом, первый блок базовой и впоследствии индивидуальной программы является новым словесным способом передачи и насыщения ребенка материнской любовью. Второй блок индивидуальной программы. Содержание второго блока включает всю психосоматическую патологию. В индивидуальной программе первая фраза базовой программы - Ты сильный(ая), красивый(ая), здоровый ребенок - сохраняется как несущая общую установку. Вторая фраза способствует возникновению у ребенка желания есть, пробуждает аппетит. - При избирательном отношении к тем или иным продуктам (например, ребенок не ест яблоки): Тебе начинают очень нравиться яблоки. У тебя появляется желание откусывать, жевать и есть яблоки. - При отказе от мясных продуктов: Тебе начинает нравиться вид, запах мясных котлет. Тебе хочется скушать котлетку. - При повышенном пристрастии к сладкому: Тебе все меньше и меньше хочется кушать сладкое (название продукта). Тебе совсем не хочется и даже противно кушать сладкое. - Если ребенок плохо жует, отказывается от твердых продуктов: Ты учишься хорошо жевать и у тебя получается хорошо жевать. У тебя все сильнее и сильнее зубки и ротик. Тебе все больше и больше хочется и нравится жевать и кусать твердую пищу. Тебе очень нравится жевать и есть твердые продукты. - Если ребенок плохо и трудно глотает: Тебе очень нравится глотать не только жидкую, но и твердую пищу. Тебе очень легко глотать. Ты получаешь большое удовольствие от глотания. - Если у ребенка повышенный аппетит: Тебе все меньше и меньше хочется кушать. Тебе не нравится много и часто кушать. Психосоматические (вегетативно-висцеральные) расстройства пищеварительной системы в детском возрасте встречаются часто и проявляются, кроме нарушений аппетита, аэрофагией, тошнотой, рвотой, болями в животе, метеоризмом, запорами, поносом. - В животе у тебя всегда хорошо и приятно. - Твой животик хорошо себя чувствует. Тебе совсем не хочется икать, рыгать, тебя перестает тошнить, у тебя не возникает рвота. - Твой животик работает каждый день, и ты с удовольствием ходишь на горшок. - Тебе очень приятно ходить на горшок. У тебя успокаивается кишечник, и он перестает спешить освобождаться от содержимого. Жалобы при психосоматических или других функциональных расстройствах со стороны сердечно-сосудистой системы определяют построение фраз: - Твое сердечко хорошо и спокойно работает. Ты совсем не чувствуешь, как работает твое сердечко. - У тебя всегда хорошее, нормальное кровяное давление. - Твое сердечко не устает во время ходьбы, бега. Одним из наиболее часто встречающихся психосоматических заболеваний органов дыхания является бронхиальная астма: - Тебе всегда легко и приятно дышать - вдыхать воздух и выдыхать воздух. - Ты чувствуешь, что тебе всегда хватает воздуха. - Вечером и ночью ты дышишь легко и свободно. - Ты спокойно и хорошо дышишь холодным и сухим воздухом. - Твое дыхание не реагирует на запахи и другие факторы. При нервном кашле: - Тебе совсем не хочется покашливать. - Ты забыл о своей привычке кашлять, когда для кашля нет причины. - В горлышке у тебя всегда приятно. При психосоматических заболеваниях эндокринной системы до начала работы обязательно нужно пройти обследование у врача-эндокринолога. В дальнейшей работе учитываются возрастные особенности деятельности эндокринных желез. Лечебными фразами усиливается или подавляется их деятельность. Психосоматические кожные заболевания у детей обычно проявляются в форме аллергии, диатеза, нейродермита. Если эти расстройства связаны с действием каких-либо внешних причин: пыль, запахи, животные, цветение и т.п., то при построении фразы учитывается патогенный фактор: - Ты легко и спокойно переносишь действие (фактор). - Тебе нравится общаться и играть с кошкой (собакой). - Твоя кожа становится чистой, гладкой, нежной, мягкой, влажной. - У тебя исчезает и пропадает сухость, трещины, корочки. - Тебе совсем не хочется чесать и трогать больное место. - Ты спокойно переносишь все продукты, которые действовали на твою кожу (перечислить). - У тебя красивая здоровая кожа, которая тебе очень нравится. Раздел программы, связанный с движением, включает функциональные (в основном истерического происхождения) двигательные расстройства, проявления органической патологии, а также некрасивые привычки: сутулость, шарканье ногами, косолапость: - Ты легко и красиво двигаешься, ходишь, бегаешь. - У тебя хорошо получаются все движения. - Тебе совершенно не нужны плохие движения. - Ты не получаешь никакой пользы от нарушенных движений. - У тебя очень хорошо работают руки, ноги и т.д. При остаточных явлениях органики: - Твои руки и ноги работают все лучше и лучше. - Тебе все легче и легче делать движения руками и т.д. - Твои пальчики все лучше и лучше делают мелкие движения. - Тебе очень нравится красиво ходить и держаться прямо. - Твоя голова все лучше и лучше руководит движениями. - Ты не испытываешь страха перед ходьбой или другими движениями и тебе очень хочется делать все движения и т.д. Фраза о легком и кратковременном протекании болезней повышает силы и сопротивляемость организма, поднимает общий иммунитет: - Ты болеешь легче и реже. - У тебя крепкий носик и горлышко и т.д. Конечно же, описанные выше фразы далеко не исчерпывают всего многообразия психосоматических и соматических нарушений. В данной работе приведены только примерные фразы, по аналогии с ними следует строить любые программы. Третий блок индивидуальной программы связан с нервно-психической патологией и является чрезвычайно важным. Он включает нервно-психические расстройства, в том числе моносимптоматические неврозы детского возраста (заикание, энурез, тики), нарушения адаптации, эмоциональные нарушения, патологические поведенческие реакции, вредные привычки и т.д. Ниже приводятся примерные фразы при симптомах и синдромах, часто встречающихся в детском возрасте. Астения проявляется чувством усталости, утомляемостью, вялостью, снижением активности, плаксивостью, плохим самочувствием, снижением успеваемости: - Ты все лучше и лучше себя чувствуешь. - У тебя появляется бодрость, энергия, сила. - Тебе хочется заниматься различными делами. - Ты вновь начинаешь хорошо учиться. - Ты не любишь и тебе совсем не хочется плакать. Церебрастения - утомляемость, раздражительность, возбудимость, нетерпеливость, вялость, снижение интересов и успеваемости, ухудшение настроения, плаксивость, утомляемость при физических и умственных нагрузках, головные боли: - Тебе легче учиться. - Тебе интересно и хочется заниматься различными делами. - Тебе не хочется сердиться, раздражаться. - Тебе не нравится, когда ты возбуждаешься и раздражаешься. - Тебе не нравится и не хочется плакать. - У тебя очень хорошая, светлая головка. Церебропатия - головокружения, головные боли, усталость, неустойчивое эмоциональное состояние, снижение памяти, трудности с учебой, вегетативные расстройства, взрывчатость, плохая переносимость внешних раздражителей, конфликтность и агрессивность: - Головка у тебя всегда ясная и свежая, не устает и не кружится. - Тебе нравится быть сильным, здоровым, терпеливым. - Тебе совсем не нравится сердиться, раздражаться, терять терпение. - Тебе нравятся свет, солнце, музыка. - Тебе совсем не хочется плакать. - У тебя полностью исчезают неприятные... (вегетативные нарушения). Взрывчатость, возбудимость, агрессивность могут быть проявлениями текущего болезненного состояния или являться последствиями ранней органической патологии нервной системы, а также быть особенностями формирующейся личности: - Ты любишь быть добрым и ласковым. - Тебе хочется и нравится спокойно реагировать. - Ты не любишь ссориться, грубить, обижать других. - У тебя пропадает желание обижать и драться. - Тебе очень нравится и хочется, и ты любишь, чтобы тебя хвалили за хорошее поведение. В семьях с несколькими детьми (обычно двумя) нередко встречается негативное, агрессивное отношение одного ребенка к другому (чаще старшего к младшему): - Тебе хочется и очень нравится любить и хорошо относиться к братишке (или сестренке). - Ты знаешь, что родители любят вас одинаково. - Тебе совсем не хочется и не нравится обижать братишку (сестренку). - Ты знаешь, что мама и папа тебя и братишку (сестренку) любят одинаково сильно. У детей часто возникают страхи (фобический синдром), которые могут носить общий характер - боязливость, неуверенность и пр., и являться свойством личности или же носить конкретный характер - страх темноты, транспорта, животных, людей, устных ответов в школе и т.д. В этих случаях при построении фраз в них должны входить конкретные указания на страх. При общей боязливости как черты характера: - Тебе очень хочется и нравится быть сильным, храбрым, смелым, решительным. - Ты такой же смелый и храбрый, как разведчики, космонавты. Если ребенок испытывает страх за родителей: - Ты знаешь и уверен, что мама и папа всегда будут здоровы. - Ты знаешь и уверен, что с мамой и папой всегда и везде все будет хорошо. При конкретных страхах: - Тебе нравится и хочется ходить в школу. - Ты начинаешь любить отвечать на уроках. - Перед школой ты себя очень хорошо чувствуешь и тебя совсем не тошнит. - Утром боль в животике ушла и не возвращается. При страхе животных: - Тебе очень нравятся собачки. - Тебе очень хочется и нравится играть с собачками. Школьные трудности занимают большое место в проблемах детско-подросткового возраста. Начинать работу следует только после того, как определены причины трудностей. Возможно, школьная неуспеваемость зависит от плохих предпосылок к учебе - интеллектуальной недостаточности, отсутствии необходимого внимания и т.д. или же к школьным трудностям приводят различные ситуации, психические травмы. Особое место занимают нежелание и отказ от приготовления домашних заданий из-за усталости, неумения работать самостоятельно, доминирование других интересов. - Твоя головка работает все лучше и лучше. - Тебе нравится спокойно сидеть на уроках и у тебя получается все понимать и запоминать. - Тебе все больше и больше хочется и нравится учиться. - Тебе очень нравится, когда родители и учителя хвалят тебя за хорошую учебу. - У тебя хватает сил и внимания хорошо делать уроки. Приведенные выше фразы, конечно же, не исчерпывают всех школьных проблем. По аналогии с ними нужно составлять конкретные фразы при трудностях по определенным предметам, боязни конкретных учителей или взаимоотношений со сверстниками и т.д. К эмоциональным расстройствам у детей относятся тревога, субдепрессия и депрессия, а также неоправданные жизненными ситуациями гипомании и мании, отрицательно сказывающиеся на здоровье детей. - У тебя хорошее настроение. - Тебе не нравится волноваться и тревожиться. - Тебе совсем не нравится вести себя плохо, нарушать порядок и дисциплину. - У тебя хорошо получается правильно себя вести всегда и везде. Следует отметить, что при выраженности этих расстройств часто одной работы по программе недостаточно и требуется обследование у врачей и психологов для выяснения причин возникшего состояния и выявления факторов на него влияющих с последующим комплексным лечением. У детей, начиная с грудного возраста, часто встречаются нарушения сна. При составлении индивидуальных программ необходимо разобраться в причинах нарушения сна. Ребенок может плохо засыпать, что может быть особенностью его нервной системы. Ребенок может бояться засыпать один, в темноте, плохо спать из-за страшных снов, неудобной постели, желания спать вместе с мамой и т.д. - У тебя получается быстро и хорошо засыпать. - Ты хорошо и легко засыпаешь один и в темноте. - Тебе нравится засыпать при погашенном свете. - Ты видишь только хорошие добрые сны. - Тебе начинает нравиться и хочется спать в своей кроватке и одному. - Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. При вредных привычках (когда дети сосут пальцы, кусают ногти, грызут предметы, манипулируют с половыми органами, выдергивают волосы и пр.) фразы могут составляться следующим образом: - Тебе все меньше и меньше хочется и нужно производить (указывается действие). - Тебе неприятно и не хочется делать... - Тебе противно сосать палец. - Ты забываешь о своей привычке делать... - Ты очень доволен, когда не делаешь... - Тебе очень приятно и радостно, что ты перестал делать... Обычно в семьях патологические привычки имеют какое-то свое условное название. Так, занятия онанизмом одной пятилетней девочкой в ее семье носило название "делать ноги". Такое "домашнее" название обязательно нужно использовать во фразах индивидуальной программы. При вредных привычках, носящих характер влечений: курении, употреблении психоактивных веществ, алкоголизме, наркомании: - Тебе совсем не хочется курить, вдыхать, пить пиво. - Тебе противен запах сигарет, пива. - От запаха дыма или алкоголя тебя начинает тошнить и возникает рвота. - Ты знаешь и чувствуешь, что вредные привычки наносят непоправимый вред твоему здоровью. - Тебе очень хочется обрадовать своих родителей прекращением привычки. - Ты не захочешь и не сможешь курить, нюхать, глотать таблетки, пить. - От всех вредных привычек тебя тошнит. - Твой организм не хочет и не будет принимать... Четвертый блок индивидуальной программы является прямой материнской суггестией. В нем уместен императивный внушающий приказ. В зависимости от симптоматики заболевания или проявлений патологического состояния мама своей силой и энергией освобождает, очищает ребенка от болезни. Для этого нужно очень большое желание и внутреннее напряжение. Мысленно и произнося фразы вслух, мама освобождает ребенка от всего болезненного, плохого, ненужного. Она как бы "соскребает" с ребенка патологию. А для того, чтобы болезнь не перешла бы на нее, мама мысленно и словом не только "соскребает", но и выбрасывает все плохое: - Я забираю и выбрасываю твой страх. - Я забираю и выбрасываю твое заикание. - Я забираю и выбрасываю твои трудности с дыханием. - Я забираю и выбрасываю твое плохое поведение. - Я забираю и выбрасываю твою рвоту перед школой. - Я забираю и выбрасываю твою агрессию и т.д. Однако недостаточно снять и выбросить плохое, нужно помочь возникновению и закреплению хорошего: - Я даю тебе силу. - Я даю тебе хороший глубокий сон. - Я даю тебе хорошую и легкую учебу. - Я даю тебе желание хорошо учиться. - Я даю тебе хорошую плавную речь. - Я даю тебе большую любовь к твоей сестренке и т.д. - Я даю тебе смелость и уверенность и т.д. Приложение N 3 к Методическим рекомендациям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2006 года N 6042-РХ |
Фрагмент документа "МЕТОД СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ НА РЕБЕНКА КАК ВАРИАНТ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ, ЗАДЕРЖКАМИ РАЗВИТИЯ И ДРУГИМИ РАССТРОЙСТВАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМ".