МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ (15 - 17 ЛЕТ) В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Рекомендации. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 14.06.07 4730-ВС

Фрагмент документа "МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ (15 - 17 ЛЕТ) В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ВВЕДЕНИЕ

     Сохранение  подрастающего  поколения  относится к числу важнейших
государственных задач.
     В  Омской  области,  как  и  в  целом  по Российской Федерации, в
последние  годы  продолжается неблагоприятная тенденция в формировании
здоровья   подростков,   связанная   с   ростом  эколого-обусловленных
заболеваний,   увеличением   распространенности  патологии  с  тяжелым
течением,  приводящих  к  инвалидности.  Неоправданно высокой остается
травматическая компонента в структуре детской смертности, составляющая
в  формировании  безвозвратных  потерь более 75% с выраженным вектором
сезонности в теплое время года (рис. 1 - не приводится).
     Негативные  изменения  в  показателях  здоровья  проявляются  и в
низких  уровнях  физического  развития и физического состояния у 29,5%
юношей  и  41,5%  девушек (оценка физического состояния представлена в
методике   изучения   потерь   здоровья   подростков)  (рис.  2  -  не
приводится).
     Проблема     ухудшения     здоровья     усугубляется     влиянием
учебно-воспитательных,  медицинских факторов, которые имеют наибольший
удельный  вес  в  суммарной  общности ведущих факторов и характеризуют
несоответствующие   гигиеническим   нормативам   условия   обучения  и
недостаточный  уровень  оказания  доступной квалифицированной помощи в
условиях сельской местности.
     Незначительное    количество    исследований,   направленных   на
профилактику   подростковой   патологии,   основанной  на  комплексной
социально-гигиенической    оценке    формирования   потерь   здоровья,
подчеркивает значимость проблемы изучения резервов сбережения здоровья
подростков.   В   связи   с   этим  нами  разработана  многоуровневая,
многокомпонентная система профилактики (рис. 3).
     Для   реализации   процесса   управления   данной  системой  были
определены   "Критерии  оценки  эффективности  профилактики  нарушений
здоровья  подростков  (15  -  17  лет) на уровне сельского района" <*>
(Прил.  1)  и  обоснованы в соответствии с данными критериями комплекс
методик по изучению:
     - нарушений здоровья подростков;
     - ресурсов здравоохранения;
     - санитарно-эпидемиологического неблагополучия территории;
     - организации     профилактической     работы     с     молодежью
межведомственных структур;
     - оценки системы профилактики нарушений здоровья у подростков;
     - экономического  ущерба,  вызванного инвалидностью и смертностью
подростков;
     - прогнозирования экономической эффективности от профилактики;
     - социологического мониторинга здоровья подросткового населения.
--------------------------------
     <*> Далее по тексту - "Критерии...".

                              ------------------------------------
------------------------------|Социально-гигиенический мониторинг|------------------------------------
|                             ------------------------------------                                   |
|       -----------------------------           |          --------------------------------          |
|Блок I |Комплексная оценка здоровья|<-------------------->|Оценка среды жизнедеятельности|          |
|       -----------------------------                      --------------------------------          |
|                         |  ----------------------------------------  |                             |
|                         -->|Оценочные показатели по "Критериям..."|<--                             |
|                            ----------------------------------------                                |
|                                               \/                                                   |
|                       ---------------------------------------------------                          |
|Блок II                | Формирование комплекса ведущих факторов потерь  |                          |
|                       |здоровья подростков, территориальных особенностей|                          |
|                       ---------------------------------------------------                          |
|                                               \/                                                   |
|-- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -                                        |
||         ------------   -----------------------------       --------------------                   |
|          |Мониторинг|   |Разработка профилактических|     |-| Здравоохранение  |-                  |
||         | здоровья |   |         программ          |      |--------------------|------------------|
|          ------------   -----------------------------     ||--------------------||   Областная    ||
||---------------------------------------------------------- ||   Образование    |||межведомственная||
| |Расчет выгод от||Оценка эффективности||Выявление ведущих|||--------------------||    комиссия    ||
||| профилактики  ||     и качества     ||     проблем     | |--------------------|------------------|
| ----------------------------------------------------------|||     Культура     ||  |   Структуры   |
| Блок III                                                   |--------------------|  |               |
|- - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - - --|--------------------|------------------|
|                            \/                              ||Работа с молодежью||| Муниципальная  ||
|         --------------------------------------             |--------------------||межведомственная||
----------|Территориальная система профилактики|             |--------------------||    комиссия    ||
          |       подростковой патологии       |             -|Правоохранительные|-------------------|
          --------------------------------------              |      органы      |                   |
                             |                                --------------------                   |
                             -------------------------------------------------------------------------

            Рис. 3. Организационная модель территориальной
                         системы профилактики

Фрагмент документа "МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ (15 - 17 ЛЕТ) В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа