СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА МИРНЫЕ СОБРАНИЯ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. --.--.--

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА МИРНЫЕ СОБРАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

3. Выводы и рекомендации

     Анализ  практики  применения  Федерального  закона  "О собраниях,
митингах,  демонстрациях,  шествиях  и пикетированиях" показывает, что
при   всей   своей   прогрессивности  он,  к  сожалению,  недостаточно
технологичен.  Четких и исчерпывающих оснований для запрета публичного
мероприятия Закон, как известно, не устанавливает. При этом, однако, в
силу  некоторой  недоговоренности отдельных своих формулировок он, при
известном   насилии   над  здравым  смыслом,  допускает  использование
технической  процедуры  "согласования"  в  целях  фактического запрета
публичного  мероприятия  органом  власти.  Что,  собственно  говоря, и
воспроизводит    предпосылки    для   объективного   конфликта   между
организаторами публичного мероприятия и органами власти.
     Не  исключено,  что  в будущем гражданское общество и государство
придут   к   консенсусу  относительно  необходимости  законодательного
закрепления  четких,  исчерпывающих  и  единых  для всех оснований для
наложения  запрета  на  проведение  публичного  мероприятия. Наличие в
законе таких оснований, с одной стороны, позволило бы органам власти в
случае  крайней  необходимости  принимать решение о запрете публичного
мероприятия  законным, а не квазизаконным, как сейчас, путем. С другой
стороны,  и  это  особенно  важно,  организаторы публичных мероприятий
смогли  бы  гораздо  эффективнее,  чем  сейчас,  оспаривать "отказные"
решения   в   судебном  порядке.  Важно  лишь,  чтобы  законодательное
закрепление   перечня  оснований  для  запрета  публичных  мероприятий
уравновешивалось:
     - законодательно   же   закрепленной   и  полностью  созвучной  с
Конституцией  Российской  Федерации  презумпцией  в  пользу проведения
публичного  мероприятия,  иными  словами,  таким порядком, при котором
бремя  доказательства  обоснованности запрета на проведение публичного
мероприятия лежало бы на органе власти;
     - введением  максимально  короткого, например пятидневного, срока
для  судебного  рассмотрения  дел  о  запрете  на проведение публичных
мероприятий.
     Полагая  целесообразным  подумать  в  будущем  о внесении в Закон
изложенных выше изменений, Уполномоченный отдает себе отчет в том, что
попытка  разработать  и  принять  их  на  скорую  руку  без широкого и
равноправного  диалога  со всеми политическими и общественными силами,
включая оппозиционные, была бы по меньшей мере контрпродуктивна.
     В  нынешних  условиях  перед гражданским обществом и государством
стоит  иная задача - научиться строго и единообразно соблюдать букву и
дух   действующего   Федерального   закона   "О  собраниях,  митингах,
демонстрациях,  шествиях  и  пикетированиях".  Главное при этом в том,
чтобы организаторы мирных публичных мероприятий проявляли готовность к
конструктивному  сотрудничеству  с  органами власти, а органы власти в
свою   очередь  не  злоупотребляли  процедурой  "согласования",  иными
словами,  не  применяли  ее  для  превращения  уведомительного порядка
проведения   публичных   мероприятий   в   разрешительный.  По  мнению
Уполномоченного,  для выполнения этой задачи следует исходить из того,
что:
     - органы   власти  не  имеют  законных  оснований  разрешать  или
запрещать проведение публичных мероприятий;
     - публичное  мероприятие,  уведомление  о  котором  было подано в
установленный  законом  срок, не может быть объявлено несогласованным,
если   органы  власти  не  отреагировали  на  него  в  соответствии  с
требованиями закона;
     - обоснованное,   аргументированное   и  равноценное  предложение
органов  власти  об  изменении  места  и времени проведения публичного
мероприятия   подлежит   реальному   согласованию   с   организаторами
мероприятия  и  не  может рассматриваться как директивное указание, за
неисполнение  которого  они  могут  быть привлечены к административной
ответственности;
     - при  невозможности  согласования  с  организаторами  публичного
мероприятия  предложения  об  изменении места и времени его проведения
органам  власти  предоставлена  возможность  доказать  обоснованность,
аргументированность и равноценность своих предложений в суде;
     - заявленная организаторами форма публичного мероприятия не может
быть объектом согласования;
     - органы  власти  несут  основную ответственность за безопасность
участников публичного мероприятия;
     - органы  власти  имеют  право  в  строго предусмотренной законом
форме  принять  меры  для прекращения публичного мероприятия, если оно
приобретает   немирный   характер  или  если  его  участники  нарушают
действующее законодательство;
     - органы   власти   обязаны   принять   меры  для  привлечения  к
ответственности   всех   лиц,   допустивших   нарушение   действующего
законодательства во время проведения публичного мероприятия;
     - все  вопросы,  связанные  с  проведением публичных мероприятий,
должны рассматриваться судами вне очереди.

                                x x x

     Уполномоченный  по правам человека в Российской Федерации считает
необходимым  постоянный,  открытый  и  честный  диалог между властью и
обществом   по   всем  вопросам,  поставленным  в  настоящем  докладе.
Подтверждая  свою  готовность принять активное участие в этом диалоге,
Уполномоченный будет рад серьезно и непредвзято рассмотреть отклики на
настоящий   доклад,   критические   замечания   и   предложения   всех
заинтересованных  лиц,  органов  власти,  политических  и общественных
организаций.

Уполномоченный
по правам человека
в Российской Федерации
                                                               В.ЛУКИН

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА МИРНЫЕ СОБРАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа