Фрагмент документа "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. SAFETY IN EMERGENCIES. ELIMINATION OF EMERGENCIES. GENERAL REQUIREMENTS".
5. Общие требования 5.1. Разведка в зоне ЧС 5.1.1. Основными видами разведки являются: - биологическая; - инженерная; - медицинская; - радиационная; - санитарно-эпидемиологическая; - химическая; - пожарная. 5.1.2. Общие требования к разведке, наблюдению и контролю: - непрерывность; - своевременность; - полнота и достоверность данных. 5.1.3. Биологическая разведка должна: - определить масштабы и границы зон заражения; - выявить источники, определить вид и характер заражения; - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки. 5.1.4. Инженерная разведка должна: - определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС; - определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС; - определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС; - установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС; - установить нахождение пострадавших. 5.1.5. Медицинская разведка должна: - выявить пораженных, их численность и состояние; - наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации; - определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС. 5.1.6. Радиационная разведка должна: - выявить источники радиоактивного загрязнения; - определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС; - определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации; - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки; - предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС. 5.1.7. Санитарно-эпидемиологическая разведка должна: - определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС; - предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина); - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС. 5.1.8. Химическая разведка должна: - выявить источники химического загрязнения; - определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС; - определить обходы участков химического заражения; - предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности; - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС. 5.1.9. Пожарная разведка должна: - определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров; - оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров; - определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС; - выявить потенциальноопасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров; - определить состояние систем противопожарного водоснабжения. 5.2. Неотложные работы в зоне ЧС 5.2.1. Неотложные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей, устранения угрозы их жизни и здоровью, снижения ущерба имуществу населения, объектам экономики и окружающей природной среде от поражающего воздействия источника ЧС. Неотложные работы включают: - аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы; - оказание экстренной медицинской помощи; - проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий; - охрану общественного порядка в зоне ЧС. 5.2.2. Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью. К аварийно-спасательным работам относят: - поисково-спасательные работы; - горноспасательные работы; - противофонтанные работы; - работы, связанные с тушением пожаров; - работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС. 5.2.3. Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью создания условий для эффективного проведения аварийно-спасательных работ, защиты населения и сил ликвидации ЧС от поражающего воздействия источника ЧС, а также поддержания жизнедеятельности населения в зоне ЧС. 5.2.4. Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают: - разведку в интересах проведения указанных работ; - инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС; - локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности; - поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших; - создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01; - обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС; - мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС. 5.2.5. Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния. Экстренная медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий. Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают: - проведение биологической и медицинской разведок; - определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку; - оказание пораженным первой медицинской помощи; - оказание пораженным первой врачебной помощи; - оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи; - создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее; - лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02. 5.2.6. Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают: - проведение санитарно-эпидемиологической разведки; - установление характера инфекционной патологии; - активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС; - предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС; - выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними; - соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждение выноса инфекционных болезней из зоны ЧС; - введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина); - проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС; - осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям; - проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний. 5.2.7. Охрана общественного порядка в зоне ЧС Охрану общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС. Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают: - организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием; - контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС; - пресечение массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов; - охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения; - учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей; - учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов. 5.3. Жизнеобеспечение населения в ЧС По ГОСТ Р 22.0.02. 5.4. Обеспечение процесса ликвидации ЧС 5.4.1. Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС. 5.4.2. Основными видами обеспечения являются: - инженерное; - медицинское; - противопожарное; - радиационное и химическое; - транспортное; - дорожное; - материальное; - техническое; - финансовое; - метрологическое; - гидрометеорологическое. 5.4.3. Требования к обеспечению: - высокая готовность; - надежность; - гибкость. 5.4.4. Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС. 5.4.5. Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС. 5.4.6. Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами. 5.4.7. Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население. 5.4.8. Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения. 5.4.9. Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения. 5.4.10. Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС. 5.4.11. Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС. 5.4.12. Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС. 5.4.13. Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС. 5.5. Организация и руководство ликвидацией ЧС 5.5.1. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется: - в соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях; - в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях; - установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС; - по решению уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и субъектов Российской Федерации. 5.5.2. Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 5.5.3. Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения: - о проведении эвакуационных мероприятий; - об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС; - о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС; - об ограничении доступа людей в зону ЧС. |
Фрагмент документа "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. SAFETY IN EMERGENCIES. ELIMINATION OF EMERGENCIES. GENERAL REQUIREMENTS".