О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ИЮЛЯ 2001 Г. N 564. Постановление. Правительство РФ. 25.07.07 478

Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ИЮЛЯ 2001 Г. N 564".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Содержание проблемы

     Коренные  малочисленные  народы Севера на протяжении многих веков
осваивали   полярные   и   приполярные  территории,  адаптировались  к
экстремальным  природным условиям, развивали свою самобытную культуру.
Обеспечение их социально-экономического развития является национальным
приоритетом России.
     Коренные  малочисленные  народы  Севера  проживают на территориях
своих   предков,   сохраняют  самобытный  уклад  жизни.  В  Российской
Федерации  в  настоящее  время  проживает  30  коренных  малочисленных
народов   Севера  общей  численностью  более  200  тыс.  человек,  что
составляет менее 2 процентов населения Севера России.
     В  советский  период  были созданы экономическая основа и система
сбыта   продукции   традиционных  отраслей  хозяйствования,  появилась
письменность  у  26 коренных малочисленных народов Севера, развивалась
сфера   образования  и  культуры,  произошли  значительные  изменения,
связанные  с  переходом  кочевого  населения  на  оседлый образ жизни,
коренной  ломкой  хозяйственного и бытового уклада, изменением системы
традиционного   воспитания   детей,   преобразованием   индивидуальных
хозяйств  в  совхозы  и  переселением  коренных  малочисленных народов
Севера в более крупные населенные пункты.
     Негативные   процессы  в  социально-экономическом  развитии  этих
народов  усилились  в  период  перехода страны к рыночным отношениям и
привели  к  глубокому кризису оленеводства и других видов традиционной
деятельности   и   промыслов,   к   кризису  в  системе  медицинского,
культурного,  товарного,  бытового  и  транспортного  обеспечения мест
традиционного   проживания   коренных  малочисленных  народов  Севера,
катастрофическому   снижению   уровня  жизни,  сокращению  ее  средней
продолжительности  до  45  -  50  лет,  росту  безработицы  (более  50
процентов),  снижению  реальных  доходов  национальных  домохозяйств в
несколько раз.
     Для   перелома  негативных  тенденций  в  социально-экономическом
развитии коренных малочисленных народов Севера признано целесообразным
использовать  программно-целевой  метод  решения проблем. Была принята
государственная программа развития экономики и культуры этих народов в
1991  -  1995  годах. В ходе ее реализации были введены в эксплуатацию
419,2  тыс.  кв.  метров  жилья, больницы на 407 мест, школы на 3 тыс.
мест, созданы 52 оленеводческих хозяйства и другие объекты.
     Продолжением  этой  государственной  программы  стали федеральная
целевая   программа  "Экономическое  и  социальное  развитие  коренных
малочисленных  народов  Севера до 2000 года" и действующая в настоящее
время   федеральная  целевая  программа  "Экономическое  и  социальное
развитие   коренных   малочисленных  народов  Севера  до  2011  года",
реализация которой в 2002 - 2006 годах из-за дефицита средств бюджетов
субъектов Российской Федерации осуществлена не в полной мере.
     Большинство   участвующих   в   указанных   программах  субъектов
Российской   Федерации   не   смогли  разработать  механизм  замещения
выбывающих  источников  финансирования инвестиционных проектов за счет
привлечения средств внебюджетных источников.
     Проблема социально-экономического развития коренных малочисленных
народов   Севера   имеет  комплексный,  многофакторный  характер.  При
отсутствии  координирующего  органа и без проработки единого механизма
реализации  существует  опасность  утраты  контроля  за осуществлением
комплексного решения проблемы.
     Распределение ключевых мер, направленных на изменение сложившейся
неблагоприятной  ситуации  в области социально-экономического развития
коренных   малочисленных   народов   Севера,   по  многим  федеральным
министерствам  и  агентствам  может  привести  (при отсутствии единого
взаимоувязывающего  органа)  к  утрате  оперативности  и неспособности
адекватно  и активно реагировать на вопросы, которые возникают в связи
с   радикальной   трансформацией  всего  уклада  жизни,  традиционного
хозяйства  и  культуры  коренных малочисленных народов Севера. С целью
позитивного  воздействия  софинансируемых за счет средств федерального
бюджета  мероприятий,  а также для скорейшего достижения положительных
результатов  возникла  необходимость  использовать  программно-целевой
метод решения проблемы.
     Основным   способом   решения  проблемы  социально-экономического
развития    коренных    малочисленных    народов    Севера    остается
централизованный  способ,  осуществляемый  в  рамках  единого сильного
координирующего органа и единого плана мероприятий.
     За период реализации действующей программы осуществлены следующие
мероприятия:
     в  Иркутской  области  -  открыт  сувенирный  цех для Союза общин
Елизовского  района,  оборудована техническими средствами по раскрою и
пошиву шкур мастерская школы ремесел в с. Анавгай (Быстринский район),
завершено строительство школы на 132 учебных места в с. Верхняя Гутара
(Нижнеудинский  район),  строится  оленеводческая база на 1000 голов в
пос. Алыгджер (Нижнеудинский район);
     в    Кемеровской    области    -   закуплено   оборудование   для
деревообрабатывающего цеха в г. Таштаголе, введен в эксплуатацию такой
важный  энергетический  объект как ЛЭП-35 протяженностью 37 км от пос.
Шерегеш   до  пос.  Усть-Кабырза  (Таштагольский  район),  установлены
трансформаторная  подстанция мощностью 500 кВт в пос. Усть-Кабырза и 3
локальные   энергоустановки  в  поселках  Элебеза,  Шотайга,  Чизнбур,
установлена    промышленная    связь   производственного   назначения,
работающая  в  автономном  режиме на дальние расстояния, в том числе в
горной  местности,  закуплено  14  радиотелефонов  для  13  отдаленных
поселков  Таштагольского  района, где невозможна организация проводной
связи из-за горно-таежной местности;
     в  Мурманской  области  -  завершается строительство пункта забоя
оленей в с. Краснощелье (Ловозерский район);
     в   Ненецком   автономном   округе   -   завершено  строительство
оленеубойного  пункта в пос. Красное, также продолжается строительство
хлебопекарни малой мощности в пос. Хорей-Вер;
     в  Республике  Алтай - организован цех по переработке молока в с.
Турочак,  для  базовой фактории "Республика Алтай" в г. Горно-Алтайске
приобретено   производственное   и   лабораторное   оборудование   для
колбасного  цеха  и мини-пекарни, в Турачакском районе создана опорная
фактория;
     в  Таймырском  (Долгано-Ненецком)  автономном  округе  - построен
жилой   дом   в   пос.  Носок  (Усть-Енисейский  район),  продолжается
строительство окружного краеведческого музея в г. Дудинке;
     в    Республике   Саха   (Якутия)   -   завершено   строительство
оленеводческих  баз  в  местности  с.  Хатыстыр  (Алданский район) и в
местности  с.  Тяня (Олекминский улус), введена в строй оленеводческая
база  в  с.  Тополиное  (Томпонский  улус),  строится  школа в с. Тяня
(Олекминский  улус), построен Дом народов Севера в г. Якутске, а также
оленеводческая база в Момском районе;
     в  Сахалинской  области  - во всех районах компактного проживания
коренных   малочисленных   народов  Севера  при  школьных  учреждениях
действуют лагеря дневного пребывания, в 4 районах - этнолагеря;
     в  Уватском  районе  Тюменской области - приобретено 7 снегоходов
"Буран",  закуплено  3 электростанции для стойбищ, в которых проживают
коренные малочисленные народы Севера;
     в   Ханты-Мансийском   автономном  округе  -  Югре  -  приобретен
передвижной  приемный  пункт,  который  позволяет  обеспечить доставку
сырья (дикоросов, рыбы), собранного и добытого в отдаленных населенных
пунктах  автономного округа, и сохранить качество собранной продукции,
завершено  строительство  цехов  по  переработке  ягод  и  грибов в с.
Междуречье;
     в Читинской области - установлены 3 дизельных электростанции, что
обеспечило   гарантированное   и  бесперебойное  электроснабжение  сел
Моклакан, Гуля и Средняя Олекма (Тунгиро-Олекминский район);
     в  Республике  Хакасия - завершено строительство средней школы на
600 мест в с. Балыкса (Аскизский район);
     в   Республике   Тыва   -   построен   деревообрабатывающий  цех,
реконструирована  дизельная электростанция на 200 кВт в с. Сыстыг-Хем,
строятся мини-цеха по переработке ягод, грибов и орехов, забою скота и
переработке  мяса  в  с.  Кунгуртуг  (Тере-Хольский  кожуун),  а также
малокомплектная школа со спортзалом;
     в  Приморском  крае - построено 6 одноквартирных жилых домов в с.
Красный Яр (Пожарский район);
     в  Корякском  автономном округе - построена линия электропередачи
протяженностью      24,21      км,      осуществлена     реконструкция
рыбоперерабатывающей базы в с. Тымлат;
     в   Камчатской   области   -  завершено  строительство  цехов  по
переработке мяса с убойным пунктом в пос. Красное;
     в  Ямало-Ненецком  автономном  округе  -  введена  в эксплуатацию
дизельная  электростанция  в  пос.  Зеленый Яр, завершено обустройство
фактории  "Новая  Часелька"  (Красноселькупский район), построен склад
для фактории "Усть-Юрибей";
     в Амурской области - завершено строительство школы на 192 места в
с. Уркан;
     в Хабаровском крае - завершено строительство первой очереди школы
на  120  учебных  мест в с. Сикачи-Алян, для артели "Тенкур" Амурского
района  и  национальной  общины "Найхин" Нанайского района закуплены 2
пилорамы,   приобретено  скороморозильное  оборудование  для  фактории
"Лумукан" в с. Тугур (Тугуро-Чумиканский район), приобретен телефонный
концентратор   "Системы   цифровой   коммутации  "ЭЛ-КОМ"  абонентской
емкостью до 300 номеров;
     в   Томской   области   -   для  обеспечения  занятости  коренных
малочисленных  народов  Севера  в  селах Парабель, Каргасок, Иванкино,
Тегульдет,  Белый Яр и Новошумилово закуплены холодильное оборудование
и   лодочные   моторы,  в  селах  Александровское,  Напас,  Тегульдет,
Степановка  закуплены  18  лодочных  моторов "Ветерок" и 11 снегоходов
"Буран";
     в Солтонском и Красногорском районах Алтайского края -установлены
2 пилорамы;
     в   Чукотском   автономном   округе   -  введена  в  эксплуатацию
школа-сад-интернат на 160 учеников в с. Канчалан;
     в  Магаданской  области - закончена реконструкция зданий воинской
части   под  школу-интернат  на  98  мест  в  пос.  Эвенск,  закуплены
холодильные и морозильные установки.
     Ниже представлены общие итоги реализации действующей программы за
2002 - 2006 годы.
     Построено  и введено в эксплуатацию жилья общей площадью 12 682,1
кв.  метра,  завершено  строительство  17 школ на 4109 мест, введены в
эксплуатацию   3   мини-цеха   по   переработке  мяса,  ягод,  грибов,
лекарственных  растений,  выделке  кож,  шкур  морского зверя, а также
деревообрабатывающие  цеха.  Построены  7 оленеводческих баз и убойных
пунктов,  1  рыбоперерабатывающая  база,  Дом  охотника  на  15  мест.
Приобретены  31  снегоход  "Буран", 5 пилорам, 18 лодочных моторов, 14
радиотелефонов,  телефонный  концентратор,  5  комплектов холодильного
оборудования,  10  комплектов  оборудования  для переработки продукции
традиционных   отраслей,  оборудование  и  снаряжение  для  рыбного  и
охотничьего  промыслов,  мини-пекарни,  12  электростанций и дизельных
генераторов,    3    локальные    энергоустановки.    Введены    линии
электропередачи протяженностью около 20 км.
     Были  организованы  3  фактории,  построен  этнокультурный  центр
коренных малочисленных народов Севера "Дом народов Севера".
     Финансирование   указанных  мероприятий  осуществлялось  за  счет
средств  федерального бюджета (в 2002 году - 10027 тыс. рублей, в 2003
году  -  94993  тыс.  рублей, в 2004 году - 101040 тыс. рублей, в 2005
году - 102050 тыс. рублей, в 2006 году - 205630 тыс. рублей), бюджетов
субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
     Результаты  выполнения  мероприятий  программы показывают, что их
реализация  пока  лишь  сдерживает  кризисные  явления  в  экономике и
социальной   сфере,   затрагивающие  интересы  коренных  малочисленных
народов   Севера,   отчасти   способствует  воссозданию  традиционного
хозяйственного   уклада,   улучшению   транспортной  доступности  мест
традиционного  проживания,  обеспечению  их электро- и водоснабжением,
профилактике заболеваний и повышению уровня образования.
     Сохраняются  незначительные темпы роста в экономическом развитии,
улучшении  уровня  и  условий  жизни  коренных  малочисленных  народов
Севера.
     К   важнейшим  проблемам,  требующим  безотлагательного  решения,
относится   развитие   традиционного  жизнеобеспечения  (оленеводства,
охотничьего,  морского  и  рыбного  промыслов  и  др.).  В большинстве
районов  Севера оленеводство, ранее одна из наиболее доходных отраслей
традиционного хозяйства, стало убыточным.
     В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел. Улов
рыбы  в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов
Севера  сократился  почти  вдвое  в  последние  годы,  что  связано  с
отсутствием  рынка  сбыта.  Снижается  промысел  полевой пушнины из-за
истощения   ресурсов   угодий,   несовершенства  организации  промысла
(ухудшение     экономических     условий,     снижение    материальной
заинтересованности  охотников  и  другие факторы). Кризис звероводства
связан с нехваткой и резким подорожанием кормов и падением мировых цен
на продукцию звероводства.
     В    результате    промышленного    освоения   Севера   нарушился
экологический  баланс  территорий  традиционного  проживания  коренных
малочисленных  народов  Севера.  Непоправимый  урон  окружающей  среде
наносит  загрязнение  ее  отходами нефтяных и газовых промыслов. Из-за
отсутствия  ограничений  в  вопросах эксплуатации транспортных средств
разрушается  растительный  покров  тундры и сокращаются площади выпаса
оленей.  Уменьшаются  запасы  рыбы и морепродуктов, пушного и морского
зверя.  Положение  усугубляется тем, что практически прекращены работы
по изучению состояния природных и земельных ресурсов.
     Острота  социальных проблем коренных малочисленных народов Севера
более  всего ощущается в сельской местности. Реальные подушевые доходы
в  семьях оленеводов и охотников в 3 и более раза ниже соответствующих
показателей  для других групп населения, например, работников, занятых
в сфере промышленности, строительства и транспорта.
     Многие семьи не имеют жилья. Почти половина жилищного фонда сел в
местах  традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера
находится  в  ветхом  состоянии  и,  как  правило,  без водоснабжения,
канализации и инженерных сетей.
     В  структуре  смертности  представителей  коренных  малочисленных
народов  Севера  на  первом  месте  -  травмы  и отравления, многие из
которых являются прямым следствием употребления алкоголя. За последние
10  лет  смертность  от  алкогольных отравлений возросла более чем в 2
раза.
     Происходит  ухудшение  состояния  здоровья коренных малочисленных
народов  Севера.  До пенсионного возраста доживает только 8,5 процента
этих    народов.   Показатели   заболеваемости   в   1,5   раза   выше
среднероссийских. Наблюдается значительный рост таких заболеваний, как
туберкулез,  вирусный  гепатит,  кожные, паразитарные заболевания. При
этом  в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов
Севера  возникает  острая  необходимость  в  обеспечении  качественным
медицинским    обслуживанием.    Значительная    часть    больниц    и
амбулаторно-поликлинических учреждений требует капитального ремонта.
     Наблюдается     снижение     уровня    доступности    общего    и
профессионально-технического    образования   коренных   малочисленных
народов  Севера. Начальное и неполное среднее образование имеют только
80 процентов этих народов.
     Существующая  сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает
потребности  коренных  малочисленных  народов  Севера  в  образовании.
Практически  во  всех  районах  проживания  этих  народов  сокращается
количество  дневных общеобразовательных школ и дошкольных учреждений в
связи  с  тем, что данные объекты инфраструктуры находятся в аварийном
состоянии  и требуют капитального ремонта. Не решена проблема создания
малокомплектных школ.
     Школы    испытывают    недостаток   педагогических   кадров,   не
укомплектованы  учебной  и  учебно-методической литературой, пособиями
для  внеклассного  чтения,  особенно  на языках коренных малочисленных
народов  Севера,  слабо  оснащены современными техническими средствами
обучения.  Особой проблемой является обучение родному языку, который в
школах  изучают  (в  целом  по  регионам Севера) не более 50 процентов
учащихся.
     В  ряде  районов проживания коренных малочисленных народов Севера
ощущается  потребность  в  средних  специальных учебных заведениях для
подготовки специалистов в области традиционных отраслей хозяйствования
и промыслов. Нуждается в дополнительной проработке вопрос о расширении
возможностей для получения этими народами высшего образования.
     Назрела   необходимость   реформирования  и  адаптации  механизма
государственной  поддержки  коренных  малочисленных  народов  Севера к
изменяющимся  экономическим  условиям,  определения  новых  подходов и
приоритетов в решении таких проблем.
     Концепция  государственной поддержки экономического и социального
развития  районов  Севера,  утвержденная  Постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  7  марта  2000  г.  N 198, и план мер по ее
реализации   предусматривают   создание  условий  для  саморазвития  и
самообеспечения  коренных  малочисленных  народов  Севера  в местах их
традиционного  проживания,  в  том  числе поддержку традиционных видов
деятельности   (оленеводства   и   промыслов),   организацию   системы
факторийной   торговли   и  товарообмена,  получение  компенсаций  при
разработке  природно-сырьевых  ресурсов на территориях их традиционной
хозяйственной   деятельности,  развитие  организационно-правовых  форм
местного самоуправления.
     На  основе  указанной  Концепции  разработана федеральная целевая
программа  "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных
народов Севера до 2008 года" (далее - Программа).
     В  ходе  реализации  Программы  было  установлено, что выполнение
отдельных   ее  мероприятий  невозможно  в  связи  с  недостаточностью
финансирования.
     Анализ кризисной ситуации показывает, что результаты Программы не
в  полной  мере  достигают планируемых показателей, способных улучшить
социально-экономическое   положение   коренных  малочисленных  народов
Севера.

Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ИЮЛЯ 2001 Г. N 564".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа