МЕТОД СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ НА РЕБЕНКА КАК ВАРИАНТ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ, ЗАДЕРЖКАМИ РАЗВИТИЯ И ДРУГИМИ РАССТРОЙСТВАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМ. Рекомендации. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 17.11.06 6042-РХ

Фрагмент документа "МЕТОД СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ НА РЕБЕНКА КАК ВАРИАНТ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ, ЗАДЕРЖКАМИ РАЗВИТИЯ И ДРУГИМИ РАССТРОЙСТВАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ФРАЗ ВТОРОГО, ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО
                   БЛОКОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

     Первый  блок  индивидуальной  программы,  как  правило, полностью
повторяет   первый   блок  базовой  программы  и  максимально  насыщен
материнской  и,  в  целом, родительской любовью. Таким образом, первый
блок  базовой  и  впоследствии индивидуальной программы является новым
словесным способом передачи и насыщения ребенка материнской любовью.
     Второй  блок  индивидуальной  программы. Содержание второго блока
включает  всю  психосоматическую патологию. В индивидуальной программе
первая   фраза  базовой  программы  -  Ты  сильный(ая),  красивый(ая),
здоровый  ребенок  -  сохраняется  как несущая общую установку. Вторая
фраза  способствует  возникновению  у ребенка желания есть, пробуждает
аппетит.
     - При избирательном отношении к тем или иным продуктам (например,
ребенок  не  ест яблоки): Тебе начинают очень нравиться яблоки. У тебя
появляется желание откусывать, жевать и есть яблоки.
     - При  отказе  от  мясных продуктов: Тебе начинает нравиться вид,
запах мясных котлет. Тебе хочется скушать котлетку.
     - При повышенном пристрастии к сладкому: Тебе все меньше и меньше
хочется  кушать  сладкое (название продукта). Тебе совсем не хочется и
даже противно кушать сладкое.
     - Если  ребенок плохо жует, отказывается от твердых продуктов: Ты
учишься  хорошо  жевать  и у тебя получается хорошо жевать. У тебя все
сильнее  и  сильнее  зубки и ротик. Тебе все больше и больше хочется и
нравится  жевать  и  кусать твердую пищу. Тебе очень нравится жевать и
есть твердые продукты.
     - Если  ребенок  плохо  и  трудно  глотает:  Тебе  очень нравится
глотать не только жидкую, но и твердую пищу. Тебе очень легко глотать.
Ты получаешь большое удовольствие от глотания.
     - Если  у  ребенка  повышенный  аппетит: Тебе все меньше и меньше
хочется кушать. Тебе не нравится много и часто кушать.
     Психосоматические     (вегетативно-висцеральные)     расстройства
пищеварительной   системы  в  детском  возрасте  встречаются  часто  и
проявляются,  кроме  нарушений аппетита, аэрофагией, тошнотой, рвотой,
болями в животе, метеоризмом, запорами, поносом.
     - В животе у тебя всегда хорошо и приятно.
     - Твой  животик  хорошо  себя  чувствует.  Тебе совсем не хочется
икать, рыгать, тебя перестает тошнить, у тебя не возникает рвота.
     - Твой  животик работает каждый день, и ты с удовольствием ходишь
на горшок.
     - Тебе  очень  приятно  ходить  на  горшок.  У тебя успокаивается
кишечник, и он перестает спешить освобождаться от содержимого.
     Жалобы    при   психосоматических   или   других   функциональных
расстройствах   со   стороны  сердечно-сосудистой  системы  определяют
построение фраз:
     - Твое   сердечко  хорошо  и  спокойно  работает.  Ты  совсем  не
чувствуешь, как работает твое сердечко.
     - У тебя всегда хорошее, нормальное кровяное давление.
     - Твое сердечко не устает во время ходьбы, бега.
     Одним   из   наиболее   часто   встречающихся   психосоматических
заболеваний органов дыхания является бронхиальная астма:
     - Тебе  всегда легко и приятно дышать - вдыхать воздух и выдыхать
воздух.
     - Ты чувствуешь, что тебе всегда хватает воздуха.
     - Вечером и ночью ты дышишь легко и свободно.
     - Ты спокойно и хорошо дышишь холодным и сухим воздухом.
     - Твое дыхание не реагирует на запахи и другие факторы.
     При нервном кашле:
     - Тебе совсем не хочется покашливать.
     - Ты забыл о своей привычке кашлять, когда для кашля нет причины.
     - В горлышке у тебя всегда приятно.
     При  психосоматических заболеваниях эндокринной системы до начала
работы  обязательно нужно пройти обследование у врача-эндокринолога. В
дальнейшей  работе  учитываются  возрастные  особенности  деятельности
эндокринных  желез.  Лечебными  фразами усиливается или подавляется их
деятельность.
     Психосоматические кожные заболевания у детей обычно проявляются в
форме аллергии, диатеза, нейродермита. Если эти расстройства связаны с
действием  каких-либо внешних причин: пыль, запахи, животные, цветение
и т.п., то при построении фразы учитывается патогенный фактор:
     - Ты легко и спокойно переносишь действие (фактор).
     - Тебе нравится общаться и играть с кошкой (собакой).
     - Твоя кожа становится чистой, гладкой, нежной, мягкой, влажной.
     - У тебя исчезает и пропадает сухость, трещины, корочки.
     - Тебе совсем не хочется чесать и трогать больное место.
     - Ты  спокойно  переносишь  все  продукты, которые действовали на
твою кожу (перечислить).
     - У тебя красивая здоровая кожа, которая тебе очень нравится.
     Раздел  программы, связанный с движением, включает функциональные
(в  основном  истерического  происхождения) двигательные расстройства,
проявления   органической  патологии,  а  также  некрасивые  привычки:
сутулость, шарканье ногами, косолапость:
     - Ты легко и красиво двигаешься, ходишь, бегаешь.
     - У тебя хорошо получаются все движения.
     - Тебе совершенно не нужны плохие движения.
     - Ты не получаешь никакой пользы от нарушенных движений.
     - У тебя очень хорошо работают руки, ноги и т.д.
     При остаточных явлениях органики:
     - Твои руки и ноги работают все лучше и лучше.
     - Тебе все легче и легче делать движения руками и т.д.
     - Твои пальчики все лучше и лучше делают мелкие движения.
     - Тебе очень нравится красиво ходить и держаться прямо.
     - Твоя голова все лучше и лучше руководит движениями.
     - Ты не испытываешь страха перед ходьбой или другими движениями и
тебе очень хочется делать все движения и т.д.
     Фраза  о  легком  и  кратковременном протекании болезней повышает
силы и сопротивляемость организма, поднимает общий иммунитет:
     - Ты болеешь легче и реже.
     - У тебя крепкий носик и горлышко и т.д.
     Конечно  же,  описанные  выше  фразы  далеко не исчерпывают всего
многообразия  психосоматических  и  соматических  нарушений.  В данной
работе  приведены  только  примерные фразы, по аналогии с ними следует
строить любые программы.
     Третий  блок индивидуальной программы связан с нервно-психической
патологией    и    является    чрезвычайно    важным.    Он   включает
нервно-психические  расстройства,  в  том  числе  моносимптоматические
неврозы   детского   возраста   (заикание,  энурез,  тики),  нарушения
адаптации,   эмоциональные   нарушения,  патологические  поведенческие
реакции,  вредные  привычки и т.д. Ниже приводятся примерные фразы при
симптомах и синдромах, часто встречающихся в детском возрасте.
     Астения  проявляется чувством усталости, утомляемостью, вялостью,
снижением  активности,  плаксивостью,  плохим самочувствием, снижением
успеваемости:
     - Ты все лучше и лучше себя чувствуешь.
     - У тебя появляется бодрость, энергия, сила.
     - Тебе хочется заниматься различными делами.
     - Ты вновь начинаешь хорошо учиться.
     - Ты не любишь и тебе совсем не хочется плакать.
     Церебрастения  -  утомляемость,  раздражительность, возбудимость,
нетерпеливость,  вялость, снижение интересов и успеваемости, ухудшение
настроения,  плаксивость,  утомляемость  при  физических  и умственных
нагрузках, головные боли:
     - Тебе легче учиться.
     - Тебе интересно и хочется заниматься различными делами.
     - Тебе не хочется сердиться, раздражаться.
     - Тебе не нравится, когда ты возбуждаешься и раздражаешься.
     - Тебе не нравится и не хочется плакать.
     - У тебя очень хорошая, светлая головка.
     Церебропатия   -   головокружения,   головные   боли,  усталость,
неустойчивое  эмоциональное  состояние,  снижение  памяти, трудности с
учебой,  вегетативные расстройства, взрывчатость, плохая переносимость
внешних раздражителей, конфликтность и агрессивность:
     - Головка у тебя всегда ясная и свежая, не устает и не кружится.
     - Тебе нравится быть сильным, здоровым, терпеливым.
     - Тебе   совсем   не  нравится  сердиться,  раздражаться,  терять
терпение.
     - Тебе нравятся свет, солнце, музыка.
     - Тебе совсем не хочется плакать.
     - У   тебя   полностью   исчезают   неприятные...   (вегетативные
нарушения).
     Взрывчатость, возбудимость, агрессивность могут быть проявлениями
текущего  болезненного  состояния  или  являться  последствиями ранней
органической  патологии  нервной  системы,  а также быть особенностями
формирующейся личности:
     - Ты любишь быть добрым и ласковым.
     - Тебе хочется и нравится спокойно реагировать.
     - Ты не любишь ссориться, грубить, обижать других.
     - У тебя пропадает желание обижать и драться.
     - Тебе  очень нравится и хочется, и ты любишь, чтобы тебя хвалили
за хорошее поведение.
     В  семьях с несколькими детьми (обычно двумя) нередко встречается
негативное,  агрессивное  отношение  одного  ребенка  к  другому (чаще
старшего к младшему):
     - Тебе  хочется  и  очень  нравится  любить и хорошо относиться к
братишке (или сестренке).
     - Ты знаешь, что родители любят вас одинаково.
     - Тебе   совсем   не  хочется  и  не  нравится  обижать  братишку
(сестренку).
     - Ты  знаешь,  что  мама и папа тебя и братишку (сестренку) любят
одинаково сильно.
     У  детей  часто  возникают  страхи  (фобический синдром), которые
могут  носить  общий  характер  -  боязливость, неуверенность и пр., и
являться  свойством личности или же носить конкретный характер - страх
темноты,  транспорта, животных, людей, устных ответов в школе и т.д. В
этих  случаях  при  построении  фраз  в  них должны входить конкретные
указания на страх.
     При общей боязливости как черты характера:
     - Тебе  очень  хочется  и нравится быть сильным, храбрым, смелым,
решительным.
     - Ты такой же смелый и храбрый, как разведчики, космонавты.
     Если ребенок испытывает страх за родителей:
     - Ты знаешь и уверен, что мама и папа всегда будут здоровы.
     - Ты  знаешь  и  уверен,  что  с мамой и папой всегда и везде все
будет хорошо.
     При конкретных страхах:
     - Тебе нравится и хочется ходить в школу.
     - Ты начинаешь любить отвечать на уроках.
     - Перед  школой  ты себя очень хорошо чувствуешь и тебя совсем не
тошнит.
     - Утром боль в животике ушла и не возвращается.
     При страхе животных:
     - Тебе очень нравятся собачки.
     - Тебе очень хочется и нравится играть с собачками.
     Школьные   трудности   занимают   большое   место   в   проблемах
детско-подросткового  возраста.  Начинать  работу следует только после
того,   как   определены   причины   трудностей.   Возможно,  школьная
неуспеваемость    зависит    от   плохих   предпосылок   к   учебе   -
интеллектуальной  недостаточности,  отсутствии необходимого внимания и
т.д.  или  же  к  школьным  трудностям  приводят  различные  ситуации,
психические  травмы.  Особое  место  занимают  нежелание  и  отказ  от
приготовления  домашних  заданий  из-за  усталости,  неумения работать
самостоятельно, доминирование других интересов.
     - Твоя головка работает все лучше и лучше.
     - Тебе нравится спокойно сидеть на уроках и у тебя получается все
понимать и запоминать.
     - Тебе все больше и больше хочется и нравится учиться.
     - Тебе  очень  нравится,  когда родители и учителя хвалят тебя за
хорошую учебу.
     - У тебя хватает сил и внимания хорошо делать уроки.
     Приведенные  выше фразы, конечно же, не исчерпывают всех школьных
проблем.  По  аналогии  с  ними  нужно составлять конкретные фразы при
трудностях  по  определенным предметам, боязни конкретных учителей или
взаимоотношений со сверстниками и т.д.
     К   эмоциональным   расстройствам   у  детей  относятся  тревога,
субдепрессия  и депрессия, а также неоправданные жизненными ситуациями
гипомании и мании, отрицательно сказывающиеся на здоровье детей.
     - У тебя хорошее настроение.
     - Тебе не нравится волноваться и тревожиться.
     - Тебе  совсем  не  нравится вести себя плохо, нарушать порядок и
дисциплину.
     - У тебя хорошо получается правильно себя вести всегда и везде.
     Следует  отметить,  что  при  выраженности этих расстройств часто
одной  работы  по  программе  недостаточно  и требуется обследование у
врачей  и  психологов  для  выяснения  причин  возникшего  состояния и
выявления   факторов   на  него  влияющих  с  последующим  комплексным
лечением.
     У детей, начиная с грудного возраста, часто встречаются нарушения
сна.  При составлении индивидуальных программ необходимо разобраться в
причинах  нарушения  сна. Ребенок может плохо засыпать, что может быть
особенностью его нервной системы. Ребенок может бояться засыпать один,
в темноте, плохо спать из-за страшных снов, неудобной постели, желания
спать вместе с мамой и т.д.
     - У тебя получается быстро и хорошо засыпать.
     - Ты хорошо и легко засыпаешь один и в темноте.
     - Тебе нравится засыпать при погашенном свете.
     - Ты видишь только хорошие добрые сны.
     - Тебе  начинает  нравиться  и  хочется  спать в своей кроватке и
одному.
     - Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь.
     При  вредных  привычках  (когда  дети сосут пальцы, кусают ногти,
грызут  предметы, манипулируют с половыми органами, выдергивают волосы
и пр.) фразы могут составляться следующим образом:
     - Тебе   все   меньше   и  меньше  хочется  и  нужно  производить
(указывается действие).
     - Тебе неприятно и не хочется делать...
     - Тебе противно сосать палец.
     - Ты забываешь о своей привычке делать...
     - Ты очень доволен, когда не делаешь...
     - Тебе очень приятно и радостно, что ты перестал делать...
     Обычно  в  семьях  патологические  привычки  имеют  какое-то свое
условное  название. Так, занятия онанизмом одной пятилетней девочкой в
ее  семье  носило  название  "делать  ноги". Такое "домашнее" название
обязательно нужно использовать во фразах индивидуальной программы.
     При   вредных  привычках,  носящих  характер  влечений:  курении,
употреблении психоактивных веществ, алкоголизме, наркомании:
     - Тебе совсем не хочется курить, вдыхать, пить пиво.
     - Тебе противен запах сигарет, пива.
     - От  запаха  дыма или алкоголя тебя начинает тошнить и возникает
рвота.
     - Ты   знаешь   и   чувствуешь,   что  вредные  привычки  наносят
непоправимый вред твоему здоровью.
     - Тебе  очень  хочется  обрадовать  своих  родителей прекращением
привычки.
     - Ты  не  захочешь и не сможешь курить, нюхать, глотать таблетки,
пить.
     - От всех вредных привычек тебя тошнит.
     - Твой организм не хочет и не будет принимать...
     Четвертый   блок   индивидуальной   программы   является   прямой
материнской суггестией. В нем уместен императивный внушающий приказ. В
зависимости от симптоматики заболевания или проявлений патологического
состояния  мама своей силой и энергией освобождает, очищает ребенка от
болезни.   Для   этого   нужно  очень  большое  желание  и  внутреннее
напряжение. Мысленно и произнося фразы вслух, мама освобождает ребенка
от  всего  болезненного, плохого, ненужного. Она как бы "соскребает" с
ребенка  патологию.  А  для  того, чтобы болезнь не перешла бы на нее,
мама  мысленно  и  словом не только "соскребает", но и выбрасывает все
плохое:
     - Я забираю и выбрасываю твой страх.
     - Я забираю и выбрасываю твое заикание.
     - Я забираю и выбрасываю твои трудности с дыханием.
     - Я забираю и выбрасываю твое плохое поведение.
     - Я забираю и выбрасываю твою рвоту перед школой.
     - Я забираю и выбрасываю твою агрессию и т.д.
     Однако  недостаточно  снять  и  выбросить  плохое,  нужно  помочь
возникновению и закреплению хорошего:
     - Я даю тебе силу.
     - Я даю тебе хороший глубокий сон.
     - Я даю тебе хорошую и легкую учебу.
     - Я даю тебе желание хорошо учиться.
     - Я даю тебе хорошую плавную речь.
     - Я даю тебе большую любовь к твоей сестренке и т.д.
     - Я даю тебе смелость и уверенность и т.д.


                                                        Приложение N 3

                                          к Методическим рекомендациям
                                          Министерства здравоохранения
                                                и социального развития
                                                  Российской Федерации
                                                от 17 ноября 2006 года
                                                             N 6042-РХ

Фрагмент документа "МЕТОД СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ НА РЕБЕНКА КАК ВАРИАНТ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ, ЗАДЕРЖКАМИ РАЗВИТИЯ И ДРУГИМИ РАССТРОЙСТВАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа