БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. SAFETY IN EMERGENCIES. ELIMINATION OF EMERGENCIES. GENERAL REQUIREMENTS. Государственный стандарт. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии. 28.11.96 ГОСТ Р 22.8.01-9

Фрагмент документа "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. SAFETY IN EMERGENCIES. ELIMINATION OF EMERGENCIES. GENERAL REQUIREMENTS".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

5. Общие требования

     5.1. Разведка в зоне ЧС
     5.1.1. Основными видами разведки являются:
     - биологическая;
     - инженерная;
     - медицинская;
     - радиационная;
     - санитарно-эпидемиологическая;
     - химическая;
     - пожарная.
     5.1.2. Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:
     - непрерывность;
     - своевременность;
     - полнота и достоверность данных.
     5.1.3. Биологическая разведка должна:
     - определить масштабы и границы зон заражения;
     - выявить источники, определить вид и характер заражения;
     - вести   постоянное   наблюдение   и   контроль   за  изменением
обстановки.
     5.1.4. Инженерная разведка должна:
     - определить состояние наземных транспортных систем, проходимость
местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
     - определить  места,  границы  и  характер  разрушений,  завалов,
затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;
     - определить  состояние  коммунально-энергетических систем в зоне
ЧС;
     - установить    наличие    потенциальных   источников   вторичных
поражающих факторов в зоне ЧС;
     - установить нахождение пострадавших.
     5.1.5. Медицинская разведка должна:
     - выявить пораженных, их численность и состояние;
     - наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;
     - определить  районы развертывания медицинских пунктов, места для
сбора  и  погрузки  пораженных  на  транспорт для эвакуации в лечебные
учреждения вне зоны ЧС.
     5.1.6. Радиационная разведка должна:
     - выявить источники радиоактивного загрязнения;
     - определить   характер,   степень   и   масштабы  радиоактивного
загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне
ЧС;
     - определить   направления   и   районы  с  наименьшими  уровнями
радиации;
     - вести   постоянное   наблюдение   и   контроль   за  изменением
радиационной обстановки;
     - предоставить    необходимые   данные   для   введения   режимов
радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.
     5.1.7. Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:
     - определить  санитарно-эпидемиологическое  состояние  зоны ЧС, в
том   числе  районов  эвакуированного  населения  и  расположения  сил
ликвидации ЧС;
     - предоставить    необходимые   данные   для   введения   системы
режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);
     - вести   постоянное   наблюдение   и   контроль   за  изменением
санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.
     5.1.8. Химическая разведка должна:
     - выявить источники химического загрязнения;
     - определить   вид  опасного  химического  вещества,  характер  и
масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей
в зоне ЧС;
     - определить обходы участков химического заражения;
     - предоставить  необходимые данные для обеспечения мер химической
безопасности;
     - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической
обстановки в зоне ЧС.
     5.1.9. Пожарная разведка должна:
     - определить  виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и
направление распространения огня в очагах пожаров;
     - оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;
     - определить   пожарную  обстановку  на  маршрутах  движения  сил
ликвидации ЧС;
     - выявить  потенциальноопасные  объекты,  находящиеся под угрозой
взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;
     - определить состояние систем противопожарного водоснабжения.
     5.2. Неотложные работы в зоне ЧС
     5.2.1.  Неотложные  работы  в  зоне  ЧС проводят с целью спасения
людей,   устранения  угрозы  их  жизни  и  здоровью,  снижения  ущерба
имуществу  населения,  объектам экономики и окружающей природной среде
от поражающего воздействия источника ЧС.
     Неотложные работы включают:
     - аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы;
     - оказание экстренной медицинской помощи;
     - проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий;
     - охрану общественного порядка в зоне ЧС.
     5.2.2.  Аварийно-спасательные  работы  в зоне ЧС проводят с целью
спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.
     К аварийно-спасательным работам относят:
     - поисково-спасательные работы;
     - горноспасательные работы;
     - противофонтанные работы;
     - работы, связанные с тушением пожаров;
     - работы     по    ликвидации    медико-санитарных    последствий
возникновения источников ЧС.
     5.2.3.  Аварийно-восстановительные  работы  в  зоне ЧС проводят с
целью     создания     условий     для     эффективного     проведения
аварийно-спасательных  работ,  защиты населения и сил ликвидации ЧС от
поражающего    воздействия   источника   ЧС,   а   также   поддержания
жизнедеятельности населения в зоне ЧС.
     5.2.4.  Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы
в зоне ЧС предусматривают:
     - разведку в интересах проведения указанных работ;
     - инженерное  обеспечение  ввода и движения сил ликвидации в зоне
ЧС;
     - локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;
     - поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию
пострадавших;
     - создание  минимально  необходимых  условий для жизнеобеспечения
населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01;
     - обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;
     - мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.
     5.2.5.  Экстренную  медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью
сохранения  жизни  и  здоровья  пораженных  и предупреждения различных
осложнений их состояния.
     Экстренная   медицинская   помощь   включает   в   себя  комплекс
лечебно-диагностических,     лечебных,     лечебно-эвакуационных     и
санитарно-эпидемиологических мероприятий.
     Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:
     - проведение биологической и медицинской разведок;
     - определение   состояния   пораженных,   их  диагностирование  и
сортировку;
     - оказание пораженным первой медицинской помощи;
     - оказание пораженным первой врачебной помощи;
     - оказание   пораженным  квалифицированной  и  специализированной
медицинской помощи;
     - создание   условий   для   последующего   успешного  лечения  и
реабилитации  пораженных  и  больных  в  зоне  ЧС  или  в стационарных
лечебных учреждениях вне ее;
     - лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02.
     5.2.6. Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:
     - проведение санитарно-эпидемиологической разведки;
     - установление характера инфекционной патологии;
     - активное  раннее  выявление инфекционных больных, их изоляцию и
эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС;
     - предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;
     - выявление   лиц,   подвергшихся  риску  заражения,  медицинское
наблюдение за ними;
     - соблюдение  мер,  снижающих  возможность  рассеивания инфекции,
предупреждение выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;
     - введение,  при  необходимости,  системы режимно-ограничительных
мероприятий (обсервации, карантина);
     - проведение  дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации
в зоне ЧС;
     - осуществление   экстренной   неспецифической   и  специфической
профилактики    инфекционных    заболеваний    по   эпидемиологическим
показаниям;
     - проведение  санитарно-разъяснительной  работы среди населения в
зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.
     5.2.7. Охрана общественного порядка в зоне ЧС
     Охрану   общественного   порядка  в  зоне  ЧС  проводят  с  целью
организации  и регулирования движения транспортных средств, соблюдения
установленного  режима,  а также воспрещения противоправных действий в
зоне ЧС.
     Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают:
     - организацию  регулирования,  обеспечение безопасности дорожного
движения  всех  видов  транспорта  и техники в зоне ЧС, контроль за ее
использованием;
     - контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;
     - пресечение   массовых  беспорядков,  воровства  и  мародерства,
распространения ложных слухов;
     - охрану   материальных  ценностей  любых  форм  собственности  и
личного имущества населения;
     - учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС
материальных ценностей;
     - учет   эвакуированного   населения,   пострадавших,   погибших,
опознание трупов.
     5.3. Жизнеобеспечение населения в ЧС
     По ГОСТ Р 22.0.02.
     5.4. Обеспечение процесса ликвидации ЧС
     5.4.1.  Обеспечение  процесса  ликвидации  ЧС  проводится с целью
бесперебойного   удовлетворения   потребностей  сил  и  населения  при
ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения
мероприятий по ликвидации ЧС.
     5.4.2. Основными видами обеспечения являются:
     - инженерное;
     - медицинское;
     - противопожарное;
     - радиационное и химическое;
     - транспортное;
     - дорожное;
     - материальное;
     - техническое;
     - финансовое;
     - метрологическое;
     - гидрометеорологическое.
     5.4.3. Требования к обеспечению:
     - высокая готовность;
     - надежность;
     - гибкость.
     5.4.4.  Инженерное  обеспечение  организуется  в  целях  создания
благоприятной  инженерной  обстановки  для  проведения  мероприятий по
защите населения и ликвидации ЧС.
     5.4.5.    Медицинское    обеспечение    организуется    в   целях
своевременного   оказания   медико-санитарной   помощи   пострадавшим,
эвакуации,  лечения  их  и восстановления работоспособности и здоровья
личного  состава  сил  ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских
мероприятий по ликвидации ЧС.
     5.4.6.  Противопожарное обеспечение организуется в целях создания
условий  для  выполнения  задач  по  ликвидации  ЧС,  сопровождающихся
пожарами.
     5.4.7. Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях
создания  условий для выполнения задач по ликвидации ЧС с радиационным
и  химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения
его воздействия на личный состав сил и население.
     5.4.8.  Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения
беспрепятственного   маневра   силами   и  средствами  ликвидации  ЧС,
своевременного  подвоза  необходимых  материально-технических средств,
эвакуации пострадавших и населения.
     5.4.9.  Материальное  обеспечение  организуется в целях снабжения
материальными    средствами,    необходимыми    для   ликвидации   ЧС,
жизнеобеспечения сил и населения.
     5.4.10.  Техническое обеспечение организуется в целях поддержания
в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой
специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.
     5.4.11. Финансовое обеспечение организуется в целях рационального
и   целенаправленного  распределения  финансовых  средств  для  оплаты
расходов на мероприятия по ликвидации ЧС.
     5.4.12.   Метрологическое   обеспечение   организуется   в  целях
поддержания   в   постоянной   готовности   техники,  различных  видов
аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС.
     5.4.13.  Гидрометеорологическое  обеспечение организуется в целях
всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных
метеорологических  и  гидрологических  процессов, оценки их возможного
влияния  на  действия сил и проведение мероприятий по защите населения
при ликвидации ЧС.
     5.5. Организация и руководство ликвидацией ЧС
     5.5.1.      Привлечение     аварийно-спасательных     служб     и
аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:
     - в  соответствии  с  планом  предупреждения  и  ликвидации ЧС на
обслуживаемых ими объектах и территориях;
     - в  соответствии  с  планом  взаимодействия при ликвидации ЧС на
других объектах и территориях;
     - установленным  порядком  действий  при возникновении и развитии
ЧС;
     - по  решению уполномоченных на то должностных лиц в соответствии
с законодательными актами и субъектов Российской Федерации.
     5.5.2.  Руководство  всеми  силами  и средствами, привлекаемыми к
ликвидации   ЧС,   и   организацию   их   взаимодействия  осуществляют
руководители   работ.  Их  решения,  направленные  на  ликвидацию  ЧС,
являются  обязательными  для всех граждан и организаций, находящихся в
зоне  ЧС,  если  иное  не  предусмотрено  законодательством Российской
Федерации.
     5.5.3.  Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно
принимать решения:
     - о проведении эвакуационных мероприятий;
     - об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
     - о   проведении   аварийно-спасательных   работ  на  объектах  и
территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
     - об ограничении доступа людей в зону ЧС.

Фрагмент документа "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. SAFETY IN EMERGENCIES. ELIMINATION OF EMERGENCIES. GENERAL REQUIREMENTS".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа