ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 09.02.07

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Институт уполномоченного по правам человека
            в Российской Федерации: цели и предназначение

     Уполномоченный по правам человека - государственный правозащитный
институт,   действующий   в  соответствии  с  Конституцией  Российской
Федерации и принятым в 1997 году Федеральным конституционным законом.
     Институт  Уполномоченного  по  правам  человека  учрежден в целях
обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их
соблюдения  и  уважения  государственными  органами, органами местного
самоуправления,  должностными  лицами  и  государственными  служащими.
Деятельность  Уполномоченного  дополняет  существующие средства защиты
прав  и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции
иных  государственных  органов, обеспечивающих защиту и восстановление
нарушенных прав и свобод.
     Основными     направлениями     деятельности     Уполномоченного,
предусмотренными Федеральным конституционным законом, являются:
     - рассмотрение  жалоб  граждан Российской Федерации и пребывающих
на  территории  Российской  Федерации  иностранных  граждан  и лиц без
гражданства на нарушения их прав;
     - рассмотрение   по  собственной  инициативе  ситуаций,  чреватых
массовыми  или  грубыми  нарушениями  прав человека, случаев нарушения
этих  прав,  имеющих  особое  общественное  значение  или  связанных с
необходимостью   защиты   прав   лиц,   не   способных   сделать   это
самостоятельно;
     - анализ  законодательства  Российской  Федерации  в области прав
человека,   подготовка   рекомендаций   по   его  совершенствованию  и
приведению  в  соответствие  с  общепризнанными  принципами  и нормами
международного права;
     - подготовка   ежегодного,   а   также  специальных  докладов  по
отдельным  актуальным  вопросам  соблюдения прав человека в Российской
Федерации;
     - выступления   на  заседаниях  Государственной  Думы  в  случаях
грубого   или   массового   нарушения   прав   граждан,   обращение  с
рекомендациями  о  создании  парламентских  комиссий  и  о  проведении
парламентских слушаний;
     - обращения  в  суды  общей  юрисдикции  и  в Конституционный Суд
Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
     - анализ  правоприменительной  практики в области прав человека и
выработка предложений по ее совершенствованию;
     - информирование  органов государственной власти и общественности
о положении дел с соблюдением прав человека в Российской Федерации;
     - направление    государственным    органам,   органам   местного
самоуправления,  а  также  должностным лицам замечаний, рекомендаций и
предложений   общего  характера  по  всем  вопросам  обеспечения  прав
человека и совершенствования административных процедур;
     - осуществление  международного  сотрудничества  в  области  прав
человека;
     - правовое  просвещение и разъяснительная работа по всем вопросам
прав человека, формам и методам их защиты.
     Функции национального (государственного) правозащитного института
уполномоченного  по правам человека (омбудсмана) в разных государствах
неодинаковы.  Своего  рода "классическая" модель института омбудсмана,
изначально  возникшая  в  скандинавских  странах,  в  качестве главной
функции   предполагает   контроль   за  деятельностью  государственной
администрации  и,  соответственно, защиту граждан от административного
произвола. В рамках такой модели институт омбудсмана призван облегчить
доступ  граждан  к  власти,  в  том  числе сократить сроки и упростить
процедуру    рассмотрения   жалоб.   Достаточность   подобной   модели
обусловлена  наличием  проработанной и устоявшейся нормативно-правовой
базы,    эффективной   судебной   системы,   неподкупного   и   высоко
ответственного   государственного   аппарата,   зрелого   гражданского
общества.
     Иная,  более объемная по набору функций и характеру работы модель
института   омбудсмана   сложилась  в  посттоталитарных  государствах,
находящихся  на  этапе  перехода  к  демократии.  В таких государствах
административный  произвол носит зачастую системный характер, судебная
власть  далеко  не  всегда  встает  на защиту прав граждан, а сами эти
права  порой  явно  недостаточно определены законом. Нередки ситуации,
когда  закон  и  справедливость  существуют  в отрыве друг от друга, а
государственная   власть   оказывается   сильнее   закона.   Народ  же
безмолвствует,  в  лучшем случае уповая на "доброго царя" вместо того,
чтобы с достоинством и знанием дела отстаивать свои права.
     В условиях нашей страны специфика обязанностей Уполномоченного по
правам  человека  состоит  в  том,  чтобы  защищать  права  и  свободы
человека,  руководствуясь  Конституцией и законодательством Российской
Федерации,  а  также,  что важно, справедливостью и голосом совести. В
силу  этого Уполномоченному нередко приходится призывать государство к
проявлению справедливости в вопросах соблюдения прав и свобод человека
даже  в  тех  случаях,  когда  формальные требования закона соблюдены.
Одновременно  Уполномоченный  в пределах своей компетенции стремится к
выполнению   задачи   совершенствования   законодательства  Российской
Федерации   о   правах   человека   и  гражданина.  При  этом  следует
подчеркнуть,  что, к сожалению, Уполномоченный по-прежнему лишен права
законодательной инициативы, в результате чего многие его рекомендации,
касающиеся   изменения  существующих  законов  и  принятия  новых,  не
принимаются законодателем во внимание.
     В   соответствии   с   действующим  российским  законодательством
Уполномоченный  по  правам  человека не может подменять собой судебную
систему.  Эффективность  государственного  правозащитного  института в
России  едва  ли  не целиком зависит от готовности государства и всего
общества  взаимодействовать  с  Уполномоченным,  прислушиваться  к его
рекомендациям,  принимая  или  аргументированно отклоняя их. Последнее
особенно  важно:  убедительно  отклоненное предложение Уполномоченного
обогащает  общество,  от  имени которого он выступает, новым знанием о
правах  и  свободах  человека,  в то время как отказная "отписка" лишь
подчеркивает всесилие "слуг народа", их неподконтрольность обществу.
     Уполномоченный   по   правам  человека  в  Российской  Федерации,
безусловно,  исходит из презумпции добросовестности, благонамеренности
и  рациональности  государства  в  важнейшем  деле  обеспечения прав и
свобод    человека.    Подвергая    нелицеприятной    критике   органы
государственной власти и местного самоуправления, заостряя внимание на
негативных  тенденциях государственной политики, Уполномоченный вносит
свой   вклад  в  становление  России  как  демократического  правового
государства,  высшей  ценностью  которого  являются  права  и  свободы
человека.

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа