Фрагмент документа "МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ (15 - 17 ЛЕТ) В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".
ВВЕДЕНИЕ Сохранение подрастающего поколения относится к числу важнейших государственных задач. В Омской области, как и в целом по Российской Федерации, в последние годы продолжается неблагоприятная тенденция в формировании здоровья подростков, связанная с ростом эколого-обусловленных заболеваний, увеличением распространенности патологии с тяжелым течением, приводящих к инвалидности. Неоправданно высокой остается травматическая компонента в структуре детской смертности, составляющая в формировании безвозвратных потерь более 75% с выраженным вектором сезонности в теплое время года (рис. 1 - не приводится). Негативные изменения в показателях здоровья проявляются и в низких уровнях физического развития и физического состояния у 29,5% юношей и 41,5% девушек (оценка физического состояния представлена в методике изучения потерь здоровья подростков) (рис. 2 - не приводится). Проблема ухудшения здоровья усугубляется влиянием учебно-воспитательных, медицинских факторов, которые имеют наибольший удельный вес в суммарной общности ведущих факторов и характеризуют несоответствующие гигиеническим нормативам условия обучения и недостаточный уровень оказания доступной квалифицированной помощи в условиях сельской местности. Незначительное количество исследований, направленных на профилактику подростковой патологии, основанной на комплексной социально-гигиенической оценке формирования потерь здоровья, подчеркивает значимость проблемы изучения резервов сбережения здоровья подростков. В связи с этим нами разработана многоуровневая, многокомпонентная система профилактики (рис. 3). Для реализации процесса управления данной системой были определены "Критерии оценки эффективности профилактики нарушений здоровья подростков (15 - 17 лет) на уровне сельского района" <*> (Прил. 1) и обоснованы в соответствии с данными критериями комплекс методик по изучению: - нарушений здоровья подростков; - ресурсов здравоохранения; - санитарно-эпидемиологического неблагополучия территории; - организации профилактической работы с молодежью межведомственных структур; - оценки системы профилактики нарушений здоровья у подростков; - экономического ущерба, вызванного инвалидностью и смертностью подростков; - прогнозирования экономической эффективности от профилактики; - социологического мониторинга здоровья подросткового населения. -------------------------------- <*> Далее по тексту - "Критерии...". ------------------------------------ ------------------------------|Социально-гигиенический мониторинг|------------------------------------ | ------------------------------------ | | ----------------------------- | -------------------------------- | |Блок I |Комплексная оценка здоровья|<-------------------->|Оценка среды жизнедеятельности| | | ----------------------------- -------------------------------- | | | ---------------------------------------- | | | -->|Оценочные показатели по "Критериям..."|<-- | | ---------------------------------------- | | \/ | | --------------------------------------------------- | |Блок II | Формирование комплекса ведущих факторов потерь | | | |здоровья подростков, территориальных особенностей| | | --------------------------------------------------- | | \/ | |-- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | || ------------ ----------------------------- -------------------- | | |Мониторинг| |Разработка профилактических| |-| Здравоохранение |- | || | здоровья | | программ | |--------------------|------------------| | ------------ ----------------------------- ||--------------------|| Областная || ||---------------------------------------------------------- || Образование |||межведомственная|| | |Расчет выгод от||Оценка эффективности||Выявление ведущих|||--------------------|| комиссия || ||| профилактики || и качества || проблем | |--------------------|------------------| | ----------------------------------------------------------||| Культура || | Структуры | | Блок III |--------------------| | | |- - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - - --|--------------------|------------------| | \/ ||Работа с молодежью||| Муниципальная || | -------------------------------------- |--------------------||межведомственная|| ----------|Территориальная система профилактики| |--------------------|| комиссия || | подростковой патологии | -|Правоохранительные|-------------------| -------------------------------------- | органы | | | -------------------- | ------------------------------------------------------------------------- Рис. 3. Организационная модель территориальной системы профилактики |
Фрагмент документа "МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ (15 - 17 ЛЕТ) В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".