Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ИЮЛЯ 2001 Г. N 564".
I. Содержание проблемы Коренные малочисленные народы Севера на протяжении многих веков осваивали полярные и приполярные территории, адаптировались к экстремальным природным условиям, развивали свою самобытную культуру. Обеспечение их социально-экономического развития является национальным приоритетом России. Коренные малочисленные народы Севера проживают на территориях своих предков, сохраняют самобытный уклад жизни. В Российской Федерации в настоящее время проживает 30 коренных малочисленных народов Севера общей численностью более 200 тыс. человек, что составляет менее 2 процентов населения Севера России. В советский период были созданы экономическая основа и система сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования, появилась письменность у 26 коренных малочисленных народов Севера, развивалась сфера образования и культуры, произошли значительные изменения, связанные с переходом кочевого населения на оседлый образ жизни, коренной ломкой хозяйственного и бытового уклада, изменением системы традиционного воспитания детей, преобразованием индивидуальных хозяйств в совхозы и переселением коренных малочисленных народов Севера в более крупные населенные пункты. Негативные процессы в социально-экономическом развитии этих народов усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к глубокому кризису оленеводства и других видов традиционной деятельности и промыслов, к кризису в системе медицинского, культурного, товарного, бытового и транспортного обеспечения мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, катастрофическому снижению уровня жизни, сокращению ее средней продолжительности до 45 - 50 лет, росту безработицы (более 50 процентов), снижению реальных доходов национальных домохозяйств в несколько раз. Для перелома негативных тенденций в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера признано целесообразным использовать программно-целевой метод решения проблем. Была принята государственная программа развития экономики и культуры этих народов в 1991 - 1995 годах. В ходе ее реализации были введены в эксплуатацию 419,2 тыс. кв. метров жилья, больницы на 407 мест, школы на 3 тыс. мест, созданы 52 оленеводческих хозяйства и другие объекты. Продолжением этой государственной программы стали федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" и действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", реализация которой в 2002 - 2006 годах из-за дефицита средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществлена не в полной мере. Большинство участвующих в указанных программах субъектов Российской Федерации не смогли разработать механизм замещения выбывающих источников финансирования инвестиционных проектов за счет привлечения средств внебюджетных источников. Проблема социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера имеет комплексный, многофакторный характер. При отсутствии координирующего органа и без проработки единого механизма реализации существует опасность утраты контроля за осуществлением комплексного решения проблемы. Распределение ключевых мер, направленных на изменение сложившейся неблагоприятной ситуации в области социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, по многим федеральным министерствам и агентствам может привести (при отсутствии единого взаимоувязывающего органа) к утрате оперативности и неспособности адекватно и активно реагировать на вопросы, которые возникают в связи с радикальной трансформацией всего уклада жизни, традиционного хозяйства и культуры коренных малочисленных народов Севера. С целью позитивного воздействия софинансируемых за счет средств федерального бюджета мероприятий, а также для скорейшего достижения положительных результатов возникла необходимость использовать программно-целевой метод решения проблемы. Основным способом решения проблемы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера остается централизованный способ, осуществляемый в рамках единого сильного координирующего органа и единого плана мероприятий. За период реализации действующей программы осуществлены следующие мероприятия: в Иркутской области - открыт сувенирный цех для Союза общин Елизовского района, оборудована техническими средствами по раскрою и пошиву шкур мастерская школы ремесел в с. Анавгай (Быстринский район), завершено строительство школы на 132 учебных места в с. Верхняя Гутара (Нижнеудинский район), строится оленеводческая база на 1000 голов в пос. Алыгджер (Нижнеудинский район); в Кемеровской области - закуплено оборудование для деревообрабатывающего цеха в г. Таштаголе, введен в эксплуатацию такой важный энергетический объект как ЛЭП-35 протяженностью 37 км от пос. Шерегеш до пос. Усть-Кабырза (Таштагольский район), установлены трансформаторная подстанция мощностью 500 кВт в пос. Усть-Кабырза и 3 локальные энергоустановки в поселках Элебеза, Шотайга, Чизнбур, установлена промышленная связь производственного назначения, работающая в автономном режиме на дальние расстояния, в том числе в горной местности, закуплено 14 радиотелефонов для 13 отдаленных поселков Таштагольского района, где невозможна организация проводной связи из-за горно-таежной местности; в Мурманской области - завершается строительство пункта забоя оленей в с. Краснощелье (Ловозерский район); в Ненецком автономном округе - завершено строительство оленеубойного пункта в пос. Красное, также продолжается строительство хлебопекарни малой мощности в пос. Хорей-Вер; в Республике Алтай - организован цех по переработке молока в с. Турочак, для базовой фактории "Республика Алтай" в г. Горно-Алтайске приобретено производственное и лабораторное оборудование для колбасного цеха и мини-пекарни, в Турачакском районе создана опорная фактория; в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе - построен жилой дом в пос. Носок (Усть-Енисейский район), продолжается строительство окружного краеведческого музея в г. Дудинке; в Республике Саха (Якутия) - завершено строительство оленеводческих баз в местности с. Хатыстыр (Алданский район) и в местности с. Тяня (Олекминский улус), введена в строй оленеводческая база в с. Тополиное (Томпонский улус), строится школа в с. Тяня (Олекминский улус), построен Дом народов Севера в г. Якутске, а также оленеводческая база в Момском районе; в Сахалинской области - во всех районах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера при школьных учреждениях действуют лагеря дневного пребывания, в 4 районах - этнолагеря; в Уватском районе Тюменской области - приобретено 7 снегоходов "Буран", закуплено 3 электростанции для стойбищ, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера; в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - приобретен передвижной приемный пункт, который позволяет обеспечить доставку сырья (дикоросов, рыбы), собранного и добытого в отдаленных населенных пунктах автономного округа, и сохранить качество собранной продукции, завершено строительство цехов по переработке ягод и грибов в с. Междуречье; в Читинской области - установлены 3 дизельных электростанции, что обеспечило гарантированное и бесперебойное электроснабжение сел Моклакан, Гуля и Средняя Олекма (Тунгиро-Олекминский район); в Республике Хакасия - завершено строительство средней школы на 600 мест в с. Балыкса (Аскизский район); в Республике Тыва - построен деревообрабатывающий цех, реконструирована дизельная электростанция на 200 кВт в с. Сыстыг-Хем, строятся мини-цеха по переработке ягод, грибов и орехов, забою скота и переработке мяса в с. Кунгуртуг (Тере-Хольский кожуун), а также малокомплектная школа со спортзалом; в Приморском крае - построено 6 одноквартирных жилых домов в с. Красный Яр (Пожарский район); в Корякском автономном округе - построена линия электропередачи протяженностью 24,21 км, осуществлена реконструкция рыбоперерабатывающей базы в с. Тымлат; в Камчатской области - завершено строительство цехов по переработке мяса с убойным пунктом в пос. Красное; в Ямало-Ненецком автономном округе - введена в эксплуатацию дизельная электростанция в пос. Зеленый Яр, завершено обустройство фактории "Новая Часелька" (Красноселькупский район), построен склад для фактории "Усть-Юрибей"; в Амурской области - завершено строительство школы на 192 места в с. Уркан; в Хабаровском крае - завершено строительство первой очереди школы на 120 учебных мест в с. Сикачи-Алян, для артели "Тенкур" Амурского района и национальной общины "Найхин" Нанайского района закуплены 2 пилорамы, приобретено скороморозильное оборудование для фактории "Лумукан" в с. Тугур (Тугуро-Чумиканский район), приобретен телефонный концентратор "Системы цифровой коммутации "ЭЛ-КОМ" абонентской емкостью до 300 номеров; в Томской области - для обеспечения занятости коренных малочисленных народов Севера в селах Парабель, Каргасок, Иванкино, Тегульдет, Белый Яр и Новошумилово закуплены холодильное оборудование и лодочные моторы, в селах Александровское, Напас, Тегульдет, Степановка закуплены 18 лодочных моторов "Ветерок" и 11 снегоходов "Буран"; в Солтонском и Красногорском районах Алтайского края -установлены 2 пилорамы; в Чукотском автономном округе - введена в эксплуатацию школа-сад-интернат на 160 учеников в с. Канчалан; в Магаданской области - закончена реконструкция зданий воинской части под школу-интернат на 98 мест в пос. Эвенск, закуплены холодильные и морозильные установки. Ниже представлены общие итоги реализации действующей программы за 2002 - 2006 годы. Построено и введено в эксплуатацию жилья общей площадью 12 682,1 кв. метра, завершено строительство 17 школ на 4109 мест, введены в эксплуатацию 3 мини-цеха по переработке мяса, ягод, грибов, лекарственных растений, выделке кож, шкур морского зверя, а также деревообрабатывающие цеха. Построены 7 оленеводческих баз и убойных пунктов, 1 рыбоперерабатывающая база, Дом охотника на 15 мест. Приобретены 31 снегоход "Буран", 5 пилорам, 18 лодочных моторов, 14 радиотелефонов, телефонный концентратор, 5 комплектов холодильного оборудования, 10 комплектов оборудования для переработки продукции традиционных отраслей, оборудование и снаряжение для рыбного и охотничьего промыслов, мини-пекарни, 12 электростанций и дизельных генераторов, 3 локальные энергоустановки. Введены линии электропередачи протяженностью около 20 км. Были организованы 3 фактории, построен этнокультурный центр коренных малочисленных народов Севера "Дом народов Севера". Финансирование указанных мероприятий осуществлялось за счет средств федерального бюджета (в 2002 году - 10027 тыс. рублей, в 2003 году - 94993 тыс. рублей, в 2004 году - 101040 тыс. рублей, в 2005 году - 102050 тыс. рублей, в 2006 году - 205630 тыс. рублей), бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Результаты выполнения мероприятий программы показывают, что их реализация пока лишь сдерживает кризисные явления в экономике и социальной сфере, затрагивающие интересы коренных малочисленных народов Севера, отчасти способствует воссозданию традиционного хозяйственного уклада, улучшению транспортной доступности мест традиционного проживания, обеспечению их электро- и водоснабжением, профилактике заболеваний и повышению уровня образования. Сохраняются незначительные темпы роста в экономическом развитии, улучшении уровня и условий жизни коренных малочисленных народов Севера. К важнейшим проблемам, требующим безотлагательного решения, относится развитие традиционного жизнеобеспечения (оленеводства, охотничьего, морского и рыбного промыслов и др.). В большинстве районов Севера оленеводство, ранее одна из наиболее доходных отраслей традиционного хозяйства, стало убыточным. В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел. Улов рыбы в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера сократился почти вдвое в последние годы, что связано с отсутствием рынка сбыта. Снижается промысел полевой пушнины из-за истощения ресурсов угодий, несовершенства организации промысла (ухудшение экономических условий, снижение материальной заинтересованности охотников и другие факторы). Кризис звероводства связан с нехваткой и резким подорожанием кормов и падением мировых цен на продукцию звероводства. В результате промышленного освоения Севера нарушился экологический баланс территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение ее отходами нефтяных и газовых промыслов. Из-за отсутствия ограничений в вопросах эксплуатации транспортных средств разрушается растительный покров тундры и сокращаются площади выпаса оленей. Уменьшаются запасы рыбы и морепродуктов, пушного и морского зверя. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов. Острота социальных проблем коренных малочисленных народов Севера более всего ощущается в сельской местности. Реальные подушевые доходы в семьях оленеводов и охотников в 3 и более раза ниже соответствующих показателей для других групп населения, например, работников, занятых в сфере промышленности, строительства и транспорта. Многие семьи не имеют жилья. Почти половина жилищного фонда сел в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера находится в ветхом состоянии и, как правило, без водоснабжения, канализации и инженерных сетей. В структуре смертности представителей коренных малочисленных народов Севера на первом месте - травмы и отравления, многие из которых являются прямым следствием употребления алкоголя. За последние 10 лет смертность от алкогольных отравлений возросла более чем в 2 раза. Происходит ухудшение состояния здоровья коренных малочисленных народов Севера. До пенсионного возраста доживает только 8,5 процента этих народов. Показатели заболеваемости в 1,5 раза выше среднероссийских. Наблюдается значительный рост таких заболеваний, как туберкулез, вирусный гепатит, кожные, паразитарные заболевания. При этом в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера возникает острая необходимость в обеспечении качественным медицинским обслуживанием. Значительная часть больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений требует капитального ремонта. Наблюдается снижение уровня доступности общего и профессионально-технического образования коренных малочисленных народов Севера. Начальное и неполное среднее образование имеют только 80 процентов этих народов. Существующая сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает потребности коренных малочисленных народов Севера в образовании. Практически во всех районах проживания этих народов сокращается количество дневных общеобразовательных школ и дошкольных учреждений в связи с тем, что данные объекты инфраструктуры находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. Не решена проблема создания малокомплектных школ. Школы испытывают недостаток педагогических кадров, не укомплектованы учебной и учебно-методической литературой, пособиями для внеклассного чтения, особенно на языках коренных малочисленных народов Севера, слабо оснащены современными техническими средствами обучения. Особой проблемой является обучение родному языку, который в школах изучают (в целом по регионам Севера) не более 50 процентов учащихся. В ряде районов проживания коренных малочисленных народов Севера ощущается потребность в средних специальных учебных заведениях для подготовки специалистов в области традиционных отраслей хозяйствования и промыслов. Нуждается в дополнительной проработке вопрос о расширении возможностей для получения этими народами высшего образования. Назрела необходимость реформирования и адаптации механизма государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении таких проблем. Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. N 198, и план мер по ее реализации предусматривают создание условий для саморазвития и самообеспечения коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания, в том числе поддержку традиционных видов деятельности (оленеводства и промыслов), организацию системы факторийной торговли и товарообмена, получение компенсаций при разработке природно-сырьевых ресурсов на территориях их традиционной хозяйственной деятельности, развитие организационно-правовых форм местного самоуправления. На основе указанной Концепции разработана федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года" (далее - Программа). В ходе реализации Программы было установлено, что выполнение отдельных ее мероприятий невозможно в связи с недостаточностью финансирования. Анализ кризисной ситуации показывает, что результаты Программы не в полной мере достигают планируемых показателей, способных улучшить социально-экономическое положение коренных малочисленных народов Севера. |
Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ИЮЛЯ 2001 Г. N 564".